Подписаться на обновления
19 маяВоскресенье

usd цб 64.6327

eur цб 72.2464

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктор Топоров   понедельник, 20 сентября 2010 года, 09:51

Геннадий Анатольевич, его друзья и недруги
Член жюри «Григорьевки», новой поэтической премии, обещает сделать из неё «Нацбест» для стихов


Геннадий Григорьев // litcenter.spb.su
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






«Нацбест» выбирает и отличает прозу, интересную для интеллигентного, но более-менее массового читателя; Григорьевская премия будет выбирать и отличать поэзию, интересную для той же, предположительно ещё не исчезнувшей окончательно, референтной группы.

Первый цикл Профессиональной международной поэтической премии имени Геннадия Григорьева, информационным спонсором которой любезно согласился стать «Частный корреспондент», постепенно набирает обороты: в оргкомитет поступили первые присланные на конкурс подборки, первый самотёк и даже первый отказ от участия.

Только что оглашённые шорт-лист «Нацбеста» и лонг-лист «Большой книги» совпали по нескольким позициями. Ещё целый ряд произведений, не снискавших на этот раз лавров в «Нацбесте», преспокойно перекочевал из одного «длинного списка» в другой или же успел отметиться в лонг-листе «Большой книги» годом ранее.

Появились и первые отклики (в печати и в ЖЖ), в основном иронические (если испуганные, завистливые или обиженные сарказмы следует воспринимать именно как иронию), но и это вполне предсказуемо.

Строго говоря, у противников новой премии — а таких, разумеется, в литературной среде пока большинство — выбор имелся только между тотальным замалчиванием, полным или частичным очернением и призывами к бойкоту. Тотальное замалчивание не прошло — и на том, как говорится, спасибо.

Рассчитанная как минимум на несколько лет премия имеет, несомненно, дерзко экспериментальный характер.

С одной стороны, это очень личная премия: жюри сформировано из ближайших друзей покойного поэта, независимо от пребывания каждого в том или ином стане и положения в сегодняшней табели о литературных рангах, и только из них.

От идеи «укрепить» состав жюри сторонними, но дружественными знаменитостями (Павел Крусанов, Вячеслав Курицын, Татьяна Москвина, Михаил Трофименков) или всё же далековатыми от поэзии Львом Лурье, Кириллом Набутовым, Виктором Сухоруковым, Татьяной Черниговской (все они если не дружили, то по-доброму приятельствовали с Григорьевым) мы, несколько поколебавшись, отказались.

Так что в жюри вошли Алексей Ахматов и Евгений Мякишев — не только друзья, но и поэтические ученики Григорьева; Николай Голь и Сергей Носов — не только друзья, но и многолетние соавторы Григорьева; и я — не только друг, но и григорьевский, по его собственным словам, учитель.

Уместно подчеркнуть (что, впрочем, уже сделал у себя в ЖЖ Сергей Носов), что люди мы все разные, друг с другом (кроме как в иных случаях — попарно) не дружащие и единственный раз собравшиеся все вместе три с половиной года назад — на похоронах поэта.

Тем не менее во избежание возможности хотя бы попарного кулуарного сговора мы приняли радикальное решение добиваться в каждом спорном случае консенсуса (или консенсуса минус единица с последующим публичным оглашением эвентуального особого мнения).

Стихи, поступающие на конкурс, оцениваются, наряду с прочим (а может быть, и прежде всего), на предмет совместимости с поэтическими принципами и вкусами самого Григорьева, нам отлично известными; сам Гешка, как все его всегда называли, незримо присутствует при наших дебатах как полноправный участник или даже символический председатель жюри.

Отмечу, кстати, что никакого другого председателя нет; все члены жюри равноправны, голос каждого весит одинаково.

Уместно добавить, что жюри работает, разумеется, на безвозмездной основе, особенно выделив при этом Евгения Мякишева: став постоянным членом жюри, он тем самым добровольно исключил себя на годы вперёд из числа более чем реальных кандидатов на в денежном эквиваленте весьма весомую премию.

