Подписаться на обновления
4 декабряСуббота

usd цб 73.7426

eur цб 83.2406

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина  Мир Ясен 
  суббота, 23 октября 2010 года, 09:05

Галина Пьянова: «Мы — поколение недобитых романтиков…»
Главный режиссёр алма-атинского театра «АРТиШОК» про «Золотую маску», женскую режиссуру и о том, как сделать спектакль из сегодняшней газеты


Галина Пьянова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Однажды я наткнулась на интервью с Путиным. Журналисты поступили потрясающе, представив разговор без анализа и литературщины: вопрос — ремарка — ответ — ремарка, отразив всё по законам драматургии. В кавычках было написано «Путин смеётся», «Путин задумался». Это была настоящая пьеса, достойная Гоголя, когда честно расшифрованная запись характеризует поведение людей вокруг.

Единственному алма-атинскому независимому экспериментальному театру «АРТиШОК» исполняется десять лет. Бессменный режиссёр театра Галина Пьянова рассказала о сложностях современной драматургии, Кортасаре и Ларсе фон Триере, отсутствии веры в театре и дефиците драматургов.

— Галина, нынешний сезон для театра юбилейный, десятый. Встретите его как-то особенно?
— Мы независимый театр, и о каких-то датах даже и не думается. Скорее всего, это связано с тем, что нам приходится много работать. К счастью, приходится.

Арт-директор фестиваля NET о своих самых сильных театральных впечатлениях последнего времени и о том, как название фестиваля влияет на его карму. Придуманный в 1998 году двумя театральными критиками, бессменными арт-директорами смотра Мариной Давыдовой и Романом Должанским, NET уже давно стал одним из главных театральных фестивалей Москвы.

Работа эта связана не только с гастролями, но и с организацией разных событий: выставки, фестивали, перформансы. Мы всегда чем-то заняты, у нас даже шутка есть, особенно когда очень устанем: вот придёт наш юбилей, пригласим артистов, сядем и будем смотреть.

А тут, закрывая прошлый сезон, мы вдруг поняли, что нам десять лет, так время быстро прошло. Настолько, видимо, свыклись с мыслью, что мы независимый экспериментальный театр, что просто были не готовы к тому, чтобы прожить эти годы.

Тогда вся труппа решила сделать подарок не столько себе, сколько тем, кто был с нами все эти годы, — нашим зрителям: без их любви, поддержки, понимания и принимания не было бы этих десяти театральных сезонов.

Делать какие-то капустники с цветами, вазами не в нашем духе. Мы хотим весь будущий сезон делать интересные события: театральные, художественные, литературные, и не только на своей площадке, это будут и уличные перформансы, и спектакли в самом настоящем ангаре.

Мы пригласили всех актёров, с которыми работали все эти годы, многие из них уехали, перешли в другие театры, стали делать самостоятельные проекты, стали режиссёрами, но откликнулись буквально все.

И первое, что будет сделано, — мы откроемся своим самым первым спектаклем «Zip-Zap… и ни слова о метле». В своё время он недолго шёл в Алма-Ате, мы его показали на паре фестивалей, взяли парочку Гран-при, но алмаатинцы его видели мало. Вот такой будет у нас юбилей.

— В большинстве стационарных театров современная пьеса, как отечественная, так и западная, не идёт. Там больше ориентируются на классику или на «бульварное чтиво», и перебить это практически невозможно. Почему?
— Театральное предложение идёт от зрительского спроса. Это только сказать легко: ай, какие вы, театры, ставите только комедии. Потому что зритель идёт на комедии, это кассовые сборы.

Любой театр заинтересован в том, чтобы зритель к нему шёл, дело даже не в деньгах, которые приносит зритель, а в том, чтобы он шёл. А зритель хочет видеть смешное, это, к сожалению, факт нашей среды, нашего города.

Но и голод по серьёзным постановкам я тоже ощущаю, голод по реакции на какие-то проблемы, в которых живут наши современники, когда ты сам не справляешься и идёшь в театр, чтобы найти собеседника.

Конечно, тебе не будет дадено ответа, как жить, но ощущение сопричастности, тонкость и глубину переживаний театр дать может. Это очень сложно в формировании драматургии. Поэтому у алма-атинских режиссёров этот страх присутствует: поймут ли.

