Подписаться на обновления
19 октябряВторник

usd цб 71.1714

eur цб 82.4592

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России  Зеленый поворот 
Алина Дрозд   вторник, 22 июня 2021 года, 19:00

Гайд по ночному кошмару студента
Как написать хороший диплом и не впасть в отчаяние


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Выпускная квалификационная работа, как водится, подкрадывается незаметно. Ещё вчера у тебя было посвящение в студенты, а сегодня вдруг оказывается, что пришло время выбирать тему для диплома. Не стоит оттягивать неизбежное и паниковать: мы собрали самые полезные и небанальные советы по тому, как написать качественную дипломную работу и сохранить нервные клетки. Рекомендации действующих научных руководителей прилагаются.

Делаем первый шаг

Берём себя в руки и выбираем достойную тему. Это лучше сделать как можно раньше и подойти к этому как можно ответственнее. Тему нужно формулировать максимально точно, чтобы избежать ошибок, которые могут стать подводными камнями: одна из самых частых проблем — это несоответствие заявленной темы тому, что получилось в итоге. «Часто бывает, что заявленная тема значительно шире, нежели выполненная работа. Это влечет за собой автоматически низкую оценку работы — поскольку тема диплома не раскрыта», — говорит доцент НИУ ВШЭ в Перми Наталья Юрьевна Жукова.

Ещё одно обязательное условие хорошего диплома — тема должна быть вам интересна. Только в этом случае работа не превратится в формальность и трудовую повинность. «Я всегда бьюсь над тем, чтобы студенты выбирали темы, которые действительно их волнуют, чтобы в работе был нерв, горел огонек. Чтобы было понятно, что для вас самого это значимо и есть потребность высказаться на эту тему», — говорит доцент факультета журналистики МГУ Ирина Евгеньевна Прохорова. Интерес к работе также поможет осветить ее исключительным образом, привнести в нее что-то свое, совершенно новое, чтобы работа выгодно отличалась от других.

Конечно, найти подходящего научного руководителя не менее важно, чем правильно сформулировать тему: от качества вашей коммуникации во многом зависит, сколько раз вам придётся переписывать и исправлять диплом. К тому же, следует помнить, что именно этот преподаватель напишет итоговую рецензию на вашу работу, а ее, в свою очередь, увидит вся экзаменационная комиссия. Не бойтесь спрашивать у старшекурсников, как проходило их взаимодействие с тем или иным преподавателем: требователен ли он к срокам или сам подолгу не отвечает, насколько подробно описывает недоработки, какой подход использует в работе со студентами. Налаженная коммуникация и взаимопонимание — залог того, что ваше первое письмо научнику не будет отправлено за неделю до защиты. Однако, по словам Натальи Жуковвой, переоценивать роль научного руководителя тоже не стоит. Нужно помнить, что большая часть ответственности лежит на студенте, пишущем и защищающем диплом, а научный руководитель не является его соавтором. Он может лишь подсказать и направить студента, чтобы тот понимал, какие источники лучше использовать, как грамотнее сформулировать свою мысль и на чем стоит сделать акцент.

Встречают по одежке

Умение правильно оформить свою работу — это если не половина успеха, то точно неплохой способ расположить к себе рецензента и комиссию. Обилие орфографических ошибок и небрежность в оформлении не только раздражают преподавателей, но и выдают тех, кто писал диплом в последний момент. Если для исправления ошибок достаточно быть внимательным и не забыть проверить текст на предмет орфографии и пунктуации, то для правильного оформления понадобится знание принятых стандартов.

ВКР должна быть оформлена в соответствии с действующими ГОСТами. В настоящее время базовым стандартом является ГОСТ 7.32-2017, хотя некоторые стандарты регламентируются другими документами, например, требования к оформлению титульного листа содержатся в ГОСТ 2.105-95. Кроме того, у вузов могу быть свои требования, перечисленные в методических пособиях. Как правило, они написаны намного яснее и чётче госстандартов, поэтому самый верный путь — заглянуть туда первым делом. В них можно найти все требования к разметке, шрифту и оформлению ВКР, предъявляемые вашим вузом, а если по какой-то причине методичка вам не доступна, существует множество источников, пересказывающих требования ГОСТов более понятным языком.

Некоторым студентам соблюдение четких требований к оформлению ВКР кажутся лишь придиркой, однако разговор с научными руководителями доказывает, что это крайне важный критерий выпускной работы. Ирина Евгеньевна уверена, что правильно оформленные сноски — это признак верифицируемости работы. Если не указать год конкретного издания или страницу, с которой взята цитата, то преподаватель попросту не сможет проверить вашу ссылку, что сильно снизит шансы на успех. А Ольга Леонидовна Викентьева, доцент НИУ ВШЭ, отмечает, что в первую очередь внимание обращают на правильно оформленные графические материалы. Поэтому к внешнему виду работы следует подходит очень ответственно.

