Подписаться на обновления
29 июняЧетверг

usd цб 59.5415

eur цб 67.6868

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияНоосфера. Запуск
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Анна Шувалова   понедельник, 26 мая 2014 года, 15:57

Галерея плавающего звука в Александринском театре
30 мая на Новой Сцене Александринского театра открывается Floating Sound Gallery


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Floating Sound Gallery – пространство, технически оснащенное и открытое для экспериментальных перформансов, звуковых инсталляций, концертов, мастер-классов, дискуссий и лабораторных интенсивов по саунд-арту. Анна Шувалова поговорила с автором идеи плавающей звуковой галереи или галереи плавающего звука Patrick K.-H. (Антон Яхонтов) об условиях развития саунд-арта в России, образовании и творческом методе саунд-художников, коллаборации с другими видами искусства и воспитании зрителя.

Patrick K.-H. – саунд и медиа-художник, перформер, композитор, изучивший импровизационную музыку у Алексея Лапина и электроакустическую - у Андрея Смирнова в Термен-центре. Он автор многочисленных медиа-перформансов, саунд-инсталляций, соавтор уникальных медиа-спектаклей “Демон” (центр драматургии на Беговой) и “Нейроинтэгрум” (новая сцена Александринского театра). Сотрудничает как видео-художник с российскими и европейскими театральными режиссерами. В своем творчестве использует техники рисованного и пространственного звука, интерактивный перформанс и причудливые переплетения разных медиа.

— В одном интервью ты говорил о том, что художник богаче в контексте, но в России к сожалению нет этого контекста для саунд-художников. Мне кажется, что Floating Sound Gallery - это как раз разговор о создании контекста. Считаешь ли ты, что это созданное в Александринском театре пространство может стать таким толчком к появлению контекста?
— С точки зрения социальной практичности моя позиция - как контекстообразователя - абсолютно неправильная: в России художнику имеет смысл либо ставить все на собственную карьеру, а не на создание контекста или чего-либо вообще, либо уезжать и не связываться. Но иногда эта отлаженная самоорганизующаяся система даёт сбои, и тогда бывает шанс изменить ситуацию. Когда я начинал заниматься саунд-артом в Термен-центре 15 лет назад, за пределами центра невозможно было делать подобные эксперименты, не было никакой связи с московской или российской реальностью. Галеристы, театралы, активисты, танцоры, кураторы - смотрели на тебя как на психа, которому инопланетяне рассказали, что грядет апокалипсис. Хотя речь шла о проверенных и распространенных художественных практиках - подготовленный рояль, например, или пространственный звук. После того как ты попробовал саунд-арт и понял его перспективы, сложно продолжать заниматься искусством, делая вид, что этого не знаешь - поэтому в 90-е студенты Центра либо уезжали из России, либо оставались и уходили из профессии. Я не хотел ни того ни другого, и отсюда возникло желание, возможно очень эгоистическое, создать такой контекст, в котором мне самому было бы интересно работать.

Александринский театр нашел новую художественную форму в эпоху, когда произошел такой весомый, разительный разрыв между театральным авангардом и ветшающей традицией, разрыв, мешающий и тому, и другой гармонично развиваться. Гастроли в Москве со спектаклями Фокина «Живой труп», «Женитьба» и «Двойник», а также «Чайки» поляка Кристиана Люпы доказали, что в стиле «нового академизма» Александринский театр работает настолько изящно и актерски плодотворно, что, казалось бы, вот найдена формула, как спасти классическое искусство, сделать его живым, а не утомительным.

Параллельно я работал в рекламе и понимал, как устроены механизмы раскрутки, что создает точки напряжения. Я представлял, что было бы, если хотя бы одна тысячная этих усилий по раскрутке продуктов прикладывалась в экспериментальном искусстве – например, для создания символа и привлечения внимания к этому направлению.

— Да, речь о брендировании. На Западе все известные галереи и центры современного искусства этим пользуются, создавая свой дистинктивный образ.
— Галеристы в России имеют дело только с раскрученными проектами. Они работают с состоявшимися художниками; случаи, когда галерея, институция выращивает художника - исключения на уровне погрешности. Результат - милости просим, процесс - ваши проблемы. На Новой Сцене Александринского Театра, в частности в рамках Floating Sound Gallery, мы вводим систему artist-in-residency - это будет единственный в России вариант для звуковых художников поработать в галерее пространственного звука.

