Подписаться на обновления
22 июляПонедельник

usd цб 62.8666

eur цб 70.7941

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Николай Кириллов   четверг, 26 ноября 2009 года, 10:28

ГМИИ принимает бой
Полемика вокруг проекта реконструкции Пушкинского музея: «свободная пресса» против архитектурных и музейных звёзд


Ирина Антонова и Норманн Фостер у макета единого музейного комплекса "Музейный городок", представленного на заседании попечительского совета в ГМИИ в 2007 году // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Вряд ли кто-либо может усомниться, что Фостер и Антонова — знающие и приличные люди. Вот только задача любого архитектора, даже и достаточно крупного, — думать не только о куске хлеба с маслом.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова готова участвовать в информационной войне. Вскоре после того как начались первые публикации с критикой проекта реконструкции ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая должна будет производиться за счёт окрестных памятников архитектуры, Антонова начала выступать с разъяснениями ещё не представленного в верхах проекта. Появились в прессе и оправдательные статьи, похожие на заказные.

К вековому юбилею ГМИИ им. А.С. Пушкина предполагается серьёзное строительство. Краеведы обеспокоены планами музейщиков: ряд зданий, намеченных к перестройке, являются важными культурно-историческими памятниками. Что приведёт к утрате связи с огромным пластом культурных контекстов…

В конце ноября — начале декабря директор ГМИИ Ирина Антонова должна представить в верхах проект реконструкции музея, который разработал британский архитектор Норман Фостер и адаптацией которого к российским реалиям занимается возглавляемый Сергеем Ткаченко «Моспроект-5».

Проект этот принципиальный, имиджевый не только для Москвы, но и, пожалуй, для России в целом, поскольку ГМИИ им. А.С. Пушкина входит в тройку известнейших российских музеев наряду с Третьяковкой и Эрмитажем.

Все это прекрасно осознают. Под проект будут выделены большие деньги (1 млрд долларов), главой попечительского совета фонда Пушкинского музея был до избрания президентом Дмитрий Медведев (теперь его место заняла министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина) — в общем, у главных и важных сановников на виду находится и музей, и проект.

Но, кажется, впрок музею эта близость не пошла, возникла ситуация, говоря языком Сталина, «головокружения от успехов».

Проект, подготовленный Фостером, чудовищен с точки зрения масштабов вторжения в окружающий архитектурный ландшафт и попросту незаконен по той причине, что окружают музей статусные памятники архитектуры, которые предполагается «приспособить» под нужды музея бесцеремонно и варварски, так что памятниками истории и архитектуры эти здания останутся лишь по статусу, но не по сути.

Очевидность варварства в данном случае достаточна, возможно, именно поэтому проект на родине не демонстрировался. Видели его лишь в Венеции на XI Архитектурном биеннале.

Отдельная тема — выбор проектировщика. Фостер — архитектор знаменитый, модный, но едва ли щепетильный: предложила ему чета Батуриных делать на месте ЦДХ дом-апельсин (идея проекта — лично Елены Батуриной) — он готов.

Предложили делать в районе Москва-Сити башню высотой 600 метров — он готов, надо в Ханты-Мансийске небоскрёб в форме бриллианта — пожалуйста.

Впрочем, холуйское «чего изволите» — издержка профессии архитектора, да и время на дворе не самое деликатное, чтобы выбирать, — Фостера понять можно.

Можно ли понять Антонову, которая начала в какой-то момент хвалить британца, в том числе и за пресловутый проект дома-апельсина, — другой вопрос.

Ещё один вопрос: почему проект такого уровня, имиджевый и принципиальный, достаётся кому-то одному на основании воли узкого круга лиц, без логичного в данной ситуации творческого конкурса и экспертного обсуждения?

Вообще-то, если разобраться, то вопросов в этой истории очень много. К примеру, обоснованность выселения Института философии, однако спектр тем слишком широк, чтобы помещать его в рамки одной статьи.

К тому же многие вопросы уже были подняты и освещены в СМИ. С критикой проекта выступили, например, «Известия», газета «Газета» оценила проект неоднозначно.

Даже главный архитектор Москвы Александр Кузьмин ещё в конце прошлого года отмечал, что в проекте видны «некоторые отклонения от законодательства с точки зрения работы на территории исторического наследия».

Надо сказать, что за год работы над проектом практически никаких реверансов в сторону бережного отношения к историческому наследию сделано не было. Подробно об этом рассказал в интервью «Часкору» Рустам Рахматуллин.

Чем отличаются те бесчинства, которые готов совершить ГМИИ, от обыденной практики московских чиновников с их тягой к новоделам, к точечной застройке, к подземному строительству и надстраиванию дополнительных этажей?

