Подписаться на обновления
11 августаВторник

usd цб 73.7750

eur цб 86.8258

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Соломон Воложин   среда, 20 января 2016 года, 16:00

Фига в кармане
О непонятом Толстом, нацшеанстве и взрослых смыслах в детских сказках


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Не знаю, как вы, читатель, а я удивился, когда впервые прочитал про басню «Стрекоза и Муравей»: «…детям казалась очень черствой и непривлекательной мораль муравья и все их сочувствие было на стороне стрекозы, которая хоть лето, да прожила грациозно и весело, а не муравья, который казался детям отталкивающим и прозаическим». Удивился я и факту, в существование которого поверил, и тому, что я не помню своей антипатии к Муравью и симпатии к Стрекозе. Теперь я понимаю и себя, и детей.

Кому не известен детский деспотизм, капризность, проказничанье? Если б такими были взрослые, их можно было б – за себе вседозволенность – назвать ницшеанцами, недоницшеанцами. И им бы тоже нравилась Стрекоза. А я был пай-мальчик, маменькин сынок, сирота, послушный маме и старавшийся всё делать правильно, чтоб не огорчать маму. И учился на отлично. И басню, заданную в школе выучить наизусть, выучил. Без рассуждений, кто мне нравится.

А дети ж обычно не врут. Вот свидетельство обычно хулиганистых детей и оказалось для психологии как науки, имеющей дело с объективными фактами, в ранге объективного факта. Такого же, как, например, измерение времени реакции на очень-очень короткое предъявление стимула, когда притвориться нельзя и взрослому.

В басне есть и противоположный момент – нравоучительный: дескать, легкомыслие – плохо, а рационализм – хорошо. И тогда можно в ранг объективного факта возвести и «взрослое» мнение, что Муравей – это хорошо.

И тогда, в свою очередь, можно согласиться, чтоб из-за объективного существования текстовых противоречий («Я без души лето целое все пела» / «Кумушка, мне странно это»; «пела» / «дело»), - согласиться возвести в ранг объективного же – существование противочувствий (двух противоположных «хорошо»), соответствующих этим текстовым противоречиям, хоть пригодный для науки психологии отчёт о противочувствиях – во всяком случае, об обоих сразу – взрослыми или невозможен (из-за неосознаваемости противочувствий по-отдельности), или субъективен (из-за неизбежной предвзятости конкретного взрослого к одному из «хорошо»).

Нравилась ли мне басня в целом? Не помню.

Нравленье целого произведения – ещё один факт, можно сказать, который можно возвести в ранг объективного, если нравленье это длится веками (не молва такая, а воистину). По этой причине «Гамлет», например, является объективно (а не субъективно) художественным произведением. Можно, представляется, и к знаменитой крыловской басне так же отнестись: как к объективно художественной. Оба, что называется, отобраны временем. И, очевидно, что это потому, что есть дразнение чувств. Не так очевидно, что есть и третье переживание, происходящее от столкновения противочувствий. Оно, третье, наверно, в нравленьи целого состоит. А это нравленье иногда сосредоточивается на одном совсем неожиданном и никогда до того ещё так не трактованном слове, символизирующем столкновение, например, «попляши» - «"попляши» означает для нас одновременно и «погибни» и «порезвись"» (Там же).

Из этого не значит, что доказана объективность существования третьего переживания, пусть и согласились, что не известно, какого именно. Но явное существование какого-то иного, не сочувственного ни одному из противо-, существование третьего, особого переживания как-то всеми молчаливо признаётся. И это тоже возводит это третье в ранг факта объективного.

А всю идею художественности – в ранг научной. В науке психологии.

Ранг этот подтвердится, когда территориально и во времени возникновения все три переживания будут локализованы как возбуждения нейронов трёх зон в мозгу. Это будет довольно скоро, ведь уже сейчас различают по месту возбуждения те или иные продуманные слова. А оттого, что эта локализация ещё не осуществлена экспериментально, не значит, что надо пока отказаться от сложноустроенной, трёхчастной, теории художественности.

Фактически же от неё повсеместно отказались, и странно выглядит тот, - я, например, - кто ею руководствуется.

Вот, на неё оглядываясь, я и не удовлетворён разбором Александром Феденко сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» (1936). Хоть я эту сказку, представьте, не читал никогда от начала до конца.

Итог разбора Феденко такой:

«"Пиноккио" [Карло Коллоди, 1881] – это история про куклу, захотевшую стать живым мальчиком, и ставшую им; и для этого прошедшую сложный путь избавления от иллюзий и от собственной лжи. История внутреннего освобождения от обреченности быть деревянным големом.

