Подписаться на обновления
18 ноябряПонедельник

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Ирина Кравченко, story.ru   понедельник, 4 ноября 2019 года, 19:00

Хозяйка красного дома
Гундареву боялись за острый язык


Источник: story.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

Её первым словом, по воспоминаниям мамы, было «сама». Так у маленькой ещё Наташи подспудно образовалась будущая жизненная стратегия. А уже в зрелом возрасте Гундарева сказала: «Если мне не везёт, я впрягаюсь и везу сама».

Согласитесь, что «самовезение» в разной степени, но удел всех женщин, живущих на одной шестой, а сегодня и меньшей части суши, только признаваться в такой судьбе мало кто из нас способен. С некоторых пор приятные для слабого, да и сильного пола типажи — девушка с обложки, содержанка, офисная леди, все нарочито расслабленные и будто бы лёгкие. В их собственном представлении — женщины-light, как говорила Гундарева, «мадамы». Она таких школьницей рисовала дома и на уроках, наряды им придумывала. И уже став взрослой, внутри себя подсмеивалась над ними.

Как-то она призналась актрисе Любови Омельченко, с которой у неё сложились душевные отношения: «Мне странно видеть наших баб, когда они изображают из себя дам. У меня такое ощущение, что каждая из них держит в руках по авоське с двадцатью килограммами картошки». «Заметьте, — говорит уже Омельченко, — Наташа сказала «ощущение», потому что ей самой слишком было знакомо это состояние». Да, от трудного она не отказывалась, своё ни на кого не перекладывала, ещё и другому подставляла плечо. Играла так, что после спектакля чувствовала себя выжатой. Но говорила, что если бы ей дали завод, то смогла бы и в театре работать, и заводом управлять. Была в ней почти исчезнувшая сегодня, неизбывная, упоительная любовь к делу: если поставили за кульман (была такая юношеская страница в её биографии), значит, делала чертежи так, что вчерашней школьнице положили приличную зарплату и позвали в помощницы руководителя, если убирала квартиру, то всё в результате блестело. Гундарева была стойким оловянным солдатиком, надёжным и выносливым.

«Я живу и понимаю, что второй жизни не будет. И когда думаю об этом, мне не хочется горюниться, не хочется что-то пропускать. Наоборот, хочется смеяться и страдать»

Наталья Гундарева

Но если сказать, что она тащила воз и надрывалась, то возникнет ощущение неправды. Хотя бы потому, что слишком любила жизнь, так и говорила. А любящий жизнь превозмогать её не станет, его противостояние иного рода. Гундарева ведь сказала о себе: «Я была сообразительной столичной девочкой: весёлой, настойчивой, упругой. Мне казалось, что я могу сдвинуть с мёртвой точки многое...»

То есть в ней всё, чего с такими усилиями добиваются «мадамы» — огоньки в глазах, зажигательность, радостная готовность дерзнуть — было всегда.

Когда она появилась в театральной студии для подростков — весёлая, рыжеватая, веснушчатая — там моментально что-то изменилось. «Вошла — и сразу стало светлее, свет с ней вошёл», — говорит актёр Владислав Долгоруков, вскоре, а может, и в первый же день влюбившийся в Наташу. Из этой любви потом ничего не вышло: слишком юными были оба, но когда Долгоруков много лет спустя произносил те самые слова, взгляд у него был молодой и счастливый. И всем в студии Гундарева понравилась настолько, что её приняли, невзирая на окончившийся набор.

Роль дали сразу весомую — мамы главного героя, которого играл Владислав. Почему мамы? Наверное, благодаря той самой основательности и надёжности, которая чувствовалась в этой старшекласснице, уживаясь с её лёгкостью и весёлостью. Преподаватель их студии Евгения Галкина вспоминала, что в походе, куда пошли всей компанией, Наташа предложила сварить обед, вымыть рис в наволочке. Ну, кому из девочек интересны такие хозяйственные заботы? А ей было очень даже. Хозяйственной росла, неизбалованной. Дома с ней, по словам Гундаревой, «никогда... особенно не цацкались», то есть учили человека правильно вписываться в реальность, видеть людей вокруг себя. Когда у Галкиной во время того похода прихватило сердце, её ученица взяла свою наставницу под руку, и они вместе тихонечко пошли. «Наташа, может, побыстрее? А то ребята ждут...» — «Ничего, подождут».

