Подписаться на обновления
17 январяЧетверг

usd цб 66.7617

eur цб 76.1350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Агент Ноосферы   вторник, 29 ноября 2016 года, 18:00

Идеология свободного знания
«Мы хотим собрать все знания в одном месте, чтобы они были доступны человечеству»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интервью с исполнительным директором НП «Викимедиа РУ» Станиславом Козловским о странностях авторского права в России, открытом доступе, работе крупнейшей универсальной интернет-энциклопедии Википедии и о тех, кто ее делает.

– Участник Википедии – это кто?

– Несколько лет назад проводился опрос участников Википедии, в котором участвовало около 130 тысяч человек. Из них около 45 тысяч были участниками из России. Оказалось, что в большинстве своем авторы Википедии — это мужчины, их около 90% (а среди участников опроса из России их было 96%). Как правило, это люди в возрасте 25 лет, с высшим образованием – либо аспиранты, либо недавно защитившиеся. Большинство из них неженатые и бездетные – соответственно, у них много свободного времени. Этим людям интересно создать что-то полезное, что не будет потеряно и пополнит общую копилку знаний. Например, ты пишешь пост на Facebook, а через два дня его уже невозможно найти. А все, что ты пишешь в Википедию, если оно написано хорошо, может храниться там годами и приносить пользу всем.

– А сколько времени нужно на освоение технологии?

– В принципе, чтобы просто разобраться в вики-разметке нужно около полутора часов. По крайней мере, студенты за одно занятие вполне всё осваивают. Но чтобы написать статью и влиться в сообщество википедистов потребуется больше времени и, главное, нужно действительно хотеть этого. Как правило, период между тем, как человек впервые зарегистрировался в Википедии и начал что-то более-менее активно редактировать, составляет несколько месяцев, а иногда и лет. Сначала человек думает, что написать статью просто: раз-раз, накопировал куски, поставил. А ее удалили. Он начинает выяснять, разбираться, потом понимает, как нужно делать, а потом следить за остальными, чтобы и они делали правильно. Сейчас около 10-12 тысяч человек ежедневно редактируют Википедию. Это те люди, которые не представляют жизнь без Википедии и постоянно пишут новые статьи.

– Вы как-то привлекаете новых авторов?

– Википедию читают многие, а вот желающих редактировать – мало. Примерно 1% читателей, хотя бы раз в жизни пробовал там зарегистрироваться, а 1% из тех, кто зарегистрировался, хоть один раз проставил запятую или исправил опечатку. У нас, к сожалению, очень высокий порог вхождения.

Как привлекаем? Например, читаем лекции и проводим занятия в ВУЗах. Многие участники Википедии – преподаватели разных университетов. Например, я провожу занятия на факультете психологии МГУ, где студенты 4 курса пишут статьи в Википедию. Потом эти статьи рецензируются профессорами, доцентами – теми, кто на этих темах специализируется. Они дают замечания, студент исправляет статью, дополняет ее, потом она или принимается, или не принимается. За это он, например, получает на экзамене автомат. В этом году студенты психфака написали 90 статей, которые сотрудниками факультета психологии, и получились довольно хорошими. Другой вопрос, что, увы, это не очень эффективно, ведь студенты пишут только одну статью, а вот вторую – уже нет.

– Наверное, должен быть какой-то стимул?

– Мы спрашивали людей, которые пишут в Википедию, зачем они это делают. Основная мотивация – желание собрать все знания в одном месте, чтобы они были доступны человечеству. Это созвучно с идеологией Википедии. Человек разделяет наши ценности и понимает: если не сделает он, никто не сделает.

Люди, которые пишут эти статьи, не получают ни денег, ни славы. Можно, конечно, посмотреть, кто какую статью написал, но, как правило, читателей это не интересует.

Мы пытаемся как-то поддерживать наших авторов. Например, для этого существует Вики-премия. У нас есть робот, который считает, кто больше всего статей в году написал, кто сколько отредактировал и т.п. Самые продуктивные авторы, а также авторы статей, которые были признаны сообществом «Статьями года», получают стеклянную статуэтку Вики-премии и признание в сообществе. Это не деньги, конечно, но тоже приятно.

– Как соотносятся «Викимедиа» и «Википедия»?

