Заброшенный ингушский аул Мержи теперь точно попадёт в историю современной кавказской войны. 28 марта 2010-го поблизости накрыли известного лидера сопротивления. Очередной блестящий рейд подтвердил — российские силовики могут действовать очень эффективно. Зато прекращению конфликта мероприятие вряд ли поспособствует.
Подполковник Билл Килгор, герой бесподобного фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», говорил: «Однажды мы бомбили одну высоту двенадцать часов подряд. И когда всё закончилось, я поднялся на неё. Там уже никого не было, даже ни одного вонючего трупа. Только запах напалма! Весь холм был им пропитан. Это был запах… победы!»
Наверняка бойцы спецназа ФСБ, находившиеся несколько суток назад в ущелье около Мержи, отлично поняли бы чувства Килгора, не являйся он просто киношным персонажем. Удар штурмовика плюс миномётный огонь плюс пара-тройка заходов боевых вертолётов плюс жёсткая зачистка территории — это вам не шутки. Итог — 12 убитых партизан. Среди ликвидированных опознали наиба (заместителя) верховного амира «Имарата Кавказ» Супьяна Абдуллаева. Федералы потерь не понесли.
Конечно, с точки зрения практики контрпартизанской борьбы базу брали безупречно. Во-первых, на отлично отработала разведка, установившая расположение моджахедов. Во-вторых, не подкачала организация операции, поскольку боевики оказались там, где надо, и силовикам не пришлось просто осматривать пустые блиндажи. В-третьих (самое важное), удалось избежать потерь среди личного состава, тогда как попавшие в ловушку душманы не смогли уйти и все (или, допустим, почти все) полегли. Естественно, можно смело ставить неуд службе безопасности «Имарата Кавказ» — «Мухабарату». Явно подвела агентура, не раздобывшая сведений о подготовке акции.
Доку Умарова, да и командира батальона смертников Аслана Бютукаева, на базе не было. Хотя Супьян Абдуллаев тоже не последняя фигура в партизанских рядах. Он родился в 1956-м в Казахстане, в семье депортированных чеченцев из тейпа Цадахарой. Малолетним ребёнком вместе с родителями приехал на родину. Позже закончил педучилище и Чечено-Ингушский государственный университет, обучался основам ислама у горских алимов (мусульманских учёных). Будущий амир преподавал в школах Введенского района, а также успешно занимался вольной борьбой. В конце 1980-х стоял у истоков партии «Исламское возрождение», а с 1991-го возглавлял исламский центр в Грозном. Дорога войны началась для Супьяна в ноябре 1994-го, когда российские войска и противники Джохара Дудаева предприняли танковый штурм ичкерийской столицы. Летом 1996-го, когда Абдуллаева уже звали Рыжий Супьян и Читок, он принимает активное участие в кровопролитной августовской битве за Грозный. Затем командует бригадой «Джундуллах». С 2003-го контролировал шалинское направление восточного фронта сопротивления. Пришедший спустя три года к власти в подполье Доку Умаров назначил Абдуллаева своим помощником.
Здесь уместно вспомнить «маленькое чудо» нынешней кавказской кампании. Дело в том, что пару лет назад в Египте задержали и депортировали в Россию сына знаменитого рыжего наиба — Махсуда. Молодого человека видели в аэропорту Домодедово. Оттуда переправили в Грозный, где показали по местному телевидению. Махсуд произнёс дежурные фразы о непричастности к моджахедам, о том, что всё в республике хорошо, и призвал отца капитулировать. После чего парня… отпустили. И он отправился в Азербайджан. Фантастика. Особенно по меркам сегодняшней кадыровской Чечни.
Впрочем, смерть Супьяна вряд ли серьёзно скажется на развитии конфликта. Для должности Абдуллаева преемник в принципе не обязателен, поскольку у Доку Умарова есть второй наиб — Асламбек Вадалов. Жив или мёртв тот или иной полевой командир, по сути, неважно. Важно наличие или отсутствие понимания причин резни, видение вопроса.
После подрыва шахида в Домодедове Умаров предельно ясно изложил — теракт произвели с целью воздействовать на российское общество, ведь оно должно повлиять на силовую политику российской власти в отношении кавказцев, несогласных с официальным курсом. Похоже на разговор с глухими, не правда ли? Отечественное общество уже давно не собирается осуществлять какие-либо движения в какую-либо сторону. Хорошо по данному поводу сказал военный фотограф Артём Чернов: «Боюсь сейчас больше всего аудитории, как ни странно. И я не одинок в этом страхе, я знаю его и за своими коллегами. Точнее, это страх перед предвзятой частью аудитории, которая сейчас очень велика. Людям свойственно считывать только ту информацию, которую им хочется знать, комфортно знать, чтоб жить спокойненько. Всё, что не проходит ячейки внутренних психологических фильтров, такая часть аудитории автоматически стремится считать ложью, пропагандой врагов и т.д. Это свойственно людям всех возрастов и даже всех уровней образования. «Я хочу верить» пересиливает «я хочу знать». Короче, практически никого в России не интересует мотивация кавказских подпольщиков. Они могут смело прекращать записывать видеоролики с различными воззваниями.
В публицистической книге Анны Политковской «Вторая чеченская» есть глава, посвящённая офицеру Миронову. «…Первое же, что выдал Миронов, приветственно помахивая рукой со своей скрипучей казённой койки, успокоило: «На этой войне я возненавидел слово «никогда». Потому что «никогда» наступает тут же» . 28 марта в окрестностях развалин Мержи «никогда» наступило для 17 душманов. Через несколько часов в ингушском ауле Верхний Алкун «никогда» настигло связного боевиков, полицейского и двух сотрудников ФСБ. Полагаю, ещё в течение десятков лет ничего на Кавказе не изменится. Но, если верить ценителю напалма и музыки Вагнера копполовскому подполковнику Килгору, «когда-нибудь эта война закончится».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Ювелирная» работа.
В некоторых областях рождение девочек до сих пор считается позорным? . - Приключения в отпуске на Кавказе — то чарующие, то тревожные.
Места, которые стоит посетить. - Северо-Кавказские Соединенные Штаты.
Журнал "Оккультизм и Йога" Белград. N3, 1934 . - От Манхэттена до Кавказа.
Коллекции карт и глобусов в открытом доступе. - Укол смерти.
Личное расследование дела об убийстве Тимура Куашева, проведенное Максимом Шевченко и Надеждой Кеворковой. - Дневник смертницы. Хадижа .
Отрывок из книги. - Бислан-2.
На Кавказе продолжается отстрел сторонников Москвы. - Стабильность по-кавказски.
Реализация программы премьера упёрлась в национальные особенности Кавказа. - Новая стратегия, старые вопросы.
Взрывы во Владикавказе и Пятигорске показали: реальность далека от официальных отчётов. - Фарс вокруг Утриша продолжается.
Путин подписал распоряжение об учреждении псевдозаповедника «Утриш».