И на той, первой своей сцене, она сразу обращала на себя внимание. Когда поступила в театральное, на первом курсе всё равно продолжала участвовать в студийных спектаклях, и Константин Райкин, сокурсник Гундаревой, видевший эти постановки, вспоминал потом, что у него было впечатление: в хорошую самодеятельность позвали профессиональную актрису. «Актрисе» ещё не было двадцати. Правда, поступила она в Щукинское училище не с первого раза: придрались к фигуре. Из-за своей полноты, гармоничной, очень ей шедшей, Наташа не переживала, тем более что двигалась она легко, танцевала красиво, но тут немного сникла. И на следующий год придумала одну штуку. Узнав, что в комиссии будет прима Цецилия Мансурова, выучила монолог из её звёздной роли Филумены Мартурано и читала только для знаменитой актрисы, стоя к ней, чтобы казаться худее, вполоборота. В результате убедила и поступила.

«Сумасшедший» режиссёр

После окончания «Щуки» Гундареву пригласили сразу в несколько театров, и она выбрала имени Маяковского. На чьи-то слова, что у главного там Андрея Гончарова тяжёлый характер, кричит на актёров, задорно ответила, что любит «сумасшедших режиссёров». Позднее отзывалась о нём, как о том, кто удивительно чувствует жизнь, актёров, зрителя, как о человеке с «почти детской неуверенностью и невозможными диктаторскими проявлениями». Вот оно: неуверен, боится, а идёт вперёд, в темноте, потому и кричит, чтобы услышали. Гундарева слышала.

«Гончаров обожал её, — вспоминает актриса Татьяна Аугшкап. — Любой, даже известный, актёр мог попасть у него под раздачу, но только не она. На Наташу Андрей Александрович голоса не повышал, она была неприкосновенна, и все в театре это знали. Однажды, накануне премьеры, к нам в театр приехало телевидение, а Гончаров любил, когда снимали репетиции. Он подолгу разбирал работу каждого актёра, а меня в тот раз просто смял морально. На следующий день вижу Наташу, которая ходит по сцене, как обычно, с тетрадочкой (она всё, что касается роли, в неё записывала). В зале появляется Андрей Александрович, я за ним. Наташа по-прежнему готовится к репетиции, другие актёры тоже на сцене. Гончаров поворачивается ко мне: «Не понимаю, что вы хотите мне сказать». Я робко: «Андрей Александрович, вы, когда на меня кричите...» Тогда он тихо, но раздельно мне: «Я никогда ни на кого... — И громким, на весь зал голосом: — Не кри-чу-у!» Первой засмеялась, от души, заразительно, Наташа. Увидев это, захохотал и Гончаров, вслед за ними остальные. Атмосфера разрядилась».

Правда, один раз и у Гончарова с Гундаревой вышел конфликт. Репетировали спектакль по «Бегу» Михаила Булгакова, где у актрисы была роль Люськи. Всё шло замечательно, но на генеральной репетиции режиссёр неожиданно заявил Гундаревой, что репетировала она «чудовищно». «У вас, — сказал, — какая-то там домашняя режиссура». Она ответила: «Какая домашняя режиссура! Пока я в этой церкви, я молюсь этому богу». Гончаров вспылил, стал кричать на Гундареву, она тоже стала громко возмущаться. (Только представить эту сцену: на глазах у остальных актёров двое, связанные крепчайшей нитью, в полный голос выплёскивают друг другу каждый своё! Что? Никому не надо было знать, потому что все другие там оказались лишние.)