Откуда черпать знания

«В девяноста девяти случаях из ста не бывает хороших работ с плохим библиографическим списком», — говорит доцент Ирина Евгеньевна. Поэтому подбор литературы для дипломной работы — один из самых главных пунктов, с которых стоит начать. Как правило, преподаватели охотно помогают студентам с поиском источников, поэтому всегда существует вариант обратиться за этим к своему научному руководителю или преподавателю, который читал у вас курс по выбранной вами или смежной теме.

Однако вряд ли предоставленный список будет достаточно полным и подробным, чтобы ограничиться только им. Лучший вариант — знакомиться с теми работами, на которые часто ссылаются авторы в уже прочитанных вами изданиях: всегда необходимо обращать внимание на фундаментальные труды по своей теме. Также можно воспользоваться списком литературы из монографий, диссертаций и прочих научных работ по близкой вам теме, если такие существуют, — так вы будете уверены, что источники авторитетные и им можно доверять. Для поиска материалов многие используют электронные каталоги библиотек — там вариантов научных работ может быть сотни.

При подборе литературы стоит критично относиться к работам, взятым из интернета, обращать внимание на репутацию и качество сайтов, с которых вы заимствуете информацию. Еще один важный пункт — умение отличать научные публикации от ненаучных. Далеко не всё, что написано ради развлечения аудитории, заслуживает доверия.

Особое внимание стоит уделить оформлению библиографического списка. Ирина Евгеньевна отмечает, что студенты часто подменяют его списком цитируемой литературы, хотя это далеко не одно и то же. Не стоит цитировать каждую работу из списка без надобности, но и список литературы не должен быть ограничен цитируемыми материалами, ведь существует ряд фундаментальных работ, которые нужны вам просто для общего понимания темы. «Вы можете не цитировать работу, но она должна быть отложена у вас в сознании», — поясняет преподаватель.

План наступления

И так ли он вообще нужен? Правильный ответ — нужен, и ещё как. И составлять его нужно перед тем, как вы начали писать «тело» ВКР. План диплома поможет вам структурировать работу, сделать её последовательной и логичной. Обычно план включает в себя восемь стандартных пунктов: введение, теоретическая часть, практическая часть, доказательства научной новизны, заключение, выводы, библиографический список и приложения. В идеале именно в момент составления плана вы должны продумать логику каждой части, а в самом плане лаконично отобразить основную мысль каждого пункта и подпункта. По словам доцента Ольги Леонидовны, составление плана начинается с выделения задач диплома; в соответствии с ними и прописанным планом нужно выстраивать логику изложения материала.

Главная ошибка, которую можно допустить на этом этапе, — недооценить его важность. Это может привести к тому, что в самой работе вы обойдёте вниманием какие-либо аспекты вашей темы. Ещё один неприятный сценарий — несоответствие плана содержанию. В нем нельзя заявить одно, а на деле рассматривать другое: это сразу же привлечёт внимание преподавателей и снизит оценку.

Вводим в курс

Многие преподаватели отмечают, что первым делом просматривают введение и заключение — чтобы увидеть, насколько они соответствуют друг другу. Именно поэтому во введении нельзя просто «растечься мыслью по древу» и красиво подвести к теме: важно осветить все обязательные пункты:

Актуальность дипломной работы — это степень её современности и насущности. Фактически вам нужно обосновать, почему вы решили провести это исследование именно сейчас и подобрать для этого убедительные аргументы.

Цель — это конечный результат вашего исследования, к которому вы стремитесь. Задачи — как именно вы подойдете к итоговому результату, более мелкие цели, достижение которых приблизит вас к основной. Задачи описываются словами типа «раскрыть, выявить, разработать, систематизировать, проанализировать, уточнить».

Объект и предмет исследования, с которыми у многих отношения не ладятся даже к четвертому курсу. Объект — это некая область, явление, существующее вне зависимости от того, кто его исследует. Предмет — это то конкретное, что интересует исследователя. Например, объектом может быть советская пресса, а предметом — женские образы в ней.

Методы исследования — это то, как вы будете познавать выбранный предмет. К методам относятся анализ литературы, изучение и обобщение существующей практики, сравнение, моделирование и так далее. Вам необходимо найти полный список методов исследования и осознанно выбрать то, что подходит именно для вашей работы.

Научная новизна зависит от того, пишете вы теоретический или практический диплом. В теоретической работе студент пытается внести что-то новое в исследуемую проблематику. Для диплома практической направленности это впервые полученные результаты и обновление данных. Практическая значимость следует из научной новизны. Выявив её, вы определяете результаты, которых хотите достичь.

Гипотеза работы — это предполагаемый итог, результат вашего диплома. В идеале гипотеза должна подтвердиться в ходе работы.