Хотя в этом случае, я думаю, надо больше доверять зрителю. Мы позволили себе это сделать, если хотите, это наша гражданская позиция: даже если будет отрицательная реакция, если не поймут, всё равно говорить со зрителями жёстко, неприятно.

У нас была подобная ситуация, когда мы играли спектакль «Клоуны», непростой разговор о том, нужно ли искусство стране. Драматургию спектакля мы создавали сами, и ответы получались нерадостные, мы, как и наши герои, были в растерянности.

Зрительская реакция была полярной. Одна женщина прямо на спектакле встала и сказала: вы ломаете людям психику! И ушла. Наш последний спектакль «Древнегреческие трагедии. Др.Гр.Тр.» получился серьёзным совсем неожиданно. Хотели сделать истории — страшилки для подростков, но встал вопрос использования древнегреческих терминов, и пришлось глубоко залезть в античную литературу.

Ведь она даёт ответы на все вопросы современной психологии, и это очень сильные ответы. Греки не занимаются морализаторством, они просто предлагают: люди, вы можете так любить, вы можете так поступать, вы можете культивировать такие комплексы, но посмотрите, что за этим следует.

Да, это невесёлая история, но это и не скучная история. Мы показали это простыми вещами и словами, а не метафорами. И зрители от этого спектакля были в шоке, к нам подходили и спрашивали: как вы себе можете позволить так разговаривать?

Я им отвечаю: потому что это про нас. Для большинства древнегреческое — колонны, статуи, что-то холодное и не про нас, а на самом деле это про нас. И мы показали, насколько это про нас.

В этом сезоне мы снова будем играть этот спектакль, и я уже со страхом жду, как зритель пойдёт, как он отреагирует, будет ли найдено понимание. Этот вопрос перед нашими театрами всегда стоит. В нашем городе живёт два миллиона человек, а театров всего шесть, до смешного мало.

Определённая театральная культура у нас сложно, но прорастает, пробивается, театры боятся потерять своего зрителя, и ставятся комедии. Но современная пьеса необходима, я это чувствую по реакции людей на наших спектаклях.

— Почему вы не реагируете на политические и социальные вызовы общества?
— Да потому что права не имеем, так как сами не понимаем того, что происходит. Самая социальная в группе я, постоянно влезаю в какие-то истории. Но заинтересовать группу какой-то темой, если нет интереса, нет искры, невозможно.

В своих спектаклях мы стараемся говорить о других моментах, может, более глобальных, например, присутствии Бога или его отсутствии. Или поднимаем вопросы человеческого выбора и как он влияет на дальнейшую судьбу человека. Это вопросы не социальные, а духовные.

С другой стороны, иногда попадается весьма интересный материал. Как мимо него пройти? Однажды в «Комсомолке» я наткнулась на интервью с Путиным в бытность его президентом.

Журналисты газеты поступили потрясающе, представив разговор без анализа и литературщины: вопрос — ремарка — ответ — ремарка, то есть отразили всё по законам драматургии.

В кавычках было написано «Путин смеётся», «Путин задумался». Это была настоящая пьеса, достойная Гоголя, когда честно расшифрованная запись характеризует поведение людей вокруг.

Нас же, актёров, интересует поступочный ряд, поступки людские. И мы так заразились этим материалом, что сделали некую акцию: пригласили зрителей на ридинг — актёрское чтение пьесы, и ридингом послужила статья в «Комсомолке».

В это время мы работали над циклом «Театр в поисках автора», нам позарез был нужен драматург. И вот мы прочитываем это как пьесу, с нашей стороны это было откровенным хулиганством.

И вдруг она начинает пользоваться каким-то неимоверным успехом, нас с ней приглашают в Новосибирск, Ереван, ещё куда-то. Сложилась абсурдная ситуация: мы просто отразили то, что было написано в газете, и тут — успех.

Я до сих пор читаю статьи, особенно в российских изданиях, где пишут, что даже в Казахстане ставят спектакли про их правительство и у казахов Путин вообще женщина.