Буратино – история про кукол, которых соблазняют идеей внешнего освобождения, а на самом деле из одного театра заманивают в другой, но тоже театр, мир иллюзии. И они в нем по прежнему куклы. И единственное изменение во всей истории: вместо Карабаса Барабаса над ними теперь возвышается Папа Карло.

Папа Карло. Отец Карло. Отец народов».

И дёрнул меня чёрт, не читав, повторяю, сказку, подумать, что столкновение Зла-Барабаса с Добром-Папой-Карлом по идее упомянутой теории рождать должно третье переживание – парение «над Добром и Злом», иначе называемое ницшеанством.

Оно в России настолько непопулярно, что ли, что его толком не знают, в частности, не признают его вдохновителем многих (Чехова, например). Мало до кого доходит и образное, «почти в лоб» его выражение в изображении иномирия с его метафизикой, например, с Апричинностью (почему, думаете, Треплев вдруг поправляет галстук дядюшке в третьем явлении первого действия?). Чехов за ницшеанство так популярен на Западе, а нашим всё невдомёк.

Смешно, но при ближайшем рассмотрении размышлизм мой о ницшеанстве в «Золотом ключике» оказался не пустяком. Во-первых, из-за личностей авторов.

У Коллоди, воевавшего за независимость Италии, добившейся-таки её, его Пиноккио, естественно, как обычный ребёнок, эгоист-ницшеанец (да будет позволено так выразиться), постепенно, со срывами, от этого ницшеанства избавляется. Коллоди – оптимист. А у Толстого (ни за какой общественный строй не сражавшегося, ибо любой – плох) его Буратино, да и все куклы, – неизменны, словно мир вокруг них – это одно, а они – над ним. Толстой – пессимист.

Во-вторых, из-за текста авторов.

Скажем, как отнеслись зрители к тому, что спектакль кукол прервался из-за того, что в зрительном зале они увидели Пиноккио, - как это у Казакевича-Коллоди:

«…зрители в зале потеряли терпение, им хотелось видеть продолжение комедии, и они стали кричать:

– Давайте комедию! Давайте комедию!

Они могли бы поберечь свои голоса, так как куклы даже и не собирались продолжать представление, а, наоборот, заорали и загалдели вдвое громче, подняли Пиноккио на плечи и с триумфом поднесли к передней рампе.

Но тут появился кукольник…».

Как обычно люди относятся к нарушению правил? – Плохо.

А как – у Толстого:

«– Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, весёлый плутишка Буратино!

Тогда он с лавки прыгнул на суфлёрскую будку, а с неё на сцену.

Куклы схватили его, начали обнимать, целовать, щипать… Потом все куклы запели «Польку Птичку»:

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Нос налево, хвост направо, —

Это полька Барабас.

Два жука – на барабане,

Дует жаба в контрабас.

Нос налево, хвост направо, —

Это полька Карабас.

Птичка польку танцевала,

Потому что весела.

Нос налево, хвост направо, —

Вот так полечка была…

Зрители были растроганы. Одна кормилица даже прослезилась. Один пожарный плакал навзрыд».

Толстой же такой сценою поиздевался над публикой и нами: так публика себя не ведёт. А автору плевать на обычность. Это выводимо от столкновения подразумеваемой обычности (позитивной) с текстовой необычностью (данной тоже позитивно).

А прорывается ли у Толстого его собственное ницшеанство в «Золотом ключике», как и в «Чайке», в образ какой-нибудь, «почти в лоб»? – Прорывается, показалось мне, когда я стал, наконец, сказку читать.

Вот пример пассажей, ломающих ход сюжета из-за вламывания в текст сказки слов автора от себя лично (на самом деле это описания, про что будет идти речь в нижеследующей главе, но ни глава не помечена, ни описания не выделены другим шрифтом):

«Столяру Джузеппе попалось полено, которое пищало человеческим голосом».

Первый пример ещё не показательный. Он идёт сразу за Предисловием, написанным от первого лица. Кончается Предисловие и начинается сказка так:

«Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка.

Столяру Джузеппе попалось полено, которое пищало человеческим голосом

Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил…».

Дальше эти вламывания автора более ощутимы:

«Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шел изнутри полена.

Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.

В это время к Джузеппе зашел его старинный приятель, шарманщик, по имени Карло».

