Подписаться на обновления
19 июняВторник

usd цб 63.4838

eur цб 73.4825

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Мальцев   четверг, 28 октября 2010 года, 17:45

Гроб в автокатастрофе
«Даёшь советского Микки-Мауса!» Пролегомены к истории российской цивилизации мультипликации


Кадр из мультфильма "Межпланетная революция", СССР, 1924 год
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Советскую детскую культуру несло: ей вообще не нужны никакие дети. Тут взрослые зарабатывают «на теме», транслируют невинным душам всё своё взрослое, подлое, извращённое кодексом строителя коммунизма дерьмо.

Вам повезло — вы не видели, как делили «Союзмультфильм» и его коллекцию чиновники и бывшие актёры. Как продавали права в Америку, как требовали роялти за то, что давно оплачено государством. Это всё были люди, которые промывали мозги детям СССР своими подчёркнуто добренькими мультиками. Но всё логично. Логично.

С раскосыми и жадными очами

Старевича у вас не было. Потому что имел мозги, чтобы уехать в Париж, подальше от удивительных писателей, художников, режиссёров и прочего сброда, который только что убил собственного царя, его детей и писал их кровью свои бессмысленные слова.

С 13 апреля на канале «2х2» начинается показ мультипликационного сериала «Гетто», который озвучил ироничный рэпер Ноггано. «Частный корреспондент» первым заполучил эксклюзивные серии и пришёл в восторг, а Ноггано поделился с нами своими впечатлениями. Судя по нескольким сериям, которые нам под большим секретом удалось получить и посмотреть, сериал будет весьма и весьма достойным. Анимация сериала исполнена в лучших традициях аниме «Ковбой Бибоп» и «Самурай Чамплу». Среди звёзд, озвучивавших роли в американской версии мультфильма, Сэмюэль Л. Джексон, рэперы RZA, Ja Rule и др.

Ладислав Старевич делал русскую мультипликацию в годы, когда народ-богоносец гадил в вазы Зимнего дворца. Так что Старевича не было у вас ни раньше, ни позже. Поэтому его всегда вычёркивали из истории русской мультипликации уважаемые киноведы, которые были так или иначе потомками тех, кто гадил в вазы.

Или неужели вы всерьёз считаете, что советские киноведы происходят из киноведов при дворе Александра Освободителя?

Старевич делал анимацию по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей» (Ханжонков presents) так, что зритель был уверен, что снимали дрессированных насекомых. Публика — дура, что поделать.

Четыре года прошло, и почти та же самая публика уже начала вешать попиков и грабить алтари. Искусство не пошло впрок. И случилось то, что случилось.

Всё остальное существование уже советской культуры было ведь посвящено одному — как бы выжить в условиях, в которых человек жить не должен. А это не по-христиански. Это делает из людей нелюдей.

И тогда нелюди начинают воспитывать выживших, чтобы подчинились, согнули голову, продали крест, отдали мать и отца, ну и, как водится, хлеб, иконки там всякие, камушки, золотишко и т.д.

Собственно, вся советская культура с 26 октября 1917 года до наших дней была именно этим — выдачей лицензии чекистам-коммунистам на убийство.

Миф о гениальных 20-х, с левым прогрессивным искусством, судя по всему, был нужен для оправдания, оправдания и оправдания. Например, расстрелов несогласных матросов в Кронштадте. Или же ещё менее согласных крестьян.

Вот вроде бы талантливый автор Дзига Вертов, Денис Аркадьич Кауфман, которому повезло родиться в заднице империи — Польше, проходит в красной пропаганде как основатель местной документалистики.

А я скажу больше — и мультипликации тоже. Именно он сделал советский пропагандистский мультфильм о продвижении фронта в агитационном альманахе «Кинонеделя».

Ведь он уже ездил с агитбригадами ВЦИКа. И его фильмы «В сердце крестьянина Ленин жив» (видимо, в виде красной пули), «Шагай, Совет!», «Три песни о Ленине».

Да нет, ради бога, кто считает? Мы же не начётчики какие-нибудь, сколько надо раз помолиться идолу-Ленину, чтобы заслужить звание отца-основателя. Одного раза вполне достаточно, чтобы превратиться в вампира. Нам всё равно.

Герой советской мультипликации Дзига Вертов сам за себя говорит: «Дореволюционные «художественные» образцы висят в вас иконами, и к ним одним устремились ваши богомольные внутренности. Заграница поддерживает вас в вашем заблуждении...»

Да, ok, и тут нам всё равно. Просто надо знать, каковы эти самые отцы советской культуры в целом и анимации в частности, даже самые талантливые из них.

