Подписаться на обновления
16 сентябряПонедельник

usd цб 64.4711

eur цб 71.5307

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Кирилл Анкудинов, Майкоп   среда, 15 сентября 2010 года, 09:32

Глубоководный аквариум
«Литература online». Dj Stalingrad и его повесть «Исход». Критикующие русских. Две пародии Виктора Буренина на Анну Ахматову


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






«Литература online» от Анкудинова. «Исход» в «Знамени». Деконструируя гавроша. Русофобия чёрная и русофобия белая. Анкундин Гордый-Безмордый.

В океанских глубинах культуры обитают жуткие твари, дикие уродцы, маргиналы.

Уличные драчуны, завзятые русофобы, одиозные хамоватые пародисты.

Сегодня моя речь — об этих священных чудовищах.

А ну-ка, выкатывайся на всеобщее обозрение, мой вещий паноптикум, мой аквариум глубоководных типусов!

Мутный сокол

В девятом номере журнала «Знамя» опубликована повесть «Исход», всколыхнувшая всю российскую литературную общественность.

В первой книге Библии «Берешит» многое происходит впервые: первая любовь, первая смерть, первый смех, первый сон. С любезного разрешения издательства «Текст» мы печатаем главу книги Шалева, посвящённую первой любви.

Автор — некто Dj Stalingrad. «Просит не разглашать сведений о своём настоящем имени и местопребывании» (но при этом текст долгое время крутился в интернете). Очень странная конспиративность — человек, чтобы скрыть себя, пользуется не псевдонимом, а раскрученным ником.

Что мы знаем об авторе? «Представитель молодёжной субкультуры». Эдакий заводной апельсинчик, уличный боец, но не правый (не нацик), а левый. Антифа, он же ред-скин. Участвовал в акциях анархистов, экологистов, лимоновцев. Ездил во Львов махаться с бандеровцами (странно и нетипично для левака) и в Минск на антилукашенковскую акцию (ещё чудесатее). «Мне приказали выглядеть более-менее… выдали ветровку…» Кто приказал, кто выдал ветровку? Лимонов, что ли?

А вот автопортрет субчика…

«В растянутом свитере, в грязных кроссовках, неаккуратно выбритая под ноль голова, подростковые усы, прыщи на всём лице, гнилые зубы… Я — двоечник с последней парты, меня презирают одноклассники… У меня впалая грудь, рахитичное пузо, я предрасположен к астме, плохое сердце. Никогда не было нормальной работы, никогда не было папы, никогда не было девушки…»

…Есть такие лесники-следопыты, для которых лес — родной дом; они могут по маленькой обломанной веточке понять, кто прошёл — лось, медведь или человек.

Мой лес — это тексты. Я прочитал огромное количество разнообразных текстов. Я знаю, что пишут прыщавые пацаны-двоечники, что пишут леваки (Крусановы и Малышевы), анархисты, экологисты, антифовцы. Я могу запросто обмануться в человеке, но текст меня не проведёт.

Наш «двоечник с последней парты», оказывается, разбирается в санскрите и успешно почерпывает аргументацию из фильмов Луи Маля, но это не самое удивительное (в наши дни нет ничего доступнее, чем поверхностная эрудиция).

Проблема в другом. Уж слишком хорошо сделан «Исход». Продуманная композиция, обилие учёных слов, мастерский язык, аккуратная эмоциональность.

Так нынешние прыщавые бойцы-гавроши не напишут. Да ещё это холодное трезвомыслие. Ведь трезвое, точное мышление — редкая роскошь для современной культуры, падкой на самообманы.

«Звук проходит через чувствительные мембраны и отпечатывается рваной бороздой на поверхности виниловой пластинки. Так и реальность, все её объекты и мир в целом, через боль, болью оставляют свою борозду на поверхности нашей личности, создают, моделируют её. Машина беспрерывно нацарапывает все окружающие звуки на гладком пластике, нечто, растворённое в воздухе, становится предметом. Жизнь каждую секунду ранит нас через глаза, уши, ноздри, рот, кожу — из нас течёт кровь, мы становимся такими, какие мы есть. Иногда рука мастера срывается и делает слишком глубокий надрез — мы можем умереть или сойти с ума».

