Подписаться на обновления
20 сентябряСреда

usd цб 58.0993

eur цб 69.6785

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Вячеслав Шадронов   воскресенье, 12 июня 2016 года, 14:00

Идеальный сад для сокровенного человека
Вехи Международного Платоновского Фестиваля


Три сестры. Театр «Красный факел», Новосибирск. Фото: Виктор Дмитриев
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




"Впервые в России" - под таким грифом проходит большинство мероприятий Платоновского фестиваля в Воронеже. Нынешний год стал особенно "урожайным" на эксклюзивы. И это касается не только театрального раздела программы, хотя он явно в центре внимания, и неслучайно руководит фестивалем театральный режиссер, возглавляющий Воронежский камерный театр лауреат всевозможных премий Михаил Бычков. С уверенностью можно говорить как о значительных событиях и о большинстве музыкальных мероприятий, и о некоторых музейных проектах.

"Театр Таирова и Коонен"

Трудно поверить, и я не сразу поверил, но в Москве подобной выставки даже к 100-летию Камерного театра не было! Состоялся поставленный Евгением Писаревым прекрасный вечер в театре Пушкина, вышел посвященный театру Таирова альбом-каталог, а осуществить задуманный выставочный проект по ряду причин в срок не удалось. Так что лишь в Воронеже удалось мне попасть на подготовленную Бахрушинским музеем к Платоновскому фестивалю экспозицию "Театр Таирова и Коонен". Самая замечательная составляющая бахрушинской выставки - конечно, художественная: эскизы декораций и костюмов, в некоторых случаях реконструкции самих костюмов и макетов сценографии. Начиная прямо с "Сакунталы" Калидасы, спектакля, которым театр открывался в 1914 году - несколько отличных (особенно эскизы к женским костюмам) листов Павла Кузнецова, которых, кстати, не было на недавней ретроспективе художника в Инженерном корпусе Третьяковки. Самый узнаваемый раздел, пожалуй - "Саломея" Уайльда, великолепные эскизы Александры Экстер (1917). А самый "радикальный" стиль - эскизы Анатолия Арапова к оформлению "Покрывала Пьеретты" Шницлера: коллажи-аппликации из мешковины и других подручных материалов, сегодня их назвали бы "ассамбляжами", при том что его же эскиз женского костюма здесь - вполне традиционный по технике. "Адриенна Лекуврер" Бориса Фердинандова соседствует с хрестоматийными разработками Александра Веснина к знаменитой "Федре" (1922), причем это не только рисованные эскизы, но и фанерные аппликации, которых я раньше не видал, а еще в отдельной витрине - куколки Веснина к "Федре" и Якулова к "Жирофле-Жирофля". Не так часто увидишь эскизы братьев Стенбергов сразу к нескольким постановкам Таирова - "Негр" и "Любовь под вязами" О'Нила, "Гроза" Островского, а также авторская реконструкция 1967 года макета к "Негру". Памятны по той же выставке и эскизы Рындина к "Оптимистической трагедии" (1933). Эскизы Коваленко и Кривошеиной к "Мадам Бовари", инсценированной самой Коонен - как будто из другой эпохи, и не следующей за 1920-ми-началом 1930-х, а предыдущей: настолько традиционные по стилистике. Не забыты и злосчастные "Богатыри" Демьяна Бедного, давшие повод для нападок на Таирова - стилизованные под лубок эскизы Павла Баженова напоминают в этом плане Билибина. Немного смутил меня "уголок" с фотоинсталляцией, внутри которой посетители не только листают альбом, но и делают селфи как бы "совместно" с героями выставки (весьма охотно, надо заметить) - ну не знаю, насколько это необходимо и уместно. Хотя в рамках этого раздела экспонируются эскиз к портрету Таирова работы Гончаровой (где образ режиссера распадается, расщепляется на отдельные плоскости) и менее интересный с точки зрения формы портрет Коонен кисти Анзимировой.