Потому как с самого primal scream на их паркерочках и карандашиках — кровь.

Про гениального Шагала не будем. Комиссар не может быть гениальным. Он или комиссар, или гений. Марк Захарович тоже это почуял и исчез с локаторов советской власти.

Ах, васильки, васильки...

Малевич всё мечтал сделать супрематистский фильм. А вместо него все достижения левого искусства использовали немцы — Рутман, Рихтер, Фишингер, это они делали ожившие абстрактные картины в 20-х годах.

А на этой территории, захваченной большевиками, знаток игрушки Николай Бартрам и поэт Николай Агнивцев начали делать свою анимацию.

Так как нас пока не очень волнуют художественные качества продукта, а скорей генезис тотальной подлости советской культуры, мы посмотрим, откуда на красном горизонте возник поэт Серебряного века Агнивцев.

Из дворян, но в 1917-м уже организовал кабаре, совершив первое предательство своего класса во имя выживания. Испугался, убежал за границу с 21-го по 23 год-й, предав свою апгрейженную родину.

Вернулся в Совдепию, предав эмиграцию. И нанялся в сатирические журналы. Прекрасные стихи «Октябрёнок-пострелёнок». Или кукиш Блоку:

Некие в смокинг одетые атомы,
Праха веков маринованный прах,
Чванно картавят, что, мол, «азиаты мы»,
На европейских своих языках!

Винтики и Шпунтики

Не напрягайтесь так, это просто пример, взятый с потолка, он про то, что, куда ни ткни в советскую культуру, везде ложь, предательство, приспособленчество, оправдание преступлений режима. Соучастие.

И это тоже бы ничего — действительно, люди и до революции устраивались как могли: у кого-то был заводик, а у кого и железная дорога. Кто винит?

Но вот брать после этого на себя функции совести нации не надо. Надо тихо получать свой писательский/режиссёрский паёк, пока народ дохнет от голода, и тихо-тихо его жрать под подушкой.

«Винтик-шпинтик», фильм Агнивцева о значении маленьких «винтиков» на предприятии, потом переродится в носовcкий «Винтик и Шпунтик» 1960 года, где эти славные мастера придумывают пылесос (придуманный уже давным-давно проклятыми американцами в году эдак 1907-м, через два года после русской революции), «Тараканище» (кокаиновые бредни Чуковского), «Буквы жалуются наркому» (поэт знал, как решать вопросы).

В государственном техникуме кинематографии тем временем Иванов-Вано ковал индустрию мульткино. Была она подвально-чердачная, потому как, видать, руководство по слабоумию и необразованности не чуяло, каким мощным инструментом по выносу мозга населению может стать обычный мультик.

«Сенька-африканец» (по Чуковскому), «Блэк энд уайт» по Маяковскому — в 1932 году. Тот самый, где на пальмах десятки повешенных негров. Иванов-Вано называется иногда «автором сказок, дорогих нам с детства» и основоположником советского стиля мультипликации. Запомним.

Как раз когда навсегда вычеркнутый из истории Старевич уже в Париже сделал своего «Рейнеке-Лиса» (Le roman de Renard) — первую в мире полнометражную анимационную ленту, Иванов-Вано развешивал по пальмам рисованных негров.

Так как комиссары тупо взирали на анимацию, то творческие прорывы имели место: питерская художественная школа взрастила Цехановского («Почта»).

Или вдруг ученик Фаворского Ечеистов режет целый фильм в технике ксилографии. Это, конечно, всё странности, вызванные не только творческим полётом, но и технологической нищетой.

Но когда наступает нищета, то творческие порывы касаются в основном замены недоступных материалов на доступные, как «Сказки о царе Дурандае» (1934) Иванова-Вано и сестёр Брумберг вместо целлулоида нарисованы на бумаге.

Говорят, Дисней купил эту картину и показывал своим сотрудникам. С какими точно комментариями он это делал, история умалчивает. Но именно с приходом Диснея в советской мультипликации стало совсем всё дурно.

Заграница «помогла»

Чёрным днём впору объявить день показа фильмов Диснея «Пароходик Вилли» и «Три поросёнка» в 33-м году в «Ударнике». А потом на Первом Московском кинофестивале 1934 года.

И всё, американская машина по производству мультипликации навсегда раздавила гужевой транспорт местной лавочки. А заодно и стиль. Во многом потому что главный зритель страны — Папаша Джо — полюбил Диснея как родного.

А местные мастера культуры умеют только сосать, лизать, оттопыривать попку и сдавать жён и братьев в лагеря. И поэтому, конечно, — та-дам! — все советские мультфильмы превратились в эпические полотна, подражающие Диснею.