А у нас так вышло: мы Путина определили… через рост. Я самая маленькая в труппе, мой рост решил всё. Но это всё так раздулось, что мне даже стали сниться сны, что мы сидим рядом с Путиным и он подозревает, кто всё это сделал.

Нас потом спрашивали и местные журналисты: почему вы не ставите спектакли про нашего президента? Потому что не давал повода, а здесь дали.

Вся наша политичность строится на азарте: интересно проиграть какую-то ситуацию. Лаборатория нас интересует больше, чем социальное что-то или политическое. Бывает, что жанр диктует нам необходимость реакции на политику. У нас есть спектакль в жанре театра-кабаре, где мы в острой куплетисткой форме проговариваем вещи, интересующие город, потому что город приходит на спектакли. Вот это мы делать умеем, но это лишь жанр. Мы не социальный театр, это факт.

— Нынешний театральный сезон посвящён юбилею Чехова. Как АРТиШОК отреагирует на эту дату?
— Театральные события создают сами театры. Да, есть какие-то даты, есть «датские» спектакли. Но всегда возникает вопрос: а зачем?

И вновь прошедшая «Золотая маска», разросшаяся до мегаразмеров, ставит серьёзные вопросы о путях развития национального театра. Точнее, о проблемах его восприятия. Как же, ну как можно достойно представить в Москве провинциальные труппы? Хотя именно «Маска» 2009 года удалась как никогда. Хорошо, грамотно распределились премии, и ярко, насыщенно, событийно прошёл фестиваль, который на 15-м году своей жизни стал наконец осмыслять себя и исправляться.

На сцене хорошо видно: действительно ли ты так любишь Чехова, посвящая ему свой спектакль, хочешь напомнить зрителям про этого гения, чтобы взяли да перечитали, либо ты получаешь субсидии под эту дату, и тогда это коммерческий проект.

Коммерческие проекты редко отвечают художественным ожиданиям зрителя. Это всегда раздражает, потому что непонятно, кто формирует эту моду, почему Чехов, а не Брэдбери.

Мы знаем и любим авторов, и Чехов для меня — наисовременнейший драматург: если относиться к нему со всем уважением, не меняя ни точки, ни запятой, быть внимательным к нему не поверхностно, а погружаться в чеховское творчество — более современного автора нет. Мне иногда напоминают, что он умер, потому мне кажется, что я должна с ним разговаривать. Мы планируем этой весной выпустить спектакль, который готовится уже два года, «Три сестры».

Вопросы, которые поднимает Чехов, сногсшибательны, иногда становится страшно и жутко, когда понимаешь, что какая-то история в изложении Чехова напоминают твою собственную. Более жёсткого, более сурового автора я в драматургии не знаю. И если внутри театра живёт внимательное отношение к автору, то можно отметить и 151 год.

У нас есть спектакль Back in USSR. Только ленивый не сказал о том, что он очень конъюнктурный. Я никогда не ленюсь рассказывать, почему спектакль успешен. Спектаклей на эту тему масса.

Нас однажды Роман Должанский пригласил на гастроли, я посмотрела репертуарную карту Москвы, возникло ощущение: в Тулу со своим самоваром.

И, вы знаете, Москва нас очень хорошо приняла, они не ожидали, что в Казахстане есть уровень европейского театра. Back in USSR — гротесковый спектакль, в нём много смеха, клоунады, не специальной: вот, мол, придут 40-летние люди и пустят слезу.

И делался этот спектакль не потому, что тема СССР — это модно. Мы просто пели песни, пили чай, проговаривали какие-то истории, потом начали рассказывать детские страшилки, потом одна актриса начинает петь песню дворовую, кто-то из нас стал плакать, потом разговор зашёл о родителях.

С этого спектакль и возник: с поколения наших родителей. Они болезненно вошли в новую эпоху, единицы выжили, многие спились либо умерли от инфаркта.

Мы — поколение недобитых романтиков: умеем быть деловыми, мы можем заработать очень много денег, потом в ночь спустить. Младше нас на пять лет идёт уже другая формация людей.

Вот из чего и возник спектакль. Мы умеем создавать драматургию путём актёрской работы, сумели найти настолько узнаваемые прототипы, что к нам после спектакля подходили зрители и говорили: в нашем классе вот такая же училась! Да они во всех классах учились.

