Подписаться на обновления
21 августаСреда

usd цб 66.7840

eur цб 73.9766

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Dolboeb   понедельник, 16 декабря 2013 года, 11:08

Хуже, чем в СССР
Москва показывает миру, как сделать невыносимым наземный транспорт


//dolboeb.livejournal.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Организация движения и обслуживания пассажиров на автобусных маршрутах — это по ту сторону добра и зла, никакого мата не хватает. Совершенно очевидно, что чиновники Дептранса, вдоволь покатавшись по заграницам, насмотрелись на существующую там систему, и тупо механически попытались её перенести на нашу почву. Результат вышел, мягко говоря, позорный. Даже при советской власти не было такого уродства — хотя никаких приятных воспоминаний о поездках на автобусе из школьных и институтских лет не осталось.

Неделю назад отпустил шофёра в отпуск по его семейной надобности, и близко знакомлюсь теперь с организацией общественного транспорта в Белокаменной.

Очень понравилась «Тройка» — московский аналог лондонской Oyster card, нью-йоркской metrocard и парижской Carte orange. Для человека, который пользуется общественным транспортом от случая к случаю, а не строго по рабочему расписанию, условия выходят ощутимо выгодней, чем в большинстве других оптовых схем оплаты: радует и 90-минутный тариф, и тот факт, что деньги на карте не сгорают по истечении ограниченного периода, как это происходит с проездными билетами.

Есть у Москвы одно важное отличие от очень многих стран. Это дефицит пространства для жизни. У очень многих людей нет своего жилья, а снимаемые квартиры для опять же многих носят характер жилья временного, которое часто приходится менять. Есть проблемы со школами и детсадами. Нередки случаи, когда родителям приходится везти детей в другую часть города - детсады и школы не в шаговой доступности. Мало кто работает в своем районе - трудно найти работу рядом с домом, поэтому очень многие едут в другой конец города для работы. Поликлиники, налоговые, ГИБДД, органы госвласти - из-за низкого уровня электронного документооборота и бюрократии, из-за недостатка учреждений людям приходится дополнительно перемещаться по городу. Да даже до парка, до зеленой зоны для прогулки людям приходится ехать.

Но организация движения и обслуживания пассажиров на автобусных маршрутах — это по ту сторону добра и зла, никакого мата не хватает. Совершенно очевидно, что чиновники Дептранса, вдоволь покатавшись по заграницам, насмотрелись на существующую там систему, и тупо механически попытались её перенести на нашу почву. Результат вышел, мягко говоря, позорный. Даже при советской власти не было такого уродства — хотя никаких приятных воспоминаний о поездках на автобусе я из школьных и институтских лет не вынес.

Чтобы в сегодняшней Москве сесть в пустой четырёхдверный автобус на его конечной остановке, нужно выстоять огромную очередь, потому что из всех дверей впускают только через переднюю, и пропускная способность там — строго по одному человеку за раз. Казалось бы, ведь и в лондонский автобус, и в нью-йоркский тоже посадка через переднюю дверь. Но только там я таких очередей никогда не видел, и не стоял в них. И не потому, что в иностранных мегаполисах пассажиропоток меньше московского. А по трём совершенно иным причинам:

* чиновники там сменяемые через механизм выборов

* должностные лица сами пользуются общественным транспортом

* нет укоренившейся традиции считать пассажиров за скот.

Покуда у нас не выполняется толком ни одно из трёх этих условий, никакое заимствование зарубежных придумок не поможет. Но вернусь к своим наблюдениям на местности.

Отдельных ласковых слов заслуживает организация конечных автобусных остановок на моём родном «Речном вокзале». До половины из них можно просто дойти от метро. До другой половины нужно добираться перебежками по проезжей части, потому что остановки расположены на островках посреди большой площади, где ни одного пешеходного перехода не предусмотрено. Островки эти огорожены высокими металлическими заборами, и люди попадают на них через выломанную заднюю панель в будке автобусной остановки. Как пел Борис Борисович Гребенщиков, попадись мне, кто все так придумал — я бы сам его здесь придушил.

Разумеется, нигде в пределах огромной площади, откуда стартуют три дюжины автобусных маршрутов, местных и загородных, нет ни понятных указателей, ни схем движения с перечнем остановок, не говоря уже о каких-нибудь электронных табло, извещающих о времени прибытия следующего автобуса. Геолокация, пятый год позволяющая сотням миллионов пользователей карт Гугла совершенно бесплатно отслеживать местоположение друг друга на карте, давно внедрена в Москве такими сервисами, как Яндекс.Такси и Gettaxi, но для Дептранса с его 316-миллиардной программой развития транспортной системы в Москве это по-прежнему mission impossible.

Государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру официально осуществляются для целей ускорения перевозок (грузовых и пассажирских), а также «расшивки» узких мест, которые могут привести к дорожном коллапсу. Другая причина, по которой Правительство жмет на финансовый газ, заключается в том, что с начала 2013 года рост экономики страны начал существенно замедляться.

К сожалению, проблема тут, похоже, не только в городских властях. Судя по «Тройке», в руководстве Дептранса сегодня представлены не только дураки и жулики, но и люди, способные продумать и внедрить какие-то очень разумные и эффективные точечные решения. К сожалению, даже эти передовые люди, став шестерёнками в здешней модели управления, оказываются не в состоянии инициировать какие бы то ни было системные изменения. Они могут подсмотреть за границей и перенести на нашу почву какие-то отдельные методики, в основном касающиеся учёта, контроля, пропускной системы и приёма платежей. Но главная беда нашей транспортной системы, как и всего сегмента госуслуг — в никуда не годном системном подходе. До тех пор, покуда система видит свою задачу не в том, чтобы обслуживать живых людей за их деньги, а только в том, чтобы управлять человеческой массой, направлять её и регулировать — каких-то ощутимых улучшений ждать попросту глупо.

igorm:
в лондоне

в автобус можно заходить в любую дверь. Считыватели ойстера есть и посередине салона.

polesh_chuk:
В московских автобусах считывателей тоже несколько. Но пускают только через передний. Да ещё и контролёры ходят.

Автор прав, смысл любой их системы - тотальный контроль.

coffee_and:
в лондонских нет турникетов, и никто не застревает на входе. а самое главное, там водители не торгую билетами. на любой остановке для этого есть автомат. попробуйте сесть в трамвай в районе Павелецкого вокзала. 25 человек из только что с поезда сошедших будут покупать билеты у водителя, а оставшиеся 5 с проездными будут стоять в конце очереди.

на всю площадь 2 киоска по продаже билетов.

dolboeb:
Конечно, главный затык сейчас в водителе, которого сделали кассиром.

Это может нормально работать только в условиях типа Лондона, когда на весь дабл-декер 4 человека платят налом, и этот нал — фунтяшка, самая ходовая монета.

Если проезд стоит 26 рублей, т.е. минимум 4 разных монетки, тут затык неизбежен.

Летающий Котёнок:
Когда чиновник, ответственный за что-то, этим не пользуется в принципе, то он и сделать ничего не способен, даже при желании. Которое отсутствует у дептрансовцев напрочь: и так всё хорошо, да.

ravenra:
А как в Лондоне решается вопрос с полным заполнением автобуса в вечерний час-пик?

В Торонто система интегрированная, и на остановках типа "речника" сделаны системы, когда пассажиры не выходят из "контура" метро, а автобусы заезжают в огороженный периметр, где пересадка без валидации проездного

С одной стороны, будущее "Тройки" к этому идёт в виде единого билета.

С другой, потребует реорганизации. На Речном, Каширской и Петровско-разумовской это возможно. На Царицыно уже хуже.

И в третьих - представьте наших любителей халявы, ломящихся в проезд автобуса, чтобы бесплатно поехать?

Упд: вот иллюстрация

Тут всё вместе:

- Слева внизу кружок - отдельный выход метро для подбирающих на машинах/такси

- Справа внизу перехватывающая парковка

- белое в центре - наземная часть станции метро, видно, как автобусы туда заезжают.

Кстати, мент часто присутствует и ловит желающих пройти на станцию бесплатно.

Одна поездка стоит от 90 до 70 рублей.

dolboeb:
А как в Лондоне решается вопрос с полным заполнением автобуса в вечерний час-пик?

Доля людей, которым нужно купить билет у водителя, незначительна. Они не мешают проходу тех, что с карточками. И стоит билет самую ходовую монету — фунт. А не как в Москве 26 рублей, которые набираются минимум четырьмя монетами/банкнотами разного достоинства, и требуют сдачи.

С одной стороны, будущее "Тройки" к этому идёт в виде единого билета

При нынешних условиях тарифа "90 минут" этому жаба мешает. 90 минут — это не один платёж на весь срок, как во Франции или в Торонто, а 28 рублей метро и 10 рублей скидки на автобус. То есть безбилетной пересадки не сделать.

shahius:
В Торонто вход тоже через переднюю дверь с оплатой проезда жетонами. НО! На конечных у метро, где происходит посадка основной массы пассажиров, автобус заезжает в специальную трансферную зону, в которой платить за проезд НЕ НАДО и доступна посадка через все двери. А на промежуточных остановках народу обычно немного.

