Подписаться на обновления
26 сентябряСуббота

usd цб 76.8195

eur цб 89.6637

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Владимир Видеманн   вторник, 14 января 2014 года, 12:11

Художник против телеканала
Судебный кейс как арт-перформанс


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Проблема копирайта — плоть от плоти информационной революции. Но не только. Это еще и проблема, отражающая растущее значение личности как "физического лица" — гражданина. Вряд ли кто сегодня (из вменяемых людей в цивилизованных странах) осмелится открыто ставить под вопрос право человека на творчество и защиту плодов его труда от незаконного присвоения кем бы то ни было. Тем не менее, как говорят англичане, nobody is perfect (никто не совершенен).

Разумеется, авторские права нарушаются повсеместно сплошь и рядом — от незаконного скачивания интеллектуального продукта из сети до воспроизводства реальных промышленных товаров по украденным технологиям. Пираты — они и есть пираты: йо-хо-хо, все равно — за борт! Но когда пиратством начинают заниматься госструктуры — это уже особый деликт, кейс (англ. "дело", букв. "чемодан" с компроматом). Вот с таким кейсом недавно обратился известный питерский художник Дима Мишенин, создатель арт-группы Doping-Рong, в суд против российского Первого телеканала. За всю историю российского телевидения, насколько нам известно, это первый случай подобного рода, т. е. — прецедент. Мы попытались разобраться в деталях.

С художником-истцом пообщался Владимир В. Видеманн, русско-эстонский писатель и журналист:

Владимир Видеманн: Дима, говорят, ты подал в суд на Первый канал. Как ты дошел до жизни такой?

Dima Mishenin: К моему сожалению я вынужден предъявить иск Первому каналу. Произошло злостное нарушение авторских прав моей арт-группы Doping-Pong. В передаче, каждый день выходившей в эфир, использовалась в заставке наша знаменитая картина "Салют". Мой адвокат, Дмитрий Копич, написал письмо с претензией на ТВ канал. Заставку переделали тут же, но никаких извинений принесено не было. Я подумал, что это совсем невежливо — не извиняться за такие вещи и подал в суд.

В. В.: Это тот самый "Салют" с пионеркой в галстуке?

D. M.: "Тот самый" — лучшее его определение. Учитывая то, что "Пионерка в галстуке", в нашем исполнении, стала чемпионом по воровству в России.

В. В.: Надо же, интересная аберрация! Мне казалось, что твой дизайн был забанен по всей России после нападок и обвинений Doping-Pong в фашизме. Якобы все ваши персонажи арийские блондины с голубыми глазами, атлеты под Арно Брекера и т. д. Кажется, даже какой-то высопоставленный чиновник заявил, что негоже, мол, заигрывать с нацистской эстетикой! А ты говоришь: "Воруют!" Неужто Первый канал настолько фашизировался? Тогда все правильно: или извинения, или — под суд. Я правильно понимаю ситуацию?

D. M.: Ситуация описана тобой абсолютно верно. Внесу уточнения.

Мы всегда вдохновляемся классикой. В блогах и интернет-изданиях про нашу рекламу пишут: «Это «Олимпия»!» То есть аллюзии у людей возникают с Лени Рифеншталь. Но это всё от малообразованности или узкого взгляда. Потому что есть ещё Sapporo Orinpikku Масахиро Шинода и японская зимняя Олимпиада 72-го года в Саппоро, которая на меня повлияла не меньше, чем берлинская. Есть Элем Климов, «О спорт, ты — мир» и московская Олимпиада — 80. Летописцев Олимпиад очень много. И все они, как и мы, мифотворцы, формалисты и поэты. Когда мы видим, как Масахиро Шинода сопоставляет крики горнолыжников, прыгающих с трамплина, с взлетающими из озера лебедями, то оцениваем это как поток чудесных образов. Поэтому я и считаю, что идея музея Олимпиады должна быть воплощена, — недаром же с этим материалом работали лучшие художники и лучшие артисты. Хотелось бы всё вернуть людям. Потому что многие вещи лежат в запасниках и мы видим лишь верхушку айсберга в виде той же Рифеншталь, но не видим всего того, что спрятано.

