Подписаться на обновления
26 сентябряПонедельник

usd цб 63.8642

eur цб 71.5854

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияОбщественное достояние
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте 
Андрей Мирошниченко   четверг, 27 января 2011 года, 09.32

Франкенштейны интернета
Копирование личности проходит пусковые испытания


// Фото: c2k2e
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




История человечества — это тренировка по копированию личности. Социальные сети — очередной этап, когда любой человек может фигурировать собой как персонажем.

***

Хорошо быть поэтом или, скажем, писателем. В каждом творении проживаешь несколько жизней, примеряя на себя персонажность с любыми свойствами. Хочешь — лирический герой, хочешь — злодей, хочешь — рассказчик. А хочешь — просто берёзка. Или всё сразу, лишь бы психики хватило.

Одно плохо — вся мультиперсонажность укладывается в одном сознании. В голове художника, конечно, может поместиться много народа. Однако, если по гамбургскому счёту, поговорить не с кем. Любой внутренний диалог на поверку оказывается монологом, куски которого дали прочитать разным актёрам.

***

Умение подражать необходимо высшим млекопитающим для обучения и координации действий. Человек приспособил навык отображения для того, чтобы копировать природу. Зачем, почему?..

Психологи говорят, что, создавая второй, мыслительный мир, человек может оперировать в нём, ища оптимальные решения и экономя ресурсы, которые пришлось бы потратить в мире реальном. Пусть так. А может быть, мир продублирован в образах и понятиях для того, чтобы научиться создавать миры. Понять, как это делается.

«Пресса умрёт по трём причинам. Первая причина — цифровой способ передачи контента вместо аналогового, который включает в себя интернет, но им не ограничивается. Появятся новые читалки, а потом когда-нибудь можно будет обходиться и без них, выходя в Сеть «усилием воли». Вторая причина — в демографии. Поколения меняются, и складывается ситуация, когда уже несколько эпох умещаются в одно поколение. В аграрную эпоху жила тысяча поколений, а в 30-е годы прошлого века появилось осевое поколение: эти люди родились в аграрную эпоху, жили в индустриальную, а в старости застали и постиндустриальную. Такого ещё не было никогда. После осевого поколения социальная привычка не передаётся по наследству», — говорит Андрей Мирошниченко.

Творческий навык переработки личности в персонаж, выросший всё из того же подражания, но прежде доступный немногочисленной касте художников, вырвался на свободу с созданием интернета. Автоперсонажность (автопоэзис) в блогах — это принципиально новые попытки копирования личности. Новые, потому что осуществляются вне задач художественного творчества. Просто так, на поводу у коммуникативной потребности.

Авторов, то есть специалистов по копированию мира и созданию человеческих дубликатов, до настоящего времени было крайне мало. За всю историю до интернета набралась, может быть, пара миллионов авторов примерно на 100 млрд особей человека.

Сегодня физическую возможность авторства имеют сразу 1,8 млрд человек, получивших доступ к самовыражению в интернете. Вовсе не думая о художественном творчестве, об ars imitatur, они фигурируют в Сети своей персонажностью, создавая ментальные слепки своей натуры ради контакта с ментальными слепками других натур. Казалось бы, для общения. Но, рассматривая этот феномен в рамках мегаэволюции, мы видим, что он развивает идею отражения и копирования, теперь на материале не героической, а рядовой личности.

***

В Средние века в Европе была концепция, согласно которой творчество есть соперничество с Богом. Ибо творить — это прерогатива Творца. И посему, следовала мораль, творчество есть грех.

Что сказали бы те религиозные моралисты теперь, когда автором может стать любой подросток, вышедший в Сеть? Создавать персонажей и участвовать ими в сюжетах теперь может каждый. Понятно, что не все этим пользуются, да и не все ещё подключены, но принципиальная возможность авторства стала всеобщей для человека эпохи интернета.

Она даже стала потребностью. Человек недавнего прошлого вполне обходился без того, чтобы писать о себе. Человек ближайшего будущего не сможет не писать о себе. Как ещё у приматов общение было единственным способом социализации, так и у будущего человека условием социализации станет аватарная представленность в интернете. Жить в обществе и быть свободным от интернета будет нельзя.