У нас один жетон действителен до конца поездки на всем направлении на всех видах транспорта, будь это метро, автобус или трамвай (тут их называют стриткарами). Просто берешь трансфер и едешь дальше.

heavy_pm:
Я тут прошлой зимой был первый раз в Москве, приехал на денек просто погулять и подивиться на столицу(сам с болот), так я очень очень долго не мог вкурить, как надо оплачивать эти валидаторы, даже водитель на меня наорал. Ибо я оплатил проезд, взял билетик и дальше не понял, что с ним делать. На мой взгляд - это не просто зло, это полный трындец.

miggerrtis:



solar_kitten:
До другой половины нужно добираться перебежками по проезжей части, потому что остановки расположены на островках посреди большой площади, где ни одного пешеходного перехода не предусмотрено. Островки эти огорожены высокими металлическими заборами, и люди попадают на них через выломанную заднюю панель в будке автобусной остановки.

Есть там пешеходные переходы. По бокам. но народ от метро ломится по кратчайшему пути через площадь.

kuda_morgalo:
А то он не знает,) Половина выдумка, вторая половина полуправда.

losyara1975:
Маршрутки жы есть. Быстрее гораздо. Оставьте автобусы пенсионерам. Мне 2 км. до метро, на маршрутке - 2-3 минуты, на автобусе/троллейбусе - минимум 10. При этом там не сесть с моей больной спиной - перед старушками стыдно, и вообще женщинами.

trancerd:
У меня, например с маршрутками несоответствие во взглядах. Я большой - они маленькие. Если груз с собой больше пакета пластикового - тоже мимо.

И, это, в тему заголовка - в СССР было гораздо хуже. Я прекрасно помню и скотовозы ЛИАЗ, и старые троллейбусы/автобусы. Все эти давильники. Сейчас тоже говно, но в СССР было хуже.

fierceleaf

:
Идеальное решение — приватизировать отрасль и разбить на конкурентные компании.

solar_kitten:
в крупных городах приватизация ОТ не работает, это наглядно показал опыт регионов. вот частники по жесткому контракту с мэрией (не путать с маршрутками) - работает, но в этом случае оно ничем не отличается от муниципального ОТ, кроме вывески.

samsamuel:
Какое наследие такая и действительность! Не в одной стране мира не возили людей в товарных вагонах, как скот.

a_hramov:
Суть проблемы в том, что есть несколько точек в Москве, где сразу очень много людей должны разом сесть в автобусы/трамваи/троллейбусы. Проблемы именно там, на промежуточных остановках никаких особых сложностей не возникает. Значит, надо как-то эти точки убирать. Например, пускать часть потока от одной станции, часть от другой. Или ликвидировать причину, по которой очень много людей оказываются сразу в одном месте.

Например, на м.Университет как только кончаются занятия, сразу огромная толпа студентов идет и затыкает весь транспортный узел. Значит надо как-то делать им занятия в разное время, или пускать от самого ГЗ разный транспорт в ДРУГИЕ места, к Воробьевым горам, Фрунзенской, напрямик до общежитий (того же ДАСа) в обход основных станций. И т.п.

vecnyha:
Тоже живу на речном вокзале и всегда езжу на автобусе или маршрутке от метро. Так вот тех заборов раньше не было и, когда они появились, это была такая волна возмущения людей! Потому что это ведь все обходить теперь, и стареньким, и больным, которым в принципе ходить тяжело. Обходить по дороге, на которой лужи. Ну вот почему не сделать сквозной проход с приподнятой зеброй, чтобы посуху людям пройти от метро. Такое ощущение, что просто унизить хотят. Если есть тайный смысл в отсутствии прохода, почему бы не объяснить его людям, может агрессии было бы поменьше.

oko_pol:
Правильно замечено. Дептранс не пытается решить этих проблем комплексно. Что самое интересное, решения то уже есть. Кому как не бывшему акционеру Аэроэкспреса, а также имеющему непосредственное отношение к метро (Трансмашхолдинг) это знать? Как садятся в метро?-Просто турникеты вынесены за пределы транспортного средства, а остановка-станция является накопительной площадкой. Что самое интересное, в Москве это уже практикуется несколько лет. Так у метро Калужская, сделана такая остановка на конечной станции (под гаражным комплексом торгового центра), турникеты стоят на входе на остановку. Не удивлюсь, что это еще где-то в Москве есть. Банальный вопрос - почему нельзя это внедрить повсеместно? На крупных пересадочных узлах делать остановки-накопители, на прочих-пусть остается все как есть.

