Книгоиздатель Стивен M. Смит: «Меньше всего я боюсь будущего»
«Фэйсбук в скором времени исчезнет» − подзаголовок одной из дискуссий на недавно закончившейся Франкфуртской книжной ярмарке (8 -12 октября). Вполне естественно, разговор на животрепещущую тему привлек внимание, в конференц-зале Business Club с нетерпением ждали предсказаний экспертов.
Но выступающие - Sam Michigan (HarperCollins, UK), Edward Nawotka (Publishing Perspectives, US) отделывались одной-двумя разминочными фразами – “думаю, Фэйсбук ждут тяжелые времена”, “предвижу небывалый взлет Твиттера» − и переходили к конкретике: использование новых возможностей, соцсети – это работа с клиентами напрямую, вовлечение широкой аудитории в тот или иной проект: «Отныне вы не наблюдатель, вы участник грандиозного начинания!”
Мнение Юлии фон дем Кнесебек, со-директора компании Open Publishing: «Фэйсбуку не грозит потеря популярности, маркетинговая компания Bilandia, единственный в Германии успешный опыт продажи книг онлайн – доказательство этому».
Экраны, цифры, логотипы, рассказ о фантастической раскрутке новой фирмы с нуля; презентация Юлии динамична и убедительна. Но пошагово – «как это работает»? На следующий день мы встретились для отдельного разговора.
− Юлия, вы основали «Биландию» в 2008 году и… с этого места поподробней, пожалуйста!
− Если подробней, то преамбула в несколько слов, хотя история долгая… В строке «образование» у меня значатся ведущие университеты Англии – Кембридж и Оксфорд. Я защитила диссертацию по теме, которая интересовала меня – и, возможно, еще человек сто на планете. Могла стать ученым-историком, изучала бы пыльные фолианты, писала научные труды (что, впрочем, и сейчас предмет моего живейшего интереса, об этом скажу позже). Могла возглавить издательство, это семейный бизнес, моя мама - владелица одного из старейших в Германии издательских домов, мюнхенского Knesebeck Verlag, споры и дебаты о проблемах печатной книги – мое детство, отрочество, юность, моя судьба. Тема, которую я знаю от рождения, моя «серебряная ложка во рту». Но все меняется, цифровые технологии развиваются стремительно, ошибешься поездом – и ты едешь не в будущее, а в прошлое. Инстинктивно я чувствовала, что «правильный поезд» – это освоение новых технологий печати, участие в процессе, перспективы которого можно только угадывать, а попытки предсказаний заводят в тупик. Я отказалась принимать дела фамильного издательского дома (мы продали бизнес французскому издательскому конгломерату), основала свою собственную компанию «Биландия» − онлайн маркетинг и продажа электронных книг.
Это был первый шаг, и я представления не имела, куда тропинка приведет. Фэйсбук тогда приобретал популярность (до цифры 1.32 млрд пользователей – июль 2014 – было еще ох, как далеко), нюансы издательского дела я знала хорошо, а вот перспективы использования соцсетей никому не были известны в точности. Что получилось у «Биландии»? Привлечь огромное количество юзеров на свою страницу, мы создали сообщество, мы рассылали персонально составленные обращения к пользователям, стилистика обращений зависела и от района проживания адресата, и возрастной группы, и от рода занятий. Как сделать человека постоянным клиентом фирмы? Во-первых, не присылать ему нелепых и раздражающих сообщений, ориентироваться на психологию конкретной личности. Мы освоили размещение наших книг на всех сайтах мировых лидеров онлайн продаж. И соответствующие методы рекламы и продвижения, так как социальные сети были новинкой – никаких ограничений для опытов - удачных и неудачных. Непригодное отбрасывалось, «работающие» принципы шлифовались на ходу. Конвейер: пробы, ошибки, открытия.
Книги стали продаваться, но главное, чего я никак не ожидала – к нам пришли издатели «книг на бумаге» . Не с обидой на то, что мы отбираем у них потенциальных клиентов, чего я боялась, но с предложением: вы смогли заинтересовать широкую аудиторию, к вам идут люди, у вас персональный подход, нам нравится дизайн страницы «Биландия». Вы доказали: ваши методы привлекают потребителя. Сделайте то же самое для нас, наши веб сайты ждут наплыва уникальных пользователей! Сейчас мы сотрудничаем с ведущими издательствами Германии, и не только – список стран, в которых мы представлены, увеличивается с каждым годом.
− То, что к вам стали обращаться издатели – это закономерное развитие ситуации?