Против искусства Doping-Pong, действительно, была развязана грязная кампания, как в стране, так и за рубежом. Не понимаю, кому я перешел дорогу, но это так. Сначала нас обвиняли в том, что мы — "путиновские фашисты и певцы коммунистического тоталитаризма", а теперь эти же самые люди, относительно этих же самых работ, говорят: "Запрещенная реклама Олимпиады в Сочи-2014". Ни тогда, ни сейчас это не являлось правдой. Это просто наши картины. Не заказанные правительством и не запрещенные им. Картины, которые мы рисовали 10 лет назад и делаем сейчас, в нашем стиле, который я называю СССРетро. Провокация ради провокации — девиз наших хулителей. Ну и жуткая необразованность в их реакции на наш арт пугает.

Мне понравилась версия твоей жены, которая в разгар очередного культурно-политического скандала с нашим участием сочувственно пошутила, что раз Пророка нет в своем отечестве, английские масоны решили помочь Doping-Pong и статьи в Гардиан и Телеграф на самом деле не обвинения, а пропаганда нашего искусства по всему миру, для придание ему официального статуса и для всенародной любви. Я посмеялся. Но доля истины в этой истории есть. Если вспомнишь, с Объединенным Королевством мы давно на ножах. Еще в середине нулевых, совершенно не умышленно, я нанес оскорбление королевской семье, из-за чего из тиража 30 000 номеров одного журнала от издательского дома "Тайм-аут паблишинг" вручную (!) были вырезаны фотографии с проектом "Новое платье для королевы" [проект по мотивам сказки Х. Андерсена "Голый король", сочтенный редакцией журнала оскорбительным для новой супруги принца Уэльского, Камиллы — прим. В. Видеманна]. Редакция работала, не покладая ножниц неделю. И потом ТВ показывало, как читатели распаковывали новые номера журнала и в шоке глядели на корешки вырезанных страниц... Я не придумываю это кино, оно само вокруг меня происходит. И тот факт, что Первый канал украл нашу картину доказывает, что больше не у кого воровать! Мы — единственные, кто делает актуальное искусство, то самое аутентичное, что вырезают и вешают на стену, то, что используют как аватары в интернете, то, что, наконец, воруют, потому что это — ценно. Это то, что вызывает эмоции и у омоновца, и у революционера, по обе стороны баррикад. Вот такая, Володя, история.

В. В.: Получается, в некотором смысле, что Первый канал, использовав твое искусство, как бы легитимирует его художественную ценность и одновременно снимает все обвинения в фашистской эстетике. Уже это одно — неплохо. А то, в самом деле, развелось шарлатанов и подпевал! Но когда в числе таких подпевал оказываются государственные люди на ответственных постах — это, в самом деле, вызывает тревогу. Получается, как тот псевдо-переводчик на похоронах Нельсона Манделы: активная жестикуляция в присутствии всей международной политической элиты, а врачебный диагноз — клиническая шизофрения! Потом выясняется, что на нем еще куча криминальных деликтов висит, вплоть до подозрения в убийстве... Да ладно, мы не о нем, а о наших совершенно неквалифицированных культур-регентах. С того же Первого канала. Ведь они, сами того не понимая (надеюсь, "не понимая", а не "сознательно"), таким наглым воровством дискредитируют не только себя (как мелких жуликов), но и всю систему государственной медиа-политики! В наше время, когда борьба за права человека и свободного гражданина во всем мире особенно обострены, такие поступки очень недальновидны, особенно на фоне жестких мер пресечения и всех несуразностей, которые несет в себе антипиратский и прочие новые законы и инициативы Министерства культуры. Интересно, чем аргументировали свой "жест" представители Первого канала? Они, вообще, как-то реагировали?