Толстой этим вламыванием демонстрирует несерьёзность своего личного отношения к рассказываемому. А там – страсти-мордасти: здорово плохая жизнь при абсолютном наплевательстве на это главного героя, потому что у него «глупая деревянная голова», по словам Говорящего Сверчка. Этот Сверчок противно рационален, и Толстой не на его стороне, ибо своего бездумного Буратино сделал обаятельным. – В чём? – В черте личности, одной из трёх черт, присущих сверхчеловеку по книге Ницше «Так сказал Заратустра»: выносливость верблюда, вседозволенность льва и умение забывать – ребёнка. Я имею в виду третью черту. Хоть и остальных Буратино тоже не лишён. Он у Толстого супермен.

«– Карабас Барабас с полицейскими собаками будет здесь через четверть часа.

Мальвина побежала переодеваться. Пьеро отчаянно заламывал руки и пробовал даже бросаться навзничь на песчаную дорожку. Артемон тащил узлы с домашними вещами. Двери хлопали. Воробьи отчаянно тараторили на кусте. Ласточки проносились над самой землей. Сова для увеличения паники дико захохотала на чердаке.

Один Буратино не растерялся. Он навьючил…».

Над всеми остальными Толстой так или иначе насмехается. Всегда. Ничего ни святого, ни проклятого. Даже и в сценах боя и торжества природы. Где он, казалось бы, явно за героизм и естественность. Что тоже, вроде, не чуждо ницшеанству.

«Чтобы иметь общественную полезность, быть колесом, функцией, для этого должно быть естественное призвание: не общество, а род счастья, к которому способно только большинство, делает из них интеллигентные машины. Для посредственностей быть посредственностью есть счастье; мастерство в одном, специальность - это естественный инстинкт. Было бы совершенно недостойно более глубокого духа в посредственности самой по себе видеть нечто отрицательное».

И вот, казалось бы, – иллюстрация:

«Не прошло минуты – прилетели большие бабочки, испачканные цветочной пыльцой. Приползли гусеницы и угрюмые навозные жуки. На животах пришлепали жабы…

Бабочки, вздыхая крыльями, сели на стены пещеры, чтобы внутри было красиво и обсыпавшаяся земля не попадала в кушанье.

Навозные жуки скатывали в шарики весь мусор на полу пещеры и выкидывали их прочь.

Жирная белая гусеница вползла на голову Буратино и, свесившись с его носа, выдавила немного пасты ему на зубы. Хочешь не хочешь, пришлось их почистить.

Другая гусеница почистила зубы Пьеро».

Но на самом деле автор безмерно далеко НАД этим всем. И всему усмехается. Даже и «положительному»:

«…где за кулисами для голодных актеров была приготовлена горячая баранья похлебка с чесноком».

Это предпоследнее предложение сказки.

В общем, есть подозрение, что Феденко не вскрыл всю глубину мотивации Толстого. – Как подозрение проверить? – Идеал – штука инерционная. Надо прочесть что-то, написанное Толстым до революции. Если там обнаружится тот же идеал как движущая сила…

Возьмём, скажем, «Касатку» (1916).

Она мне напомнила, как однажды играл пьесу «Укрощение строптивой» Рижский русский драмтеатр в Елгаве, что в 40 километрах от Риги. Спектакль начался почему-то с опозданием и труппа явно торопилась успеть на последнюю электричку. И от этого их игра почему-то нравилась. Наверно, из-за упоминавшегося выше дразнения чувств. В «Золотом ключике» эту роль исполняло тоже упоминавшееся нескрывание сделанности. Но там это было словесное от себя вмешательство автора в текст. И в итоге получалась насмешка надо всем в Этом мире. Ну, кроме случаев образного выражения идеала сверхчеловека, впрочем, тоже улыбчивого выражения: «Карабас Барабас успел только схватить бумазейную собачку с пуговицами вместо глаз. Но на него, откуда ни возьмись, налетел Артемон, повалил, выхватил собачку и умчался с ней…». Здесь опять фигурирует предпоследнее предложение сказки. И тут, правда, сверхсобака, а не сверхчеловек. Но всё же. Сам жанр сказки позволяет на всё улыбаться свысока.

А можно так же вмешаться писателю в комедию? От него ж там только ремарки…

Вот самое начало:

«Комната в гостинице. У карточного стола сидит Князь, Уранов и Стивинский стоят на уходе».

По-моему, поставив запятую (сократив паузу там, где она б должна была быть подлиннее), автор уже успел выразить своё пренебрежение к Этому миру. Кроме того, написав «Князь» с большой буквы, он отнёсся к князю, не как к изображаемому живым человеку, а как к знаку, каким принято в пьесах каждый раз при начале речи очередного персонажа его обозначать.

