Подписаться на обновления
26 октябряПонедельник

usd цб 76.4667

eur цб 90.4142

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина 
  четверг, 12 ноября 2009 года, 09:31

Игорь Мартынов: «Техника самовыживания!»
Журналист «Русского пионера» и «автор слов» считает, что литература для настоящего мужчины — занятие постыдное


// РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Игорь Мартынов не любит «новую журналистику» и считает, что старая журналистика — это когда много лишних, потому и нужных, слов. Но языковую корявость надо не упускать — подпитывать.

Игорь Мартынов не считает себя писателем («литература — постыдное занятие для мужчины»), скорее «автором слов (и музыки)», так как помимо текстов записывает ещё и песни.

Отработав 25 лет на радио «Свобода», идеологический эмигрант и писатель Сергей Юрьенен организовал сначала своё издательство «Вольный стрелок», а затем учредил и одноимённую литературную премию. Не смог остаться в стороне от текущего культурного процесса, привыкнув пропагандировать книжные новинки в «Поверх барьеров», своей радиопередаче, уже давно ставшей культовой. Уже вручён первый комплект серебряных пуль. Новая независимая литературная премия поддерживает серьёзную литературу и качественные тексты, находимые и распространяемые в основном через интернет. Объявлены первые лауреаты.

Помимо дисков выпускает ещё и книги. Сборник лирических репортажей из прошлого «Химки-Ховрино, дым над водой», вышедший пять лет назад, частично звучал по радио «Свобода».

Далее был «Free lance: Декада свободы», выпущенный интернет-самиздатовским «Вольным стрелком» Сергея Юрьенена (там же, кстати, переиздан и первый сборник Мартынова, ставший библиографической редкостью), тоже, вероятно, писавшийся с голоса. Ну или так же, как пишется музыка, очень уж он ритмически изощрённо организован.

Сегодня пришла очередь третьего избранного под названием «Неопалимая фанера». Мартынов, безусловно, классик, вот только жанр, которому отдана длинная журналистская жизнь, определить сложно. «Репортаж» или «очерк» — звучит сухо, «лирическая проза» — грустно, «новая журналистика» — пафосно. Собственно, для того чтобы определить, чем же Игорь занимается, мы и затеяли этот разговор.

— Игорь, как бы вы обозначили тот странный жанр, зависший между фикшн и нон-фикшн, очерком и рассказом, в котором вы обычно выступаете?
— А я бы так его и обозначил — «в поисках жанра», и это осознанный заём у Василия Палыча, которого считаю учредителем микста «фикшн — нон-фикшн» («Круглые сутки нон-стоп»).

Я же так пишу, потому что не имею права засорять читателя стопроцентным вымыслом, но и сухая документальность, не спрыснутая фантазией, по мне, скучна. Вот и совмещаю как могу.

— Но по факту выходит «новая журналистика», основанная на личной, точно прописанной интонации и на узнаваемых ситуациях, которые, несмотря на жизненность, поданы под литературным соусом, нет?
«Новая журналистика» — это, наверное, вид текстов, окрепший в интернете. Всё едино, авторства не разберёшь, не докажешь.

Мне же милее журналистика старая, очень старая.

Занесла судьба на днях в Ховрино, причём со стороны Западного Дегунина. Рекомендую адептам теории, что есть Москва и остальная Россия, навестить привокзальный рынок на улице Путейской — это та ещё Россия, РСФСР, просроченный товар, лоточница с воплем: «Носки, трусы, беретки берём на все случаи!» — и среди сумятицы развал пожелтевшей макулатуры советской поры.

Так вот, там взгляд мой упал на томик Добролюбова. Никакой вид печатной продукции давно не шевелит мне душу, а тут что-то колыхнулось — надо, надо купить Добролюбова!

Человек в ожидании электрички, облокотившийся на оградку, читающий Добролюбова, — примерил я на себя и даже загордился.

