Подписаться на обновления
7 июляВторник

usd цб 71.3409

eur цб 80.5581

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 10 мая 2010 года, 09:57

Георгий Острецов: «Художник должен быть философом»
Известный художник объясняет, как живопись работает внутри инсталляции


// Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Чем мы отличаемся от китайцев? Существует ли в современном искусстве иерархия? Что общего у актуального искусства с православием? Как повторить успех «Синих носов»? Зачем надо вливаться в европейский мейнстрим?

Острецов рисует провокативные комиксы: обезличенных голых шлюх, штампованных суперменов. Окрест их голов выводит похабные граффити в духе сентенций пубертатных оболтусов. Отливает из сексшоповского латекса личины каких-то инопланетных чертей. Для акций, инсталляций и прочих галерейных игр.

Радикальный художник Острецов предпочитает подписывать работы подростковым именем Гоша. А вот дочку нянчит, похоже, Георгий — мужичок сорока с чем-то лет, с бородой и седеющей шевелюрой.

Современное искусство уже давно стало главным поставщиком скандалов и новостей, отдуваясь за отсутствующую политику и просевший шоу-биз. На художников и галеристов заводят уголовные дела, работы арестовывают на таможне. Последний скандал связан с именем Гора Чахала, попросившего у РЦП благословения своей выставке не Винзаводе.

Раздвоение личности? Почему бы и нет. Разделение жизненных сфер: частное не во всём совпадает с публичным.

По диплому Острецов — театральный художник, окончил училище при Большом театре. Выставляться начал в середине 80-х, работал в тандеме с Георгием Литичевским.

Один из зачинателей художественного направления соц-арт. 90-е провёл за границей: был дизайнером у кутюрье Жан-Шарля де Кастельбажака, создавал реквизит — маски из латекса — для бессоновского «Такси».

На рубеже веков возвратился в Москву. И в круг актуальных российских художников. Делает иллюстрации для глянцевых журналов. Параллельно — эпатажные перформансы (в стенах государственных музеев и престижных частных галерей). Работает в различных техниках.

На выставках современного искусства в России и Европе показывает инсталляции, станковую живопись, скульптуру из латекса, видео, фото.

— У меня сложилось впечатление, что в современном искусстве нет иерархии. Существуют ли в данный момент вертикаль ценностей и ранжир имён? Или — система автономных векторов, совокупность горизонталей? У каждой галереи — свой штат художников, куратор озабочен раскруткой собственных подопечных. Тут не до гамбургского счёта...
— Своя иерархия была у концептуалистов. Что-то вроде интеллектуальной игры, правила которой задавал Андрей Монастырский.

Илья Кабаков — генералиссимус, а кто-то — только ефрейтор. До начала 90-х в актуальном искусстве прослеживалась определённая преемственность, опыт передавался от одного художника к другому.

А потом пришёл рынок. Сместились критерии: интеллектуальную иерархию потеснила коммерческая. Важно, в каких коллекциях находятся работы художника, какова репутация этих коллекций.

Место в ранжире зависит от банального коммерческого успеха. Не от количества выставок, а от стоимости работ. Государство сейчас не поддерживает художников.

Те же концептуалисты имели возможность обеспечить себя, зарабатывая книжными иллюстрациями.

Советская власть оставляла такие лазейки: альтернативность настроя не помешала многим из них обзавестись хорошими мастерскими.

Нынешняя социальная ситуация диктует другие правила поведения. Статус художника определяет цена на его работы. Звучность имени — выручка на аукционах.

— Но это же ловушка: для того чтобы продавать, нужно делать то, что покупается.
— Ситуация выживания — в духе Дикого Запада. Художнику приходится думать, как сохранить своё лицо и при этом удержаться на рынке.

Можно быть очень талантливым, но так и не реализовать свои замыслы. Если их отторгает коммерческий контекст. Я вот работаю с галереей Марата и Юлии Гельман. Но Марат отказался профинансировать мою инсталляцию для выставки соц-арта в Третьяковской галерее, которую собирал Андрей Ерофеев.

Формулировка была такой: «У Острецова нет перспектив на продажи». Однозначного рецепта успеха не существует. Если работы хорошо продаются, возникает опасность самоповтора, соблазн тиражирования идей.

Есть и другой путь — игра на опережение конъюнктуры. В основе феномена таких творческих групп, как тандем Дубосарский и Виноградов или «Синих носов», — грамотная аналитика.

