Подписаться на обновления
13 декабряПятница

usd цб 63.2257

eur цб 70.4271

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Наум Вайман   среда, 25 марта 2015 года, 15:30

«Ида» не из списка Спилберга
Слезы – не критерий качества фильма


Кадр из фильма «Ида» /kinopoisk.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Я стараюсь не смотреть "художественные" фильмы о Холокосте. Тяжело видеть гибель беззащитных соплеменников, да еще того и гляди нарвешься на какую-нибудь слащавую голливудскую поделку вроде "Списка Шиндлера", а тогда уж хоть святых выноси: не знаешь кого раньше мочить: то ли спильбергов, то ли шиндлеров… Однако "Иду" Павла Павликовского, получившую последний "Оскар" в серьезном соперничестве с "Левиафаном" я решил посмотреть: солидные люди рекомендовали, а поскольку я писал о "Левиафане", то любопытно было сравнить.

Рекомендации оправдались: фильм смотрится с напряжением, переживаешь до слез за его героинь, особенно за резкую, разбитную и несчастную Ванду, тетку Иды-монахини. Чувство вины за смерть сына, оставленного на произвол судьбы, приводит ее к самоубийству… Конечно, слезы, даже мои собственные и для меня самого, – не критерий качества фильма: с возрастом становишься чувствительнее к жизни, к ее даже самому робкому и незаметному трепыханию…

А если сравнивать с "Левиафаном", то сближает, на первый взгляд, отстраненность, некий взгляд сверху, и жесткая стилистика. "Ида" вообще – черно-белый офорт. И здесь это не модная нынче игривая стилизация под старину, а естественная жесткость контраста, строгое благородство оттиска с расцарапанного металла. Впрочем, насчет отстраненности все не так просто. У Звягинцева отстраненность притчи, и даже определенная холодность сердца, а жестокость жизни – жестокость мироздания, Бога. А если уж говорить о Боге, то русская церковь выглядит у Звягинцева скорее, как орудие сатаны. В "Иде" роль церкви принципиально иная, она – убежище от падшего мира и даже оплот свободы. И жизнь в фильме дана очень естественно, психологически точно, почти реалистично – никаких притч. Но при этом все происходящее кажется глубоко символичным…