− Это совпадение. Мы совпали во времени, проторенных путей работы с цифровыми технологиями еще не было − их и сейчас нет, повторяю, ничего невозможно предсказать, но можно адаптироваться к изменяющимся тенденциям. Мы показали результат – и логично, что к нам обратились за помощью, ведь результативность - это дни, недели, месяцы поиска. Я работала в тесном сотрудничестве с моим братом, мы отрабатывали способы общения с подписчиками, оттачивали технологии «по ходу пьесы». Но главное – полная свобода, нет возможности спихнуть неверный выбор направления на тупость шефа.
Так все и началось. Нам предлагали автора и его книгу, у нас появлялся контент - мы придумывали пути продвижения, концепцию рекламной компании. На основе Фэйсбука – но постепенно мы стали использовать и другие социальные сети, главная загвоздка - освоение объемов, технические ресурсы − проблема, о решении я расскажу позже. Компания стала обрастать сотрудниками – мы нуждались в веб-дизайнерах, маркетологах, редакторах, программистах. Принялись искать тех, кто двигался в подобном направлении. Нет, аналогов «Биландии» мы не встретили, но в 2010 познакомились с молодыми разработчиками, студентами вузов – те создали активно посещаемое комьюнити GRIN на платформе Фэйсбука, сто тысяч активных участников! Публиковали академические тексты – диссертации, университетские научные работы, не предназначенные для печати, но я поняла – тексты продаваемы!
У GRIN наличествовала развитая издательская структура, мощное программное обеспечение. У нас – маркетинговые наработки. Мы объединились, сейчас компания называется Open Publishing. Три в одном: маркетинг, печать, software. Все учтено, мы воплощаем мечты клиента. Продаем электронные книги, бумажные книги on demand, проводим рекламные компании, печатаем тексты, делаем компьютерную графику, осуществляем комьюнити менеджмент, лицензирование, маркетинг; желающим − предоставляем программное обеспечение; некоторые наши услуги бесплатны, некоторые предполагают оплату.
− В результате предприятие прибыльно?
− Конечно! – в голосе Юлии фон дем Кнесебек нотки вполне понятной гордости. − Посудите сами – мы начали работать шесть лет назад, у нас не было опыта и предубеждений, одно я знала точно: мы должны войти в мир цифровых технологий и развиваться одновременно с ними. Делать то, что результативно в данный момент, now. Прежде всего – мы разрастаемся вширь, работаем в контакте с Amason и Apple US, UK, Germany, наш продукт появляется одновременно во всех значительных онлайн магазинах мира. Сейчас наш контент – это 160 тысяч наименований. Любая из книг может продаваться пять, пятьдесят, сто раз в год (и до бесконечности), процессы автоматизированы. Цены электронных книг в разы меньше стоимости обычных, «физических». Издание бумажной книги – процесс трудоемкий: чтобы окупить затраты издательству нужно произвести не менее двух тысяч копий каждой книги!
Наши авторы раз в три месяца получают роялти, неприбыльных книг у нас нет, так построена схема. С заказчикам рекламных и PR-компаний мы обсуждаем подробный бизнес план, когда работа выполнена – составляем отчет и предоставляем заказчику. Работаем четко, и претензий к нам не возникает − с нами расплачиваются аккуратно.
– И сожалений, что не стали издавать книги «традиционным способом» у вас нет. Бумажная книга − это несовременно?
− Предсказывать – занятие бессмысленное, я адаптируюсь к предлагаемым обстоятельствам, сегодня заниматься онлайн книгами – перспективно и прибыльно. При верном подходе к делу, разумеется. Что будет завтра − неизвестно, равно как и неизвестен ответ на вопрос о будущем Фэйсбука. Сейчас это наша базовая площадка, мы общаемся напрямую с юзерами, с потенциальными читателями.
Благодаря тому, что я выросла в семье издателя и хорошо знаю тонкости процесса - у меня есть четкое представление, каким должно быть издательство. Мечта - сделать портал где есть не только книга, но и рецензии, и онлайн обсуждение - с критиками, с авторами; есть иллюстрации – и возможность пообщаться с художниками. Дискурс задают хорошие книги. Хорошие книги в преломлении актуальности, мы обсуждаем, что модно, что тренд - и рассуждаем, почему это тренд. Я говорила об адресном обращении к клиенту – подразумевается расчет на разные уровни интеллекта юзеров: есть тексты для “модных парней”, чтобы выхватывали мотто, есть для умниц, которым интересны сильные оппоненты. Иногда писатели ведут свои колонки в ленте издательства − это разновидность онлайн журнала, но без второстепенного контента, только про тексты.
