Подписаться на обновления
23 октябряПонедельник

usd цб 57.5118

eur цб 67.8927

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Александр Мильштейн, Мюнхен   четверг, 14 января 2010 года, 09:47

Хаос, Вэйвэй и Haus der Kunst


Инсталляция художника Ай Вей-Вея на выставке "So sorry" // Slutjunky
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






За интерес к жертвам землетрясения и коррупции властей Вэйвэй получил дубинкой по голове от китайских полицейских, когда те ворвались в его гостиничный номер, а он попросил их показать удостоверения.

Грандиозная выставка So sorry знаменитого китайского концептуалиста, скульптора, фотографа и архитектора Ай Вэйвэя в залах мюнхенского Дома искусства превратилась к тому же во впечатляющую демонстрацию возможностей художника в современном мире.

Спасибо партии за это

В начале этого года знаменитый мюнхенский Haus der Kunst принадлежит почти безраздельно Ай Вэйвэю — самому значительному, по мнению мирового экспертного сообщества, художнику современного Китая.

Искусство вообще и живопись в частности позволяют переживать ощущение полной свободы. Прозаик А. Мильштейн объясняет, почему в его последнем романе «Пиноктико» мальчик рождается от духа искусства.

Фасад здания сейчас полностью закрыт огромным цветным пазлом, собранным из девяти тысяч разноцветных школьных ранцев. На синем фоне красными, жёлтыми и зелёными иероглифами написано: «Она счастливо прожила в этом мире семь лет!»

Это слова из письма Ай Вэйвэю матери девочки, одной из 5000 (как минимум, точные цифры неизвестны) детей, погибших во время землетрясения в 2008 году в провинции Сычуань.

За свой повышенный интерес к жертвам землетрясения: к количеству детей, к их именам, к причинам катастрофы, вызванной варварским строительством школ, а оно, в свою очередь, коррупцией властей, — Вэйвэй получил дубинкой по голове от китайских полицейских, когда те ворвались в его гостиничный номер и он попросил их показать удостоверения.

Удар был таким, что спасти художника смогли только с помощью операции, сделанной в мюнхенской клинике. Внутричерепное кровоизлияние замедленного действия проявилось не сразу, но, по мнению врачей, было плохо совместимо с жизнью, и, если бы не вовремя сделанная операция, итог был бы плачевным.

Всё это произошло незадолго до открытия его выставки в Haus der Kunst, почти совпавшей по времени с Франкфуртской ярмаркой, куда Ай Вэйвэй тоже был приглашён, но не поехал. Немецкая пресса тогда заговорила о «двух Китаях»: Китае А, как Ай Вэйвэй, и Китае В, наверно, как Beijing, Пекин, в котором, впрочем, и живёт художник.

Тогда как автор вот этих стихов Ван Цаошань, ставший гостем Франкфуртской ярмарки, живёт не в Пекине и является вице-председателем Союза писателей провинции Шаньдун. Стихи он написал сразу после землетрясения в Сычуани:

Природные катастрофы неизбежны
Как же я могу жаловаться на свою смерть
Генеральный секретарь звонит, премьер-министр тоже
Партия меня усыновила, Родина любит меня
Их звонки, сигнал за сигналом, проникают сквозь обломки
1,3 миллиарда человек плачут вместе
Хоть я теперь только дух
Я всё равно счастлив
Серебряные орлы и боевые машины спасают маленьких телят
Слева — дядя солдат, справа — тётя милиционерша
Испытав на себе великую любовь своей нации
Я и мёртвый полон удовлетворения
Разве что… хотелось бы мне иметь телевизор и возле моей могилы
Чтобы увидеть Олимпиаду и принять участие во всеобщем ликовании.

Перемещённые лица

После больницы Ай Вэйвэй на время поселился в подвале Haus der Kunst с группой китайских рабочих, готовивших экспозицию. Там же они готовили себе еду, китайскую разумеется, которой потчевали и гостей на вернисаже (кулинария — единственное, в чём, по мнению Ай Вэйвэя, Китай преуспел за последние 100 лет).