Она решила, что уйдёт из театра. Никогда ниоткуда вот так не уходила, наоборот, перед ней распахивались те двери, в которые прочие пытались войти годами, если не всю жизнь. И вдруг — такое. Когда Наташа была маленькой, мама однажды — всего раз это случилось — шлёпнула её по попе, так дочь рыдала часа три от чувства униженности. А когда, став старше, как-то придумала вместо того, чтобы каждую неделю ходить с классом в кино, есть на сэкономленные деньги мороженое, и мать об этом узнала и накричала на неё, дочь попыталась отстоять возможность делать то, что хочет. И в театральный, кстати, пошла вопреки маминому желанию. Нет, чувство собственной правоты в ней было сильно. Поэтому после ссоры с Гончаровым — опять же одной-единственной, но у Гундаревой вёлся собственный отсчёт — взяла себя в руки и рассудила так: завтра она придёт на репетицию, но если он опять повысит на неё голос, всё, напишет заявление об уходе.

«Гундареву боялись за острый язык. Правду-матку резала в глаза, могла кого угодно поставить на место»

Виктор Мережко

На следующий день он сказал ей спокойным голосом: «Репетируйте, пожалуйста». Кто знает, о чём и он думал накануне?..

«Гундарева оставалась ему предана всегда, — вспоминает Аугшкап. — Помню, когда Андрей Александрович был уже пожилым человеком, с усилившимися сложностями характера, Наташа говорила нам после репетиций: «Не понимаю, что он от меня хочет». И всё равно никуда не уходила, хотя столько больших актёров покинули наш театр».

Она не могла оставить Гончарова, потому что, как признавалась, работа с ним была для неё жизнью, настоящей, в которой то крутые горки, то мягкая соломка, но альтернативы-то нет. И когда его не стало, Гундаревой пришлось туго, потому что её театр, по сути, стал клониться к закату. Не было больше её любимого «сумасшедшего» режиссёра, единственного, кто до конца знал её как актрису.

Отойти в сторону

Был, правда, ещё один человек в жизни Гундаревой, который мог бы стать её режиссёром — Леонид Хейфец. В начале 70-х годов он снимал телеспектакль по «Обрыву» Ивана Гончарова и искал исполнительницу на роль Марфеньки, молоденькой провинциальной барышни, бабушкиной внучки. Главное, как рассказывал Хейфец, он хотел, «чтобы в ней была прелесть». Впервые увидев Гундареву, начинавшую актрису, поначалу смутился: внешне она вроде бы совсем не совпадала с тем образом, который он нарисовал в своём воображении. Но когда начал с ней разговаривать, стало понятно, что нежная, очаровательная героиня в спектакле будет. Одета Наташа была в трогательную кофточку из бумазеи, и Хейфец даже спросил, не бабушкина ли это кофточка. Гундарева ответила, что бабушки у неё нет. (Была, была бабушка, правда, недолго, но побаловать внучку успела: когда та не хотела идти домой обедать, выносила ей тарелку с супом во двор. И всё это, видно, осталось где-то глубоко внутри...) В общем, актриса была найдена. Вскоре выяснилось, что и сам Хейфец влюблён в эту «прелесть»: не в Марфеньку — в Гундареву.

Он стал её первым мужем. Молодой, хотя и старше неё, талантливый, умный, с каким-то не дающим сбоев мотором внутри — работа, работа, работа. Но, видимо, его преданность театру, не меньшая, чем у Гончарова, подтачивала их союз. Банальная вещь: у него — репетиция, у неё — репетиция, у него — свой театр, у неё — свой. У каждого жизнь насыщенная, то есть, увы, центробежная. Так и расстались в результате. Первая не сложившаяся семья и не родившийся ребёнок: Гундаревой пришлось выбрать работу — съёмки в картине Андрея Смирнова «Осень».