Однако, с другой стороны, в название премии вынесено концептуально важное слово «профессиональная».

Понятие «профессионализм» в поэзии, конечно, размыто; стихописание в любом случае — это хобби.

Даже когда за это хобби, как в случае с самим Геннадием Григорьевым, платят жизнью.

Соответствующий эпитет в названии премии сориентирован не на тот или иной статус участников конкурса (наличие или отсутствие авторских сборников, участие в престижных антологиях, публикации в «толстых» журналах, членство в творческих союзах, гильдиях и ассоциациях и, наконец, прошлое лауреатство какого угодно ранга — всё это не имеет для нас никакого значения), а исключительно на профессиональный уровень поэтического высказывания.

Критерий, разумеется, тоже достаточно субъективный, но тут уж ничего не поделаешь. Многоступенчатый (и разнообразный по форме) отбор способен минимизировать издержки индивидуального вкуса и пристрастий.

Само по себе попадание того или иного стихотворца в заранее составленный нами Список пятидесяти означает, что мы признаём его поэтические высказывания сделанными на профессиональном уровне (что, разумеется, не означает, будто его или её стихи нам — и тем более всем нам — нравятся).

Важно пояснить и другое. Непопадание стихотворца в список отнюдь не обязательно означает, что мы отказываем ему или ей в профессионализме.

Поэты старшего поколения (1949 года рождения и раньше) отсечены по формальному принципу: будущий лауреат не должен быть старше Геннадия Григорьева, доживи тот до наших дней.

Верлибристы (и в узком, и в широком смысле) отсечены как предмет острой нелюбви и постоянных насмешек со стороны Геннадия Григорьева.

Их наш питерский Вийон (в других оценках — современный Одиноков, но уж никак не ниже) как минимум освистывал, и они платили ему ответною нелюбовью.

Отсечены поэты слишком уж карьерно ориентированные, слишком тусовочные (в основном имеется в виду карьера в рамках той или иной тусовки), наконец, просто самодовольно-благополучные.

Григорьев никогда не понимал, зачем и о чём пишут стихи самодовольно-благополучные люди; не понимаю этого и я, хотя пишут они, бывает, неплохо.

Ну, и многих — особенно вне родного Питера — мы наверняка не учли только потому, что не знали, или не заметили, или, допустим, не сумели оценить по достоинству.

Что ж, Григорьевскую премию присуждают в первый, но далеко не в последний раз. И если мы что-то прозевали, у нас не раз ещё появится возможность исправиться. Советы, исходя из предложенных правил игры, будут с благодарностью выслушаны, рекомендации — изучены.

Есть у меня и встречная рекомендация как нынешним, так и потенциальным будущим участникам конкурса: почитайте, пока суд да дело, стихи самого Геннадия Григорьева, почитайте о нём, внимательно вглядитесь в его фотографии (скажем, в ту, на которой он стоит на пьедестале из двух мусорных баков) и уж потом решайте, ваша это «чашка чая» или всё же не ваша.

Сам Список пятидесяти мы формировали так: каждый из членов жюри предлагал свой перечень имён (не обязательно на все пятьдесят позиций). Если одно имя встречалось в двух или более перечнях, оно входило в общий список автоматически. Если только в одном, то тоже входило, но только в отсутствие возражений со стороны других членов жюри.

В итоге набралось 58 имён, и мы предпочли соблюсти сущностное правило, а не заранее объявленное, но чисто формальное число.

Что, естественно, послужило поводом для надуманных нареканий: нельзя, мол, нарушать собственный регламент.

Нельзя, отвечу я на это, нарушать регламент только если это происходит в ущерб чьим бы то ни было интересам. А чьи интересы ущемляет расширение списка с 50 до 58 имён?

Личная и вместе с тем профессиональная премия поначалу не может не вызвать недоверия (правда, в большинстве случаев напускного) как к эпониму премии, так и к личностям, и личной творческой компетентности членов жюри.