D. M.: Володя, в этом-то и дело! Это меня, как гражданина, и возмутило. Мой адвокат написал письмо в юридическую службу Первого канала и отправил его по электронной почте, а также в виде обычного письма. Ноль реакции. Радио "Коммерсант" берет у меня интервью, звонит на ТВ и просит прокомментировать ситуацию, и Первый канал отказывается от комментариев! То есть они признались в краже уже тем, что поменяли заставку, но это ниже их достоинства — извиниться перед автором. Большего от них и не требовалось. Но Первый уверен в своей силе и безнаказанности, так как является рупором власти, но сам при этом не понимает, какую медвежью услугу ей оказывает. Ведь если люди будут считать вором Первый канал, они так же будут думать и про Власть. То есть это уже не нарушение авторских прав одного гражданина в моем лице, а вредительство в масштабах целой страны. Это меня и взволновало во всей этой истории и подвигло обратиться в суд. Чтобы власть (а власть у нас — народа) защитила себя с помощью закона от своих врагов.

В. В.: Да, дискредитация Власти коррупционерами и некомпетентными чиновниками — одна из ключевых проблем сегодняшнего дня. Причем, что совсем печально, простые люди — реальные субъекты общенародной власти — очень часто воспринимают сложившиеся обстоятельства как само собой разумеющиеся, пассивно терпя произвол и даже не пытаясь протестовать. Это как на улицах инстинктивно пропускать перед собой машины на зеленый свет, причем чем больше тачка — тем выше готовность ее пропустить!

D. M.: Поэтому я сравниваю свое противостояние с Первым каналом, как современное переложение мифа о Давиде и Голиафе. То есть я защищаю не свои персональные интересы, не ищу своей личной выгоды, я защищаю свой народ от чудовища. Я борюсь с несправедливостью. А значит — Бог и Закон будут на моей стороне!

В. В.: У тебя есть какая-нибудь общественная поддержка? Что говорит по этому поводу арт-сообщество? Или здесь тоже всем все пофигу, пропускают тачки на зеленый свет?

D. M.: Все хотят дружить с Первым каналом. Это для них священная корова.

В отличие от вещной среды, цифровая не просто снимает все физические ограничения по копированию, тиражированию и распространению цифровых объектов, но и радикально демократизирует этот процесс с точки зрения производства. То, что в индустриальную эпоху в вещной среде было занятием сложным, трудным, требовавшим средств, квалификации и трудовых затрат, в цифровой среде происходит практически незаметно или даже автоматически. Чтобы скопировать файл, не требуется ни высокой квалификации, ни времени, ни затрат. Вместе с глубоким проникновением компьютеров в образ жизни современного человека это формирует и соответствующие привычки поведения в цифровой среде, где копирование, передача и распространение файлов и информации является столь же естественным, как совместное прослушивание музыки, просмотр кино и обмен книгами в отношении объектов авторского права в физическом мире.

Большинство СМИ хотят игнорировать мой неудобный случай. Им лучше освещать хулиганские выходки тех, кто против власти, и петь в одну дуду с Первым каналом. Какая разница, что одни говорят что это "плохо", а другие — "хорошо", но при этом они все говорят об одном? А я и мой случай — это не формат. Я подаю в суд на Первый канал, но не против Власти. Я — за Власть. И пришел, чтобы защитить ее от людей, которые порочат ее своими действиями. Уже появилась целая волна арт-экспертов, которые пытаются объяснить, что, несмотря на законность моих претензий, они полностью необоснованы. Потому что, как им кажется, любой человек в нашей стране должен быть счастлив, если попадет на Первый канал. Вот это уже полностью за пределами моего понимания. Мне ничего и никогда не нужно было от Первого канала. Я занимаюсь поисками истины с помощью искусства, творю в тишине питерских трущоб и общаюсь через книги с гениями прошлого, ведя уединенный образ жизни арт-отшельника. Не я пришел к ним, а они пришли ко мне и украли мое произведение. И теперь мне пытаются объяснить, что я должен быть счастлив, что меня обокрал не просто вор, а Первый канал! Ну это же психоз, если существует такое мнение в обществе.  

