Подписаться на обновления
23 октябряСреда

usd цб 63.6336

eur цб 70.9196

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Паскаль Буайе, theoryandpractice.ru   суббота, 12 октября 2019 года, 16:00

Гены и социум
Как эволюция обусловила мир, созданный человеком


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Откуда в нас тяга к справедливости? Зачем нам религия и мораль? Почему мы верим политикам? Французский психолог и антрополог Паскаль Буайе ищет ответы на эти гуманитарные вопросы в эволюционной биологии, поведенческой экономике, генетике и других областях, которые могут дать новый взгляд на привычные концепции. В рамках лектория «Голова профессора» он рассказал, какие эволюционные процессы стоят за нашей способностью общаться, обмениваться, сплетничать и ненавидеть халявщиков. T&P опубликовали конспект.

Эволюция и социальные структуры

Как биологическая эволюция человека связана с типами сообществ, которые создают люди? Кажется, что у эволюционного развития и социальных структур мало общего. Но это не так. Эволюция ведет к формированию человеческого разума, а вместе с ним — конкретных способностей, возможностей, мотиваций и предпочтений. Если выяснить, как именно эволюция повлияла на наши способности и возможности, мы сможем лучше понять, как устроено человеческое общество и как появлялись и разрушались социальные структуры. Подробнее об этом я рассказал в книге «Анатомия человеческих сообществ».

Почему я решил написать эту книгу именно сейчас? Все мы сталкиваемся с важными вопросами об обществе: по какой причине происходят этнические конфликты? почему есть такие вещи, как религия и мораль? существует ли природная форма семьи? что такое социальная справедливость? На протяжении столетий эти проблемы рассматривались в рамках разных философских концепций, однако результаты новейших экспериментальных исследований в области биологии, психологии, экономики, социологии и антропологии помогают нам посмотреть на эти вопросы с другой стороны. В результате мы имеем не просто новейшую теорию того, что такое общество, а получаем конвергенцию результатов работы различных дисциплин.

Общая мысль всех этих исследований состоит в том, что

человеческая природа имеет значение. Человек — не просто чистый лист, находящийся под влиянием окружающей среды.

У людей есть определенные эволюционно обусловленные способности и предпочтения, дающие возможность жить в социуме и предопределяющие его структуру.

Как эволюция влияет на жизнь человека

Подобно другим видам, человек сталкивается с очень конкретными проблемами. Найти партнера для спаривания, чтобы воспроизвести свой вид. Найти пропитание и извлечь из окружающей среды максимум. Выйти победителем из конфликта или организовать сотрудничество.

Эволюционная психология (сочетание психологии, теории эволюции, биологии, экономики и т. д.) говорит, что для решения каждой проблемы у человека должна быть определенная способность. Так,

примитивная форма боевых действий существовала всегда, но чтобы вступить в состояние группового конфликта, у человека должна появиться умственная способность, которая как-то этот конфликт проанализирует и обоснует. Это похоже на специализированное программное обеспечение —

подобно тому, как для написания текстов нам нужна одна программа, а для обработки картинок — другая.

Казалось бы, разум тоже состоит из различных специализированных систем, которые выполняют разные задачи (спаривание, собирательство, ведение боевых действий и т. д.). Тем не менее есть еще некий общий интеллект, помогающий нам определенным образом использовать все эти специализированные способности, действующие на основании специфических данных из среды.

Например, если речь идет о ведении боевых действий, то мы смотрим, насколько многочисленна другая группа, готова ли она стереть нас с лица земли или хочет с нами сотрудничать. Если нам нужна информация для собирательства, имеющая отношение к временам года, сбору урожая, созреванию плодов и т. д., наш разум вычисляет места, куда нужно отправиться, чтобы найти лучшие продукты питания.

Приведу пример эволюционировавшей системы. Для успешного собирательства нам нужно оптимизировать процесс добычи ресурсов. Но сегодня мы уже не собираем ягоды и грибы и не пытаемся найти животных, которых можно убить. Вместо этого

мы идем в супермаркет и используем идеи собирательства в современной среде, где нам нужно не забыть что-то купить, понять, есть ли в магазине определенные продукты, сколько они стоят, насколько они для нас ценны и т. д.