– Википедия возникла в 2001 году, а в 2003 стало понятно, что нужна какая-то организация, которая смогла бы решать вопросы, возникающие в оффлайне. Так возникло американское отделение, которому основатель Википедии отдал права на торговые марки, логотипы и т. д. Оно занимается серверами, движком, ее программисты исправляют ошибки.

Потом появилось немецкое отделение, а в 2007 году решили открыть российское. Очень долго ходили бумаги по Минюсту: там не понимали, что значит «распространение знаний» (полное название организации «Некоммерческое партнерство содействия распространению энциклопедических знаний "Викимедиа РУ”», – прим. ред.), какова основная цель нашей деятельности. Но в итоге в 2008 году всё-таки нас зарегистрировали. Учредители российского филиала – участники Википедии, которые в проекте уже более десяти лет.

Отделения Викимедиа есть во многих странах, сейчас их уже около 50. В странах СНГ есть отделения в Армении, Украине и в Эстонии. А вот в Беларуси их нет, потому что там создать подобную некоммерческую организацию оказалось не так просто.

– Чем занимается Викимедиа в России?

– «Викимедиа» поддерживает свои проекты и их участников. Кроме Википедии, о которой все знают, есть, например, Викисклад, Викиновости, Викигид, Викисловарь. Все эти проекты работают по одним и тем же принципам, просто с разным контентом. Что касается Википедии в России, то это не только Русская Википедия. В России Википедия пишется примерно на 40 языках: татарском, башкирском, чеченском, якутском, лезгинском, чувашском и так далее. Мы проводим конференции, где участники проектов Викимедиа могут встретиться, обменяться опытом, разрешить споры и придумать как дальше развивать вики-проекты.

Кроме конференций иногда для развития какой-то тематической области проводятся конкурсы с призовым фондом, который формируется либо из собственных средств «Викимедиа РУ», либо предоставляется спонсорами. Так создается огромное количество статей, примерно несколько тысяч ежегодно.

Кроме того, два раза в год мы проводим большие международные фотоконкурсы. В них участвуют наши читатели, присылают нам фотографии объектов культурного или природного наследия. Таким образом, в год мы получаем около 40 тысяч уникальных фотографий высокого качества, которые потом иллюстрируют статьи.

Ещё организуем вики-экспедиции и вики-экскурсии, где участники Википедии вместе собирают материал для статей. И, конечно, «Викимедиа РУ» вынуждена общаться с представителями органов власти, в частности, с Роскомнадзором.

– Где и как Вы находите спонсоров?

– Находим с трудом. Например, в этом году Ассоциация интернет-издателей помогла нам провести конкурс статей на тему общественного достояния. Участники Википедии писали статьи про авторов, чьи произведения перешли в этот правовой режим с 1 января 2016 года, загружали сами произведения в Викитеку, писали статьи про авторское право. В ходе этого конкурса вышло около 700 статей, что для нас очень много. Хотелось бы продолжить эту традицию, ведь каждый год 1 января новые произведения переходят в общественное достояние, однако для конкурсов нужно все-таки какое-то финансирование, чтобы обеспечить призовой фонд.

– У Вас есть ежегодные конференции?

– Да, каждый год в разных городах проходит большая Вики-конференция. В этом году была уже десятая, юбилейная Вики-конференция в Питере, в прошлом году – в Костроме. Кроме того, проводятся региональные мероприятия, посвящённые вики-проектам на языках России, в этом году они прошли в Ижевске и Петрозаводске. Ещё в этом году Яндекс помог нам провести ежегодную Вики-конференцию.

– Конференции проводятся за счет Wikimedia Foundation?

– Нет. В России есть закон об иностранных агентах, поэтому ни одной копейки из-за границы – неважно, Америки, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана или Армении – мы получить не можем. Все делается только на те деньги, которые собираются в России. Такие проблемы есть только у двух отделений — у нас и у отделения в Венесуэле. Другие отделения могут использовать иные механизмы финансирования – например, получать гранты. А в Польше вообще есть такой закон: когда люди платят налоги, они выбирают, какой некоммерческой организации отдать 1% от их суммы. Многие поляки направили этот процент в польское отделение Викимедиа.

– А международная конференция?

