Подписаться на обновления
26 апреляПятница

usd цб 64.6794

eur цб 72.1111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктор Топоров   понедельник, 12 апреля 2010 года, 09:58

Фантазии и фантазмы
Пишу то, что вижу, и то, что слышу; пишу, как я вижу и как я слышу; пишу, как дело было на самом деле


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Ходульность — вот он, главный изъян и повести «Зараза», и всех трёх романов талантливого молодого писателя. Определённая ходульность, конечно. Определённая ходульность при несомненной общей состоятельности.

Рассказ Романа Сенчина «Всё нормально» («Новый мир», № 1) вызвал протест у нашего обозревателя Кирилла Анкудинова: так, мол, не бывает. Преподаватель провинциального вуза, он счёл описание некоей межвузовской конференции в одном из областных центров страны как сплошной афинской ночи даже не карикатурным, а просто-напросто клеветническим.

Поэтическую известность Глеб Шульпяков снискал сборниками «Щелчок» и «Желудь». После этого были романы «Книга Синана» и «Цунами», органично выросшие из его сюжетных поэм, книги очерков и путевых заметок. А вот редакторская деятельность Шульпякова находится в тени. Хотя вот уже несколько лет Глеб является главным редактором маленького, но очень независимого журнала «Новая Юность» («НЮ»). Через его редакторские руки проходят тонны рифмованной продукции. Поэтому нам особенно интересно его суждение о современной поэзи.

Что напомнило одну из самых одиозных окололитературных историй советского времени: коллективное письмо ялтинских таксистов во всё тот же «Новый мир» с заявлением против искажения действительности, допущенного Василием Аксёновым в рассказе «Товарищ Красивый Фуражкин».

Аналогия сугубо поверхностна, потому что рассказ Аксёнова (один из лучших у покойного писателя) был заведомо провокационным, игровым, фарсовым, тогда как чуждый какого бы то ни было гротеска Сенчин прост и суров, как правда. То есть основания обидеться у вузовского преподавателя (в отличие от ялтинских таксистов) всё-таки были.

Это заставляет вспомнить о международном литературном (и не только литературном) скандале 2004 года, вызванном публикацией романа Дины Рубиной «Синдикат».

А это сатирический роман, в котором деятельность московского филиала некоей израильской благотворительной организации выставлена в самом неприглядном свете (не говоря уж о личных портретах сотрудников «синдиката»).

Тогда же я обсудил ситуацию со своим другом, проработавшим в том же «синдикате» много, а в том же филиале несколько лет.

— Нет, Дина не врёт! — горячо заверил меня человек, с которым мы дружим чуть не полвека. — Не врет не потому, что не хочет, а потому что не может. У неё, знаешь ли, начисто отсутствует воображение. Пишет только о том, что видела собственными глазами и слышала собственными ушами. А если в результате и перевирает, то значит что-то увидела, услышала или поняла не так.

Этими словами мой старинный друг, сам того не ведая, вывел точную формулу не только творчества награждённой малой премией «Большая книга» русскоязычной израильской писательницы, но и пресловутого «нового реализма» сенчинского и не только сенчинского розлива.

Соотношение между «что» и «как» в творчестве каждого конкретного «нового реалиста» может варьироваться. Порой (правда, как раз не у Сенчина) решительно склоняясь в сторону «как» (скажем, Анна Козлова, на мой вкус, пишет виртуозно); объединяет же их всех категорический отказ от малейших игр воображения — отказ вынужденный или добровольный, это уж как у кого.

Пишу то, что вижу, и то, что слышу; пишу, как я вижу и как я слышу; пишу, как, на мой взгляд, дело было на самом деле.

Так что провинциальные вузовские преподаватели (да и столичные тоже) имеют все основания обижаться на Сенчина за рассказ «Всё нормально», тогда как мы, читатели, напротив, имеем все основания этому не замутнённому ни фантазией, ни рефлексией свидетельству довериться.

Месяц назад именно с пересказа этой истории начал я публичную лекцию о современной словесности, прошедшую, правда, в Питере, но как раз в рамках междугородней (и международной) научной конференции, участников и участниц которой заселили в одну не самую приметную гостиницу в центре города; в конференц-зале гостиницы мы и заседали.