Работа всех этих систем происходит в основном неосознанно. Мы можем приобрести что-то интуитивно и не знать, почему купили тот или иной предмет. Другой пример эволюционировавшей системы — спаривание: у нас есть определенные критерии для выбора партнера, но мы часто не знаем, какие именно, — просто один человек нам кажется красивее или интереснее другого, и мы не осознаем, что на самом деле наша система отслеживает факторы, связанные со способностью к воспроизведению потомства и плодовитостью. У нас нет возможности залезть в наш мозг и посмотреть, как именно происходит выбор.

Три важные психологические системы

Интуитивную психологию многие специалисты называют теорией разума. Функция этой системы — описать ментальное состояние других людей. Не всегда можно разглядеть, что кто-то счастлив, раздражен, зол или радостен, но у нас есть система, позволяющая посмотреть на прошлое поведение другого человека, выражение его лица и другие факторы и на основании этого описать происходящее в его голове. Эта специализированная система может быть ограниченна: например, люди с расстройством аутистического спектра иногда с трудом понимают намерения и мысли окружающих.

Люди собираются в группы, альянсы, коалиции, фракции, и эти фракции более однородны, чем другие массы людей. Иногда эти группы соперничают, что-то замышляют друг против друга. Формирование таких масштабных сообществ делает возможным коалиционная психология. У шимпанзе тоже есть коалиции и межгрупповые конфликты, но их группы малы и быстро разваливаются, а люди могут формировать весьма многочисленные коалиции и долго поддерживать их стабильность.

Другая важная система — это моральная интуиция, инстинкт справедливости. У нас есть набор предпочтений и способностей, которые создают возможность сотрудничества между людьми и помогают избежать халявы, когда люди получают выгоду, ничего за это не отдав взамен.

Почему нас привлекает религия

Почему все это важно, чтобы понять общество? Возьмем в качестве примера религию (это комплексный феномен, есть различные типы религиозной деятельности, в том числе неформальная). В религиозной сфере всегда есть люди, которые взаимодействуют (или представляют, что взаимодействуют) с некоторыми сверхчеловеческими агентами (духами, предками, привидениями, богами), обладающими какими-то сверхсвойствами. Что делает религиозные концепции столь привлекательными? Почему человеческий разум тянется к ним?

С точки зрения психологии религиозные концепции представлены в умах людей в соответствии с общим шаблоном, структурой.

Во-первых, когда вы говорите о богах или духах, то активируете уже имеющуюся в вашем разуме концепцию некоего индивида с собственной умственной жизнью, намерениями и т. д. Считается, что привидения и боги — квазичеловеческие существа.

Во-вторых, во многих религиозных идеологиях существуют нарушения свойств, которые можно вывести из этих концепций. Привидения проходят сквозь стены, а боги могут быть в нескольких местах одновременно, что человеческим существам не свойственно.

В-третьих, все остальное, что мы думаем об этих богах, привидениях и других агентах, мы могли бы приписать человеку. На сверхчеловеческие сущности мы проецируем весьма ожидаемую от другого человека психологию. Например, в Ветхом Завете Бог никогда не проходит рождение или смерть, но постоянно гневается и наказывает за проступки.

Все это особым образом коммуницируется. Противоинтуитивные аспекты заявляются эксплицитно: духи — невидимы, боги — бессмертны. Но есть и имплицитные аспекты: даже если вам не сказали, что у Бога есть разум, все равно вы предполагаете, что он злится, если люди делают что-то не то.

Многие экспериментальные исследования показывают, что

наш разум сочетает эксплицитные противоинтуитивные и имплицитные интуитивные идеи, поскольку эта комбинация оптимальна для запоминания и передачи информации.

Это элемент стабильности в человеческой культуре: противоинтуитивная информация привлекает внимание, а интуитивная обращается к опыту и помогает процессу логических умозаключений.

Откуда взялась «народная экономика»

Почему люди верят в некоторые политические идеологии — комплексный вопрос, но есть один особый аспект. Это экономические лозунги, которые часто ограничены предубеждениями, являющимися частью человеческой природы.

