Подписаться на обновления
25 апреляВторник

usd цб 56.0794

eur цб 60.8461

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
  четверг, 13 мая 2010 года, 17.41

«Газета — колоссальный механизм по убийству человека»
Сергей Мостовщиков рассказывает о том, что привело его в «Известия»


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Место в гипотетическом зале славы прессы Мостовщиков обеспечил себе ещё журналом «Столица» — самым ярким и, можно сказать, культовым изданием 90-х годов. Однако, помимо репутации выдающегося главного редактора и суперпрофи журналистского дела, Мостовщиков пользуется известностью как создатель проектов эксцентричных, недолговечных и убыточных.

Именно таковыми были просуществовавший около полугода еженедельник «Новый очевидец» и чуть более долгоживущий «Крокодил».

Затем последовали два года молчания, и вот в начале марта стало известно о том, что Сергей Мостовщиков принял приглашение стать заместителем главного редактора газеты «Известия». Сейчас, через два месяца после своего назначения, он уверен, что изданию от него может быть немалая польза.

— Сергей, расскажите, пожалуйста, как вы дошли до такой жизни? Что заставило вас вернуться в журналистику, ведь ещё сравнительно недавно вы говорили, что с этим покончено?
— Это результат совпадения двух иррациональных и труднообъяснимых вещей.

«В какой-то момент я задал себе вопрос ― чего ради мне дальше оставаться в «Книжном обозрении»? Я готов работать ради трёх вещей: ради денег, ради интереса или ради обучения чему-то новому. А тут оказалось, что нет ни того, ни другого, ни третьего, да и делать предстояло по большей части работу, с которой другие люди справятся значительно лучше меня», — сказал Александр Гаврилов.

Я действительно не планировал возвращаться в журналистику, я как-то потерял способность видеть смысл в этом занятии. Вёл спокойный образ жизни, делал с Леонидом Милославским детский интернет — вернее, его кинематографический кусочек, общался с гениальным сценаристом Авдотьей Смирновой, гениальным режиссёром Борисом Хлебниковым и гениальной актрисой Марией Шалаевой, и было мне тепло, светло и хорошо. А потом умер Игорь Голембиовский, который всегда относился ко мне как к родному сыну, и я пошёл на его похороны. Там я встретил многих людей из старой редакции. Сложно описать, что я в тот момент испытал, но это было лирическое и довольно глубокое чувство.

— И этого чувства оказалось достаточно, чтобы взять и разом поменять жизнь?
— Видите ли, сейчас это уже мало кто помнит, но я свой трудовой путь начинал именно в «Известиях» — я там проработал семь лет, с 1988-го по 1995 год, всё время моего профессионального младенчества. «Известия» тогда были главной, самой читаемой газетой страны с тиражом в сколько-то миллионов экземпляров, и, конечно, то, что я — юноша совершенно беспартийный и дерзкий — туда попал, было чем-то невероятным.

Газета сделала для меня очень много и в журналистском плане, и в персональном. Например, я до сих пор живу в квартире, кредит на которую мне — в обход всех правил — дали «Известия». И красивый номер телефона, которым я пользуюсь, — оттуда же. Да и как профессионал я тоже родом из «Известий»: газета — это такой колоссальный механизм по убийству человека. И тому, кто вышел оттуда живым, в дальнейшем уже ничего не страшно.

— Но вы сказали, что совпали два фактора. Первый, как я понимаю, это похороны Голембиовского и нахлынувшие лирические воспоминания. А второй?
— Вторым стал звонок от главного редактора «Известий» Виталия Абрамова — деликатного и диковинного человека из Астрахани, который позвал меня на работу.

— А вы хоть знали, что собой представляют «Известия» сегодня? Вы понимали, куда вас зовут?
— На момент абрамовского звонка (Виталий Абрамов — главный редактор «Известий») я газету уже шесть лет не видел. Я человек психически слабый и всегда стараюсь защищать свой внутренний мир от влияния извне, а при последнем контакте «Известия» нанесли по нему такой сокрушительный удар, что я решил поостеречься. Это было что-то непередаваемое, одновременно унизительное и пугающее. Так что я не знал, что там творится, но предполагал худшее.

