Сенат Пятой республики, несмотря на протесты всей страны, всё-таки одобрил тот самый возмутивший население проект пенсионной реформы. Проект, который со стороны выглядит не таким уж «криминально кровавым». По нему пенсионный возраст повышается на два года. А если судить по силе протеста — лет на десять как минимум.
Реакция французских граждан впечатляет. «Мобилизация масс огромна», — считает Мехди Рашид, член Генеральной конфедерации труда, крупнейшего профсоюзного объединения страны. Протестуют все шесть крупнейших профсоюзов Франции, они вывели на улицы более 3,5 млн человек. Протестанты перекрывали доступ к вокзалам, аэропортам, блокировали дороги и учреждения. Дело дошло до применения слезоточивых газов. Из-за спровоцированного работниками нефтеперерабатывающей промышленности дефицита горючего на 20—33% АЗС не было бензина, электричество пришлось закупать за рубежом. По данным Министерства образования, волнениями были охвачены 312 лицеев. И, несмотря на то что в коллежах и школах сейчас каникулы, студенты уже объявили о своей готовности опять «выйти на площадь». По информации радио Europe-1, в результате забастовок и протестов общее число арестованных с 12 октября достигло 1901 человека.

Тем не менее четверо из пяти французов (78%) были настроены в пользу переговоров правительства и профсоюзов. Профсоюзы просили о таких переговорах, но Саркози от них отказался, чтобы не прерывать дебатов о пенсионной реформе в парламенте. Президент заявил, что «реформа будет продолжена в любом случае». «Мы не сможем защитить нашу социальную модель путём оглядки на прошлое, иначе мы не останемся великой нацией», — сказал министр труда Эрик Верт.
В итоге после 150-часовых дебатов за проект проголосовали 177 из 339 депутатов сената. Два варианта проекта, поддержанные Национальным собранием, а теперь и сенатом, будут сведены воедино межпарламентской комиссией и окончательно проголосованы обеими палатами 26 или 27 октября.
Для Саркози этот проект закона — «ключевой для всех реформ». Это символ тех перемен, которые он обещает Франции за оставшиеся до президентских выборов 2012 года 18 месяцев. И хотя сейчас у Саркози самый низкий за всё его президентство рейтинг, он, невзирая на все уличные протесты и выступления оппозиции, впервые избрал жёсткую линию действий, ст. 44 конституции, которая допускает укороченную процедуру в сенате и обрубает все поправки оппозиции. Этот шаг разозлил левых и способствовал ещё большей консолидации профсоюзов.
Теперь протестующее население — а, по опросам, протесты поддерживают двое из трёх французов — готовит очередную всеобщую забастовку и массовые манифестации 28 октября и 6 ноября.
Что же получается — вроде все во Франции хотят как лучше: и правительство, и граждане, и профсоюзы. Но совершенно не понимают друг друга. Как будто ведут речь о разных вещах.