В теории и на практике

Именно из этих двух частей — теории и практики — состоит основная часть дипломной работы. То, как именно вы будете их писать, во многом зависит от вашей специальности. Например, Дмитрий Владимирович Гергерт, доцент НИУ ВШЭ, специализируется на управлении проектами. Своим студентам он советует делать теорию параллельно с практикой, чтобы сразу видеть связь, или же как минимум «стараться уже в анализе инструментов понимать, сможете ли вы этот инструмент потом применить и как вы его будете применять».

Теоретическая часть работы обычно состоит из 3-4 глав (15-20 страниц). Здесь вы более подробно говорите о методах исследования, заявленных во введении. Для некоторых специальностей эта часть может называться литературным обзором, то есть подробным анализом проблемы. Охарактеризовать и осветить её нужно максимально полно, сопоставив и проанализировав разные точки зрения. Главная задача — составить наиболее полную характеристику изучаемого вопроса. Это может быть история проблемы, сравнение суждений о ней разнообразных научных школ, проведение анализа степени изученности вопроса, нахождение более точных формулировок ключевых понятий. В конце теоретической части автор выражает свою точку зрения на проблему и пытается найти пути её решения. Их нужно аргументировать и подтвердить логически верными теоретическими выкладками.

В практической части диплома описывается ход исследования, подробно говорится об этапах его проведения и трудностях, с которыми столкнулся автор, а также подводится общий итог. Приведенные результаты должны быть точными, а их анализ — максимально подробным. Если ваша работа была теоретико-аналитической, то в этой части вы продолжаете анализировать проблему, но уже с помощью инструментов теории, которые раскроют вопрос иначе. Если же ваша работа — исследовательский проект, то во второй части будет отражены условия работы и описано течение исследования с приведением конкретных, созданных именно вами примеров. Если вы приводите практические выводы и рекомендации по повышению эффективности, они должны быть обоснованы. В идеале по итогу студент может рассказать о своём личном вкладе в изучаемую им сферу, о новом способе решения проблемы, который он опробовал, и может поделиться результатами.

А напоследок я скажу

Главная сложность заключения в том, что в нем надо чётко рассказать, какие выводы вы сделали из всей проделанной работы, не повторяя при этом учебники и прочитанные материалы. Выводы должны быть вашими. Это — итог исследования, изложенный комплексно и логично.

В этом разделе нужно подвести итоги по теоретическим аспектам работы, основанные на собранном вами материале, а также оценить результаты практической части. При этом выводы должны быть обобщённые, то есть теория не должна быть оторвана от практики. Прекрасный результат — если вы можете высказать конкретные предложения, которые помогут разрешить проблемы, с которыми вы столкнулись в ходе исследования, а также описать их практическую значимость. Здесь также должен быть описан результат всей работы: достигли ли вы поставленной цели и выполнили ли задачи.

К написанию этой части стоит относиться очень серьёзно. Она должна не только представлять вашу работу в выгодном свете, но и соотноситься с введением. Итоги не будут удачными, если в начале работы вы заявляли совершенно иные цели, задачи или гипотезу. Заключение не должно быть ни громоздким, ни слишком поверхностным. Хорошо написанный итог — это фактически основа доклада для вашей устной защиты.

На финишной прямой

Не стоит думать, что работа над ВКР заканчивается на этапе написания текста. Вам также предстоит его защита, и зачастую именно она может как улучшить впечатление от вашей работы, так и испортить его.

Прежде всего преподаватели советуют тщательно готовиться к ответу на вопросы рецензента. Именно он будет читать ваш диплом, не имея при этом возможности уточнить, что именно вы имели в виду или откуда получили тот или иной результат. Эти вопросы вы также услышите от экзаменационной комиссии, так что неспособность четко на них ответить сильно уменьшит ваши шансы на хорошую оценку.

«К сожалению, достаточно часто бывает, что отличная работа студента рушится при защите. Презентация работы, само выступление на защите — это тоже очень существенный вклад в итоговую оценку по диплому. За очень сжатый промежуток времени надо успеть показать комиссии, что вы владеете темой, профессиональной терминологией, проделали огромную работу и получили результат, который можете обосновать, объяснить и защитить перед членами комиссии», — рассказывает Наталья Юрьевна.

Ольга Леонидовна также отмечает важность выступления студента. По её словам, очень важна презентация и впечатление, которое вы производите на комиссию, ведь время на оценку очень ограничено. Именно поэтому важно успеть показать, что вы действительно владеете материалом. «Для этого нужно иметь чёткий план выступления и не читать свой доклад по бумажке, а рассказывать своими словами, чтобы комиссии было понятно, что студент разбирается в тех вопросах, о которых говорит», — отмечает преподаватель.

