Подписаться на обновления
23 октябряВторник

usd цб 65.3065

eur цб 75.3702

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Ариэль Пардес, Дина Мингалиева, knife.media   суббота, 6 октября 2018 года, 13:00

Фабрики селфи
Расцвет музеев, заточенных под инстаграм


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Когда в 2016 году в Нью-Йорке открылся Музей мороженого, он воспринимался скорее как современная диковинка, чем как конкурент, скажем, Музею американского искусства Уитни, который расположен прямо через дорогу. Стены его были выкрашены в розовый цвет мягкого оттенка. В одном зале, как лампы, висели рожки любимого детского лакомства. Имелись гигантские качели в форме брикета с мороженым — и бассейн кондитерской посыпки. Основатели музея Мэриэллис Банн и Маниш Вора часто появлялись там в розовой одежде оттенка жвачки — словно сами они тоже были экспонатами.

Спустя год Музей мороженого, отделения которого открылись еще в трех городах, приобрел культовый статус в инстаграме. На его страницу подписано более 245 тысяч человек, и еще огромное количество народа запостило собственные фото оттуда. Инстаграм не показывает, сколько снимков опубликовано с геотегом, но с хештегом #museumoficecream их уже более 80 тысяч. Все эти публикации превратили Музей мороженого в престижное место: в Нью-Йорке за первые пять дней работы этого, с позволения сказать, заведения культуры было продано 300 тысяч билетов по цене 18 долларов.

В Музее мороженого в Сан-Франциско, который открылся в прошлом месяце, стоимость разового посещения выросла до 38 долларов. Билеты на полгода были распроданы менее чем за полтора часа.

Банн отрицает, что инстаграм сыграл важную роль в раскрутке и стратегии развития ее детища и что соцсети определяют его деятельность. И все же, передвигаясь по пространству музея, сложно не представлять его как серию декораций для фотографий в инстаграме. В Сан-Франциско есть зал, заполненный гигантскими вишенками и зефирными облаками; в Лос-Анджелесе в одном из помещений с потолка свисают бусы розовых и желтых бананов. Посетителям на изучение музея отводится полтора часа, но тяжело представить, чем тут еще можно заняться, если не делать фотографий.

Судя по инстаграму 25-летней основательницы музея, сама она знает толк в стильных снимках. В ее ленте есть фотографии подводного плавания на Гавайях и гамака над бирюзовой водой на Мальдивах, а также много кадров с самой Банн в ее музее: вот она крутит обруч в зале с посыпкой, а вот — лижет мороженое, сидя на белом единороге. И хотя, вероятно, задачи Музея мороженого на самом деле шире, чем завоевание инстаграма, глупо отрицать, что социальные сети сыграли большую роль в его успехе и в целом способствовали росту популярности подобных мест, которые не предлагают купившему билет ничего, кроме правильного освещения, ярких декораций и необходимого количества затейливых штуковин.

Искусство в эпоху инстаграма

«Сделанные для инстаграма» выставки многое говорят о нашей культуре одержимости селфи. Но началось все не в Музее мороженого и других подобных заведениях, а в интернете и распространилось повсюду — в природе, в ресторанах, даже в мире современного искусства.

В 2015 году Галерея Ренвика в Смитсоновском музее американского искусства открыла мультимедиа-выставку Wonder с произведениями девяти современных художников. В одном зале экспонировалась призматическая радуга из нитей длиной 60 миль (96,5 км); в другом стены были оклеены мертвыми насекомыми; в третьем над посетителями, словно образования из вулканической породы, нависали десять башен из сложенных и склеенных картонных карточек. Выставка показалась людям странной, красивой и местами обескураживающей. А еще она была как будто создана для инстаграма.

Wonder стала популярной в соцсетях, и за шесть недель Галерею Ренвика посетило больше людей, чем сам музей в течение года.

Галерея воспользовалась этим и развесила таблички, призывающие посетителей делать фотографии. Куратор Николас Белл сказал тогда в интервью The Washington Post: «Мы в шоке, откровенно говоря. Интересно, что они этим хотят сказать? „Я тут фоткаюсь для инстаграма“? Это похоже на первый в истории музея репортаж. Я ошеломлен».