— Прекрасная лекция, — сказали мне потом в кулуарах, — но как жаль, что накануне вы не смогли прийти на банкет по случаю открытия конференции. Знали бы вы, как замечательно мы оттянулись!

Знать-то я и впрямь не знал, но догадывался заранее… Знал я как раз другое: в моём возрасте или замечательно оттягиваешься с вечера, или читаешь прекрасную лекцию назавтра с утра, — поэтому и не пришёл на банкет.

Но в рассказе у Сенчина фигурируют сорокалетние, а в сорок лет я и сам решал подобные вопросы не на альтернативной основе.

Между «что» и «как», между стрельбой и лыжами в нашем литературном биатлоне, расправляет крылья творческая фантазия. Наличие таковой у одних писателей, категорическое отсутствие у других и принципиальное нежелание пускать её в ход у третьих изрядно путает карты любому исследователю и уж тем паче классификатору.

Готфрид Бенн, конечно, отчеканил однажды: «О богатой фантазии говорят только применительно к поэтам со слабой техникой стихосложения», но мы-то сейчас рассуждаем о прозе.

Два достаточно типичных для наших дней образчика игр писательского воображения напечатаны в свежих выпусках «толстяков» — в апрельском «Знамени» и мартовском «Новом мире».

Повесть Сергея Самсонова «Зараза» («Знамя», № 4) уже получила восторженную оценку на «Часкоре». Обратив внимание на молодость автора и на двойную датировку — 1999—2009; рецензентка закончила панегирик словами: это, мол, речь уже не мальчика, а мужа.

Повесть и впрямь хороша (я бы, правда, уточнил: умеренно хороша); бал в ней, однако же, правит именно что юношеская фантазия.

Речь идёт об игромании. Об игре. Об одержимости игрой на бегах и — отдельно и особо — об одержимости одной неописуемой красоты и резвости лошадкой, которой не даёт шанса победить тамошнее ипподромное жульё, иначе говоря, оргпреступность.

Придерживают её, красавицу, чтобы потом, когда-нибудь (когда публика в ней окончательно разуверится), сорвать на ней однажды весь банк.

Сомнительная затея, хотя бы чисто в меркантильном плане, скажете вы — и будете правы. Что такое «весь урожай» с одного-единственного, пусть и сенсационного, заезда по сравнению с доходами, получаемыми истинными хозяевами ипподрома изо дня в день и из заезда в заезд. Овчинка тут явно не стоит выделки.

Но дальше — больше. Игроман у Самсонова — гениальный нейрохирург. Гениальный, но бескорыстный, потому бедствующий.

Бедствующий гениальный нейрохирург (специалист по операциям на головном мозге), работающий в одной из столичных клиник, — это двойной, если не тройной оксюморон.

Даже в 1999 году.

Ведущие (не говоря уж о гениальных) врачи никогда не бедствовали, в эпоху бесплатной медицины в том числе.

Вспоминаю дачу в академическом посёлке Комарово, принадлежащую специалисту по операциям на шейке матки; народное название этих хором было Раковая Шейка.

Вспоминаю свадьбу в трудовой семье питерских онкологов. В обеденной зале на третьем этаже скромного дачного строения в присутствии двухсот гостей эпиталаму новобрачным пропел Эдуард Хиль.

Не говоря уж о том, что гениальный нейрохирург, став игроманом, неизбежно теряет квалификацию.

Он не спит, не ест; он в долгах как в шелках, ему докучают кредиторы; он думает только о лошадке и об её эвентуальной победе; он разрабатывает и осуществляет (увы, себе и ей на погибель) многоступенчатые хитроумные планы. Да ведь при всём при этом у него, у молодого красавца (я до сих пор не упоминал ещё, что он молодой красавец), в операционной должны дрожать руки.

Вот Достоевский был игроком. И гением. Но Игрока своего он гением не сделал. А почему не сделал? Потому что сам был гением. И как гений понимал: игра — это страсть, а в страсти мы все равны.