— А чем вы занимались в Термен-Центре? У вас преподавал Андрей Смирнов или кто-то еще?
— Это был абсолютно авторский курс Андрея, во многом вдохновленный его исследованиями. Термен-Центр начался с того, что Андрей получил в подарок архив лаборатории акустики, располагавшейся в 20-30е в Московской консерватории, который собирала исследовательская группа Болоцкого. Архив состоял из документов, "неправильных" с точки зрения советской идеологии - патенты на изобретения в области микротоновой музыки, графического звука, элетромузыкальных инструментов... Как, например, 23-струнная электрогитара, изобретенная парторгом Штрягиным из колхоза "Гигант". 1932 год!

— Да, он показывал документы и рукописи из этого архива на выставке «Поколение Z»
— Мы, похоже, были лабораторными участниками этого процесса. По ходу дела знакомясь с интерактивным перформансом, акусматикой, пространственным звуком, программированием... Помимо прочего, уникальность Центра была в том, что там с лабораториями и воркшопами побывали десятки пионеров саунд-арта, электроакустики и современной музыки - изобретатель Синклавира Jon Appleton, изобретатель "мини" (на тот момент) синтезаторов Robert Moog, "дедушка компьютерной музыки" Max Mathews... На протяжении, наверное, пятнадцати лет, Центр был единственным подобным местом.

— А Смирнов тогда уже рассказывал о своей любимой концепции проекции методов Никритина? Как я понимаю, вы не только изучали и использовали методы, созданные предшественниками, но и придумывали новые проекции, которые возможно будут реализованы в будущем?
— Я не знаю точно, когда именно Смирнов открыл Соломона Никритина как проекциониста, потому что "официально" Никритин известен как художник, а всё, что связано с его проекционистскими работами - тексты, исследования, театр - из истории стиралось. Бывая на конференциях в Европе, я до сих пор никак не могу привыкнуть к тому, с каким уважением употребляют имена российских изобретателей – Никритина, Термена, Эйзенштейна, Авраамова, Вертова - в отличие от России, где эти достижения либо неизвестны, либо никак не встроены в практику, не оценено их значение. Абсурд.

— А в Термен-центре это было встроено в практику?
— Да. Но как я уже говорил, проблемы начинались сразу за порогом. Например, с современным танцем, с которым я тогда много работал – это было для них незнакомо и непонятно, и даже при наличии интереса нужен опыт. Поэтому не случайно, что Floating Sound Gallery, наш проект пятилетней выдержки, теперь открывается в театре.

— А чего не хватает для создания контекста – талантливых и осведомленных художников, арт-школ, или дело в том, что они не способны к коллаборации?
— Художники – это только одна, и при том сравнительно небольшая составляющая. Не менее важны техники, операторы, кураторы, фотографы, журналисты... бухгалтеры! Масса людей вовлечены в процесс. Когда мы создавали в 2011 году в ММОМА Лабораторию Медиа-Перформанса, моей задачей было спровоцировать не только художников, но и тех профессионалов, которых в кино называют вторым эшелоном. Так и было, у нас учились люди с разными бэкграундами и интересами, и не все хотели создавать работы – кто-то хотел помогать их реализовывать. Мне очень приятно теперь видеть наших лаборантов на разных арт-событиях вроде Ночи музеев, фестивалях. Из хороших новостей - в последние несколько лет в Москве и Петербурге бум интенсивов по медиа-арту, видео- и саунд-программированию. В этом и есть смысл контекста.

— Floating Sound Gallery – это еще и история про образование. Какой у тебя подход к обучению? Чему ты стараешься научить студентов?
— Мне кажется очень важным, чтобы студенты занимались с практикующими художниками и учились конкретным вещам. Когда ты осваиваешь художественную практику, а не просто сумму знаний, ты тренируешь свою нервную систему, развиваешь мобильность мышления, идеи. И, например, то, чему я учу на своих уроках, это во-первых, что-то мое персональное или наш опыт с Олегом Макаровым, а во-вторых, направленное на конкретные практики.

