30 сентябряСреда

Европа США и Канада Латинская Америка Китай Ближний Восток Азия и Океания Африка Война и мир Мировые проблемы Экс-СССР
Луиджи Йорио (Luigi Jorio)   четверг, 28 мая 2020 года, 16:00

Грозит ли новая пандемия из-за тающих льдов?

© flickr.com, Taraji Blue

Уже сейчас многие эксперты обращают внимание на угрозу, которая может скрываться не на экзотических рынках или в лабораториях зловредных «правительств», а во льдах и в слоях вечной мерзлоты. Автора статьи больше всего интересует ситуация в швейцарских Альпах, но и о России он вспоминает.

Ледники в горах швейцарских Альп тают под воздействием меняющегося климата. Само по себе это не катастрофа, климат на планете менялся всегда, и человек и социум так или иначе всегда к таким переменам успешно приспосабливались, преодолевая, разумеется, новые проблемы и угрозы. Одна из угроз носит эпидемиологический характер. Ведь во льдах или в оттаявшей вечной мерзлоте могли быть «запечатаны» неведомые нам доисторические вирусы!

Представим себе, что население Земли внезапно подверглось воздействию смертельного вируса, о котором раньше никто не слышал? Пандемия коронавируса говорит нам, что такой сценарий отнюдь не является фантастическим, ведь, несмотря на весь технический и медицинский прогресс, люди остаются частью природы, а потому они, как и раньше, все еще весьма уязвимы в ситуации воздействия со стороны патогенных микроорганизмов.

Откуда взялась нынешняя атипичная пневмония SARS-CoV-2? Ученые этот вопрос еще обсуждают. При этом уже сейчас многие эксперты обращают внимание на потенциальную угрозу, которая может скрываться во льдах и в слоях вечной мерзлоты, а вовсе не на экзотических рынках или в лабораториях зловредных «правительств».

В самом деле, с повышением средней температуры атмосферы и с усилением антропогенного влияния на почву микроорганизмы, попавшие в свое время в ледяную ловушку, теоретически получают шанс выйти на свободу, что не обязательно, но все-таки может вести к непредвиденным последствиям. Наши вопросы экспертам и их ответы!

Вирусы и бактерии из льда: теория или реальная угроза?

Болезнетворные микроорганизмы действительно могут, высвобождаясь из ледяного плена, наносить вред людям. Так, в 2016 году в России на полуострове Ямал была зафиксирована смерть ребенка от сибирской язвы. По словам экспертов, бактерии язвы находились в замороженной туше зараженного оленя, который умер 75 лет назад. После периода аномальной жары вечная мерзлота растаяла, и споры патогена попали в атмосферу.

Конечно, в данном случае возбудитель находился не во льдах, но в туше животного, а сколько таких оленей похоронено в толще швейцарских ледников? И тем не менее, вот еще один случай, который произошел в 2007 году. Группа ученых обнаружила вирус испанского гриппа в телах, найденных в массовом захоронении на Аляске. Напомним, что в период между 1918 и 1919 годами жертвой эпидемии «испанского гриппа» стали десятки миллионов людей по всему миру.

Опять же и здесь речь идет не о прямом «хранении» вируса во льду. Тем не менее, и сам лед тоже может содержать неизвестные нам болезнетворные микроорганизмы, как показывает исследование, опубликованное в начале 2020 года. Так, например, американские и китайские исследователи обнаружили в кернах льда, взятых с Тибетского нагорья, 33 новых вируса, большинство из которых были «запечатаны» во льду тысячи лет назад и до сих пор были неизвестны науке.

Неужели вирусы в самом деле способны столетиями выживать во льдах?

«Это как раз один из вопросов, на которые мы хотим найти ответ», — говорит эксперт швейцарского «Федерального НИИ леса, снега и ландшафтных исследований» (Eidgenössische Forschungsanstalt für Wald, Schnee und Landschaft) Беат Фрай (Beat Frey) в интервью SWI swissinfo.ch. Он курирует инновационный проект, целью которого является изучение микроскопических форм жизни в вечной мерзлоте в Альпах, Арктике и Антарктике.

«Мы обнаружили, что эти организмы имеют особые метаболические и клеточные структуры, которые вполне могут быть очень активны даже при низких температурах. Пока большинство из них находятся в состоянии покоя. Большой вопрос заключается в том, что будет происходить после того, как они начнут „просыпаться", например, из-за глобального потепления», — говорит Беат Фрай.