"Камерата Консертгебау", дирижер Алексей Огринчук

Применительно к "Камерате Консертгебау" под руководством Алексея Огринчука мометка "впервые в России" означает, что такой состав музыкантов Консертгебау еще не приезжал, хотя и оркестр Консертгебау в Москве сравнительно недавно дал с большой помпой два концерта, и Огринчук сотоварищи, квартетом, квинтетом, играл не только на московских, но и на воронежских. Но для выступления Камераты программа была выбрана изысканная сверх всякой меры. Первое отделение - "Зигфрид-идиллия" Рихарда Вагнера в обработке для 13 инструментов, которая на московских музыкальных афишах за последнее время появлялась лишь однажды, ее исполнял РНО Михаила Плетнева. А затем - 1-я симфония Малера "Титан" в переложении для 16 музыкантов. И что-то случилось, сдвинулось принципиально в узнаваемой по каждой ноте музыке.

Камерата Королевского оркестра Концертгебау, Нидерланды


Среди 16 голосов (на деле больше за счет ударных - гонг, большой барабан, тарелки - но все в одних руках) присутствовали и весьма активно себя проявляли аккордеон и фортепиано. Соло рояля, например, открывало 3-ю часть, наиболее узнаваемую и шлягерную - к фортепианному "шагу" присоединяется контрабас, а уже потом с главной маршевой темой вступает фагот. Аккордеон в силу своих тембровых возможностей временами подменяет то альты, то кларнеты... Получилось, безусловно, очень интересно - но и очень спорно. Танцевальные эпизоды 3-й части превратились чуть ли не в истерические выкрики; если у помянутого выше Чунга они звучали легковесно, почти "эстрадно", то здесь походили на пляску покойника, вскочившего из гроба. Но и к мажорным первым двум частям сказанное тоже относится в значительное мере, и даже помпезная кода финала обернулась некой двусмысленностью. Как ни странно, лаконичный лирический раздел 3-й части стал едва ли не единственным лирическим просветом в этих сумерках.

Алекс Мендхам и его оркестр

Совсем иного рода мероприятие - Алекс Мендхам и его оркестр в парке Рамонского замка. Рамонь - поселок в тридцати километрах от границы города Воронежа. Замок, или даже "дворец принцев Ольденбургских", будучи редким для России памятником кирпичной неоготики, десятилетиями использовался под казарму, школу, больницу, пока к 1970-м годам не превратился в развалюху. Сейчас отреставрированный снаружи дворцовый комплекс (внутри работы еще непочатый край) все чаще становится местом проведения культурных опен-эйров. Выступление на лужайке перед замком британского джазового оркестра ожидалось как одно из самых знаковых и праздничных событий фестиваля. Даже по тому, что в результате вышло, можно оценить масштаб замысла, но погода сильно подпортила запланированный эффект и едва не поставила мероприятие на грань срыва.

Алекс Мендхам и его Оркестр, Великобритания


Предполагался не просто концерт, а концептуальная "винтажная вечеринка". Оркестр Алекса Мендхама - резидент лондонского отеля "Савой", то есть, грубо говоря, музыканты ресторанные, хотя ресторан, где они играют, можно считать более фешенебельным, чем иные филармонические залы, не говоря уже про звездный статус его посетителей в течение, ну, в общем-то, уже веков. Зато оркестр не просто исполняет джазовые композиции 1920-х-1930-х годов (и самые хрестоматийные вроде "Каравана", и менее популярные, и совсем раритетные вещицы), но и использует инструменты той эпохи, и выступления свои стилизует под ретро - такая ироничная игра с историческим контекстом превращает концерт в театрализованное шоу: костюмы соответствующие, дирижер, он же и вокалист в одном лице, пользуется "винтажным" микрофоном-стойкой, какие нынче только в кино да на фотохронике увидишь (кстати, коллектив и приглашают в разные исторические кино- и телепроекты - в сериале "Аббатство Даунтаун" они снимались), а в некоторых номерах к музыкантам присоединяются девушки-вокалистки сестры Данлоп в одинаковых розовых платьицах и при локонах по моде почти столетней давности - они на открытой эстраде в ночи после только что пролившегося дождя смотрелись особенно трогательно. Тем удивительнее, что публика переносила все тяготы и лишения с завидной стойкостью, а когда оркестр все же заиграл, то к наемным танцевальным парам в винтажных смокингах и платьях присоединились любители из числа собравшихся. Пример подал художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков, но и помимо него танцплощадка, не просохшая от дождевых луж, практически заполнилась. Так и танцевали - в полиэтиленовых накидках поверх рекомендованных организаторами смокингов и коктейльных туалетов.

