Подписаться на обновления
25 ноябряСуббота

usd цб 58.5318

eur цб 69.3309

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Иван Засурский   воскресенье, 20 декабря 2015 года, 16:00

Эволюция в образовании
От фальсификации к научной коммуникации


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Каждый выпускник вуза должен написать хотя бы одну электронную книгу – то, что называют дипломной работой. При дальнейшем творчестве технология не меняется, а о том, как сделать это в первый раз, можно узнать из пособия доцента факультета журналистики МГУ им. Ломоносова С. С. Смирнова «Моя исследовательская работа», опубликованного в «Научном Корреспонденте». В предисловии к изданию Иван Засурский рассказывает о формировании ноосферы и новых правилах игры.

Юлия Миндер, работавшая долгое время издателем Lenta.ru, говорила о проклятии эпохи новых технологий, когда всё есть, но ничего ещё толком не работает. Я бы добавил: «или работает не так, как нужно» – и считал бы этот афоризм исчерпывающим описанием всевозможных проблем во всех секторах общества, которые привнесены в нашу жизнь неравномерным внедрением информационно-коммуникационных технологий и компьютеров.

Нигде это не проявилось в таком ужасающем масштабе, как в системе образования, где студенты (почти на двадцать лет!) получили решающее преимущество над своими преподавателями в виде доступа к невероятному количеству всевозможных информационных источников, включая, увы, базы рефератов и дипломов (а также украденные кем-то электронные базы диссертаций, которыми торгуют «из-под полы»), которые уже на заре развития глобальной сети стали главными «хитами» потребительского спроса и наиболее популярными сайтами русскоязычного интернета. Наверное, для непобедимых «отличников» это было не так важно, как доступ к научным статьям и другим источникам в открытом доступе, в первую очередь на иностранных языках, – ведь именно об этом писали с восторгом журналисты новых журналов про интернет и продвинутые пользователи, среди которых в те времена было много хороших учёных. Но для всех многочисленных клиентов маленьких нелегальных и полулегальных бизнесов, удовлетворяющих спрос на фальсификацию интеллектуальной деятельности, это открыло колоссальный новый рынок фальшивой отчётности, и привело к тому, что специалистов по фальшивой отчётности во всех видах человеческой деятельности выпускала и награждала дипломами наша страна. Поэтому так опасны русские врачи и юристы, экономисты и бухгалтеры, педагоги и выпускники любых филиалов и сотен региональных вузов. Всё, что у них есть – это связи и понимание, что нужно «бежать со всем стадом», а также виртуозно подготовленная отчётность.

Что происходит, когда студент не пишет сам свои письменные работы? Можно сказать, что в целом молодой человек упускает шанс овладеть познанием реальности, научиться работать с источниками, самостоятельно анализировать и излагать информацию, уточняя свои выводы по мере исследования, и занять личную позицию, которую можно отстоять перед государственной аттестационной комиссией.

По идее, на основании этих компетенций и квалификаций, представленных в выпускной квалификационной работе (или дипломе), ему и присваивается степень бакалавра, магистра или специалиста. А если человек не написал сам в жизни ни одной работы? Возможно, он не сможет никогда анализировать ситуацию самостоятельно. Вернее, сможет только имитировать подобный анализ, в вечной оглядке на стадо и с опорой на стадный инстинкт, если ему кто-то поможет (даст списать), либо будет свирепо настаивать на очевидном, пытаясь при этом изобрести проблемы, на решении которых можно заработать деньги или очки. Чем не коллективный портрет управленцев среднего и высшего звена нашей эпохи? А что остаётся, если надежда победы потеряна вместе с пониманием смысла происходящего? Только отчётность и куча загубленных проектов, денег, растраченных на борьбу с природой или недостатками планирования. Фальсификация с вечным (и бесполезным) поиском виновных (вместо них – «крайние») и бесконечным усложнением отчётности в тщетной попытке остановить мошенничество в ситуациях, в которых никогда, возможно, и не было никакого другого замысла и смысла. Такова цена производства специалистов по фальшивой отчётности во всех областях.