«Одни страны богаты, потому что другие бедны, потому что есть ограниченный объем богатства», «Если бизнес зарабатывает деньги, значит, он платит плохую зарплату», «Чтобы избавиться от безработицы, нужно равным образом распределять существующие рабочие места» и т. д. Профессиональные экономисты считают, что это заблуждения.

Кто-то объясняет некорректность подобных экономических суждений тем, что люди просто не изучали экономику. Однако иногда люди выслушивают экономическое обоснование того или иного суждения, но точку зрения не меняют.

Другие считают, что люди придерживаются тех или иных убеждений просто потому, что это принесет им больше денег. Однако большинство «народных» экономических суждений противоречит интересам тех, кто их придерживается. Например, одни считают, что лучше больше экспортировать, чем импортировать, — но экономисты говорят, что это утверждение справедливо лишь в определенных условиях. Другие думают, что лучше производить все товары у себя в стране, а не заниматься международной торговлей, — но во многих случаях получить что-то за границей дешевле, чем производить это на родине.

Наконец, люди могут иметь те или иные экономические убеждения из-за пропаганды политиков или СМИ. Но это тоже не конечное объяснение, потому что политики часто говорят то, что люди хотят слышать, эксплуатируют идеи, которые у людей уже есть.

Почему же все эти идеи настолько присущи людям? Дело в том, что человеческие существа на протяжении сотен тысяч лет эволюционировали в среде, отличающейся от современного мира.

Мы эволюционировали в малых группах, где все знали друг о друге все и у каждого была возможность избегать тех, кто ведет себя нечестно. Мы сильно зависим от репутации. Мы хорошо помним, кто как с нами себя повел, и рассказываем об этих взаимодействиях третьим лицам (современные сайты с отзывами о товарах и услугах — яркое проявление этой архаичной потребности). А психология обмена позволяет идентифицировать жуликов, то есть тех, кто старается получить какую-то выгоду, не неся при этом никаких расходов. Поэтому,

когда мы задумываемся об обмене с другими людьми, мы думаем не только о финансовой стороне транзакции, но и о ее влиянии на нашу репутацию.

Люди до сих пор весьма чувствительны к несправедливым ценам, противостоят монополиям и корпорациям. Мы хотим торговать с людьми, которых знаем, и уверены, что рынки анонимного сотрудничества между миллионами незнакомых индивидов часто ведут к негативным и несправедливым результатам.

Мы эволюционировали в группах с высокой степенью солидарности и по-прежнему спонтанно собираемся в группы по этническим и национальным признакам. Поэтому мы часто недооцениваем международную торговлю: нам кажется, что она принесет выгоду другим за счет того, что мы станем беднее. Отсюда предположение о том, что все должно производиться на родине.

Мы эволюционировали в ситуации ограниченного благосостояния: сколько поймал или собрал — столько и съел. Поэтому мы до сих пор предполагаем, что в мире есть некое конечное количество благ и политики должны его как-то между всеми разделить. По этой же причине для нас естественна мысль, что один может стать богаче, только если другой станет беднее.

Как экономические суждения влияют на политику

Эти экономические убеждения, которые можно вывести из человеческой природы, ведут к многочисленным последствиям для политики.

Представьте себе дебаты о том, стоит ли давать пособие безработным. С одной стороны, у нас включается механизм отслеживания жуликов и мы боимся, что дадим социальные пособия бездельникам, которые ничего не делают, чтобы что-то получить. С другой стороны, люди, получающие социальные пособия, являются жертвами негативных событий (например, их несправедливо уволили с работы), и в этой ситуации мы считаем, что пособия — это помощь в группе. Поэтому в обсуждении социальных пособий для своих сограждан люди могут быть обеими руками за, но как только речь заходит о мигрантах, они думают, что это жульничество, что другая группа пытается эксплуатировать их систему социального обеспечения.

В вопросах приватизации и госсобственности работает тот же механизм: мы считаем, что обмен справедлив, только когда знаем партнера, поэтому нам кажется, что свободный рынок менее надежен, чем государственный партнер.

