Подписаться на обновления
27 мартаСреда

usd цб 64.1683

eur цб 72.5808

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виталий Куренной   суббота, 16 марта 2013 года, 12:00

Философия и вокруг неё


// Виктор Пивоваров
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Согласно некоторым источникам, 16 марта 1909 года в издательстве В.М. Саблина тиражом 3000 экземпляров вышел сборник «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», ставший важнейшей страницей в интеллектуальной и духовной истории России.

Перечитывая текст Николая Бердяева о философской истине и интеллигентской правде, вспомнил 1990-е, две комнатушки на Зубовском бульваре (арендовали какой-то флигель в издательстве «Прогресс»), где располагался тогда еще молодой журнал «Логос». Во внутреннем дворике тогда сваливались стопки собраний сочинений советских философских классиков и прогрессовская пропаганда. Они вырастали заново, когда в очередное помещение въезжал новый арендатор. Из тех комнатушек вышло потом много других журналов и издательств, бесчисленное множество проектов и начинаний. Там не было интеллигентских споров, но было много работы — пытались отшелушить из вновь осваиваемой русской и западной философской традиции что-то настоящее. Вспомнил, потому что Николая Бердяева в этом отсеянном остатке никогда не было.

Для меня нет его там и сейчас, потому что эти сочинения — публицистическая, интеллигентская идеология. Но это не означает, что в них нет некоего здравого зерна. Ведь идеология не может быть полностью ложной — она всегда отчасти истинна. Можно даже показаться, что между рациональной теорией и идеологией трудно провести границу. Но это различие проще всего зафиксировать, обратив внимание на то, как мы используем то и другое. Рациональная, теория не претендует на окончательность: если эта теория является естественнонаучной, то ее можно фальсифицировать; если это гуманитарная интерпретация, то она не скрывает того, что это лишь интерпретация, которая может быть дополнена или даже заменена другой интерпретацией.

Идеология — эта такая интерпретация, которая выдает себя за социальный факт, основополагающую структуру, которая находится по ту сторону конфликтов интерпретаций. Она выступает не как интерпретация, включенная с ситуацию конфликта, но как сама социальная реальность. «Вехи», конечно, идеологический («идейный») сборник, но статья Бердяева, открывающая его, пожалуй, сильнее всего маскирует это обстоятельство, выдавая его идеологию за экспликацию неких фундаментальных особенностей русской интеллектуальной жизни.

И эта интерпретация, выдающая себя за реальность, так и пошла кочевать дальше — из одного идейного сборника в другой. Как с такой реальностью с ней соотносятся все последующие «идейные» высказывания, адресующиеся к «Вехам».

Религия так, как она приемлема для современного человека, учит, что добро в человеке всецело зависит от его свободного подчинения высшему началу. Основная философема всякой религии, утверждаемой не на страхе, а на любви и благоговении, — есть «Царство Божие внутри вас есть».

Сейчас я считаю, что правильный подход к пониманию «Вех» должен начинаться с подробной истории появления этого сборника в контексте конкурентного столкновения русских внеакадемических идейных групп, ведущих напряженную борьбу за внимание различных аудиторий и ресурсы. Тогда мы увидим, что «Вехи» действительно актуальны — поскольку и сейчас различные группы ведут такую же борьбу. Хотя, возможно, эти группы будет точнее назвать безыдейными. К сожалению, такая история пока не написана в виде, который можно назвать удовлетворительном. Причем едва ли не более всего препятствует этому идеологическая форма «Вех» — они подготавливают к тому, чтобы рассуждать о национальных особенностях русской философии, о взаимоотношениях интеллигенции с государством и народом (последнее, впрочем, давно не актуально), о «подлинной интеллигенции» в ее отличие от «интеллигентщины» или «образованщины». Конечно, то, что не сделано за многие годы сообществом историков, нелепо пытаться восполнить здесь.

Поэтому ограничимся подходом, так сказать, историко-систематическим — можно ли зафиксировать в окружающей нас действительности некоторые сюжеты, затронутые Николаем Бердяевым, и в какой форме они сохранились?

«Кружковая интеллигенция, искусственно выделяемая из общенациональной жизни».

