Поиски «формулы любви» много веков занимали алхимиков и магов, а граф Калиостро даже успел прославиться на этом поприще. Но только в XXI веке доктор Фишер, антрополог из Университета Ратгерса, просканировала мозг влюбленных и смогла понять, где в нас прячется любовь…
В одной из своих лекций Хелен Фишер рассказывает о том, что антропологи изучили более двухсот человеческих сообществ (как современных, так и уже вымерших) и везде они обнаружили признаки того, что сейчас мы называем романтической, или страстной, любовью, а главное, пока что не найдено ни одного человеческого сообщества, в котором это явление не наблюдалось бы.
Но любовь не всегда даёт счастливый опыт.
Учёные провели много опросов с целью изучить любовь. Подавляющее большинство опрошенных (почти 95% мужчин и женщин) ответили «да» на такие вопросы: «Были ли вы когда-нибудь отвергнуты тем, кого вы по-настоящему любили?» и «Отвергали ли вы хоть когда-нибудь хотя бы одного человека, который по-настоящему любил вас?»
Миллионы людей страдали от любви раньше, миллионы страдают сейчас. Романтическая любовь — одна из самых мощных эмоций на земле.
Вместе с коллегами Хелен сделала магнитно-резонансную томографию мозга перечисленных выше трёх групп людей: безумно влюблённые, отвергнутые и долго живущие в счастливом браке.
Изучение мозга счастливых влюблённых показало, где в мозгу находится «центр любви». Это крохотный участок в средне-нижней части мозга, называется VTE (вентральная тегментальная область), и он связан с выработкой допамина. Это часть «системы награждения» (reward system) мозга. Эта часть мозга гораздо глубже нашей системы познания и сознания, даже ниже эмоциональных центров. Она относится к тому, что мы называем reptilian core — «рептильная сердцевина» — самая примитивная часть мозга. Она отвечает за желания, мотивацию, за способность страстно желать и концентрироваться на предмете желания. Этот же центр мозга возбуждается, когда наркозависимые люди переживают (rush of cocaine) опьянение от кокаина.
Но романтическая любовь больше, чем кокаиновый кайф.
Романтическая любовь — это обсессия, навязчивое состояние, одержимость; люди теряют себя в любви, теряют ощущение себя. Влюблённый человек не может перестать думать о предмете своей любви. Фишер использует метафору: «Кто-то обосновался в вашей голове».
Наваждение только усиливается, когда нас отвергают. Магнитно-резонансная томография людей, которых только что бросили, выявила три участка мозга, возбуждающиеся в связи с упоминанием об их несчастии.
Во-первых, это тот же самый центр, который активируется, когда человек влюблён. Казалось бы, тебя бросили, ну что ж, бывает, забудь об этом и иди, живи своей жизнью. Но нет, мы не можем этого сделать. Более того, складывается впечатление, что, вместо того чтобы загасить свою любовь, мы начинаем любить того, кто нас отверг, ещё сильнее.
Тут она цитирует ещё одного поэта, на этот раз древнеримского: «Чем меньше моя надежда, тем сильнее моя любовь». Она говорит, что через две тысячи лет после того, как были написаны эти строки, она выяснила механизм этого дела: система мозга, связанная с поощрением, с мотивацией, с концентрацией, со страстной жаждой чего-то или кого-то, становится более активной, именно когда мы теряем возможность получить то, что мы жаждем. В данном случае — самую большую жизненную награду — подходящего партнёра (для продолжения рода).
Второй участок мозга, который возбуждается у брошенных людей, отвечает за «взвешивание», оценку приобретений и потерь. Этот участок мозга возбуждается, когда люди идут на большой риск, связанный с огромными потерями и огромными приобретениями.
Третий участок мозга, который сильно активируется у брошенных, связан с глубокой привязанностью.
Так что неудивительно, что люди страдают, и неудивительно, что есть так много преступлений на почве страсти, — поскольку усиливается привязанность, запускается механизм награды, происходит всплеск энергии, концентрации, мотивации и возникает стремление рискнуть всем, чтобы выиграть самый главный жизненный приз.
Что же касается тех, кто находится в долговременных любовных отношениях. По крайней мере говорят, что находятся. Оказывается, эти люди не врут. Сканирование мозга этих людей показало, что и после 25 лет совместной жизни область мозга, отвечающая за романтическую страстную любовь, у них активируется, когда они видят или слышат своего партнёра.
Выводы, к которым пришла Фишер, звучат так:
1. Романтическая любовь — это большая сила, тяга и драйв. Не только и не столько сексуальная тяга, сексуальный драйв, а именно любовный. Отличие сексуального драйва от любовного в том, что секс-драйв ведёт нас ко многим разным партнёрам, тогда как любовный драйв вынуждает нас сфокусироваться исключительно на одном объекте (по крайней мере в каждой конкретной истории).
2. Проанализировав любовную поэзию (Хелен приводит цитату Платона: «Бог любви живёт в состоянии нужды»), учёные пришли к выводу, что любовь — это нужда и вынуждение, гомеостатический дисбаланс, как голод и жажда.