Люди не мыслят как профессиональные экономисты, они думают как представители человеческого вида. Но это не так уж и плохо.

Вопросы и ответы

— Вы говорили, что люди формируют свое мнение по тому или иному вопросу, основываясь на ранее полученном опыте. Я часто слышал фразу «Это взрослый человек, его уже не изменить». Есть ли какая-то переломная точка, после прохождения которой люди перестают воспринимать новый опыт и постоянно обращаются к тому, что они уже знают?

— Я считаю, что такой точки нет. Я человек немолодой и очень надеюсь, что я эту точку еще не прошел, что еще могу менять свое мировоззрение.

Мне кажется, ответ на вопрос зависит от типа того убеждения, которое мы в нем рассматриваем.

Некоторые убеждения становятся незыблемыми потому, что связаны с другими убеждениями. Например, очень многие люди с годами начинают скептически относиться к своим религиозным убеждениям, но не отказываются от них полностью, потому что предполагают, что это потребует отказа от морали.

Некоторые убеждения — например, политические — связаны с принадлежностью к группе. Меняя убеждение, вы вынуждены выступать против группы, и на это бывает сложно решиться.

— Вы сказали, что люди стремятся к справедливости и к тому, чтобы наказывать жуликов, которые хотят ничего не делать и при этом что-то получать. Но при этом люди сами довольно часто стремятся ничего не делать и что-то получать. Как это соотносится со стремлением к справедливости?

— Конечно же, когда я говорю, что у людей есть предрасположенность к справедливости, я не имею в виду, что люди всегда ведут себя справедливо. Эксплуатация существует. Когда у людей нет достаточной информации или власти, их можно принудить к участию в транзакции, которая кажется им несправедливой.

Мы все, конечно же, любим ничего не делать и получать плюшки. Тем не менее мы понимаем, что в долгосрочной перспективе это не работает, поэтому заставляем себя сделать хоть что-нибудь. Когда мы делаем недостаточно, другие нам говорят: «Извини, пожалуйста, ты меня эксплуатируешь, ты несправедлив, ты должен сделать больше». И если у нас равное партнерство с точки зрения власти, у нас будет и равновесие в обмене.

Это хороший вопрос, потому что заостряет внимание на вещи, которая крайне важна для людей. Мы зависим от других настолько, что предпочтение других людей для нас является ключевым фактором выживания и предопределяет наше поведение.

— Вы сказали, что стремление к справедливости является врожденным. Получается, нет смысла ругать детей, если они поступают несправедливо?

— Да, есть здесь такая загвоздка. Моральная интуиция — это специализированная психологическая система. У некоторых людей она отсутствует — например, у психопатов. Мы считаем их циниками и злодеями, а у них просто нет в голове вот этой маленькой программки, которая заставляет реагировать на несправедливость. Но, за исключением явных психических отклонений, дети формируют свои моральные убеждения под влиянием того, что вы им говорите.

С детьми сложнее в том смысле, что они очень хорошо понимают, что могут вас эксплуатировать без каких-либо негативных последствий. Тут вам просто придется довериться тому, что их моральная интуиция в конце концов разовьется правильным образом.

— Чрезмерное потребление информации посредством новых цифровых технологий — меняет ли оно каким-то образом наши психологические системы?

— Да, появляются интересные вещи, потому что коммуникация через интернет зачастую проявляет нашу человеческую природу особенно ярко.

Например, мы построили системы, которые могут дать нам гигантский объем информации о чем угодно. И какую же информацию мы в них храним, распространяем и ищем? Во-первых, сайты отзывов, которые рассказывают, какие компании ведут себя справедливо, а какие нет. Во-вторых, социальные сети, в которых мы непрерывно сплетничаем (что часто тоже является информацией о том, как кто-то повел себя несправедливо). И то и другое присуще племенному обществу.

Но возникают и новые эффекты. Например, твиттер стал крайне важным инструментом политической коммуникации. В малом сообществе распространение информации заканчивается тогда, когда о ней узнали все. А в твиттере одно и то же сообщение будет переповторяться тысячи раз.