Бердяев, который пишет об интеллигентщине, имеет в виду интеллектуальные группы определенной идеологической направленности — левой и демократической, как мы их сейчас бы назвали. В советский период этот левый интеллектуальный фланг обернулся партийной номенклатурой, в общем-то, определявшей себя именно в качестве интеллигенции. Об этом недвусмысленно напоминал лозунг «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Партия боролась с конкурентами именно как с «кружковыми» отщепенцами, выделившимися из общенародной жизни. Кружки выявлялись и уничтожались, но в позднесоветский период на какое-то время процвели и даже одерживали свои собственные символические победы. Тогда-то в неноменклатурном слое развернулась своя борьба за маркер «подлинной» интеллигенции, принимавший самые разные формы — Г. Померанц делил интеллигенцию на «порядочную» и «непорядочную», А. Солженицын громил «образованщину» и т.д. Все эти приемы социального самоопределения советской интеллигенции прекрасно описаны, например, Александром Кустаревым.

Наша интеллигенция на девять десятых поражена неврастенией; между нами почти нет здоровых людей, — все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью; все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены. То совпадение профессии с врожденными свойствами личности, которое делает работу плодотворной и дает удовлетворение человеку, для нас невозможно, потому что оно осуществляется только тогда, когда личность выражена в сознании; и стоят люди на самых святых местах, проклиная каждый свое постылое место, и работают нехотя, кое-как.

В постсоветский период ситуация вновь изменилась. Интеллигенция не у власти, само собой, последнюю ругает за все, намекая, что лучше знает, как бы ей эту власть употребить. Интеллигенция у власти, напротив, громит интеллигентов-отщепенцев. Яснее всего это недавно сформулировал Модест Колеров: «Если интеллигенция не хочет мыслить себя в рамке власти, она ничтожна, она террористична и убога, она деструктивна по отношению к той стране, которая на медные пятаки вырастила ее, и предает свою страну».

Противопоставление «подлинной» и «неподлинной» (отщепенческой, кружковой и т.д.) интеллигенции давно превратилась в расхожий риторический прием, используемый всеми подряд. И даже вовсе не обязательно в связке со словом «интеллигенция» — здесь могут фигурировать «интеллектуалы», «эксперты», «государственники» и проч.

Работает механизм так: «подлинные» легитимирую свою подлинность причастностью к некоей более или менее широкой общности или надличной ценности — государству, нации, святыням и ценностям «культуры», «философской истине» и далее по списку. И клеймят отщепенцев. Победу одерживает тот, кто перекричит другого.

Мне кажется, этот риторический инструмент пообтесался и давно никого не убеждает, либо рассчитан на совсем уж интеллектуальную девственность. Любая универсальность – нации, культуры и т.д. — может существовать лишь как сложное многообразие различных конкурирующих позиций. Сведение этого многообразия к одной — «подлинной», «национальной», «моральной» или «культурной» — позиции, уничтожает универсальность и означает торжество частного и провинциального. Тем более что современное пространство интеллектуальности быстро растет и изменяется. Досоветские и советские оппозиции — народ и интеллигенция, государство и интеллигенция — в нем уже давно не работают. Худо-бедно, но живем-то в обществе знания!

«Самостоятельное значение философии отрицалось, философия подчинялась утилитарно-общественным целям».

Николай Бердяев философ религиозный, т.е. весьма специфический. Религиозную философия надо, например, отличать от философии религии, т.е. от попытки философскими (рациональными) средствами разрабатывать религиозные проблемы. Религиозный философ — это, скорее, самобытный богослов, который с использованием некоторых философских средств аргументации рассуждает преимущественно на нерелигиозные темы. К сожалению, я до сих пор не видел внятной оценки современных богословов, которые бы объяснили мне, насколько догматически корректны взгляды Бердяева как религиозного философа.

… проблема политическая само собою становится проблемой культурно-философской и моральной, вопрос о неудаче интеллигентского дела наталкивает на более общий и важный вопрос о ценности интеллигентской веры.

Ряд богословских вопросов, поднятых Бердяевым в веховской статье, перешли в настоящее время из фазы размышлений в практическую сферу церковной деятельности. Например, он размышляет о «человеколюбии» русской интеллигентщины: «Человеколюбие это было ложным, так как не было основано на настоящем уважении к человеку, к равному и родному по Единому Отцу; оно было, с одной стороны, состраданием и жалостью к человеку из "народа", а с другой стороны, превращалось в человекопоклонство и народопоклонство. Подлинная же любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, а в истине и в Боге, не жалость, отрицающая достоинство человека, а признание родного Божьего образа в каждом человеке». В июне 2008 года Русской Православной Церковью был принят документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в котором нетрудно увидеть, каким образом Бердяев актуален сегодня: «Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей. А поэтому человек, носящий в себе образ Божий, не должен превозноситься этим высоким достоинством, ибо это не его личная заслуга, но дар Божий (§ I.2).