А ведь есть советский и той же поры американский очерк, есть путевые заметки Битова, по качеству текстуры более чем художественные. И что с того, что швы наружу?

Так и было задумано. Старая журналистика — это много лишних, потому и нужных слов. Языковую корявость надо не упускать — подпитывать.

— Правильно ли я понимаю, что абзац про Добролюбова и был иллюстрацией про «новый журнализм» в стиле «сделай сам»?
— Вот именно: поскольку документы у всех одни и те же, авторство (или какой-никакой креатив) доступно проявить только в их интерпретации. Получается «авторская журналистика», но в метрику такое вряд ли впишут.

— «Новая журналистика» — это ведь ещё «и нашим и вашим»: вроде бы как журналистика, но, с другой стороны, литература, что может успокоить самого нервного репортёра, над которым висит проклятие обязательно написать роман. Ведь есть стереотип, что каждый журналист имеет в загашнике недописанный шедевр?
— Роман, беллетристика — вообще-то сильно молодой жанр, чтобы именно его считать пропуском в литературу. А почему не эпиграмму, не оду, не басню?

Не ту же журналистику — которая («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») вообще-то попервозданнее романа будет, в том числе и на русском.

Скорее, нервному писателю впору прописать очерк или репортаж как успокоительное.

— А вы, Игорь, себя сами как определяете?
— Автор слов (и музыки).

— Что вы подразумеваете под музыкой?
— Так я же песни пишу, а там одними словами не обойтись. Некоторые образцы моего вокально-инструментального творчества можно обнаружить внутри номера 11 журнала «Русский пионер», на вложенном диске.

Может быть, из этой склонности к музицированию и берётся неуёмная тяга к напевности текстов, аудиофилия — в ущерб смыслу. Иной раз ради хорошей аллитерации, ради слухового эффекта пущу под откос и сюжет, и фабулу ― и без сожаления.

— Это правда. Впервые я услышал ваши тексты по радио. На «Свободе» в «Поверх барьеров» читали ваш рассказ о том, как вы самолёт угоняли. Откуда растёт музыкальность вашей прозы? Проговариваете ли вы текст, когда пишете?
— Пошевеливаю губами, большего себе не позволяю — пишущий человек сегодня и так вполне пугающ, чтобы ещё и голосить при этом. Вообще литература — довольно постыдное занятие для мужчины, если он в рассудке, в физической форме, тем более семейный.

Нужны веские основания, чтобы вот так разбазаривать жизненное время, отведённое на заработок, на карьеру, на быт. Может быть, отсюда привязанность к журналистике — всё-таки какое-никакое дело, профессия.

— А в чём постыдность-то?
— «Я писатель» — всё равно что сказать «я любитель», «я ухажёр», «я наблюдатель».

Если художник или музыкант ещё хоть как-то конвертируются в общественно пригодные изделия, то писательство — столь интимный род деятельности (или бездействия), что активно издающийся человек вызывает чувство неловкости, как не закрывающийся в вокзальном сортире.

Не будем забывать и про гектары вырубленного леса во имя толстого тома очередного графомана — графоманы тонко не пишут. Кто-то скажет — так ведь теперь можно без бумаги справлять словесную нужду, через интернет.

Но чем же провинились серверы, каково им-то, не поперхнувшись, переваривать текстовые терабайты?! И чем ещё нам отзовётся засорённая шлаком Сеть?

Выход, стало быть, один: вернуться к изустной эре, в догутенберговскую норму. Собери друзей на даче, на кухне, в тамбуре и читай им хоть ночь напролёт! И экологии в радость, и друзья тихонько вздремнут.

— Очень странная позиция для нынешних времён, когда все глядят в Наполеоны... Значит, журналистика нужна вам для прикрытия?
— Для меня это техника самовыживания. Что делать, если тяга к случке слов неизлечима?