И это речи «пацана-двоечника с последней парты»?! Не смешите мои тапочки…

Когда я бегло просмотрел «Исход», я увидел, что имею дело с мистификацией, с обманкой.

Я внимательно прочитал «Исход» несколько раз, и теперь мне думается, что сие — не просто обманка, но провокационная обманка…

(Зачем я говорю всё это? Я, в принципе, не люблю левый дискурс. Но провокации я не люблю ещё больше — и потому не могу промолчать.)

Вообще «левое подполье» крайне идейно, и это его маркер. Леваки — донкихоты, с захлёбом вещающие о своих идеалах и утопиях. Циники и нигилисты нетипичны для левой среды, они топают к правым — к либералам, к «провластным отрядам» или к наци.

В «Исходе» — никаких левых идей, никаких экологических фаланстеров, никаких радужных иллюзий. Сплошь тотальный чёрный «нигиль» (кстати, очень талантливо подаваемый). Плюс неисчерпаемые картины «бойцовского быта».

«Резали друг друга ножами», «били кастетами своих же знакомых», «обрезок железной трубы сделает из его головы кровавый фарш», «располосовали ножом череп», «мне снова разбили голову», «он сильно продырявил мне запястье», «мне раскроили затылок ножом в электричке», «теперь у меня семь колото-резаных ран», «кровь полилась рекой», «людей превращали в кровавый фарш» — и так на каждой странице.

В гонконгских боевиках меньше льётся крови, чем в этих «документальных записках». Просто Хармс какой-то. «А старушки всё падали и падали…»

Всякий текст пишется для чего-то, с определённой целью.

Для чего сотворён «Исход»?

Для того чтобы наглядно показать: все леваки — грязные подонки.

(Может быть, даже чувствительные, сострадающие, рефлексирующие — но всё равно грязные подонки.)

Наркоманы-алкаши-убийцы. Ненавидят всех вокруг и более всего — самих себя, каждый день режутся с врагами, подло избивают беззащитных друзей (см. эпизод с вечеринкой у хиппи), ни с того ни с сего прыгают на прохожих.

(Ребят возможно жалеть — со стороны. Но приближаться к ним, вступать с ними в контакт — ни-ни. Придёшь к ребятам как «чужой» — ребята тебя почикают. Станешь для ребят «своим» — тогда тебя почикают «чужие» — менты, скины, омоновцы, бандеровцы — кто угодно. Не ходите, дети, в красную Африку гулять. Нарвётесь. Напоретесь на ножик.)

Эркюль Пуаро в финале романа «Убийства по алфавиту» сказал, что в ходе расследования его не оставляло чувство — он имеет дело одновременно с двумя разными противниками — с подставным дурачком и с умным бойцом, скрывающимся в тени.

Читая «Исход», я ощущал то же самое.

Герои-повествователи исповедальной прозы Бориса Савинкова, Луи-Фердинанда Селина, Эдуарда Лимонова, Сергея Минаева не отслаиваются в моём представлении от авторских личностей: Савинков-герой равен Савинкову-автору, Селин-герой равен Селину-автору.

А вот в «Исходе» герой-повествователь отнюдь не равен автору.

Облик героя-повествователя — сопливый отморозок, малолетка-лузер («прыщи на всём лице», «гнилые зубы», «впалая грудь»).

А каким я увидел автора «Исхода»?

Этому человеку не меньше тридцати лет. Он умён, циничен, литературно одарён в высшей степени. Имеет личные завязки в среде антифа, но сам к этой среде не принадлежит (по крайней мере сейчас). Эстет и пижон. Не удивлюсь, если наш Диджей Сталинград небеден.