Ещё несерьёзность отношения к создаваемому сквозит в таком нюансе. Тётю принято притягивать как образ «ни с того, ни с сего». Здравствуйте, я ваша тётя! А Толстой сделал из этого нюанса судьбоносный поворот:

«Князь. Мы можем пойти по дворам и петь.

Желтухин. Действительно. С попугаем билетики вытаскивать на счастье… Эх, Анатолий, Анатолий, голова у тебя фиником, никуда не годится. Нельзя ли нам уехать? Нет ли у тебя какой-нибудь завалящей тетки?

Князь. Тетки? Да, у меня есть одна тетка. Она помещица».

Чем не идеал Апричинности иномирия здесь просвечивет? Как у Треплева с галстуком.

А эта авторская (какая ж иная, раз оборванно) насмешка над тем, как зависит будущий приём гостей тётушкою от словоблудия:

«Желтухин. Сунулся в шляпную картонку — и, разумеется, бутылка. (Откупоривает.) Садись и пиши. Поймешь ты когда-нибудь, что такое Желтухин? (Диктует.) «Незабвенная тетушка. Тоска по родным местам настолько подточила мой организм, что я сделался совершенно болен. Воспоминания детства не дают мне покоя. Город с его электричеством мне опротивел. Я хочу тишины и правды в кругу родных…»

Князь (сквозь зубы). Ну, это слишком витиевато…

Желтухин. Пиши. (Диктует.) «Дорогая тетушка, несколько недель, проведенных под вашим гостеприимным кровом, вдохнули бы в меня новую жизнь. Ах, тетушка, тетушка, сколько я выстрадал за эти двенадцать долгих лет! Я почти старик…»

Князь (пишет). «…выстрадал за эти двенадцать долгих лет…»

Желтухин (диктует). «Со мной приедет друг моей жизни, моя жена Марья Семеновна, с которой я в непродолжительном времени намерен сочетаться законным браком».

Маша смеется, берет гитару и наигрывает.

Ничего смешного не нахожу… «А также, с вашего позволения, приедет мой друг детства…»

Князь. Позволь, какой же ты мне друг детства?

Желтухин. Эх, какой ты, ей-богу. Без этого нельзя. Какой ты эгоист… (Диктует.) «Он человек странный, даже отталкивающий на первый взгляд, но добрая душа и не пьет». За это уж я ручаюсь… «Все животные имеют право на отдых, птицы вьют гнезда, лисы роют норы… Дорогая тетушка… жизнь тяжелая и даже нелепая штука (со слезами), и тем, кто бьется из последних сил, чувствуя, как с каждым днем все туже затягивается на шее петля…»

Медленный занавес».

А вот и внетекстовое подтверждение несерьёзности отношения Толстого к Этому миру:

«Точную дату написания «Касатки» я не помню. Знаю только, что «Касатка» написана была одним духом, скоропалительно, недели в две, и что написана она вскоре после пьесы «Ракета», а не до нее, ибо впоследствии Толстой часто говорил, что неудачная «Ракета» была для него разбегом для написания «Касатки».

– Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку» (сб. «Воспоминания об А. Н. Толстом». Л., Лениздат, 1977, с. 122–123).» (Крандиевская-Толстая).

То же мелькало и в иных рецензиях:

«Отмечалось, что герои Толстого говорят и поступают в ущерб логике и здравому смыслу» (Там же).

Чем не иномирие?

К словам вне текста произведения надо, правда, относиться с осторожностью, но как вспомогательный материал их применять-то можно?

Но – к тексту.

Пьеса названа комедией. Почему? – Что если от насмешки ницшеанца над мещанством, относящимся серьёзно к институту брака? Мещанству кинута кость благополучного конца: каждый чайник имеет свою крышку. Перетасовались пары женихов и невест, и – как в издевательской песенке полвека спустя: «Всё уладится, всё устроится, всё на свете успокоится». – То есть главное – ценность мига, не более. Что уж точно ницшеанство, даже с его иномирием и недостижительностью, ибо что такое миг… Был ли он?

А Этот мир? – «…жизнь тяжелая и даже нелепая штука…

Занавес».

Не поняли по-настоящему у Толстого при советской власти ни «Золотой ключик», ни «Касатку».

18 января 2016 г.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Я был богат, но счастлив не был…»

126 лет назад, 10 августа 1894 года родился Михаил Зощенко

Несомненно, драматизм писательства как явления поражает. Поражает неординарностью, несхожестью характеров, судеб. Потрясает неистребимостью. Несгибаемостью. Ведь чего вроде бы проще — отойди, не лезь! — иначе пошлая советская система выборочного отношения к «гениям» тебя сожрёт с потрохами, не поперхнувшись. Ан нет. Люди стояли на своём, глыбой. Вопреки такой несокрушимой махине, как СССР. Это взаправду были люди-камни. Без прикрас.