И потом, я не вижу ни единого повода, чтобы доверять своему вымыслу больше, чем сиюминутности жизни. Всё, что я навыдумаю, будь я трижды Толкиен, не стоит не то что слезы, а даже улыбки, малейшей ужимки реальности — успеть бы зафиксировать, хотя бы бегом, стилусом в смартфон, ключом на пляжной гальке... Сейчас интереснее вечности.

— Рассказ про угон самолёта («Лонгомай и другие попытки бегства») вошёл в вашу книгу «Химки-Ховрино, дым над водой», как и другие тексты, опрокинутые в прошлое. Книга эта — сборник «репортажной лирики», и оканчивается она 2002 годом. А как устроена ваша новая книга?
— «Неопалимая фанера» — это опять сборник, отрезки, на цельный кусок духу не хватает. Там и мемуары стареющего фаната («Динамо», Москва), и свежие командировки (за пожарскими котлетами в Торжок, за смертельным абсентом в Пльзень), и какие-то зарисовки с необъятной натуры.

Нет чёткой периодизации, как в прошлых сборниках, связь между текстами ассоциативная, алогичная. Есть и скороговорки, а кое-чему пойдёт и размеренное чтение. Главное, что с таким издателем есть полная свобода компоновки. В метрополии это исключено.

— То есть вы даже не предлагали свой сборник российским издателям?
— Предлагалось продолжение путешествий, другой том «Химки-Ховрино, дым над водой», — в ответах издателей рекомендовалось припасть уже к какому-нибудь берегу и не метаться между прозой и репортёрством. А как же без этих метаний, если в них-то и остался последний интерес?

— А если вот взять и забацать бестселлер, как думаете, не слабо? Вдруг жизнь после этого изменится? Или вам не нужно свою жизнь менять?
— Бестселлер при нынешнем раскладе понятие сугубо пиарное, к качеству текста отношения не имеет. А вот «забацать» крепкую цельнокроеную вещь, а не словесную разминку — есть такое желание, да. Но такой текст — это даже не труд, это как-то сложней, бесполезней…

Состояние — чтоб впасть, надо поставить всё на кон, кусман жизни, — ты готов 10 лет отдать за лексическую вязь? За лобзиком выпиленное слово?

Литература — самый медленный способ самовыражения. И уж конечно, редкий читатель дождётся, пока ты выскажешься. Разве что из гуманизма, как заику.

— Это ваша третья книга, выпущенная Юрьененом в издательстве «Вольный стрелок». Будут ещё?
— «Вольный стрелок», он на то и вольный, чтобы лупить по тем мишеням, которые сам себе выбирает. Завидки, завидки берут, когда видишь перечень авторов «Вольного стрелка»: ни единой фамилии из козырного пула, а всё-таки издано. Значит, можно! А кому-то и нужно.

Это сейчас последнее доступное стрельбище для неучтённой, «неформатной» литературы. Тут, конечно, издательский слух Сергея Юрьенена — вылавливать и усиливать те голоса, которые надо услышать. А они разные, он ведь не для хора, чтоб дирижировать, подыскивал.

«Я из обоймы Юрьенена» — так и хочется сказать, потому что у него не надо перецеливаться. Пуляй куда умеешь. Только бы попал.

— Игорь, так о чём можно поговорить, кроме литературы? Что вас сегодня занимает?
— Мотоцикл. Главная претензия к мирозданию — краткость мотосезона в России. Вижу единственный повод слегка недолюбливать, а иногда покидать эту Богом меченную землю — в поисках тепла, круглогодичности покатушек.

Левой ступнёй нажимаешь рычаг. Левой кистью отпускаешь сцепление, правой откручивая газ. Вот триединство, возвращающее жизни смысл.

— А какие покатушки круче — литературные или мотоциклетные?
— Без разницы: в обоих случаях есть ритмика, фонетика. Хороший текст звучит как прямоток, но и наоборот — иную «Йошимуру» уподоблю гениальной строчке.

