Подписаться на обновления
21 маяПонедельник

usd цб 61.9408

eur цб 73.1769

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
Светлана Храмова   понедельник, 19 октября 2015 года, 18:00

Флэшбэки Frankfurt Buchmesse-2015
18 октября завершилась ежегодная Франкфуртская книжная ярмарка


Салман Рушди, Юрген Боос и Хайнрих Рехтмюллер в первые минуты пресс-конференции. Открытие Франкфуртской книжной ярмарки. Фото: Frankfurt Book Fair/Press Photo material
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Небольшой скандал в самом начале – хорошая примета для успеха мероприятия в целом. Когда гостем Пресс-конференции накануне открытия Франкфуртской ярмарки был объявлен писатель Салман Рушди – имя, оскорбительное для мусульман тут же вызвало волнения: делегация Ирана отказалась от участия в книжном форуме. Хотя некоторые иранские авторы все же приехали – встречи с читателями и издателями важней политических интриг.

Необычайное оживление перед началом пресс-конференции: журналисты с телекамерами, фотоаппаратами и мобильными телефонами изготовились делать снимки знаменитого писателя, приговоренного к смертной казни, многочисленные и свирепые на вид охранники в серых костюмах с иголочки заняли оборонительные позиции, прочесывая суровыми взглядами ряды работников прессы.

Салмана Рушди встречают аплодисментами, присутствующие встают.

Юрген Боос: необходимость диалога

Директор FBM выступает первым. Он говорит всего 10 минут, и речь его как эпиграф к ярмарке – некоторые уже привычные формулировки изменены: крупнейшая книжная ярмарка в мире – это не место встречи, что настоятельно подчеркивалось в прежние годы, но территория открытого диалога между людьми разных культур.

– В этом году мы встречаемся в разгар особенно тревожной ситуации. Мир в опасности. Это мы видим сегодня в Европе – сотни тысяч беженцев, битвы между представителями разных религий, дисбаланс между бедными и богатыми, сытыми и голодными, между теми, кто каждый день опасается за свою жизнь и теми, кто чувствует себя в безопасности. Люди ищут в Европе спасения и достойной жизни. Это мужчины, женщины и дети – и я тронут до глубины души их желанием жить свободно, их мужеством и решимостью принять новую для них культуру, правила и обычаи.

Сейчас, после террористической атаки на французский сатирический журнал «Charlie Hebdo”, мы все осознали серьезность положения. Свобода слова под угрозой. Писатели и журналисты, касающиеся “горячих тем”, не в состоянии защитить себя. Об этом нужно говорить, это проблема, решить которую можно совместными усилиями. Я уверен, диалог между разными культурами – не утопия.

Сотни тысяч людей едут к нам в поисках убежища. Сталкиваются противоположные точки зрения. Толерантность необходима, и – что самое удивительное – самим беженцам в первую очередь. Они отчаянно конфликтуют друг с другом – представители враждующих между собой вероисповеданий в силу обстоятельств оказались живущими на маленькой территории лагерей для беженцев, часто в одной и той же комнате. И вместо того, чтобы драться и оскорблять друг друга, они должны находить почву для компромиссов, учиться уважать чужую точку зрения. Главная тема пяти дней во Франкфурте – доказать, что открытый диалог возможен, право на высказывание имеет каждый. Это и есть великая миссия литературы.

И мы признательны британскому писателю Салману Рушди, автору книги “Сатанинские стихи”, за согласие прилететь во Франкфурт для этого выступления. Мы не забываем: цифра вознаграждения за голову Рушди, назначенная одним из иранских бизнесменов, возросла до 3,3 млн. долларов, приговор мусульманского мира до сих пор не отменен. Легендарный писатель здесь на очень короткое время, мы услышим его речь буквально “в перерыве между двумя самолетами”. То, что он принял наше приглашение – акт гражданской смелости. Да, с самолета на самолет. Салман Рушди с 1989 года в смертельной опасности – из-за слов, истолкованных как оскорбление ислама.