Сюжет похож на "Виридиану" Луиса Бунюэля. Ида, девушка лет двадцати, с раннего детства воспитывалась в монастыре и должна принять монашеский обет. Перед принятием обета настоятельница отправляет ее "в мир", повидаться с родной теткой – важный акт свободы выбора: только познав этот мир, ты можешь считать уход из него добровольным. В миру девушка узнает, что она еврейка, семья ее погибла во время войны, осталась одна озлобленная тетка лет сорока пяти, и обе женщины отправляются в путешествие в царство мертвых, вглубь своей семейной истории. А "на дворе" убогая советская Польша начала шестидесятых, "оттепель", твист и джаз, сексуальная свобода. Похоже, что в глазах режиссера, живущего в Лондоне и на четверть еврея (что он сам подчеркивает), убога она от рождения (польские патриоты должны возмутиться). Тетка Ванда, бывший прокурор громких процессов над "врагами народа", теперь не у дел, просто злая, наглая и распутная алкоголичка. В молодости она бросила маленького сына на попечение сестры, жившей в деревне (матери Иды), и ушла воевать ("не знаю за что"). Сестра с мужем, дочерью Идой и маленьким племянником скрывались в лесу, но были убиты польскими крестьянами, которые поселились в доме убитых. Тетка с Идой приходят в этот дом, она разыскивает отца нынешнего хозяина дома, убившего, как она думает, всю семью, в том числе и ее сына. Хозяин пытается ее не пустить, она ему угрожает… В это время Ида заходит в коровник, и видит в окне коровника сияющий сказочным светом витраж – тетка рассказывала ей, что мать Иды любила рисовать и даже делала витражи. Признаюсь: в этой сцене с витражом в коровнике я увидел прорыв ненавистной мне гнойной слащавости европейского тренда на тему "еврейство, которое мы потеряли": вот, мол, они пытались хоть чуть-чуть разукрасить наш убогий хлев, а мы их убили… Крокодиловы слезы. Отца этого польского семейства, занявшего их дом, они находят в больнице. Ванда пытается его допрашивать: Ты убил? А мальчик перед смертью боялся? Где ты их зарыл? А как ты их убил, топором? Старый поляк в ответ только шепчет, что они были хорошие люди, и он им помогал, носил им еду в лес. Затем в гостиницу приходит его сын и заключает с юной монахиней сделку: вы прекращаете преследовать отца ("все равно никто ничего не докажет, что сделано, то сделано"), отказываетесь от права на дом, а я показываю, где их захоронил. Замечательно снят лес, густой, таинственный, настоящее темное царство. Крестьянин копает яму, а две женщины сидят на ее краю. Наконец, он достает маленький череп – то, что осталось от сына Ванды. Сняв с головы платок, она заворачивает в него череп и в оцепенении уходит. Крестьянин достает из ямы еще черепа и кости, Ида заворачивает их в одеяло и спрашивает: "А почему меня здесь нет?" Символическая сцена: крестьянин сидит в глубокой и темной яме, в глубине земли, и оттуда отвечает: "Ты была маленькая, никто бы не догадался, что ты еврейка, и я отнес тебя священнику, а мальчик был чернявый и обрезанный". Затем женщины отправляются в Люблин, на старое, заброшенное еврейское кладбище, и там, вдвоем, закапывают родные кости среди замшелых и покосившихся плит. И вновь густой и таинственный, почти дикий, кладбищенский лес, растревоженная лопатой земля, перепачканные ею девичьи руки, творящие крестное знамение… После этого Ида возвращается в монастырь, в его казарменную жизнь, но чувствует, что не готова принять обет. А Ванда, оставшись одна, выбрасывается из окна под бодрые звуки 41-ой симфонии Моцарта.

Смерть Ванды возвращает Иду в мир, она поселяется в ее квартире и пытается подражать тетке: одевает ее туфли на высоких каблуках, курит, пьет водку, и все под ту же музыку Моцарта. На государственных похоронах бывшего прокурора пересекаются две линии сюжета: вневременная, требующая совершить метафизический выбор, и жизнь этого мира. Во время их скитаний по дорогам Польши, Ванда, в целях провокации – испытать молодую монашенку – , подбирает красивого саксофониста, позже они встречают его в ресторане гостиницы, где парень играет в составе джазовой группы. В этот ресторан, глубоко вниз, ведет крутая винтовая лестница, куда женщины спускаются, как в веселую преисподнюю. Молодой музыкант приходит на похороны чтобы встретить Иду, и они вместе проводят ночь. Он предлагает ей сопровождать его по намеченным гастролям, сейчас они едут в Гданьск, "погуляем вдоль моря", "а потом?" спрашивает Ида. "А потом мы купим собаку, сыграем свадьбу, у нас будут дети…". "А потом?" – повторяет она свой вопрос. "А потом житье-бытье", отвечает он. По-польски звучит, кажется, "пот и муки", но я четко не расслышал. После этого диалога Ида возвращается в монастырь и принимает постриг. Объяснение или оправдание этого судьбоносного поворота в фильме отсутствует.

