Подписаться на обновления
20 октябряПятница

usd цб 57.5706

eur цб 67.9333

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Европа США и Канада Латинская Америка Китай Ближний Восток Азия и Океания Африка Война и мир Мировые проблемы Экс-СССР
Артём Абрамов   четверг, 19 февраля 2015 года, 16:30

Фашистское кино от расцвета до заката
Повседневную жизнь в тоталитарной Италии развлекательное кино отражало в полном соответствии с политикой государства, поддерживая и эксплуатируя устоявшиеся образы и представления


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Будучи государством, насквозь пропитанным идеей милитаризма, фашистская Италия не могла быть отражена как в искусстве в целом, так и в кинематографе в частности, сугубо мирными образами и архетипами. В восхвалении своих достижений и завоеваний режим напрямую обращался к прошлому Италии, связывая недавние события с тысячелетней историей государства. Идеальной формой отображения славы режима был выбран исторический эпик.

O Roma o morte![1]

“Scipione l’Africano” реконструирует эпизод из истории Древнего Рима, а именно Вторую Пуническую войну, борьбу за Средиземноморье и битву при Заме

«Condottieri» является исторической аллегорией на построение Бенито Муссолини фашистского движения, воспроизведенной как биография кондотьера Джованни деи Медичи. Ренессансный сюжет одновременно обыгрывает объединение Италии в течении Рисорджименто и захват власти Муссолини. В ходе своей первой конфронтации с Советом Флоренции Джованни деи Медичи восклицает: «Италия! Одно государство от Альп до моря. Помогите мне, и я создам его!».

Сюжет картины соединяет элементы биографии с идеализированной военной драмой. Деи Медичи возвращается из изгнания с целью вернуть себе унаследованные владения, отобранные у него в детстве Чезаре Борджиа. Деи Медичи создает свою собственную армию, уводя наёмников у кондотьера по имени Малатеста, со временем превращая бродячие наёмничьи банды в хорошо организованную и дисциплинированную армию. После победы над Малатестой на дуэли Джованни ведёт свои отряды на Рим. Благословлённый Папой, кондотьер во главе армии направляется на последнюю битву с врагами Италии [2].

Отсылки к недавнему прошлому Италии более чем очевидны: после победы над Малатестой на дуэли деи Медичи восклицает: «Флоренция наша! Да здравствуют Чёрные отряды! На Рим!» и салютует своим отрядом поднятой правой рукой — фашистским приветствием. В данном эпизоде приводится аллюзия на фашистский марш на Рим 27-30 октября 1922 года, после которого фашистская партия установила свой контроль над страной. Bande Nere [3], одновременно прозвище Медичи, данное кондотьеру по его личному гербу и самоназвание его отрядов отсылает и к чёрным рубашкам сквадристов, фактически личной армии Муссолини, составленной из ветеранов Первой Мировой и молодёжи антикоммунистических взглядов, сопровождавшей будущего диктатора в походе на Вечный Город [4].

Сцена же встречи кондотьера с Папой даёт отсылку на не менее узнаваемое событие. Окружённый солдатами деи Медичи, одетыми в чёрную броню, и поверженными швейцарскими гвардейцами, Папа медленно и молча протягивает руку к Джованни и его солдатам в жесте благословления.

Данный эпизод недвусмысленно намекает на Латеранские соглашения, заключённые 11 февраля 1929 года, по которым фашистское государство гарантировало суверенитет Ватикана и признавала католицизм единственной государственной религией, а церковь, в свою очередь, обязывалась поддерживать фашистский режим как легитимное правительство Италии [5].

В том же 1937 году был снят не менее знаковый исторический эпик. В то время как “Condottieri”обращается к истории Ренессанса, «Scipione l’Africano» реконструирует эпизод из истории Древнего Рима, а именно Вторую Пуническую войну, борьбу за Средиземноморье и битву при Заме. Как и “Condottieri” римский эпик соединял в своём сценарии две параллельные линии: обращение к классическому римскому сюжету и одновременно современное итальянское стремление к империи — война за господство над Средиземным морем отсылает на недавнее объявление Муссолини Средиземного моря Mare Nostrum [6] и колониальную экспансию фашизма.

