Подписаться на обновления
23 февраляСуббота

usd цб 65.5149

eur цб 74.3332

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виталий Куренной   четверг, 3 сентября 2009 года, 13:10

Идеология и образование
В защиту нейтральности университета


// Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Университетскую науку и современное государство можно считать родственными. Потому что как наука не содержит никакой особой идеологии, но тем не менее является системой норм, обеспечивающих свободное и равное состязание различных теорий и концепций, так и демократическое государство, не будучи (нормативно, по конституции) идеологическим в партийном смысле, должно формировать систему условий для свободного и равного состязания различных политический идеологий.

Новейшая инициатива Фонда эффективной политики — организация на журфаке МГУ некоей Лаборатории общественного диалога — взволновала не только нынешних и бывших студентов журфака. Общественность забеспокоилась, подозревая здесь попытку вернуть отечественной журналистике роль, в которую она вживалась практически весь ХХ век, — служить орудием идеологической пропаганды.

Постмодернистская критика, транслируемая поначалу рафинированными западниками, претерпела в период «стабилизации» любопытную трансформацию — она была приспособлена для своих целей традиционалистами и консерваторами всех мастей. Она превратилась в инструмент легитимации антимодернизма любого рода, хотя изначально была всего лишь критикой «совка». Постмодернизм разоблачал мифологии и иррациональные стороны западного модерна. Но если этот процесс модернизации в конечном счёте приводит к торжеству иррационального мифа, то какая разница, какие мифы мы будем эксплуатировать?

Это событие хороший повод, чтобы поднять вопрос о том, возможна ли и нужна ли в современном университете идеологическая составляющая, вспомнив некоторые основные аргументы за и против. Тем более что идея введения/возвращения идеологии в систему университетского образования давно беспокоит некоторых сотрудников ФЭПа. См., например, вот такой любопытный круглый стол, состоявшийся в ФЭПе уже несколько лет назад. Из выступлений участников явствует, что идея идеологически ориентированного образования находила полную поддержку, в частности, у главы социологического факультета МГУ Владимира Добренькова, но, напротив, не находила поддержки у представителя философского факультета МГУ Алексея Козырева. В такой вот системе координат и предстоит самоопределяться профессиональному сообществу журфака МГУ. А мы пока рассмотрим некоторые основные софизмы, использующиеся сегодня, чтобы «обосновать» необходимость и полезность идеологизации системы образования вообще и высшего образования в частности.

Научный работник должен примириться также с тем риском, которым сопровождается всякая научная работа: придет «вдохновение» или не придет? Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать собственного важного открытия. Однако было бы заблуждением полагать, что только в науке дело обстоит подобным образом, и что, например, в конторе все происходит иначе, чем в лаборатории.

В пользу идеологизации образования — государственно-патриотической, церковной и т.д. — приводится множество различных доводов. Серьёзных среди них немного, а что касается высшего образования, то, на мой взгляд, там в основном используются варианты только одного из них. На нём и задержимся. Как раз этим аргументом прекрасно пользуется такой опытный идеологический боец, как Владимир Добреньков. Он формулирует его следующим образом:

«Говорить о том, что гуманитарное образование или вообще образование деидеологизировано, это по меньшей мере лицемерие. Оно всегда идеологизировано в самом содержании преподаваемых дисциплин».

Если проанализировать цитируемый нами круглый стол (можно взять любое другое обсуждение такого рода — это неважно), то нетрудно увидеть, что подавляющее число выступающих, ратующих за идеологизацию высшего образования, обращается к этому доводу:

«Свобода от идеологии» — это, как я полагаю, иллюзия всего академического сообщества, потому что любые науки, как естественные, так и гуманитарные, неизбежно идеологизированы» (А. Беспалов);

«Идеология из философского знания и вообще из общественных наук никуда не уходила ни в 90-е годы, ни сейчас» (В. Аверьянов)

и т.д.

Участвующий в цитируемой дискуссии историк вообще дошёл до того, что предложил целую дисциплину (историю) в качестве некоего сосуда для вместилища идеологической манны — за неимением в ней никакого объективного содержания («научного знания»):

«У нас по умолчанию предполагается, но не объясняется почему, что историческое образование в высших учебных заведениях должно давать научные знания. Однако никаких научных знаний по истории образование в высших учебных заведениях не даёт в принципе. Да и не должно давать. Историческая наука решает другие задачи» (А. Ананченко).

Широкий консенсус по поводу использования именно этого довода обусловлен, на мой взгляд, двумя историческими факторами — советским и постсоветским.

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Необходимо должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам.