Размышления Бердяева — и не только в этой части — имеют, таким образом, характер богословский. По этой причине меня удивляет, почему он считается философом — потому что рассуждает об эмпириокритицизме, неокантианстве и ницшеанстве? Но это еще никого не характеризует как философа. Таким же образом я не могу вслед за Бердяевым назвать Достоевского «величайшим русским метафизиком». Стихия Достоевского — моральные и, опять же, богословские вопросы, ряд из которых (например, вопрос теодицеи) он сформулировал необычайно выразительно. Вообще, мне кажется, что богословие давно вошло в систему российского образования — под видом, например, преподавания истории русской философии.

Но тот проект новой русской философии, который набрасывает в своей статье Бердяев, мало чем отличается от множества версий, например, католической философии, с ее «онтологическим реализмом», «мистическим» интересом к «живому бытию» и «целостным отношением к миру». В общем-то русская религиозная философия если где и востребована в мире заметным образом — так это в католических кругах.

Русский атеизм отнюдь не является сознательным отрицанием, плодом сложной, мучительной и продолжительной работы ума, сердца и воли, итогом личной жизни. Нет, он берется чаще всего на веру и сохраняет эти черты наивной религиозной веры, только наизнанку, и это не изменяется вследствие того, что он принимает воинствующие, догматические, наукообразные формы. Эта вера берет в основу ряд некритических, непроверенных и в своей догматической форме, конечно, неправильных утверждений, именно, что наука компетентна окончательно разрешить и вопросы религии, и притом разрешает их в отрицательном смысле; к этому присоединяется еще подозрительное отношение к философии, особенно метафизике, тоже заранее отвергнутой и осужденной.

Как этот религиозный уклон, однако, соотносится с защитой Бердяевым автономии философской истины, критикой поверхности и утилитарности рецепции западных концепций? Ведь на фоне раздающихся и сегодня голосов в пользу возврата идеологической составляющей в высшее, прежде всего, философское образование, я бы вполне согласился с вот таким приговором Бердяева: «До сих пор еще наша интеллигентная молодежь не может признать самостоятельного значения наук, философии, просвещения, университетов, до сих пор еще подчиняет интересам политики, партий, направлений и кружков. Защитников безусловного и независимого знания, знания как начала, возвышающегося над общественной злобой дня, все еще подозревают в реакционности».

Но все не так просто, и окончательное разъяснение позиции Бердяева можно найти лишь в конце статьи: «сейчас мы духовно нуждаемся в признании самоценности истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во имя ее». И далее, в примечании: «Смирение перед истиной имеет большое моральное значение, но не должно вести к культу мертвой, отравленной истины». Таким образом, сам Бердяев никуда не ушел от «утилитарности», но эта утилитарность особого вида, аналогичная, например, изучению квадривиума в средневековом университете. Смирение перед «самоценными истинами» — это своеобразная ментальная гигиена, призванная смирить и очистить разум для постижения более высокой — религиозной — истины.

Что делает эту позицию Бердяева внутренне несогласованной? Религиозный характер его размышлений с одной стороны. Но также его особое положение как интеллектуала. На первый взгляд, Бердяев рассуждает как профессиональный философ, критикующий непрофессиональную публику, интересующуюся философией, но неадекватно ее воспринимающую. Но на самом деле, он не является профессиональным философом и вполне в духе интеллигентщины критикует академическую философию, которая и есть для него та самая «мертвая, отравленная истина»: «Интеллигенция не без основания относится отрицательно и подозрительно к отвлеченному академизму, к рассечению живой истины, и в ее требовании целостного отношения к миру и жизни можно разглядеть черту бессознательной религиозности».

Глубочайший культурно-философский смысл судьбы общественного движения последних лет именно в том и состоит, что она обнаружила несостоятельность мировоззрения и всего духовного склада русской интеллигенции. Вся слепота и противоречивость интеллигентской веры была выявлена, когда маленькая подпольная секта вышла на свет Божий, приобрела множество последователей и на время стала идейно влиятельной и даже реально могущественной.

Здесь одно из основных противоречий: выступать как бы со стороны профессионального сообщества, но на самом деле предлагать всего лишь еще одну разновидность интеллигентского «целостного отношения к жизни». Бердяева в этом отношении не имеет смысла упрекать — его позиция соответствует роли публициста, тогда как философия, как и другие науки, в своем «самостоятельном значении» способны выступать лишь в пределах релевантной коммуникативной формы, каковая — в силу дифференцирующего процесса модернизации — локализуется или, по меньшей мере, привязана к профессиональным институтам.