А теперь немного справочной информации:

Вот текст (правда на английском языке) с рекомендациями по строительству автобусных остановок. Кстати написан текст еще в 2010 году, понятно, что такие рекомендации были выработаны гораздо раньше. Сам текст.

Вот картинка (как пример, остановка мне не очень, но обратите внимание на турникеты)



Мне действительно непонятно, если ребята из Дептранс профессионалы то почему они не объясняют и, самое главное, не делают? А если не профессионалы????

vik_kis:
В Европе на каждой городской остановке стоит табло, показывающее, через сколько минут будет транспорт по твоему маршруту. Если через 5 - можно забежать в булочную или аптеку, если через 10 - можно и в магазин успеть зайти. В любой деревне транспорт ездит точно по расписанию - минута в минуту. Он не уйдёт от остановки в 17:54, если в расписании написано 17:55. И только в Москве можно ждать троллейбус хоть 10, хоть 20, хоть 40 минут, хоть даже час - а потом приходят аж 5 сразу! Я давно себе выработала правило: если нужен транспорт, но его не видно на горизонте - иду пешком, всё равно 100% буду быстрее.

Веселее всего, когда подходит средство передвижения, ты платишь, проезжаешь пол-остановки и встаёшь в невероятный затор, потому что за поворотом случился невероятный затор из-за того, что какой-то эгоист припарковался прямо на трамвайных путях - и не остаётся ничего другого, как выходить и идти дальше пешком. И денег никто тебе не возвращает! Так что выбор чаще всего лежит в плоскости: машина или собственные ноги.

vik_kis:
Не знаю, почему всем эта тройка нравиться и за что - 90 минут это СЛИШКОМ МАЛО для такого огромного мегаполиса как Москва, хотя бы 2-3 часа должно быть её действие. За границей такие комплексные карты позволяют съездить куда-нибудь "туда и обратно" (если успеешь) на нескольких видах транспорта по цене в 1,5 метро-поездки, в Москве же ты всё равно КАЖДЫЙ РАЗ оплачиваешь проезд (90 рублей эта тройка, кажется, стоит - когда должна в 2 раза меньше, рублей 40-50!).

Единственное нормальное нововведение - это то, что многоразовые карты на метро теперь действуют на любом виде транспорта, и это действительно удобно: нет пробок (что очень редко, но в ЦАО тоже бывает) - можно проехаться на троллейбусе или трамвае, ну а если пробка или транспорта не видно на горизонте (дептранс, АУ! где табло времени прибытия в XXI веке???!), то можно на метро добраться.

Источник: dolboeb.livejournal.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



5 исторических зданий, которые потеряла Москва за последнее семь лет

За последние несколько лет Москва сильно «помолодела». Средний возраст её зданий уменьшился не только благодаря новостройкам, но и из-за сноса зданий, которым больше ста лет. Многие из них имели историческую и архитектурную ценность, были излюбленными достопримечательностями туристов. Их нельзя не помнить, и очень грустно, что их посчитали чем-то лишним в Москве.

26.06.2019 19:00, Лилит Мазикина, kulturologia.ru


Отшумели самолеты

Что происходит с аэропортами, когда из них все улетают

Когда-то здесь кипела жизнь: сновали люди, шум авиационных двигателей не затихал ни на минуту, а из громкоговорителей раздавались названия самых экзотических населенных пунктов в самых удаленных уголках планеты. Но постепенно все затихло — самолеты улетели навсегда, пассажиры исчезли и терминалы опустели. Что же происходит с такими аэропортами? Есть несколько вариантов.

26.06.2019 16:00, vokrugsveta.ru


Как убивают музеи

Судьба музея Рублева под вопросом

Музей Рублева прекращает своё существование. РПЦ, на основании закона о реституции церковных ценностей отбирает все пространство Андроникова монастыря. Музею должны предоставить равнозначное помещение, но такового нет и быть не может. Коллекция Музея, сотрудники, архив — все это отныне подлежит прозябанию на временных площадках и дальнейшему мародерскому разграблению. РПЦ не договороспособно.