10.08.2020 20:00, Игорь Фунт


Надо видеть

Любимые фильмы Вуди Аллена

Публикуем список must see фильмов по версии Вуди Аллена. Какие картины повлияли на комика, скептика, невротика, ловеласа и великого режиссера?

08.08.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как развивалась цензура в кинематографе СССР

Подробно и поэтапно

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — утверждала советская власть, для которой кинематограф стал инструментом пропаганды, а для режиссеров — каторжной работой. Власти проверяли сценарии, контролировали работу съемочных групп, а сами фильмы проходили многочисленные проверки перед показами. Однако потом советский кинематограф вышел на новый уровень, и фильмы превратились из агитационных инструментов в произведения искусства. Т&Р рассказывают, как развивалась цензура в СССР и кто и как запрещал фильмы.

05.08.2020 19:00, Любовь Карась для T&P


Отдохнуть после работы

15 фильмов с закрученным сюжетом

Все мы, поклонники детективов, любим не просто интересный, а лихо закрученный сюжет и абсолютно неожиданную развязку. Не знаете, какую детективную историю посмотреть сегодня? Смело вооружайтесь чашкой горячего чая, печеньем, устраивайтесь поудобнее и выбирайте: мы представляем вам подборку неголливудских фильмов, многие из которых не так широко известны, однако точно сумеют удивить.

04.08.2020 19:00, cameralabs.org


Елена Денисьева: отдавшая жизнь за любовь Тютчева

Измена, отлучение и закономерная болезнь

Елене Денисьевой удалось покорить сердце Фёдора Тютчева. Они так и не поженились, но эта история любви сильно повлияла на жизнь обоих.

03.08.2020 21:00, Арина Харитонова, diletant.media


Голая на коне

Насыщенная жизнь забытой актрисы

Актрисе Аде Менкен сплетни были нипочем: она коротко стриглась, прославилась «голой» ролью гетмана Мазепы и крутила романы — в том числе с Чарльзом Диккенсом и Александром Дюма, который годился ей в отцы.

02.08.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Литературный опиум для народа

Каким книгам поклоняется массовый читатель

Истина «популярный — не значит хороший» распространяется не только на музыку, кино и моду, но и на литературу: как правило, самыми востребованными оказываются книги, не блещущие оригинальностью замысла и не обладающие высокой художественной ценностью, но претендующие на интеллектуальность.

31.07.2020 19:00, Мария Иванова для T&P


Суок, что значит «вся жизнь»

Любимая женщина Юрия Олеши

Эта история началась в Одессе, где в семье австрийского эмигранта Густава Суока родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. Годы их девичьего расцвета пришлись на смутное время: война, потом революция, еще одна и снова война. Одесса тех лет была странным местом: с одной стороны, город был наводнен разнообразными бандитами и жуликами, с другой — писателями и поэтами. Там с девушками и познакомились в 1918 году три литератора: писатели Юрий Олеша и Валентин Катаев и поэт Эдуард Багрицкий.

30.07.2020 19:00, izbrannoe.com


«Обломов»: ради чего вставать с дивана

Русская душа в контексте русской литературы

Что нам за дело до ленивого помещика, жившего полтораста лет назад? Вроде бы никакого, если бы чуть ли не каждый из нас не обнаруживал в глубине своей души Обломова, не мечтал бы лежать на диване и покрикивать: «Захаааар!» Сейчас уже не говорят об обломовщине, зато говорят о прокрастинации. А старшеклассники считают, что Обломов — типичный хикикомори и был бы счастлив, если бы у него был компьютер. Может, это такая русская душа? Вечный Емеля, лежащий на самоходной печи? Или русский Гамлет, и «сойти с дивана иль не сойти» — наш вечный вопрос?

29.07.2020 19:00, Ирина Лукьянова, писательница, журналист, преподаватель литературы


Слово «человек» как призыв к действию

Сегодня слово «человек» опять, как и сто лет назад в послереволюционной России, становится подозрительным и опасным. Что это за тварь такая — человек? Есть пролетарии и капиталисты, белые и черные, мужчины и женщины, гомо-, гетеро- и транс-... А тот, кто напирает на слово «человек», наверняка, реакционная сволочь, которая хитро скрывает свои классовые, расовые, биополитические интересы.

28.07.2020 19:00, Михаил Эпштейн, snob.ru






 

Новости

Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.
Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.