Микки-Маус сделал всех советских положительных героев — Тип-Топа, Кляксу, Бузилку и прочих монстров, порождённых больной фантазией охотников за продпайком и тёплым телячьим пальто.

Вот ведь странно — Микки исповедует все ценности протестантского религиозного общества, всё то, что абсолютно противоречит коммунистической идеологии и практике, и он такой предприимчивый и энергичный.

Ему не надо убеждать своих зрителей, что труд на благо родины-мачехи из-под палки — это благо. А ведь не случайно больше половины советских мультфильмов — про труд, потому что в стране, где все человеческие ценности перевёрнуты, как гроб в автокатастрофе.

Людей нужно принуждать трудиться за понюшку табаку, ставить перед ними фальшивые ориентиры, утверждать ложные мотивации.

Управляющему кинопредставительством «Амкино» (буквально «Американское кино», что удивительно) в США Смирнову дали задание изучить производственный процесс на студиях «Дисней» и заодно братьев Флейшер.

Изучив процесс, он в СССР организовал при главном управлении кино и фото экспериментальную мультстудию. Тут внедряли поточный метод производства «смешных» мультиков и единственным режиссёром был сам Смирнов.

Против везунчика, подсевшего на государственные бюджеты, конечно же, окрысились локальные мультипликаторы. Питерские художники, как особо духовные, старались больше других — Михаил Цехановский в отчаянии пошёл против линии партии, крича, что американские мультипликаторы «посредственные карикатуристы». И, дескать, неча на них ориентироваться.

Однако, несмотря на всхлипы творцов, на первом Всесоюзном совещании по кинокомедии в 1933 году под единогласные аплодисменты выдвинули лозунг «Даёшь советского Микки-Мауса!».

Прислушайтесь к этому отчаянному бреду: «советский Микки-Маус». Даёшь кремлёвского Мэрилина Мэнсона! Но чего только не скажут люди, дрожащие по ночам сами и пишущие доносы на других, чтобы выжить, откормить своих очередных жён и очередных детей.

Советских творческих детей. Которые будут потом сеять мифы про своих славных гениальных родителей. Про славные времена. Завоевания.

Дети кукушки хвалят петуха.

Эйзенштейн был тут знатоком и ценителем студии «Дисней» и тов. Микки-Мауса лично. Любил поговорить про его гениальные природные каплевидные формы. Что поделаешь, эстет.

Пока они кричали про «даёшь Микки-Мауса», ещё один русский мультипликатор, вычеркнутый из истории отечественного кино, Александр Алексеев, снял в Париже «Ночь на Лысой горе» (1933), используя свой собственный «игольчатый экран», и стал основателем французской мультипликации. А потом уже фестиваля анимации в городе Аннеси. Считается творческим отцом Юрия Норштейна, Нормана Макларена и Стэна Брекиджа, не говоря уже об остальных.

Но мало того что он был в кадетском корпусе в 17-м году, он уже в 20-м сбежал от красных, и, стало быть, он был совсем чужой. А в этой культурной среде приборчик «свой/чужой» работает ещё быстрей, чем на боевом истребителе.

Собственная гордость

10 июня 1936 года Главное управление кинофотопромышленности организовало «Союздетмультфильм» — буквальную копию студии Диснея.

А что, ГАЗу можно копировать американцев, а «Союздетмультфильму» нельзя?

И — примечательно — студия разместилась в клубе бывших политкаторжан. Здесь советских мультипликаторов воспитывали Эйзенштейн и Мейерхольд.

Эйзенштейн добровольно в 1918 году вступил в Красную армию, и историки кино не уточняют, сколько на его руках было крови.

Но то, что он сделал для пропаганды классовой ненависти в своём trendsetting «Броненосец «Потёмкин», поражает даже видавших виды. Его кинофильм «Стачка» получает в Париже серебряную медаль.

Парижские интеллектуалы ещё не понимают, какая чума готова излиться в Европу и воспитать заодно национал-социалистов Шикльгрубера. Они пока заигрывают с пропагандистами бесчеловечного режима. Молодцы, спасибо.

Естественный шаг Эйзенштейна — попытаться на сценарий чекиста Ржешевского снять «Бежин луг» — based on true story Павлика Морозова.

Но даже такое глумление над здравым смыслом и совестью чудовище, которое так голубили советские мастера культуры, не стало жрать — выплюнуло.