– Международная конференция называется «Викимания». На нее собирается несколько тысяч человек, и проводится она силами американского отделения и местного отделения страны, в которой проходит.

Попасть на нее очень просто: во время подачи заявок на конференцию в Википедии на самом видном месте висит баннер: «Принимаются заявки на “Викиманию”». В этом году конференция проходила в Италии, в следующем она пройдёт в Канаде. Если интересно, то можно щёлкнуть по баннеру, перейти на сайт конференции, зарегистрироваться и приехать.

– Многие люди считают, что в интернете и так все есть и обеспечение открытого доступа к информации не требует специальных усилий. Что Вы об этом думаете?

– Нам не хватает той информации, которая есть в интернете. Например, для создания полноценной статьи нужны фотографии. Все фотографии 20 века защищены копирайтом. Сделать мы их уже не можем, потому что 20 век закончился. Искать фотографов и заключать с ними договоры мы тоже не можем, так что возможности проиллюстрировать многие статьи у нас нет.

В то же время есть огромное количество фотографий, которые перешли в общественное достояние – например, дореволюционные изображения. Они лежат мертвым грузом в архивах, и извлечь их оттуда практически невозможно. Кто-то с этими архивами судился, так что они наконец-то начали разрешать фотографировать изображения, но сделать это можно только в низком разрешении.

Дело в том, что архивы не имеют права торговать произведениями, так что торгуют файлами. И разное разрешение картинки – это разная цена. Например, тебе просто нужна фотография – заплати 700 рублей, а нужна в хорошем качестве – заплати 1200 или 2000. Более того, они заключают с тобой лицензионный договор, по которому прописаны ограничения на использование этой фотографии. Это не авторское право, это договорное право, но по сути там те же ограничения: без права передачи третьим лицам и т. п. То есть ты пошел в архив, достал там уникальный контент, заплатил, чтобы получить его, а потом еще и использовать не можешь.

– Что с этим можно сделать?

– Как что? Все оцифровывать и поместить в открытый доступ. Все данные, которые хранятся в архивах и в библиотеках, те, которые не защищены авторским правом, или те, которые перешли в общественное достояние, должны быть оцифрованы и доступны без всякой регистрации и оплаты. Это должна быть массовая программа по оцифровке – это и делает сейчас, например, НЭБ. Там неудобный сайт, но идея-то хорошая. Например, мы брали там фотографии депутатов государственной думы Российской империи. Архивы — это склады с сокровищами, но многие их хранители, к сожалению, превратились в тюремщиков. Кому нужны эти склады, если ими невозможно пользоваться? Архивы и библиотеки нужно оцифровать, чтобы люди могли иметь мгновенный доступ к собранным знаниям.

– Насколько принципиален вопрос авторского права при создании статей?

– Участники вики-проектов принципиально не нарушают авторское право. Дело в том, что, когда начинаются споры по поводу копирайта, все думают, что есть пираты, а есть правообладатели, и они враждуют друг с другом. На самом деле, есть как минимум три силы. Сообщество участников Википедии – это 65 миллионов человек, самое большое сообщество авторов в мире, некая Всемирная ассоциация авторов. И эти авторы считают, что их произведения должны распространяться свободно. И очень тщательно следят, чтобы в них не попало ничего, что охраняется авторским правом. А если все-таки что-то попадает, то это мгновенно оттуда вычищается. Поэтому, с одной стороны, мы очень внимательно относимся к авторскому праву, а с другой стороны, мы отдаем свои произведения в свободное использование.

Википедия – это бесплатный аналог крупнейших энциклопедий. Когда она появилась, ее создатели хотели догнать «Британнику» (американская универсальная энциклопедия – прим. ред.). И это казалось несбыточной мечтой, потому что в Британнике было около 100 тысяч статей. А сейчас только в английской Википедии более 5 миллионов статей, в русской – 1,3 миллиона. В той же Большой российской энциклопедии будет около 100 тысяч материалов, то есть в 13,5 раз меньше. И сами статьи там будут, в большинстве случаев, по абзацу, а в Википедии они более длинные и подробные.

– Тем не менее вики-проекты в России сталкивались с правовыми сложностями?

