В среду Совет Федерации, во-первых, одобрил бюджет 2010 года, во-вторых, внёс очередные (вероятно, не последние) изменения в бюджет 2009 года. Правка бюджета «по обстоятельствам», похоже, становится нормой.
У Российской Федерации совсем скоро появится бюджет на 2010 год.
Вчера его одобрил Совет Федерации, дело только за подписью президента. Однако говорить о том, что у бюджетополучателей появилась определённость, рано. В 2009 году в бюджет Российской Федерации уже семь раз вносились изменения.
Переколпаковать и перевыколпаковать
Изменения в бюджете этого года, одобренные вчера сенаторами, не затрагивают основных параметров документа. Во-первых, Минфин нашёл в разделе «Межбюджетные трансферты» (деньги, которые центр перечисляет регионам) 10,5 млрд лишних рублей. Когда-то их планировали потратить на субвенции по оплате жилищно-коммунальных услуг (эти субвенции недавно уже сокращали). По последним данным, из этих денег 8,25 млрд дадут Москве в качестве компенсации за потери от нового порядка распределения доходов на бензин, а остальные 2,25 млрд получит олимпийский Сочи.
Во-вторых, изменилась политика по отношению к банковской системе. В июле правительство планировало до конца года потратить до 150 млрд рублей на докапитализацию российской банковской системы путём обмена федеральных облигаций Российской Федерации на привилегированные акции банков, попавших в затруднительное положение. С этой целью был даже срочно принят специальный закон «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков». В бюджет, разумеется, тоже были внесены нужные изменения. В ноябре правительство поменяло позицию и, сославшись на стабилизацию в банковском секторе, попросило законодателей перебросить 150 млрд, зарезервированные под выпуск ОФЗ, в общий антикризисный фонд, чтобы их можно было использовать на поддержку рынка труда, помощь гибнущим отраслям и социалку, ну и на поддержку финансового рынка, если понадобится (но менее сложным способом). Пока, по данным председателя комитета СФ по бюджету Евгения Бушмина, принято решение выделить 15,4 млрд на покрытие дефицита Фонда социального страхования и отраслей и 12 млрд — на поддержку АвтоВАЗа.
Третья поправка касается перераспределения госгарантий между предприятиями оборонно-промышленного комплекса и остальными предприятиями: у оборонщиков отобрали 25 млрд (из 100) в пользу всех остальных.
Разъясняя очередные бюджетные улучшения коллегам, сенатор Евгений Бушмин поделился с ними предчувствием. Он чувствует, что это ещё не всё и бюджет этого года придётся править и дальше. На дворе тем временем конец ноября, и бюджетополучателям по идее осталось меньше месяца, чтобы получить деньги и потратить их. Бушмин меж тем не склонен винить правительство за зигзаги и непрерывные ремонтные работы. С его точки зрения, польза от непрерывной правки бюджета в парламенте уж в том, что в результате федеральные законодатели получают возможность участвовать в бюджетном процессе. Правда, он же пожаловался на то, что последние (хронологически) поправки не рассматривались на трёхсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, а были просто внесены в Думу.
Адаптация, деградация, мутация
Бюджет будущего, 2010 года, как пишет в своём заключении комитет СФ по бюджету, ориентирован на «адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям». Перевод: так, как было в 2007 году, в обозримой перспективе не будет. Манна небесная кончилась. Страна должна привыкнуть жить скромнее, а 2009 и 2010 годы — это переходный период, в течение которого Минфин за счёт накопленных резервов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) будет поддерживать более или менее привычный уровень госрасходов, несмотря на резкое снижение госдоходов.
Таким образом, пока продолжаем жить не по средствам. Доходы федерального бюджета запланированы в размер 7 трлн рублей, расходы — 10 трлн рублей. Дефицит — 6,8%. Чтобы представить себе порядок суммы: это чуть меньше, чем нефтегазовые доходы государства. Резервный фонд, из которого финансировался дефицит в этом году, к концу следующего будет потрачен.
Ситуация с финансированием регионов в будущем году резко изменится. Номинально объём средств, предназначаемых регионам, даже вырастет на 5%, но это лукавая цифра. Действительно, пенсионных денег регионы получат гораздо больше: надо же чем-то обеспечивать пресловутые восьмитысячные пенсии. А вот прочие трансферты по сравнению с 2009 годом сократятся на 23,5%. Кроме того, федеральный центр отказался от софинансирования ряда социальных обязательств (наиболее известное — детский отдых). Губернаторам придётся туго, у них появятся дополнительные расходы на 70 млрд рублей, которые им предлагают замещать за счёт повышенных в три раза акцизов на пиво и тому подобных ненадёжных источников. Общий дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ комитет СФ по региональной политике оценил в 324 млрд рублей, и это с учётом финансовой помощи из федерального бюджета.
