Подписаться на обновления
4 июняЧетверг

usd цб 68.3413

eur цб 76.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Марат Гельман   вторник, 4 февраля 2020 года, 09:22

Гельман в Третьяковке


Источник: bg.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Государственная Третьяковская галерея открывает выставку работ, переданных ей в дар галеристом Маратом Гельманом. Выставка произведений включает работы, представляющие основные тенденции развития российского искусства на постсоветском пространстве в 1990-2000-х годах. Торжественное открытие выставки «Дар Марата» пройдет 14 февраля. Публикуем текст Марата Гельмана, в котором он отвечает на вопрос «зачем?», а также рассказывает о том, как появилась его галерея.

Я вижу, что Третьяковская галерея последние несколько лет сделала шаг навстречу нам, живым еще художникам, кураторам, интересующимся актуальным процессом, коллекционерам и галеристам. И я хочу своим подарком поощрить интерес Третьяковки к современному искусству. Но главный мотив дара в том, что я, такой какой я есть, сформирован художниками, с которыми работал. Поэтому я всегда стараюсь действовать в интересах художника. Я думаю, что коллекция Третьяковской галереи — прекрасное, может быть, лучшее место для искусства.

Надо сказать, что мой случай не типичный, я не богатый человек, который дарит от щедрости или ради статуса. Я продолжаю работать, получаю зарплату и живу на нее с семьей. Постоянно делаю выставки в Европе, читаю лекции, консультирую. В общем, живу, как большинство моих коллег. Поэтому я в этом тексте я попытаюсь объясниться, ответить на вопрос «зачем?», а не буду описывать свой дар, тем более, большинство прекрасно знает художников, чьи работы в него входят, а скоро научный отдел музея сделает это много лучше меня. Я расскажу, как работы попали ко мне, то есть про галерею Гельмана, и станет понятно, почему я это делаю.

Началось все тогда, когда я подрабатывал, будучи студентом, рабочим в театре.

Там я оказался в окружении ребят, которые мечтали стать художниками, но

не поступили в вузы, или уже учились в художественных институтах и, как и

я, подрабатывали. Именно тогда, в течение тех пяти лет, что я работал в театре,

у меня сформировалось почтение, нет, правильнее сказать — восхищение

людьми с творческими возможностями, когда человек может создать что-то абсолютно новое, вне зависимости от того, получил он признание или нет.

Интерес к современному искусству проявился еще сильнее после окончания

института. Преодолевая кишиневскую скуку, я старался как можно чаще ездить в командировки в Москву. В столице я посещал выставки и по возвращении писал о них в кишиневских газетах. Для меня тогда существовала проблема — быть сыном известного писателя, потому и я пытался заниматься литературной деятельностью. Но внутренней мотивации писать у меня не было, и потому я выбрал такой предмет, как выставки. Сюжетами моих описаний были: первый показ скульптур Вадима Сидура, сообщество с Малой Грузинской и тому подобное, что было в Москве у всех на слуху до XVII Молодежной выставки. Как можно догадаться, в Кишиневе статьи о московских выставках не стали предметом пристального внимания общественности.

Третий этап моего становления как деятеля искусства совпал с тем моментом, когда отменили, наконец, статью Уголовного кодекса за ‹тунеядство». Когда

это случилось в 1986 году, мы с целой группой друзей уволились из Института методов неразрушающего контроля и организовали свой программистский коллектив. Тогда бытовала форма еще не кооператива, а так называемого «комсомольского предприятия». То есть зарабатывать можно было много, сколько хочешь, но устанавливалась фиксированная зарплата, сверх которой деньги получать не разрешалось.

