Подписаться на обновления
6 апреляПонедельник

usd цб 77.7325

eur цб 85.7389

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
Йен Хейдн Смит   вторник, 13 ноября 2018 года, 15:00

Фотография — искусство?
Отрывок из книги «Главное в истории фотографии» издательства «МИФ»


Анри Картье-Брессон. Фото: club.foto.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Фотография способна схватывать момент и указывать на медленный ход времени. За почти 200 лет существования она изменилась больше, чем любой другой вид визуального искусства. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Главное в истории фотографии» издательства «МИФ».


Фотожурналистика

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН • УИДЖИ • РОБЕРТ КАПА • ГЕРДА ТАРО • МАРГАРЕТ БУРК-УАЙТ • НИК УТ • РИЧАРД ДРЮ • ТИМ ХЕТЕРИНГТОН

Фотожурналистика, освещавшая военные, политические и общественные события, освоила области культуры, спорта и развлечений и вскоре начала играть важную роль в повседневной жизни.

В годы Крымской войны, которую освещала лондонская газета Illustrated London News, фотография впервые показала себя как главное средство массмедиа. В следующее десятилетие фотографы, документировавшие Гражданскую войну в США с обеих сторон конфликта, раскрыли истинный потенциал медиума фотографии. После того как нью-йоркская газета Daily Graphic впервые в 1880 году применила полутоновый растр, фотографии стали неотъемлемой частью газетного репортажа. Создание вспышки и уменьшение размеров фотоаппаратов позволяли охватывать все больше тем для съемки, но из-за высокой стоимости оборудования вплоть до 1920-х фотография делила позиции с гравюрой. С изобретением фототелеграфа в 1921 году у фотографов печатных изданий появилась возможность пересылать их в редакции быстрее. Потом пришла золотая эра фотожурналистики, охватившая три десятилетия: с 1930-х до конца 1950-х. Этот период ознаменовал небывалое развитие фотографии в спортивной, социальной сфере, фотографии на тему преступности, а фотожурналисты, освещавшие основные конфликты, смогли подойти гораздо ближе к месту военных действий, чем до этого.

Документальная фотография

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: МЭТЬЮ БРЭДИ • ЯКОБ РИИС • ЙЕН БЕРРИ • ДОН МАККАЛИН • РОБЕРТ ФРАНК • МЭРИ ЭЛЛЕН МАРК • ЙОЗЕФ КУДЕЛКА • СЕБАСТЬЯН САЛЬГАДО

Документальная фотография исследует свой предмет куда как более пристально, нежели это свойственно газетным ежедневным заголовкам, — от этнографии и войны до социальных изменений и природного мира.

Фотографы, освещавшие Крымскую войну и Гражданскую войну в США в середине XIX века, сделали впечатляющие изображения. «Йорктаун, Вирджиния» (1862) Мэтью Брэди не столько новостная фотография, сколько документальный портрет эпохи, снятый вдали от сражений. Наверное, неудивительно, что позже эти специалисты приняли участие в геологических и топографических исследованиях. Под влиянием социальных активистов, например Генри Мэйхью (1812–1887), городские фотографы начали документировать жизнь бедных и обездоленных. Активизм был частью их работы и сродни роли фотографов Администрации по защите фермерских хозяйств (FSA) в США 1930-х. Движение маккартизма в конце 1940-х положило конец такой практике, но она сохранилась в Великобритании, где работали Йен Берри, Дон Маккалин (род. 1935) и Мартин Парр. От «Американцев» Роберта Франка до портретов цыганского народа, созданных Йозефом Куделкой (род. 1938), и масштабных исследований Себастьяна Сальгадо традиция документальной фотографии наилучшим образом представлена в форме монографий
и в выставочных пространствах.

Гуманистическая фотография

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: АВГУСТ ЗАНДЕР • АНДРЕ КЕРТЕШ • БРАССАЙ • АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН • РОБЕР ДУАНО • ЭЛЛИОТТ ЭРВИТТ • УИЛЬЯМ ЮДЖИН СМИТ


Понятие гуманизма уже присутствовало в работах ранних фотографов и укоренилось на руинах истерзанного войной мира. Оно отвечало стремлению с сочувствием изобразить состояние человека.

Зародившись в 1930-х в левом политическом крыле Франции, затем сформировавшись в не имеющее жестких рамок направление, целью которого было противостоять опустошительному действию Второй мировой войны, гуманистическая фотография отражала повседневность: жизнь улиц, кафе и баров, взаимоотношения обычных людей. Кажущаяся обыденность лучших образцов жанра сделала эти снимки запоминающимися. Они отражают человеческие чувства, глубоко личные для героев снимков. Здесь нельзя не упомянуть творчество Андре Кертеша, Августа Зандера (1876–1964) и Брассая, но главным представителем направления остается Анри Картье-Брессон. Его работы поначалу появлялись в журналах, но вскоре, как это часто случалось с гуманистическими фотографиями той поры, им нашлось место и в галереях.