Из бюджетных проектировок Минфина на 2011 и 2012 годы следует, что при переходе на режим строгой экономии можно восстановить бюджетную дисциплину и относительно быстро сократить дефицит до разумного уровня в 3%. Для этого, однако, как минимум должна перестроиться психология участников бюджетного процесса, которые привыкли видеть, что денег выделяется всё больше и больше, зарплаты бюджетников и социальные пособия худо-бедно растут, а делать для этого ничего не надо. До 2008 года Россия была богатым государством с бедными людьми. Если в системе ничего не менять, то скоро правительство потратит все накопленные в период изобилия деньги на иллюзорные социальные гарантии и кормление ближнего круга, так что Россия закономерно превратится в бедное государство с бедными людьми.
«Можно ли в обозримой перспективе надеяться на бездефицитный бюджет?» — спросили министра финансов в Совете Федерации. «Только если нефть вдруг дойдёт до 100 долларов», — ответил он. Иными словами, своими силами не справиться. Минфин за годы везения смог довольно много отложить на чёрный день, но патерналистская и сверхцентрализаторская бюджетная идеология, которую он всячески укреплял, в нештатной ситуации пробуксовывает. Ручное управление бюджетным процессом — зрелище любопытное, если забыть, сколько людей зависит от решений финансового диктатора.
Кудрин пророчествует
Министр финансов Алексей Кудрин рад, что бюджет 2010 года принят вовремя. У всех распорядителей и получателей бюджетных средств есть целый месяц на подготовку. Правительство обещает принять все 107 нормативных актов, необходимых для гладкого функционирования бюджетного процесса, до 1 февраля 2010 года. Правда, они обещают что-то в этом роде каждый год и до сих пор ещё ни разу не сдержали слова.
Кудрин полагает, что правительству не придётся пересчитывать бюджет из-за резких изменений цены на нефть (плановая — 58 долларов за баррель) и валютного курса (плановый — 33 рубля 90 копеек за доллар;). По тому, что происходило в нынешнем году, можно предположить, что сверхплановые деньги денежные власти постараются потратить на уменьшение дефицита. Но министр, кажется, действительно верит, что цена на нефть к концу следующего года снизится (а за ней, естественно, и курс рубля). Он предвидит падение спроса на углеводороды. С его точки зрения, уже в будущем году и ФРС, и ЕЦБ начнут поднимать процентную ставку, в мире станет гораздо меньше свободной ликвидности, а значит, и гораздо меньше желающих вложиться в нефть. Ещё он думает, что снизятся темпы экономического роста в тех странах, на которые в последние годы приходился основной прирост потребления нефти, — в Китае и Индии.
В долгосрочной перспективе, по мнению Кудрина, потребление углеводородов в развитых экономиках будет падать, а через 20 лет, возможно, они и вовсе перестанут её потреблять и перейдут на альтернативные источники энергии. Параллельно появятся новые технологии извлечения нефти, которые позволят эксплуатировать месторождения, ныне признанные выработанными. Принципиально подешевеет транспортировка, и даже — замечтался министр — попутный газ будут не сжигать, а использовать. Развернув эти светлые перспективы перед журналистами, бюджетостроитель ненадолго умчался. Ненадолго, потому что никто не сомневается, что одобренный бюджет 2010 года предстоит ещё много раз кроить и перекраивать. Хорошо ли это? Евгений Бушмин из бюджетного комитета СФ считает, что нормально. Естественно, что в кризисные времена бюджет становится инструментом для решения горячих проблем. Хорошо ли это для конечных получателей бюджетных средств, которые не всегда понимают, на каком они свете и на что они могут рассчитывать, — вопрос риторический.
- Справка
Бюджет-2010: информация к размышлению
В 2010 году доходы федерального бюджета вырастут на 3,5% к 2009 году.
Доходы консолидированных бюджетов регионов упадут на 3,2%.
Дотации бюджетам регионов составят 86% к 2009 году.
Субсидии бюджетам регионов составят 67% к 2009 году.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов составят 5 505,3 млрд рублей, расходы — 5 829,4 млрд рублей.
Структура расходов федерального бюджета
Расходы | Млрд рублей | % к общим расходам
|
Межбюджетные трансферты | 3 725 | 37,68
|
Национальная экономика | 1 388 | 14,04
|
Национальная оборона | 1 257 | 12,71
|
Общегосударственные вопросы | 1 124 | 11,37
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 068 | 10,80
|
Образование | 400 | 4,05
|
Здравоохранение, физкультура и спорт | 335 | 3,39
|
Социальная политика (это не пенсии) | 328 | 3,33
|
Жилищно-коммунальное хозяйство | 138 | 1,40
|
Культура, кинематография, СМИ | 107 | 1,09
|
Охрана окружающей среды | 12 | 0,12 |
Некоторые взносы Российской Федерации в уставные капиталы отдельных предприятий, предусмотренные в бюджете-2010:
ОАО «Особые экономические зоны» — 4,25 млрд рублей;
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» — 2,8 млрд рублей;
ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» — 6 666 600 тыс. рублей (на обеспечение Олимпийских игр в Сочи);
ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» — 2,5 млрд рублей;
ОАО «Российские железные дороги» — 60 млрд рублей (в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи);
ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний» — 4,3 млрд рублей (в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи);
ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — (не на Сочи) 4,5 млрд рублей;
ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» — 5,4 млрд рублей.
Читать @chaskor |