Это звучит немного странно, но выходит такой буквальный андеграунд — жизнь под собственной выставкой, да ещё после черепно-мозговой операции в клинике Гросхадерн…

Хотя надо сказать, что в этом огромном страшноватом подвале гитлеровской «обители муз» есть благоустроенная квартира, в которой жил, скажем, бывший директор Haus der Kunst швейцарец Кристоф Витали.

Но когда я впервые услышал о поселившихся в подвале «дома с колоннами» китайcких рабочих, невольно вспомнились такие строчки:

Чем интересуется современное искусство? В той дыре,
в которой оно очутилось, современное искусство
интересуется исключительно чёрно-белыми карточками,
на которых наши лёгкие — дырявые,
как паруса китайских
рыболовецких
лодок.

При этом есть целые этнические и религиозные группы,
которые существуют параллельно с официальной культурой
и не заморачиваются по поводу смерти искусства…

Не только блестящие и вовсе не дырявые лёгкие из фаянса вместе с другими ослепительно красивыми внутренними органами как будто являют собой опровержение этих строк (которые на самом деле служат для возгонки всего дальнейшего, в результате чего получается 97-градусное стихотворение Сергея Жадана «Госпелз и спиричуэлс»), но и вся выставка или по крайней мере её политическая составляющая.

Стену из ранцев, закрывшую фасад, мы уже помянули. Ранцы, по словам Ай Вэйвэя, валялись повсюду среди руин, их никто не подбирал, никто ими не интересовался.

Школы просто рассыпались в 2008 году в мгновение ока в пух и прах, из которых они, собственно, и были построены. Из каких-то совершенно левых материалов, по сути из мусора… «Маленькие тела, похожие на сардинки в открытой консервной банке, были уже убраны, а ранцы остались, яркие такие, валялись там повсюду…»

Вот он и составил из них (заново пошитых, разумеется) эту гигантскую надпись.

Пройдя сквозь арку, оставленную художником в ранцевой стене, попадаешь в холл Дома искусства, в глубине которого лежит огромная деревянная махина под названием Template.

Она сделана из дверей и оконных рам домов времён династий Минь и Цинь. На Documenta-ХII в 2007 году скульптура выглядела иначе: она представляла собой башню и там же, в Касселе, обвалилась от сильного ветра, после чего приобрела форму огромного пропеллера, лопасти которого распластались по земле.

В таком варианте — как бы поваленной ветряной мельницы — скульптура понравилась Ай Вэйвэю больше, чем в изначальном, и в Haus der Kunst она попала уже с поправкой, сделанной ветром.

Дальше, в самом большом, центральном зале, размещена инсталляция Roots upon — огромные китайские деревья, росшие на твёрдой каменистой почве, из-за чего корни их приобрели фантастический вид. Вэйвэй, восхитившись «этакой экспрессией», решил транспортировать в Мюнхен целый заколдованный лес.

Впрочем, на вопрос «Почему так много деревьев?» Вэйвэй со своей «простодушной» чаньской улыбкой отвечал: «Ну надо же было как-то заполнить такое большое пространство. Если бы зал был поменьше, было бы что-то другое».

На стенах висят фотографии 1001 китайца, каждый из которых стал «экспонатом» его выставки на Documenta. На снимках они запечатлены в момент получения шенгенской визы.

Всё это, по словам Вэйвэя, были жители далёких бедных провинций, простые люди, никогда не бывавшие за границей, страшно волновавшиеся.

Глядя на фотографии, я вспомнил, как на другой китайской выставке со мной вдруг заговорил молодой китаец. Не провинциальный. Причём настолько, что он не мог поверить в подлинность фотографий, висевших на стенах пинакотеки (я это уже описывал вот здесь), призывал меня последовать его примеру и тоже не верить своим глазам.

Но самое поразительное в инсталляции, расположенной в центральном зале, оказалось не над, а под деревьями. Это ковёр, сотканный специально для выставки в этом зале.

Он с нечеловеческой точностью повторяет пол зала — все трещинки-выщербинки в старых плитах, все бледные переливы выцветшей поверхности. При этом он огромен, метров 50 на 70, чуть меньше площади зала, но если бы мне не показали, я бы его просто не заметил.

На стене следующего зала висит серия фотографий стадиона «Птичье гнездо», где летом проходило открытие Олимпиады. Ай Вэйвэю, собственно говоря, и принадлежит идея этого замечательного сооружения, он высказал её, будучи советником швейцарской архитектурной фирмы, делавшей проект.