— Когда ты занимаешься со студентами, тебе кажется важнее научить их думать или делать? Или обучение основано на обсуждении и изучении кейсов, когда вы рассказываете о своих конкретных проектах и о том, как применять использованные там технологии?
— В первый год существования Лаборатории Медиа-Перформанса, я был уверен, что главное - это концепции, история. Но потом, когда в конце года мы делали выставку, студенты подходили с какими-то элементарными практическими вопросами - как записать DVD, как коммутировать приборы, как вырезать голос из файла. И на второй год мы решили поменять подход и учить их практическим и техническим вещам. Это твой инструмент, как гитара или скрипка для музыканта, как ты можешь для него сочинять, если не знаешь, как он функционирует.

Сейчас мы проводим классы под названием "От рисованного звука до DrawnSound" (имеется в виду сайт с нашими проектами, drawnsound.org). Приятной неожиданностью для нас оказался интерес к этому курсу со стороны детских семинаров - например, на Красноярской ярмарке книжной культуры, или на Большом Московском Фестивале Мультфильмов. Кстати, следующий класс мы проводим на Новой Сцене Александринского Театра 1 июня, в рамках

Планируем запускать новый курс - Disloziertes Arbeiten, пока не придумали адекватный перевод на русский, что-то типа "проекты, создаваемые на удалении" - мы так работаем постоянно, и у такого подхода есть масса плюсов. Оказывается, нам здесь есть чем поделиться!

— Да, я думаю и куратор тоже должен знать какие-то основные технические вещи, вроде совместимости форматов файлов или конвертерах. А иначе, полагаясь на техников, он рискует, что прекрасная видео-работа вместо большого экрана будет показываться на мак-буке из-за того, что он не может правильно конвертировать файл.
— В своей книге Moonchild Алистер Кроули предлагает очень интересный взгляд на концепцию гения: гений не важнее инструментария. Гений, как внешний фактор, может прийти или не прийти, озарить тебя или нет - и это не очень зависит от тебя. Но от тебя зависит то, насколько ты технически оснащен, чтобы воплотить идею, порожденную"гением". Наверняка шекспиров было гораздо больше, но мы о них ничего не знаем, потому что кроме Шекспира не все они в достаточной мере владели языком образов, на котором можно записать это озарение. Или композиторы: чтобы написать произведение, недостаточно идеи, и, возможно, важнее владеть оркестровкой. Герой Moonchild именно об этом и говорит: если ты умеешь играть на дудочке, ты можешь сыграть красивую мелодию, но если ты владеешь оркестровкой, ты возьмешь мелодию пастуха и сделаешь из нее симфонию. И я согласен с ним на сто процентов. Потому что для саунд-художника знание розеток и программ – это инструмент, которым нужно владеть.

— То есть подбирая баланс между теорией и практикой ты скорее склоняешься к практике. С другой стороны, есть успешные арт-школы, например ИПСИ, где как раз уклон в сторону теории и рефлексии, и практикой почти совсем не занимаются. Правда сейчас это меняется – у них есть мастерская для студентов, отдельные курсы по практике – например, в этом году к ним приезжал профессор отделения Цифрового Искусства из University of Applied Arts Vienna Роланд Шёни, который вел у них курс по медиа-арту, и сейчас по результатам этого курса они сделали выставку “Трансформация восприятия” в центре современного искусства на Соколе. Но такие заметные художники, которые оттуда вышли, как Арсений Жиляев, Аня Титова, Саша Сухорукова и другие как раз учились тогда, когда еще никакой практики там не было.
— Да, но Роланд Шёни - тоже теоретик, а также замечательный радиоведущий. ИПСИ – это детище концептуалистов, и логично, что оно несет их гены. Но я же говорю - я против "объективного" образования, я - за "авторское". А дальше - художники вправе циркулировать между ИПСИ, школой Родченко, нашей Лабораторией (правда, когда та ещё существовала) - многие так и делают.

— Ну возможно это их детище, но направление обучения там задает скорее Стас Шурипа.
— Возможно. Несколько лет назад у меня были совместные проекты с потомками московских концептуалистов - выражаясь терминами Коржибского, они путают карту и территорию, на мой взгляд. Вместо еды едят меню.