В российском разделе театральной программы нашлось место трем спектаклям по прозе Платонова - все из Москвы: "Епифанские шлюзы" (театр Табакова), "Платонов. Фро" (Школа-студия МХАТ) и "Чевенгур" (театр Около дома Станиславского). Хотя основной интерес был справедливо направлен на грандиозное событие в театральной жизни всего русскоязычного культурного пространства - "Трем сестрам" Новосибирского театра "Красный факел" в постановке Тимофея Кулябина. Впрочем, как раз "Три сестры" Москва получила возможность увидеть еще прошлой осенью. Тогда как в международный раздел попали практически исключительно российские премьеры, и о них стоит говорить подробнее.

Епифанские шлюзы


"Идеальный сад", компания "Liquid Loft", Австрия, реж. Крис Харинг

При внимательном разглядывании и соответствующем увеличении можно увидеть, что капустный лист прекрасен, как инопланетный рельеф, а пальцы, мнущие томат, отвратительны, как руки брадобрея. И ритмично падающие в бокал капли воды не менее музыкальны, чем Lascia la spina Генделя. Использование видеокамеры в театральном представлении сегодня - не то что не новый прием, а считай что штамп, но сколь бесконечно разнообразны, оказывается, возможности этого приема при наличии художественной фантазии! В спектакле участвуют четыре исполнителя, они же со-хореографы - три девушки и мужчина, выступающий также в роли видеооператора. На сцене - обеденный стол, и похоже, что собравшиеся за ним - сплошь вегетарианцы, во всяком случае, из закусок к вину предлагаются исключительно овощи и фрукты, причем разложенные по видимости без продуманной сервировки, на деле же образующие настоящие "растительные скульптуры" (чье авторство обозначено в выходных данных особо!), что становится окончательно ясно, когда увеличенное изображение подается с видеокамеры на экран, и банальный натюрморт превращается в фантастический пейзаж. Впрочем, к вглядыванию в детали ананаса и редиски процесс не сводится, как не сводится к свидетельской функция присутствующих на сцене и участвующих в "званом ужине" людей.

Идеальный сад. Фото: Bernhard Müller


Пусть говорят они мало и непонятно - не потому, что на немецком или английском без перевода (английские реплики, положим, разобрать может почти всякий сколько-нибудь грамотный зритель), а потому, что в их разговорах действительно мало смысла. Зато если с помощью камеры и экрана попристальнее рассмотреть банку с водой, то в ней обнаруживаются... головастики, а если вслушаться, ну очень-очень настороженно, то (в этом фантазия режиссера, конечно, нам обязательно поможет) услышишь, что и головастики в банке тоже болтают о чем-то, а о чем - да не все ли равно, какая нам печаль до головастиков?

Временами замедляя, временами ускоряя движения, как сугубо бытовые, обыденные, так и условные, эксцентричные, иррациональные, артисты не перестают работать на камеру, но камера не работает на них - камера, соответствующим образом настроенная, показывает части человеческих тел столь же бесстрастно и беспощадно, как листья капусты или веточки петрушки, не делая различия между антропо- и фитоморфными формами. И на парадоксальном сочетании того и другого возникает чудесный художественный образ спектакля, где на равных и нераздельно представлены мир человеческий, микрокосмос и бесконечная Вселенная: камера "наезжает" на горстку клубники - и закрывает лица людей; колеблющиеся женские ноги, "оторванные" от туловищ, становятся похожи на водоросли или обитателей морского дна; а голова, торчащая из овощного развала, даже способная говорить, смотрится как кочан капусты; цитрус, вращающийся вокруг своей оси и проплывающий по орбите - целая планета, хотя в любой момент его можно порезать, выдавить или сразу высосать из кожуры сок; и веточка петрушки, опоясывающая лоб одной из девушек - уже не зелень для приправы, а венец, ореол... Человек - ничтожная песчинка в огромном равнодушном космосе, даже не головастик, а просто биоклетка. И одновременно человек - сам целый космос, ну или по меньшей мере отдельная планета, как-то сосуществующая с остальными похожими, но другими и разными: иногда в чинном застолье, иногда в бесчинствах под столом в темноте. Сад земных наслаждений или склока головастиков в банке с грязной водой, малая крупица или бесконечное целое - все зависит от точки зрения, от выбранного масштаба, от ракурса. Такая петрушка.

