Подписаться на обновления
25 маяСуббота

usd цб 64.6106

eur цб 72.3186

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Алена Городецкая   суббота, 26 ноября 2016 года, 19:00

«Хочешь, чтобы государство защищало твои авторские права — плати ему»
О появлении Lib.ru, необычных моделях заработка и модификациях в сфере авторского права


Максим Мошков // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интервью с основателем старейшей в Рунете библиотеки Lib.Ru Максимом Мошковым о том, как начинался открытый доступ к литературе в России и как могла бы развиваться система охраны авторских прав.

— Правда ли, что Вы сами нашли и выложили электронные версии большинства книг, собрание которых пользователи сети знают как Lib.ru? Как собирался весь этот архив?

— Я делал это точно так же, как Том Сойер красил забор. С 1994 года я начал искать электронные файлы, разбросанные по всему интернету. В основном они были в мелких коллекциях. Я собирал их, форматировал, приводил к общему стандарту, раскладывал на сайте. Потом, когда сайт стал пользоваться популярностью, книги стали присылать читатели библиотеки, и я едва успевал принимать их и укладывать. Так что пополняли библиотеку в основном именно пользователи.

— Вы получили грант на 4000 долларов от фонда Сороса. Приходилось ли вам искать дополнительные деньги на развитие Lib.ru?

— Я никогда не искал этих денег. Сами приходили и предлагали. История с фондом Сороса выглядела примерно так: мне стали писать знакомые, спрашивать, почему я не подаю заявку на грант. Я отвечал, что мне всё равно его не дадут, но знакомые настаивали. В заявках, которые все писали, суммы указывались по максимуму, изначально предполагалось, что можно попросить довольно много денег, и народ не стеснялся. А мне нужен был сервер для библиотеки. Посчитал, сколько он стоит, эту сумму и указал. В итоге, когда конкурс прошел, лишние хотелки обрезали, и только я получил столько, сколько просил.

Второй раз довольно крупную сумму я получил от Министерства печати. В 2005 году мне выдали грант на полмиллиона. Я опять купил сервер, потому что первый к тому времени прекратил свою работу. Если бы мне эти деньги не предлагали, а бы их и не выпрашивал.

— Как росла аудитория ресурса? Помогало ли этому увеличивающиеся количество контента?

— Интернет 1994-1995 года сейчас поместился бы в одном районе Москвы. Счет шел на сотни и тысячи человек, им пользовались в основном студенты и эмигранты, потому что интернет в России тогда только появился. Подключались ВУЗы, а коммерческие организации, у которых был интернет, исчислялись десятками или сотнями. В интернет выходили, прежде всего, сотрудники-программисты и айтишники. Библиотека на фоне остальных ресурсов, которые были совершенно непонятно о чём, смотрелась довольно представительно, и аудитория была большая (20% от общего числа посетителей рунета). Сделать сайт, который хоть кому-то был интересен — всё же книги — оказалось очень просто. Аудитория, конечно, росла медленнее, чем интернет. Года через четыре, когда он разросся, библиотека Lib.ru стала всего лишь крупным сайтом, а не одним из крупнейших, как это было прежде. В той форме, в которой я ее делал когда-то, библиотека остановилась в 2005-2006 годах.

— Потом появились правообладатели?

— Каждая новая книга, выложенная на сайт, могла или создать проблему, или не создать ее. Тогда я понял, что надо делать что-то по-другому, и библиотека перестала пополняться. Сейчас у нее посещаемость такая же, какая была в 2005 году. За это время аудитория в интернете увеличилась, а моя осталась такой же. Библиотека стала маленьким антикварным, почти что, сайтом, на который иногда по старой памяти кто-то заходит, да и я туда захожу. Там есть информация, там есть книги, но она не растет и не пополняется. Все эти десять лет я не занимался библиотекой, а делал другие сайты. Мой журнал Самиздат, имеющий в месяц в два-три раза больше, чем библиотека.

— Были ли какие-то показательные ситуации с авторами или издательствами в связи с выложенными в сеть текстами?