Сначала в возможность его замысла не поверили, но благодаря поддержке каких-то продвинутых статиков ему удалось убедить руководство, что всё это возможно.

Когда стадион построили, Вэйвэй отошёл в сторону, как бы убрал свою фамилию «из титров», не желая участвовать в государственном официозе.

На противоположной стене — фотографии превратившихся в руины школ в провинции Сычуань. На странный вопрос «Что вы предпочитаете: гнездо или пещеру?» Ай Вэйвэй ответил: «Пещеру. Может быть, потому, что я жил в ней, когда отца (самого известного поэта послевоенного Китая Ай Цина. — А.М.) сослали в пустыню далёкой провинции».

Может быть, поэтому он не так охотно говорит о «Птичьем гнезде», о стадионе. И вообще об архитектуре. Говорит, что к архитектуре охладел.

Спроектировав примерно 80 объектов в Китае и в других странах, он вроде как перепробовал все возможности архитектуры, ему теперь неинтересно, его всегда интересует что-то новое.

В Мюнхене открыли ещё один выдающийся музей современного искусства — частную коллекцию «Собрание Брандхорста». Несмотря на свою довольно-таки внушительную величину, здание смогло вместить только 160 из 700 работ, составляющих коллекцию Удо и Анетты Брандхорст.

Может быть, поэтому на открытии выставки в Haus der Kunst об архитектуре говорили в основном другие — молодые китайские архитекторы; был устроен семинар.

А потом уже был рок-концерт, на котором выступал друг Вэйвэя, не оставивший его в беде, когда его на сутки арестовали в Сычуани, предварительно избив. Этот китайский рокер примчался в участок и там всю ночь его ждал.

С момента начала этой истории (полиция, травма, операция в Мюнхене) Ай Вэйвэй непрерывно делает снимки, которые выставляет в своём блоге на Twitter и в социальных сетях.

Блог на Twitter закрывали, но это не помогало: Ай Вэйвэй стал «размножаться»: появились десятки, сотни «Ай Вэйвэев», которые выставляли его контент, и тогда власти Китая полностью закрыли Twitter, то есть в масштабах своей страны.

Но это тоже принесло мало проку.

Вкус корней и другие первоисточники

Одна из самых известных работ Вэйвэя — фототриптих, на котором запечатлён акт вандализма: Ай роняет вазу эпохи династии Хань. Выпускает из рук, глядя в камеру, и вот ваза в воздухе, а на последнем снимке разбивается вдребезги.

Взгляд Вэйвэя при этом совершенно не меняется. Вазе — точно не помню сколько — как минимум 2000 лет. Вопрос: «Как вы могли это сделать? На Западе за такое вас бы посадили в тюрьму!» Ответ: «Правильно, на Западе. Но я, живя в Китае, и так нахожусь в тюрьме». После этого напрашивается сам собой вопрос: а не значит ли это, что Китай — не такая уж и тюрьма? Впрочем, можно только гадать. Что мы вообще знаем о Китае…

Например, до недавнего времени власти Китая категорически отрицали существование так называемых чёрных тюрем, куда полицейские метрополий за небольшую мзду от властей той или иной провинции сажают «ябед», то есть простых людей, которые едут жаловаться на эти самые местные власти в центральные партийные органы.

И вот на днях из-за одного инцидента это стало общеизвестным и уже не отрицается китайской прессой: да, «чёрные тюрьмы» есть по всей стране, в одном Пекине — десятки, людей хватают, когда они приезжают в город, прямо у вокзалов или потом, на улицах, запирают в этих домах и подвергают всевозможным истязаниям. С другой стороны…

Впрочем, причём тут другая сторона, это всё-таки разные вещи — китайская «чёрная тюрьма» и 100 часов общественных работ во французской каталажке…

И всё-таки: два года назад девушка из Камбоджи за поцелуй картины Туомбли была арестована, заплатила штраф (хоть и не такой большой, как требовала галерея) и отбыла наказание только за то, что поставила на холст «Федр» отпечаток помады со своих губ (от избытка чувств).

Не являлось ли это другой стороной идиотизма? Не на это ли намекает Вэйвэй, портя тысячелетние вазы краской? Он рисует на них современные рекламные слоганы или просто мажет красным.