"Сплетение", "Компания 111", реж. Орельен Бори

Из того, что я видел до сих пор, "Сплетение" можно сравнить разве что с "Первой материей" Димитриса Папаиоанну - так же здорово, так же удивительно, ни на что не похоже. Японская балерина Каори Ито помещена в пространство, состоящее из бесчисленного множества натянутых синтетических нитей. На них держится подвешенная на небольшой высоте от сцены платформа правильной квадратной формы. Но с помощью раскачивающегося подиума, перекручивающихся нитей и меняющегося освещения конфигурация пространства постоянно трансформируется - а героиня пытается существовать в нем, приспособиться к изменениям, преодолеть навязанные ей формы. В прологе она появляется на фоне черной занавески, которая распахивается прорезью - метафора выхода человека в мир при рождении. Кульминация спектакля - парение актрисы над сценой: она взмывает кверху, сползает по веревкам вниз и снова стремится вверх, стараясь задержаться, зацепиться за вертикальные линии. А к финалу прежде, чем распластаться по подиуму и застыть в неподвижности, накрытой вновь появившимся куском черной ткани-занавеса, героиня предстает в торжественном золотистом одеянии. В любом случае зрелище и невероятно изысканное по "картинке", и технически сработанное виртуозно, и необыкновенно трогательное.

Сплетение. Фото: Aglaé Bory


Конечно, физические возможности балерины потрясают, но не это главное. "Сплетение", при наличии акробатических элементов - не цирк, не шоу, а полноценный драматический спектакль, с образом героини и, если угодно, с ее судьбой. Парящая над актрисой накидка - будто слетевшая с души телесная оболочка. А ближе к финалу героиня и сама летает, парит над висящей платформой, цепляясь за нити-канаты, сползая по ним и поднимаясь снова.

"Белое на белом","компания Финци Паска", Швейцария, реж. Даниэле Финци Паска

Финци Паска, хорошо знакомый нам благодаря неоднократно привозившему его Чеховфесту, и здесь работает на стыке театрального формата с цирковым. Но даже в тех случаях, когда текст в его спектаклях играет важную роль (многие постановки, особенно в большей степени цирковые шоу, у него обходятся без текста вовсе, но, например, в посвященной Чехову "Донке" литературная основа была необходима и проявлялась естественным образом), обычно он лишь задает тему для визуального ряда. А "Белое на белом" - это история, прежде всего рассказанная словами, а затем уже оформленная, помещенная в некое художественное пространство. Довольно привлекательное, изысканное на вид - правда, "звездный космос", обустроенный с помощью зафиксированных на разной высоте электролампочек - давно уже общее место в современном театре, да и не только в театре (после спектакля я попал в арт-центр "Коммуна", и там интерьер главного зала оформлен буквально так же, как сцена в швейцарской постановке). История же, которую португалоязычная актриса бразильского происхождения в белом платье на пару с партнером-техником в черном рассказывает по-английски с вкраплениями ломаного русского, посвящена ее - настоящему или вымышленному - другу Руджеро. Тот слишком рано столкнулся в детстве с жестокостью, болью и смертью, замкнулся в себе, но встреча с девушкой Хеленой изменила его жизнь, однако Хелена тяжело заболела, а Руджеро приходил к ней в клинику и развлекал, надев на себя голову гиппопотама. Последняя фраза этой неожиданно многословной импровизированной "пьесы" звучит как "Хелена выздоровела", хотя тон постановка задает весьма печальный, лиричный, и противоречие с заложенным финальной реплике пафосом "голливудского" хэппи-энда ощущается очень явственно. Свое нехитрое повествование, чем-то отдаленно напоминающее поздний толстовский рассказ "Фальшивый купон" (не набором событий, а моралью: от зла происходит зло, от добра добро) исполнители не столько углубляют или хотя бы иллюстрируют, сколько просто сопровождают, слегка его оживляя, еще более наивными приемами вроде жонглирования шляпами-котелками, совсем уж простецкими акробатическими упражнениями, а также подставляя лицо под вентилятор, что, в общем, не требует особых умений от исполнителей и фантазии от режиссера, да и голову гиппопотама надеть - дело несложное. Для пущей доходчивости вдохновляющие создателей опуса мысли - вроде того, что пустота заполняется любовью - проговариваются вслух, что, пожалуй, излишне в силу банальности предложенных выводов. Картинка же, в которой белая и черная фигуры двигаются среди мерцающих звезд-лампочек, сама по себе вполне симпатична, но содержательно ее можно было бы наполнить и чем-то менее предсказуемым.