Салман Рушди: речь-пролог, несколько цитат


В начале этого академического года я был приглашен в один из солидных университетов с лекцией – и столкнулся с тем, что некоторые студенты отказались читать книгу, потому что речь в ней шла о лесбийской любви. Их сознание отторгало нестандартную ситуацию в принципе, существование однополых отношений возмущало их по определению. Но такой подход противоречит идее университетского образования как таковой. Образование предполагает воспитание навыка не отрицать чужую точку зрения, а будучи осведомленным о ней, иметь возможность на обдумывание, на выбор. Мнение, противоположное нашему, не приводит нас в ярость, мы учимся возражать цивилизованно. Свобода слова – не только борьба с насилием, но и возможность быть откровенными. Не стыдиться себя и своей истории.

Любой гражданин, подчиняющийся закону, может говорить и рассказывать истории, но писатель – хотя трудно представить себе, что он подчиняется правилам, иногда он просто не понимает, что правила существуют; писатель это гражданин с мегафоном, и вопрос, имеет ли он право свой мегафон использовать – я считаю риторическим.

Самые разные писатели – провокационные и противоречивые в том числе – должны иметь возможность публиковаться при жизни. Мнение, что мы пишем для потомков, мне представляется ошибочным.

Мне очень трудно отделять личное от общественного. В наше время жизнь общества все чаще и неумолимей вторгается в жизнь индивидуума, и понять, что именно остается табуированным, а что открыто для обсуждения – практически невозможно.

Общественное и личное уже перестало находиться «в разных коробках».

Обобщая, могу сказать так: трагедия Нью Йорка 9/11 стала моментом, когда мировая история вторглась в историю огромного города, навсегда изменив ее. И сейчас объяснить хоть что-то о Нью-Йорке невозможно, не объяснив полностью причины крушения башен-близнецов. А некоторые детали трагедии до сих пор остаются загадкой. От этой недоговоренности и неясности картина мира деформируется.

В ХVIII веке представления о реальности у писателя и читателя были примерно одинаковые. Жизнеописателям было значительно проще, я уверен. Сейчас любое событие сопровождается такими вот деталями, делающими происходящее в целом не поддающимся описанию. Оспаривается любой факт. Реализм становится проблемой, нет ничего достоверного. Поэтому разницы между фикшн и нон-фикшн практически не существует.

Во времена Вольтера и Дидро писатели и философы боролись с неограниченной властью церкви, боролись за право открытого высказывания. И они победили. Благодаря их усилиям мы можем говорить свободно. Если я хоть сколько-нибудь способствовал или способствую тому, что люди разных убеждений, взглядов, конфессий говорят друг с другом свободно – обмениваясь мнениями, а не стреляя друг в друга – я считаю свою задачу выполненной.

Петер Гардош: издательский феномен


Венгерский сценарист Петер Гардош родился в 1949 году, в профессиональной киношной среде он фигура известная, а вот история о том, как его первый роман «Лихорадка на рассвете» в один день стал бестселлером, проданным в 29 стран - поистине святочная, хотя до рождества еще далеко.

На книжной ярмарке – мировая премьера книги, на вопрос «а почему здесь?» – венгерский издатель Либри Кладо отвечает, что это единственное место, где работает около десяти тысяч журналистов одновременно, а книга совсем недавно издана в Германии (плакаты с обложкой «Fieber am Morgen», Hoffmann und Campe, развешаны повсюду, обложка, несомненно, хороша: тонкий стебель красной гвоздики, объятой огнем, поперек белого поля, запоминается).

«Роман, заставляющий ваше сердце биться сильнее, вы читаете его с прерывающимся дыханием! В основе – отношения родителей автора книги, вернувшихся из фашистских концентрационных лагерей и писавших друг другу письма несколько месяцев подряд. Любовь приходит, когда, по всем медицинским показаниям, им остается всего три дня жизни» – информация из рекламных текстов, и автор в интервью с ним подтверждает, что история подлинная. Да, частности и детали пришлось изменить, имя главной героини тоже изменено – по просьбе его матери Агнешка превратилась в Лили (теперь, когда роман популярен и фильм почти готов – мама Петера просит вернуть на страницы ее настоящее имя!).

После смерти отца в 1998 году Петер Гардош нашел переписку его родителей. Начало их отношений и первая встреча – спустя полгода после освобождения из лагеря. Письма потрясли Петера, он начал писать историю. Вначале задумал фильм, сделал сценарий. Но съемки так и не начались: «В те годы я мог бы работать очень хорошей отопительной системой, я кипел, я постоянно злился на судьбу, я с ума сходил! Потом переделал сценарий в роман, нашел прекрасного издателя, который в меня поверил – и теперь книга с успехом продается, а фильм вот-вот выйдет на экраны! Все это похоже на чудо!»