Изучают ситуацию и выдают арт-продукт: достаточно деперсонализированный, но приспособленный к ожиданиям рынка.

Искусство маркетинга — одна из стратегий существования художника. И принимают её отнюдь не бездарные люди. При всей простоте использованных приёмов, мало у кого получается повторить успех тех же самых «Синих носов».

— Авангардная музыка оперировала «фактурами», красивая мелодия была абсолютным табу...
— Нечто подобное было и в современном искусстве. Художники «новой волны» 1980-х, к которым принадлежу и я, считали, что писать на холсте масляными красками просто неприлично.

Обращение к нетрадиционным техникам помогало раскрыть себя с неожиданной стороны, высвободить подсознание.

Но времена меняются. Меняются представления о художественном материале, о жизни вообще. Сейчас я могу позволить себе холст, а в 20 лет не мог. Есть не на что было.

Станковую живопись я не люблю. Написал полотно, большое, в стиле комикса, где выведена фраза «Живопись — это старая блядь для богатых мудаков».

Картина для меня — лишь один из элементов инсталляции. Владею техникой живописи, с рисунком — никаких проблем. Но для выражения моих идей картины недостаточно. Вот почему я обращаюсь к инсталляциям, ввожу в них механические штуковины, скульптуру.

Коллекционеров же интересует в основном живопись. Приходится идти на определённый компромисс. Делаю даже заказные портреты. Но вкладываю в них заряд провокации. Не изменяю себе — и клиенты довольны.

Процесс адаптации может быть плодотворным, если за ним стоит творческий диалог. Сама эстетика поп-арта, с которой я работаю, достаточно пластична, гибка. Позволяет производить разнообразные манипуляции с языком масс-медиа и массовой культуры.

— Направление, к которому вас причисляют, называется соц-арт. Не соцреализм, а...
— Социальное искусство. У Ерофеева сейчас выходит большая книжка про соц-арт. Советской власти и большинства её атрибутов уже нет, но сохраняются идеи тоталитарности, преклонения перед властью.

Художник должен владеть левым дискурсом, чтобы смотреть критическим взглядом на окружающий мир. Российская почва благодатна для вызревания социального искусства: жизнь богата абсурдными ситуациями.

Кажется, что со времён Гоголя и Салтыкова-Щедрина ничего не изменилось. И не изменится никогда (смеётся).

Я российские фабулы перевожу на международный язык образов. В эпоху глобализации мы все начинаем говорить по-английски (компьютерное наречие).

То же происходит и с пластическим языком. Сложился интернациональный словарь. Язык поп-арта многое позаимствовал из арсенала массовой культуры: комикса, рекламы, политической пропаганды.

Где раньше висели транспаранты «Слава КПСС» — теперь баннеры с рекламой «Кока-Колы». Таблички с названиями московских улиц давно уже двуязычны, под кириллицей появилась надпись на латинице.

Искусство не может держаться за «русскую букву», нужна конвертация смыслов. Иначе окажешься в разряде экзотов, наряду с африканскими художниками.

Нужна ли нам такая уникальность? Чтобы войти в международный арт-контекст, русский художник должен говорить на языке, понятном европейцам. Уметь его средствами выражать свою национальную самобытность.

— Почему нужно вливаться именно в европейский поток? Можно ведь перенять опыт китайских соседей, отправляющих на экспорт местную экзотику, социальную в том числе.
— Мы же не палочками едим. Китайские лица — уже экзотика. А русский человек от европейца ничем не отличается. Внешне.

Мы во всём стараемся копировать Европу. Специфика связана с феерическим абсурдом российской повседневности, с тоталитарным стилем мышления. С ментальным наследием прошлого — и советского, и монархического. С духом анархической вольницы, который прячется в подсознании.

Если всё это перевести на нормальный европейский язык, получится уникальный продукт. Что, собственно, и делали в своё время конструктивисты, футуристы, Малевич, Кандинский.

А потом наши художники перешли на обособленный диалект, стали мыслить категориями соцреализма. Вести диалог на этом наречии с европейцами невозможно — не поймут. Только с китайцами.

И не все настроены на диалог. Интересных молодых художников у нас не так уж и много — не у кого учиться, не у кого знания перенимать.

Кругозор у молодёжи довольно широк — послушал одного, второго, прошёл по верхам, а вот погружаться вглубь стремления не возникает.