Это было спустя три года после открытия Rain Room в лондонском центре Барбикан. Эффектная инсталляция — завеса дождя, застывающая, когда под ней кто-то проходит, — потом отправилась в нью-йоркский Музей современного искусства, Музей искусств округа Лос-Анджелес и далее по миру. Но дольше всего Rain Room задержалась в инстаграме, где опубликованы тысячи кадров с ней.

«В мире появляется все больше таких зрелищных выставок, которые в Сети вышли на новый уровень», — говорит Джиа Джиа Фэй, директор цифрового направления Еврейского музея в Нью-Йорке. В прошлом году она выступила на TED-конференции с речью об искусстве в эпоху инстаграма: «Если вспоминать „инстаграмосовместимые“ выставки последних пяти лет, в голову приходит Яёи Кусама и ее „Комната бесконечных зеркал“, а еще такие художники, как Джеймс Таррелл, плюс „Комната дождя“. Их работы вызывают много критики, но благодаря соцсетям эти инсталляции обрели новый смысл».

Выставка «Комната дождя» не предназначалась для социальных сетей, но ее гигантский успех в интернете продемонстрировал, насколько зритель изголодался по такого рода экспозициям.

В разных городах люди стояли в очередях по восемь часов — просто чтобы сфотографироваться внутри.

Некоторые резонно рассудили, что эту нишу надо занять.

«Я стала замечать, что выставки типа „Светлячков в воде“ Яёи Кусамы начали внезапно собирать гигантские толпы, — говорит Пьера Джеларди, креативный директор и основатель медиабренда Refinery29. — Я решила, что для нас это интересная возможность представить людям новое искусство и новые концепции, а также создать пространство, в котором они смогут почувствовать себя звездой шоу».

Пространство для инсталляций 29 Rooms открылось три года назад в Нью-Йорке. Скоро выставка поедет в Лос-Анджелес, билеты уже распроданы. На экспозиции из 29 тематических залов представлены, к примеру, снежный земной шар и облачное озеро из блоков голубой пены.

Как и Банн, Джеларди говорит, что фотографирование для инстаграма не единственная цель инсталляции. Некоторые залы не просто предоставляют декорации для съемки, но затрагивают более глубокие темы, такие, например, как образ человеческого тела, гендерные проблемы. Но она осознает, что люди приходят в 29 Rooms в том числе для того, чтобы делать фото, и это тоже важная часть «культурной программы».

«Сначала мы думали о реальном взаимодействии, которое будет происходить в каждом зале, и уже во вторую очередь — о фото. Как устроить все так, чтобы человек приходил и был гвоздем программы?» — рассказывает Джеларди.

Менее чем в километре от Музея мороженого вы увидите Color Factory — пространство, представляющее собой 15 интерактивных цветных инсталляций.

В одном зале коллекция ватрушек, золотых рыбок и измерительных уровней создает оранжевую картину. В другом посетителям предлагается нырнуть в бассейн из ярко-желтых шариков. Но главная изюминка, пожалуй, — это комната конфетти, где с потолка, как снег, падают крошечные квадратики цветной бумаги.

Создатель Color Factory Джордан Ферни зарабатывает на жизнь в интернете: она ведет популярный блог Oh Happy Day. Неудивительно, что музей Ферни выглядит примерно как декорации для фото в ленте ее инстаграма.

«Мы подумали, что, наверное, было бы здорово собрать художников и креативщиков и устроить этот цветной эксперимент, — говорит Ферни. — Я хотела, чтобы там посетитель получал удивительный опыт: полежать под сыплющимися на тебя 45 килограммами конфетти или попасть в комнату, полную цветных лент».

Создавая Color Factory, Ферни знала, что каждый зал на фото должен выглядеть не хуже, чем в жизни. Да, экспозиция интересная, и многие, узнав об этом месте, захотят его посетить, но, если снимки получатся неудачными, гости будут разочарованы, поскольку шли они сюда во многом ради фото. По словам Ферни, даже решая, каким сделать освещение, они отказались от более приятного теплого света и выбрали белый, потому что он лучше смотрится в инстаграме.

Ферни говорит, что желание ощутить место через селфи возникает не только в тех пространствах, которые создает она и другие. «Я хожу в Музей современного искусства в Сан-Франциско, и там все делают фото для инстаграма. Может, это то, во что превращается искусство, — то, что ты переживаешь и показываешь миру?»