Эйзенштейна отлучили от кормушки, дав, впрочем, возможность ещё раз подсуетиться — снять «Александра Невского». Картину, которая полностью подменила пропагандистскими образами даже малейший намёк на реальную историю страны.

Неслучайно в проекте «Имя Россия» до политической коррекции результатов номером первым был Сталин, а потом Александр Невский. Не реальный персонаж, а образ в исполнении актёра.

Целлулоид вместо рукописей. Фуфло вместо реалий. И это — основной творческий принцип тех, кто остался на выжженной коммунистами территории. И что самое забавное, их потомков в любом колене тоже.

Ну, в общем, в «Союздетмультфильме» собрались всё те же сёстры Брумберг, всё тот же Ивнов-Вано, Амальрик, Ходатаева и Владимир Сутеев, чей рисунок был удивительно диснеевским.

Дух веет где хочет

Сутеев просто подражал Уолту, а вот история с «Тремя поросятами» удивительна и показательна.

Когда я ещё был маленьким, а это было давным-давно, у меня была книжка «Три поросёнка», автор Уолт Дисней (перевод Сергея Михалкова).

Когда у меня уже были дети, ни о каком Диснее и речи не было: «Три поросёнка» уже значились сказкой Сергея Михалкова.

Есть даже более показательные варианты: «Английская сказка» (обработка С. Михалкова). Ну только не надо сейчас про Джоэла Харриса.

Отметьте, что на факультете мультипликации ВГИК, который открыли в 1938 году, уже присутствует Фёдор Хитрук, которого считают классиком мультипликации.

Картинки картинками, а в это время уже запущена карательная машина, которая начала заливать кровью назначенных врагов эту землю. И тут сгодился и Дисней, и его уроки, как быстро делать кино.

В мультфильме «Победный маршрут» (Д. Бабиченко) паровоз ВКП(б), идущий к коммунизму, сметает с пути всех врагов. Титр: «В первую пятилетку был разгромлен последний капиталистический класс — кулачество».

Именно здесь звучит песня «Жить стало лучше, жить стало веселей. Хочется всей необъятной страной Сталину крикнуть: «Спасибо, родной, долгие годы живи, не болей, жить стало лучше, жить стало веселей».

Это звучит как злая шутка, но это не шутка. Это мастера культуры зомбируют свою недобитую паству. Это бесконечная подлость, которая никуда из советской/российской культуры не ушла. Тот, кто родился со СПИДом, тот не лечится.

Крикни всей страной спасибо за нравственный СПИД, которым тебя наградили отцы-основатели страны-монстра. Птушко даже «Золотой ключик» 1939 года умудрился приспособить под коммунистическую пропаганду.

Не убий

Когда «Союздетмультфильм» уехал в эвакуацию в Самарканд, его расположили в церкви. И это показательно. Этот вертеп теперь вечно будет расположен в убитой церкви — затем и на Долгоруковской в Москве.

И его отвратительный, хищнический, нелепый конец только подтверждает проклятье, которое он заслужил и церквями без крестов тоже.

После войны творцы начали жрать друг друга с новой силой. Они решили, что надо бороться за народность и реализм. Где они собирались брать народ для своей народности, не очень понятно, но для начала предали анафеме бывшего своего кумира Диснея.

Действительно, двух кумиров быть не может. Их кумиром был и отстаивался Сталин. Собрание, посвящённое новой линии, сотрясали крики про «североамериканского империалиста Диснея», и, конечно, это только проклятые пиндосы могли снять человеконенавистнический фильм «Бэмби».

Знакомые тексты, не правда ли?

Так вот, вы, люди молодые, вы можете не понять: «человеконенавистнический фильм «Бэмби» — это не моя бредовая выдумка, это цитата из выступления мастеров культурки.

Но так как всё наше детство другие мастера культуры хаяли в ещё более крепких выражениях The Beatles, нашему поколению — ничего нового.

Советских мастеров культуры отличает тотальный страх потерять всё, что нажито непосильным халтурным трудом. И от этого страха немеют конечности и цепенеет разум.

Но стоило диктатору двинуть кони, как они начинают суетиться под новым начальством — у них в ходу мультфильмы про заколдованного мальчика (в оригинале «Путешествие Нильса с дикими гусями»), «Снежная королева», где надо растопить льды, снять морок, злые чары. Показать оттепель.

Злые чары у них, вот незадача, околдовал их проклятый Сталин. Это не они сами, вроде детского писателя Маршака, сдавали своих братьев в лагеря. Это всё гадкий, гадкий Сталин. У немцев такая тотальная отмазка не прошла. Почему-то.