Белое на белом


"Носороги" Э. Ионеско, Национальный театр Крайовы, Румыния, реж.Роберт Уилсон

Боб Уилсон в каждой стране ставит местную "национальную классику". В Москве он делал "Сказки Пушкина", в Париже "Басни Лафонтена"... "Сонеты Шекспира", правда, не в Лондоне, а в Берлине - ну да Уилсону, кажется, все равно, судя хотя бы по московским "Сказкам...", что Пушкин, что Шекспир. Вот и "Носороги" - с одной стороны, типичный Уилсон, а с другой - вроде как румынский классик. Строго говоря, Ионеско имеет отношение к Румынии лишь отчасти, а к румынской литературе - совсем опосредованное. Хотя по отцу он этнический румын, и родившись во Франции, провел в Румынии детство, юность, научную молодость (специализируясь, впрочем, на французской поэзии), там же успел жениться и уехал сравнительно незадолго до Второй мировой войны обратно во Францию, где и скончался сравнительно недавно, чуть более 20 лет назад, о Румынии если и вспоминая, то в связи с установившимся там режимом без восторга, мягко говоря. "Носороги" - однозначно самая по сей день популярная и востребованная театрами пьеса классика абсурда. Идут "Носороги" и на московских сценах, а несколько лет назад Чеховский фестиваль привозил французский спектакль парижского Театра де ля Вилль в постановке Эмманюэль Демарси-Мота, который, к сожалению, разочаровал своим буквализмом, отсутствием художественно-постановочной фантазии, желания поиграть с текстом Ионеско, а не просто пересказать его, в общем, мы тогда увидели, как точно сформулировал Алексей Бартошевич, "классический спектакль по авангардной пьесе".

Носороги. Фото: Julian Mommert


"Носороги" из румынского города Крайовы на Платоновфесте можно охарактеризовать по всякому, но только не как "классический спектакль", разве что - "классический спектакль Уилсона". В фестивальных буклетах и листовках даже особо оговаривали: будьте, мол, готовы увидеть театр, какого вы еще никогда не видели. И тем не менее готовы оказываются далеко не все - как и в Москве на "Сказках Пушкина", публика во время представления расползается. Но "Носороги" при этом устроены сложнее и, на мой взгляд, гораздо интереснее "Сказок Пушкина". В них присутствует, помимо привычных для уилсоновского стиля "фишек", радикальный режиссерский ход. Среди персонажей "Носорогов" присутствует один даже на фоне прочих гротесковый, нелепый и малоприятный - Логик. Так вот именно этому Логику режиссер доверяет проговаривать будто бы "с листа" большую часть диалогов - за всех остальных героев. Почти полностью освобождая остальных исполнителей от текста, позволяя им сосредоточиться на пластической и мимической выразительности. А пластика и мимика в спектаклях Уилсона, соединяющих эстетические принципы французской пантомимы и традиционного японского театра Но, имеет особое значение. С одной стороны - выбеленные лица и грим, подчеркивающий и укрупняющий черты грим, парики, соответствующие костюмы, клоунские карикатурные гримасы, что, кстати, для современного европейского театра, особенно франкоязычного, стало общим местом. С другой - замедленные или, наоборот, резкие, сугубо условные движения, удары, отбивающие эпизоды, или вот, как в данном случае, функция "чтеца", тоже сближающая уилсоновский "театр художника" с традицией древних японских представлений. Плюс также характерное для Уилсона стремление обходиться минимальной предметной атрибутикой при максимальной ее схематичной условности: кафе в первой картине обозначено рядом геометрически выстроенных в линию одинаковых столов простейшей формы, а офис в следующем эпизоде - набором стульев разной высоты, стопками бумаг и нависающей над сценой с колосников телефонной трубкой. Зато выверенная - не сказать вычурная - световая партитура.

