Подписаться на обновления
21 сентябряЧетверг

usd цб 58.1290

eur цб 69.7664

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
theoryandpractice.ru   среда, 28 сентября 2016 года, 09:00

Гонка сообщений
Что такое медленная коммуникация, или зачем учиться лайкать осознанно


© Valerio Loi
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мы решаем, каким будет фейсбук, или фейсбук диктует, какими быть нам? Исследователь медиа Антон Гуменский пытается понять, почему мы позволяем соцсетям делать выбор за нас и как медленные коммуникации помогают этого избежать.

«Теории и практики» публикуют основные тезисы обсуждения, которое организовал Клуб любителей интернета и общества: зачем учиться лайкать более осознанно, в чем социальная роль эмодзи и как мы реагируем на выросшую в разы скорость передачи информации.

Антон Гуменский

исследователь медиа, преподаватель теории коммуникации МГИМО

Сегодня о медленном общении, его плюсах и минусах, может рассуждать каждый. Это классическая тема для студенческих работ: «Как интернет разрушает жизнь». Все мы прекрасно понимаем, почему интернет — это зло.

Медленная коммуникация — такое общение, на которое нам приходится тратить больше времени, чем на обычное. Время дает нам дополнительные возможности. Это не автоматическое использование средств коммуникации в фоновом режиме, а осознанное. Даже когда я лайкаю, я делаю это очень внимательно и обдуманно, трачу на это время. Но осознанность не обязательно связана с медленностью. Медленная коммуникация отличается от быстрой еще и неким хуже измеряемым содержанием, которое мы в эту коммуникацию вкладываем. То есть мы знаем, зачем мы это делаем.

Существует Ассоциация медиаэкологии — это довольно рыхлое научное сообщество, оно опирается на работы Маршала Маклюэна, Нейла Постмана, Льюиса Мамфорда и других товарищей, которые изучали медиа и их влияние. Медиаэкологи считают, что необходимо заранее отличать экологичные медиа (те способы коммуникации, которые способствуют, помогают, облегчают) от медиа, которые загрязняют, портят и так далее. То есть в их посыле содержится идеологический аспект. Сейчас их слоганы периодически появляются на обложках глянцевых журналов.

Медиаэкологи более-менее согласны с таким определением коммуникации: это формирование смысла с помощью системы знаков. Создание смысла. И это означает, что коммуникация может происходить внутри человека. Любое изменение есть коммуникация, любая коммуникация есть изменение. Наверное, я бы сформулировал так. Тогда получается, что медленная коммуникация — это медленное изменение.

Исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что главными апологетами новых технологий являются женщины 40 лет и старше, живущие в странах третьего мира. Вот они считают, что технологии — сплошное добро. А главными техноскептиками оказались тинейджеры, живущие в больших городах. Так, может быть, дело не только в том, что все новое вызывает довольно предсказуемый страх?

Существует гипотеза, что на протяжении технической эволюции мы изобретали способы экономить время. Для перемещения в пространстве, получения новой информации, ее распространения и так далее. Таким образом, технология, которая существует у нас сегодня, этот двоичный код, позволяет нам экономить массу времени. Одновременно легкость, с которой мы сегодня осуществляем коммуникацию, все больше позволяет ей (коммуникации) становиться нашей окружающей средой. Цифровые технологии — это такая примочка, которую можно присобачить к чему угодно, и это «что угодно» становится средством коммуникации.

У меня случился такой момент открытия, когда я встретил приятеля, которого не видел года два-три, но постоянно следил за ним в фейсбуке. Из фейсбука я знаю, что он переехал, что у него родился сын, мне понятны его политические взгляды. Мы с ним встретились, и мне не о чем было его спрашивать. У меня была иллюзия, что я про него все знаю, но вообще-то я не знаю очень многого. А, например, другой мой друг пользуется адскими «Одноклассниками», ничего там не пишет, но я с ним часто общаюсь лично. Мы с ним не переписываемся, но я очень хорошо знаю, как он себя чувствует, что он думает по поводу работы, будущего, прошлого и так далее. Гипотеза у меня такая: тот, с кем мы живем рядом, известен нам лучше, и мы будем с ним друг друга понимать лучше, чем с тем, кто находится далеко, даже если мы часто переписываемся, перезваниваемся по скайпу, обмениваемся стикерами и так далее Личное общение, присутствие рядом (даже если в какой-то день мы не обмолвились ни словом) — такая медленная коммуникация будет содержать в себе больше информации, чем ежедневное общение по скайпу.