Цехановский, которому не нравился Дисней, сделал «Диких лебедей» по Андерсену (рисунок фильма вполне оригинальный, совсем не диснеевский), здесь тоже про расколдовывание. И, конечно, про злобную мачеху.

С жёнами отцов вообще в советских мультфильмах (ссылаясь на сказочную традицию) было нехорошо. Они все злобные, бесчеловечные красавицы с чёрными волосами и тонким носом.

Матери обычно рисуются невнятными, бесполыми, отцы — безвольными тюфяками и только мачехи — волевыми, злобными женщинами-вамп.

Извращённые модели сексуальных отношений далее в мультипликации будут только расцветать. Под видом народных сказок.

Сказка о потерянном

Если глянуть, что в это время снимали в игровом кино для детей, то там будет фильм, который почему-то меня лично в детстве просто поразил до тошноты: «Сказка о потерянном времени» Птушко.

Эти дети-старички, эти странные, извращённые отношения и приключения, это совсем не для детей — это Птушко выплёскивал свои комплексы и страхи, когда причина страхов умерла от инсульта на ближней даче.

А дети-то тут при чём? Но советскую детскую культуру несло — ей вообще не нужны были никакие дети. Тут взрослые зарабатывают «на теме», транслируют юным невинным душам всё своё взрослое, подлое, извращённое кодексом строителя коммунизма и его воплощением в жизни дерьмо.

Это просто проклятие какое-то детского искусства, и мульткино в частности. По всем советским фильмам для детей можно изучать неврозы, которыми родители наградили авторов сценариев и режиссёров.

И они понесли это сокровенное знание дальше. Действительно, не Нагорную же проповедь им нести дальше?

После войны советская мультипликация вообще оказалась на задворках мирового процесса, который развивался в Европе благодаря загребской школе, благодаря чехам Земану и Трнке и румыну Попеску-Гопо.

Да и эта школа советскому человеку была не нужна. И когда Лев Феликс Збарский в 1962 году нарисовал «Баню» по Маяковскому (ну что за big news — через 33 года экранизировать пьесу певца революции!), тут же в газете «Советская культура» появилось письмо типографских рабочих, которые отказались печатать обложку журнала «Искусство кино» с персонажами из фильма «Баня».

Буря в стакане воды. Аниматором на картине был Котёночкин, будущий мастер «Ну, погоди!». Збарского современники характеризовали как обладателя самых модных западных шмоток и самых красивых жён.

Он сделал ещё два фильма, на одном из которых аниматором был Юрий Норштейн, ставший затем трагическим символом тотального тупика русского мультискусства.

И пришлось Льву Феликсу уехать сначала в Израиль, а потом в США. Слишком любил западные шмотки и моделей.

Вот интересно с отечественными культурными деятелями — они жизнь тратят на поиск шикарных штанов и ничего-nada-null-zero на поиск хоть одной внятной идеи, способной конкурировать на мировом, а не на местном, обнесённом колючей проволокой, рынке. Считая за личное достижение, что от них хотя бы не воняет хлевом.

Это сразу превращает любую их культурную деятельность в местечковые упражнения ДК шарикоподшипникового завода. Всем хотелось жить шикарно — как ролевая модель Лиля Брик в голодные годы (для большинства населения). Но не все могли спать с чекистами. Хотя бы из физиологических ограничений.

То, что сегодняшние любители советской анимации, награждающие её особенной добротой и духовностью, всё время забывают, что те фильмы, про которые они любят поговорить, сидя в американском интернете (рутеры стоят в США), в американской программе, на американском компьютере, в американских джинсах, сделаны более сорока лет назад.

«Вини-Пух» Хитрука — 1969 год, «Малыш и Карлсон» Степанцева — 1968-й, «Крокодил Гена и Чебурашка» Качанова — 1969-й, «Ну, погоди!» Котёночкина — 1969-й, «Фильм, фильм, фильм» (с кадром из Hard Day’s Night) Хитрука — 1968-й, «Бременские музыканты» Ковалевской — 1969-й.

Тогда же начался запоздалый социальный кукиш в кармане — «Жил-был Козявин», «Человек в рамке» — оба 1966-й, но и тогда же кончился.

В это время в параллельном мире началась и закончилась альбомом Let It Be история группы The Beatles, перевернувшая всю мировую музыку.

В это же время американский «посредственный карикатурист» Терри Гиллиам начал рисовать заставки к английской телепередаче Monty Python Flying Circus, которая перевернула отношение мира к юмору на ТВ.

Несопоставимые по задачам и по масштабам влияния культуры — вот что это такое. Большой мир и малый. В большом мире придумали синтезатор Moog, а в малом мире придумали игрушку «Уйди-уйди».