После краткого пролога первые кадры фильма показывают павших римских солдат на каннских полях. Невидимая рука поднимает над телами сломанный штандарт легиона, в то время как голос за экраном провозглашает «Отомстим за Канны!». Муштруя своих солдат, Сципион показывает легионам тот же самый штандарт, обещая римлянам, что Канны будут отомщены. После окончания битвы при Заме повторяется картина начала фильма: мёртвые тела разбросаны по полю битвы, но теперь уже это тела карфагенян. Римский штандарт реет над мертвецами, в то время как легионер кричит Сципиону: «Ты отомстил за Канны, Ганнибал повержен» [7].

Таким образом, сюжет отсылает зрителя ко вторжению в Эфиопию в 1935-м когда одной из первостепенных целей войны был захват города Адуа, близ которого во время Первой Абиссинской войны итальянцы потерпели сокрушительное поражение. Объявляя захват города задачей номер один, режим через радиопередачи, плакаты и сводки новостей выдвигал донельзя похожий лозунг: «Отомстим за Адуа!». Таким образом, после завоевания Эфиопии и выхода фильма проводится стойкая ассоциация между двумя войнами и двумя армиями, а Муссолини, объявив Италию империей — наследницей Рима, получил возможность сравнить своих солдат с легионерами Сципиона [8] [9].

Необходимо также отметить интересный эпизод, в котором жена Сципиона снимает свои украшения и убирает их в лакированную коробку на время, пока муж ведёт легионы в бой. Здесь сюжет фильма перекликается с кризисом экономики в 1935 года, когда война начала подрывать экономическую мощь государства. В чрезвычайной ситуации режим пошёл на крайние меры, призвав женщин Италии сдавать свои украшения, в частности, обручальные кольца, чтобы выручить средства на дальнейшее ведение войны.

Характерным приёмом картины является игра контрастов. В то время как Рим и армия всегда показываются при свете дня, Карфаген и военный лагерь Ганнибала скрыты ночным мраком. Римские солдаты молчаливы, дисциплинированы и готовы идти за Сципионом в бой в любой момент, сам же полководец не просит легионы сокрушить армию Карфагена, но практически без слов возглавляет армию, марширующую к полю Битвы. Ганнибал же, напротив, практически умоляет своих солдат, жалующихся на задержку жалованья, противостоять римлянам, но когда уговоры не имеют должного действия, приказывает своей кавалерии расправиться с неподчинившимися.

Кинематограф заката режима

“Bengasi” Аугусто Дженины являет собой великолепный пример итальянского кинематографа военного периода

Если в деле пропаганды событий недавних и успешных тоталитарный режим Италии обращался к прошлому страны, причём к прошлому почти исключительно военному, кровавому и победоносному, то в свете наступившей Второй Мировой войны и сопутствующих трагедий даже высшие эшелоны власти были далеки от романтизации и идеализации времени.

“Bengasi” Аугусто Дженины являет собой великолепный пример итальянского кинематографа военного периода. Сюжет, состоящий из нескольких переплетённых историй на фоне британской оккупации ливийского города, не содержит даже отдалённых намеков на войну за правое дело. Отсутствуют как таковые образы дуче, Италии, империи и даже родины. Вместо этого драма разворачивается вокруг человеческих характеров, чувств и принципов.

Несмотря на отсутствие каких-либо патриотических образов в ленте, через весь фильм проходит уже знакомый принцип «враг-чужой», утверждается мужской идеал режима. Итальянцы-мужчины молоды и горды, верны слову и долгу, возможно, даже чересчур маскулинизированны. Британские же офицеры являют им полную противоположность: старые, тонкоголосые, с почти полным отсутствием растительности на лице они всем своим видом внушают итальянцам отвращение, как и их подчинённые-австралийцы, грубые и безжалостные, не соблюдающие законы военного времени. Их интересуют даже не прямые военные обязанности, но вандализм, грабёж и мародерство [10].

В сцене, в которой австралийские солдаты входят в дом старого итальянского поселенца, отображена вся жестокость и разрушительность «чужаков». Несмотря на обещания британских офицеров, австралийцы громят дом старика просто от скуки гарнизонного сидения. После уничтожения аккордеона фермера, символа прошлого и молодости старика, мародёры принимаются стрелять по птицам и сваливать фруктовые деревья в ухоженном саду поселенца. В попытке защитить свою собственность, старик хватается за лопату, но австралийцы хладнокровно пристреливают его. Образ британцев как разрушителей построенного за долгие годы противостоит образу итальянцев, пришедших в Африку «оживить пустыню».