Либри Кладо тоже склонен рассматривать «издательский феномен» как маленькое чудо, хоть и сознается: напечатав роман он был уверен в успехе; сразу решил, что предложит книгу для издания в других странах. Но ни связей, ни опыта в этом направлении у него не было. Перевод на английский он разослал сразу в 150 компаний. И уже к вечеру стал приходить первые ответы, утром их набралось 90! Коллеги поверили в успех так же, как верил сам Либри.

Немецкий издатель Даниэл Кампа, выступая перед аудиторией, признается, что руководствовался интуицией: ему самому роман очень понравился. Произведение заслуживает внимания, а дальше, как он уверен, проблема одна – издатель должен быть профессионален, а значит – позиционировать и рекламировать книгу правильно, чтобы читатель смог ее оценить по достоинству.

BBC Culture at Frankfurt Book Fair: беседы с успешными феминистками

Сразу поясню: на ярмарке говорить и спорить о литературе как таковой не принято.

Дискуссии о технологиях, о новых методах печати и продажи книг; о том, как заинтересовать читателя и привлечь его внимание, а точнее, вызвать горячее желание купить книгу.

Если книга продается хорошо, если она продана во многие страны мира – то автор делится опытом, его темы, стиль и манера не обсуждаются. Мы беседуем с победителями. Не задаем каверзных вопросов, не сомневаемся в наличии таланта у автора и достоинствах созданных им произведений; победителей мы поздравляем.

Мы приветствуем их с энтузиазмом.

Шарлотта


Сцена Reading Tent, на вопросы арт-журналиста BBC отвечает немецкая писательница Шарлотта Рош, автор книг «Влажные области» (только в Германии в 2009 году было продано 1.500.000 экземпляров) и «Молитвы лона». Автор, кстати, известна еще и тем, что в 2010 году в интервью 'Der Spiegel' пообещала, что займется сексом с президентом Германии Кристианом Вульфом – если тот наложит вето на новый закон, касающийся ядерных реакторов. Интервью это, разумеется, вызвало большую шумиху; немалый интерес у широкой общественности вызвала, помимо прочего, сыгранная Вульфом роль в появлении этого закона на свет.

Шарлотта привычно говорит о жизни тела как самом важном аспекте бытия, о сексе как о свободе, и том, что описывая физиологические подробности она всего лишь правдива, не более. Ведь если у вас болит живот, то настроение от этого портится, и думать ни о чем другом вы не можете, так ведь?

Ей нравится, когда ее книги считают английскими по стилю, ведь она родилась в Лондоне, и остается двуязычной.

«Приличные женщины, читающие мои книги (а книги Шарлотты действительно читает вполне консервативная публика, их выпускают издательства с хорошей репутацией, а известные критики пишут о творчестве Шарлотты большие статьи – С.Х), счастливы – им никто не рассказывает правду о сексе. Порнографические журналы они не покупают, секс-шопы не признают; только я рассказываю о том, что значит быть свободной. Забота о теле – вполне нормальное дело. Моя мать отрицала чувственность и растила меня феминисткой. Я согласна с ней и я феминистка, но я обожаю все, что связано с интимной жизнью – и склонна записывать мои ощущения. С самого детства мой дневник был полон шокирующих откровений, благодаря записям я чувствовала себя смелей и сильней.»

Интервью закончилось, и поклонники окружили 37-летнюю писательницу. Она подписывала книги в красных переплетах, некоторые пришли с фотопортретами наготове. Огромное количество фанов Шарлотты Рош в Германии говорит о том, что есть, наверное, в ее книгах что-то еще – помимо эпатажа и оскорблений нравственности и морали “ради желания оскорбить”.

“Когда я пишу – всегда одну хорошую идею оставляю на завтра. Для уверенности, что утром не возникнет ощущение, будто мне не о чем писать”.

Исабель

– Ваша литературная карьера на удивление успешна – книги переведены на 30 языков, продано более 56-ти миллионов экземпляров. Но вы начали писать относительно поздно – в сорок лет, почему?