Во многом благодаря тому, что почти ничего из внешнего мира не достигало слуха и глаза советского зрителя, довольно средние по своим достоинствам произведения получили совершенно overblown значение.

В 1967 году ввели первые 20 станций системы «Орбита» — космической ретрансляции ТВ.

То есть в 1967 году на телевизорах владивостокцев и камчадалов (аж до них добил сигнал Москвы), кроме передач местного областного комитета по радиотелевещанию с десятиминутными показами почтовых открыток с цветочками под музыку в качестве технического перерыва, появилась возможность один раз в неделю детям увидеть «мультики».

Прикинь?

Один раз в неделю, как праздник. Чем-то живым веяло разве что от поляков «Болека и Лёлека» (Негребецкий, 1964) и от чешских «Стремянки с Макаронном» (Бедрич, 1969).

Но это ведь был почти Запад. Во всяком случае, это делали художники, для которых христианские ценности не были глубоко чуждыми, как для местных живых мертвецов.

Потому что отечественные имели особенное отношение с детством.

Вот «Бабушкин козлик» 1963-го режиссёра Амальрика. В аннотации так и написано: «Сказка для взрослых о том, как опасно во всём потакать детям».

Прислушайтесь только к набору слов: «опасно», «потакать», бла-бла-бла. Нет, детей надо строить, муштровать, наказывать розгами, ставить в угол, не давать им высказывать свою позицию. Потому что ребёнок — не человек. В стране, где и взрослый человек — не человек, а так, мусор. Пыль лагерная.

В кармане

Есть масса вполне приличных и умных людей среди моих друзей, которые считают, что лучшие советские мультики — это гениально, и по сотому разу выискивают скрытые смыслы, культурные слои, фиги советской власти.

Иногда добавляют: «Уж лучше было рисовать мультики, чем сидеть в тюрьме за тунеядство».

Битвы за мощнейшие советские мультипликационные образы носят ожесточённый характер. Ведь, кроме «Смешариков» и «Лунтика», только они всё ещё способны генерировать своим правообладателям прибыль. Осталось только выяснить, кто они, эти правообладатели.

Последняя фраза выдаёт во вполне современных людях готовность играть по тюремным правилам спустя сорок лет после «Винни-Пуха».

Нормальный такой Винни-Пух, мне диснеевский вообще не нравится — он как бы выхолащивает то, что надумал Шепард. Можно умиляться советским — он милый такой, как толстячок Леонов, и слишком связан с детством. Со временем, когда была моложе мама и мир не был настолько враждебным и не надо было думать про дурацкую Вацлавскую площадь и танки, например.

Но копаться в нём сорок лет подряд, изыскивая в нём смыслы, которых нет, — это уже немного слишком.

За сорок лет люди в большом мире придумали уже много новых концепций и даже интернет, дизайнерские вибраторы и Google Maps.

Нарисовали много других мультфильмов, одна Франция чего стоит, после того как её оплодотворил мсье Alexeieff. Trio From Belleville, например.

Но смысл местной перцепции культурки в том, что за колючей проволокой глодали редкие сухарики и получали от этого бешеное наслаждение, а когда проволоку убрали, осталось неумение и нежелание делать выбор.

Или вот ещё хуже — эксплуатация этой ситуации со стороны творческой интеллигенции. Как с грустью говорил мне один кинодеятель в конце 90-х, «как было бы здорово закрыть ввоз американских фильмов сюда. Вон музыканты уже разобрались с музимпортом — ничего по ТВ не идёт чужого и теперь зарабатывают, как люди».

А это уже касается всего спектра культуры. Обсуждающие всерьёз Пелевина с Сорокиным просто, закрыв глаза, стараются не думать, сколько пелевиных и сорокиных публикуется в неделю в одной только GB.

Потому что, когда вы всерьёз который год уже мастурбируете на Сорокина, завтра вы будете делать fellatio Минаеву.

В преданности и постоянной актуализации тройки-пятёрки мультиков сорокалетней давности выпуска есть своё объяснение, и оно вполне психоаналитическое, заложенное в инфантильности русского общества в целом.

В неумении отказаться от прошлого, неумении избавляться от отходов, постоянном пережёвывании пережёванного, страхе перед будущим и новым.

Поэтому Сталин как живой и про него идут битвы вполне актуальные, поэтому власти легко ведут толпы хомячков под слоганом «На Берлин!» 9 мая, которое было, на минуточку, 65 лет назад.

И нынешняя гопота, лепящая стикер «Спасибо деду за Победу» на юзаные «опели», не имеет ничего общего с народом, который победил Гитлера, но так и не смог победить Сталина.

