Дина Рубина. Белая голубка Кордовы. М.: Эксмо, 2009.
Захар Кордовин (Зак, Заккария, Саккариас, Зэккери) — художник, пройдоха, авантюрист, бывший русский, несомненный еврей, почти испанец. Он виртуозно подделывает картины и живёт насыщенной жизнью преступника-интеллектуала, любимца женщин и судьбы. Захар держит в уме одновременно несколько сюжетных ниточек, он сам создаёт их, изобретательно вплетая в уже свершившуюся историю новые события и имена, чтобы дать жизнь своим незаконным живописным детищам. Но и его судьба сплетена из нитей прошлого — жизней деда, матери, тётки, из его собственных нынешних относительно беззаботных дней и страшных воспоминаний.
«Белая голубка Кордовы», новый роман Дины Рубиной, напоминает одну из картин, в нём описанных. Это, безусловно, масляная живопись: внушительный формат, сочные мазки, аккуратно выписанные детали, выстроенная экспозиция, взгляд художника концентрируется на цветах, фактурах, полутонах. Иногда как будто кисти уже недостаточно — для большей выразительности рука писательницы хватает мастихин, и появляются мазки, положенные по-другому, слова, выделенные курсивом. Невозможно поверить, что когда-то слогу Рубиной ставили в упрёк излишнюю сухость, отсутствие описаний. Когда нынешний её герой перелетает из страны в страну и дышит воздухом Толедо, Иерусалима, Рима, Кордовы, Майами и так далее, начинаешь сомневаться, кто же тут главный герой, а кто — фон: люди или города, места или судьбы. Впрочем, людей писательница рисует с той же внимательной достоверностью, и каких типажей тут только не встретишь.
Развитие сюжета выстраивается вдоль двух линий — синхронной и диахронной: настоящее — то, что происходит с героем сегодня, и события прошлого, начиная от судьбы Захарова деда, монументального эпического героя, и вновь до наших дней. Сначала две эти линии текут полноправно, перекликаясь друг с другом лишь отдельными деталями, но по мере того как мы всё больше узнаём об истории Захара и его семьи, всё большим весом и смыслом наливается линия современная. Все люди у Рубиной — живые, а все события таковы, что в них сразу веришь.
А самое приятное в этой не всегда весёлой жизненной мешанине то, что всё происходит правильно и герой почти всегда поступает так, как надо: по возможности сторонится «беззакония» в своём сердце и делает то, что должен сделать. Подобное морализаторство трудно назвать особо оригинальным, но для того чтобы произносить вслух банальные и подзабытые истины, порой требуется немалое мужество. Которое Рубина на сей раз и демонстрирует если не в избытке, то, во всяком случае, в достатке.
* * *
Блогеры:
Дина:
«Сюжет интересный, но слишком много длиннот и ненужных (на мой взгляд) описаний. Такое впечатление, что ей нужно было «нагнать» объём».
Асёна:
«Очень много сюжетных натяжек. Герои умирают и рождаются — или не умирают и не рождаются — вопреки всякой логике, просто потому, что автору это понадобилось для сюжета. Понятно, что это у всех писателей так, но всё-таки надо же как-то обосновывать».
Женщина на грани нервного срыва:
«Дочитала Рубину, теперь могу рекомендовать её с чистым сердцем — эта книга не хуже, она вполне достойна предыдущих, если не лучше. Не заметила там ни следов «негров», ни небрежностей. Сложный сюжет, запутанное сплетение судеб, таинственное прошлое. Советую сделать усилие и продраться через начало, дальше всё покатится так, что не оторвётесь от чтения до глубокой ночи».
Соломон Гешефтер (geshefter.livejournal.com):
«Дину Рубину читать всегда интересно (за что некоторые высоколобые клеймят ее писателем для интеллигентствующих, но недоинтеллигентных полуинтеллектуалов). А по мне – так и на фиг все их скучные песни о вечном, пусть эти Улиссы идут себе по направлению к Свану. Мне милее живые страсти почти совсем как будто живых ее героев. В этом романе мало того что страсти как всегда – налицо, так помимо них еще и динамичные, опасные и даже трагические приключения имеются, виртуозно вплетенные в целую семейную сагу. Оторваться почти невозможно, дамам с нежными фибрами рекомендую запастись платочками. А, если серьезно, то захватить читателя в плен придуманной жизни – такая духовно-стратегическая задача по силам ох как не каждому нынешнему писателю. Один из лучших романов Рубиной, что тут еще скажешь».
Читать @chaskor |