Не прижилась в России система творческих мастерских (в западных школах маститый художник набирает курс, берёт на себя ответственность за становление подопечных).

Наши новички — сами с усами. Вот и появляются дутые фигуры. Анна Жёлудь, например.

То, что она выставляет, не имеет никакого отношения к современному искусству. Оформление модных магазинов, дизайн для бутиков.

Художницу ничуть не заботят экзистенциальные проблемы, которыми, собственно, и должно заниматься искусство. Поколение, к которому она принадлежит, не ощущает связи с интеллектуальным наследием своих предшественников.

Слава и деньги пришли к молодым на удивление быстро. Но, на мой взгляд, их путь заведёт в тупик.

— Неужели все молодые художники так безнадёжны?
— Нет, конечно. Алина Гуткина или Ира Корина чутко относятся к традициям. Общаются с художниками других поколений. Пытаются перенять их опыт и понимание искусства. Создают умные и очень неожиданные работы.

Мне нравится то, что делает Оля Божко. Моя жена — Люда Константинова — очень интересный художник. По-настоящему актуальным искусством занимается арт-группа «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров).

Уважение внушают социальные провокации группы «Война». Например, её участники перелезали через ограду Белого дома, а на его фасад проецировали череп с костями.

Но они считают себя не политячейкой, а художниками-акционистами. Жёсткие акции. Непонятно, как этих ребят ещё не посадили в тюрьму.

— Что ощущает художник, когда создаёт эфемерный проект: рисует на стене, которую завтра закрасят, строит недолговечную инсталляцию?
— Нет ничего более вечного, чем преходящее, эфемерное. Известно, что первый писсуар Дюшана был разбит. То, что мы можем увидеть, — реплики, восстановления.

Малевич неоднократно «репродуцировал» свой квадрат. Если идея стоит того, она обязательно найдёт своё воплощение. Пусть даже годы спустя.

Самые интересные вещи восстанавливаются, реконструируются. Я слышал, что где-то за границей собираются выстроить Дом Советов, проект которого так и не был реализован в Москве.

Боязнь исчезновения осязаемых «улик» твоего труда не должна обуздывать смелость замысла. Идея художника всё равно продолжает жить — в фотографиях, на видео, в отражении масс-медиа.

— Важно ли для художника создать собственную мифологию? Вы вот придумали некое Новое Правительство.
— Задача любого художника — выработать своё видение, сказать новое слово. Шагал, к примеру, ввёл в картины полёт, придумал собственную мистическую реальность.

Моё Новое Правительство — реакция художника на проблемы социума, в котором мы существуем. Как жить, чтобы жить лучше? Как спасти человечество от угрозы планетарных катастроф? Может, эвакуировать в космос?

Большая, пятичастная ретроспектива русского художника Ильи Кабакова в Москве — одно из ведущих культовых событий последнего двадцатилетия. Художник редко общается с журналистами, предпочитая коммуникацию через искусство. Но нам удалось найти программное интервью, которое Голубкина-Врубель взяла у Кабакова в 1991 году. Из всех многочисленных архивных материалов мы выбрали этот текст, где собеседники разговаривают на равных.

На меня повлияли концепции Константина Циолковского, который в свою очередь был заражён идеями Николая Фёдорова.

Уникальное слияние науки и религии. Собирались воскрешать мёртвых, сделать людей бессмертными. Размножаться уже не нужно (Фёдоров был страстным женоненавистником).

А поскольку на Земле места для всех воскрешённых не хватит, лишние души нужно вывозить на другие планеты. Осваивать звёздную целину. Вот для чего Циолковский придумал ракету.

Приступы бреда, научные прозрения, культурные открытия — всё было взаимосвязано, всё переплетено.

Поражает мощь этого философского идеалистического порыва. К этому нам стоит стремиться.

Нужно браться за проекты социальных реформ, невзирая на их утопичность. Надеюсь, какие-то открытия удастся совершить и мне.

Создание подобных проектов открывают много возможностей для художника, спасают меня от творческих кризисов. Я обращаюсь к Новому Правительству и решаю с ним различные глобальные проблемы.

В данный момент работаю над проектом, связанным с похоронным сервисом в социальном государстве. Сейчас создаю новую эстетику для кладбищенских ворот. Их створки раскурочены взрывом. Идея — победа над смертью, прозрачен религиозный подтекст.