За три месяца мы заработали огромные, с нашей точки зрения, деньги, а потратить их нe могли. Например, моя часть общего дохода составляла двадцать

тысяч рублей. До этого я жил на стандартную зарплату научного сотрудника — двести рублей, из чего платил алименты, снимал квартиру, то есть на жизнь оставалось чуть больше половины. И вдруг огромные деньги, которые нельзя положить в карман. Тогда я и уговорил моих коллег сделать выставку современного искусства. «Командировал»

сам себя в Москву, ходил по мастерским, отбирал работы, уговаривал художников приехать в Кишинев. Это было достаточно необычно, если вспомнить столичный контекст того времени, — все стремились на Запад, никто не хотел делать выставки даже в Москве, не говоря о Молдавии. Хорошо помню, как отказался Коля Филатов: у него была

галерея в Лондоне, много заказов.

В результате экспозиция состояла на треть из работ с Малой Грузинской, из работ мастерских тогда начинающегося Фурманного переулка и на треть — какие-то мои личные пристрастия, например, Юра Кононенко. Выставка оказалась весьма успешной даже в коммерческом плане — затраты окупились через продажу билетов, мы ничего не потеряли. Я продал семь работ — причем четыре из них купил музей. Мы даже издали каталог, и с ним была связана забавная история.

Ведь в то время каталог выставки можно было напечатать только через типографию Союза художников. Так вот, они нам сначала отказали — по причине того, что их кто-то предупредил, что в так называемой абстрактной живописи «на самом деле зашифрованы

фашистские кресты». Но каталог, в конце концов, был издан, и когда я вместе с каталогом и с деньгами от продажи картин вернулся в Москву, то встретил колоссальное удивление у художников — как так, продавать работы в Кишиневе? Это возможно?

Этот проект имел два важных для меня последствия. В Кишиневе я познакомился с Юрой Хоровским, который был в художественной среде самым главным человеком: самым известным, самым талантливым, самым почитаемым. А здесь, в Москве, у меня появились клиенты среди художников, которые предложили мне их продюсировать. Поэтому я вернулся в Кишинев, мысленно будучи уже жителем Москвы.

Мною двигало желание вырваться из той тоски, что владела мной в Кишиневе. Ужас жизни был в ее абсолютной прогнозируемости. Сначала поступаешь в технический институт, чтобы не идти в армию. После института надо два года отработать на одном месте. Дальше — опять по правилам, вправо-влево нельзя. Проблема была в том, как вырваться из этой биографии, которая была уже написана на много лет вперед. Моим способом стало искусство. Помню, отец мне говорил, — ну зачем тебе все это нужно? Есть ведь Союз художников, пусть он и организует выставки. Ему на меня жаловался Иосиф Бакштейн, и папа нервничал, что я что-то не то делаю, не тех художников выставляю. A признаком того, что я вырвался, стала для меня поездка в Париж в 1988 году вместе с тремя художниками, хорошо помню то ощущение, что я, наконец, изменил себе судьбу.

После полугода жизни в столице я понял, что здесь свое место надо искать кaким-то странным, нетривиальным образом. Я представлял собой любителя искусства, не вписанного ни в какие дружески-семейные круги андерграунда, не имеющего специального образования и даже не слишком хорошо говорящего по-английски, чтобы просто помогать художникам. Но в похожей ситуации оказались все тe, которые прибыли в Москву из провинции, им тоже было очень трудно, так как вся художественная жизнь в те годы сосредоточилась на нескольких площадках — на Фурманном, в первую очередь. Я выбрал для себя несколько рабочих тактик: во-первых, стал помогать организовывать выставки с технической стороны. Например, в достаточно известном выставочном проекте «Лабиринт», куратором которого был Виталий Пацюков, я составлял договора с художниками, вел переговоры по экспорту, то есть работал менеджером.

Вторым направлением своей деятельности я избрал поиск новых художников. Познакомился на ХVII Молодежной выставке с Сашей Ройтбурдом, съездил в связи с этим в Киев, в Одессу, почувствовал мощный энергетический потенциал, который был в киевском сквоте, начал покупать их искусство. Цены на картины стояли высокие, и чтобы покупать недорого, нужно было быть рядом, быть полезным. Ведь людей, интересовавшихся искусством, было предостаточно, многие их них искали для себя какую-то выгоду, нужно было как-то от них отличаться.