Прообраз этого обязательного присутствия копии в интернете сегодня можно наблюдать в бизнесе: если компания не представлена в интернете, если о ней нет информации в Сети, то с такой компанией лучше дела не иметь. По сути, если компании нет в Сети — это то же самое, что её просто не существует.

Нечто подобное ожидает частного человека, который без двойника в Сети окажется исключён из общества. Всеобщее авторство ведёт к поголовной аватаризации.

***

В прежние времена, чтобы стать автором, нужно было дерзнуть и доказать это своё право — право возвыситься над публикой, право представить обществу свой взгляд на мир. Теперь всё иначе. Если книга сделала человечество публикой, то мультимедиа публику уничтожили. Теперь все, кто в интернете, — сами авторы, каждый из которых немедленно создаёт персонаж себя.

Конечно, из-за доступности авторства ценз снизился, снизилось качество авторства. Но кто сказал, что авторство, будучи высшим полномочием разума, и само должно быть всегда высокой пробы? Художественное качество образа — это качество художественного творчества. Бытовой же автопоэзис вполне удовлетворяется технической возможностью самовыражения. Важнее то, что авторство становится принципиально всеобщим.

Большинство человеческих потребностей — животные. Автор, создающий нематериальную персонажность, противоположен физической природе. Учитывая нарастающий массив авторства среди человеческой популяции, следует признать, что человек как никогда удалился от природы и приблизился к некоему надприродному и надчеловеческому состоянию.

***

Личные блоги, профили в соцсетях, личный стиль виртуального общения — это всё потусторонняя витрина, в которой человек выставляет желаемые манекены себя.

Удвоение личности, как и удвоение мира, позволяет оперировать копией, ища оптимальные решения и экономя ресурсы, которые бы пришлось потратить в реальном мире. Наличие копий упрощает реализацию личности, а при осознанном маркетинговом управлении копиями — даже монетизацию личности, то есть превращение её потенциальной ценности в реальную отдачу.

Обыденное сознание чаще всего воспринимает увлечённость интернетом как наркозависимость, как отъём самого себя у реальной жизни. Принято жаловаться на засасывающую стихию интернет-общения. При этом случаи отказа от интернета среди тех, кто вкусил, чрезвычайно редки и системно ничтожны. Почему же виртуальность настолько притягательна, что рождает такую сильнейшую зависимость вопреки жалобам?

Власть приручила телевидение, в обмен на лояльность предоставив (как и положено) право кормления. Но только право особого кормления — кормления на рейтинге. Рейтинг — вот точка консенсуса творческих людей и властей предержащих. Ведь в нём нуждаются и те и другие. Нынешнее телевидение не является плодом насилия со стороны государства. Телевизионщики работают отнюдь не из-под палки, а, наоборот, с рвением. Рейтинг, потребный властям и отданный своей коммерческой частью на откуп телевизионщикам, сжимает гражданскую функцию, но обязательно выращивает техническое мастерство.

Всё дело в качестве этой новой жизни. Управление своим персонажем в Сети насыщает оператора такими переживаниями, которые — с такой концентрацией — в реальной жизни ему недоступны. Офлайн слишком неуклюж, чтобы дать человеку столько эмоций от общения и самовыражения. Делегируя свои личные качества виртуальному персонажу, мы преодолеваем свои физические ограничения — примерно так же, как преодолевал свою инвалидность спецназовец, переселявшийся в аватар нави в одноимённом фильме. Там можно гораздо больше, там полнота ощущений.

Новый мир действительно дивный. Ведь офлайновая обыденность новых авторов из числа этих 1,8 млрд подключённых достаточно сера и неказиста. А вот их персонажи могут участвовать в каких угодно политических, романтических и прочих событиях.

Небывалая полнота ощущений, концентрация переживаний, доступность недоступных событий — вот что стимулирует человека раз за разом переселяться в аватар, досадуя при этом на еду, работу и сон, всё ещё необходимые физическому телу, покуда оператор сидит в нём.

***

Человек уже сегодня выступает в Сети своими желаемыми ипостасями, чтобы создать на себя спрос, привлечь к себе внимание, получить отклик, предложение, заказ, работу. Общаясь между собой, наши аватары находят взаимный интерес и договариваются о нашем взаимодействии в реальной жизни, пока реальная жизнь за пределами интернета ещё существует. Передовики копирования личности создают набор ипостасей, выстраивают тонкие схемы интеграции персонажей себя, используя приёмы не только авторства, но и режиссуры, создавая из системы своих образов новое произведение.