Давайте попробуем при помощи эмодзи пересказать содержание какого-нибудь художественного произведения и посмотрим, что получится. Эмодзи передают то, что не может передать текст, и делают это быстро. Судя по тому, как все быстро развивается, мы бы давно перешли на эмодзи, если бы они могли заменить текст.

Цифровые технологии не просто позволяют нам быстрее взаимодействовать. Встраиваясь в нашу обычную жизнь, они заставляют нас вести себя определенным образом, так, как мы не вели себя раньше. Есть исследования, показывающие, каким образом на музыкальную индустрию повлияли цифровые медиа. Целые бизнесы развиваются на этой привычке все получать быстро, не вдаваясь в подробности. Мы это изучаем в социальном контексте. Для нас важно, что в итоге происходит с обществом. Можем ли мы, действительно, задавать вопрос «Влияют ли технологии на общество»? Все это, в конце концов, можно свести к двум большим лагерям: один возлагает на технологии особые надежды и верит в светлое будущее, второй предполагает, что все это нас погубит. Очень хочется по возможности максимально очиститься от одного и второго предубеждения.

Существуют подходы к проблеме использования коммуникаций и современных медиа разной степени радикальности. Более спокойные медиаэкологи говорят, что нужно изучать и понимать происходящее, чтобы мы могли совершать более осознанный выбор и чтобы этот выбор, условно говоря, за нас не совершали разные Цукерберги.

Наверное, шарм технодетерминизма связан с тем, что он раскрывает некий секрет. Когда мы говорим, что все делает человек, возникает ощущение, что это просто скучно и даже неприятно. Если все делает человек, значит, все эти глупости натворили мы. А когда изучается влияние не того, как культура фейсбука порождает фейсбук, а того, как фейсбук порождает определенный тип работника, культуры и так далее, тут мы будто раскрываем секрет какого-то чуда, какой-то магии.

Полина Колозариди

социолог, научный сотрудник НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества

Технологический детерминизм и социальный конструктивизм — это два ровно противоположных подхода к тому, как изучать технологии и медиа. Технологический детерминизм предполагает, что есть медиа, технологии, объекты с какой-то своей социальной повесткой, которую нам навязывают. То есть если у тебя есть телефон, то ты обязательно будешь по нему звонить. Если у тебя социальная сеть, ты обязательно будешь читать там пропаганду. Я немного утрирую, но тем не менее. Когда появились поезда и самолеты, люди перестали чувствовать расстояние. Дистанция «близко — далеко» для них исчезла, потому что четыре часа — это не «близко — далеко», это «долго — коротко». Технологии заменили пространство временем.

Существует и противоположная позиция: технологии — это средства, которые складываются вокруг социальных отношений. Возникли, например, велосипеды. Сначала велосипед был таким: огромное колесо и маленькое. Потом на велосипеды стали садиться женщины. Женщины тогда ходили в длинных юбках, им было неудобно. Поэтому стали делать такой, сякой, третий, десятый велосипед. То есть это следствие появления суфражисток, феминисток начала XX века, которые ездили на велосипеде. То есть таким образом развивается вся история технологий. В промежутке между этими двумя подходами — примерно все исследования технологий и медиа.

Например, тему медленных медиа включает в себя теория диффузии инноваций. Инновации радостно принимаются теми, кто первым бежит покупать айфон, потом теми, кто следует за ними, потом следующими. Всего пять волн того, как адаптируются инновации. Эта теория говорит, что инновации в конечном счете все равно принимаются обществом. Она никак не рассказывает нам (ну, на самом деле рассказывает, но это уже следующий этап), как эти технологии меняются.

Понятно, что сейчас падают счета за переговоры по мобильному телефону. Но мы до конца не понимаем почему. То ли люди меньше говорят по телефону, то ли они звонят через Skype и WhatsApp, то ли они переходят на мессенджеры. Но в любом случае та функция, которая изначально была у инновации под названием «мобильный телефон», постепенно меняется. Чем это объясняется? На самом деле процесс не однонаправленный. Нельзя сказать, что люди только стремятся скорее заполучить инновацию, изменить свою жизнь, вступить в коммуникацию, быструю или медленную. В какой-то момент люди адаптируют ее, то есть отвергают.