Я делал тогда небольшие выставочки — например, в зале на Беляево, в известном «Доме 100», помогал художникам что-то организовывать, наконец, сyмел на Фурманном арендовать комнаты для Олега Тистола и Кости Реунова. Рядом с мастерскими, тут же, в Фурманном переулке, я снял офис и для своей компании.

За это время я много для себя понял, стал лучше ориентироваться. Огромную роль в этом сыграла выставка Гюнтера Юккера, которая весной 1989 года была показана в ЦДХ. B течение всей выставки, около двух месяцев, в конференц-зале Дома художника шли лекции и кинофильмы, посвященные современному искусству. Эти два месяца я ходил в ЦДХ почти каждый день, для меня это был мощный экспресс курс по современному художественному процессу.

Постепенно собиралась коллекция, которая на две трети состояла из произведений украинских художников. К концу 1989 года у меня было примерно шестьдесят работ, и сорок из них — украинских: Савадов, Голосий, Ройтбурд, Гнилицкий, Цаголов (тогда еще абстракционист). Значительную часть этой коллекции я подарил Русскому музею в Санкт-Петербурге, что-то разошлось, а что-то у меня осталось.

Этот предварительный, до-галерейный период закончился выставкой «Вавилон» во Дворце молодежи в 1990 году, когда я показал украинских художников, многие из которых впервые были замечены и затем получили международную известность. Выставки в России воспринимались в те годы как своего рода превью, подготовка для показа за рубежом. Когда я делал свои выставки, частым вопросом было: «А куда потом идет эта выставка?». Мне приходилось отвечать: «Да никуда». Но сегодня, когда я анализирую свою деятельность в те годы, то понимаю, что такая общая установка была неправильной, и что мой успех был обусловлен именно тем, что у меня не было B те годы связей за границей. Я заставил поверить, что и в России есть перспективы для развития, что и Москва — международный культурный центр. Перед тем, как открыть галерею, я успел поработать еще в двух местах — уже не как программист, а как деятель искусства. Два месяца я был директором у Павла Хорошилова, в галерее «Юнион», которую он организовал внутри Экспортного салона на Смоленской площади. Одновременно с Георгием Никичем я готовил первую ярмарку современного искусства АртМИФ, был ее инициатором, председателем. И в то же самое время успевал еще консультировать Владимира Овчаренко, у которого еще не было «Риджины». Это был самый непонятный из всех период моей жизни, у меня уже не было постоянного дохода, кроме как от искусства. И вот как-то ко мне пришел Леня Бажанов и сказал: «Слушай, тебе надо открыть галерею». Мне показалось это диким — здесь же ничего не было, никакой инфраструктуры, какая галерея?! Тогда Бажанов мне ответил: «Это не твоя проблема. Ты откроешь галерею, а я буду приводить к тебе клиентов, коллекционеров». Бажанов исходил из чисто теоретической модели: на западе есть галереи — значит, должны быть и у нас. Ни одного коллекционера он так и не привел, конечно, но благодаря внушённой им иллюзии галерея открылась.