Да вот же его портрет!…

«Этот парень, он неплохо одет, скромно, со вкусом. Аккуратная стрижка, волевые черты лица, выглядит атлетически, занимается спортом, уверенный взгляд карих глаз… он серьёзный, хороший парень — сильный, смелый, нормальный мужик. Он расчётлив, но любит азарт, момент и кураж игры. Нос с небольшой горбинкой — сломали в драке, этот парень не понаслышке знает вкус крови на губах, он всегда готов постоять за себя и близких».

Это к нему (к себе любимому) подкрадывается придуманный гнилозубый персонаж-гаврош с обрезком железной трубы.

«Через секунду этот отличный парень превратится в кусок говна…»

Уже превратился, собственно говоря. И без железной трубы…

О различении духов

Не утихают споры о том, позволено ли писателю критиковать Россию, русских людей, русскую культуру, русский менталитет. При всём разбросе мнений эти споры сводятся к двум полярным утверждениям.

Утверждение номер раз: критиковать Россию и русских не только можно, но и должно (далее обычно идут ссылки на Чаадаева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Герцена и прочих классиков).

Утверждение номер два: критиковать Россию и русских нельзя, а писатель, критикующий Россию и русских, — подлец русофоб (будь он хоть Герцен, хоть Салтыков-Щедрин).

Меня удивляет, что в подобных спорах всегда оказывается проигнорирован не только критерий социокультурного контекста рассматриваемого высказывания, но даже критерий истины. А ведь истина — самое важное.

Если вором обзывают не вора, честного человека, — это клевета. Из которой не следует ничего (собака лает, ветер носит). Если вором именуют действительного вора — это правда (возможно, высказанная в оскорбительной форме). Из неё следует в том числе то, что вору надо исправиться (перестать воровать)…

Я приведу выдержки, принадлежащие двум разным авторам конца XIX века и могущие подпасть под определение «русофобия».

Первые выдержки — из длинного стихотворения поэта-либерала Петра Шумахера с корявым названием «И как и что у нас вообще?» (1881).

Прославил Пушкин русских нянек,
Но от убогого ума
Тупых Арин и грязных Танек
Прилипло много к нам дерьма.

………………………………………

Но на устах изобличенья
Лежит казённая печать…
И лишь вольны, без опасенья,
В свин-голос на ветер кричать
Подлец Катков да кметь Аксаков,
Журнальной прессы два шута…
А для Вольтеров и Жан-Жаков
Есть отдалённые места.

Достаточно! Вкус этого хлёбова мне знаком слишком хорошо. Его сейчас вдесятеро больше, чем было во времена Шумахера.

Поглядим, из каких «отдалённых мест» наш Жан-Жак плевал в «тупых Арин и грязных Танек»…

«Пётр Васильевич Шумахер… состоял чиновником в военном министерстве и министерстве финансов, а потом, переехав из Петербурга в Сибирь и прослужив некоторое время чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири, стал управляющим золотыми приисками у богатейших золотопромышленников» (хрестоматия «Русские поэты XIX века». М.: Просвещение, 1964).

Всё ясно…

(У «кметя Аксакова», кстати, правительство закрыло две газеты; и Шумахер не мог не знать об этом.)

А вот вторая выдержка — из очерка Максима Горького «А.П. Чехов», монолог Антона Павловича из частной беседы.

«Странное существо — русский человек! — сказал он (Чехов. — К.А.) однажды. — В нём, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нём остаётся какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески — надо же работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого. Архитектор, выстроив два-три приличных дома, садится играть в карты, играет всю жизнь или же торчит за кулисами театра. Доктор, если он имеет практику, перестаёт следить за наукой, ничего, кроме «Новостей терапии», не читает и в сорок лет серьёзно убеждён, что все болезни — простудного происхождения. Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, — об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада… Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днём и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них — собачья: бьют их — они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают — они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками».