Для молодёжи напомню, что указание на идеологический характер любой интеллектуальной продукции было общеобязательным трюизмом для советского мировоззрения: все точки зрения догматически (априори) квалифицировались как продиктованные позицией той или иной социальной группы (класса) и, следовательно, как идеологические. Нейтральных, неидеологических позиций здесь вообще быть не могло — идеологическим был даже выбор покроя штанов. Одна же из идеологий («пролетарская») была более правильной, чем все прочие, потому что она являлась идеологией исторического гегемона (то есть самого мощного и перспективного, согласно марксизму, класса современности).

Эта догматическая позиция в постсоветский период была подкреплена и перелицована на менее одиозный лад релятивистской и плохо понятой «постмодернистской» критикой. Всевозможными способами эта критика разоблачала разного рода идеологические подтексты всех, даже самых неожиданных сфер всё той же «буржуазной» (западной?) жизни. В настоящее же время множество упрощённых аргументов, выработанных в русле этой критики, используется российскими традиционалистами, националистами и т.д., подкрепляя антимодернистскую и антизападную публицистику.

Это очень любопытная метаморфоза изначальной идеи свободы, которую, казалось бы, несли с собой Пол Фейерабенд или французские постструктуралисты в своих остроумных критических нападках на современную науку. Результатом такой метаморфозы обязательно становится та или иная форма иррационализма. На мой взгляд, совершенно не случайно, например, Денис Драгунский, утверждающий, что «истина дороже всего, но свобода ещё дороже», превращается в сторонника религиозной и церковной морали.

Потому что если «освободиться» от таких сложных форм культуры, как логика, рационально-научный способ обоснования и т.д., распознавая в них некую скрытую идеологию, то нетрудно прийти к выводу, что «все мифы равны». А раз так, то удобнее всего опереться на самые мощные, то есть самые примитивные из них. Ведь, например, ту же религиозную мораль можно поддерживать в любых условиях: создал религию какого-нибудь Повелителя комаров — вот тебе уже и моральный кодекс. А вот чтобы поддерживать и воспроизводить светскую мораль, требуются весьма непростые вещи — комплексная система образования, развитие критического мышления и т.д.

Таким же образом вслед за изобличением науки и нейтрального образования в идеологическом характере следует предсказуемая цепочка заключений, подспудно очевидных для ума, воспитанного советской и постсоветской тотальной «критикой идеологии». Потому что её исходом будет обращение к чему-то примитивному, но мощному — гегемону, «желанию», религии, нации и т.д. Например, коль скоро в политике нет больше возможности прильнуть к передовому гегемону (с рабочим классом повсеместные проблемы), то сделаем ставку на властные группы, контролирующие государство: ведь государство в родных пенатах и есть самая сильная социальная инстанция! Отсюда то упоение, с которым множество современных интеллигентов льнёт к позиции власти и, достигнув окончательного просветление ума, стремится поделиться своим восторгом лояльности государству со всеми подряд, включая молодёжь и студенчество. В идеологической атаке на университет и находит применение указанный софизм: если университетское образование и университетская наука в любом случае идеологичны, то давайте не будем играть в нейтральность, а будем проповедовать там государственническую идеологию и заниматься пропагандой.

Почему данная аргументация является софистической? Потому что здесь происходит подмена понятий. Из того, что университетская наука основывается на определённой системе норм и ценностей, вовсе не следует, что её следует отнести к тому же разряду норм и ценностей, что и политические идеологии. Это явления разных порядков — с таким же успехом можно настаивать на том, что поскольку семейная жизнь основана на нормах, то семейное воспитание является скрытой формой идеологии. И её, следовательно, можно и полезно заменить идеологией государственной.

Безусловно важнейшим концептуальным источником, освещающим данный вопрос, является знаменитый доклад Макса Вебера «Наука как призвание и профессия» (1918) — к нему я и отсылаю читателя за разъяснением содержательной специфики научных норм и их отличия от политических идеологий. Ровно как и причин, по которым использование университетской кафедры в идеологических целях является просто неэтичным поступком. Но здесь я хотел бы сослаться не только и не столько на Вебера, сколько на основополагающий для русской педагогики текст Льва Толстого «Воспитание и образование». Вышедший в свет в 1862 году, он более чем на полвека предшествовал докладу Вебера.

Обращаюсь к Толстому не только потому, что он не менее ясно, чем Вебер, но при этом много раньше Вебера выразил различие основанного на науке свободного «образования» и идеологического, по сути своей насильственного «воспитания». Но и для того, чтобы разрушить ложный стереотип о том, каким образом в этом вопросе соотносятся отечественная и западная традиции. Идеал свободного от идеологии образования рано вызрел и сформировался именно в отечественной культуре. Это отнюдь не инсинуации западников, но мощнейшая русская традиция.