Пока что немногие используют личный автопоэзис в профессиональной сфере, но почти все невольно фигурируют персонажностью в сфере обыденного общения, получая выгоду от того, что между личностью и её виртуальной копией есть зазор, в который можно уместить желаемое или спонтанное улучшение себя.

Никогда прежде люди не могли так преображаться, выдавая в своём образе желаемое за действительное. Обычный человек, не блистающий в реальном общении, легко преодолевает порог робости, оперируя в виртуальном общении персонажем себя. Если и когда автопоэзис позволяет скрыть автора за анонимностью, персонаж может быть каким угодно. Каким хочется его оператору.

Улучшение личности в персонаже — вот ещё один оттенок кайфа виртуальности. Как насыщенна и прекрасна жизнь наших персонажей! Они искусно готовят, заказывают авиабилеты по всему миру, путешествуют и фотографируют. Они со знанием дела обсуждают вопросы общественного устройства, спорта и искусства. У них оригинальные взгляды на мир. Они смелы в сексуальных притязаниях, дерзки в общении. Они на короткой ноге со знаменитостями, френдятся и спорят с политиками и звёздами шоу-бизнеса. Они ровня любым авторитетам, какие ни попадутся на их виртуальном пути. Ни одно реальное общество не может похвастаться такими высокоразвитыми и разносторонними гражданами, каковыми являются наши персонажи.

Следует признать, что виртуальный персонаж реализует потенциал человеческой личности гораздо лучше, чем её физический носитель. Быстрее, легче, полнее. Без этого уже нельзя — личная жизнь оскудеет. Поэтому и нет отказов.

***

И в то же время чисто технически нынешний персонаж ещё примитивен, потому что недействителен и даже не действенен без оператора. Однако маклюэновское «расширение человека» продолжается и вполне может привести к роботизации стандартных реакций виртуального персонажа. Симуляторы воли будут руководить действиями персонажей, сначала замещая отошедшего поспать оператора. В какой-то момент уже трудно будет понять, где алгоритм, замещающий оператора, а где — реальная воля человека, здесь и сейчас фигурирующего своим персонажем. В конце концов возникнет уже предсказанная разработчиками искусственного интеллекта проблема: а не является ли алгоритм волей? Нужна ли достаточно хорошему алгоритму воля оператора? Да и нужен ли он сам?..

Похожие сценарии обыграны в сюжетах типа «Матрицы»: в них физический мир лишь питает энергией существование виртуальных персонажей. Я всё же думаю, что будущее не за раздвоением и разрывом миров (виртуального и реального), а за миграцией разума в информационное пространство Сети. Второй мир создаётся для обитания в нём. Сеть является для разума более разумным вместилищем, чем тело. Вопрос энергопитания на этих стадиях развития разума смешон, ибо он родом из отмирающей индустриальной эпохи, где богом был Эдиссон со своими лампочками из стекла и железа.

Миллионы людей в той или иной мере репетируют уход из физического мира. Виртуальные персонажи стали разведчиками человечества или уже даже колонизаторами в другом мире. Они исследуют для нас особенности быта в другой среде, лишённой кислорода и белковых соединений.

***

К нашим услугам сегодня медленная персонажность — блоги, личные сайты с замедленной реакцией на мир и быстрая персонажность — интернет-болталки и социальные сети с мгновенными реакциями персонажей друг на друга. И хотя даже в социальной сети персонаж всё же действует с некоторой задержкой, скорость интерактива сама по себе порождает новую коммуникативную среду, в которой общение похоже одновременно и на устную, и на письменную речь. Подобно разговору, оно интерактивно, подобно письму — отчуждается.

Интерактивная письменность — новая форма коммуникативной практики, прежде человечеству неизвестная. Вообще-то человечество не так часто создаёт новые формы коммуникативной практики. Речь, письменность, печать, теперь интерактивная письменность. Впервые полноценная коммуникация оказалась возможна исключительно в цифре. Очевидно, это предпредпоследний прототип коммуникативного интерфейса; следующим, предпоследним, будут когнитивные интерфейсы — считывание мозговой активности с гаджетами. Безмускульный контакт мысли со средой мысли.