− Вы сейчас о настоящем – или о будущем?
− Скорее о будущем, пока что мы гораздо больше заняты оттачиванием технологических деталей, работая на заказ, делая авторские PR компании для издательств. Раньше этим были заняты книжные магазины, но постепенно реклама сошла на нет. Издательства не в состоянии рекламировать свою продукцию сами (разве что отдельные независимые издатели могут себе это позволить, в редчайших случаях). Поэтому обращаются к нам.
− Судьба бумажной книги, по вашему, предрешена?
− Их количество будет постепенно снижаться, но они не исчезнут вовсе. Необходимые для работы издания покупаю по интернету, в отпуск езжу с Amason Kindle под мышкой, любой текст в моем распоряжении, нет лишнего багажа. Но если книга мне понравилась − я иду в книжный магазин и бумажный вариант ставлю на полку. Сочетание цифровых и печатных изданий, будущее я вижу таким. Принцип целесообразности. К тому же, не забывайте, Германия - особая страна, здесь свои законы, до сих пор «спускается сверху» фиксированная цена печатной книги, продавцы не могут ее снижать. На Амазоне тот же роман или сборник статей вы найдете в два раза дешевле. Куда обратится покупатель, даже если увидит издание, его интересующее? Конечно, купит онлайн!
Франкфуртская выставка – мероприятие масштабное, особой политической важности, я бы сказала. Негласная задача – поддерживать традиционный способ книгопечатания, даже если сегодня он экономически не оправдывается. Моя мама долгое время возглавляла союз издателей и книгопродавцов Баварии (вдумайтесь, как они могут быть в союзе?!! в Англии, например, это две разные организации!) и я прекрасно знаю, что государство сохраняет книжные магазины искусственно, субсидируя и поддерживая владельцев. В Германии их около 5000 (раз в сто больше, чем в UK), в самой маленькой деревушке есть стационарные магазины с книгами, правительство за этим следит.
− Возможно, это хорошо?
− Трудно сказать. Я знаю, что жизнь диктует свои правила, искусственно поддерживать интерес к бумажной книге невыгодно, и в то же самое время не допускаю мысли, что печатные издания исчезнут вовсе. Ожидаю мирное сосуществование двух направлений, но процентное соотношение будет меняться. Да, доля печатных изданий уменьшится, это неизбежно, экономически они невыгодны. Останутся книги для детей, учебные издания, фотоальбомы, иллюстрированные издания, список можно продолжить – жизнь неизбежно внесет коррективы, разумеется.
Сегодня во Франкфурте завязываются контакты, идет активный обмен новыми идеями. Я живу в Мюнхене, приехала буквально на пару дней, моя трехлетняя дочь Карлотта осталась дома и я только что говорила с ней по скайпу:
- В следующем году мы непременно приедем на книжную ярмарку вместе. Здесь очень красиво, тебе понравится!
- Конечно, мамочка, - ответила она. – Поедем, как только я научусь читать и писать!
Так что работа предстоит нешуточная, и большинство наших с ней книг и тетрадок будут бумажными. Или не только бумажными. Ведь есть электронные программы для обучения: «от трех до пяти». Но без листка бумаги и ручки/карандаша почерк никогда не выработается, так что…
Беседовала Светлана Храмова
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Талон за макулатуру.
Как советская власть контролировала общество через книгоиздание и библиотеки. - «Если хочешь быть забытым писателем, поезжай в Европу».
О будущем книгоиздания, авторском праве и белых медведях. - Электронное книгоиздание в России (2016).
Производство и распространение электронных книг в России: структура, проблемы и перспективы. - Академическое книгоиздание умирает. Что будет дальше?
Открытый доступ как единственный путь к решению проблем научных издательств. - Флэшбэки Frankfurt Buchmesse-2015 .
18 октября завершилась ежегодная Франкфуртская книжная ярмарка. - Открытое письмо книжного сообщества в поддержку фонда «Династия» .
- «Мы избавлены от неврозов невысокой отдачи».
Интервью с создателями екатеринбургского «Кабинетного ученого», издающего книги о семье Бриков, Мишеле Фуко и перевале Дятлова. - Бестселлеры XVIII века.
На начало XVIII века пришлось становление массового книгопечатания, книжного рынка и возникновение самого феномена бестселлера — книги. - О «Мысленном волке» и не только .
Алексей Варламов встретился с читателями и рассказал об историческом пути России, любимых писателях и своей новой работе на посту ректора Литературного института. - Позвольте удивиться.
Если бы вдруг «в целях оптимизации театральной сети» закрыли бы Большой театр.