Дело даже не в том, что Чехов не был управляющим золотыми приисками у богатейших золотопромышленников.

Дело в том, что обидные слова Чехова — это правда.

И поэтому-то моё сознание вопиет, восстаёт против того, чтобы Шумахера и Чехова ставили в один ряд (всё равно, в какой ряд — в позитивный или в негативный).

Что такое кошмар? Почему переживание кошмара стало массовой потребностью в современной культуре и кошмары заполнили романы, фильмы, компьютерные игры? До сих пор кошмар не рассматривался учёными как предмет, достойный внимания.

Шумахер и Чехов не должны быть, не могут быть в одном ряду, в одном списке!

Надо уметь различать духов, надо научиться понимать, какое слово исходит от какого духа. Слова могут быть (как бы) одинаковыми — но при этом истекать от беса или от ангела. Горе тому, кто начнёт перечислять бесов и ангелов через запятую.

…Два современных прозаика — Марина Палей и Всеволод Бенигсен. И Палей, и Бенигсен критически относятся к России и к русским людям. И Палей, и Бенигсена неоднократно обвиняли в «русофобии».

Но прозу Марины Палей я ругаю (в том числе ругаю за русофобию), а прозу Бенигсена — хвалю. Почему так?

Потому что коллизии и образы, созданные Мариной Палей, — мозговые фантомы Марины Палей и, читая прозу Марины Палей, я вынужден изучать особенности сознания Марины Палей, составлять атлас её комплексов, глюков и горячек.

А коллизии и образы в текстах Всеволода Бенигсена — отражение реальности, узнаваемой моментально, и, читая тексты Бенигсена, я исследую реальность.

Я знаком со многими русскими людьми, в том числе с очень пьющими людьми. Но я ни разу в своей жизни не встречался с русским человеком, который был бы хоть сколько-нибудь похож на Ваньку Телятникова из повести Марины Палей «Под небом Африки моей». Ванька Телятников — злая и болезненная выдумка, неправда.

А сюжет повести Всеволода Бенигсена «ГенАцид» — аллегорическое отображение постыдной правды, с которой я сталкиваюсь каждодневно — и в Майкопе, и в Москве, и в родном вузе, и в виртуальных морях интернета, и в читаемых книгах-журналах-рукописях, и в телепередачах, и в сводках социологов. Постоянные смехотворные потуги российской власти «внедрить в народе культурку», полное отчуждение русского сознания от собственной, русской культуры, обязательное использование культурных артефактов как нелепого оружия против ближних, беспомощность русской интеллигенции, неадекватность и несамокритичность русской общественной мысли — всё это реальные проблемы, которые не только имеют место в нашей жизни, но и требуют скорейшего разрешения.

Для того чтобы справиться с ними, надо их осознать и тем самым обрести «точку сборки» предстоящей духовной работы. Здесь бесценна роль умных критических мнений (пускай даже эти мнения злы, главное, чтобы они были правдивыми).

Нет единой «русофобии», есть ложь и есть правда. Ложь должно отбросить. А правду — принять к сведению.

По Невскому бежит собака…

Поскольку меня стали сравнивать с Виктором Бурениным, развлеку читателей «Часкора», приведя две пародии Буренина на Анну Ахматову.

(Подумать только: Буренин — современник Чернышевского и Николая Добролюбова, Ахматова — современница Бродского; два века встретились, и, как обычно бывает, их встреча оказалась скандальной.)

Разумеется, Виктор Буренин хам.

Но хамство — непростая штука. Хамство может быть смешным, мастерским, точным, блестящим, виртуозным.

(И всякое живое остроумие — не что иное, как редуцированное хамство.)

Первая из двух буренинских пародий — более изящная (но, пожалуй, чуть менее точная). Она на стихотворение «Над водой» («Стройный мальчик пастушок, видишь, я в бреду. Помню плащ и посошок на свою беду. Если встану — упаду, дудочка поёт: ду-ду!»).