По сути, ничем. С именем Пушкина в Москве сейчас связано две вопиющих ситуации: href="/hub/yurij_mihajlovich_luzhkov">Лужков собирается зарыться под Пушкинскую площадь (это не значит, что на поверхности ничего не изменится), Антонова руками Фостера собирается зарыться под окрестные памятники (не только зарыться, предполагаются и работы по переустройству зданий).

К чему апеллирует href="/hub/yurij_mihajlovich_luzhkov">Лужков?

К прагматике дорожного движения, потребностям города.

К чему апеллирует Антонова?

К потребностям музея, где собрано 700 тыс. экспонатов, их негде хранить и экспонировать.

Культурная общественность думала, что защитила ЦДХ от сноса? Как же! Всё еще только начинается! Апельсиновому соку даже кризис не помеха.
Инициировал слушания Общественный совет по культурным центрам, созданный после того, как возникла угроза сноса ЦДХ и постройки на его месте дома по проекту английского архитектора лорда Нормана Фостера «Апельсин». Многие думали, что кризис станет помехой строительству, но, как оказалось, это не так…

И в том и в другом случае логика инициаторов проектов может быть прочитана как «дайте попить, а то очень есть хочется и переночевать негде».

И в том и другом случае общественность просто ставится перед фактом. Но руководство ГМИИ — всё же люди покультурнее столичного градоначальства.

В ГМИИ пытаются собственные бесчинства объяснить, доказать, что культура не страдает, а на самом деле вообще выигрывает.

На прошлой неделе в ГМИИ состоялась пресс-конференция Ирины Антоновой, где она объявила, что окончательный вариант проекта будет представлен 28 ноября.

Как стало ясно из характера пресс-конференции, критика проекта не заставляет г-жу Антонову задуматься, но только раздражает: «Что касается публикаций по поводу опасности масштабных подземных работ для центра города, то почему они не появлялись, скажем, когда строился бизнес-центр на Знаменке около галереи Шилова или когда шло подземное строительство на Манежной площади? Практика двойного стандарта по отношению к коммерческим структурам и музею удивляет», — говорит Антонова.

Из этих слов можно заключить, что раз Манежную испохабили, то почему бы и с Волхонкой, Малым Знаменским и Колымажным переулками не поступить точно таким же образом.

Как истинный философ, оперирует г-жа Антонова категориями возможности и необходимости, рассуждая о судьбе Института философии, который ради планов музея вот-вот должны выгнать из здания на Волхонке: «Их нежелание переезжать понять можно, но и нас понять нужно. Мы же не квартиру себе выбираем».

Квартиру или нет выбирает себе музей, это скорее разговор о терминах, нежели о сущности вопроса, по существу же у музея очень даже шкурный интерес.

Находятся люди, которые готовы верить словам руководства музея, судя по всему, полагаясь исключительно на авторитетность оного. Крайне удивила публикация в «Газете.Ru».

С иронией, переходящей в сарказм, автор заметки (некто Велимир Мойст) описывает позицию критиков проекта: «Что и говорить: ныне мы обитаем в полнейшей гармонии с собой и с окружающим миром, выращиваем крыжовник в палисадниках, тягаем осетров из Москвы-реки — и вдруг какие-то кошмарные музейщики вознамерились превратить наш оазис в инфернальную помойку. Неподалёку от стен древнего Кремля они хотят рыть котлованы, возводить корпуса, реконструировать бывшие дворянские усадьбы. Ужас, кромешный ужас ждёт нас всех от мала до велика. Обрушатся своды метрополитена, луна упадёт на землю, зачахнет крыжовник в палисадниках, повыведется осётр в Москве-реке. И всё ради того, чтобы втюхивать интуристам за валюту Боттичелли с Матиссом».

На самом же деле, как полагает г-н Мойст вслед за г-жой Антоновой, всё не так апокалиптично. Из его слов выходит, что настрой музейщиков ничем не воинственней, чем улыбка Джоконды.

Далее автор делает осторожное предположение: «Может быть, впервые в новейшей московской истории на Волхонке происходит вменяемое сопряжение прошлого и будущего культуры».

Читатель вправе сам расставить смысловые акценты в данном высказывании. Вероятно, Велимир Мойст произнёс бы эту фразу с нажимом на слове «впервые», мы же порассуждаем: «может быть», а может и не быть, и никакого вменяемого сопряжения вовсе не происходит.

Ну да не в том суть, происходит оно или не происходит. Сопряжение Пушкинским музеем окрестных памятников архитектуры незаконно — это в данном случае главное.