Но тут возникает не столько даже противоречие между формой и содержанием, сколько затруднение иного плана - уж если в идущих по-русски и переданных пусть и обрывочно, но последовательно "Сказках Пушкина" носителям языка, знающим тексты наизусть с детства, разобраться порой непросто, то в содержании пьесы Ионеско, где за всех персонажей большей частью говорит один актер, зритель запутывается безнадежно, и трудно его в том винить. Я практически наизусть знаю пьесу, но и мне местами пришлось нелегко. Уилсон, по обыкновению, пьесу сокращает, сжимает, утаптывая сцены в час двадцать без перерыва, одновременно "разбавляя", "разжижая" спектакль паузами, а также интермедиями при закрытом занавесе между каждым из эпизодов. Еще до начала основного действия можно наблюдать и слышать невнятный гомон обмазанных "глиной" и торчащих из насыпанной (в данном случае над оркестровой ямой) говорящих голов, которые возникают снова и снова, едва закроется после очередной картины занавес. В одной из интермедий участвуют две героини-"головы", обсуждающие... поход в Ашан, где одна из них тоже видела... носорога. Предположу, что эти головы - привет Уилсона другому любимому автору, Сэмюэлю Беккету, и его "Счастливым дням", где главная героиня Винни во втором акте вот так же точно торчит одной лишь головой на поверхности земли (кстати, стоит вспомнить, пожалуй, что именно эту пьесу Беккета ставил в московском театре им. Пушкина с участием Веры Алентовой художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков). Тогда и в говорящем за всех героев "Носорогов" Логике можно усмотреть по ассоциации подобие беккетовского Крэппа из "Последней ленты Крэппа". И при таком взгляде на спектакль пафос пьесы Ионеско оказывается совершенно иным, нежели у автора. Сильно пьющий, бестолковый, никчемный Беранже в пьесе - единственный, кому важно остаться человеком посреди всеобщего, добровольного, радостного озверения, он не сдается, не капитулирует даже при всех своих сомнениях, слабостях и после того, как друг, начальник, девушка влились в ликующую носорожью толпу - в этом слышится довольно прямолинейный авторский призыв. Присутствие в действии персонажа с функцией "рассказчика" переводит происходящее в ретроспективную плоскость, подает события не как разворачивающиеся у нас на глазах, но как имевшие место в прошлом, как уже случившиеся, неотменимые, фатальные. Насколько уместно приписывать подобные мысли Уилсону - не знаю, не уверен. Во всяком случае финал спектакля, тихий, в сопровождении легкой веселенькой музычки, вопреки заложенному в последних репликах главного героя надрыву, настраивает явно на меланхолический и в целом скептический лад, в нем совсем нет вызова. Ну разве что эстетический.

Но все это неизбежно вписывается в общую, а не только художественную ситуацию, которая так давно, но ярко, универсально и, в общем, доходчиво (имеющий глаза да увидит) обрисована в "Носорогах" Ионеско. Стилистика Уилсона в отношении к "Носорогам" парадоксально срабатывает еще и в том, что видеоинсталляции с танцующими носорогами на заднике - как всегда у Уилсона, "идеально натянутом", резко меняющим цвет и уровень подсветки) - выходят едва ли не самыми живыми, привлекательными и занятными моментами представления. Нарисованные на компьютере "носороги" однозначно привлекательнее работающих непосредственно на сцене "клоунов". Такая, может, и без особого режиссерского расчета, но наглядная метафора точно иллюстрирует предложенную автором схему: то, что в единичном и опосредованном воплощении еще кажется явным злом, то по мере приближения и овладения массами уже не пугает, а наоборот, привлекает, затягивает. Из хороших людей получаются отличные носороги - при некоторой невнятице содержательной и стилистической вторичности румынская постановка Уилсона, вероятно, в карьере мэтра не лучшая и не главная, напоминает об этом настойчивее, чем любая другая версия пьесы из виденных мной за последние 25 лет.