3. Романтическая любовь — это классическая аддикция, одна из самых аддиктивных субстанций на земле. Прекрасная аддикция, когда всё идёт хорошо, и ужасная, когда нет. Характеристики аддикции: фокусирование на объекте любви, обсессивное мышление о нём (ней), страстное, непреодолимое желание обладать, искажённые представления о реальности, готовность идти на громадный риск ради того, чтобы заполучить объект любви...
Три главных характеристики аддикции, которые присущи также и романтической любви:
• Выработка толерантности, или привыкания, и, как следствие, нужда во всё большей «дозе». Так и в любви: мы стремимся видеть предмет нашей любви всё чаще и чаще, не расставаться с ним (ней) никогда, слиться с ним (ней) в полном экстазе.
• Наркотическая «ломка» — ну, тоже все симптомы налицо.
• Срыв или возвращение, особенно спровоцированных ассоциациями. Это может быть песня, место, чья-то похожая улыбка, жест... Всё это может всколыхнуть былые чувства, которые, казалось бы, давно прошли и залечились...
***
Пытаясь понять человека, учёные исследуют животных. Так вот они тоже, похоже, умеют любить. По крайней мере они дискриминируют и выбирают и отказываются вступать в пары без разбору. Разве что в лабораториях, где нет выбора. А в дикой природе животные вполне переборчивы, когда дело доходит до выбора партнёра. Этологи это уже давно знают и придумали несколько терминов, описывающих такую «любовь»: «фаворитизм животных», «избирательно сексуальное провоцирование», «выбор для продолжения рода», «выбор самки», «выбор самца», «сексуальный выбор»...
В этих процессах задействованы центры мозга, связанные с привлекательностью, и система награды. Животные часто выбирают мгновенно. Слон может увидеть слониху и тут же пойти за (к) ней.
У людей это называют любовью с первого взгляда.
***
В 2005 году др. Фишер основала агентство Chemistry.com для поиска идеального партнёра, в базе данных уже есть 14 млн имён со всего мира. Хелен пытается ответить на вопрос, почему мы влюбляемся в одного человека и не влюбляемся в другого.
Психологи говорят, что мы склонны влюбляться в тех, кто близок нам: из той же социально-экономической группы, с похожей предысторией, с примерно одинаковыми показателями интеллекта и общей привлекательности, с теми же (религиозными) ценностями. Но это слишком общие вещи. Хелен проверяет гипотезу, что, возможно, в этом процессе играет роль биология.
Фишер с коллегами измеряет уровень допамина, серотинина, эстрогена и тестостерона и пытается связать их с ответами на вопросы опросника, который она разработала.
В более ранних исследованиях Фишер уже выяснила, что на разных стадиях любви организм человека ведёт себя по-разному:
i) Влечение или поиск партнёра [lust], вызываемое гормонами: estrogen, testosterone. В этой стадии наряжаются, ходят на танцы, совершают глупости или подвиги.
ii) Влюблённость [attraction] или связь с партнёром. Ей сопутствуют гормоны dopamine, norepinephrine и phenylethylamine. У подростков наблюдается повышенное их содержание, что объясняет частые влюблённости.
iii) Привязанность или верность [attachment] эволюционно полезна для выращивания потомства и вызывается гормонами oxytocin, vasopressin и andendorphins, которые вырабатываются при оргазме. Эти гормоны отсутствуют у подростков, их концентрация растёт с возрастом.
Фишер надеется, что скоро сможет составлять идеальные пары. На выбор партнёра оказывает влияние сочетание указанных гормонов (при этом партнёров для секса на пляже или для воспитания детей выбирают по разным гормональным критериям), а также культурные среда, привычки и образы родителей.
Хелен Фишер говорит, что в любви всегда есть место для тайны и романтизма. Тем не менее она работает с этими данными и надеется подойти ближе к пониманию, почему, когда мы входим в комнату с людьми, где все примерно из одной социальной группы, примерно одного уровня интеллекта и внешности, мы выбираем только одного из них, кто привлекает нас больше всех. Фишер надеется найти, что это за механизм в мозгу, который тянет нас к одному человеку и не тянет к другому…
Источники: www.ted.com, caucasia.at.ua
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Общая масса всего созданного людьми впервые превысила массу биосферы.
- Я протестую!
Как отличить затянувшийся подростковый бунт от настоящей независимости. - Люди — добрые.
Альтруизм как объект научного исследования. - Критика: инструкция для любителей.
- Самая короткая консультация.
Чтобы понять ребенка, нужно просто почувствовать себя им. - Как одиночество искажает наше сознание.
Последствия социальной изоляции. - Маша в Стране Мужских Принцесс.
- Вечная любовь.
Чувства супружеских пар, женатых на протяжении более 50 лет . - «Праздный мозг — мастерская дьявола», а имя дьявола — Альцгеймер.
25 цитат непревзойденного циника Джорджа Карлина — единственного, кому американцы позволили смеяться над собой. - Хроника одного развода.
Пара выложила в сеть фотохронику своего бракоразводного процесса.