Поэтому сегодня с высказыванием «Нужно, наконец, признать, что "буржуазная" наука и есть именно настоящая, объективная наука, "субъективная" же наука наших народников и "классовая" наука наших марксистов имеют больше общего с особой формой веры, чем с наукой», — я могу согласиться в той мере, в какой «настоящей наукой» можно назвать лишь ту, что включена в современный институциональный и коммуникативный контекст — других критериев я не знаю.

Широкая публика имеет о философии, конечно, превратное представление, но корить ее за это бессмысленно — с таким же успехом это могут делать социологи или физики. Правда, место морализма, о котором пишет Бердяев, сегодня занял место, скорее, эстетизм — публика ценит суждение не моральное, а смачное. Но подменяется ли рациональное философское суждение моральным, эстетическим или религиозным — это, в любом случае, ошибочная подмена. Из такой подмены — философии на идеологию — затем выросла вся «советская философия».

Истина не может быть национальною, истина всегда универсальна, но разные национальности могут быть призваны к раскрытию отдельных сторон истины. Свойства русского национального духа указывают на то, что мы призваны творить в области религиозной философии.

Запрос на национальную философскую традиция в России, как ни странно, никуда не девался — ищут ее днем с огнем и даже предлагаются какие-то проекты по раскрутке мировой значимости наших философствующих соотечественников. Но тут мы вновь должны вернуться к проблеме религиозной философии.

Существует огромный массив текстов католической философии. Я, например, ничуть не против и даже вполне за то, чтобы у нас развивалась бы философия православная, исламская и т.д. Все они имеют право на существование. Правда, что-то бурных прорывов здесь не особенно заметно. Но только надо понять, что современная духовная ситуация такова, что эти религиозно-философские начинания есть и, насколько можно видеть, будут оставаться периферийным культурным явлением.

Что же касается собственно философии, то здесь накопился некоторый исторический материал, который позволяет судить о том, насколько продуктивна формула Бердяева насчет «национального» раскрытия универсальной истины. От подобных магических формул, которые давно приобрели характер ритуальных заклинаний, никакой, на самом деле серьезной философии не рождается. Русская и советская философская традиция может гордится несколькими первоклассными и известными философскими фигурами — Вл. Соловьев, Густав Шпет, Михаил Бахтин. Все они смогли возвыситься до универсального, сохраняя, конечно, отпечаток своей индивидуальности и своей культуры. Но главное здесь не последнее, а первое: сложным является универсальное, а уж исторической и культурной индивидуации никому и никогда избегать не удавалось. Но формулировать построение «национальной» философии как задачу — значит заведомо обрекать себя на роль, в лучшем случае, любопытного объекта для исторического или даже этнографического изучения. И никакими технологическими кунстштуками здесь ничего не изменить.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Диктаторы, римские папы и одна маленькая девочка

Кого и зачем бальзамировали в XX веке

Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни. Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

25.03.2019 19:00, Никита Харчевников, vokrugsveta.ru


Слава богу, понедельник

Почему молодые люди притворяются, что любят свою работу

Согласно исследованию рекрутингового агентства Hays, 79% россиян сталкивались с профессиональным выгоранием или слышали о нем от знакомых. При этом 37% работодателей признаются, что не пытаются помочь сотрудникам соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Мы постоянно обсуждаем тревожность и стресс, связанные с работой, но культ успеха не теряет своих позиций. Молодые люди хвастаются в социальных сетях недосыпом и воспринимают работу на выходных как норму. Корреспондентка The New York Times Эрин Гриффит разбирается, как культура переработок захватила мир, почему молодые люди ходят в туалет по расписанию и к чему приводят 55-часовые рабочие недели, — T&P опубликовали сокращенный перевод ее колонки.

25.03.2019 13:00, Эля Харрасова, theoryandpractice.ru


Императрица Сисси – несчастная красавица на троне

Она могла бы изменить ход истории

История не знает сослагательного наклонения, однако иногда очень хочется пофантазировать о том, «а что, если...». Кстати, произведения в жанре альтернативной истории в последнее время набирают популярность. Австрийская императрица Елизавета Баварская — одна из тех исторических личностей, которая, несомненно, заслужила хороший конец для своей истории. В многочисленных романах и фильмах, посвященных ей, так чаще всего и бывает, тем более, что история эта начиналась как настоящая сказка про принца и принцессу.