В 1862 году Лев Толстой писал:

«Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретённое им. Преподавание, Unterricht, есть средство как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признаёт за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно».

«Воспитание есть, я не скажу, выражение дурной стороны человеческой природы, но явление, доказывающее неразвитость человеческой мысли и потому не могущее быть положенным основанием разумной человеческой деятельности — науки».

«Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно … Права воспитания не существует. Я не признаю его, не признаёт, не признавало и не будет признавать его всё воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания».

«Школа должна иметь одну цель — передачу сведений, знаний (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера; цель её должна быть одна — наука, а не результаты её влияния на человеческую личность».

Эту работу Толстого, к сожалению, знают у нас сейчас меньше, чем доклад Вебера. Поэтому, мне кажется, её следует сделать обязательной не для одних только педагогов, но и для всех прочих общественных специальностей в российских университетах.

На проблему взаимоотношения государства и высшей школы следует, впрочем, взглянуть и с другой стороны. Университетскую науку и современное государство действительно можно считать родственными в ценностно-нормативном смысле. Потому что как наука не содержит никакой особой идеологии, но тем не менее является системой норм, обеспечивающих свободное и равное состязание различных теорий и концепций, так и демократическое государство, не будучи (нормативно, по конституции) идеологическим в партийном смысле, должно формировать систему условий для свободного и равного состязания различных политический идеологий (включая разного рода либералов и демократов, выражающих уже определённую, то есть конкретно-социальную, политическую позицию). В этом заключается нейтральность уже самого государства, которое замиряет конфликтующие силы посредством особых политических процедур и механизмов. Можно сказать и иначе: критики «нейтрального» университетского образования в определённом смысле правы, когда говорят, что «нейтральность» университетской науки — это прикрытие для её «либерального» характера. В нормативном плане между демократическим устройством современного государства и современным университетом действительно существует сходство и даже тождество: и то и другое, например, апеллирует к свободному и разумному человеку. И университет и государство создают условия для состязания, в одном случае — теорий и концепций, в другом случае — политических позиций, не будучи сами по себе выражением какой-то определённой теории или политической позиции. Их ценностный характер проявляется, кроме того, в том, что они должны исключать из числа состязающихся тех, кто попирает условия возможности такого состязания. Так, университетская наука должна исключать любые формы догматизма. Включая догматизм идеологический, согласно которому, как недавно счастливо выразился К. Танаев, «по некоторым вопросам разные точки зрения не нужны, а объективности не существует в принципе». А государство в свою очередь должно исключать из политического процесса любые политические силы, приход к власти которых означал бы прекращение самого демократического политического процесса.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Развод — это хорошо

Возможность развестись позволяет принимать взвешенные решения

Не спешите сразу забрасывать меня камнями и посылать проклятья в мой адрес за этот заголовок. Я вовсе не призываю к анархии или разрушению института брака. Я просто хочу донести до вас одну очень важную мысль — наше мнение о разводах зачастую складывается из абсолютно ложных представлений. И наш панический страх разводов и всего, что с ними связано, скорее вредит бракам, нежели укрепляет их.

23.02.2019 09:00, Никита Подгорнов для журнала «Сноб»


Меланхоличная русская душа

Русская душа меланхолична и склонна к страданию — без особых на то оснований

При первой встрече многие русские кажутся застегнутыми на все пуговицы, неприветливыми, недовольными, иногда просто-напросто злобными. О ком бы ни шла речь, улыбка рассматривается как нечто нелепое и не вполне уместное. Но стоит преодолеть первый барьер, и ты обнаруживаешь дружелюбие, вежливость и гостеприимство, равных которым почти нет в Европе.

20.02.2019 09:00, Томас Хейне (Thomas Heine)


От «Я беременна» до «Мне предложили более привлекательную работу»

Как разговаривать на сложные темы с руководством

Издание Fast Company перечислило семь сложных разговоров с руководством и объяснило, как во время них себя нужно вести и что говорить, чтобы остаться в выигрыше.

19.02.2019 09:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Как слова помогают и мешают думать

О «русских голубых», ветвящихся языках и влиянии слов на мышление

Чтобы попусту не интриговать, начнем сразу с голубых. Когда речь идет о психолингвистике, словосочетание Russian blues надо переводить буквально, без иносказаний. Речь идет об уникальной особенности нашего с вами языка: у нас есть два разных слова — не заимствованных, не сложносоставных, не однокоренных, понятных всем носителям — для обозначения синего и голубого цвета.