В картине почти все символично: серая жизнь, мрачно-таинственный лес, веселая и глупая преисподняя ресторана, распластанные в ряд монахини на полу монастыря, их безмолвная трапеза, силуэт Иды в монашеском платке, похожий на силуэт египетского Сфинкса… Но на что указует эта символика? Мы озадачены. Даже пересмотрев фильм несколько раз, не могу понять: есть ли в этом фильме некий центральный посыл, сквозной мотив, основная идея? То же недоумение осталось и после "Левиафана". Скажут: примитивный подход, искусство – это не изложение идей. Что ж, допустим, что произведение не обязано мне о чем-то рассказывать, и уж тем более – наставлять, но все-таки оно с чем-то ко мне обращается, что-то хочет сказать, увлечь в свою даль или глубь? Или как? Вот Гадамер пишет в "Актуальности прекрасного": каждое произведение искусства выстраивается в нашем сознании как непреложное высказывание, благодаря чему мы оцениваем его как некое целое. Вот этого "целого", я в названных фильмах и не почувствовал, они у меня "не выстроились". Конечно, сегодня за поиск "смысла" в произведении могут поднять на смех, но опять же у Гадамера читаю: Произведение что-то говорит человеку …словно обращено прямо к нему как нечто нынешнее и современное. Тем самым встает задача понять смысл говоримого им и сделать его понятным себе и другим. Может, фильм не ко мне обращается? Один знакомый, расхваливая фильм, пояснил: понимаешь, каждый может найти в нем что-то свое. В моих глазах – сомнительное достоинство. Получается, что современное произведение искусства, как ловкий политик, обращается сразу ко всем, что-то обещая каждому электорату (у нас выборы недавно прошли, я еще не остыл), и надеясь получить голоса (и деньги) ото всюду.

Эстетически искушенные и философски подкованные могут завернут и насчет того, что, мол, взгляд на мир нынче "десубъективирован", то бишь пропал субъект этого взгляда, личность растаяла в тумане релятивизма, и нет уже ни автора, ни тебя самого, как субъекта восприятия (тебе только кажется, что ты есть).

Заглянул я и в рецензии с целью набраться ума-разума. В них дружно отмечается, что главная тема фильма – поиск идентичности. В интервью журналу "Воздух" режиссер именно так определяет свой замысел: Думаю, дело в главной теме — идентичности1. Если так, то поиск ее должен идти где-то на стыке иудаизма и христианства. Какую же идентичность обретает героиня фильма? Иудейскую, христианскую? И то и другое вместе? Но тогда каким образом все это уживается? Может быть тут попытка соединить, в духе модного нынче католического тренда2, еще недавно враждебные религии? Сплошные вопросы. В одной рецензии сказано: «Ида» — это кино фундаментальных вопросов и осторожного поиска ответов3. Значит, ответов нет? Не ставит ли это весь фильм под вопрос? Известный кинокритик Антон Долин вообще считает, что главная тема – "познание мира": Еврейская тема, проходящая красной нитью через фильм и составляющая его фабулу, отнюдь не единственная и вовсе не главная. Это скорее камертон: невинность девочки-послушницы оттенена многовековым грузом страдания, полученным ей по наследству, — и она не знает, что с этим делать, как не знал бы любой из нас. Героиня… вплоть до финала вообще отказывается от действий, она лишь молчит и наблюдает. … Таким образом, перед нами фильм о познании мира…4.

Так и хочется спросить: из "вас", или из "нас"? Мы-то знаем, что делать с этим многовековым грузом – нести его дальше, как наши отцы и деды, ничего, кряхтели, конечно, но не жаловались (Иов, правда, взбунтовался, но был поставлен на место). А перейти в христианство для них было все равно, что плюнуть в могилу отца, сказать ему: зря, дурак, мучился. А тут еще могилки-то свежие, только что вырытые…

Да, героиня действительно похожа на сфинкса, "она лишь молчит и наблюдает", но это "в миру". И наблюдение – еще далеко не познание, в лучшем случае – его начало. Что же познала героиня об этом мире? Что "природа — сфинкс", как писал Тютчев? "И может статься, никакой от века/ Загадки нет и не было у ней?"

Зaгaдкa без рaзгaдки:
Кто возврaтится вспять
Сплясaв нa той площaдке,
Где некому плясaть?
5

А от метафизического, религиозного действия она не только не отказывается, но поступает весьма решительно, возвращаясь в монастырь.