От слов иском адреналин, как от захода под углом предельным, с коленочкой. К чему стремлюсь, включая зажигание. Или макбук.

— Где и когда лучше кататься? Ночная Москва? Ленгоры или… (ваш вариант).
— Никаких Воробьёвых, тем более ночью! Только при свете дня и как можно дальше. В этом сезоне я мощно растрясся до Селигера, по трассе «Балтия» (если кто не знает, там заливают трещины битумом так, что за руль, вопреки всем законам мотовождения, приходится держаться, чтоб элементарно курам на смех не вылететь из седла).

Игорь Мальцев, дедушка русской «новой журналистики», русской винной критики, неутомимый исследователь порно и автолюбитель, написал замечательную книгу. Sina — это фикшн напополам с нон-фикшн, физиологический очерк, настоянный на хорошей русской прозе. Собственно, это хорошая русская проза и есть.

Дмитровское направление, с его грамотными изгибами, но незаживающе срытым асфальтом, тоже было и будет источником вдохновения...

Я не стану упоминать банальности вроде трассы «Дон-4» и того, под Тулой, раскорёженного выезда с моста... То шествие комбайнов, за Ельцом, которое обходишь по встречке только ради Понта — в него, в Аксинский, поскорее бросить кости... скинув куда попало амуницию.

Странно, но именно незащищённость быстрее всего конвертируется в неуязвимость — если, конечно, не сбрасывать газ. И в моём последнем сборнике есть попытка фиксации скоростных ощущений, в очерке «Елецкая элегия». Герой как раз летит на юг на верном «литре».

— Вам нравится жить в Москве?
— Нет. Но дело-то, конечно, не в её хаотичности или аляповатости. Просто мне для вдохновения надо чувствовать (или хотя бы подозревать) себя чужаком, посторонним, заезжим. А в Москве каждый метр знаком, я и в Южном Куркине, и в Нижнем Жулебине был — ничего там не встретил.

«Торжественными иностранцами проходим городом родным» — я так не умею, helas...

— Поэтому вы и уезжаете (въезжаете) в свои тексты?
— Когда-то ценность текста мерилась сложностью «въезда» в него, теперь тянет сделать что-нибудь простое, без аллюзий и затей. Речью прямой, родной.

— Вы прямой речью и занимаетесь в «Русском пионере»?
— Там у нас все прямой речью занимаются — журнал-то авторский. Главное, своей прямой речью не заглушить соседнюю. Чтобы различались голоса и интонации.

— А в каком из изданий вам работалось лучше всего?
— «Собеседник» конца 80-х, но это по молодости лет. «Столица» образца 1997 года — яркая публика, живая атмосфера. Ну и фриланс на «Свободе», пока там был Сергей Юрьенен, — прыжки в эфире без страховки.

— Как изменилась журналистика, стала ли она более литературной или наоборот?
— Тот особый род журналистики (а может быть, литературы, неважно) — лирический репортаж, — которым я занимаюсь, мало подвержен переменам.

Человек-автор оказывается в действительности и окучивает её как умеет. По мере сил. Так оно и при Аграновском было, и при Лондоне (Джеке).

А действительности пока хватает.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 







Есенинская тайнопись: «Россия… Ты понимаешь, Россия…»

«Славно! Конец неначинающегося романа!»

125 лет назад, 3 октября 1895 года родился Сергей Есенин. Великий русский поэт, давший ответ на многие незаданные в начале прошлого века вопросы.

06.10.2020 19:00, Игорь Фунт


Королева меланхолии. Царица русского стиха

115 лет назад, 9 сентября 1905 умерла Мирра Лохвицкая. Одна из основоположников женской поэзии

Известно блестящее её определение как «Русская Сафо». Но не все в курсе истории появления, простите, термина. Сего нежного названия. [В отличие от растиражированных семейных версий возникновения псевдонима «Мирра».]