– Да, сталкивались. Когда принимался первый закон об интернет-блокировках, участники русской Википедии объявили забастовку и Википедия сутки не работала. Главное наше требование состояло в том, чтобы было проведено обсуждение с IT-отраслью этих законов, чтобы они не принимались в такой спешке. Их нужно было обсудить, исправить очевидные ошибки, странные формулировки. Нас не послушали, а всех, кто призывал к разумному рассмотрению закона, Мизулина объявила «педофильским лобби». В итоге закон был принят, и вскоре некоторые вики-статьи оказались в реестре запрещенных сайтов. Узнали мы об этом только в апреле следующего года, потому что никаких уведомлений не получали.

Вообще, статьи Википедии вносилась в этот реестр около 30 раз. Для статьи такое событие – это некий инфоповод: ее смотрят чаще, редактируют, пополняют, уточняют. Это уже не та статья, которая была изначально заблокирована.

До сих пор некоторые статьи находятся в реестре – например, статья о самосожжении, потому что это слово само по себе означает способ совершения самоубийства. К тому же, там дано определение, что самосожжение – это добровольное сжигание себя при помощи огня. Это уже опасная информация, которая является достаточным поводом для блокировки Википедии. Подобные разговоры ведутся с 2012 года, но до сих пор нас не заблокировали, хотя могут сделать это в любой момент. Когда это произойдет, я не знаю: это решает Роскомнадзор.

– Вы как-то контактируете с его сотрудниками?

– Ну, это странное ведомство. Довольно непредсказуемое. Раньше они звонили нам, когда вносили какие-то статьи в реестр. Потом перестали. Потом стали писать нам какие-то ультиматумы. А в этом году был такой случай: Википедия отмечала свое 15-летие (а у нас, как я уже говорил, нет закрытых мероприятий, любое из них может посетить любой желающий), и на него пришел пресс-секретарь Роскомнадзора, подарил тортик, на котором было написано «с любовью от Роскомнадзора».

– Какие проблемы системы авторского права являются наиболее острыми?

– Есть несколько странных законов, например, если мы говорим об архивах. Человек пошел в архив, отсканировал произведение, опубликовал его, и если оно нигде не публиковалось раньше, то у него возникают права публикатора, которые длятся 25 лет. Я считаю, этот закон нужно отменить, но бытует мнение, что если кто-то порылся в архиве, нашел что-то ценное и предъявил это миру, то он потратил время и силы. Отсюда и возникают такие странные права.

На мой взгляд, бессмысленной является охрана произведения в течение 70 лет после смерти автора. Это очень долго. Как правило, когда этот срок истекает, то 99% произведений уже никому не нужны даже бесплатно. Мало того, многие произведения просто не доживают до перехода в общественное достояние. И они просто теряются, истлевают, рассыпаются в прах. Но пока они несвободны, их закон запрещает даже оцифровать.

Я считаю, что авторское право нужно реформировать. По крайней мере, сделать срок охраны как в Бернской конвенции – 50 лет, а не 70. Это спасет хотя бы часть произведений. А вообще нужно реформировать и Бернскую конвенцию. В первом законе по авторскому праву срок охраны составлял 14 лет с момента публикации. Автор мог продлить свои права еще на такой же срок, если этого хотел. И все.

А еще у нас есть произведения, которые принадлежат государству, которые были созданы за счет бюджета. Распоряжением правительства эти произведения можно было бы перевести под свободные лицензии.

– Государство, отдельные министерства, чиновники поддерживают открытые лицензии, открытый доступ, распространение знаний?

– Касательно свободных лицензий поддерживают. Вот, в Гражданском кодексе появилась статья о свободных лицензиях, потому что раньше были постоянные споры о том, можно использовать их в России или нельзя. Сейчас уже не надо что-то кому-то доказывать, обращаться к юристам. Просто запомните номер статьи – 1286.1. И там все написано. За последние пару лет свободные лицензии начали использоваться на сайтах Президента, Правительства, Совета Федерации, Минобороны, Минсвязи, Минфина, Минтруда и пр. Хотелось бы, конечно, чтобы государственная поддержка свободных лицензий велась активнее, чтобы свободные лицензии поддержали Министерство культуры, Министерство образования и науки. Пока же даже материалы с сайта Открытого правительства не распространяются по свободной лицензии.