В XXI веке «пойти в музей» — это не только посмотреть произведения искусства, а еще и задокументировать и воспроизвести их.

«Они не просто снимают экспонаты — они снимают себя внутри этих пространств, — отметила Фэй в своей речи на TED. — В эпоху доцифровой фотографии посыл был такой: вот что я вижу, я увидел. Сегодня он изменился: я был там, я пришел, увидел и запилил селфи».

Искусство ли это?

И все же где мы проводим черту между искусством и начинкой для инстаграма? Что отделяет авангардистские черно-белые картины вроде квадратных черных холстов Эда Рейнхардта от голубого зала на Color Factory Джордан Ферни? Чем для человека, не сведущего в истории искусства, выставка «Пляж» в Национальном музее зданий (инсталляция площадью 1000 квадратных метров с шезлонгами и зонтиками на ложе из миллиона белых пластиковых шаров) кардинально отличается от бассейна с желтыми шариками на Color Factory?

«Искусство ли это? Да, искусство, и я не единственная, кто так считает. К работе над этим мы привлекли множество талантливых художников», — говорит Ферни.

Другие не столь категоричны в оценках. «Эти искусственные увеселения — такие же выставки произведений искусства, как зал с игровыми автоматами в ресторанах сети Chuck E. Cheese’s или парк развлечений Legoland, — считает Кристофер Найт, арт-критик из The Los Angeles Times. — Только более снобские».

«Среди творений таких художников, как Сол Левитт, тоже есть затейливые цветные стены. Без контекста можно решить, что они были созданы для инстаграма. Но важно учитывать один нюанс: указанная работа создавалась в период минимализма, в русле определенной концепции и выражает соответствующие идеи. Если это просто оранжевая стена для фона, в таком пространстве нет смысла и ценности», — говорит Фэй.

Иными словами, различаются цели и задачи этих экспозиций. Художники и музеи, в которых выставляются их работы, существуют для того, чтобы будить мысли, задавать вопросы, исследовать цвет, пространство, материалы и настроения. А инсталляции типа тех, что мы видим в Музее мороженого, насквозь пропитаны духом торгашества. Нью-йоркский Музей мороженого поддержали 30 корпоративных партнеров, включая Dove, Fox и Dylan’s Candy Bar; в зале Tinderland, спонсированном сервисом Tinder, посетители могут посидеть на стуле в виде шарика мороженого или на качелях в форме брикета, а также воспользоваться приложением, которое любезно подберет им «родственную душу» в зависимости от того, какие вкусы мороженого они предпочитают. Семь комнат проекта 29 Rooms финансируются брендами — включая подиум, спонсором которого выступила сеть Aldo, где посетители могут тренировать модельную походку под украшенной обувью аркой. «Вмешательство» брендов в культурную жизнь площадки и — как следствие — посетителя может быть разным, но само существование спонсорства меняет значение этих пространств и вообще смысл их существования.

Вероятно, вопрос не в том, содержат ли эти «музеи» произведения искусства, и даже не в том, о чем говорит их связь с соцсетями, а в том, что мы получаем от таких мест. Заставляют ли они нас размышлять и иначе воспринимать мир? Или весь полученный культурный опыт сводится к маленькому квадратному фото в интернете?

Что касается Музея мороженого, то достаточно почитать отзывы в сети, чтобы понять, для чего люди туда приходят. Большинству он нравится: у отделения в Сан-Франциско три из пяти звезд на сайте Yelp. Но нередко те, кто уже там побывал, предупреждают, что не стоит ждать от посещения музея слишком многого. На фото и видео получается отличная картинка, однако в жизни залы могут показаться одномерными, а «экспозиция» не произведет должного впечатления. «Хайп — и ничего более. Лично я советую сэкономить и ограничиться фотографиями в интернете», — пишет один из пользователей.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Библиотеки не должны быть кладбищем книг — в этой роли они не интересны»

Интервью с Владимиром Харитоновым о развитии рынка электронных книг и трансформации роли библиотек

Исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов рассказывает о читательских предпочтениях россиян и отвечает на вопросы о том, почему библиотекам важно наладить обратную связь с аудиторией и какое будущее ждет книжную индустрию через 10 лет.