— И это вас не остановило?
— Мы тут как-то со средним сыном дискутировали о центральной для всей русской литературы проблематике — о драме выбора. Так вот, я совершенно уверен, что никакого выбора не существует. И поэтому не колебался ни секунды.

«Известия» на протяжении многих десятилетий была газетой интеллигенции. Понятие «интеллигенция» в последние годы растворилось, а люди остались — со своими потребностями в информации. Им претит жёлтая пресса, скандалы, «звёздная пыль». С другой стороны, деловые газеты, главной целью которых являются бизнес-новости, тоже не являются для таких людей приоритетом. Между жёлтой и деловой прессой существует довольно большое информационное поле. «Известия» были главной газетой на этом поле. Моя задача — вернуть газету таким вот читателям. Интеллигентам, как сказали бы прежде», — сказал Виталий Абрамов.

Однако в моём решении прийти работать в «Известия» содержался и очень серьёзный рациональный компонент. Во-первых, так я мог сделать что-то осмысленное и неотвратительное, например, хоть как-то реабилитировать и реанимировать один из главных отечественных брендов. А кроме того, я надеюсь, что эта работа сможет меня самого как-то оживить, убыстрить кровоток.

В последнее время я начал чувствовать в себе какую-то ненаблюдательность, равнодушие, занудство. И для борьбы с ними мне нужен внешний стимул. Я же последовательно двигаюсь по пути собственной деградации, я всеми силами стремлюсь принизить влияние на меня моей личности. И если в этом мне не поможет газета — бесчеловечная фабрика, которая крошит и перемалывает всё что угодно, значит, ничто, наверное, уже не поможет.

— Но какие-то персональные цели у вас в этом проекте имеются?
— Никаких. Мне уже не нужно ни карьеры, ни самолюбования, ничего не нужно от этой профессии. Но я ею занимаюсь много лет, и у меня накопилось много практических, технических знаний и умений, которые могут в «Известиях» пригодиться. Я, что называется, готов к использованию, я хочу быть полезен.

В этой газете за четырнадцать лет поменялось девять главных редакторов, тут развалено всё, что только можно развалить. И я могу немного отладить какие-то внутренние процессы: рождение темы, технологию производства номера и тому подобное. В меня это знание вколочено, я помню, как оно тут было четырнадцать и двадцать лет назад. Кто-то должен делать заметки, а кто-то — газету. Не знаю, приживусь ли я тут, но в принципе сами стены помогают: здесь ведь всё осталось таким же, как двадцать лет назад, тут даже цветы в кадках помнят меня маленького.

— А с Абрамовым как работается? Всё же он персона для позиции главного редактора довольно своеобразная…
— У меня в этой сфере низкий порог требовательности. Абрамов не мерзавец, не подонок и не скотина, и это по нынешним временам огромное достояние и завоевание. К тому же он, в отличие от меня, реалист. В таком огромном механизме, как газета, всегда есть масса тонкостей, сложностей и подводных камней, с которыми он готов разбираться. И пока довольно успешно с этим справляется. Так что я в работе с ним никаких барьеров не ощутил.

— А остальной коллектив? С теми, кто остался в газете, можно работать, или будете всех менять?
— В «Известиях» работают нормальные люди, поэтому я не замышляю никаких революций. Увольнений и назначений я требовать не буду: с теми, кто есть, вполне можно иметь дело. Конечно, они измотаны постоянными сменами руководства. Конечно, они устали и ничего не хотят. Но я пожилой романтик и верю, что иногда происходят чудеса. Сами люди, конечно, не меняются, но чудесные обстоятельства могут вытащить из них нечто неожиданное для них самих.