Уход общения в цифру рождает массу интересных явлений. Например, впервые в истории появились непроизносимые слова, существующие только в написанном виде, — lol, имхо. В устной беседе их никто не употребляет, на слух их сразу и не воспримешь. Конечно, раньше были случаи, когда сакральные имена (богов, духов, болезней) не произносились, а лишь обозначались на письме, но с обыденными словами такого никогда не было. Вы только вдумайтесь: впервые в истории появились слова, которые не произносятся, — не потому, что их запрещено произносить, а потому, что они принципиально не нуждаются в произнесении. Эти слова впервые могут быть никак не выражены физически — ни звуковыми колебаниями, ни чернильным следом на субстрате мёртвого дерева. Это первые нефизические слова.

Перевод моментального диалога в цифровой формат при всей уникальности — всего лишь одно из следствий массовой оцифровки персонажей, этой всепланетной тренировки Исхода из рабства гравитации. Из подобных кусков — массовое авторство, бытовая персонажность, копирование личности, нефизическая коммуникация и проч. — складывается пазл будущего. Когда-нибудь уже не персонажи, а реальные личности целиком переместятся в общее сетевое пространство разума, утратив столь обязательную для физического мира привязку ума к телу.

***

Нехудожественное создание персонажей, доступное нарастающим миллионам новых авторов, — начало последнего этапа пуско-наладочных работ по окончательному копированию личности. Работы уже ведутся, с одной стороны, в чудовищных масштабах, а с другой — незаметно, потому что под этим процессом мы наивно полагаем лишь новые возможности общения, не понимая по большому счёту сути происходящего.

Пока что копирование топорно, ибо персонаж вторичен по отношению к реальной личности и в отрыве от неё почти недееспособен. Полная оцифровка личности станет возможной лишь тогда, когда сам оператор переселится в Сеть. Ну или когда копия станет настолько хорошей, что уже самодостаточной.

И вот тут нас поджидает ещё не открытый парадокс копирования личности.

Парадокс заключается в том, что абсолютная копия меня должна обладать своей волей, ибо я обладаю своей. Она ведь должна повторить все черты, а главной чертой личности является наличие воли. Повторив меня, она должна стать не мной и жить своей жизнью. Собственно, ровно таков акт сотворения человека Богом.

Этому человек ещё не научился и даже не имеет осмысленных вопросов к такому будущему. Первый вопрос достаточно туп, потому что обращён в прошлое: а что же станет с физической сущностью человека? С самой человековостью, ибо то, новое, состояние будет постчеловеком?.. А кто его знает? Собственно, во всяком развитии предыдущее состояние является снятым. Если мегаэволюция заключается в поиске разумом лучших воплощений для чистого разума, то человечество всего лишь заготовка и переходная стадия. Точка перехода обретается где-то неподалёку.

Вот о чём надо помнить, фигурируя своей персонажностью в блогах и соцсетях. Тогда процесс глобальной тренировки будет более осмысленным. Впрочем, ему (процессу) это безразлично, потому что мегаэволюция руководствуется долженствованием, но не имеет цели.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики

Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

02.07.2015 17:30, Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


7 трендов новых медиа в 2015 году

Второй год подряд мы анализируем информационные технологии и изменения в поведении аудитории, которые наиболее сильно влияют на СМИ и коммуникацию в широком смысле. Что ждет новые медиа в 2015 году?

16.01.2015 10:00, Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

22.08.2014 13:30


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко






 
 

Новости

Ноосфера. Запуск в ПсковГУ
Новый проект АИИ представлен университетскому сообществу.
По законам цифровой эпохи
Предложения АИИ по реформе законодательства в сфере авторского права обсудили в СПбГУ
Арианна Хаффингтон покидает Huffington Post
Главный редактор уходит из издания, чтобы сосредоточиться на новом проекте, посвященном здоровому образу жизни и борьбе с «выгоранием на работе».
Лукоморье и Роскомнадзор хотят помириться
Лурк не стал белым и пушистым, но оказался в ситуации, когда случайно выполнил требования Роскомнадзора

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.