Казалось бы: где Платонов - и где Боб Уилсон с Эженом Ионеско? Легче отшутиться: в Воронеже! На самом деле стоит, мне кажется, взглянуть на проблему и серьезнее. Действительно, привязка некоторых, многих, большинства художественных событий Платоновского фестиваля к фигуре и творчеству Андрея Платонова на первый взгляд, скажем так, неочевидна. Впрочем, и необязательна - но тем не менее если не на поверхностном уровне совпадений и аналогий, то на глубинном, смысловом, удается обнаружить сущностную близость прозы, философии, даже судьбы Платонова и с визионерской версией Боба Уилсона классики абсурдистской драмы, и шоу на стыке видеоарта и контемпорари данса, и тотальными инсталляциями, и, хотя, пожалуй, чуть сложнее, с винтажными джаз-вечеринками. Одна из выставок, проходящих в рамках фестиваля на площадке арт-центра "Коммуна" - кстати, в здании бывшей одноименной типографии, где печаталась газета, в которой молодой Андрей Платонов начинал свой литературный путь - называется "Сокровенный". Тележурналист и фотохудожник Алексей Бычков представил, пригласив в качестве модели ведущего актера Воронежского камерного театра Бориса Голощапова, серию работ, посвященую "платоновскому человеку", то есть образу человека в прозе Платонова. Сегодня русскоязычный социо-культурный контекст таков, что гуманизм, презрительно обозванный "человекопоклонством", открыто и практически официально объявлен "ересью" - не больше и не меньше. И в этой ситуации события Платоновского фестиваля, театральные, художественные и прочие, недвусмысленно объединяет именно внимание к человеку, к осмыслению его места в мире, способов его с этим миром взаимдействия. Так чисто платоновская проблематика оказывается созвучна и экзистенциальному абсурду "Носорогов" Ионеско в "ядовито"-яркой версии Уилсона, и к бессловесному представлению с участием японской танцовщицы, зависающей в пространстве из сотен натянутых нитей-струн, и пластической видео-притче о противоречиях и тождественности микро- и макрокосмоса из Австрии, и неожиданному, спорному переложению для камерного состава симфонии Густава Малера "Титан" в высочайшего класса исполнении нидерландских музыкантов.

Фото: platonovfest.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Kissa, дочь Куприна

Чем была знаменита Ксения Александровна

В конце шестидесятых в доме на Фрунзенской набережной поселилась одинокая немолодая женщина. Ее звали Ксения Александровна Куприна. А до 1956 года она жила в Париже, где ее знали как Кису Куприну — кинозвезду и бывшую манекенщицу Дома Поля Пуаре.

19.09.2017 19:00, izbrannoe.com


«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим»

Дмитрий Лихачёв о воспитанности

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

18.09.2017 19:00, izbrannoe.com


Нил Гейман: Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и фантазии

«Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги»

Нил Гейман прочитал выдающуюся лекцию о природе и пользе чтения. Это не просто страстная апология, не туманное размышление, столь свойственное порой интеллектуалам-гуманитариям, но очень понятное, последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей. Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут исключительно электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

18.09.2017 16:00, Neil Gaiman


«Если у интеллигенции должен быть девиз, то это просто: "За работу"»

Ален Безансон об ответственности советской интеллигенции

Я хотел бы немного поразмыслить о судьбе русской интеллигенции. В 50-х годах прошлого века в русском обществе сложился новый слой. Слой без определенной сущности, находившийся в ее идеях, получаемых со всей Европы и накладывавшихся на русскую основу. Эта интеллигенция тут же начала борьбу с государством, которое она хотела разрушить, и гражданским обществом, которое она хотела предать смерти. В течение всего XIX века интеллигенция боролась против русского государства и в высшей степени его ослабила и воевала с гражданским обществом, от которого она хотела оторвать народные массы и которым сама она так и не была поглощена полностью.