Поразительная реакция молодой танцовщицы, которая первый год работает в театре и мечтает прорваться в первую линию теней (картина «Тени», она же третий акт балета «Баядерка», когда 32 тени спускаются одна за другой с Гималайских гор и выстраиваются в стройные линии по восемь девушек в ряд). Идет разводная репетиция на сцене, вроде бы последняя перед предстоящими двумя «Баядерками» на фестивале «Звезды белых ночей».

— А мне кажется, что для современного художника питаться меню гораздо полезней, чем едой. И предлагать меню, а не еду в качестве произведения. Или рецепт, как в случае с произведениями-инструкциями. В современном искусстве карта и территория очень смешаны и часто невозможно отделить произведение от комментария, комментарий является частью произведения.
— Когда я слушаю виолончель, или треск проводов - не важно - последнее, что моим ушам в этот момент интересно, это что по этому поводу сказал Фуко или какой-нибудь уважаемый критик. Извините.

— Возможно, в медиа-искусстве владение техникой подразумевает владение теорией. Даже если мы говорим о композиторстве, та же оркестровка или гармония - это и теория тоже. Возвращаясь к саунд-арту – есть какой-то перечень необходимой литературы, которую нужно знать? Без чего нельзя обойтись?
— Обязательного кодекса нет. Нет книги с большой буквы К, прочитав которую, ты всё поймешь - есть передача информации, ее мутация. 100 лет назад Айседора Дункан говорила, что ее главный учитель танца – это Ницше. Но сейчас если спросить современного танцовщика, они вряд ли ответят так же. При этом внешне они могут делать то же самое, что Дункан, или даже более продвинутое, потому что они принадлежат к этой традиции.

— А что повлияло на тебя? Какие-то книги, знакомство с художниками или их опытом?
— Наверное, жажда. Мне всегда казалось, что за тем, что я читаю, делаю или смотрю, может быть что-то еще более интересное, продвинутое, глубокое... Кроули очень хорошо это сформулировал в эссе «Солдат и горбун»: путь скептика (?), который за каждым ответом на вопрос видит новый вопрос, и путь солдата (!), который старается дойти до какого-то утверждения, на котором можно поставить восклицательный знак и сказать все. В этом смысле я человек-вопросительный знак. Горбун, за которым стоит горбун, за которым стоит следующий горбун.

— Но иногда надо делать выводы, чтобы двигаться вперед. И поставить на чем-то точку, чтобы начать что-то новое. Кроули ведь писал, что бесконечные размышления на тему ведут в тупики под названием “что такое материя” или “что такое разум”. Как ты решаешь, что на исследовании чего-то нужно поставить точку и перейти к новому?
— Именно поэтому я так люблю делать интерактивные перформансы. Первый из них был Cinestetika, 2008 год. Вся его суть - в игре в реальном времени: танцора, Дину Хусейн, снимает видеокамера; я, посредством звука, управляю поступающими видео-данными и тут же транслирую их на экран с вносимыми изменениями; Дина, реагируя на то, как на нее реагирую я, даёт мне материал для дальнейших реакций. Таким образом, рождается причинность, и в танце, и в звуке, и в видео, и вместе. Естественно, каждое новое исполнение - это новый спектакль. Но поскольку у него есть рамки - то можно сказать, каждый раз это НЕ новый спектакль. И то и другое - одновременно.

— То есть ты воспринимаешь чужой опыт, но постоянно задаешь к этому вопросы и идешь дальше, или переключаешься на что-то другое.
— Это похоже на функционал или метод работы. Наша нервная система работает быстрее, чем мысли. Ты программируешь себя на что-то, на какой-то тип выполнения операций, которые в тысячу раз превышают скорость мысли. Например, если ты занимаешься ушу, ты настраиваешь тело на более адекватную реакцию в случае опасности. Но когда ты работаешь с экспериментальным искусством, ты настраиваешь свой организм на некий эстетический поиск.

