Подписаться на обновления
26 августаПонедельник

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
barankin   среда, 23 декабря 2015 года, 19:00

Фриц Морген: "Почему я против копирайтов и патентов"


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Талантливым писателям, музыкантам и режиссёрам часто не хватает денег. Не всем, разумеется, и не всегда: некоторые авторы ещё в молодости получают нужные ресурсы для быстрого старта, другие постепенно продавливают суровую реальность весом своего таланта.

Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей.

Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?

Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.

Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.

Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.

В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.

С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».

Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.

Хороша ли такая ситуация для общества?

Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.

На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.

Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.

Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.

Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.

Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.

Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко, он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.

Ровно то же самое наблюдается и в других областях, на которые распространяется зараза авторских прав. В современные компьютерные игры вбивают сотни миллионов долларов, но наверху хит-парадов висит зачастую откровенный шлак, единственное достоинство которого заключается в том, что он успешен с коммерческой точке зрения. Начинающим игрописателям пробить себе дорогу к хотя бы тоненькому финансовому ручейку довольно сложно — так как большая часть мест в сердцах их потенциальной аудитории уже плотно оккупирована коммерческими (в плохом смысле этого слова) проектами.

Или посмотрим, скажем, на лекарства. Было в России такое замечательное лекарство «Зомиг», неплохо помогало от головных болей определённого рода. «Зомиг» стоил примерно 400 рублей за таблетку, и где-то месяц назад этот препарат исчез из наших аптек — не оставив после себя никакой адекватной замены. Все известные мне альтернативы «Зомигу» или не работают, или имеют довольно неприятные побочки.

Вместе с тем на Украине — стране с далеко не самой развитой фармацевтической промышленностью — «Зомиг» выпускается под местным названием «Золмигрен» и стоит всего лишь 20 гривен за таблетку, 60 рублей. Действующее вещество там одно и то же, «Золмитриптан», но стоит это лекарство на Украине в семь раз дешевле, чем в России.

Откуда такая разница в цене?

Ответ очевиден: так выгодно фармкомпаниям. Себестоимость подавляющего большинства лекарств копеечная, но благодаря системе фармацевтических патентов корпорации имеют возможность активно стричь общество. И ладно бы эти деньги шли учёным, но на разработку новых лекарств корпорации тратят не более 10-20% от своих доходов — и это в=самом лучшем случае.

При этом про доступность лекарств для потребителя фармкомпании не думают вовсе. Повторюсь, «Зомиг» вот уже месяц как исчез из аптек как минимум Санкт-Петербурга — хотя никаких технических причин, которые препятствовали бы импорту этого препарата или даже налаживанию производства этого препарата в России, не существует.

Вот ещё один восхитительный пример работы фармацевтических патентов. За последние несколько лет цена лекарства «Дараприм» выросла с 1 доллара до 750 долларов за таблетку.

Это лекарство выпускалось с 1950-х годов, сейчас оно используется для лечения некоторых осложнений у людей со сниженным из-за ВИЧ или онкологии иммунитета.

Причина роста? Всё очень просто: права на лекарства выкупили спекулянты (не имеющие отношения к разработке лекарств). Спекулянты понимают, что продавая лекарство за 750 долларов можно заработать больше. Так какой им смысл держать цену низкой? Ничего похожего на совесть у них нет, западные законы их защищают. Добро пожаловать в капитализм.

Подведу итог

Западная система патентов и авторского права очевидным образом вредит обществу. Система высасывает из граждан невероятные объёмы денег, однако до реальных авторов и учёных доходят единицы процентов от этих средств, всё остальное оставляют себе спекулянты.

Я не сторонник резких решений — и я считаю разумным учитывать при любых реформах интересы отечественных авторов, которые получают сейчас от спекулянтов пусть весьма скудные, но хоть какие-то средства.

Однако я не понимаю, почему наше государство должно заботиться об интересах западных спрутов. Индия и Китай уже идут по пути освобождения от этой формы колониальной дани — Китай копирует всё, что только может скопировать, Индия целенаправленно запускает у себя производство дешёвых аналогов западных лекарств. Россия, я считаю, должна смелее присоединяться к этой тихой революции наших партнёров по БРИКС — возгласы зарубежных спекулянтов нам сейчас безразличны, а наше общество от щепетильного соблюдения западных кабальных патентов только проигрывает.

PS: Моё мнение по поводу авторского права на LifeNews.

Источник: Pirate MEDIA


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Общественное достояние». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.