      Дуда

    Ах, Маковский-пастушок, —
    Я пишу, пишу в бреду:
    В «Аполлоне» мой стишок
    Поместишь ли на беду?

    От восторга заведу
    На дуде мотив: ду-ду.

    Мне Маковский — милый он —
    Молвит: «Пусть сгорю в аду,
    Но тебя я в «Аполлон»
    Рядом с Брюсовым введу.

    Заиграй скорей — я жду —
    Заиграй в дуду ду-ду».

    И Маковский-пастушок,
    И себе, и мне к стыду,
    В «Аполлоне» мой стишок
    Напечатал на виду.

    От восторга я пойду —
    Утоплюсь с дудой в пруду.

Понятно, что природа пародийного эффекта тут чисто эстрадная. Однако данная пародия не уступит лучшим текстам Александра Иванова, и это притом, что общая «культура пародирования» в буренинские времена была крайне низка.

(Ну остроумно же! И смешно по-настоящему!)

А вот вторая пародия Буренина на Ахматову. Я безумно люблю эту пародию за две строки (сама по себе она не так выдержанна, как предыдущая, но две строки…).

…Всё началось с того, что Ахматова неосторожно написала: «Мне больше ног моих не надо, пусть превратятся в рыбий хвост!» (и впрямь смешновато получилось — такие перлы у ранней Ахматовой встречаются).

Буренин по-александр-ивановски уцепился за этот прокол и выдал…

      Та же глубоко поэтическая тема

    Мне ног не надо — ноги к чёрту!
    Пусть превратятся в рачий хвост:
    Предавшись раковому спорту,
    Нырну под Полицейский мост.


    Коль в голове все мысли пусты —
    На что она — скажите? Ах,
    Пусть вырастет кочан капусты
    На беломраморных плечах.

    А ты, игрушечный, что станешь
    Тогда со мною делать — ну?
    За рачий хвост меня потянешь,
    Как в воды Мойки я нырну?

    Сняв с плеч моих, кочан разрубишь,
    Чтоб жирный борщ сварить иль щи?
    Ты побледнел. Не так ты любишь?
    Другую для себя ищи!

Положим, «ты, игрушечный» — это Буренин мог уловить в ранней фарфоровой ахматовской лирике (но и для сего потребен тончайший слух). Но «пусть вырастет кочан капусты на беломраморных плечах» — это же вся поздняя парадигма Ахматовой, вся её «ложноклассическая поза». Это «Тайны ремесла», «Стихи последних лет», «Ржавеет золото и истлевает сталь…».

Удар молоточком в самую серёдку, в точку кристаллизации сапфировой кристаллической структуры.

Бах! — и нет сапфира, одна синяя пыль валяется.

Гений Буренин! Гений и пророк!

Между прочим, несколько его пародий на Брюсова идут вот под таким псевдонимом: Анкундин Гордый-Безмордый, маг и шаман, брат и сват всех поэтов нового стиля.

(Пророк, как было сказано.)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Андерсен и Линд

Сказочник для Снежной королевы

Он был старше ее на четырнадцать лет, сутулый, и выглядел нелепо, одевался в костюмы на несколько размеров больше, носил с собой веревку и славился своим на редкость неуживчивым характером. Однако мечтам этим сбыться было не суждено — роль ему доверили одну-единственную, и ту, как сказали бы сейчас, «в массовке». «Слишком уж некрасив!» — говорили ему прямо в глаза. Он и вправду не блистал красотой: маленькие глаза, огромный нос, высокий, худой, длинные руки с большими пальцами...

08.09.2019 19:00, kstolica.ru


Соло для Людмилы Улицкой

О жизни с теплыми воспоминаниями

Бывает, хочешь что-то сделать, бьёшься, мучаешься, а всё равно ничего не выходит — масса препятствий. А потом вдруг что-то меняется, и всё получается. «Значит, ветер подул в спину» — такую формулировку вывела писательница Людмила Улицкая. А в какие моменты жизни она сама ловила это ощущение — ветер в спину?