Сам режиссер так разъясняет свою "главную тему – идентичность": Это особенно важно сегодня, в эру глобализации. Героиня осознает свою национальность и религию, обретает веру; это интересует и трогает многих. Трудно жить без веры – даже если речь не о настоящей религии, а о марксизме-ленинизме. Важен и еще один фактор: «Ида» – своего рода медитация, она не вынуждает зрителя ни к чему, не давит на него. А еще в этом фильме скрыто несколько парадоксов, они всегда привлекают.6/sup>

При чем тут глобализация? "Трудно жить без веры"? Так и хочется спросить: и с этой хохмой он хочет приехать в Одессу? Какую веру обретает героиня, если она с младенчества воспитывалась в католической вере? В том смысле, что она засомневалась, а потом все-таки возвращается к вере, возвращается в монастырь? Но почему она возвращается, причем сразу после любовного акта с саксофонистом? Может саксофонист подкачал? (Шутка старого гусара.) Или "познание мира" состояло в том, что мир этот – ужасен? Что ж, вполне христианская точка зрения, и её наверняка последовательно внушали послушнице все годы ее жизни, но для такого знания можно было и не покидать монастырь. Да и тема уже исчерпана в гениальной "Виридиане". Кстати, история евреев хоть и не усыпана сахаром, Бог их гневлив и скор на расправу, однако от жизни они не бежали, и монастырей у них никогда не было. А может быть, она просто вернулась в привычную жизнь? Некоторые и из тюрьмы выйти бояться… Психологически это совершенно понятно, но вряд ли в этом состоял замысел автора. К еврейству это, во всяком случае, никакого отношения не имеет. В общем, похоже, что автор фильма не слишком озаботил себя ответами на возникающие вопросы. Более того, он с неосторожной откровенностью говорит о своих соображениях по "маркетингу" произведения: "это интересует и трогает многих". Автор не объясняет замысел, а перечисляет способы привлечения зрителя: умением не давить на него, парадоксами, модной темой. Так, может, все дело в том, чтобы привлечь многих и извлечь из этого соответствующую пользу? А я-то ломал голову над парадоксами, пытался вникнуть в "медитации", а их суть только в том, что они ни к чему зрителя "не вынуждают"… В общем, развели, как лоха.

Боюсь, что и с "Левиафаном" та же история: с одной стороны социальный конфликт, с другой – бунт женщины, тут же и цитаты из книги Иова с намеками на библейскую глубину – притча! А по сути – пустой звон. Фейк. Порнография для интеллигенции, где вместо простых психологических кнопок – набор культурных кодов, вроде связки отмычек, каждая открывает какую-то свою дверцу, щекочет свою "струнку" (каждый находит что-то свое), и зрители, потешенные интеллектуальной щекоткой, удовлетворенно расходятся по домам.

____________________

1 vozduh.afisha.ru
2 Например, движение Неокатехуменат с его семинарией в Галилее
3 culture.pl
4 vozduh.afisha.ru
5 Из стихотворения Арсения Тарковского "Эвридика"
6 Там же




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991

От праздничной комедии до темы афганской войны

Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма.

07.12.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как вымышленные персонажи стали символами реальных протестов

С экранов в современную реальность

Джокер и Гай Фокс могут встретиться не только на косплей-вечеринке, но и на протесте! Рассказываем, как герои киноиндустрии превращались в главные знаки протестных акций.

30.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Свобода и смысл жизни: наследие Сартра

15 величайших фильмов

В начале 20-го века в Западной Европе, особенно во Франции, обрёл популярность новый жанр литературы. Такие писатели, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю начали писать о человеческом существовании и его кризисе, назвав это экзистенциализмом, философской теорией, в которой подчеркивается существование человека, определяющего своё собственное развитие и судьбу.

23.11.2019 19:00, cameralabs.org



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.