Возвращаясь к фотографиям с разбиванием вазы, которые так и называются: «Роняя вазу династии Хань» — не цитата ли это… из Мао Цзэдуна?

«Мы всего лишь разбили пару старых горшков…» Напоминание о культурной революции? Но разве не говорит Ай, вынужденный помогать отцу сжигать все его книги (в то самое время), этим жестом то же самое?

«Отчасти да, — признаёт он, — но главным образом это издевательство над нынешним государственным национализмом, не устающим повторять дурацкие пафосные слова о «5000-летней славной истории Китая».

Отвечая на вопрос о влиянии Дюшана на его творчество, Ай Вэйвэй на вернисаже сказал: «Дюшан использовал писсуар как реди-мейд. Я же использую как реди-мейд всю политическую систему Китая».

После всего, что с ним произошло за последнее время, — дубинка, арест, больница, Мюнхен, вернисаж, огромный успех…

И после его слов о как бы тотальном реди-мейде тоталитаризма (напоминающие ещё и что-то из Чжуан-цзы — о сказочном великане, который придёт в полночь и будет очень рад, что люди так всё разложили по комнатам и заперли на замки, упаковали то есть, и он тогда просто взвалит всё это вместе в мешке на плечо и унесёт) заподозрить Вэйвэя в искусственном сценарии «стечения обстоятельств» может, конечно, только ненормальный.

Как писала Süddeutsche Zeitung, «этому человеку просто невероятно везёт». А нам остаётся только удивляться и… раз уж вспомнился Чжуан-цзы, трудно удержаться, чтобы в тексте о Вэйвэе не процитировать:

«Тому, кто постиг, как слиться с Безыскусным, вверить себя недеянию и вернуться к первозданной цельности, воплотить в себе свою природу и объять в себе свой дух, дабы странствовать среди обыденного, — тому ты бы непременно подивился. Но доступно ли тебе и мне знать искусство Хаоса?»

В общем, вопрос, что ему ближе: конфуцианство или даосизм, вроде бы не нуждался в ответе, но Вэйвэй всё же ответил: даосизм, конечно. И добавил: «Вся эта любовь современной власти к конфуцианству легко объяснима, естественно, так легче управлять людьми, но, по сути, и она является фейком».

Последнее слово китайцы (не Вэйвэй, конечно, проживший 10 лет в Нью-Йорке) произносят как «фак» — что вдохновило Вэйвэя и на проект Fake Design, и на целую серию фотографий, где поднятый вверх средний палец появляется то на фоне мавзолея Мао Цзэдуна, то на фоне Белого дома, Эйфелевой башни и т.д.

Концептуалист, короче. Всё остальное вторично: традиционный ли фаянс, или ещё более традиционная для китайца глина, древние вазы, все сорта дерева, бисер — всё идёт в ход, всё становится чем-то другим. Дерево превращается в огромные железные механизмы, струя мочи вместе с её источником застывают навечно в фарфоре высшего качества. Нет, это не на этой выставке, и «Железное дерево» я видел в его альбомах...

Здесь же, в нескольких залах Haus der Kunst, предметы мебели застревают друг в друге, играют в странные игры, как в компьютере во время сна на экране прорастают перекрёстные балки, мебель становится частью какого-то бесконечного безумного гарнитура, который выходит из одной стены и уходит в другую.

Но дальше — вазы, ещё более древние, чем вышеупомянутая, разбитая, получившие порчу в виде надписи красной краской, читаем на их боках что-нибудь вроде «Соса-Cola»; или видим на фотографиях, как Ай окунает их в красную краску, после чего они снова появляются на выставке с несмываемыми пятнами, потёками.

И снова — мебель, которую плющит, которая сходит с ума; сквозь столики прорастают диагональные брусья и тянутся дальше от пола до потолка, снизу вверх наискосок, кажется, сейчас они заполнят всё пространство.

Стулья, соединяющиеся друг с другом в танцующие сороконожки без единого гвоздя, кувшины, сросшиеся боками… Кажется, что все эти вещи, выходящие из себя, говорят с посетителем, если прислушаться, можно услышать их голос.