22.06.2019 13:00, Кирилл Алексеев для журнала «Сноб»


Москве надо избавиться от шести миллионов тонн мусора

В какие регионы его будут свозить и кто этим займется

После мусорных бунтов, которые прошли в Подмосковье в 2018 году, здесь были закрыты несколько свалок и полигонов — и Москве стало некуда девать мусор. Уже начато строительство полигона «Шиес» в Архангельской области, но этим дело не ограничится. Как выяснила «Медуза», мусор из Москвы хотят свозить в Калужскую область, в другие районы Архангельской области и еще несколько регионов европейской части России. В Москве для упаковки этого мусора строят три перегрузочных комплекса, один из них — внутри Третьего транспортного кольца, недалеко от метро «Волгоградский проспект». Спецкор «Медузы» Иван Голунов рассказывает о планах мэрии Москвы по вывозу мусора в другие регионы России.

09.06.2019 13:00, Иван Голунов, meduza.io


«Дорога смерти»

Негативное воздействие на окружающую среду снижают вырубкой леса

«Дорога смерти» — так жители подмосковного Клина прозвали строящуюся дорогу, ведущую к полигону твёрдых коммунальных отходов «Алексинский карьер». Бурный протест горожан вызвало строительство новой 4-полосной автомобильной дороги, которая будет проложена к полигону.

07.06.2018 16:00, Александр Гаврилин, activatica.org


ГлупоВатт

Умный свет в Москве: вчерашние технологии ещё послужат

В Москве установят «умные фонари»: «до конца 2018 года почти 49 тысяч уличных фонарей в Москве переведут на дистанционное управление». Однако это лишь частичная автоматизация — огромные расходы бюджета на установку устаревших западных технологий, в то время как по-настоящему «умные фонари» должны работать совершенно по-другому. Об этом рассказывает Олег Слосман — технический директор компании «Неонита», имеющей многолетний опыт освещения населённых пунктов и дорог.

02.04.2018 16:00, Олег Слосман


Сельский космизм в стратегии сохранения и развития сельской местности

Региональные попытки восстановления памяти

С 1990-го по 2010 год в России прекратило свое существование около 20 тысяч сел и деревень. То есть на протяжении последних десятилетий в нашей стране сформировались такие системные предпосылки, при которых в России исчезает около тысячи сельских поселений ежегодно. Очевидно, что без противодействия такой тенденции динамика этого процесса не изменится.

22.01.2018 19:00, Иван Карцев для «Гефтера»


Лево руля!

Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении

Правостороннее движение казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.

04.01.2018 13:00, Маша Веселова для «Вокруг света»


Есть ли будущее у малых территорий?

Обсуждения Экспертного совета по развитию малых территорий

«У нас в сельской местности проживает сегодня, условно, лишних 15 млн человек» — фраза, брошенная мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе дискуссии с председателем совета Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным, быстро ушла в Сеть, став для многих комментаторов символом отношения власти к глубинке и ее населению.

17.12.2017 13:00, «Платформа»


Большие проблемы маленьких дорог

О проблемах транспортной инфраструктуры Новой Москвы

Пять лет назад к Москве присоединились новые территории, и теперь она простирается до Калужской области. В 2012 году площадь города, согласно отчету о результатах деятельности правительства Москвы, увеличилась в два с половиной раза. У многих жителей возникли вопросы: что будет с балансом рабочих мест, с доступностью жилья, с развитием школ, поликлиник, детских садов, а также с транспортом. Последний пункт вызывал наибольшие опасения, и, как оказалось, не зря.

06.11.2017 13:00, Наталья Глухова






 

Самое читаемое



Новости

Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на онлайн-сервис с бесплатными консультациями онкологов
Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на работу сервиса бесплатных онлайн-консультаций врачей-онкологов «Просто спросить».
«ОВД-Инфо»: в центре Москвы задержали почти 180 человек
В центре Москвы 10 августа задержали более сотни человек, передает «ОВД-Инфо». Столичное МВД сообщает о 136 задержанных.
МВД сообщило о 20 тысячах участников митинга на проспекте Сахарова
При этом «Белый счетчик» сообщает, что к 14:40 на проспекте было не менее 28 тысяч протестующих, к 15:00 — 40 тысяч, к 15:30 — более 47 тысяч.
На акции протеста в центре Москвы задержали 828 человек
В Москве на акции «Вернем себе право на выборы» вдоль Бульварного кольца задержали 828 человек, сообщает «ОВД-Инфо». Ранее сообщалось о 685 задержанных.
Экологи предсказали исчезновение российского леса через 10 лет
Масштабные пожары в Сибири и Забайкалье за 10 лет могут привести к полному уничтожению запасов промыслового леса, в том числе ценных пород древесины вроде кедра. Об этом «Известиям» рассказал эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.