— А в чём формально состоят ваши обязанности?
— Формально я курирую то, чего не существует: гуманизм, общество, науку и образование. Ничего этого а) нет; б) это нельзя больше воспринимать в той парадигме, в которой к этому принято относиться. Эпоха самопознания для человечества прошла, никому больше не интересно про него самого и ему подобных. Человек сегодня — это уже не человек, а существо бесполое, безликое, чёрт знает что. А это значит, что традиционная журналистика тоже больше невозможна — она неизбежно превращается в рыдания по уходящей натуре.

Сегодня принято восхищаться журналом «Эсквайр», а по мне, так это просто такой нереально утончённый плач по человеку. В наши дни самопознанию противопоставляются знание, навык, умение: самодеятельная, спонтанная наука и культура — вот основа нового мира, и YouTube — пророк его. Сегодня интересен не человек вообще, а человек как носитель знания. Это значит, что нужно возрождать безвременно угасший жанр очерка и вообще искать новое в этой области, прощупывать нечто за пределами смертей, рыданий и сомнений. И я попробую это сделать в «Известиях».

— Иными словами, вы в газете надолго и всерьёз?
— Я не хочу зарекаться. Мне всё равно, сколько я тут продержусь, да и вообще я, честно говоря, не верю в концепцию будущего. День, два, пять, семь месяцев — очень хорошо. Как будет, так и слава Богу.

Беседовала Галина Юзефович




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как была устроена редакция советской газеты

Кто собирал номер, кто читал «проблемные статьи» и как текст отправляли в ЦК КПСС

До 1991 года в нашей стране 5 мая отмечался «День советской печати», который был приурочен к выходу первого номера большевистской газеты «Правда».
«Действовал принцип коллективной ответственности за каждое печатное слово. Ни один журналист не действовал сам по себе, от своего имени. Но входил в команду, в штат редакции, где не только сам отвечал за свои слова — за него отвечали и многие должностные лица в газете или журнале», — Альберт Плутник, легендарный журналист газеты «Известия».

05.05.2014 13:00


Пик гонений на СМИ пришёлся на 1913 год

Есть с чем сравнивать: по-прежнему с 13-м годом

Патриотическая мысль рисует 1913-й как год наивысшего расцвета и стабильности России за всё время её существования. Этот же год явился пиком гонения на независимые СМИ. Если в 1906 году на печать было наложено 16 штрафов, то в 1913-м – 340, более сорока редакторов были посажены в тюрьму. Сегодня видна та же закономерность: по мере нарастания стабильности гонения на СМИ только усиливаются.

24.12.2013 14:45


Закончились «времена больших волнений»

Немецкие газеты покидают Россию

Немецкие издания Frankfurter Allgemeine и Die Zeit объявили о резком сокращении штата корреспондентов в московских отделениях. Так, например, издание Frankfurter Allgemeine, у которого штат доходил до трех корреспондентов, с осени будет представлен в Москве одним журналистом, а корпункт Die Zeit вовсе будет закрыт. Все дело в том, что, как пояснили представители изданий, в России закончились «времена больших волнений» и качественного освещения событий уже не нужно держать столько сотрудников.

06.02.2013 14:35, Алексей Чернега


Почему хочется, чтобы пресса выжила

Постепенно приходит понимание, что схема «сам себе журналист» не является панацеей

Смерть печатной прессе - всему общественному институту с профессиональными журналистами, редакторами, корректорами, издательствами - за последнюю сотню с небольшим лет предсказывали неоднократно.

09.01.2013 16:30, Виктория Доронина


«Из консервативного журнала либерального толка издание превратилось в откровенный рупор пропаганды для среднеобразованных людей»

Размышления на отдыхе о свежем номере «Economist»

Традиционный отпускной сезон всегда приятно помимо ничего-не-делания использовать для исполнения мелких вещей, до которых никак не доходили руки. Вот и я решил наконец подцепить на свою таблету электронную версию Economist. На бумажную версию был подписан всегда, но с постоянными перелетами вечно подбираю уже устаревшие номера. Вот и решил нагнать прогресс и перестать отставать от любимого издания.

20.08.2012 14:01, Aндрей Дикушин


Пресса под прессом

Какая судьба ждет печатные и отраслевые СМИ в новых законодательных реалиях?