С другой стороны, в малом сообществе за распространение сплетен приходится платить: нельзя говорить о людях гадости и спокойно ходить по улицам. В современных же соцсетях люди редко несут ответственность за агрессивные высказывания, особенно сделанные анонимно.

— Какова роль генетических факторов в экономических или религиозных убеждениях? Есть ли здесь связь?

— Существует немало исследований об этом. Но есть одна вещь, в работе которой мы пока не разобрались. В рамках тех или иных векторов (либеральных или консервативных) у нас возникает множество частных убеждений. Как это происходит, мы не знаем.

У этого направления исследований есть методологическая проблема. Чаще всего их проводят американские ученые, которые выдвигают гипотезы в парадигме американской политической системы. Их интересует, как люди становятся демократами или консерваторами. Но в других странах этот вопрос неактуален. Давайте посмотрим на Турцию — там вопрос стоит иначе: как люди становятся светскими или религиозными. В Китае — как люди становятся националистами или глобалистами. Так что пока исследования скорее разочаровывают, потому что фокусируются на какой-то одной проблеме, характерной для какой-то одной страны.

— Как вы относитесь к идее, что культура влияет на эволюцию, приоритезируя и закрепляя те или иные биологические признаки?

— Конечно же, я согласен, что, создавая общество, мы создаем среду, которая является эволюционной колыбелью для будущего поколения. Я бы не хотел, чтобы вы думали, что раз я говорю об эволюционных аспектах психологических систем, то не признаю обратную связь со стороны культуры.

Есть выдающийся пример: североевропейцы могут переваривать молоко очень хорошо потому, что они на протяжении тысячелетий выживали за счет молочного животноводства. Люди, которые не могли переносить лактозу, в Северной Европе просто не выжили. Среда, в которой молоко млекопитающих используется как пища, повлияла на генетику человека.

Или, например, наша иммунная система зависит от того, каких животных одомашнили наши предки. Поэтому иммунная система евразийцев отличается от иммунной системы жителей Африки или коренного населения Северной Америки.

— Если у человека есть эволюционные решения для самых разных ситуаций, зачем нам такое длинное детство?

— Это не готовые решения. Это способность учиться. Это инструментарий, который позволит вам выработать решение, которое будет оптимальным в вашей среде.

Литература

Буайе П. Анатомия человеческих сообществ. Как сознание определяет наше бытие. М.: Альпина нон-фикшн, 2019.

Буайе П. Объясняя религию. Природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Икона пресвятого шопинга

Или культ покупок в храме потребительства

«Заработаю и куплю» — магическая пара слов, внутренний двигатель деятельного человека. Где-то на уровне союза «и» рождается электричество между двумя зарядами «плюс» и «минус». «Плюс» — получить деньги, «минус» — потратить. По проводам потребления струятся жизненные силы.

22.10.2019 17:00, Лиза Питеркина для журнала «Сноб»


Вуайеризм, гомосексуальность и венерофобия

Сексологи — о том, что волнует мужчин

«У меня порнозависимость, что делать?», «Считается ли изменой эротический массаж?», «Мой член какой-то не такой» и другие популярные мужские вопросы — и ответы сексологов.

21.10.2019 13:00, Лиза Мороз, knife.media


Почему мне не все равно?

«Вы такая добрая, светлая, милая девочка, в жизни никогда не подумала бы, что кто-то вас мог так сильно обижать»

Я Даша, мне 27 лет, я окончила харьковский вуз с красным дипломом, пять лет живу и работаю в Киеве. Если посмотреть фото в моих социальных сетях, все хорошо: я встречаюсь с подругами, хожу в театр и на концерты, путешествую, а еще я часто говорю о физическом и сексуальном насилии, сексизме и феминизме.

21.10.2019 09:00, thedevochki.com


Устойчивое представление о том, как женщина сама провоцирует насилие

Мнение о том, что «заслужить» насилие нельзя

Наш колумнист Анна Петрова посмотрела несколько выпусков популярных ток-шоу на тему домашнего насилия и узнала, что можно «довести» мужчину до того, чтобы он держал тебя в сексуальном рабстве или, например, зарезал. О том, почему такие рассуждения до сих пор возможны, — в этой колонке.