В Москву приехали тогда два очень симпатичных архитектора из Лос-Анджелеса с тем, чтобы недорого купить хорошую графику. Они меня и убедили назвать галерею своим именем, ведь тогда в основном галереи назывались абстрактно: «Юнион», например, или «М’АРС». Но ребята мне сказали: «Смотри, вот мы приедем сюда через четыре года — y тебя тогда будет и другая квартира, и другой телефон. Как мы будем тебя искать? Только через галерею. Название должно быть — «галерея Гельмана». Арендная плата была небольшая, но нужно было ремонтировать помещение, делать профессиональный свет, то есть какие-то затраты были, помимо того, что каждая выставка сама по себе была затратной. Мы прикинули, сколько у нас денег, и решили, что половину можем потратить на галерею. И если через полгода она умрет, — значит, умрет. Если нет, — значит, нет. Топография галерейного дела тех лет выглядела так: был Центр современного искусства, куда входила галерея «Школа» Иры Пигановой, ТУ-галерея Нины Зарецкой, Левашов и его «1.0», галерея наивного искусства «Дар». Довольно известной в те годы была галерея абстрактного искусства Today, затем был М’АРС — кажется, что он был всегда. Чуть-чуть отдельно от всех — Первая галерея, которая стала потом галереей Айдан, и «Риджина» на Преображенке. Я не помню особой конкуренции в то время — наоборот, мы даже делали совместные межгалерейные проекты. Например, Саша Ройтбурд, гений коммуникации, открыл свою выставку одновременно в «Школе», у Левашова и у меня. И такого рода акции были обычным делом. Важно и то, что Виктор Мизиано создал там что-то вроде клуба для художников, потом школу кураторов, где все общались... Страна вообще для нас не существовала, мы жили своей жизнью. Надо отдать должное и двум главным фигурам в области критики — это были Екатерина Деготь из «Коммерсанта» и Андрей Ковалев из «Независимой». Потом, чуть позже, подключилась сейчас уже не занимающаяся искусством Людмила Лунина. Это были люди, жившие действительно внутри искусства — я помню, как в «Коммерсанте» на первой полосе публиковались фотографии с выставок, в частности, галереи Гельмана. Сейчас, конечно, этого уже не дождешься. Я себя ощущал человеком, продвигающим все новое. Тогда же галерея начала поддерживать новых художников ежемесячными зарплатами, получая взамен работы. Коллекция стала играть роль инвестиции. И достаточно успешной. Именно поэтому в моей коллекции исключительно работы тех художников, с которыми я работал. Меня интересовало не столько владение, сколько механизм, позволяющий галерее делать выставки, а художнику продолжать работать. Я был увлечен рынком, теоретизировал.

Начиная с 1993 года для галереи была выбрана стратегия, которую я называл «Эстетикой участия в жизни». Это была программа внедрения искусства в социальный контекст, основанная на достаточно сомнительных рассуждениях, но надо сказать, что после первых же выставок, как «VII Съезду народных депутатов посвящается», в Москве нe было ни одной серьезной газеты, которая не поместила материал о наших событиях. Я не помню — до сих пор — таких очередей, как на «Конверсии». Видимо, Рособоронпром, с которым мы сотрудничали, разослал информацию по своим предприятиям — очереди в ЦДХ были километровые, люди приезжали специальными автобусами, стояли часами. Приезд в Москву Комара и Меламида был по масштабу сравним с возвращением Солженицина, хотя по форме был пародией на него. А с 1995 года начался период, когда галерея Гельмана для внешней среды вообще представляла все современное искусство, вместе взятое. Например, газета «Завтра» достаточно долго всех современных художников называла «гельманоидами». Православные мракобесы подавая на нас в суд, в иске упоминают, как «акции Гельмана», все выставки «Риджины» 1995 год был точкой перелома. Именно с 1995 года галерея превратилась в профессиональное учреждение, которое занималось продюсированием и продвижением художников, без всяких концепций. Но за эти 4-5 первых лет существования галереи, с 1991 по 1995 год, я как личность полностью изменился. Каждый месяц открывалась новая выставка, я месяц практически 24/7 жил с разными авторами, вникал в их творчество и проблемы — и художники меня заново сформировали. Поэтому я подарил часть коллекции Русскому музею в Питере, Помпиду в Париже, и вот сейчас дарю Третьяковке. Это моя благодарность им за самое себя.

Считаю очень важным распорядиться коллекцией, пока я еще деятелен, сравнительно молод, в твердом уме. Видел много печальных случаев, когда коллекции разбазаривались и исчезали сразу после смерти того, для кого они были часть жизни, как для меня.

У нас нет с музеем каких-то специальных договоров, но я уверен, что всякий раз, когда работы, мной подаренные, будут экспонироваться, мой дар будет упомянут. Просто представляю вживую своего дальнего наследника, который хвастается этим подарком, как своим.