19.03.2019 19:00, kulturologia.ru


Кружок, ещё кружок и карате — лишь бы на улице не шатался

Как семья живёт в «дополнительном образовании»

Музыкальная школа, кружок робототехники, бальные танцы и курсы живописи — вы уверены, что ребёнку это всё надо? Наш блогер делится личными наблюдениями о причинах, по которым родители отдают детей в кружки и секции, напоминает родителям, что у детей свои приоритеты и интересы, и рассказывает, как их разглядеть.

18.03.2019 13:00, mel.fm


Разрешите себе быть красивой

Кому выгодна ваша неуверенность в себе

Кто и зачем внушает вам, что вы некрасивы? Есть множество причин по которым кому-то выгодно, чтобы вы были несчастливы в собственном теле. Но есть и хорошая новость: вы можете игнорировать эти ядовитые посылы.

15.03.2019 13:00, Статья опубликована на портале womo.ua


Ад, пригодный для жизни

Часто мы живем в собственном аду. У этого уютного места есть две характеристики. Первая: кажется – что-то не так, нам плохо и тяжело и мы жутко устали. Силы уходят на то, чтобы выжить. И вторая: не видно выхода. Такая жизнь кажется единственно нормальной и единственно заслуженной. Потом на эти критерии наслаивается еще и еще, но сперва есть только одно и второе.

14.03.2019 09:00, Елена Алчанова


«Временная подработка похожа на наркозависимость»

История курьера, который подсел на заказы

Бывший программист Стив Корди рассказал о том, как начал работать в сервисе доставки еды и как подобные сервисы подработки вызывают у исполнителей зависимость, схожую с наркотической.

13.03.2019 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com


Почему нам нравятся подделки

Время женщин с искусственной грудью и мужчин на пластиковых авто

Вот идет по улице красивый человек. Например, мужчина. У него крепкое мускулистое тело, волевой подбородок, целеустремленный взгляд. Можно подумать, что человек этот способен на большие свершения. Спасти тонущего мальчика, открыть чердак горящего дома и выпустить голубей, и, в конце концов, оказаться героем военно-морского флота. Как плод фантазий поэта Михалкова, дядя Степа. Но я-то знаю, что этот парень не будет размениваться на подобное. Он спешит в спортзал.

13.03.2019 09:00, Татьяна Сулимова, lady.tut.by


Сколько, где и как работают и зарабатывают российские женщины

Статистические данные о зарплатах женщин в России

Несмотря на бурное обсуждение «перегибов» гендерной повестки, женщины продолжают сталкиваться с неравенством — в том числе в образовании и карьере. Они больше учатся и чаще оканчивают университеты, но зарабатывают меньше, реже добиваются высоких должностей и почти не представлены в высших эшелонах власти. Почему женщины «работают меньше» мужчин, какое место в мире занимает Россия по числу предпринимательниц и в каких областях наиболее заметна разница в зарплатах — T&P собрали статистику о положении женщин на рынке труда и в образовании.

12.03.2019 13:00, theoryandpractice.ru


Митинг за интернет вывел москвичей на улицы

Фоторепортаж со столичного протеста

В воскресение в России прошли митинги против законопроекта об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации». Такими благостными названиями законопроектов можно кормить чиновников, но не профессиональное сообщество и обычных людей. Согласовать массовые акции удалось в Москве, Хабаровске и Воронеже. Митинг был организован Либертарианской партией и Обществом защиты интернета, его поддержали Пиратская партия, Роскомсвобода, кампания «Цифровая оборона». По данным полиции, на проспекте Академика Сахарова собрались 6,5 тысяч митингующих. В «Белом счетчике» насчитали 15,3 тысячи.

12.03.2019 01:03, Михаил Селезнев, habr.com






 

Новости

Ученые доказали, что хороших людей в мире больше, чем плохих
Ученые из США доказали, что добра в людях гораздо больше, чем зла. Результаты исследования публикует сайт Frontiers.
Алина Загитова стала чемпионкой мира по фигурному катанию
Олимпийская чемпионка Алина Загитова завоевала золото на чемпионате мира по фигурному катанию, который проходит в японской Сайтаме.
Умер Вячеслав Красовский
Yа 62-м году жизни скончался доцент кафедры истории русской литературы и журналистики МГУ им. Ломоносова Вячеслав Красовский.
Wiki-забастовка против европейской директивы о копирайте
Немецкая Википедия 21 марта закроется в знак протеста против принятия «налога на ссылки» и «обязательной фильтрации».
В Москве прошел митинг против изоляции Рунета
Акция направлена против законопроекта о «суверенном интернете». По данным полиции, на проспекте Академика Сахарова собрались 6,5 тыс. митингующих, в «Белом счетчике» насчитали 15,3 тыс.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.