Почему-то.

Шестьдесят scheisse пять. Средняя продолжительность жизни человека. Жизни, которая наполнена «Иронией судьбы» раз в году. И салатом столичный/оливье. Жизни, лишённой событий.

То, что транслировали детям авторы таких мультфильмов, как «Голубой щенок», уже не поддаётся никакому разумному объяснению.

Сначала Энтин берёт венгерскую пьесу Дьюлы Урбана, которая говорит — щенок не такой, как все, он негр, и надо учиться его воспринимать человеком.

На чужой сюжет Энтин пишет свою поэму — ну любят эти шестидесятники написать чего-нибудь своё на базе чужого, потому что постоянная борьба за кормушку и выживание не даёт развиваться реальному творчеству (именно поэтому на этой территории до сих пор нет нормальных музыкантов, etc.). На базе этой поэмы Ефим Гинзбург снимает мультик тотального остракизма, бойкота и того, что называется травлей — bullying.

Про то, что человек доложен быть принадлежностью коллектива, иначе — мука, терзания, страдания, потеря себя. Когда сняли «Чучело» — кино именно про это, но только в реальной школе, — против его показа были именно борцы за «добрые фильмы», за «уси-пуси-мультики».

И вот что интересно, в стране, где так любят «добрые мультики», травля в школах — обычное дело, и её, как правило, возглавляют сами учителя, в то время как в странах, где царит «жестокий» «Том и Джерри», за bullying можно сесть в тюрьму.

Но это только часть проблемы — Гиммлер, например, был очень сентиментален. То есть в терминах поклонников советских мультиков — «добрым».

Мне нигде приюта нету.
Я один бреду по свету,
А мечтал гулять гурьбой…
Ах, зачем я голубой?

Виктимное сознание затравленной жертвы. А вот будешь гурьбой, то есть в советском коллективе, — вот и будешь в шоколаде.

К 70-м в ходу был эскапизм или стебалово на тему недоступной обычному человеку заграницы и её плодов: «Шпионские страсти» (1967) Гамбурга по сценарию Лазаря Гинзбурга (Лагина), «Ограбление по...» всё того же Гамбурга.

Бегство от реальности, что проповедовали мультипликаторы, имело своё объяснение: с 70-х наконец под строгим контролем КГБ разрешило очередную волну эмиграции по еврейской линии.

Все вычёркивали из своих записных книжек одну фамилию за другой — друзья и знакомые уезжали как через Стикс — навсегда.

У тех, кто оставался, возникало чудовищное настроение, которое они и транслировали в мозг и без того несчастным и обделённым советским деткам.

Растерянность, одиночество, полная утеря цели в жизни. Неслучайно один из самых бодро записываемых в шедевры мультиков 70-х — «Ёжик в тумане» — сегодня манифест наркоманов.

Как сказал мне один мой друг-издатель, «как ты можешь? «Ёжик в тумане» — это же наш мультик, тех, кто дует шмаль».

Я не ханжа и считаю, что каждый может делать всё что ему вздумается и отвечать за это тоже сам, но вот объяснять внукам, что «Ёжик в тумане» — хорошее кино, потому что его прикольно смотреть по укурке, я, вообще-то, не готов — ни как дедушка, ни как старый рокер.

Принципиальный конфликт между реальностью и мечтой — смысл всех этих произведений, они внушают инфернальную тоску на долги годы.

Они сбивают с толку, лишают моральных и социальных ориентиров — на самом подлом уровне, на уровне подсознания. «Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению…»

Неслучайно Норштейн не смог сделать свою «Шинель» с 1981 года. И дело не в деньгах или, скажем, пропавшем таланте. А в том, что вся фишка кончилась. Как брак. Как любовь. Всё стало бессмысленным.

Татарский попытался что-то сдвинуть своими пластилиновыми воронами и прошлогодним снегом. До сих пор странно слышать, что ирландскую песню Whisky In the Jar с проигрышем из Харрисона My Sweet Lord написал композитор Гладков.

Но чего ещё ждать от напёрсточников? К 90-м большая часть состава студии «Пилот» уже уехала в США на студию Klasky Csupo.

А с приходом людей, которые стали дербанить, как шакалы, архив «Союзмультфильма», участвовать в мультпроцессе и вообще стало стыдно.

До сих пор стыдливо умалчивают, каким образом вдруг все классические мультики оказались у компании невозвращенца Олега Видова. Точнее, 360- градусные права на территорию США и т.д.