Сергей Самсонов очень одарённый молодой писатель. Интересно думает, интересно пишет, «что» и «как» у него сбалансированы. С воображением тоже вроде бы всё в порядке: один роман про футболиста, другой — про композитора, третий — про олигарха и заложницу, повесть вот — про нейрохирурга.

Одна беда: он всякий раз разгоняет своё воображение до упора. Разгоняет до гениальности главного героя. До той самой гениальности, воссоздать и передать которую на письме, мягко говоря, непросто. Даже для Гёте непросто. Даже для Томаса Манна с его «Доктором Фаустусом». Даже для Достоевского, у которого в гениальных «Бесах» получился достаточно ходульный Ставрогин.

Ходульность — вот он, главный изъян и повести «Зараза», и всех трёх романов талантливого молодого писателя. Определённая ходульность, конечно. Определённая ходульность при несомненной общей состоятельности; не мешающая одним восторгаться, но и не возбраняющая другим несколько морщиться.

Возрастное? В какой-то мере, наверняка. А в какой именно (в определяющей или нет), покажет только время.

В контексте данной колонки важно указать, что известная ходульность прозы Самсонова (в частности, повести «Зараза»), являющаяся несомненным недостатком, коренится в избытке творческой фантазии, который, однако же, столь же несомненное достоинство.

И неудачное название: слово «зараза» сегодня воспринимается в первую очередь как (полу)шутливое ругательство.

И двойная мотивация (желание сорвать куш и патологическая влюблённость в лошадку) одержимости гениального нейрохирурга. Специалисту по мозгу, каков герой повести, должно быть известно, что двойной мотивации не бывает: более сильная (подлинная) рано или поздно забьёт более слабую (мнимую). Или же сам мотивируемый сойдёт с ума.

Хотя, разумеется, хорошо, что Сергей Самсонов всё это придумал. Придумал и написал. Потому что читать его фантазийную прозу всё равно интересно. Или хотя бы не скучно.

Чего, увы, никак не скажешь о столь же фантазийном (хотя и по-другому) романе Глеба Шульпякова «Фес», («Новый мир», № 3).

Подробный пересказ этого не без стилистического изящества написанного романа обернулся бы изощрённым издевательством над читателем.

Но даже если вкратце, то на преуспевающего и счастливого женатого московского издателя наезжают силовики, глухонемые и «чурки» (глухонемые «чурки», если точнее).

Его похищают, сковывают цепью, держат в подвале, откуда ему после внезапной смерти одного из мучителей (тот нечаянно повесился на собственной плётке) удаётся побег верхом на ослике.

Он попадает в некий восточный город, где и живёт, выдавая себя за недавнего удавленника, пока не пускается в новое бегство. На этот раз уже по морю, и вновь оказывается в восточном городе, где пьёт, опиумничает, блудит и беседует о жизни с товарками по блуду, пока его не излавливают и, заковав в пояс шахида, не отправляют в Москву.

Там он так ничего и не взрывает, но зато узнаёт, что жена изменила ему с сослуживцем («чуркой»!).

Причём произошло это, по-видимому, задолго до похищения глухонемыми, оказавшимися, конечно, подстроенными.

Жена на момент исчезновения главного героя была уже глубоко беременна, и впоследствии у неё родился мальчик, однако ещё неизвестно, кто доводится этому новорождённому Гамлету родным отцом — Гамлет-старший или всё-таки Клавдий?

Возможно, мы имеем дело с так называемым «журнальным вариантом» (правда, в публикации это не указано), а значит в ходе креативной редактуры — в сторону улучшения и главным образом сокращения романа — из текста «Феса» могли выпасть некие важные сюжетные скрепы. Возможно...

Глеб Шульпяков человек, несомненно, начитанный и восприимчивый к прочитанному: Макс Фриш, Хулио Кортасар, Джон Фаулз и прежде всего Кобо Абэ. Творческая фантазия этого писателя работает именно в этом направлении. Но на выходе-то получается совершенно другое.