В 2005 году экспертам и ученым из НАСА удалось «оживить» бактерии, которые были «запечатаны» во льдах Аляски в течение 32 тысяч лет. Десять лет спустя были реактивированы так называемые «гигантские» вирусы, проведшие последние 30 тысяч лет в сибирской вечной мерзлоте.

Какие микроорганизмы могли бы «спать» в альпийской вечной мерзлоте?

В Швейцарии внешняя вечная мерзлота также есть, но только в горах, на высотах от 2,5 тысяч метров над уровнем моря, занимая примерно 5% всей территории страны. «В альпийской вечной мерзлоте мы постоянно находим бактерии, грибки, дрожжевые культуры и вирусы. Около половины обнаруженных нами организмов существует и в других почвах по всему миру. Однако примерно треть из них — совершенно неизвестной нам природы», — говорит Б. Фрай. У него тоже вызывает удивление тот факт, что вирусы, оказывается, способны сохраняться в таком разнообразии, и это несмотря на внешне неблагоприятные для них условия «проживания».

Способны ли такие «спящие» бактерии и вирусы стать проблемой для человека и животных?

«Случай с сибирской язвой в России доказывает возможность существования бактерий, оказывающих активное патогенное воздействие на человека, животных или на растения. В рамках нынешней ситуации в мире этот фактор можно в целом назвать «великим неизвестным», — признает швейцарский эксперт, подчеркивая, что на свете существует очень большое количество еще неизвестных науке вирусов.

«Патогенные вирусы, способные заражать людей или животных, в том числе уже вызывавшие эпидемии в прошлом, вполне могут сохраняться в древних слоях вечной мерзлоты», — говорит Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) из Университета «Экс-Марсель» (Aix-Marseille Université), один из ведущих экспертов в этой области. По его словам, добыча полезных ископаемых, например, методом глубокого бурения, могут обнажить эти слои и привести к катастрофическим последствиям.

Уверенности в том, что микроорганизмы во льду обязательно обладают вредоносной для человека природой, пока, однако, нет. Ученые даже надеются найти виды бактерий, приносящих людям пользу, например, в медицинской и биотехнологической областях. «Мы могли бы попробовать найти применение для свойств некоторых ферментов, активных даже при низких температурах. Бактерии из вечной мерзлоты также могут дать нам важную информацию о механизмах устойчивости бактерий к антибиотикам», — подчеркивает Б. Фрай.

Значит ли это, что одна из будущих пандемий появится из льда?

«Вирусы способны заражать находящиеся во льду бактерии. Однако прямая передача вируса человеку маловероятна. Что может произойти, так это передача таких бактерий животным, таким, как горные альпийские сурки, которые часто пьют талую воду. Но это чисто теоретический сценарий. Я не думаю, что в реальности такое возможно», — уверяет Б. Фрай.

Источник: inosmi.ru

Пандемия и климатический кризис в США

Как США переживают стихийные бедствия в эпоху коронавируса

Прилагательное «исторический» стало словом года. Даже если оставить в стороне пандемию коронавируса и следующую за ней экономическую катастрофу, кажется, что каждое погодное событие 2020 года было историческим. Калифорния, Орегон и Луизиана побили рекорды по лесным пожарам и ураганам. На фоне случившегося кризиса здравоохранения огромное количество людей было вынуждено покинуть свои дома.

29.09.2020 19:00, Nathalie Baptiste, motherjones.com

Forbes (США): пока Земля удаляется от Солнца, но со временем она столкнется с ним

В далеком будущем в игру в Солнечной системе вступит множество факторов, но в итоге последнее слово будет за Эйнштейном. Как же будет меняться орбита Земли вплоть до ее печальной кончины?

28.09.2020 19:00, Этан Сигел (Ethan Siegel), inosmi.ru

Токсичная империя

Что общего между пакетом из люберецкой «Пятерочки» и радиоактивными отходами из Италии?

В апреле прошлого года Филиппины чуть не объявили войну Канаде — из-за непригодных для переработки канадских бытовых отходов, которые нелегально, под видом вторсырья, были завезены на филиппинскую территорию. В конце октября того же прошлого года стало известно, что англо-нидерландо-немецкая корпорация URENCO возобновила остановленный 10 лет назад ввоз в Россию ОГФУ — побочного продукта обогащения урана, возникающего при производстве топлива для АЭС. Что объединяет два этих случая? Их можно рассмотреть как часть одной и той же картины: как движение мусорных потоков по миру, из стран первого мира в страны второго и третьего, нередко — по силовым линиям, прочерченным еще в эпоху колониальных империй. Марина Гранатштейн разбирает примеры мусорного колониализма: от сваливания итальянских отходов в Африке до внутренних российских «мусорных» конфликтов.