09.09.2020 20:00, Игорь Фунт


4 дня

150 лет назад, 7 сентября 1870 года родился А. И. Куприн

Спад промышленного производства. Денежная система в коллапсе. Цены растут невообразимо. Военные неудачи. Явно назревшая необходимость реформирования законодательной власти. Низкий уровень жизни, повальная бедность! Повсеместный зажим гражданских прав. При декларируемых октябрьским Манифестом 1905 г. свободе слова, СМИ, неприкосновенности личности — творится натуральный отлов инакомыслящих. Вплоть до беспредела, насилия, вплоть до исчезновения последних. Глобальная шпиономания, слежка, слежка...

07.09.2020 19:00, Игорь Фунт


На том конце замедленного жеста

История любви Василия Аксенова и Майи Кармен

Однажды на исходе 60-х годов прошлого века популярный молодой советский писатель приехал в Ялту отдохнуть и поработать в Доме творчества. В первый же день в писательской столовой он встретил свою подругу, не менее известную поэтессу. Разговорились. Всплеснув руками, она воскликнула: «Как, ты не знаешь Майю? Сейчас я вас познакомлю!».

24.08.2020 19:00, Ирина Карпинос, literratura.org


Грин без грима

140 лет назад, 23 августа 1880 года, родился Александр Грин

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

23.08.2020 20:00, Ника Батхен, gorky.media


«Радостно жить, — радостно и умирать»

Татьяна Кузминская о своей последней встрече со Львом Толстым

Писательница Татьяна Кузминская, послужившая прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир», рассказала о своей последней встрече со Львом Николаевичем Толстым, которому она приходится свояченицей, в его поместье в Ясной Поляне осенью 1907 года. В диалогах с мемуаристкой писатель, отлученный от церкви, рассказывает о бессмертии души, смысле жизни и смерти. Публикуем авторский текст без сокращений.

13.08.2020 19:00, Татьяна Кузминская, grandpaper.ru


Литературный опиум для народа

Каким книгам поклоняется массовый читатель

Истина «популярный — не значит хороший» распространяется не только на музыку, кино и моду, но и на литературу: как правило, самыми востребованными оказываются книги, не блещущие оригинальностью замысла и не обладающие высокой художественной ценностью, но претендующие на интеллектуальность.

31.07.2020 19:00, Мария Иванова для T&P


Надежда Тэффи. «Модный адвокат»

В этот день народу в суде было мало. Интересного заседания не предполагалось. На скамьях за загородкой томились и вздыхали три молодых парня в косоворотках. В местах для публики — несколько студентов и барышень, в углу два репортера.

19.07.2020 19:00, izbrannoe.com


Чехов: «Сахалин – это ад»

Записки русского писателя

В 1890 году Чехов, будучи уже известным писателем, совершил путешествие через Сибирь на Сахалин, где содержались и работали тысячи каторжан и ссыльных.

09.07.2020 19:00, Анастасия Дулькина, diletant.media






 
Вселенная Пелевина

Новости

Вики-семинар по проекту «Выпускники и наставники» в Грозненском государственном нефтяном техническом университете
30 сентября 2020 года в Институте прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова состоялись семинар и практикум, посвящённые конкурсу «Выпускники и наставники России 2020» — проекту, реализуемому при поддержке Фонда президентских грантов.
Первый шаг на пути к глобальной инфраструктуре — национальные IP-сети
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский принял участие в международной конференции «Глобальный цифровой рынок контента» Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).
Международную Букеровскую премию дали за роман «Неловкий вечер»
26 августа был объявлен лауреат Международной Букеровской премии — им стала 29-летняя писательница из Нидерландов Марике Лукас Рейневелд. Награда присуждена за роман «Неловкий вечер» (The Discomfort of Evening), сообщается на сайте премии. Марике стала самой молодой победительницей за всю историю международного Букера.
Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.
Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.