Если в повести Самсонова привлекает к себе внимание двойная датировка (с десятилетним разрывом), то в романе Шульпякова прежде всего бросается в глаза перечень «домов творчества»:

Вьентьян — Луангпрабан — Бангкок — Венеция — Пномпень — Сиемреп — Сиануквиль — Вильнюс — Баку — Барнаул — Санкт-Петербург — Рим — Харьков — Батуми — Казань — Свияжск — Ташкент — Северодвинск — Кий-остров — Архангельск — Анапа — Тамань — Мадрид — Сан-Себастьян — Биарриц — Тула — Пенза — Орёл — Спасское-Лутовиново — Тегеран — Исфахан — Йезд — Дмитров — Ржев — Коломна — Старица — Калуга — Дели — Нагар — Дхармасала — Стамбул — Тбилиси — Григолети — Ульяновск — Старая Русса — Боровичи — София.

Выглядит это (да и звучит) скорее пародийно, однако, на мой взгляд, многое объясняет не только в генезисе романа «Фес», но и в его столь своеобразно реализованном замысле.

Дав в свою очередь волю фантазии, я живо представляю себе симпатичного путешественника, отчаянно скучающего в очередном гостиничном номере (хоть на Кий-острове, хоть в Йезде с ударением на последний слог) и со скуки придумывающего себе на голову все мыслимые и немыслимые несчастья.

А вот что будет, если меня сейчас похитят… или не меня, а только деньги и документы… а потом арестуют… и обвинят в изнасиловании несовершеннолетней… и найдут в кармане гашиш… а я ведь не заплатил за квартиру — и налоговая наверняка внесла меня в список невыездных… местное вино горчит — уж не отравлено ли оно?.. или это всего-навсего снотворное?.. но откуда тут у них в Пензе клофелин?.. хотя где же и быть клофелину, кроме как в Пензе?.. разве что в Туле?.. но из Тулы я вроде бы уже слинял в Биарриц…

За всем этим смутно маячит какая-то подлинная любовно-семейная драма; и уж во всяком случае — настоящая московская жизнь, отдельные фрагменты (вставные новеллы) читаются без зевоты; ближе к концу ты даже начинаешь догадываться, о чём всё это написано…

О чём написано, ты в конце концов догадываешься. А вот зачем написано, так и остаётся для тебя тайной. Даже не столько зачем это написано, сколько зачем это написано именно так?

Если верить Сенчину, доктора наук во время конференций занимаются тем же, чем головановские лощёные шеф-менеджеры в офисе-вышке, — «едят вальтасаровы пиры», устраивают афинские ночи, преспокойно шествуют от гостиничного секса (с дамами-коллегами) до сауны-борделя. А конференции организуются специально для того, чтобы остепенённые бездельники на них вволю ели-пили-трахались. И ни для чего кроме. Я, как участник многих научных конференций, знаю, что такое, мягко выражаясь, малотипично. Но кому теперь это докажешь? Писатель написал — стало быть, типичнейшая типичность.

Или даже: зачем именно это написано именно так? Колонку о творческой фантазии закончу эпизодом-притчей, уже пересказанным мною однажды в автобиографическом романе «Двойное дно».

Пришёл я десятилетним мальчиком в Дом пионеров записываться в кружок живописи. Передо мной поставили муляж яблока и велели нарисовать его. Я и нарисовал.

— Замечательно! — воскликнула руководительница кружка. — Какая фантазия! Какое буйство красок! А теперь, Витя, нарисуй его ещё раз, но так, чтобы выглядело похоже.

Я нарисовал так, чтобы выглядело похоже.

— Да, конечно, фантазия у тебя, — несколько разочарованно сказала преподавательница. — И буйство красок… А теперь нарисуй его так, чтобы стало совсем похоже.

Я нарисовал так, чтобы стало совсем похоже.

— Фантазия у тебя, Витя, есть. Да и чувство цвета. Но…

— Я всё понял! — перебил я её.

Ушёл — и живописью, равно как и рисунком, с тех пор не занимаюсь.

Фантазии моей, к несчастью для отечественной словесности, нашлось принципиально иное применение, а вот чувство цвета, похоже, так и пропало втуне.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.