Это происходит на всех уровнях — частном или политическом. Это хорошо видно на примере того, как с интернетом ведут себя правительства и политики. Сначала они очень рьяно помогают его распространять — в своих странах, а если это США, то и в чужих. А потом понимают, что со всеми этими плюсами, которые несут новые технологии, происходят изменения, и появляются минусы. И тогда они начинают ограничительную политику.

Исторический пример (я люблю ссылаться на начало XX века): когда появляется телефонная связь, она заменяет поезда — возникает конкуренция поездов и телефонов. Параллельно люди, которые переселяются из маленьких поселков в большие города, понимают, что их жизнь изменилась. Появляются технофобы, они говорят: «Нет, мы не хотим, чтобы наша жизнь менялась так быстро. Не хотим, чтобы наши дети росли в мире, который абсолютно несопоставим с нашим. Верните нам наши сообщества, наши деревни, местную еду, лавки, наши теплые отношения». И в этот момент, к слову, окончательно оформляется социология. Потому что люди впервые начинают проблематизировать новое общество с другими связями, в которое они попали. В конце концов это оформляется политически. Выясняется, что есть часть более консервативная, которая выступает против технологий и за то, чтобы быть ближе к земле. А более прогрессивная на тот момент, левая, — за распространение технологий. То есть мы имеем совсем недавний исторический пример того, как отношение к технологиям оказывалось частью политических и социальных процессов.

Но и сейчас люди не в восторге от того, что технологий слишком много. Они ограничивают своих детей в использовании технологий, а значит, косвенно не хотят, чтобы их дети жили в этом изменившемся технократическом мире. Конечно, в каком-то смысле технологии оказываются козлом отпущения во всех этих изменениях. Родители не понимают, что происходит с ребенком, видят, что он сидит в телефоне, «и это все из-за него!».

«Восхищение вызывают люди, которые точно знают, зачем им нужен планшет, но их не очень много»

Я полтора года вела исследование совместно с немецким университетом. Оно касалось того, как живут люди, которые являются активными потребителями новостей и вообще электронных медиа. Это были четыре совершенно разных человека, разного возраста и рода занятий. Они вели медиадневники, то есть несколько раз в неделю заполняли как бы фейсбучный пост, описывали свои ощущения и давали краткие комментарии по поводу каждой новости, буквально пару строк. Даже если человек все время находится в потоке информационных сообщений, он все равно придумывает себе ритуалы. Как мне рассказывал один из респондентов: «Есть короткие новости, я их читаю по дороге на работу; есть лонгриды, я их откладываю; есть вещи, которые я читаю по выходным; есть те, которые я читаю утром дома, с ними просыпаюсь; есть инстаграм, с которым я засыпаю». Есть люди, которые с инстаграмом просыпаются; иногда он, наоборот, усыпляет. Так же и с YouTube. Засыпать под видеоролики — мне это напомнило, как старшее поколение засыпало под телевизор. То есть человек всегда изобретает ритуалы. Почти все чувствуют какую-то перенасыщенность и понимают, что они не контролируют ситуацию. Восхищение вызывают люди, которые точно знают, зачем им нужен планшет. Но их не очень много.

Когда вы спрашиваете у людей: «Не слишком ли много времени вы проводите в интернете?» — у них срабатывает нормативность. Нездорово говорить, что я провожу там много времени. Опять же, что значит «в интернете»? Вот выходит исследование, где говорится: дети шесть часов проводят в интернете. Что это значит — «шесть часов»? Они идут гулять и говорят: «Я не в интернете». Исследователи проверяют их социальную сеть, а они в это время селфи выкладывают: «Не, ну как, мы с друзьями общаемся, я просто селфи сделал».

Я бы перевела акцент не на технологии, не на отношения, а на сам характер сообщений. Есть сообщения, которые должны передаваться бездиалогово и быстро. А есть вещи, которые нужно рассказывать историей. Грубо говоря, «Войну и мир» мы с помощью эмодзи не перепишем. А в ответ на вопрос, как тебе ролик или новость из Breaking Mad, можно поставить смайлик или написать: «Круто».