«Очень хочется остановить суету, увидеть, как идёт дождь, шевелится листва, поднимается туман. Очень хочется жить не прошлым или будущим, а ощутить реальность»

...Кого она играла? Самые известные её роли, хотя бы в кино — женщины, в которых столько жизненных сил, что на десятерых бы хватило. Но большинство её героинь не лошади тягловые: девичий романтизм, трогательная мечтательность и молодая задорность позволяют им хотя бы на пару миллиметров, но парить над землёй. Они либо влюблены, либо живут в ожидании любви. Такова даже Нина Евлампиевна из «Осеннего марафона». И даже Анна Александровна из «Сладкой женщины», той самой картины, работа в которой открыла перед Гундаревой столько возможностей в кинематографе. Но дело в том, что возможностей в этой актрисе всегда было больше, чем требовала любая из её киноролей. (В театре ей повезло больше, но там был Гончаров, вот она за него и держалась.) В кино весь избыток уходил на обогрев окружающей атмосферы. Впрочем, в том, чтобы виртуальное пространство на экране, как только там появлялась Гундарева, ощутимо наполнялось тем самым «излишком» тепла, тоже был, вероятно, некий высший умысел. В искусстве то, что чувствуется, — самое главное. А вокруг Гундаревой и в кино, и на сцене возникало силовое поле.

Оттого ей и предложили, например, роль Нади в «Однажды двадцать лет спустя». Сценарий оказался конфетным, позитивным, как сейчас сказали бы, а Гундарева взяла и расцветила его всеми красками. Потом у неё была ещё одна роль «многодетной мамы» — в «Хозяйке детского дома», где Гундарева играла директора, немолодую женщину, отвечающую за всё огромное и сложное детдомовское хозяйство и живущую вдвоём с приёмным сыном.

«На этой картине, где у меня была роль медсестры, мы с Наташей, собственно, и сблизились, — вспоминает Любовь Омельченко. — Съёмки проходили в настоящем детском доме. Спустя несколько дней ребята называли меня мамой, бежали навстречу с криками: «Мама! Мама!». Я обнимала их, старалась развлечь, хотя хлюпала носом от вот-вот выступивших бы слёз, а когда приходила домой, вообще начинались страсти... Это почти невозможно вынести: жалость к ним, загоняемые внутрь слёзы, но если уж сделал первый шаг, то отступать некуда. Я этот шаг сделала и потом шла им навстречу. А Наташа останавливалась. Я обратила внимание, что вне съёмок она вела себя с детьми сдержанно. Когда они бросались ей навстречу, сначала столбенела, а потом еле заметно отстранялась. Но когда включалась камера, и Наташа, тёплая, грудастая, женственная до невозможности, прижимала к себе этих детей, я думала: вот оно куда всё вылилось... Раз после съёмок она — мне: «Любка, пойдём пивка попьём». Наташа была непьющим человеком, даже в смысле пива, просто ей, как я осознала вскоре, хотелось уйти куда-нибудь. Она сказала мне, что не может всего этого выдержать, я понимала чего — того, что было там помимо работы. Наверное, если бы Наташа размякла, как я, провалила бы свою роль, главную, трудную. Ну и по-человечески, по-женски она была права, что не вступала в те отношения. Я же помню, как сама снималась в одной картине, куда привозили из детдома ребёнка, маленького совсем, у него была своя роль. Так вот, я всё боялась, что не выдержу и унесу этого малыша с собой. У меня тогда не было своего, но когда позвали на «Хозяйку детского дома», уже сын рос, и всё равно такие мучения были после съёмочного дня!.. Нет, если понимаешь, что тебе тяжело, что тебя это может разрушить, не надо и начинать. Поэтому самое правильное, я бы даже сказала, аристократичное поведение в таком случае — отойти, Наташа так и делала».