— Единственное запоминающиеся – это история 2005 года. Тогда существовал портал КМ, его руководство пыталось запустить торговлю электронными текстами. Поэтому они хотели сделать так, чтобы бесплатных книг в интернете не было вообще, и устроили крестовый поход против всех сайтов, которые эти книги держали. Они инициировали несколько судебных исков против всех электронных библиотек. Был довольно громкий скандал. Тогда я как раз и познакомился с реалиями авторского права. История закончилась почти ничем: часть судов они проиграли, часть выиграли. У меня они выиграли три тысячи рублей. Для всех это стало уроком, стало понятно, что электронные библиотеки не могут существовать в том виде, в котором существовали раньше. Все начали шевелиться и переключаться. И попытки КМ сделать из электронной библиотеки магазин продолжались еще несколько лет. На данный момент крупнейший книжный интернет-магазин сделан силами ребят, против который судился КМ. Речь идет о ЛитРес.

— Ваш проект Самиздат развивает систему авторской самопубликации — довольно специфичное направление, которое, тем не менее, живёт и здравствует.

— Раньше у меня не было мыслей, как на этом заработать. Но прошли годы, и выяснилось, что авторы, сидящие на Самиздате нащупали довольно дурацкую, смешную, на мой взгляд, методу, но она работает. Оказывается, если писать много лет подряд, у тебя появляется несколько тысяч восторженных поклонников-читателей, если ты смог подсадить их на свое творчество, то дальше можно писать книги с продолжением за деньги. И кто бы подумал, что обычного графомана будут покупать! Девочки пишут отвратительно, ужасно, кошмарно, но их читают, их любят, им приносят и по 10, 20, 50 рублей за их тексты. Так они продают свои тексты: присылайте по почте мне денег, а я вам пришлю новую главу своего вечного романа, который пишется уже три года. Представляете, на пустом фоне этого открытого интернета возникает мелкий частный бизнес: «пишу за деньги для тех, кто меня любит».

— Каковы, на Ваш взгляд, должны быть условия адекватного перехода литературных произведений в общественное достояние?

— У нас есть литература абсолютно свободная, которая вышла из-под срока действия авторского права. На Западе, как я понимаю, эту литературу когда-то начал собирать проект Гуттенберг, и довольно успешно, хотя ему еще копать и копать. У нас собирать бесплатную старую литературу, в основном русскую, приходится мне и моим помощникам. При библиотеке есть раздел «русская классика». Два очень хороших моих знакомых, которым я всячески помогаю, в четыре руки цифруют русскую классическую литературу. И по моим ощущениям, она довольно неплохо ими оцифрована. Мы ее собрали, мы ее оцифровали, мы ее уложили, а дальше-то что? Мы хотим слить ее с иностранной библиотекой? Как? У иностранной свои сервера, у нас – свои. К ним ходят, к нам ходят. Интернет так устроен. Куда бы ты не выложил текст, его находят через поисковики. В оцифровке классики я готов участвовать и участвую, а для задач, касающихся юридического оформления, вопросов Creative Commons, открытых лицензий и всего остального, у нас есть профессионалы.

Срок перехода в общественное достояние замедлен для авторов, которые работали во времена Великой отечественной войны, были репрессированы, а после – реабилитированы, как Гумилёв, например. Считалось, должно пройти 70 лет со дня смерти. Но счетчик остановился, пока он был осужден. После реабилитации права вернули — получается, что переход его произведений в общественное достояние возможен только через 70 лет со дня реабилитации.

Я вам предложу экстремальный вариант перехода в общественное достояние. Авторское право должно действовать несколько лет, скажем, пять. Дальше — хочешь, чтобы государство защищало твои исключительные авторские права, плати ему устойчивую ренту, скажем, каждый год десять тысяч рублей. И пока ты платишь – оно твое. Перестал платить – значит, оно тебе не нужно, и читатель с тех пор может приобщаться к твоим творениям совершенно бесплатно. И тогда получается вполне работоспособный механизм. Если текст, книга, авторское произведение приносит деньги автору, он платит государству, и государство защищает его возможность зарабатывать. Если произведение денег автору не приносит, он перестает платить, потому что ему это невыгодно. В итоге, общество будет получать книги, которые не приносят денег, а авторы, которые зарабатывают, будут защищены государством. На мой взгляд, так это и должно работать.

Публикация в рамках проекта "Ноосфера. Запуск". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.