В отличие от произведений многих фотографов, сюжеты Картье-Брессона не были постановочными. Главным было поймать «решающий момент», как он его описывал, — снять кадр на пике эмоций или действия.

Научная фотография


ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: ДЖОН УИЛЬЯМ ДРЕЙПЕР • АННА АТКИНС • ЭДВАРД МЕЙБРИДЖ • ЭТЬЕН-ЖЮЛЬ МАРЕ • ГАРОЛЬД ЮДЖИН «ДОК» ЭДЖЕРТОН • УИЛЬЯМ АНДЕРС

Фотография стала научным инструментом: ею начали пользоваться в передовых исследованиях и для поддержки теорий, которые позже сбросили со счетов.

Ботанические фотограммы, созданные Анной Аткинс (1799–1871) вскоре после того, как Джон Гершель (1792– 1871) изобрел цианотипию, указали на научный потенциал фотографии, который был реализован в следующие 150 лет. В 1895 году в эксперименте с катодной трубкой физик Вильгельм Рентген (1845–1923) открыл рентгеновское излучение. Через год его стали применять в больницах. Вскоре появились инфракрасные и ультра- фиолетовые фотографии — благодаря американскому изобретателю Роберту Вуду (1868–1955). Примерно в то же время Эдвард Мейбридж (1830–1904) и Этьен-Жюль Маре (1830–1904) стали проводить эксперименты и положили начало исследованиям, которые привели в 1952 году к созданию «Доком» Эджертоном (1903–1990) снимка первой миллисекунды ядерного взрыва. Первой фотографией Луны был дагеротип Джона Уильяма Дрейпера (1840). Через сто с лишним лет астронавт Уильям Андерс, выйдя на орбиту Луны, сделал с помощью камеры Hasselblad 500 EL фотографию Земли.

Художественная фотография

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: ГЮСТАВ ЛЕ ГРЕ • ДЖУЛИЯ МАРГАРЕТ КАМЕРОН • ОСКАР ГУСТАВ РЕЙЛАНДЕР • ГЕРТРУДА КЕЗЕБИР • ЭДВАРД СТЕЙХЕН • АЛЬФРЕД СТИГЛИЦ

Взаимоотношения фотографии и живописи варьировались от взаимовыгодного альянса до открытого противостояния.

Поначалу фотография была принята многими художниками. Делакруа, Гюстав Курбе (1819–1877), Эдуард Мане (1832– 1883), Дега, Поль Сезанн (1839–1906) и Поль Гоген (1848–1903) были связаны с медиумом фотографии: либо были фотографами сами, либо использовали фотографию в своих художественных практиках. Гюстав Ле Гре, академический живописец, исследовал фотографию не только с точки зрения ее возможных живописных качеств, но и с точки зрения формы. Его морские пейзажи, снятые на побережье Нормандии летом 1856 и весной 1857 годов, созданы с невероятным мастерством и прошли строгий отбор (Ле Гре зачастую из двух негативов склеивал один кадр). Джулии Маргарет Камерон не хватало перфекционизма, свойственного Ле Гре, но она многое позаимствовала из других видов изобразительного искусства и стала предвестником пикториализма — движения, которое пренебрегало устоями тогдашних институтов (например, Фотографического общества Великобритании), провозглашавших фотографию средством документирования реальности, не имеющим отношения к искусству.

Гламурная фотография

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: ЭДВАРД СТЕЙХЕН • СЕСИЛ БИТОН • КЛАРЕНС БУЛЛ • РУТ ГАРРИЕТ ЛУИЗ • СЛИМ ААРОНС • ЕВА АРНОЛЬД • РИЧАРД АВЕДОН • ЭННИ ЛЕЙБОВИЦ


Печатные СМИ и кино породили гламурную фотографию, которая транслировала красоту, сексуальность, чувственность и стиль жизни, о которых многие не могли даже мечтать.

Портрет начинающей актрисы Сары Бернар, созданный Надаром в 1864 году, — ранний пример гламура в фотографии, хотя и не ярко выраженного. Появление журнала Vanity Fair в 1913 году и расцвет Голливуда в следующие 20 лет принесли гламурной фотографии популярность (слово «гламур» стало также обозначать фото в жанре ню и порнографическую фотографию конца XIX — середины ХХ веков). Публика хотела рассматривать снимки любимых знаменитостей, а миры моды и кинематографа стремились извлечь выгоду из этого. Эдвард Стейхен был одним из первых авторов голливудских фотосессий. Он балансировал между личными проектами в абстрактном стиле и портретами голливудских звезд, среди которых был выразительный портрет Глории Свенсон (1924). Позже к нему присоединились коллеги: Кларенс Булл (1896–1979), Сесил Битон (1904–1980), Джордж Харрелл (1904–1992) и Рут Гарриет Луиз (1903–1940), первая женщина-фотограф в Голливуде. Позже в творчестве Слима Ааронса и Евы Арнольд родился более непринужденный подход к голливудской гламурной фотографии.

