Подписаться на обновления
18 июляЧетверг

usd цб 62.9451

eur цб 70.5552

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Алена Городецкая   суббота, 26 ноября 2016 года, 19:00

«Хочешь, чтобы государство защищало твои авторские права — плати ему»
О появлении Lib.ru, необычных моделях заработка и модификациях в сфере авторского права


Максим Мошков // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интервью с основателем старейшей в Рунете библиотеки Lib.Ru Максимом Мошковым о том, как начинался открытый доступ к литературе в России и как могла бы развиваться система охраны авторских прав.

— Правда ли, что Вы сами нашли и выложили электронные версии большинства книг, собрание которых пользователи сети знают как Lib.ru? Как собирался весь этот архив?

— Я делал это точно так же, как Том Сойер красил забор. С 1994 года я начал искать электронные файлы, разбросанные по всему интернету. В основном они были в мелких коллекциях. Я собирал их, форматировал, приводил к общему стандарту, раскладывал на сайте. Потом, когда сайт стал пользоваться популярностью, книги стали присылать читатели библиотеки, и я едва успевал принимать их и укладывать. Так что пополняли библиотеку в основном именно пользователи.

— Вы получили грант на 4000 долларов от фонда Сороса. Приходилось ли вам искать дополнительные деньги на развитие Lib.ru?

— Я никогда не искал этих денег. Сами приходили и предлагали. История с фондом Сороса выглядела примерно так: мне стали писать знакомые, спрашивать, почему я не подаю заявку на грант. Я отвечал, что мне всё равно его не дадут, но знакомые настаивали. В заявках, которые все писали, суммы указывались по максимуму, изначально предполагалось, что можно попросить довольно много денег, и народ не стеснялся. А мне нужен был сервер для библиотеки. Посчитал, сколько он стоит, эту сумму и указал. В итоге, когда конкурс прошел, лишние хотелки обрезали, и только я получил столько, сколько просил.

Второй раз довольно крупную сумму я получил от Министерства печати. В 2005 году мне выдали грант на полмиллиона. Я опять купил сервер, потому что первый к тому времени прекратил свою работу. Если бы мне эти деньги не предлагали, а бы их и не выпрашивал.

— Как росла аудитория ресурса? Помогало ли этому увеличивающиеся количество контента?

— Интернет 1994-1995 года сейчас поместился бы в одном районе Москвы. Счет шел на сотни и тысячи человек, им пользовались в основном студенты и эмигранты, потому что интернет в России тогда только появился. Подключались ВУЗы, а коммерческие организации, у которых был интернет, исчислялись десятками или сотнями. В интернет выходили, прежде всего, сотрудники-программисты и айтишники. Библиотека на фоне остальных ресурсов, которые были совершенно непонятно о чём, смотрелась довольно представительно, и аудитория была большая (20% от общего числа посетителей рунета). Сделать сайт, который хоть кому-то был интересен — всё же книги — оказалось очень просто. Аудитория, конечно, росла медленнее, чем интернет. Года через четыре, когда он разросся, библиотека Lib.ru стала всего лишь крупным сайтом, а не одним из крупнейших, как это было прежде. В той форме, в которой я ее делал когда-то, библиотека остановилась в 2005-2006 годах.

— Потом появились правообладатели?

— Каждая новая книга, выложенная на сайт, могла или создать проблему, или не создать ее. Тогда я понял, что надо делать что-то по-другому, и библиотека перестала пополняться. Сейчас у нее посещаемость такая же, какая была в 2005 году. За это время аудитория в интернете увеличилась, а моя осталась такой же. Библиотека стала маленьким антикварным, почти что, сайтом, на который иногда по старой памяти кто-то заходит, да и я туда захожу. Там есть информация, там есть книги, но она не растет и не пополняется. Все эти десять лет я не занимался библиотекой, а делал другие сайты. Мой журнал Самиздат, имеющий в месяц в два-три раза больше, чем библиотека.

— Были ли какие-то показательные ситуации с авторами или издательствами в связи с выложенными в сеть текстами?