Что ещё добавить к сказанному? В том же театре (Гундареву, кстати, после телефильма, о котором шла речь, стали называть хозяйкой красного дома: «Маяковка» ведь выстроена из красного кирпича) вокруг актрисы собиралась молодёжь. Гундарева кормила её всякими вкусностями и просто развлекала. Она ведь тоже внутри, несмотря на то, что рано стала играть роли зрелых женщин и выглядела старше своих лет, оставалась юной. И лицо, и взгляд — девичьими. (Недаром не любила, когда её называли по имени и отчеству.) Байки за кулисами рассказывала, анекдоты, задорная была. Актриса Светлана Немоляева вспоминает: «Наташа часто надо мной подтрунивала. Я не люблю крепких выражений, и она, зная это, нарочно что-нибудь ядрёное вворачивала. И обе мы покатывались со смеху. Это на сцене Наташа не любила давать себе волю, была собрана, а так, в жизни, могла импровизировать будь здоров! Однажды, когда мы поехали на гастроли, за границей купили там сапоги-бахилы, они тогда были модны. На обратном пути стояли на перроне, ждали, когда поменяют колёса поезда, и Наташа начала петь, голос у неё был приятный. Я стала ей подпевать. Пели, пели, и тут она пошла танцевать, и я вместе с ней! Представляете? Две взрослые женщины в неуклюжих бахилах — смешно вспомнить! — кружатся по платформе в вальсе и смеются! Не заметили, как поезд тронулся. Наши актёры стали звать нас из вагона, мы на ходу впрыгнули в тамбур».

Вот потому она совпадала со всеми, кто умел стихийно радоваться, и в том числе с бывшими, сильно моложе её по паспорту. Но театральная молодёжь уже стояла на своих ногах, а в детском доме словно бы поднималась волна, которая готова была смыть начисто. Но Гундарева, «упругая», не боявшаяся и даже любившая преодолевать трудности, была, прежде всего, умной, всё про себя знавшей. Хотя, наверное, «отойти в сторону», ей было не менее тяжело: она же привыкла, что к ней тянутся, как к магниту.

«Здесь все первые»

«В спектакле «Театральный романс», — рассказывает Татьяна Аугшкап, — Наташа играла главную героиню, зрелую женщину, а я — вторую, совсем молоденькую. Я и была намного моложе и смотрела на Гундареву снизу вверх. Наташа всегда была в центре внимания.

Как-то, лет восемнадцать тому назад, мы играли спектакль под Новый год. Утром я собралась купить подарок маленькому сыну, а у меня на рынке вытащили кошелёк. Шла и ревела. Позвонила сестре, она дала мне денег, подарок я купила. Вечером был спектакль, потом мы сидели в гримёрке за столом, пришёл Андрей Александрович. Я уже была довольная, выпила немного шампанского и с юмором рассказала, как меня утром обокрали. Посмеялись над этим. И вдруг Наташа говорит мне серьёзным голосом: «Шкап, ну-ка иди сюда». Мы с ней вышли за дверь. Наташа: «Возьми» — и даёт мне сто долларов, тогда это была хорошая сумма. «Нет, не возьму. Я просто рассказала о том, как утром у меня случилась неприятность, а потом всё стало хорошо». А она настойчиво: «Возьми. И можешь не отдавать». Я часто потом вспоминала этот случай, но совесть меня действительно не мучила, так просто и серьёзно Наташа сказала мне, что я могу не отдавать ей деньги. (Впрочем, я потом ей их вернула.)

Знаю, что она многим помогала: и денежно, и квартиру получить. Но она ещё как-то и морально очень умела поддержать.

Вспоминаю, как я получила звание заслуженной артистки, самая молодая в нашем театре, и мне было неловко перед некоторыми из старших коллег, которые звания не имели. Поэтому ходила по театру, немного даже стыдясь. Вдруг увидела бежавшую по коридору Наташу. Она всегда стремительно двигалась, может, потому, что была очень занята: спектакли, съёмки, муж, мама, друзья. Подбежав ко мне, воскликнула: «Шкапа, тебе же дали звание! Поздравляю!» Я стала смущённо её благодарить, хотела как-то свернуть эту тему. Тогда Наташа взяла меня за руки, повыше локтей, и сказала: «Ну, согласись: бодрит!» Какое точное слово она нашла: бодрит. Я после него вправду почувствовала себя увереннее.

«У нас, чтобы к тебе хорошо относились, нужно умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями, а так, пока живешь...»