«Геннадий Григорьев был — по общему мнению, не разделяемому, видимо, лишь родственниками и ближайшими друзьями покойного — стихотворцем не бездарным, даже не лишённым обаяния, но очень небольшим, не второго даже, а третьего, четвёртого ряда», — опрометчиво написал у себя в ЖЖ Валерий Шубинский.

«Шубинский, бля, поэт первого ряда. Уссатца», — живо откликнулся Всеволод Емелин.

Меж тем «Валерий Шубинский комментирует дискуссии о картографировании современной русской поэзии и утверждает невозможность единой картины новейшей литературной истории», — такими словами представили последнюю статью Шубинского на OpenSpace.

Но если единая картина новейшей литературной истории невозможна, то откуда берутся ряды — не второй даже, а третий, четвёртый?

Все звери равны, а некоторые равнее других?

В те пять лет (1982—1986), когда Шубинский ходил ко мне на студию в ленинградский Дворец молодёжи в еженедельном режиме (и, кстати, привёл туда Мякишева), я учил его мыслить последовательнее.

Жаль, что не научил.

Оргкомитет Профессиональной международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева сформировал список поэтов, которым предложено участвовать в конкурсе 2010 года. Каждому поэту, обнаружившему себя в списке, оргкомитет имеет честь предложить прислать на конкурс (grigoriev.prize@gmail.com) стихотворную подборку в триста-четыреста строк до 1 октября 2010 года. Участник списка, не пожелавший принять участия в конкурсе, вправе проигнорировать приглашение, равно как и обнародовать свой отказ в произвольной форме.

Первым обеспокоился судьбой новой поэтической премии Дмитрий Кузьмин, начав, как водится, если не с прямой клеветы, то с грязной инсинуации.

Он нарыл «компромат» на одного из членов жюри (Алексея Ахматова) — тот, дескать, у себя в ЖЖ оскорбил память Елены Шварц чуть ли не в день её смерти!

Оскорбил, оказывается, комментом к такому посту в ЖЖ у Евгения Попова:

«Елена Шварц... Печаль и скорбь.

Никогда не был её горячим поклонником, но всегда нравились большие куски её стихотворений.

Она была одной из главных персон ленинградского андеграунда и литературного процесса вообще. Лично никогда не встречались».

Правда, оскорбив, тут же, в том же самом треде, Ахматов взял слова назад и извинился за них перед читателем.

Но Кузьмин этого извинения, естественно, «не заметил».

«Поэт Ахматов — это уже смешно!» — заулюлюкал в ЖЖ у Кузьмина кто-то из хомячков.

Хотя, казалось бы, ещё один поэт по фамилии Кузьмин, да ещё и гомосексуальной ориентации, это в таком раскладе куда смешнее.

И отсутствие или наличие мягкого знака здесь ровным счётом ничего не меняет: «Ты слышал, Мойша, что царь умер! Кто умер? Царь! Царь! Передаю по буквам: Циля, Абрам, Рувим с мягким кончиком».

«Очень интересно, не правда ли, будет посмотреть на итоговый список лиц, которым не западло предстать со своими стихами пред судом господ Топорова и Ахматова?» — подытоживает Дмитрий Кузьмин.

Таким образом, уже не в первый раз (сравни недавнюю историю с дебатами о поэзии на Авторском телевидении) г-н Кузьмин пытается распространить на литературную среду определённые нравы и специфическую лексику криминальной среды. Причём делает это с парадоксальной инверсией, а вот когда те же правила поведения — и уже без какой бы то ни было инверсии — распространяют на него самого, удивляется и обижается.

Мне, кстати, тоже будет интересно посмотреть на список, но на другой: на список тех, кто струсит перед тем, что его зачМОРит Дмитрий Кузьмин.

Единственный на данный момент отказ от участия в конкурсе проходит, слава Богу, всё же по несколько иному ведомству.

Собрав к 1 октября подборки (по моим прикидкам, их будет где-то около сорока), мы внимательно изучим их, а затем, не совещаясь, проведём мягкое рейтинговое голосование, по итогам которого будет определена дюжина полуфиналистов.