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Уход в себя

«Внутренняя эмиграция» по-английски

В Лондоне все чаще обращают внимание на то, что нарастающий объем информации, который обрушивается на современное общество и давит на человека, имеет обратный эффект и приводит к противоположному результату: потере интереса к новостной информации. Более того, эксперты отмечают драматическое наступление другого процесса — люди «отключаются» от информационного потока.

20.07.2017 13:00, Нана Яковенко


Спасибо Носику за это

Рунет лишился своего гуру. Не стало Антона Носика

Сейчас, когда к интернету в России подключено 70 миллионов человек, сложно представить, что лет 20 назад их было пару сотен тысяч, человек 100 из которых делали то, чем мы сегодня ежеминутно пользуемся. Антон Носик был одним из них.

10.07.2017 13:00, Антон Меркуров


Жизнь и смерть в цифре

О проблеме архивации и резервирования информации

По оценкам исследователей International Data Corporation, количество информации удваивается в мире каждые два года. На данный момент ее объем составляет несколько тысяч эксабайт, и лишь один процент из этого объема так или иначе проанализирован. Однако даже эта информация сохранена ненадежно: хрупкость аналоговых носителей и развитие ПО увеличивают риски ее потери.

30.06.2017 21:00, Евгений Механцев


Битва за открытый доступ

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 2

Крупнейшие архивы открытого доступа, функционирование пиратских площадок и будущее научной коммуникации.

29.06.2017 19:10, Аса Сигурэ


Новые медиа, старые проблемы

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 1

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

28.06.2017 19:00, Аса Сигурэ


«Общественность не должна платить за открытый доступ к исследованиям»

Точка зрения австралийского издателя: о сложностях политики открытого доступа

Аргументы в защиту свободного обмена научно-исследовательскими данными кажутся убедительными. Как заметил Стивен Инчкомб (Steven Inchcoombe) из издательства Springer Nature, «популярность журналов открытого доступа растет, так же как – чуть в меньшей степени – популярность монографий открытого доступа».

22.06.2017 16:00, NATHAN HOLLIER


«Я убеждена в том, что ни один врач не может определить, является ли кто-то душевнобольным»

Как журналистка проникла в психиатрическую больницу

Полиция забирает испуганную и растерянную Нелли Блай в 1887 году в Нью-Йорке. Вскоре она предстает перед судьей, ее обследуют несколько врачей. Сомнений у специалистов нет: девушка — душевнобольная, ее помещают в спецучреждение. Пока для Нелли Блай все идет по плану.

22.06.2017 05:00, Трульс Уссинг (Troels Ussing)


Проект European Open Science Cloud

Европа создает крупнейший научный репозитарий открытых данных

Ведущие европейские исследовательские институты договорились о совместной работе со спонсорскими организациями и законодателями над созданием European Open Science Cloud – крупнейшего открытого репозитория данных в истории науки. Идея проекта European Open Science Cloud заключается в том, чтобы предоставить каждому ученому и всем желающим открытый доступ к результатам исследований, проведенных за счет государственного финансирования.

20.06.2017 16:00, Benedict O'Donnell


Путь в ноосферу

Запущена Федеральная резервная система банков знания

В рамках Третьего международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» состоялись специальный семинар «Открытый доступ» и пресс-конференция «Федеральная резервная система банков знания: настоящее и будущее», проведенная Ассоциацией интернет-издателей (АИИ) совместно с НП «НЭКИОН». Ключевыми темами для обсуждения стали открытый доступ к научным исследованиям и планы по развитию Федеральной резервной системы банков знания, которая была запущена в рамках проекта «Ноосфера. Запуск» весной 2017 года в тестовом режиме. На пресс-конференции был анонсирован ее официальный запуск.

07.06.2017 15:00, Агент Ноосферы


Пять вопросов об открытой науке и ответы на них

Кратко о главном: что такое открытая наука, почему это важно для исследователей и почему – для всех остальных

Под термином «открытая наука» понимается практика, когда научные исследования и их результаты становятся открытыми и доступными для людей за пределами узкого круга исследователей. Среди прочего, открытая наука подразумевает доступность исследовательских материалов, данных и лабораторных протоколов для всех желающих. Многие ученные также поддерживают открытый доступ – параллельное движение, сторонники которого считают, что научные статьи должны быть бесплатно доступны для чтения без необходимости платить за подписку или разовый доступ.

02.06.2017 14:00, Elizabeth Gilbert, Katie Corker, The Conversation






 

Новости

Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.