— Это естественно, что любой художник не может замкнуться в своем внутреннем мире, разве что художник ар-брют. Но все-таки что направляет тебя в этом поиске внешней информации? Твой личный интерес, например, какая-то тема или вопрос, который тебя интересует? Хотя опять же – если задуматься, кто заронил этот интерес, ты или влияние извне, то это запустит бесконечную цепочку вопросов, ведущую в тупик под названием «кто я». Но все же по твоим ощущениям – тобой скорее движет внутренний суп или то, что тебе предлагают в меню?
— У автора общей семантики а также метафоры "Карта - не территория", Альфреда Коржибского, была ещё одна великая фраза - "Не знаю, посмотрим". Вот это "Не знаю, посмотрим" мною и движет.

— Рассказывая о "Демоне", ты говорил, что он был составлен из разных кубиков самостоятельных идей и наработок, которые были сплетены и выстроены в такую целостную структуру, которая стала новым самостоятельным произведением. Многие ли твои проекты строятся по такому сложно-составному принципу?
— Строятся - да, но это только отправная точка, как правило. И если использовать метафору с кубиками, не обязательно выстраивать их в рядок, или в ту или иную фигуру. Возможно, то, во что ты их организуешь, будет пищевая цепь, одни начнут поглощать другие, производя третьих мутантов...

— Не то что одна идея и ее реализация, а скажем тема – множество идей – их переплетение – новое произведение. То есть это вопрос о произведении и инструменте, что у тебя первично? У тебя сначала рождается тема, а потом способ ее раскрыть? Или чаще идет от арсенала средств – от некоего придуманного тобой инструмента – и дальше ты находишь для него применение и концептуальное обоснование? Что у тебя обычно рождается первым – образ или инструмент его создания?
— Есть несколько разных путей, но у всех их есть общий знаменатель: обманывать себя, точнее - "своё". Обманывать как свою "природу", так и свою "механику".

— Да, я помню, ты говорил про внутренний микшер, в котором ты соединяешь и варьируешь громкость интуиции, знаний, вкуса.
— Не совсем. Микшер это микс, смесь. А здесь скорее синтезатор - включаешь одну волну, другую, и они между собой интерферируют, управляют друг другом, фильтруют друг друга или сами себя.

— Да, это как в «Поездках загород» Монастырского – пост-рефлексия и обсуждение с участниками не менее важны, чем сама акция и подготовка к ней.
— В этом смысле показательно, как построено обучение в Венском университете прикладных искусств, где преподает Шёни, а также Клаус Филип и другие мастера. Имеется много разных предметов, но только один обязательный для посещения – это обсуждение, по четвергам. Можешь прогуливать, если хочешь, любые классы любых профессоров, но если ты прогуливаешь обсуждения - тебя исключают. Ты обязан и высказывать и выслушивать. Прекрасное было бы лекарство от московской веры в манипуляцию как единственно возможный способ общения, вместо eye-to-eye contact.

— А насколько законченные идеи ты готов обсуждать? Для меня, например, всегда было проблемой определить необходимую степень законченности идеи, чтобы начать ее обсуждать даже с теми, с кем я хочу ее реализовать.
— По-разному. Например, проект с рамками и реле (RoomSketch: Sonic Relay Frameworks) возник в одну секунду, по пути от ЦДХ к метро. Предыстория такая: мы с Олегом несколько лет работали над серией Sonic Sculptures - размещали разные моторчики, звучащие объекты в различных пространствах, активируя их звуком. Сами звуковые объекты при этом в глаза не бросались, мы в каком-то смысле следовали практике акусматики - акцента на звук / сокрытие источника... Вскоре мы обнаружили, что посетители не замечают эти наши работы. Не помогали никакие тексты, экспликации - не на что смотреть - значит, нет никакой работы, точка. Тогда мы стали думать, как же визуализизовать для зрителей то, что по идее было анти-визуально: стали делать кинетические скульптуры... И вдруг сами удивились - как нам идея поместить реле в рамочки не приходила в голову раньше! Тут же пришел на ум текст с эпиграфом Фрэнка Заппы о том, что рамка в искусстве - самое главное. То есть идея пришла в результате пинг-понга между разными вещами: нашими желаниями и взглядом на звук и визуальное, нашим пониманием технологии, и фактом, что московская среда не воспринимает чистый звук и хочет спектакулярности. Конечно, можно было обидеться и решить, что они ничего не понимают, непременно требуя от произведения искусства картинки. Но мы решили использовать эту ситуацию.