По атмосфере и настроению с работой Дженины перекликается т.н. военная трилогия Роберто Росселини: “La Nave Bianca” («Белый снег»), “Un Pilota Ritorna” («Вернувшийся пилот»), “L’Uomo dalla Croce” («Крестоносец»). Росселини дополняет идеал мужчины-военного верностью боевому братству [11], добавляя в повествование ещё один фактор: отчуждение [12].

Главные герои горько констатируют, что война обречена и их действия бессмысленны, но продолжают действовать согласно принципам, чести и данной присяге [13].

Киноленты времени провозглашения Италии империей и периода Второй Мировой строятся на одном базисе: образе героизма. Но если в случае “Condottiere” и “Scipione l’Africano” на первый план выводится героизм массовый, лишь оформленный одним человеком в могучий поток, для лент, произведённых ближе к закату режима характерно отображение героизма как героизма индивидуального, героизма человека, которому более ничего не осталось.

Ленты военного периода во многом предвосхищают по атмосфере последовавший за падением режима неореализм, нежели входят в общую канву с остальным кинематографом фашистского периода, показывая людей на службе у режима, но приверженных скорее идеалам общечеловеческим, чем фашистским ценностям [14].

Тоталитарный режим фашистской Италии слишком поздно смог распознать истинную силу полнометражного развлекательного кино, чтобы достаточно эффективно использовать его в своих целях. До 1937 года ветви кинематографа, жёстко разделенные на пропагандистскую и развлекательную, преследовали фактически разные цели: если задачей продукции института LUCE было производство пропагандистских роликов, сводок новостей и документальных лент, развлекательное же кино было направлено на непосредственное предназначение жанра: развлечение массового зрителя. Лишь после 1937 года, с новым производством масштабного исторического эпика, пережившего новое рождение, режим добился своей цели — полностью проникнуть во все сферы развлекательного кинематографа.

Однако период тотального контроля фашизма над киноиндустрией отнюдь не был долгим. С началом Второй Мировой войны режиссёры получают чуть ли не большую свободу, чем имели раньше. Тем не менее, утверждать, что и до, и после 1937 года кинематограф чистым от идеалов и ценностей режима, будет в корне неверно.

В плане отображения образов самой системы режима развлекательное кино использовало идеологию 20-х, самими иерархами фашистской партии признанную устаревшей. Применительно к пропагандистским лентам мы не можем заявить подобное — Союз образовательного кинематографа чутко реагировал на смену идеологий режима и шёл в ногу с каждой метаморфозой фашизма. Однако повседневную жизнь в тоталитарной Италии развлекательное кино отражало в полном соответствии с политикой государства, поддерживая и эксплуатируя устоявшиеся образы и представления.

    Центральную роль во всём кинопроизводстве занимала фигура Муссолини. Фактически дуче был первой звездой итальянского кинематографа, внимание зрителей каждый день постоянно было приковано к нему.

Крайне милитаризованное государство не могло обойти своим вниманием в кинопроизводстве и тему войны. И в сводках новостей, и в полнометражных фильмах война преподносилась как нечто торжественное, помпезное и затрагивающее каждого гражданина режима. Лишь перед самым падением фашизма реалистские тенденции взяли верх, показывая войну без прикрас и излишнего пафоса: грязной, затянувшейся и жестокой.

Примечания:
[1] ит. «Или Рим, или смерть!». Фашистский лозунг
[2] Trenker, L. Condottieri, («Кондотьеры»), 1937
[3] ит. одновременно означает и «черные полосы», и «черные отряды».
[4] Ricci, S. Cinema & Fascism: Italian Film and Society, 1922-1943. University of California Press, 2008, p.91-94
[5] Landy, M. Fascism in Film. The Italian Commercial Cinema, 1931-1943. Princeton University Press, 1986, p.204
[6] лат. Наше Море
[7] Gallone, C. Scipione l’Africano («Сципион Африканский»), 1937.
[8] Ricci, S. Cinema & Fascism: Italian Film and Society, 1922-1943. University of California Press, 2008, p.96-100
[9] Landy, M. Fascism in Film. The Italian Commercial Cinema, 1931-1943. Princeton University Press, 1986, p.199
[10] Genina, A. Bengasi («Бенгази»), 1942
[11] Rosselini, R. La Nave Bianca («Белый корабль»), 1941
[12] Rosselini, R. Un Pilota Ritorna («Пилот возвращается»), 1942
[13] Rosselini, R. L’Uomo dalla Croce («Человек с крестом»), 1943
[14] Re-viewing fascism. Italian Cinema, 1922-1943. Ed. by Reich, J. and Garofalo, P. Indiana University Press, 2002, p.89