P.S. Я написал этот текст, словно сегодня финал какой-то. Но я достаточно активно работаю с художниками, делаю выставки, мой дом и запасник снова пополняется работами молодых, и не только, художников, которые, я верю, завтра станут музейными. Так что предлагаю Третьяковской галерее пометить эти работы в своих реестрах как «Дар Марата N1».

Источник: facebook.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Главные сериалы лета 2020

Подборка лучших и интригующих

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко.

02.06.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Григорий Симанович: Мой Бродский

Авторская колонка о великом поэте

Написал этот заголовок и тотчас решил его убрать. Наглость, подумал, беспримерная: ценители Поэзии тотчас ассоциируют с «Мой Пушкин» Цветаевой и зададутся законным вопросом, а кто этот нахал, собственно, такой, чтобы публично, на популярном сайте, «приватизировать» великого поэта и рассуждать о нем, не будучи именитым и прославленным, не имея громкого авторитета ни в поэзии, ни в литературоведении, ни в обществе.

01.06.2020 19:00, story.ru


Они сражались за джаз

История великого Иосифа Вайнштейна

Его музыку полюбили — и дали дослужиться до майора. Но узнав, что это буржуазный джаз — отправили в лагеря. Уже на свободе Иосиф Вайнштейн сколотил лучший в Ленинграде оркестр — за смелость, впрочем, пришлось поплатиться.

31.05.2020 19:00, Алена Городецкая, jewish.ru


Кино для тех, кто еще не вышел на улицу

Надо видеть: любимые фильмы Греты Гервиг

Есть фильмы, которые никогда не перестают быть актуальными. А есть те, что сейчас становятся классикой. В подборке Греты — кино от драмы до комедии, это великие кинокартины, захватывающие сюжетом и эстетикой кадра.

30.05.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Аркадий Аверченко: Великая ирония

История легкого человека

Аверченко, «русский Марк Твен», родился 27 марта 1880 года и вскоре, уже в 1908-м, весь читающий Петербург знал и ценил молодого писателя-сатирика. Современники Аверченко расхватывали «Сатирикон», где в каждом номере было несколько его новых рассказов, уморительно смешных.

27.05.2020 19:00, Владимир Вестер


Иосиф Бродский: «Россия — это страна, которая в будущее не ориентирована»

К юбилею поэта — беседа Иосифа Бродского (1940-1996) с Еленой Якович, состоявшаяся в Венеции в ноябре 1993 года

24 мая 2020 года Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. У России была возможность стать чем-то иным в этом столетии. Была бы возможность — если бы революция 17-го произошла на тридцать лет позже, если бы индустриализация, начавшаяся на рубеже веков, получила развитие и некая широкая промышленная база с коммуникациями и всеми прочими делами была бы унаследована новой политической системой. Но этого не произошло.

24.05.2020 15:00


Повседневность никогда не будет прежней

Фильмы, меняющие сознание, мировоззрение и жизнь

Хорошее кино после просмотра не оставляет нас прежними. Но есть фильмы, особенно воздействующие на сознание. Они охватывают монументальные темы и поднимают острые вопросы, подталкивающие к новому взгляду на жизнь и расширяющие сознание. В нашей подборке кинокартины, которые охватывают темы природы реальности, пробуждения, просветления, духовности или философски исследуют тайны Вселенной.

23.05.2020 19:00, cameralabs.org


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

21.05.2020 19:00, izbrannoe.com


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

20.05.2020 19:00, Cameralabs


Миллионер поневоле

75 лет назад, 19 мая 1945 года умер Константин Тренёв, советский писатель, драматург, преподаватель

Эстетика Тренёва, в отличие от Ленинско-Сталинских послевкусий нового типа того же Демьяна Бедного, скорее, ближе к неортодоксальному толстовству — явственно слышатся отголоски, реминисценции любви и терпения Льва Николаевича.

19.05.2020 19:00, Игорь Фунт






 

Новости

Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.