При всех затруднениях, которые тотальный запрет на рекламу алкоголя создал для самых разных площадок, в деле с новой редакцией старого закона есть один едва ли не главный «пострадавший». Речь о печатной прессе, которая и так переживает не лучшие времена в связи с ростом интернета, а теперь имеет все основания ждать для себя еще худших.

08.08.2012 10:04, Наталья Малютина, Евгений Чепурной


«Гардиан» перестаёт быть газетой в привычном смысле слова

«Мы, как апостолы, убеждали всех довериться социальным сетям»

Алан Расбриджер - человек занятой, о чём известно по обе стороны Атлантики. Кажется, что он вездесущ: по эту сторону океана он занимается журналистикой, экспериментирует с «Твиттером», руководит освещением скандала с прослушиванием телефонных разговоров, в результате которого одного за другим увольняют администраторов и редакторов принадлежащего Руперту Мердоку издания «Ньюс интернэшнл». По ту сторону Атлантики он организует филиал «Гардиан» в Нью-Йорке, призванный утвердиться на американском рынке СМИ за счёт активного распространения электронной версии газеты.

03.08.2012 08:30, Джастин Эллис


«Хулиганы» из «Коммерсанта»

Блогеры обсуждают громкие отставки в издательском доме

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов уволил главреда журнала «Коммерсантъ Власть» Максима Ковальского и гендиректора холдинга Андрея Галиева. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян damian Кудрявцев написал заявление об уходе.

13.12.2011 14:30


Нетрудовые будни

Редакция «Известий» выходит на работу, но не выпускает газету. Издатель не уведомил сотрудников о прекращении выхода издания

«Известия» переходят к новому издателю, но далеко не в полном составе. Почти 200 человек из прошлой редакции рискуют остаться без работы и выходного пособия. Однако газета существовать не перестанет — теперь её будет выпускать ООО «Айньюс», возглавляемое Арамом Габреляновым.

06.06.2011 07:40, nata-kochetkova


«Кричать о том, что печать умирает, преждевременно»

Интервью с новым исполнительным директором ГИПП Мариной Давыдовой

Чуть больше месяца назад, 15 марта 2011 года, Гильдия издателей периодической печати избрала нового исполнительного директора — Марину Давыдову, которая семь лет своей карьеры отдала ГИПП. Юлия Казакова, возглавлявшая гильдию с 2002 года, перешла в мэрию Москвы заместителем руководителя департамента СМИ и рекламы.

22.04.2011 08:00, Анастасия Алексеева






 

Новости

Проект «Ноосфера. Запуск» представлен в УлГУ
21 апреля в медиацентре Ульяновского государственного университета состоялось мероприятие Ассоциации интернет-издателей, на котором президент АИИ Иван Засурский и координатор проектов АИИ Наталия Трищенко представили студентам УлГУ проект «Ноосфера. Запуск», площадку для открытой публикации «Научный корреспондент», рассказали об открытых лицензиях Creative Commons, а также результатах исследовательской серии АИИ.
Федеральная резервная система банков знания представлена на международной конференции
20 апреля в рамках 6-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня — 2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций» состоялась сессия «Открытый доступ и электронная архивация», организатором которой стала Ассоциация интернет-издателей.
Федеральная резервная система представлена на РИФ+КИБ 2017
19 апреля в рамках РИФ+КИБ 2017 состоялась секция «Рынок EdTech: образовательная среда будущего».
Проект «Ноосфера. Запуск» представлен в Университете «Дубна»
18 апреля в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» состоялось мероприятие Ассоциации интернет-издателей по проекту «Ноосфера. Запуск». Президент АИИ Иван Засурский рассказал студентам об открытых лицензиях, международном движении Open Access, проблемах доступа к научной информации и проекте Федеральной резервной системы банков знания, а также представил результаты исследований «Новая модель регулирования авторских прав», «Электронное книгоиздание в России», «Прозрачная система образования» и «Открытый доступ к науке».
Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи
Лейденская коллекция – крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.