Источник: sensusnovus.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Запрет на аборты

Женщины в Польше выходят на всеобщую забастовку

Женщины из разных городов Польши в понедельник собираются выйти на всеобщую забастовку, пытаясь привлечь внимание к планам польских законодателей ужесточить и без того строгие законы страны, регулирующее порядок прерывания беременности. Участники забастовки надеются прервать социальную и экономическую жизнь этой преимущественно католической страны, обратив внимание всех на существующий порядок вещей.

03.10.2016 13:00, Siobhan Fenton, @siobhanfenton


Европа, Европа…

Идеологические причины нынешнего раскола Старого Света

Европа разделилась. Западная, прежде всего Германия, принимает беженцев, Восточная – не хочет и сопротивляется изо всех сил. Проблему беженцев западные СМИ подают исключительно в гуманитарном аспекте: вот несчастные и обездоленные, и если в тебе жива совесть, ты обязан им помочь. Откликнувшись на призыв к совести, люди выходят на демонстрации поддержки, собирают одежду, еду и т.д. Германия выступает главным гуманистом, а ощетинившаяся колючей проволокой Венгрия выглядит в СМИ как страна диких гуннов.

03.10.2015 13:00, Наум Вайман


Анджей Дуда: вызов или шанс для России

Новый президент Польши может стать как основным антагонистом России на польском политическом Олимпе, так и последней надеждой на поддержание русско-польского диалога в дипломатическом ключе

Вопреки прогнозам многих аналитиков, победителем президентских выборов в Польше стал представитель оппозиционной партии «Право и справедливость». Анджей Дуда – представитель молодого поколения польского истеблишмента, ему всего 43 года и после своей инаугурации 6 августа он станет самым молодым главой государства в Европе.

03.06.2015 09:30


Хайнрих Гроссбонгардт: «Бюджетные авиакомпании» не означает небезопасные

Эксперт по воздушному транспорту, рассказал в интервью DW о стандартах безопасности в немецкой авиаотрасли и о том, почему падение самолета Germanwings вызывает столько вопросов

Падение самолета Germanwings сейчас представляется очень странным — поскольку была отличная погода, к тому же это произошло в тот момент, когда самолет двигался на большой высоте с крейсерской скоростью - по опыту, это самый безопасный этап полета.

26.03.2015 09:30, Дагмар Брайтенбах


Куда движется Венеция?

Не столько романтизм и ностальгия, сколько прагматизм

Венеция, как известно, движется под воду. Еще Гете, путешествуя по Италии, более 200 лет назад писал своему брату: нужно быстрее приехать посмотреть на это чудо, потому что «еще какие-нибудь 50 лет, и этот город поглотит море». В последние годы Венеция утопает в коррупционном скандале о хищениях при сооружении системы защитных барьеров «Моисей», которая, собственно, призвана защитить жемчужину Адриатики от ухода под воду. Но погибать город вовсе не намерен, наоборот, венецианцы мечтают о возрождении своей славной республиканской истории.

11.03.2015 09:30, Вера Щербакова


Таблетка преткновения

Об особенностях законодательного регулирования женских физиологических процессов

Деликатные вопросы, связанные с регулированием использования противозачаточных средств, оплодотворением и беременностью, обычно становятся достаточно важным элементом политической и общественной повестки в тех странах, где законодательство прямо или косвенно апеллирует к религиозным и вообще консервативным нормам. Польша, безусловно, относится к таким странам.