22.10.2018 16:00, Ольга Кареева


Мелодия Ноосферы

Легендарная фирма «Мелодия» передаст 2,7 тыс. аудиозаписей в открытый доступ

Ассоциация интернет-издателей объявила о начале сотрудничества с фирмой «Мелодия», в результате которого цифровая платформа «Ноосфера» пополнится коллекцией музыкальной классики в общественном достоянии, среди которой произведения Римского-Корсакова, Рубинштейна, Листа, Бетховена, Чайковского, Дебюсси.

21.10.2018 16:00, Анастасия Куликова


Улучшение по Парето

Как перевести культурное наследие в общественное достояние и открыть к нему доступ: обзор исследования ЦЭМИ РАН

Ограничения авторского права закрывают доступ к большому количеству произведений, созданных в годы существования СССР, — литературных объектов, фильмов, картин и скульптур. Авторы или их наследники требуют выплаты за использование произведений или запрещают их распространение вовсе. В рамках подготовки проекта Ассоциации интернет-издателей «Общественное достояние» было проведено исследование, направленное на решение проблем, связанных с авторским правом. «Частный корреспондент» публикует конспект исследования, играющего важную роль в контексте развития открытого доступа и перевода культурного наследия в режим общественного достояния. Результатом проекта «Общественное достояние» стал запуск цифровой платформы «Ноосфера».

20.10.2018 16:00


Богатство информационного общества и общественное достояние

По мере роста знания, доступного обществу без ограничений и оплаты, потребность в «пиратском» получении информации будет снижаться, а запросы людей будут становиться всё более точными, специальными — и люди будут с большей готовностью платить. Причём в новой экономике авторы будут получать больше — за счёт снижения роли посредников.

15.10.2018 20:00


Новые пространства

10 высокотехнологичных библиотек мира

Развитие технологий радикально трансформирует привычные предметы и веками сложившиеся общественные пространства и отношения. Даже такие, казалось бы, консервативные общественные институты, как библиотеки, все быстрее меняются до неузнаваемости. «Теории и практики» выбрали 10 сверхсовременных библиотек, применивших на практике различные инновационные идеи, чтобы понять, какой будет библиотека будущего.

13.10.2018 13:00, Андрей Ковалев, theoryandpractice.ru


«Читальные залы должны стать цифровыми издательствами»

Джеймс Ляру о будущем библиотек

Джеймс Ляру уже больше 20 лет заведует библиотеками округа Даглас в штате Колорадо. Он изучает вопросы интеллектуальной собственности в современном обществе. «Теории и практики» поговорили с Ляру о том, как государство может регулировать вопросы цензуры и зачем библиотекарю должность магистра.

11.10.2018 16:00


Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

10.10.2018 16:00, Андрей Фоменко


Музей 4.0: умные сервисы для умных горожан

Дополненная реальность, экспонирование полностью цифровых объектов и машинное обучение для работы с древними языками. Как трансформируют работу музеев технологии Индустрии 4.0?

09.10.2018 13:00, Ирина Шеян, Cio.ru


10 инстаграм-аккаунтов российских музеев, на которые стоит подписаться

Импрессионизм, фотография и современное искусство

В этих аккаунтах представлены анонсы самых важных выставок, информация об экспонатах и многое другое, что можно встретить в российских музеях. Подписавшись на них, вы всегда будете в курсе самых последних новостей мира культуры.

08.10.2018 16:00, bigpicture.ru


Какое будущее ждёт музеи?

О скорой «эмансипации» посетителя

Тема будущего музеев поднимается не первое десятилетие и на конференциях, и в публикациях, как узкопрофильных, так и популярных изданий. Самый яркий всплеск этой темы наблюдался на рубеже тысячелетий, и прогнозы варьировались от превращения музея в центр социального взаимодействия до его полного исчезновения как института. Особенностью прогнозирования в 2010-е года является то, что все реже этот вопрос задают профессионалам, работающим в музеях, а чаще визионерам, работающим в около музейных областях, и людям, сотрудничающим с музеями и галереями. Неудивительно, что на дискуссию под названием «Есть ли будущее у музеев?», организованную Aksenov Family Foundation и Avesta Group в Вене в рамках параллельной программы международной ярмарки современного искусства viennacontemporary 2016, пригласили лидеров не музейной сферы, а различных передовых институтов Европы и США.

07.10.2018 13:00, Анна Лещенко, aksenovff.com/ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.