Два дня Бен Бернанке рассказывал Конгрессу, как намерен себя вести управляемый им главный центробанк мира. В переводе на понятный нормальным людям язык: осторожнее и осмотрительнее, чем раньше. Второй серии «стимулирования» не предполагается, а при определенных условиях ФРС даже готова прибегнуть к антиинфляционным мерам. Рынки отреагировали с умеренным оптимизмом.
Во вторник и в среду глава Федерального резерва США Бен Бернанке отчитывался перед парламентом США: сначала перед Палатой представителей, а потом перед Сенатом. Кроме этого, во вторник он опубликовал в The Wall Street Journal программную статью, где описал инструменты, позволяющие ФРС в случае чего быстро свернуть меры чрезвычайного стимулирования экономики. Значит ли это, что кризис позади? Не совсем. Это значит, что врачи из ФРС осознали: на одних стимуляторах вечно не протянешь.
Пациент не умер, но и не выздоровел
О состоянии американской экономики Бернанке говорил не очень много. Ничего особенно радостного и нового мир от него не услышал. Максимум, что он сказал — что темпы падения вроде бы существенно снизились, а конечный спрос и производство, возможно, демонстрируют слабые признаки стабилизации.
Глава ФРС в очередной раз подтвердил, что, по последним прогнозам его ведомства, во втором полугодии экономика начнет расти (в смысле «выползать из ямы», а не в смысле роста ВВП) и в будущем постепенно восстановится, хотя высокий уровень безработицы в США сохранится как минимум до 2012 года. При этом он не забыл напомнить слушателям, что рынок недвижимости по-прежнему переживает трудные времена, а кредит по-прежнему недоступен многим американским семьям и предпринимателям. «Экономике понадобится долгое время, чтобы придти в себя», — объяснил он конгрессменам.
Несмотря на эти не слишком утешительные известия, рынки позитивно отреагировали на речи Бернанке, особенно в первый день (на второй день плохие вести пришли из Европы, где продолжился спад производства). Почему? Одно из распространённых объяснений состоит в том, что он продемонстрировал инвесторам: руководство ФРС не так зациклено на заливании пожара безином, как это казалось до сих пор. В центральном банке США, как оказалось, тоже понимают, что разбрасывать над миром красивые зелёные бумажки до бесконечности неполезно.
Не стимулом единым
Разумеется, Бернанке твёрдо заявляет, что не жалеет ни о чём. Он уверен: Федеральный резерв был прав, когда предпринимал чрезвычайные меры по увеличению дефицита бюджета США и занимался вещами, несвойственными центробанкам, напрямую скупая облигации . Когда Бернанке упрекнули в том, что он спасал зарвавшихся банкиров за счёт денег налогоплательщиков, он ответил, что таким образом Федрезерв предотвратил вторую Великую депрессию.
В ближайшее время Бернанке не намерен ничего менять. Центральный банк США продолжит поддерживать нулевую процентную ставку и скупать государственные долговые обязательства и ипотечные бумаги. И, тем не менее, в ФРС уже предметно задумались о том времени, когда денежно-кредитную политику придётся ужесточать.
«Мы понимаем, насколько важно объяснить общественности и рынкам, что мы в состоянии быстро и без проблем свернуть предпринятые нами чрезвычайные меры, иными словами, предотвратить всплеск инфляции, который может произойти в результате нынешней политики стимулирования экономики», — сказал Бернанке. Чтобы продемонстрировать серьёзность своих намерений, он, когда выступал перед конгрессменами, не только подробно остановился на стратегии выхода из чрезвычайного стимуляционного режима, но и похвалился, что ФРС уже сократила объем кредитов банкам и бизнесу с 1,5 триллионов долларов до 600 миллионов. Кроме того, он постарался уверить человечество в том, что центральный банк США в состоянии установить высокую процентную ставку, когда это понадобится — правда, оговорился, что это понадобится не завтра.
Поразительно, что и после всех этих заявлений в Палате Представителей остались непонятливые. Бедного Бернанке и после всех душеполезных разъяснений всё равно стали спрашивать — кстати, спрашивали и демократы, и республиканцы, глупость партийности не имеет — когда же будет вторая очередь раздачи слонов (=экономического стимулирования). Прямым текстом банкиры не отвечают, однако Бернанке выразился необыкновенно ясно для представителя этой касты: «До сих пор было потрачено меньше четверти стимуляционного пакета. Пока ещё рано говорить о том, что будет дальше». Посланные далеко и надолго конгрессмены жалобно пропищали, что их избиратели ещё не почувствовали на себе благотворного действия стимулов от ФРС.
Маловеры и нытики
Ни рынки, ни американские парламентарии пока не вынесли окончательного вердикта экономической политике Бернанке. Новость о том, что у ФРС есть в запасе антиинфляционная стратегия (она же стратегия сворачивания стимулов) рынкам понравилась, но не до конца их убедила. В среду радостное вторничное возбуждение улеглось и стали раздаваться голоса скептиков . Допустим, у ФРС в принципе есть антиинфляционный план. Но, как разъяснил тот же Бернанке, чтобы он начал реализовываться, всё руководство системы должно сойтись во мнении, что экономика встала на путь устойчивого восстановления и у неё можно отобрать антикризисные деньги. Быстро центробанковское начальство между собой не договорится, а момент тем временем будет упущен. Кроме того, свернуть бюджетный дефицит в 1,8 триллиона долларов — это грандиозная задача, и сделать это быстро и безболезненно тяжело, если вообще возможно.
Если в Палате представителей отчёт Бернанке прошёл в общем и целом мирно, то в Сенате к ФРС были серьезные претензии. Республиканец Ричард Шелби выразил мнение, что пресловутые чрезвычайные меры, стимулы и т.п. понадобились исключительно потому, что Федеральный резерв не справился со своей главной задачей и не обеспечил надлежащего надзора за крупнейшими финансовыми организациями США. На смягчение денежно-кредитной политики пришлось пойти ровно вследствие того, что доблестная ФРС продемонстрировала полную неспособность к регулированию банковской системы. В результате систему пришлось спасать любой ценой, чтобы она не рухнула и не погребла под собой всю экономику. Так что гордиться Бернанке абсолютно нечем: ничего он не предотвратил. Наоборот, он — а до него Гринспен — проглядели угрозу, более того – приложили руку к созданию пузыря.
ФРС недовольны не только республиканцы. Председатель банковского комитета Сената, демократ Кристофер Додд чрезвычайно скептически отозвался об идее расширить полномочия Федрезерва. От имени коллег по комитету он выразил общее недоумение: на каком основании организация, которая не смогла предотвратить кризис, вместо того, чтобы каяться, требует ещё больше власти? Чем она, спрашивается, это заслужила? Конечно, перед этим сенатор Додд похвалил Бернанке за его усилия и сказал положенные слова про то, что проблема в институциональном дизайне ФРС, а не в кадрах. Но это вежливость, а суть в том, что репутация ФРС подмочена всесторонне и основательно. С другой стороны, после этой головомойки есть слабая надежда, что не только сам Бернанке будет вести себя осторожнее, чем раньше, но и Конгресс за ним присмотрит.
Читать @chaskor |