Антонова на пресс-конференции ожидаемо вспомнила парижский Лувр и лондонский Тейт, недавно перестроенные, где строительство тоже велось вопреки закону.

Антонова тоже хочет вопреки закону, автор «Газеты.Ru» вслед за ней пугает: «Давайте отдадим себе отчёт: если планы Ирины Антоновой почему-нибудь завернут (в том числе и на основании кретинских статей в разного рода газетах), то территория эта всё равно не останется неосвоенной. Вместо новых музейных зданий непременно воздвигнут бизнес-центры и другие актуальные сооружения, без которых нам, друзья, не прожить и дня».

Логика на уровне «может быть».

К чему эти допущения, угрожающие прогнозы?

Всё же понятно: нарушить закон собирается музей, а не виртуальные в данном случае коммерческие структуры.

Зачем их придумывать и ими заклинать?

«В 2008 году было подписано постановление правительства, предусматривающее комплексное развитие территории. К постановлению прилагались деньги — весьма немалые. Понятно, что сегодня в силу кризиса этих денег никто бы уже не выделил, но обещанного вроде не вернуть. Музейщики торопятся, нервничают, боятся, что вдруг всё-таки отнимут госфинансирование в последний момент. И тут — бац: поднимает голову свободная пресса, стращая последствиями реконструкции. Друзья, очнитесь. Разве непонятно, что единственный и последний шанс для выживания Белого города, как зовётся этот район, — стать музейным кварталом, подпасть под крыло Пушкинского музея, коли уж на то выделен бюджет», — пишет Мойст.

В самом деле, лучше бы пресса была окончательно несвободной и сервильно умилялась бы: «Ай, молодца Ирина Антонова… ай да Антонова, ай да сукина дочь!»

В самом деле, надо давить на жалость, музейщики ведь, они же у нас убогонькие. Пожалуй, не поспоришь: музейщики убогонькие в силу плачевной ситуации последних 20 лет, вымирает культура.

Но не правда ли, г-н Мойст, что если убогонький получает богатство, у него непременно начинает кружиться голова, его распирают перспективы, руки у него дрожат, он и в самом деле нервничает, торопится, разбрасывается деньгами направо и налево, сам не понимая, что он делает. Не та ли сейчас, г-н Мойст, ситуация?

Но Мойст уверен, что голова у музейщиков не кружится, что рука 84-летней директрисы музея тверда и лежит на пульсе: «Ирина Антонова периодически докладывает, что видела эскизы, что спорила с архитектором о целесообразности того или сего — и тот прислушивался. Они оба знающие, приличные люди, оба понимают разницу между идиотским и человеческим зодчеством. В кои веки сошлись звёзды, чтобы сделать что-то пристойное в центре Москвы. Глядишь, и впрямь получится полноценный музей европейского уровня и масштаба... Будем гнобить?»

Гнобить не будем, г-н Мойст, будем спорить и информировать общественность, что проект Фостера не идол, на который надо молиться.

Вряд ли кто-либо может усомниться, что Фостер и Антонова — знающие и приличные люди. Вот только задача любого архитектора, даже и достаточно крупного, — думать не только о куске хлеба с маслом.

Любому мастеру, разумеется, важно вставить своё архитектурное слово в текст, написанный до него, но Фостеру же хочется, чтобы слово его было написано курсивом и выделялось на фоне других слов другим шрифтом.

И ему дела нет до того, что ради его слова придётся стереть какое-то другое слово, написанное в этой строчке прежде.

Фостер умеет писать, никто не сомневается, но как же сложно не увидеть претенциозность проекта и его зашкаливающую амбициозность, г-н Мойст?

Что же касается сошедшихся в центре Москвы звёзд, то звёзды сошлись над Москвой уже давно, ещё когда собирались строить (и построили) недалече от музея, на другой стороне Волхонки, чудовищный храм Христа Спасителя, и даже ещё прежде, когда проектировали на месте снесённого (и слава богу, что снесённого, ибо уродлив храм несоразмерностью) оригинала Дворец съездов.

Если же полагать звёздами Антонову и Фостера, то это, извините, опять же идолопоклонничество.

На стороне «свободной прессы» у нас — закон и историческое наследие, память. На стороне «звёзд» — по большей части прагматика, по меньшей мере волюнтаризм.

А ещё за спинами звёзд — большие начальники, которые всё всегда у нас решают, сколько бы ни «гавкала» презираемая автором заметки «Газеты.Ru» «свободная пресса».

Кто победит в этом споре?

В конечном счёте решать обществу, даже если оно решит вопрос своим молчанием.

Мы решили не молчать. Это наша позиция.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.