— Акции современных художников часто напоминают архаический ритуал. Не хватает лишь чистой веры в силу жеста и слова. Возможен ли в актуальном искусстве смысловой скачок от мирского к сакральному.
— Настоящее искусство — всегда сакрально. Но художник должен соотносить традицию с нынешним днём, с современностью. Иначе всё, что он сделает, будет пропитано ложью и фальшью.

Нельзя бесконечно копировать живопись мастеров Возрождения. Суть христианского феномена европейской культуры и заключается в том, что человек ощущает себя суверенной персоной.

Художник самолично предстаёт перед Спасителем. Реализует свою миссию и свою личность в том времени, в котором ему выпало жить.

Раскрыть предназначение — вот задача художника. Пусть даже то, что он создаёт, эфемерно, недолговечно, подвержено разрушению.

Христос не писал книг, за ним записывали ученики. Современный художник в первую очередь — философ. Кодексы Бойса или Уорхола едва ли не интересней, чем их картины. Важно, как человек мыслит.

Тот же Годар — оригинальный философ, который реализуется через кино.

— Смотреть его фильмы трудно.
— Я его фильмы 60-х смотрю с огромным интересом. Мысль у Годара спаяна с визуальным рядом, в отрыве от экранных образов её трудно воспринять адекватно. Здорово сделано.

Конечно, это — кино не для всех. Так ведь и философия — не бульварное чтиво, и настоящее искусство — не для всех, не увлекает широкие массы.

У нас до сих пор не понимают квадраты Малевича. Увидев их, «любители искусства» смеются. Мы в России по-прежнему живём в XIX веке — советское время законсервировало интеллектуальное развитие масс, затормозило его. Уникальная культурная ситуация.

— Вы долго прожили за границей; что дал европейский опыт?
— Я прожил во Франции 10 лет. Потерял там лучшие годы своей жизни. Не работал на родине, меня успели забыть. Когда вернулся, мало кто осознавал, что я стал выставляться раньше, чем все модные нынче художники.

Думают, Острецов заявил о себе только в 2000 году. А первые выставки были ещё в 1986. С группой «Детский сад», с Тимуром Новиковым.

Единственный бонус от долгого пребывания за границей — утрата иллюзий по отношению к Западу. Я знаю, чем Европа живёт.

В последнее время много сотрудничаю с английскими, немецкими, американскими галереями. Но без иллюзий. Выполняю свою работу. 10 лет, проведённые во Франции, дали мне возможность трезво оценивать ситуацию.

— В зарубежных коллекциях есть ваши работы?
— Чарльз Саатчи (влиятельный британский коллекционер и промоутер современного искусства. — С.А.) недавно купил две большие инсталляции...

— Что для русского художника приятней — оказаться в коллекции Саатчи или в собрании Третьяковской галереи?
— В стенах Третьяковской галереи я выставлялся впервые ещё в 1988 году. В отделе современного искусства есть большая коллекция моих работ.

Третьяковка — что-то родное, привычное, «домашняя кухня». Острецов и в Русском музее есть. Доволен, конечно, что в России я — музейный художник. Не на главных ролях, но в «ретроспективах» представлен.

Что касается коллекции Чарльза Саатчи, это вспомогательный инструмент. Включение в его каталог влияет на продажи, на становление интернациональной карьеры. Дома у меня всё в порядке. Чтобы двигать идеи дальше, нужно влиться в международный контекст.

— Как повлияло на вас рождение дочери?
— Художник живёт вне обыденной логики, выбирает путь социального отторжения. Но ему не стоит бояться трудностей — помогает Господь.

Рождение ребёнка — только во благо, меняет жизнь в самом позитивном ключе. Как только Лёша Каллима стал отцом, он получил Госпремию, лучше продажи пошли, он смог, наконец, выехать из коммуналки.

И у меня с рождением дочери стали происходить всякие чудеса. Одна американская галерея выразила желание сотрудничать: сегодня прислали посылку с детскими вещами из какого-то супер-магазина.

Крупный коллекционер заказал три работы. Деньги предложил перечислить на счёт ребёнка, когда вырастет — проценты набегут.

— Как дочку назвали?
— Марфа. По святцам, в честь Марфы Дивеевской. Я ведь православный человек.

— И как же вы примиряете православие с актуальным искусством?
— Они взаимосвязаны. Традиция питает актуальное искусство. Современный человек носит штаны не потому, что он их придумал. А потому что такую одежду носили отцы.