Хорошая дипломная работа — это долго, энергозатратно и трудно. Но опыт поколений студентов и разговор с научными руководителями доказывает, что единственный способ сделать этот процесс приятным и спокойным — начать работать над дипломом как можно раньше и как можно добросовестнее. Главное — знать, с чего начать, и не бояться чистого листа. А это вам теперь точно не страшно!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Экзамены, диплом и лучшие годы жизни

Самые интересные фильмы о студенческих временах

Экзамены уже давно позади, защиты ВКР завершились, и сами дипломы выданы. А кому-то лишь предстоит узнать о том, что же представляет из себя учеба в университете, сессии и ВКР. Мы собрали семь фильмов, посвященных университетской жизни.

27.06.2021 19:00, Асине Меджитова


Писать или купить — вот в чём вопрос

Почему студенты прибегают к чужой помощи в написании ВКР

Собственное исследование — задача не из легких. Часто студенты, которые не готовы с ней справиться, обращаются к сервисам по написанию рефератов, курсовых и ВКР на заказ. Разбираемся, чем может закончиться покупка дипломной работы и как преподаватели вузов понимают, что этот диплом — не ваш.

27.06.2021 16:34, Евгения Владимирова


Защита ВКР: что важно знать и как получить «отлично»

Последний курс. Диплом. Комиссия и защита. Почти каждый студент проходит эти стадии. И кажется, именно эти слова слышатся наиболее часто в коридорах высших учебных заведений среди будущих выпускников и их преподавателей. Получить «отлично» за эту работу возможно, и даже не так сложно, как может показаться на первый взгляд. «Частный корреспондент» поговорил с выпускниками вузов о том, как они прошли процедуру защиты и какие советы они могут дать студентам, которых все это только ждет.

26.06.2021 16:00, Александра Ушакова


Хорошая дипломная работа заслуживает публикации

Как написать ВКР так, чтобы за нее не было стыдно

Выпускная квалификационная работа символизирует финал студенческой жизни. Написание и защита ВКР доказывают, что выпускник достаточно компетентен для самостоятельной профессиональной деятельности. Диплом может стать хорошим стартом в научной карьере, а его открытая публикация — повысить уровень доверия будущего работодателя.

21.06.2021 16:00, Дарья Петрова, Асине Меджитова


Тренды ВКР

Популярные темы дипломных работ в различных тематических областях

ВКР — выпускная квалификационная работа, которую пишут студенты на последнем курсе обучения. Очень важно подходить к теме исследования ответственно, потому что работа показывает уровень компетентности студента, а также его аналитические способности. Зачастую при выборе темы выпускник ориентируется не только на свой личный интерес, но и на внешние факторы. Мы поговорили с преподавателями российских университетов о том, какие темы сейчас привлекают студентов больше всего, что им интересно изучать и какие тренды останутся в ближайшем будущем.

17.06.2021 13:06, Вероника Царикова


В помощь студенту

Научные порталы, которые помогут написать достойный диплом

Не секрет, что для получения заветной «корочки» об окончании высшего учебного заведения надо хорошо потрудиться. Необходимо заранее выбрать актуальную тему, но также важно найти качественные источники. Мы собрали интернет-порталы, где вы можете найти полезные материалы и получить проверенную информацию.

16.06.2021 15:00, Александра Ушакова, Вероника Царикова


«Все, что мы делаем, так или иначе может оказаться в публичном пространстве»

Что такое публикация научных работ в открытом доступе и зачем она нужна студентам?

В марте стартовал конкурс выпускных квалифицированных работ «Путь в науку — 2021». Его цель — распространение практики открытой публикации ВКР среди студентов российских вузов. Мы поговорили с преподавателями и научными руководителями российских вузов и выяснили, какую роль играет открытая публикация квалификационных работ в развитии высшего образования.

15.06.2021 13:56, Валерия Кузнецова


Поделиться с миром

Нужно ли студентам публиковать свои ВКР и где это лучше сделать

За последние 5 лет вышло несколько законопроектов об обязательной публикации дипломных работ, научных исследований и диссертаций. Появилось и множество интернет-платформ, на которых любой исследователь может опубликовать свою научную работу на определенных условиях. Рассказываем, где и как это можно сделать.

14.06.2021 17:00


Как узнать подделку?

Преподаватели «вычисляют» купленные ВКР

Чтобы получить диплом, для начала необходимо написать выпускную квалификационную работы (ВКР) и успешно защитить ее перед государственной экзаменационной комиссией. Однако далеко не все работы действительно написаны рукой студента — за многих это делают специальные сервисы. «Часкор» собрал мнения преподавателей разных вузов о купленных ВКР и лайфхаках, помогающих узнать такие работы.

10.06.2021 13:00, Анастасия Горбатенкова, Вероника Юркова







 

Самое читаемое



<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>
Зеленый поворот
Путь в науку 2021

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.