20.10.2019 13:00, Анна Петрова, lady.tut.by


«Вам скажут, что от инфарктов. А на самом деле с тоски»

Мнение о том, почему мужчины умирают раньше женщин

По статистике мужчины живут меньше женщин. Причем статистика эта одинакова почти во всех странах. В нашей полосе разница особенно ощутима — что-то около десяти лет. (Не случайно бабушки доминируют в поликлиниках, троллейбусах и на избирательных участках). О том, почему наши мужчины умирают раньше, чем мы, сегодня рассуждает колумнист Александр Зантович.

14.10.2019 09:00, Александр Зантович, lady.tut.by


Что такое маскулинность

И почему о ней надо говорить?

В конце сентября Гете-Институт и Фонд имени Генриха Белля запустили серию дискуссий «Быть мужчиной». Российские и зарубежные специалисты проведут в Москве лекции о маскулинности, гендерных стереотипах, мужских кризисах, отцовстве и сексуальности мужчин.

13.10.2019 13:00, Лада Родчанина, takiedela.ru


Я протестую!

Как отличить затянувшийся подростковый бунт от настоящей независимости

«Сепарация» — термин, означающий отделение от родителей и превращение в самостоятельного и самодостаточного взрослого человека. Этот путь начинается с отъединения от материнского тела в день родов и заканчивается эмоциональной независимостью. Но часто мы путаем сепарацию с одной из ее стадий — подростковым бунтом. Ведущая канала «Записки злого терапевта» Елизавета Мусатова рассказывает, что это за бунт, почему не все имели возможность его прожить и как наконец пережить его и повзрослеть, если вам давно не семнадцать и явно пора двигаться дальше.

22.09.2019 09:00, Елизавета Мусатова, knife.media


«Бабы стали неуправляемые»

Психолог о том, почему мужчины оправдывают свое хамство «равноправием»

Слово «равноправие» продолжает оставаться красной тряпкой для многих мужчин. О том, почему их так бесит сам факт, что женщины подают голос и говорят о своих желаниях, рассуждает психолог.

16.09.2019 09:00, Юлия Костюк, lady.tut.by


Потребляй ответственно

Что такое осознанное потребление и при чем здесь полотенца

На Etsy, онлайн-площадке для продажи изделий ручной работы и разных безделушек, можно купить диковинный продукт — небумажные полотенца (unpaper towels). Это обычные полотенца из «небумаги», то есть просто из хлопка и других тканей, — да, миллениалы (экологически сознательные) изобрели тряпку, которая должна заменить ставшие привычными на западной кухне рулоны одноразовых бумажных полотенец.

14.09.2019 13:00, Ольга Добровидова, nplus1.ru


WIRED: Как человечеству остановить зеленую катастрофу

Необходимые действия, которые может совершить каждый из нас

Новый доклад Межправительственной группы ООН показывает, как наше злоупотребление ресурсами Земли ведет человечество к экологической катастрофе.

09.09.2019 16:00, Дария Морозова






 

Новости

Ушла из жизни Светлана Шерлаимова
18 октября скончалась Светлана Александровна Шерлаимова, выдающийся учёный, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Центра по изучению современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН.
В сети появились материалы семинара «Открытая наука России»
Среди опубликованных материалов — презентации и доклады ведущих российских экспертов на тему актуальных информационных проектов для науки и образования, эволюции движения за открытый доступ в России и за рубежом, а также специфики работы с институциональными репозиториями.
24 октября пройдет семинар «Открытая наука России»
В ходе семинара зарубежные и российские эксперты расскажут о структуре открытой науки, правовых и технических аспектах работы, а также поделятся своим опытом и обсудят актуальные проекты науки и образования.
В сети появился фейковый ролик с Юрием Дудем
С его помощью мошенники вымогают деньги у пользователей.
В Калининграде пройдет семинар «Открытая наука России»
14 октября Балтийский федеральный университет имени И. Канта совместно с НП «НЭИКОН» проведет семинар по вопросам открытого доступа к научной информации, структуре открытой науке и специфике работы с институциональными репозиториями.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.