17.02.2019 13:00, Алексей Алексенко для журнала «Сноб»


#10летназад. Мужчины, отношения, брак

Десять иллюзий, которых нам не жаль

Недавно мы с приятельницей вели телефонные переговоры и, кроме прочего (достижения детей, все степени нашей усталости и нашего же воодушевления, способы развлечения и работы, доступные тем, кто не может выйти из дома, различия в современных моделях санок, новости большого мира, etc.), обсуждали ситуацию на матримониальной арене в кругу наших друзей и знакомых.

16.02.2019 09:00, Катя Суворова, matrony.ru


Слишком хорошие родители

Почему Колобку повезло с психологической сепарацией

— Я понимаю, что мне давно пора жить отдельно от родителей, — говорит 26-летняя Наташа, — снимать квартиру, и мне даже этого хочется. Чтобы чашечки-ложечки, ремонт — всё по-своему устроить. Но я не очень понимаю зачем. У меня с родителями прекрасные отношения. Они не лезут в мою жизнь. Если что-то советуют — только по делу. Вот ­мама не одобряла моего парня и была, как выяснилось, ­права. И сейчас она считает, что нет никакой необходимости платить за съёмную квартиру. «Разве тебе кто-то тут мешает?» — говорит.

15.02.2019 09:00, Светлана Скарлош для «Кота Шрёдингера»


О любви в историях

В День влюбленных рассказываем о том, как люди умеют любить

Они поженились, когда ей было 86, а ему — 85. Он подарил ей на свадьбу «Омут памяти» из «Гарри Поттера», чтобы она не забыла лучшие моменты их жизни. Она сказала «да» и через 6 часов оказалась на свадьбе. О том, какие поступки совершают друг для друга любящие люди, как можно прожить вместе больше 50 лет и не расстаться, а также о том, действительно ли любви покорны люди всех возрастов.

14.02.2019 14:00, © AdMe.ru


Бросить всё

Уставшие от жизни люди

В прошлом году наша соседка, занимающая довольно жирную должность, бросила работу, сдала свою прекрасную трехкомнатную квартиру успешной молодой семье и уехала жить на дачу. Навсегда. До пенсии ей оставалось еще лет 15-20.

14.02.2019 09:00, Анна Петрова


Он ещё и готовит!

Сначала вы думаете, что он шутит. Ну, потому что до этого вы экспериментировали совсем в других областях и думать вообще мало о чём удавалось. Потом мужчина вдруг выбирается из постели и неожиданно предлагает приготовить… сырники. Вы застываете, как суслик перед коброй, и пытаетесь понять: это что вообще сейчас было? Что-что он предлагает приготовить? Сыр… что? Ущипните меня!

13.02.2019 12:00, Этери Чаландзия, журнал «Сноб»


Исторический детектив

Из-за чего убили поэта и дипломата Александра Грибоедова

Ближний Восток — регион опасный. Даже для неприкосновенных персон — дипломатов. Не так давно в Стамбуле был застрелен российский посол Андрей Карлов. А 190 лет назад в Тегеране толпа религиозных фанатиков растерзала другого посла — поэта Александра Грибоедова.

12.02.2019 19:00, Николай Федоров, vokrugsveta.ru






 

Новости

Холст с подписью Горбачева под словом «Простите» продали за 12 миллионов рублей
Холст с подписью бывшего президента СССР Михаила Горбачева рядом со словом «простите» продали за 12 миллионов рублей. Аукционный дом «12й стул» назвал работу «арт-провокацией». Об этом сообщается на его сайте.
ГПНТБ и МГЛУ подписали соглашение о сотрудничестве
Предметом соглашения является сотрудничество библиотеки и университета в областях социально-культурной деятельности, довузовской, вузовской, послевузовской подготовки и переподготовки специалистов, проведения практик, стажировки, повышения квалификации, а также проведения научно-исследовательских работ.
МФТИ открыл набор на бесплатный онлайн-курс по нейросетям
В Школе глубокого обучения МФТИ открылся набор на весенний семестр. Старшеклассники, студенты и все, кто интересуется машинным обучением, программированием и математикой, могут подать заявку до 17 февраля.
В Москве и Подмосковье эвакуировали более восьми тысяч человек из-за звонков о минировании
Сегодня в Москве и Московской области эвакуировали уже более восьми тысяч человек после анонимных звонков с угрозами взрывов. К середине дня число проверяемых объектов превысило сотню.
На развитие Крыма до 2022 года потратят 310 млрд рублей
Правительство РФ в рамках госпрограммы по развитию Крымского полуострова на ближайшие три года, на которую будет потрачено 310 млрд рублей из бюджета, ставит перед собой цель достичь удвоения ВРП региона к 2022 году по сравнению с 2015 годом.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.