Мне, например, вот что послышалось: «Если знать, что сознание не является вещью, тогда поймёшь, что и вещи не являются вещами. Если знать, что вещи не являются вещами, тогда поймёшь, что дао не является вещью.

Тогда не будешь преклоняться перед великими свершениями и изумляться глубокомысленным речам» (Гуань Инь-цзы).

Напоследок, так как этот текст всё-таки о путешествии из страны Востока, ещё один вопрос-ответ. Вопрос попросил через знакомых передать Ай Вэйвэю Ханс Ульрих Обрист, один из самых влиятельных кураторов и искусствоведов мира, его почему-то заинтересовало: «Что бы вы пожелали молодому человеку, начинающему свой путь как художник?»

Ответ Вэйвэя: «Стать художником и забыть об искусстве».




ОТПРАВИТЬ:       



 





История одного шедевра

«Сватовство майора» Федотова

К 37 годам у Павла Федотова, первого из русских критических реалистов, не было ничего: ни денег, ни почитателей, ни состояния. Едкая сатира, с которой он писал, поначалу заставляла публику покатываться от хохота, а затем насторожила цензуру. Оставшись практически в одночасье без заказов и покровителей, с большой семьей на попечении, Федотов не выдержал — нервы сдали, художник скончался в психиатрической клинике. Неизвестно, как сложилась бы судьба Федотова, если бы не феерический успех картины «Сватовство майора».

16.05.2017 19:00, Снежана Петрова


Настоящая Неизвестная

Трагическая судьба дочери Ивана Крамского

На вопрос «знаком ли вам художник Крамской?» большинство из нас ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы. Кто не видел знаменитую «Неизвестную», которая постоянно возникает там, где ее вовсе не ждешь? Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье слышали очень немногие. Удивительно, но эту художницу, в своё время по-настоящему знаменитую, сделали никому не известным человеком! Вот настоящая незнакомка — Софья Юнкер-Крамская, дочь Ивана Крамского.

04.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Обратная сторона Муми-дола

Неизвестные картины Туве Янссон и новые истины Муми-троллей

Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили ее милые персонажи. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев, и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…».

24.02.2017 19:00, artchive.ru


«Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь...»

Архивные документы и письма из жизни Марины Цветаевой

За два года, которые Марина Цветаева прожила в СССР после возвращения из эмиграции в 1939 году, она формально не подвергалась преследованиям за литературную деятельность. Ее просто не стали печатать. Единственная попытка Цветаевой издать сборник стихов была пресечена внутренней рецензией Гослитиздата. Ей не позволили быть даже литературным поденщиком: предоставленная вначале возможность делать переводы была быстро отнята. Безработица и изоляция довели ее до отчаяния, нищеты, а в конечном итоге — до самоубийства.

22.02.2017 19:00, izbrannoe.com


Допинг-контроль #11

О методе перекомпозиции: интернет-лекция Дмитрия Мишенина и Дениса Егельского

Художники испокон веков повторяли друг за другом разные сюжеты, перенимали техники, объединялись в арт-группы по идеологическим и формалистическим признакам. Подсматривали, цитировали, подражали, а иногда напрямую заимствовали удачные образы и находки друг у друга. Для всего этого они придумали ряд терминов — от оммажа до арт-ремейка — и в итоге объяснили, что в эпоху постмодернизма иначе творить нельзя.

19.02.2017 16:00, Дмитрий Мишенин


Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова


Легка на подъем

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

08.05.2016 14:23, Семен Мартынов для журнала «Вокруг света»


Допинг-контроль №7

Заключительная беседа профессора Новой Академии Дениса Егельского и нового романтика Дмитрия Мишенина

«Когда я вижу все это, то понимаю, почему гениальный художник Александр Исачев, создатель белорусской психоделии, оказался не у дел в Петербурге 70-х годов и был вынужден жить в нищете и потом вернуться на Родину непризнанным чванливыми ленинградскими хиппи. Понимаю, почему Константин Васильев, автор русской готики, считался нацистом и был немодным в среде московской арт-тусовки, которая тяготела к концептуальному арту. Оба они изображали красивых русских. Волшебных русских. Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia».

17.02.2016 20:00, Дмитрий Мишенин


От Яна ван Эйка до Билла Стоунхэма

18 самых странных картин в истории мировой живописи

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

21.01.2016 02:32






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.