— Единственное запоминающиеся – это история 2005 года. Тогда существовал портал КМ, его руководство пыталось запустить торговлю электронными текстами. Поэтому они хотели сделать так, чтобы бесплатных книг в интернете не было вообще, и устроили крестовый поход против всех сайтов, которые эти книги держали. Они инициировали несколько судебных исков против всех электронных библиотек. Был довольно громкий скандал. Тогда я как раз и познакомился с реалиями авторского права. История закончилась почти ничем: часть судов они проиграли, часть выиграли. У меня они выиграли три тысячи рублей. Для всех это стало уроком, стало понятно, что электронные библиотеки не могут существовать в том виде, в котором существовали раньше. Все начали шевелиться и переключаться. И попытки КМ сделать из электронной библиотеки магазин продолжались еще несколько лет. На данный момент крупнейший книжный интернет-магазин сделан силами ребят, против который судился КМ. Речь идет о ЛитРес.

— Ваш проект Самиздат развивает систему авторской самопубликации — довольно специфичное направление, которое, тем не менее, живёт и здравствует.

— Раньше у меня не было мыслей, как на этом заработать. Но прошли годы, и выяснилось, что авторы, сидящие на Самиздате нащупали довольно дурацкую, смешную, на мой взгляд, методу, но она работает. Оказывается, если писать много лет подряд, у тебя появляется несколько тысяч восторженных поклонников-читателей, если ты смог подсадить их на свое творчество, то дальше можно писать книги с продолжением за деньги. И кто бы подумал, что обычного графомана будут покупать! Девочки пишут отвратительно, ужасно, кошмарно, но их читают, их любят, им приносят и по 10, 20, 50 рублей за их тексты. Так они продают свои тексты: присылайте по почте мне денег, а я вам пришлю новую главу своего вечного романа, который пишется уже три года. Представляете, на пустом фоне этого открытого интернета возникает мелкий частный бизнес: «пишу за деньги для тех, кто меня любит».

— Каковы, на Ваш взгляд, должны быть условия адекватного перехода литературных произведений в общественное достояние?

— У нас есть литература абсолютно свободная, которая вышла из-под срока действия авторского права. На Западе, как я понимаю, эту литературу когда-то начал собирать проект Гуттенберг, и довольно успешно, хотя ему еще копать и копать. У нас собирать бесплатную старую литературу, в основном русскую, приходится мне и моим помощникам. При библиотеке есть раздел «русская классика». Два очень хороших моих знакомых, которым я всячески помогаю, в четыре руки цифруют русскую классическую литературу. И по моим ощущениям, она довольно неплохо ими оцифрована. Мы ее собрали, мы ее оцифровали, мы ее уложили, а дальше-то что? Мы хотим слить ее с иностранной библиотекой? Как? У иностранной свои сервера, у нас – свои. К ним ходят, к нам ходят. Интернет так устроен. Куда бы ты не выложил текст, его находят через поисковики. В оцифровке классики я готов участвовать и участвую, а для задач, касающихся юридического оформления, вопросов Creative Commons, открытых лицензий и всего остального, у нас есть профессионалы.

Срок перехода в общественное достояние замедлен для авторов, которые работали во времена Великой отечественной войны, были репрессированы, а после – реабилитированы, как Гумилёв, например. Считалось, должно пройти 70 лет со дня смерти. Но счетчик остановился, пока он был осужден. После реабилитации права вернули — получается, что переход его произведений в общественное достояние возможен только через 70 лет со дня реабилитации.

Я вам предложу экстремальный вариант перехода в общественное достояние. Авторское право должно действовать несколько лет, скажем, пять. Дальше — хочешь, чтобы государство защищало твои исключительные авторские права, плати ему устойчивую ренту, скажем, каждый год десять тысяч рублей. И пока ты платишь – оно твое. Перестал платить – значит, оно тебе не нужно, и читатель с тех пор может приобщаться к твоим творениям совершенно бесплатно. И тогда получается вполне работоспособный механизм. Если текст, книга, авторское произведение приносит деньги автору, он платит государству, и государство защищает его возможность зарабатывать. Если произведение денег автору не приносит, он перестает платить, потому что ему это невыгодно. В итоге, общество будет получать книги, которые не приносят денег, а авторы, которые зарабатывают, будут защищены государством. На мой взгляд, так это и должно работать.

Публикация в рамках проекта "Ноосфера. Запуск". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.