Забавная деталь — ни один из советских фильмов не прошёл стандарты вещания по звуку. Халтурненько был записан звук у мастеров искусства.

Ниже городской канализации. Пришлось Видову даже музон переписывать. Облака, белокрылые лошадки.

Как только пошатнулось государство, авторы-исполнители вдруг решили, что им тоже что-то полагается. На слуху процессы — режиссёры мультфильмов вдруг заявили, что им нужны деньги с продажи их фильмов на ТВ и за границу. Ага.

Позорная возня вообще в духе советских режиссёров. Лишь бы повозиться.

Они просто вдруг забыли, что работали на зарплате у государства, и немаленькой. И квартиры на метро «Аэропорт» получали в сталинских домах по сто метров. И ничего про роялти не подписывали.

По делу выиграл только Котёночкин — за 17-ю и 18-ю серию своего эпического фейла «Ну, погоди!».

Вот, кстати, мы тут вроде нормальные люди собрались — вы можете мне сказать, как можно смотреть дурно нарисованный, пошло написанный, тупо придуманный, омерзительно озвученный «Ну, погоди!», когда, оказывается, Берлинская стена пала и вокруг миллион отличных оригинальных картин на ту же тему?

Только потому, что вы его впервые посмотрели до того, как у вас появились волосы на лобке, на уютном диванчике под сенью ковра на стене?

Мило, но не повод, вы же уже выросли. И даже прочитали пару книжек. И даже кто-то вам рассказал, что на свете, кроме Буковски, есть «Трейнспоттинг».

Не пора ли просто повзрослеть?

Для себя мастера культуры решили этот вопрос так: нету компартии, будем работать с бандитами. Кинопроцесс постперестройки ещё ждёт своего Дениса Горелова, чтобы точно указать, какую гадость снимали на бандитские деньги вчерашние соврежиссёры.

А их, этих картин, миллион — не могли же гении красного кинематографа остаться хоть на неделю без бюджетов, поездок на съёмки в Крым и молоденьких дурочек. И куда теперь они это убожество попрятали, интересно?

Но я понимаю, почему молчит Норштейн: работать в мультипликации, когда вокруг тебя люди тянут бабло из «Русского золота», чтобы снять феерическое чудовищное ничто на тему всё того же носовского «Незнайки», — слава богу, хоть у кого-то совесть есть. Даже и в форме чудовищного ступора.

А киоски «Русского золота» в одну ночь вдруг исчезли с ВДНХ, и начальство с ними, — во Флориду. Спонсор, кстати, «Ленкома». Очень по-совкультурному. То мы рвём кровавые партбилеты в прямом эфире, то на странноватые, мягко говоря, деньги ведёмся — всё как всегда, как будто и не было этих 93 лет советской власти.

А что тут с молодёжью? Вот картина «Кракатук», она же «Наша Маша в земляничной стране», она же «Наша Маша и волшебный орех», — с каждой отменённой с 2007 по 2009 год премьерой менялось название, а заодно и бюджет — с 3 млн до 5 млн долларов.

Что мелочиться? Потомственные кинематографисты не мелочатся. Кино можно показывать детям, но никак не коллегам — засмеют. Хотя, скорее всего, у них челюсти свело от зависти к умению выбить из Лёни Блаватника деньги. Он сам из кого хошь.

И пока в 2009 году в большом мире вышли важные или прорывные мультфильмы типа «Коралины» по Гейману (собрал 74 млн), «Метропии», «Ожидаются осадки в виде фрикаделек» (собрал 124 млн), «Бен 10: Инопланетный рой» и т.д., в маленьком мире опять рассказывают одну и ту же сказку Кира Булычёва про Алису Селезнёву «День рождения Алисы», спустя тридцать лет.

Мужчины за сорок признавались мне, что Алиса Селезнёва в исполнении Натальи Гусевой для многих из них — первый сексуальный импринт. Всё это мило, но тридцать лет мастурбации in vain — это, парни, немного слишком, не кажется? Инфантилизм зашкаливает.

Принципиальное, последовательное убожество. И это тоскливей, чем даже ёжик в тумане и его потерянная лошадка. И никакой иронии и самоиронии Терри Гиллиама — чуждое это всё, не приживается на этом «раёне». Для того чтобы снять оскаровскую «Логораму», не нужно 5 млн долларов. Нужны просто мозги.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30






 

Новости

Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).
«Cоюзмультфильм» и Ассоциация IPChain подписали меморандум о сотрудничестве
Стороны заявили об объединении усилий с целью построении качественно нового механизма взаимодействия участников рынка интеллектуальной собственности с учетом требований цифровой экономики.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.