Открытие доступа к информации и реформа авторских прав стали одним из важнейших акцентов президентства Дмитрия Медведева, и его распоряжение о внедрении системы контроля качества учебных и научных работ довольно быстро было реализовано по отношению к диссертациям, поскольку для научного сообщества нетерпимость к неправомерным заимствованиям (как политкорректно принято называть плагиат) является очевидной ценностью, а сетевые активисты не дают спать. Однако политизированных учёных не так сильно волнует тот факт, что каждый год наши вузы производят столько же дипломов, сколько есть диссертаций вместе с авторефератами в электронной форме во всей Российской государственной библиотеке, и что только закрыв возможность плагиата в высшем образовании мы сможем системно решить проблему в науке, потому что урок будет усвоен гораздо раньше.

В любом случае, министром образования Дмитрием Ливановым были предприняты решительные шаги и разработаны сложные системные решения. Он запустил проект по созданию научного архива и депозитария открытого доступа для создания базы первоисточников и способствовал внедрению требований публикации диссертации до защиты, а также вынес на обсуждение в открытое правительство «дорожную карту» по созданию системы контроля качества учебных и выпускных работ, которая получила полную поддержку экспертов и неумолимо реализуется на практике, в частности в виде прототипов системы – сайтов Vernsky.ru, модельного кафедрального журнала и «Научного корреспондента», бесплатной открытой электронной библиотечной системы.

Ещё в 2011 году, когда я стал исследовать проблему плагиата, я практически сразу же пришёл к выводу о преимуществе организационно-публичного контроля качества работ над техническим, и со временем имел возможность получить подтверждение этой гипотезы. Появление системы «Антиплагиат» в своё время стало революцией в системе образования, резко подняв стоимость заказных дипломов и диссертаций, однако сегодня студенты и малый бизнес из числа нерадивых подрядчиков часто покупают по 10 проверок подряд, переписывают текст и добиваются соответствия формальным показателям. Однако может ли показатель уровня оригинальности на софте эпохи зари высоких технологий, не распознающий в Вас автора собственной статьи или книги, не умеющий отличить цитату от заимствования, служить критерием качества работы или допуска к защите? Конечно, нет. Аттестация происходит иначе, и введение к диплому, по идее, содержит реальные критерии, такие как актуальность, научная новизна, проработанность темы и обзор использованных источников, теоретическая база, гипотеза исследования, а сама работа должна содержать смыслы, оценить которые можно только после прочтения.

Другими словами, хорошо, когда в вузе работы проверяют, но гораздо лучше и проще, как в СПбГУ, просто их опубликовать. Тогда студенты сами позаботятся о том, чтобы не сесть в лужу, получат реальную (для них) социальную мотивацию. Её можно усилить конкурсами работодателей, качеством изготовления профиля и гарантией его присутствия в открытом доступе, возможностью получить статус научной публикации и т. д. И здесь оказалось так важно, что Медведев довёл до конца работу по внесению в IV часть ГК механизма открытых лицензий. Именно использование Creative Commons в двух наиболее распространённых типах лицензии (широкой, BY, как в науке и «Википедии», и некоммерческой, NC, как во многих других проектах и изданиях).

Преимущество организационно-технического контроля качества учебных и выпускных работ нашло своё отражение в том, как происходит проверка работ на плагиат при процедурах аккредитации вузов. Согласно методике проверки, разработанной Ассоциацией интернет-издателей, если вуз опубликовал более 80% выпускных работ учащихся, проверять его работы не обязательно – он и так открыт для объективного оценивания со стороны всех заинтересованных лиц, от родителей до работодателей, не говоря уже о преподавателях и студентах. Если же вуз опубликовал больше половины работ, достаточно проверить 10-50 работ из опубликованных и неопубликованных. Полную проверку лучше проводить только в том случае, если при выборочной проверке возникли подозрения. Если же вуз не публикует работы выпускников, нужна полная техническая проверка.