20.02.2015 16:30, Станислав Кувалдин


Непокоренные

История одной награды. К 70-летию освобождения Освенцима

Krzyz Oswiecimski — в дословном переводе с польского название этой государственной награды ПНР означает «Крест освенцимский». Вполне логично, что этот знак отличия появился именно в Польше. И дело не только в том, что концлагерь Освенцим, в застенках которого развернулась одна из самых страшных трагедий в истории человечества, был построен фашистами в этой стране. За непокорность гитлеровскому диктату Польша как и многие другие государства расплатилась дорогой ценой: вследствие нацистского террора в годы оккупации в лагерях смерти погибло свыше 6 миллионов поляков — 22% от общего населения республики.

27.01.2015 13:00


Новый европейский беспорядок

Отношения с Россией как вызов ответственности для всей Европы

В марте 2014 года европейцы проснулись в мире Владимира Путина — мире, в котором границы можно менять с употреблением силы, международные институты беспомощны, экономическая взаимозависимость оказывается источником нестабильности, а предсказуемость превращается из главного экономического актива в главный экономический пассив. Украинский кризис вынудил ЕС признать, что европейского порядка более не существует. Хотя он должен был диффузным образом распространиться на весь континент — а после и на всю планету, — но он, европейский постмодерный порядок, неожиданно отступил. Как распад Югославии положил конец европейскому порядку времени Холодной войны, так и кризис в Крыму ознаменовал окончание европейского порядка, сложившегося после конца Холодной войны.

02.12.2014 12:00, Иван Крастев, Марк Леонард


Развод по-шотландски

Если произойдёт чудо, и Шотландия всё же решит покинуть Великобританию, то весь мир увидит, как происходят цивилизованные разводы в 21-ом веке

Я всё пытаюсь представить, как бы я проголосовал на референдуме. Вот, предположим, родился я в Шотландии, смотрел бы на килты и на восторги туристов от волынщиков с лёгким недоумением. Ну всё равно что на лапти или баянистов в русской деревне - хорошие ребята, но чего тут удивительного? «Чай не динозавры»! И вот вдруг у меня, у простого шотландского парня, появляется возможность столетия: выбрать страну, в которой ты хочешь жить. Либо в Шотландии - части Великобритании. Или же просто в Шотландии, маленькой, гордой и независимой стране.

11.09.2014 14:30, Евгений Ксензенко


Недвижимость в Болгарии: "скелеты в шкафу"

За свой покой на берегу Черного моря сегодня борются сотни российских собственников болгарской недвижимости

Ряд порталов недвижимости последние два-три года сообщают о резком снижении цен на недвижимость в Болгарии. Эксперты утверждают, что квартиры в местных новостройках ежегодно дешевеют от 5 до 9%. И 2014 год, судя по всему, только усилит эту тенденцию. И дело здесь не столько в постоянно растущем количестве предложений или пресловутом экономическом застое. Основная причина, как выяснилось, в ощутимом падении спроса на жилье в Болгарии, прежде всего, со стороны россиян.

04.09.2014 16:56






 

Новости

Трамп подписал документ о запрете трансгендерам служить в армии
Президент США Дональд Трамп подписал и направил в министерство обороны меморандум, запрещающий принимать на службу открытых трансгендеров. Этот документ отменяет действие приказа, подписанного президентом Бараком Обамой.
В Германии приняли закон о штрафах для соцсетей за игнорирование незаконных записей пользователей
Парламент Германии одобрил закон, по которому Facebook, YouTube и другие крупные сайты могут получить штраф до 50 миллионов евро за несвоевременное удаление оскорбительных записей. Ранее документ поддержало правительство, поэтому он вступит в силу в октябре 2017 года.
В индийском штате запретили «роскошные» свадьбы с большим количеством гостей и блюд
Власти штата Джамму и Кашмир в Индии запретили проводить «роскошные» свадьбы, на которые приглашают больше 900 человек и подают более семи блюд. Постановление вступит в силу с 1 апреля 2017 года и, по мнению правительства региона, снизит продуктовые растраты, сообщает Би-би-си.
Власти Австралии лишили 140 тысяч семей пособий из-за отсутствия у детей прививок
Больше 140 тысяч семей в Австралии больше не будут получать денежное пособие на детей, потому что не сделали им прививки по немедицинским показаниям. Об этом сообщает портал Nine.com.au.
В Мехико легализовали эвтаназию и частично марихуану
В столице Мексики глава правительства города Анхель Мансера в ходе торжественной церемонии подписал первую в истории Конституцию Мехико, предполагающую право на эвтаназию и частичную легализацию марихуаны.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.