Беседовал Сергей Анашкин (журнал «Татлин»)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



От Йоко Оно — до Юлии Цветковой

10 скандальных полотен с голыми женщинами, которые вошли в историю

Суд по громкому делу художницы и ЛГБТ-активистки из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой пройдет в начале июля. Из-за публикации бодипозитивных рисунков в соцсетях активистку обвинили в распространении порнографии — по этой статье УК РФ ей грозит от двух до шести лет колонии. Правозащитная организация «Мемориал» признала Цветкову политзаключенной, более двухсот тысяч человек подписались под петицией с просьбой освободить художницу, а онлайн-СМИ в эту субботу устроили медиазабастовку в ее поддержку. «Нож» вспомнил еще десять случаев из истории искусства, когда из-за изображений женской наготы или намеков на женскую сексуальность художникам грозили серьезные неприятности.

30.06.2020 19:00, Анна Аскарян, Александр Полотнюк, knife.media


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

21.05.2020 19:00, izbrannoe.com


5 историй любви известных художников

Каких женщин выбирали деятели искусства

Феминистка и переводчица, главный критик и оперная прима — такими были жены знаменитых русских художников. В нашем материале вы узнаете, за что Илья Репин невзлюбил будущую даму сердца, почему Петр Кончаловский беспрекословно слушался супругу и на какой ужасный шаг пришлось пойти жене Бориса Кустодиева.

28.04.2020 19:00, Полина Пендина, culture.ru


Сальвадор Дали как личный бренд и гений продвижения

Как великий человек сумел обеспечить себе бессмертие

Выставка Сальвадора Дали в Манеже и ее оглушительный успех в очередной раз подтвердили, что феномен Сальвадора Дали имеет больше общего с шоу-бизнесом, чем с искусством. О том, почему Дали можно считать гением продвижения личного бренда, и об излюбленных «маркетинговых» приемах великого сюрреалиста T&P рассказала Зарина Асфари.

16.03.2020 16:00, Зарина Асфари, theoryandpractice.ru


Искатель истины

155 лет назад, 19 января 1865 года родился художник Валентин Серов, который ввёл русскую живопись в XX век

Это ещё один повод вдуматься в судьбу художника, вглядеться в его незабываемые полотна. Каждый портрет кисти Серова с такой точностью высвечивает личность его модели, что в нём можно увидеть прошлое, поразиться настоящему и даже предвидеть будущее. Недаром современники даже опасались Серову позировать.

19.01.2020 19:00, Игорь Фунт


Наёмное оружие

Записки Хельмута

Всемирно известный фотохудожник Хельмут Ньютон утверждал, что весь эротизм его фотографий — это то, чего на самом деле хотят женщины. А он всего лишь исполнитель, «наёмный пистолет». Так ли это?

27.10.2019 19:00, story.ru


Дерзкие и громкие

8 самых известных арт-краж

Из художественной галереи в Сан-Франциско утром 15 октября 2019-го вынесли гравюру Сальвадора Дали «Горящий жираф». Преступнику понадобилось всего 32 секунды, чтобы войти в галерею Dennis Rae Fine Art, снять с мольберта гравюру размером 50 на 60 сантиметров и беспрепятственно уйти.

22.10.2019 19:00, Ксения Гашо, vokrugsveta.ru


Ольга Киселёва: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства»

Как искусство связано с экологией

Единственной достопримечательностью французского города Бискаррос на протяжении веков был старый вяз, нежно любимый его жителями. Несколько лет назад дерево погибло, и для создания нового символа мэрия пригласила художницу Ольгу Киселёву. Потратив весь бюджет проекта на исследования, она узнала, что дерево погибло от грибка, но если французскую породу скрестить с устойчивой к нему сибирской, его можно вернуть к жизни. Оживший вяз и есть произведение, созданное Киселёвой, — а художница разрабатывает новые проекты на стыке искусства и науки со священными деревьями разных религий.

13.10.2019 16:00, Ольга Киселева, iskusstvo-info.ru


Тусовщик советской Москвы

Правдивая история Льва Збарского

Проехав в детстве с мёртвым Лениным в одном купе, он полюбил веселье. Его рисунки украшали книги Эренбурга, Чуковского и Евтушенко, сам же Лев Збарский с женой, прозванной «самым красивым оружием Кремля», украшал светскую жизнь советской Москвы.

15.09.2019 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

15.08.2019 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.