— На что вы опираетесь, как художник, в своём творчестве? Есть любимые писатели или режиссёры?
— Люди, у которых я училась, говорили: если ты играешь Достоевского, читай всё вокруг Достоевского, а не Кортасара. Всегда думала: почему? Ведь тот же Кортасар очень любил Достоевского.

Я Ларса фон Триера считаю великим режиссёром, но долгое время не могла принять его позицию, считала его фашистом, не могла понять его отношение к нам как к быдлу.

Как это он может решать и, главное, давать разрешение зрителю решать, а он это мастерски делает, находит краски соответствующие: кого убивать, а кого — нет.

Долгое время вообще не могла смотреть его фильмы, пока, видимо, недоросла. Пришёл материал, как-то связанный с Ларсом, и я поняла: это вообще не его позиция, это я понимаю как зритель, что так нельзя, он заставляет меня понять это через такие жёсткие формы.

Я верю в энергии, я знаю, что эта вещь материальная. Если этот энергетический импульс от лукавого, жди провала. «От лукавого», то есть от мозгов: женщина природой своей должна существовать не мозгами, и это не вопрос женской или мужской режиссуры, жить мозгами — мужская прерогатива. Женщина должна подключаться к чему-то всем существом как животное, тогда всё получается.

— Два года назад вы завоевали «Золотую маску». Какую роль в вашей жизни играют вот такие опознаватели успеха?
— Люди, идущие в творческую сферу, ориентированы на обратную связь больше чем кто-либо. Особенно на это ориентированы актёры: картины или скульптуры можно увидеть и через сто лет, а театр сиюсекунден: если нас сейчас не увидят, нас никогда не увидят, и даже видео не передаст ощущения живого контакта со зрителями.

До того как мы попали на «Золотую маску», у нас было нереальное количество фестивалей, порядка 65 в разных странах. На «Золотой маске» мы играли два спектакля.

«Маске» я очень благодарна не за тот престиж, который она нам дала, а за уроки ежедневной борьбы с ежедневными трудностями, которые она нам тоже преподнесла: проблемы были везде, начиная с таможни и заканчивая бытовыми проблемами, отсутствием молотков, например, чтобы гвозди забить.

«Золотая маска» — сложный фестиваль по своей внутренней структуре. А тут ещё и Арт-центр им. Мейерхольда, узнав, что мы едем на «Маску», пригласил два других наших спектакля.

В течение недели мы играли четыре спектакля в разных концах города. А Москва — жёсткий город: на установку спектакля, на которую требуются сутки, нам давали ночь. И так мы играли всю неделю: спектакль — перестановка — спектакль — перестановка. Хорошая школа.

Беседовала Анна Дармодехина




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Голая на коне

Насыщенная жизнь забытой актрисы

Актрисе Аде Менкен сплетни были нипочем: она коротко стриглась, прославилась «голой» ролью гетмана Мазепы и крутила романы — в том числе с Чарльзом Диккенсом и Александром Дюма, который годился ей в отцы.

02.08.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер режиссер «Особенностей национальной охоты»

Александру Рогожкину было 72 года
Умер режиссер Александр Рогожкин, снявший такие фильмы, как «Особенности национальной охоты» и «Кукушка». Ему было 72 года, сообщает «Фонтанка» со ссылкой на киностудию «Ленфильм»

Умер выдающийся армянский музыкант и композитор Дживан Гаспарян
Умер армянский музыкант и композитор, выдающийся мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян. О смерти сообщил внук и полный тезка артиста в Facebook.
Культовый фильм «GENERATION П» снова в кинотеатрах
7 июня в главном московском кинотеатре «Октябрь» пройдет специальный показ фильма Виктора Гинзбурга «Generation П» при участии режиссера и кинокритика Егора Беликова. Там же впервые покажут трейлер фильма «Ампир V» (прокат осенью 2021). В июне прокат «Generation П» по всей стране! Фильм можно будет увидеть в крупнейших кинотеатрах России. Расписание по ссылке.
Поэт и художник Лоуренс Ферлингетти скончался на 101-м году жизни
Писатель Лоуренс Ферлингетти умер в возрасте 101 года. Об этом сообщает Associated Press.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.