В. В.: Да, твой случай — полный неформат! Тест на вшивость... Ну так подлинное искусство и должно быть таким! Причем тут получается, что ты превратил юридический кейс по поводу авторских прав на произведение искусства в реальный концептуальный интерактивный перформанс: Doping-Pong против Первого канала. Был бы я Владимиром Соловьевым — вызвал бы тебя к барьеру, вместе с Константином Эрнстом. А зрители пусть решают, кто прав, кто виноват. Вот такой телереферендум был бы сегодня весьма полезен и для общества, и для Власти, и для страны в целом!

Вот такая история, дорогие друзья. Что тут прибавить или убавить? Впрочем, есть один момент. Как известно, в настоящее время происходит масштабное переформатирование российских СМИ, прежде всего — государственных. По поводу этого процесса уже вылито много яду, много сломано копий pro и contra. Ясное дело, что госмедиа — структура серьезная, весомая. Во всех смыслах слова. Так вот, хотелось бы, чтобы НОВЫЕ администраторы этой структуры были людьми квалифицированными компетентными, и не подставляли дающее им работу государство мелкими клептократическими деликтами чисто личного масштаба. В самом деле — почему бы (не только в этом случае, а вообще, в принципе) не обратиться к художнику с предложением о сотрудничестве, или, хотя бы, просто заявить о готовности купить его продукт? Ну это же не миллионы какие-то! Совесть-то должна быть! Или как? Да и не в деньгах вопрос, а в принципах. Тем более — если речь идет о моральном лице главной телетрибуны России!

Полную версию интервью можно прочитать здесь: dopingpong.info




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



План «А» и операция «Последний шанс»

Пришло время освободить ХХ век, пока мы его не забыли — и освободить себя, пока мы можем

Эпидемия коронавируса, по словам декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, радикально ускорила цифровизацию общества. Режим самоизоляции и карантина привёл к резкой модификации социального пространства, когда вся мобильность общества и способность участвовать в каких-либо взаимодействиях оказалась, как правило, обеспечена новыми медиа и каналами коммуникации. Общество как бы переместилось в виртуальное пространство, однако этот переход обнажил зияющую брешь в виде культурных ценностей. Музеи и галереи, кинотеатры и театры, даже газеты и журналы — всё это стало существующим ровно настолько, насколько оно представлено онлайн.

13.05.2020 09:00, Иван Засурский


«Свидетельство канарейки» пока не надо

Хабр описал взаимодействие с госорганами

Популярный IT-портал рассказал о том, какие виды запросов они получают от госорганов (ФСБ, ФСО, МВД, Роскомнадзора и других), как их отсеивают и какие выработали методы борьбы с сомнительными требованиями.

16.02.2020 13:00, roskomsvoboda.org


К определению понятия «поддельные новости»

Как возникают фейки и почему мы верим непроверенным источникам информации

Фальшивые новости или псевдо-новости — это тип желтой журналистики или пропаганды, которая заключается в преднамеренной дезинформации, распространяемой через традиционные печатные и вещательные средства массовой информации или социальные сети. Ложную информацию часто получают журналисты, платящие источникам за предоставление фактов и разрешение на их публикацию. Поддельные новости создаются для того, чтобы ввести читателя в заблуждение, нанести ущерб агентству, организации или человеку, и/или получить финансовую или политическую выгоду.