Все нынешние протесты во Франции сосредоточились вокруг пенсионной реформы. Но она стала лишь последней каплей. Причины общенационального возмущения происходящим в стране более глубокие. На парижские площади и бульвары выплеснулась толпа, состоящая отнюдь не из «третьего возраста», как элегантно называют пенсионеров, а из 15-летних лицеистов или 30—40-летних граждан, которым ещё весьма далеко до пенсии. Эти площади являются той политической авансценой, на которой граждане обращаются к власти в ключевые моменты жизни общества, когда они чувствуют реальную угрозу ценностям и завоеваниям своей Пятой республики. Во Франции эти ценности не ограничиваются только решениями центральной власти, которые сообщают гражданам и которые граждане обязаны принять любой ценой. Во Франции у многих ещё существуют принципы, в том числе принцип социальной солидарности, реальной или идеальной. Борьба профсоюзов сегодня сконцентрирована вокруг пенсионной реформы — это символично. Это не только защита завоёванной десятилетия назад «привилегии». Пенсионная реформа, возможно, оправданная экономической ситуацией в стране и мировым финансовым кризисом, но навязанная даже без попытки переговоров, не даёт ощущения продвижения к лучшему будущему. Такая реформа оскорбляет уверенность граждан в том, что жизнь обязательно должна становиться лучше, в этом и есть народная идея прогресса. Она связана для граждан с идеей республики. В социалистической Франции эта идея ещё работает.
Вот почему реакция на пенсионную реформу была такой ожесточённой. Эта реформа стала в глазах традиционно склонной к социально ориентированному, во многом левой по настроению французской общественности очередным этапом демонтажа того более социального, более цивилизованного капитализма, который возник во Франции после Второй мировой войны. Этот «капитализм с человеческим лицом» вполне недурно функционировал три последующих десятилетия. А потом начался возврат к капитализму более жёсткому, жирную точку в этом процессе проставил экономический кризис. Ведь о пресловутой реформе и повышении пенсионного возраста заговорили не только во Франции, а и в Великобритании, Италии и других государствах Евросоюза. Всё это привело экономиста Дэниела Коэна к утверждению, что, видимо, необходима оценка моральной ценности экономической системы, когда она приводит к отказу от социальных завоеваний. Наверное, нам в России, стремящейся как можно скорее оказаться в «развитом капитализме», это покажется смешным, но похоже, что мировой финансовый кризис, вмешавшийся в модернизацию европейских экономик, к какой-то степени ускорил поворот европейских стран к ужесточению законов капитализма. И толчок этому процессу дал развал коммунизма, который воспринимался на Западе не только как антагонист, но и как конкурент.

Что же до лучшего будущего для французов, то нынешний президент Саркози был избран три с половиной года назад именно как кандидат, давший много красивых обещаний. Он обещал будущее лучшее, чем его конкурентка социалистка Сеголен Руайаль. У него был простой лозунг: «Кто больше работает, тот больше зарабатывает». Новый президент представлял себя либеристом. Эдаким американцем, который откроет всем доступ к социальным лифтам. Кризис заставил его вернуть политику на командное место, подчинив ей в определённой степени экономику, ну и, естественно, социальную сферу. Всё это совершенно противоречило первоначальной программе Саркози, как и его действия в период кризиса, и, по мнению политолога Жака Жюйарда, вызвало разочарование и смятение его электората. Даже не слишком отягощённого идеями и теориями мелкобуржуазного электората, замороченного красивыми посылами как левых, так и правых, и прельстившегося идеей сбалансированного либеризма, который приведёт Францию к процветанию и благополучию.
А потом имидж Саркози-либериста, социального лифта и лучшей жизни для всех был разрушен. Рейтинги Саркози упали, когда его стали воспринимать как президента, тесно связанного с миром богатых. Имидж Саркози подпортил не только экономический кризис, но особенно те связанные с его именем тёмные истории, которые затронули близких ему людей в правительстве. Один и тот же человек незаконно получал конверты с деньгами на оплату своей предвыборной кампании от богатейшей наследницы фирмы «Ореаль», а теперь «любой ценой» продавливает через законодательные органы власти пенсионную реформу, говоря о справедливости. Поэтому у манифестантов на площадях были плакаты с лозунгами, обвиняющими Саркози не только в навязывании гражданам этой реформы, но и как «друга богачей».

Даже если окончательное решение по реформе будет принято, они ещё будут протестовать. В социальной Франции существует долгая традиция гражданской солидарности и цивилизованных протестов. Как правило, кое-чего гражданам от правительства удаётся добиваться. Если не удаётся сразу, недовольство выражается позже, на президентских выборах. До них уже совсем недалеко.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Помню только ощущение бессилия и ужаса».
Что такое культурный шок и как его преодолеть. - А был ли призрак? .
- Лавры маркизы Помпадур.
- Д’Артаньян: что, если бы в реальности все было, как у Дюма.
Истинное положение дел при Ришелье . - Секретная диета француженок.
Стройность — правда или миф. - Новая волна.
20 течений, изменивших кинематограф. - Страна бумажного спама.
Франция без технологического прогресса. - Реновация по-французски.
- Мальчик на престоле.
Новым президентом Франции будет Эмманюэль Макрон. - Красота по-французски.
10 секретов стройности, которые знают только француженки.