Нужно ли было самой Наташе признание её таланта? Конечно, и не только потому, что это бодрит. Понимаете, она была по-хорошему азартной, её заводило желание быть лучшей. Как-то на гастролях в Питере я стояла после спектакля возле театра, и ко мне подошёл наш общий знакомый. Стал хвалить мою игру на сцене, и тут вышла Наташа и вроде бы возмутилась: «Что это? А мне комплименты?» Знакомый, несмотря на то, что она шутила, видимо, запомнил свою «оплошность». Когда мы вместе со всеми нашими актёрами поехали к нему на дачу, пошли попариться в бане, сначала первая партия, и я в её составе. Наташа сидела в доме. Вернулись. Я, радостная: «Мы первые получили пар!» И хозяин дома ответил: «Кто первый в бане, а кто — на сцене». В шутку сказал, но Наташа парировала ему, серьёзно и даже строго: «Нет, здесь все первые». Он, наверное, хотел загладить свою недавнюю «вину», а она не дала нас в обиду. Не терпела, когда других унижали, сразу вставала на защиту. И лести в свой адрес не любила: в подхалимаже не нуждалась, тем более если за её счёт кого-то принижали. Тогда могла поставить на место: была способна так припечатать словом! Андрей Александрович Гончаров говорил: «Мне не нужны арбитры». Вот и Наташа в них не нуждалась«.

«Какое солнце!»

Кто, скорее всего, был ей нужен, так это близкий человек рядом. Знавшие Гундареву говорят, что мужчин она притягивала к себе невероятно. Женственностью, умом, юмором, заразительным смехом. Хотя распался и её второй брак с актёром её же театра Виктором Корешковым, тем, с которым играла в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». Возник у неё ещё роман с Сергеем Насибовым, игравшим Гошу Кораблёва в «Школьном вальсе», но он был на десять лет моложе, и, может, потому там тоже не сложилось. Так бывает с сильными женщинами, что приходится выстраивать свою жизнь целиком самой. Гундарева, вспоминают знавшие её, переживала, что нет у неё семьи, пока на её горизонте не появился Михаил Филиппов.

Собственно, он и так существовал неподалёку, поскольку играл в той же «Маяковке». Но во время очередных гастролей театра, долгих, в два месяца, что-то такое сошлось на небесах, что в Москву они вернулись немного другими. Поначалу Филиппов старался не афишировать их отношений, но потом уже бесполезно было их скрывать. Поженились. «Миша так трогательно и преданно относился к Наташе, — вспоминает Татьяна Аугшкап. — К примеру, стоял после спектакля, в котором она играла, возле её гримёрки и ждал. Она могла ещё с кем-то общаться, какие-то дела решать в театре, а он всё ждал, держа её вещи. Мы все удивлялись: ну надо же, как бывает!»

Детей у них не было, но появилась в их жизни Ирина, или, как её прозвали в семье Гундаревой-Филипповой, Ася, Аська. Просто пришла, робея, подарить любимой актрисе букет цветов, позвонила в дверь, открыли — на пороге стояла та самая женщина. Ирина вошла — и просидела там часа три. А потом стала своим человеком в доме. Великовозрастной дочкой, найдёнышем, который нуждался в тепле, как её названная мама — в собственном участии в чьей-то судьбе, в любви к такому вот спонтанному, неровному, очень живому, но и бесконечно верному ей «ребёнку». Они порой ссорились, Ася уезжала к себе домой, и тогда Гундарева звонила ей и говорила, чтобы немедленно возвращалась. «Дочка» слушалась.

...Гундарева сказала однажды, что быть сильной ей приходится потому, что на самом деле она слабая. Действительно, если внимательно всмотреться в её фотографии, то станут заметны и робость, и застенчивость во взгляде. Только мало кто, кроме самых близких, видел её усталой или в печали. Светлана Немоляева вспоминает, что не особенно верила, когда Наталья вдруг говорила, что ей нехорошо. «Когда Гончаров узнал, что я после аварии опять за рулём, — вспоминала Гундарева, — сказал: «Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?» Доказываю, но самой себе».