03.09.2019 13:00, Владимир Басицин


АЗАПИ хочет навечно заблокировать «Архив интернета»

Организации, которая представляет правообладателей, не понравилось, что в сервисе сохраняются копии аудиокниг Дмитрия Глуховского и Дарьи Донцовой, и поэтому они готовы оставить россиян без уникальной библиотеки истории интернета — портала archive.org

22.08.2019 23:26, roskomsvoboda.org


Вы отдаете бесплатно самое дорогое

Вот какие ваши персональные данные хранятся в интернете

Сколько раз за последнюю неделю вы нажимали «галочку» с надписью «принимаю пользовательское соглашение» или «соглашаюсь с политикой конфиденциальности» — или сдавали в комплекте документов страничку А5, которая называется «соглашение об обработке персональных данных»? Не меньше двух, правда? Rusbase разобрался, что же за цифровой след мы оставляем в истории.

30.07.2019 13:00, Валерия Минчичова, rb.ru


Как мы теряем нашу интернет-историю

Почему наши блоги пропадают?

По мере того, как сайты вроде Tumblr проводят массовые чистки контента, появляется все больше групп архивистов, отчаянно пытающихся сохранить исчезающие части интернета.

21.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


В Госдуму внесли законопроект о праве сжигать историю

Группой депутатов Госдумы РФ внесен законопроект под наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 804132-6).

01.06.2015 09:30, Temych


Праздник весны и блокировок

Правообладатели приготовились заблокировать более 700 ресурсов с кино и музыкой 1 мая

1 мая в силу вступят поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так называемый расширенный антипиратский закон. Если сейчас Мосгорсуд может вносить сайты в черный список Роскомнадзора только из-за пиратских фильмов, то новая версия закона распространяется и на другие виды контента — аудио, книги и софт. Кроме того правообладатели смогут навсегда блокировать ресурсы за неоднократные нарушения. На настоящий момент не ясно, будут ли учитываться нарушения, совершённые до 1 мая.

21.04.2015 12:00


Цензура соцсетей для СМИ может быть пострашнее государственной

Почему Facebook страшнее Роскомнадзора

Когда говорят об угрозах для интернет-СМИ, как правило, имеют в виду угрозы со стороны государства. В первую очередь речь идет о законодательных ограничениях и практике правоприменения - проще сказать, о пресловутых блокировках. Однако есть еще одна серьезная опасность, и исходит она от кое-чего, никак не связанного с государством, вполне с нашей точки зрения прогрессивного и совершенно не воспринимающегося как угроза. Это кое-что, тем не менее, может гораздо быстрее, чем иные власти, незаметно уничтожить интернет-СМИ или существенно их видоизменить.

15.04.2015 09:00, Александр Плющев


Глубже, чем PRISM

Анализ технической реализации «налога на интернет»

«Гипросвязь», крупнейшая отраслевая проектная организация, представила заключение о возможности технической реализации концепции глобального лицензирования на сетях операторов связи, более известному как проект закона о налоге на интернет.

03.03.2015 14:00






 

Новости

Появилась социальная сеть, где нет негативных комментариев
В Японии запустили соцсеть «Under World», где пользователи будут получать только положительные комментарии на любой свой пост. Создатели решили, что в 2020 году в мире и так хватает негатива.
Иван Засурский представил интернет-ресурс для агрегации научных исследований о проблемах изменения климата
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский сегодня в рамках конференции "Экология и климат" в Санкт-Петербургском государственном университете представил платформу climatescience.ru, на которой будет формироваться архив научных исследований о проблемах изменения климата. Новая климатическая платформа будет агрегировать публикации ученых, выступать площадкой для обмена мнениями и диалога по проблемам изменения климата.
Роскомнадзор завел дело на Twitter и Facebook
Владельцам соцсетей грозит штраф в размере от одного до шести миллионов рублей.
Фирма «Мелодия» выложила в открытый доступ часть классической коллекции

Коллекции относится к XIX, XVIII и XX столетиям
Звукозаписывающая фирма «Мелодия» разместила в свободный доступ неохраняемую часть своей музыкальной коллекции.

Грета Тунберг стала «Человеком года» по версии журнала Time
Шестнадцатилетняя шведская экоактивистка стала самой молодой личностью, которая получила эту награду за всю историю существования издания.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.