Шанс непопадания в эту дюжину кого-нибудь из реальных претендентов на победу весьма невысок.

А вот затем придёт пора прений.

Как преобразовать дюжину в полудюжину, да ещё консенсусом (или по формуле консенсус минус единица)?

Здесь в принципе возможны два разных подхода: в одном случае каждый из нас формирует собственный пьедестал (с первого места по шестое), в другом — применяется принцип негативного перебора вариантов (то есть «сокращают» тех, кто не имеет, на взгляд данного члена жюри, шансов на окончательную единоличную победу). Здесь будут споры, будет торг, здесь будет труднее всего прийти к компромиссу, который наверняка окажется неожиданным едва ли не для каждого.

Это будет конкурс поэзий, поэтик и поэтических стратегий. Именно на данном этапе обязательная «поверка Григорьевым» будет проведена с особой тщательностью и дотошностью.

Геннадий Григорьев, впрочем, достаточно разноликий поэт (и лирик, и сатирик, и, при случае, изрядный похабник), чтобы прокрустово ложе не стало чрезмерно тесным.

Сформировав шестёрку финалистов и пригласив её эвентуальных иногородних и иностранных участников на 14 декабря в наш город, мы сами вновь соберёмся для выявления первого, второго и третьего лауреата лишь накануне, 13 декабря.

Опыт показывает (опыт премии имени Аполлона Григорьева, в частности, в жюри которой я однажды входил), что в ином случае избежать утечки информации невозможно.

На этом же заседании мы проведём жеребьёвку в своём кругу: один из нас должен стать единоличным составителем первого выпуска поэтической антологии «Григорьевская премия». В дальнейшем — опять-таки методом жребия — будет проводиться ротация.

Вопрос о том, кто победит и насколько весома (абстрагируясь от денежного эквивалента) окажется его победа, разумеется, волнует в первую очередь нас самих. Волнует он (особенно во второй части) и учредителя премии — Анатолия Геннадьевича Григорьева.

Волнует, потому что мы не знаем на него ответа.

Правда, невольную помощь нам оказал всё тот же Дмитрий Кузьмин, окрестив Григорьевскую премию «Нацбестом для поэтов».

Что ж, «Нацбест» так «Нацбест», что-то общее и впрямь есть, спорить не стану.

В финал первого «Нацбеста» вышли Сергей Болмат, Дмитрий Быков, Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Владимир Сорокин и ставший в итоге первым лауреатом премии Леонид Юзефович.

(А в Малое жюри тогда входила, кстати, Елена Шварц.)

Так что сравнение новорождённой Григорьевской премии с успешно существующим уже одиннадцать лет и реально влияющим на литературный процесс «Нацбестом» не может не обнадёживать.

Есть, разумеется, и более глубинная связь: «Нацбест» выбирает и отличает прозу, интересную для интеллигентного, но более-менее массового читателя; Григорьевская премия будет выбирать и отличать поэзию, интересную для той же, предположительно ещё не исчезнувшей окончательно, референтной группы.

Это я вам от имени всего жюри и не в последнюю очередь от своего личного гарантирую!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Красноречие должно служить идеям, а не наоборот»

Курт Воннегут о стиле письма

Курта Воннегута не раз спрашивали о том, как выработать уникальную манеру письма (свою собственную он называл «телеграфно-шизофренической»), поэтому в 1980 году писатель опубликовал в журнале Transactions on Professional Communication эссе, в котором попытался дать ответ. T&P опубликовали перевод.

18.05.2019 13:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Ахматова и ее мужчины

Личная жизнь великой поэтессы

Главная тема поэзии Анны Андреевны — любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?

07.05.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Не воля

Что есть воля?

Писатель и поэт Дмитрий Быков написал про мир, где если не воля, то месть, а если не месть, то, наверное, смерть, а если не смерть, то разве это жизнь. В общем, он написал про отношения учителя и ученика. Может, в современной школе, а может, нет. Или ни в какой не в школе.

05.05.2019 19:00, Дмитрий Быков, ruspioner.ru


Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.