Публикация в рамках проекта "Ноосфера. Запуск". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Музей для долгих выходных

Где посмотреть искусство онлайн

Впереди россиян ждут долгие праздники, и найти интересное занятие можно даже не выходя из дома. Один из вариантов – посещение виртуальных музеев крупнейших учреждений культуры России. Отличный способ провести время с пользой, ознакомившись с шедеврами мирового искусства.

31.12.2018 10:00, Аса Сигурэ


Культура в авангарде

Международные законодательные инициативы, направленные на реформирование музейной и библиотечной деятельности

Деятельность современных музеев и библиотек, включающая активную оцифровку произведений, распространение их в сети и другие направленные на модернизацию учреждений проекты, требует вмешательства на законодательном уровне. Для эффективной цифровизации музеев и библиотек во всем мире создаются специальные организации и комитеты, принимаются декларации и корректируются законы об авторском праве.

26.12.2018 17:00, Мария Ицкова, Ольга Кареева


Советское кино online

Где смотреть лучшие фильмы 20-го века

«Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души», — некогда сказал Эльдар Рязанов, советский кинорежиссер, фильмы которого россияне с удовольствием смотрят уже не одно десятилетие. Возможно, именно благодаря этой особенности кинокартины советского периода пользуются популярностью и сегодня. Часть из них уже переведены в цифровой формат, поэтому любой желающий может посмотреть их онлайн. Рассказываем, где это можно сделать.

25.12.2018 16:00, Елена Никитина


В музей — по ссылке

Лучшие виртуальные туры по русским и зарубежным музеям

Сегодня для посещения музея достаточно нажатия нескольких клавиш: культурные сокровищницы предоставляют пользователям из любой точки света возможность пройтись по залам галереи и познакомиться с мировыми шедеврами. Более того, гостю не нужно будет ждать других участников экскурсионной группы или торопиться вслед за гидом: он может продолжать свое знакомство с экспонатами столько времени, сколько захочет.

24.12.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Новые библиотеки — новые читатели

О проблемах библиотек и их роли в образовании россиян

По мнению Якова Шрайберга, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, современная библиотека должна стать не только хранилищем архивов, но и пространством для получения образования. Однако на пути к модернизации возникают серьезные проблемы, в том числе связанные с вопросами авторского права и финансирования.

23.12.2018 17:00, Дарья Рязанова


«Если библиотека не будет доказывать свою нужность и важность, то она перестанет существовать»

Об уровне интереса россиян к чтению и роли открытых лицензий в распространении знаний «Частный корреспондент» поговорил с заместителем директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Ильёй Гавришиным.

22.12.2018 19:00, Дарья Рязанова


«Открытость — лучшая гарантия сохранности»

Как российским музеям стать востребованными в новой реальности

Интерактивные экспозиции и комфортное пространство — важные инструменты привлечения посетителей в музеи, считает Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи. О проблемах авторского права, модернизации музеев и развитии деятельности в интернете он рассказал в интервью «Частному корреспонденту».

21.12.2018 17:45, Дарья Рязанова


«Задача традиционных библиотек — достойно встретить старость»

Интервью с Максимом Мошковым

Основатель электронной библиотеки Lib.Ru Максим Мошков рассказал о проблемах электронных библиотек в России, открытых лицензиях и мерах, которые должно предпринять государство по реформированию системы авторского права.

20.12.2018 16:00, Дарья Рязанова


Микеланджело в цифре

Как искусство обретает новые формы

Перевод музейных сокровищ в цифровой формат — кропотливый процесс, требующий контроля экспертов и серьезной подготовки. Разбираемся в тонкостях технической стороны такой работы.

19.12.2018 16:00, Мария Ицкова


Глобальная реформация

Какие изменения ждут музейную отрасль в ближайшие годы

В 2012 году вышел Указ Президента №597, согласно которому к 2018 году в России должна была быть создана инфраструктура из 27 виртуальных музеев. Этот указ стал толчком к дальнейшему развитию учреждений культуры в интернете, в том числе инициировал выпуск официальных документов, регламентирующих развитие музейного дела в контексте информационных технологий.

18.12.2018 17:00, Аса Сигурэ






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.