73-летняя чилийка, пишущая на испанском и давно живущая в Америке Исабель Альенде, все еще хороша и привлекательна. Она уверена в себе и привыкла отвечать на любые вопросы. И отражать любые атаки. Когда ей говорят, что она не писатель, а пишущая машина – Исабель переходит в нападение: «Вы оскорбляете читателя, высокомерие не лучшее качество! Я пишу для тех, кто читает мои романы. Я живу и страдаю, но это не мешает мне относиться к людям с любовью!»

Исабель пережила многое. Как политическая беженка, она почувствовала себя совершенно оторванной от своих корней. Трагический день, когда Альенде получила известие о том, что ее дед умирает, а она не может даже проститься с ним.

В тот день она стала писать письма любимому дедушке. Они получались длинными, и в конце концов превратились в ее первый роман.

«Дом духов» принес ей мировую известность, но еще долгое время Исабель не оставляла работу, считая, что литературный заработок ненадежен.

«Да, я феминистка. Говорят, “feminist” несексуальное слово. Хорошо, замените слово, найдите другое, но «the job needs to be done»! Я вырастила детей, начала писать, ни на что не рассчитывая, продолжая журналистскую деятельность.

Только после третьей книги она посвятила себя писательству целиком. «Это так трудно, организовать мой день, ведь у меня семья, дети – а я должна писать!»

Не думаю, что ей трудно выкроить время – всем известно, что Исабель пишет ежедневно с понедельника по пятницу, начало в девять утра, конец в семь вечера, Исабель Альенде – железная леди похлеще, чем Жорж Санд!

– Довольны ли вы переводами своих книг?

«Мои работы переведены на такое количество языков, часто я и алфавита их не знаю – поэтому полагаюсь на профессионализм переводчиков полностью. Язык – дело очень тонкое, я сама в свое время переводила, и прекрасно помню, испанский эквивалент требует в пять раз больше слов, мой муж утверждает, что опознает письма, написанные по-испански – по весу, не глядя на конверт. Там, где англичане обходятся двумя фразами, нам нужны две страницы. Совершенно разные языковые традиции.

Ни одно произведение не переводится слово в слово, это нормально. Когда я узнаю об успехе моей книги где-то в далекой и незнакомой стране – я про себя думаю, что переводчик, наверное, снова улучшил написанное мною, и спасибо ему.

Английский и испанский – моя основа и опора, у меня постоянно два языка в голове. Готовлю я на английском, это вполне органично, мне ничего не мешает, и с мужем-американцем полное взаимопонимание. Но язык любви – испанский, только испанский.»

– Где вы берете сюжеты для ваших романов? Из личного опыта?

«Да, у меня часто спрашивают, и я отвечаю: – Ну что вы, только Google и подготовительная работа. Вы смеетесь, а нет точного ответа, тут все сразу. Мои дети повесили плакат у меня в квартире: «Помни, все сказанное тобой она процитирует в следующей книге!» Ну, наверное, преувеличили… но в чем-то правда. Я беру от людей, наблюдаю, слушаю, запоминаю. Я всю жизнь иностранка, посторонняя – и для писателя это хорошо. Я смотрю на происходящее со стороны, многое видится отчетливей.»

Кен Фолетт: интерактивная литература


Автор мирового бестселлера «Столпы земли», написанного в 1989 году, действие происходит в вымышленном городе Кингсбридже (в Витории, Испания, где находится собор Catedral gótica de Santa María, вдохновивший Фолетта на создание романа, вызвавшего необычайный приток туристов, писателю установлен памятник) Кен Фолетт выступает в одном из самых больших залов Франкфуртской ярмарки. Зал переполнен.

Повод для приглашения писателя-мультимиллионера довольно прозаичен, хотя как посмотреть – немецкая фирма Bastey Lubbe, создает первую видеоигру по произведению писателя в непосредственном контакте с создателем романа. Цифровой вариант книги «Столпы Земли» станет не просто еще одной соблазнительной приманкой для траты денег и времени, но вполне всерьез обозначается авторами как «интерактивная литература». Марко Шнайдерс, глава германской компании, в подробностях рассказывает о необходимости сохранить эмоциональный образ персонажей, черты личности каждого из них, передать палитру переживаний и чувств, не теряя сюжетной линии повествования.

Кен Фолетт за время своей успешной деятельности привык ко всем видам выступлений (он еще и музыкант-любитель, свободные часы посвящает гитаре), дискуссия об игре по мотивам собственной книги (в продаже она появится в 2017 году) его нисколько не смущает.