15.09.2017 19:00, philologist.livejournal


Pati ergo sum: страдаю, следовательно существую

Антиутопия Олдоса Хаксли на сцене театра «Модерн»

В качестве эпиграфа к роману «О дивный новый мир» Олдос Хаксли выбрал мрачное пророчество Николая Бердяева: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше… И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу».

15.09.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Не могу молчать

Лев Толстой о смертной казни

Лев Николаевич Толстой был ярым противником смертной казни. Во время заграничного путешествия 1857 года, писатель увидел в Париже обезглавливание преступника на гильотине. Воспоминание об этом ужасе никогда не изгладилось из памяти Толстого — он не однажды в своих произведениях вспоминал о том воздействии, которое произвела на него увиденная им смертная казнь. «Я не политический человек, никогда не буду служить нигде никакому правительству» — написал он после этого случая. Толстой обращался к Александру III с просьбой о помиловании цареубийц; он отказывался от исполнения обязанностей присяжного заседателя, не желая иметь дело с государственным институтом, основанном на насилии; он отстаивал философию всепрощения и непротивления злу насилием, что по праву сделало великого писателя голосом совести российского народа.

14.09.2017 19:00, smartpowerjournal.ru


Допинг-контроль #13: Хулиган-2017

Часть II

Продолжение беседы Дмитрия Мишенина и Миши Бастера о неформалах в СССР, подпольной культуре, платках из шелка и издательской деятельности.

13.09.2017 19:00, Дмитрий Мишенин


Аритмия, как и было сказано

Фестивальные жюри и кинокритики тоже любят «доброе кино про людей»

2-й Уральский кинофестиваль подвел итоги, которые оказались более предсказуемыми, чем хотелось бы. В конкурсе участвовало 11 картин, но основные призы поделили между собой два фильма-фаворита.

13.09.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


Еврейские мотивы в искусстве Ватикана

Как Микеланджело умудрился пропитать еврейской традицией главные шедевры христианского искусства

Если у кого-то возникнет желание увидеть «еврейский Рим», ему наверняка посоветуют пойти в синагогу на берегу Тибра, прогуляться по бывшему гетто или отведать Сarciofi alla Giudia (артишоки по-еврейски). И скорее всего, никто даже не подумает отправить его в Ватикан — никому не приходит в голову мысль, что там еврейского искусства больше, чем по идее должно было бы быть.

12.09.2017 19:00, Ив Лаплант, jewishnews.com.ua


Развитие коллективного управления правами в условиях цифровой глобализации

Доклад генерального директора ВОИС и РСП Андрея Кричевского на Санкт-Петербургском культурном форуме

«Я убежден, что, перестав держаться за институты старых формаций, с помощью новых технологий мы можем построить более честный и справедливый для всех мир интеллектуальной собственности, сегодня это даже не убеждение — это практически моральный императив».

12.09.2017 13:00






 

Новости

В «Сколково» пройдёт джазовый фестиваль
В эту субботу 26 августа «Сколково» второй раз окунётся в мир джаза — здесь пройдёт фестиваль Skolkovo Jazz Science.
"Союзмультфильм" снимет 30 новых серий мультсериала "Трое из Простоквашино"
Длительность серий мультфильма, выполненного в технике 2D и 3D, будет составлять 6,5 минут.
Вокалист группы Linkin Park покончил с собой
41-летний Честер Беннингтон свел счеты с жизнью в личной резиденции в Калифорнии, пишет портал TMZ.
Умер народный художник СССР Илья Глазунов
9 июля на 88-м году жизни умер советский и российский художник Илья Сергеевич Глазунов.
Фонд кино подал иск против создателей фильма «Защитники» на 51 миллион рублей
Государственный Фонд кино, подведомственный Министерству культуры, подал в суд на компанию Enjoy Movies, которая ранее заявила о намерении подать на банкротство. Иск касается супергеройского фильма «Защитники», на производство которого ведомство выделило 50,8 миллионов рублей.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.