26.09.2020 09:00, Марина Гранатштейн, knife.media

Как правительства скрывают проблемы окружающей среды

Треть экологов и ученых столкнулись с неправомерными изменениями в своих исследовательских работах

Австралийские ученые пришли к выводу, что реальные данные исследований по лесозаготовкам, добыче полезных ископаемых и климатическим изменениям замалчиваются.

20.09.2020 16:00, theguardian.com

К 2050 году число климатических беженцев может достигнуть 1.2 млрд человек

В связи с климатическим кризисом человечество может столкнуться с новым Великим переселением народов

Институт экономики и мира предупреждает, что через 30 лет человечество может ожидать масштабная миграция населения. Основными причинами станут экологические катастрофы, нехватка воды и продовольствия, военные конфликты. Неспособность государств противостоять этому может повлечь неожиданные последствия как для развитых, так и для развивающихся стран.

20.09.2020 13:00, visionofhumanity.org

Грядёт глобальный кризис водных ресурсов

Исследования и перспективы

Вода становится всё более дефицитным ресурсом по всему миру из-за чрезмерного использования и загрязнения окружающей среды. Поскольку эти вопросы становятся всё более острыми, напряжённость, которая уже начала расти и продолжает увеличиваться, будет влиять на всех нас.

06.09.2020 14:00, Женевьев Бельмейкер, Тара МакАйзек, Синди Друкер, Ларри Онг, inosmi.ru

Мировые угрозы, меняющие нашу реальность

Что произойдет в ближайшее время

Отчет о глобальных рисках, подготовленный Международным экономическим форумом, раскрывает перспективу самых серьезных угроз, которые могут повлиять на мир в 2020 году и в ближайшее десятилетие. Автор еще раз коснулся каждого из пяти пунктов доклада с целью привлечь внимание к основным проблемам человечества на сегодняшний день.

24.08.2020 13:00, Халед бин аш-Шариф, inosmi.ru

The Washington Post (США): Лукашенко надеется в шестой раз победить на выборах благодаря отработанной тактике

Автор, эмигрантка из Белоруссии, в привычных для Запада выражениях «анализирует» выборы президента Белоруссии. Почему Лукашенко, занимающий свой пост с 1994 года, по всей вероятности, будет избран на шестой срок — и что, по ее мнению, это говорит Западу о живучести авторитарных режимов.

09.08.2020 17:00, Татьяна Кулакевич (Tatsiana Kulakevich), inosmi.ru

Умерла, так умерла

Что происходит с «американской мечтой» в Америке?

Когда американцы чувствуют, что будущее будет хуже прошлого, восстают реакционные и социалистические идеологии. Кэтрин Мангу-Уорд — главный редактор журнала Reason («журнал свободных умов и свободных рынков»), рассказывает в двух историях о жизни современных американцев.

03.08.2020 09:00, womo.ua

ВОЗдушные споры

Говорят, SARS-CoV-2 распространяется не только капельным путем. Что это для нас меняет?

«Мойте руки!» — с этого ВОЗ, Минздрав России и многие другие организации начинают свои рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции. Мыло и санитайзеры должны избавить нас от вирусных частиц, попавших на кожу с каплями, которые вылетают из дыхательных путей инфицированного человека. Есть, однако, сведения, что некоторые капли продолжают висеть в воздухе. Почему мы до сих пор не паникуем по этому поводу?

02.08.2020 16:00, Полина Лосева, nplus1.ru

Шельфовые ледники разрушаются — это провоцирует повышение уровня моря
На спутниковых снимках видно, как глетчеры, образующие два крупных антарктических ледника, постепенно разрушаются. Этот процесс будет иметь глобальные последствия в виде повышения уровня моря.
В Бразилии выпустили пиво, которое дорожает каждую неделю из-за вырубки лесов Амазонки
Компания AmBev выпустила пиво Colorado Amazônica, которое каждую неделю становится дороже. Цена зависит от того, насколько сократилась площадь амазонских лесов.
В ООН видят связь между утратой биоразнообразия и появлением нового коронавируса
В организации отметили, что ни одна из целевых задач ООН в области защиты биоразнообразия на 2011-2020 годы не выполнена в полном объеме.
Австрия испытывает поезд на водородном топливе
В Австрии началась опытная эксплуатация поезда на водородном топливе. Он курсирует по федеральным железным дорогам страны (ÖBB) с 12 сентября. Поезд называется Coradia iLint, он получает питание от водородных топливных элементов.

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.