«Смутить меня – тяжелая работа, вам этого не удастся!» – улыбается он журналистке, спросившей, как он относится к факту, что новые поколения привыкнут к его творению как к видеоигре, и вряд ли захотят читать саму книгу. «Мы производим цифровой продукт, это новая форма литературы, мне это интересно. Возможно, такие эксперименты уже производились с другими романами, но в моей практике это первый случай. Всегда приятно делать что-то в первый раз. Может случиться все, что угодно. Возможно, читатели заинтересуются литературой, а возможно, я сам стану производить видеоигры, кто знает! Я очень люблю музыку, а над цифровой версией работают два композитора! Когда я пишу книгу – со мной рядом ни одного композитора нет, а тут сразу два!»

Женщина – арт-критик бальзаковского возраста спрашивает у писателя, считает ли он готовящийся к выпуску продукт новой формой искусства. Фолетт после долгой паузы отвечает вопросом на вопрос: а почему вас это интересует? Я не задумывался ни разу, для меня это видеоигра, все сказано! Она должна быть хорошо сделана, у меня список выбранных эпизодов, мы сделали селекцию, оставили нужное, убрали лишнее, теперь для каждого эпизода находим визуальный эквивалент.

– Значит, это новый вид искусства, – сделала вывод арт-критик и села на свое место. Вопросы на этом закончились, и присутствующим показали маленький фрагмент из будущего произведения. Представитель фирмы-производителя добавил, что предназначена видеоигра для детей от шести до двенадцати-шестнадцати, играть можно как поодиночке, так и группами. «Но не раньше 2017-го – работы много, специалисты-разработчики в количестве ста пятидесяти человек заняты проектом».

________

И напоследок, вместо постскриптума – новость от 12 октября, в несколько строк: лауреатом немецкой букеровской премии стал писатель Франк Витцель за роман «Фракция Красной армии, придуманная летом 1969 года подростком с маниакально-депрессивным синдромом». Мнение жюри: «Автор работает на плохо пока освоенном пространстве спекулятивного реализма. Германский Book Prize вручается за блестящую лингвистическую работу, представляющую собой изящнейшую вязку слов и идей, это удивительная смесь поп-арта, политики и паранойи». Поздравляем победителя!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Ничего такого Толстой не хотел»

Юрий Сапрыкин о том, как читать классическую литературу

«Теории и практики» опубликовали конспект лекции Юрия Сапрыкина, который недавно вместе с коллегами запустил проект о русской литературе «Полка». Он рассказал, как Пушкин, Толстой и Достоевский стали классикой, почему давно пора отказаться от вопроса «Что хотел сказать автор?», который так любят задавать учителя литературы, зачем взрослым людям перечитывать книги из школьной программы и как это делать, чтобы казалось, что читаешь произведение впервые.

21.05.2018 13:00, Nastya Nikolaeva, theoryandpractice.ru


Александр Пятигорский — «Чуть-чуть о философии Владимира Набокова»

Кто он?

Отстранение Набокова от его собственной эмигрантской судьбы (судьба — это не жизнь) — уже было в его русских романах и рассказах. Будущие биографы и мемуаристы будут из кожи вон лезть, чтобы снова вернуть, вставить, вдавить Набокова в эмигрантскую судьбу и тем приравнять себя к нему, «приставить» его к себе. Набоков же, если судить по им написанному, не был великий охотник до компании. В вещах важных — особенно.

20.05.2018 16:00, Александр Пятигорский, izbrannoe.com


Большие кулисы Большого театра

Императорская Москва

Сергей Аксаков (1791–1859), другой приятель Верстовского, был мастером на все руки: поэтом, переводчиком, литературным и музыкальным критиком, популярным чтецом-декламатором, а также отцом восьми дочерей и шести сыновей, двое из которых — Константин и Иван — стали вождями московского славянофильства. Родитель их правоверным славянофилом никогда, в общем, не был. Позднее он прославился замечательными книгами об охоте и уженье рыбы, а также автобиографической прозой, которую с полным основанием давно считают классикой жанра.

19.05.2018 16:00, Соломон Волков, gefter.ru


В девять раз хуже холокоста

Возможно ли измерить масштаб трагедии по количеству жертв

Что страшнее — геноцид в Руанде, война в Ираке или теракты 11 сентября, и можно ли вообще измерять катастрофы в цифрах? Профессор математики Джордан Элленберг в своей книге «Как не ошибаться. Сила математического мышления», которая вышла в издательстве «МИФ», объясняет, как работает закон больших чисел и почему некоторые расчеты показывают, что уничтожение племени гереро в Намибии было более кровопролитным, чем все преступления гитлеровской Германии.