Поп-арт


ОСНОВНЫЕ ИМЕНА: РИЧАРД ГАМИЛЬТОН • РОБЕРТ РАУШЕНБЕРГ • ЭНДИ УОРХОЛ • ЗИГМАР ПОЛЬКЕ • ПИТЕР БЛЕЙК

Совмещая фотомонтаж с апроприацией, поп-арт использовал фотографию, чтобы подчеркнуть индустриальную природу современной культуры потребления и размывание границ между высоким и массовым искусством. Фотографы, работающие в жанре поп-арт, черпали вдохновение как в рекламе, так и в идеях, сформировавшихся вокруг дюшановского реди-мейда, используя, как правило, уже готовые изображения. В коллаже Ричарда Гамильтона (1922–2011) «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) с целью изучения повседневности были использованы фотографии из американских журналов. Гамильтон был одним из первых представителей направления, известного под названием «Независимая группа». Оно стало британским предвестником американского поп-арта, возглавленного Энди Уорхолом. Шелкографии Уорхола, посвященные таким популярным личностям, как Мэрилин Монро и Элвис Пресли, политикам Мао Цзэдуну и Ричарду Никсону, а также электрическому стулу, кардинально изменили знакомые фотографии — как визуально, так и контекстуально. Также Уорхол создал цикл автопортретов, в которых предстал как свое произведение искусства. В шелкографиях Роберта Раушенберга (1925–2008) события мировой истории сталкивались с бытом, а Эд Рушей (род. 1937) создавал фотокниги, в которые помещал протяженные детализированные панорамы калифорнийских обочин, и составлял типологии повседневных сооружений, часто таких архетипичных для Америки, как автозаправки, которые иногда затем становились основой его живописи.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как тренировать память

Как читать, запоминать и никогда не забывать

бал бла Современные исследования показывают, что в течение дня мы забываем около 70% всего увиденного и услышанного. А нам хочется помнить все и всегда. Это возможно, если правильно тренировать память и дисциплинировать свой мозг. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать» издательства «МИФ»; в нем говорится о методике, которая научит вас усваивать информацию быстрее, не тратя на это много энергии.

17.12.2019 16:00, Марк Тигелаар


В чем сила интроверта?

Как использовать особенности своего характера

Есть убеждение, что интроверты — люди крайне закрытые. Но как тогда реализовать свои таланты и амбиции, как оказывать влияние на людей, руководить ими и направлять, сохраняя при этом свое личное пространство? Всегда есть альтернативные рецепты успеха, которые действуют хотя бы потому, что никто не ждет удара с неожиданной стороны. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Интроверты: как использовать особенности своего характера» издательства «МИФ».

10.12.2019 16:00, Сьюзан Кейн


Ребенок и опасности: как предупредить

Отрывок из книги издательства «ЭКСМО»

Как вести себя с незнакомыми людьми маленькому ребенку, что такое интернет-безопасность и существует ли она, как оградить своего ребенка от бед, как сделать так, чтобы не началась его травля в детском саду, а затем и в школе... Вопросов у родителей всегда много, а ответов не хватает. Поэтому «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги Александра Толмачева «Как рассказать ребенку об опасностях» издательства «ЭКСМО». Здесь есть инструкция, как донести до маленького человека, что такое хорошо, а что такое плохо, при этом не навредить ему чрезмерной заботой.

14.10.2019 16:00, Александр Толмачев


Как написать книгу, чтобы ее не издали

Отрывок из книги издательства «МИФ»

Эта книга не диктует вам очередные правила для написания бестселлера. Она дает обратную связь, на которую издатели обычно не находят времени, когда читают рукописи, и с юмором указывает на ошибки, которые приводят к отказу в публикации. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Как написать книгу, чтобы ее не издали. 200 классических ошибок» издательства «МИФ».

26.08.2019 16:00, Сандра Ньюмен, Говард Миттельмарк


Внимание самому важному: от стресса и хаоса к осмысленности и концентрации

Отрывок из книги издательства «МИФ»

Советы Нин Джеймс помогут сосредоточиться на главных людях в вашей жизни, взять под контроль отвлекающие факторы, подарить себе и близким незабываемые моменты. Наша жизнь заполнена бытовыми вопросами, поэтому вектор наших переживаний часто смещается на незначительные вещи, так что мы забываем о главном. «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации» издательства «МИФ».

19.08.2019 16:00, Нин Джеймс