«Поехали мы как-то со спектаклем в Израиль, — рассказывает Игорь Костолевский. — Неожиданно Наташе стало плохо, а уже надо было на сцену выходить. Положили её в фойе, вызвали скорую, врачи хотели забрать Наташу в больницу. Но она сказала, что будет играть: люди собрались, полный зал. Встала, вышла на сцену... и произошло нечто необъяснимое. Роль была комедийной, и Наташа в тот вечер играла так зажигательно! Импровизировала на ходу. Публика была в восторге. А за кулисами Наташа просто рухнула, но в больницу ехать отказалась. Попросила нас ничего не говорить Мише, чтобы не расстраивать его. Всю ночь мы с Женей Симоновой заглядывали к ней в номер, проверяли, как она. На следующий день Наташа чувствовала себя хорошо, и мы пошли прогуляться вдоль моря. Она сказала: «Какое солнце! Давай позагораем!» На спектакль вечером явились красные, Наташа вообще какая-то бурая. Но счастлива была! Глаза сияли. Вот что это? Вчера лежала без сил, а сегодня — наслаждается жизнью».

И тут наступило время нового кино и новых типажей. Гундарева как-то призналась хорошей знакомой, что известный театральный режиссёр обронил, мол, полная вы. Может, раньше на подобные замечания, скорее всего шутливые, она не обращала внимания. Сама-то над собой всегда могла подтрунить, например, придя на пробы к одной из картин, с порога заявила, смеясь, что её не возьмут, не та у неё фигура. Режиссёр же, кстати, сразу решил снимать только Гундареву. Покоряли её сочность, искромётность. Её избыточность. Поэтому дело было не только в том, что наступило время худых: наступило время недостаточных.

Никто сейчас не скажет точно, повлияло ли на её здоровье, и без того некрепкое, стремление поработать над своей «физикой». Но на самоощущение изменившееся время, скорее всего, повлияло.

«Знаете, — говорит Татьяна Аугшкап, — Наташа, всегда такая яркая на сцене и на экране, в обычной жизни, на улице... особо не выделялась. Она нередко шла пешком в театр: говорила, что этот путь до театра — те минуты, когда она может побыть наедине с собой. В чёрных очках, с аккуратно забранными назад волосами, с ободком, без косметики, порой в джинсах и футболочке, её не узнавали».

Может, там, в стенах своего «красного дома», Гундарева и становилась окончательно сама собой? И всё было подчинено сцене. Называла же она себя служивым. Была вроде мальчика из знаменитого рассказа, который остался стоять на своём посту, даже когда друзья разбежались по домам. Уставала нечеловечески и уже не скрывала этого. Один раз ей стало плохо во время спектакля, но, собрав всю волю в кулак, доиграла. На диету села не только потому, что время потребовало другой внешности: актёрская профессия — вещь жестокая, признаки возраста прощает не всегда, особенно женщинам. Как бы то ни было, но её не самый здоровый физически организм не выдержал. Гундарева боролась ещё несколько лет, а потом, как сказал её коллега Игорь Костолевский, просто устала. Просто, наверное, отпустила на волю вольную ту жизнь, которую всегда любила не меньше себя.

«Что делаю, когда плохо? Я вот как отвечу. Со мной однажды замечательная история произошла. Я шла по улице. Передо мной был высокий сталинский дом: одну его сторону освещало солнце, на второй лежала тень. То есть была очень чёткая такая граница света и тени. И мимо дома шла женщина на костылях, видимо, инвалид детства. И вот я вижу: она пересекает эту границу света и тени, попадает в зону солнца, останавливается, поднимает лицо к солнцу и начинает улыбаться. Представляете? Стоит с запрокинутой головой, с закрытыми глазами и заразительно улыбается. Счастливая!

Знаете, я почувствовала тогда в ней столько жизни, точнее даже, желания жизни... И я поняла: боже мой, этот человек от рождения многого лишён, но в нём столько радости! А что же я — с руками, ногами, работой, театром, с семьёй моей — как я могу позволять себе унывать?..»

Источник: story.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.