14.05.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Теория свободных радикалов

Откуда берутся болезни и как радиация вредит здоровью

До конца XIX века о радиоактивности ничего не знали, хотя последствия переоблучения проявлялись и раньше. Первая массовая гибель от радиации случилась еще в XVI столетии (тогда болезнь называли «горняцкой чахоткой», от нее страдали австрийские горняки, а ее причину установили позже), а в начале XX века от онкологических заболеваний умерли многие врачи, которые работали с рентгеновскими лучами.

05.05.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Что станет с Землёй через сто, тысячу, миллион лет

Глава «Будущее» из книги профессора геологии Роберта Хейзена «История Земли»

Большинство из нас не заглядывает на несколько миллиардов лет вперёд, как не заглядывает на несколько миллионов лет или даже на тысячу лет. Нас беспокоят более насущные заботы: как мне оплатить высшее образование для ребёнка через десять лет? Получу ли я повышение по службе через год? Что приготовить на обед? В этом контексте нам незачем волноваться. Исключая непредвиденную катастрофу, наша планета через год, через десять лет почти не изменится. Но несомненно одно: Земля продолжает меняться.

01.05.2018 13:00, Роберт Хейзен, vc.ru


Ты из Москвы? Знаешь японский? Куда ты бежишь?

«Вперёд и вверх! Во мне полтонны пробуждающей весны...»

Обзор книги «Жёлтый Ангус: Сборник рассказов» А. Чанцева. Последний раз с аналогичным удовольствием читал авантюрный роман «Азарт» Максима Кантора. Наслаждаясь именно что ядерной смесью гумилёвской «конкистадорщины», детективщинки, народного похабства-чванства и бодлеровской мудрости на фоне беспробудного пьянства. Так же и с Чанцевым.

17.04.2018 16:00, Игорь Фунт


Научитесь говорить «нет»

Датский психолог Свен Бринкман предлагает семь простых правил, следуя которым можно стать свободным от навязанной позитивной психологии

В умении говорить «Я не хочу» есть огромная сила и целостность. Только запрограммированные роботы всегда на все согласны. Когда, например, на мероприятии по развитию персонала вам предложат пройти курс «личностного развития», просто вежливо откажитесь. Тренируйтесь говорить «нет» по крайней мере пять раз в день.

17.04.2018 13:00, Юлия Кудерова, zozhnik.ru


Иногда они возвращаются

Рецензия на книгу «Красный фонарь» Андрея Китина

«Красный фонарь» — книга вполне симпатичная, хотя и дебютная. То, что дебютная, изначально ставит ее в положение падчерицы. Ну ничего, я прочел, и другие прочтут, это дело поправимое. И вообще, то, что дебютные книги никому обычно кроме десятка друзей-приятелей не интересны, тема совсем другого разговора.

16.04.2018 16:00, Леонид Кузнецов


Аллергия на идеалы

Виктор Франкл объясняет, почему счастье не может быть целью и смыслом жизни

Гонка за счастьем обесценивает его, а чем больше человек стремится к удовольствию, тем у него меньше шансов его достичь, считал психиатр и основатель логотерапии Виктор Франкл. Удовольствие, по его мнению, должно быть не целью, а «побочным эффектом достижения цели». T&P публикуют отрывок из книги «Воля к смыслу», где он объясняет, из-за чего мы часто путаем повод поплакать и причину для слез, почему в благополучном обществе люди страдают от недостатка требований к ним, а также как американский и европейский подход к образованию от страха навязывать молодежи смыслы и цели привел к аллергии на идеалы.

16.04.2018 13:00, theoryandpractice.ru






 

Новости

В Новосибирске вышел сборник стихов, посвящённых трагически погибшему поэту Виктору Iванiву
Книга «Город Iванiв», состоящая из поэтических посвящений новосибирскому писателю, поэту и переводчику Виктору Iванiву (Иванову), покончившему с собой в феврале 2015 года, вышла на его родине.
Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей
ММКВЯ снова в Москве
Московская международная книжная ярмарка откроется сегодня на ВДНХ

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.