— То есть на тебя влияет feedback со стороны коллег и зрителей?
— Без feedback ощущение, что говоришь со стенкой. Работа художника, как говорил Никритин, не есть объект потребления. Художник транслирует проекции методов, и искусство и есть эта трансляция. А feedback - он всегда принадлежит полю трансляции, если конечно ты не совсем уж конченый манипулятор. Арт - это язык, а язык подразумевает по определению, что говоришь не только ты, но и тебе.

— Значит ты не только используешь проекции методов, созданные предшественниками, но и транслируешь свои собственные?
— Я бы не ставил себя рядом с Никритиным, он все же был родоначальником этой концепции, а я - ее активный пользователь.

— С другой стороны, вначале возможно проще, потому что можно взять что угодно, и это будет экспериментально и интересно, а когда многое уже разработано, то сложнее сказать что-то новое.
— Проще тому поколению точно не было, почитайте "Sound in Z". Особенно раздел "Государство и бюрократия" - не помню, так ли он называется в книге, но точно в выставочной экспозиции.

— Художники и институции часто просто заимствуют идеи из западной практики, пользуясь тем, что в России с ними незнакомы.
— Применительно к искусству, география - очень относительная вещь. Хотя, иногда можно обобщить и сказать: "В России плохо знают западный опыт, а в Европе не вполне представляют российский". Лучше всего на эту тему сказала композитор Элизабет Шимана: "Учиться современному искусству лучше в Европе, а учиться, как с ним выжить – в России".

— Да, из этой борьбы с контекстом, который не дает творить, родились целые течения – от нон-конформистов до московского романтического концептуализма и акционизма 90-х.
— Течения и тенденции вообще возникают, когда людям ЧТО-ТО НАДО, а надо им тогда, когда ЭТОГО нет. Логично.

— Как ты начал сотрудничать с Александринским театром?
— В сентябре - я работал над проектом Ларисы Александровой "Школа для дураков" в Челябинске - мне позвонил главный режиссер Новой Сцены Марат Гацалов, чью культуртрегерскую деятельность я очень ценю - помимо своих режиссерских работ, он активно создает контекст, проводя Лаборатории сначала в Театре на Беговой в Москве, а теперь и в Александринке. Он предложил мне возглавить Медиа-Студию Новой Сцены. Это шло вразрез со всеми моими планами на тот момент. То есть, это был прекрасный способ "обмануть себя".

— Есть ли такие вещи с которыми саунд-арт абсолютно несовместим?
— Не думаю. Саунд-арт, как может ошибочно показаться из названия, имеет дело далеко не только со слухом, то есть с ушами. Например, у нас с Олегом есть проект, "Body-oriented sound art", в честь "телесно-ориентированной терапии" доктора В.Райха, там мы работаем с частотами ниже уровня восприятия слухом. По-простому говоря, с вибрациями. Которые воспринимаешь всем телом.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Опен-эйр как модель общества будущего

С 30 июня по 2 июля пройдет крупнейший некоммерческий музыкальный фестиваль «Платформа»

При словах «музыкальный фестиваль» кто-то представляет себе архетипичный Вудсток с ревущей на стадионе толпой, кто-то – кислотные цвета рейв-вечеринки, кто-то - День города в Центральном парке культуры и отдыха. Суть, казалось бы, одна: фестиваль – это всегда отдых, развлечение. Но для кого-то летний open-air – не только развлечение, но способ экспериментировать с альтернативными формами человеческого взаимодействия.

28.06.2017 21:00, Евгений Механцев


Последняя инкарнация Хлебникова

«На серебряной ложке протянутых глаз…»

К 95-летию со дня смерти Велимира Хлебникова, естествоиспытателя духа, поэзо-учёного, гения бесконечных перспектив.

28.06.2017 16:38, Игорь Фунт


История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору - не счесть, и у каждой - свой повод для печали на камне.