23.08.2019 19:00, Елена Якович, story.ru


Гражданин актер

Как Маяковский сделал уникальную для русского поэта карьеру киноактера

О карьере Маяковского-актера написано очень мало. Поэт снялся всего в трех картинах (к одной из которых даже «соорудил сценарий»), а сохранилась из них лишь одна — «Барышня и хулиган», снятая и вышедшая в прокат в 1918-м. Играть Маяковскому очень нравилось, но, по словам Лили Брик, он «мог изобразить только себя». Об однообразной мимике поэта, а также его удачных и неудачных ролях — в сокращенной главе «Лицо с экрана» из книги филолога Александра Пронина.

05.08.2019 19:00, Александр Пронин, theoryandpractice.ru


Правила дуракаваляния

Жизнь сама помогает

Писатель Андрей Битов уверяет, что никогда в жизни ничего специально не добивался. А всему в своей жизни он обязан очень русскому явлению — лени.

09.07.2019 19:00, Вера Харитонова, story.ru


Вид Sapiens, возможно, скоро исчезнет

Писатель Алексей А. Шепелёв о книгах-бестселлерах Юваля Харари, незаметно наступившей технотронной эре и школьном образовании

В России выходит новая книга популярного израильского историка Юваля Ноя Харари. На днях показали интервью с автором в передаче В. Познера. Месяц назад я как раз прочёл нашумевший бестселлер «Sapiens: краткая история человечества», а теперь заинтересовался и «Краткой историей завтрашнего дня» с «21 уроком для XXI века».

08.07.2019 16:00, Алексей А. Шепелёв


Набоков hate machine

Автор «Лолиты» расставляет точки над нелюбимыми писателями

Гоголь — жалкий морализатор, Стендаль и Бальзак — бездари, Достоевский банален и безвкусен: Владимир Набоков любил ниспровергать литературные авторитеты и совершенно не стеснялся в оценках и выражениях. «Горький» вспоминает, кому из писателей от него больше всех досталось. Чтобы ранжировать градус набоковской ненависти, мы поставили каждому писателю от одной до пяти звездочек — наподобие того, как указывают остроту блюда в ресторанных меню.

07.07.2019 19:00, gorky.media


Русские писатели об экологии

Произведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

06.07.2019 19:00, Мария Молодцова


Сергей Довлатов и Светлана Меньшикова

Эпистолярный роман, который спас жизнь

Это была светлая и чистая история взаимоотношений неизвестного тогда Сергея Довлатова и девушки, чью фотографию он увидел в газете. Это были первые яркие чувства, наполненные надеждой. Девять месяцев и сотни писем, в которых заключались тогда ожидание, счастье и верность. Позже Сергей Довлатов, став знаменитым писателем, признается: в далёкие 60-е годы Светлана Меньшикова спасла ему жизнь.

05.07.2019 18:00, arov, kulturologia.ru


Эмир Кустурица: «Грамотный человек исчез…»

Речь Эмира Кустурицы на открытии 60-й Белградской книжной ярмарки

Быть грамотным в прошлом веке означало — быть уважаемым! Это немало... а зачастую значило еще больше! Вспомним слова Габриэля Гарсиа Маркеса, что он писал только для того, чтобы быть любимым!

30.06.2019 19:00, Эмир Кустурица, Светлана Голяк, izbrannoe.com


Дачная культура

Фермер Толстой, садовод Чехов и огородник Пастернак

Антон Чехов мог вырастить дерево из палки, Лев Толстой снабжал яблоками Москву, а Борис Пастернак любил копать картошку: рассказываем о писателях, которые занимались садоводством, ухаживали за огородом и просто любили бывать на даче.

25.06.2019 19:00, Мария Соловьева, culture.ru






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.