26.06.2017 19:00, Снежана Петрова


Посмотреть, нельзя пропустить

Лучшие фильмы 21 века по версии The New York Times

Кинокритики Э. О. Скотт и Манола Дардгис, которые работают с The New York Times, составили список из двадцати пяти лучших фильмов этого века. Они опубликовали его с пометкой «на текущий момент», столетие ведь ещё совсем юное. А мы публикуем его для вас, чтобы вы точно не пропустили чего-то достойного вашего внимания.

26.06.2017 13:00, ivi.ru


Сергей Филиппов: трагедия комика

Сергея Николаевича Филиппова по праву можно считать одним из величайших комиков не только отечественного, но и мирового кинематографа, а легенды, связанные с эпизодами жизни великого актера, рассказываются до сих пор.

25.06.2017 19:00


Теснота в зеркале

Завершился 11-й международный кинофестиваль авторского кино им. Андрея Тарковского

Программу новейшего российского игрового кино «Свои» судило ивановское молодежное жюри - неожиданно отдавшее свои предпочтения не душещипательному полнометражному дебюту Кирилла Плетнева «Жги!», не сказочно-сентиментальному «Большому» Валерия Тодоровского и даже не способной примирить массового зрителя с профессиональными критиками «Тесноту» Кантемира Балагова, но «Язычникам» Леры Сурковой - сомнительной экранизации действительно очень хорошей пьесы.

24.06.2017 19:00, Вячеслав Шадронов


Последний вальс с Годаром

Гид по 39-му Московскому международному кинофестивалю

Традиционный путеводитель «ЧасКора» по ММКФ – о новых фильмах Софии Копполы, Аки Каурисмяки, Фатиха Акина, Ким Ки Дука и других выбранных нами картинах, которые стоит посмотреть в Москве с 22 по 29 июня.

24.06.2017 15:00, Павел Пересветов


Владимир Войнович. «О литературе разрешённой и написанной без разрешения»

Говорят, что все-таки о писателе следует прежде всего судить не по поведению, а по книгам, я с этим совершенно согласен. Но дело в том, что художественное сочинение состоит не только из фабулы, сюжета и набора литературных приемов, это всегда и отпечаток личности автора. И как бы эта личность ни изощрялась, каких бы острых тем ни касалась или, наоборот, ни избегала, она будет все же видна, ее отпечаток будет непосредственно влиять на качество ею сочиненного. К счастью, литература (я в этом глубоко убежден) есть та область человеческой деятельности, где гений и злодейство все-таки несовместны (Пушкин сказал это не для красного словца).

22.06.2017 19:07, Николай Подсокорский, philologist.livejournal.com


«Милая моя Суворочка!»

Великий полководец, генералиссимус, строгий солдат, который провел жизнь в битвах и походах, Александр Васильевич Суворов был нежным и заботливым отцом и больше всего страдал от того, что не мог быть рядом с любимой дочерью и видеть, как она растет. В письмах он ласково называл дочь Наталью Суворочкой. Его послания к ней немного назидательны, но неизменно наполнены заботой, любовью и лаской. Александр Васильевич делился с Наташей своими радостями и горестями, победами и переживаниями за ее судьбу и судьбу Отечества, старался быть для своей Суворочки не только отцом, но и верным другом.

21.06.2017 18:00, Надежда Чекасина


Гениальный авиастроитель — прототип Воланда

Удивительная биография Роберто Бартини

Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился бы с авиаконструктором Роберто Бартини.

20.06.2017 19:00






 

Новости

Рок-юбилей
5 июля на стадионе «ЦСКА Арена» пройдет юбилейный, пятый международный музыкальный фестиваль Park Live.
Скончался Алексей Баталов
Народный артист СССР Алексей Баталов умер в Москве на 89-м году жизни.
Антон Долин стал главным редактором журнала «Искусство кино»
Главным редактором журнала «Искусство кино», который бессменно возглавлял известный киновед Даниил Дондурей, стал кинокритик Антон Долин, об этом в субботу заявила на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи замглавного редактора Нина Зархи.
Пианист Борис Березовский приглашает на фестиваль «Музыка Земли»
Приглашаем вас 12 июня в Концертный зал Академии им. Гнесиных на концерт-открытие III Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли».
Объявлены победители второго полуфинала "Евровидения-2017"
Европа определилась с финалистами песенного конкурса.

 

 

Мнения

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.