Представляя заложенные в методике подходы к оценке вузов, я столкнулся с давно забытым ощущением ужаса в педагогическом сообществе. Как ни откладывалось изменение правил игры, при поддержке администрации Президента на президентский грант была запущена электронная библиотечная система открытого доступа «Научный Корреспондент», а такие ЭБС, как «Университетская книга», начали продвигать публикацию работ. Процесс пошёл. Однако для огромного числа студентов вполне реальна проблема преподавателя, равно как и проблема источников. Фальсификация ВКР часто прикрывает фальсификацию образовательного процесса. За 20 лет во многих вузах студенты просто разучились сами писать дипломы, вообще что-либо делать самостоятельно. Выросло несколько поколений людей, не знакомых ни с методами научного исследования, ни с правилами научной коммуникации.

По результатам серии встреч с руководителями вузов и студентами мы приняли решение подготовить специальное электронное издание, учебное пособие для студентов всех вузов, которое бы в самой общей форме давало введение в основные принципы научной коммуникации на примере оформления самостоятельной научной работы. Это важный и своевременный, вернее, запоздалый шаг, который с нашей стороны может содействовать внедрению азов научной коммуникации, включая переход от неправомерных заимствований к цитированию, для чего и в «Научкоре» можно проводить поиск среди сотен тысяч научных работ крупнейшего открытого научного архива в Европе – «Киберленинки».

В рамках проекта создания научного архива Министерства образования и науки, по всей видимости, будет формироваться новая электронная инфраструктура научной коммуникации. Уже понятно, что центральными элементами этой инфраструктуры станут банки знания и открытые ЭБС. Сегодня, как и во времена античности, авторам следует больше беспокоиться о сохранности своих произведений и правом числиться их авторами, чем об охране их от чужих глаз, а для этого они должны стать частью чего-то большего – государственных архивов и библиотек, к примеру. Единственный шанс сохранить права на работу в наше время – её опубликовать.

Для того чтобы защитить права авторов на атрибуцию (то есть авторство) и сохранность произведения, чтобы обеспечить такую возможность, мы сделали проект «Востребованное образование», в рамках которого был запущен «Научный Корреспондент», Научкор.рф, в котором студенты и выпускники любого вуза могут опубликовать любую свою работу совершенно бесплатно, и её текст будет передан нами в научный архив ГПНТБ РФ, который, в свою очередь, станет частью Национальной электронной библиотеки.

Больше всего я жалею, что, когда я учился сам, таких проектов не было. В своё время я проводил много времени за написанием рефератов и курсовых, а мой диплом и вовсе был довольно любопытным исследованием, которое отслеживало, среди прочего, эволюцию форматов и языка СМИ в момент перехода от советской к российской системе печати. Если бы мой диплом был где-то в электронном виде сейчас, его бы неплохо цитировали, да и сам бы я с удовольствием сделал научную статью на эту тему в жанре «20 лет спустя». А теперь, 20 компьютеров спустя, я даже не знаю, где искать архив старых текстовых файлов.

Надеюсь, в отличие от меня, выпускники начала цифровой эпохи смогут воспользоваться её плодами в большей степени – и поделиться результатами своих трудов и изысканий с другими. Возможно, именно так, текст за текстом, и складывается Ноосфера – то пространство знания, которое В. И. Вернадский считал следующей ступенькой эволюции природы и человечества. Говоря проще, из коллективного сознания, которое уже проявляет себя в сети, могло бы сложиться что-то вроде коллективного разума, и мы готовы работать на то, чтобы исполнить это пророчество.

Иван Засурский,

Президент Ассоциации интернет-издателей,

кандидат филологических наук, доцент,

заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации

факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Культура свободного обмена

Перспективы открытой науки обсудили на Культурном форуме

17 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума на площадке СПбГУ состоялся круглый стол «Open Access: новая культура публикации, доступа и защиты научной информации». В мероприятии приняли участие представители Общества Макса Планка, Минкультуры РФ, Минобрнауки РФ, университетов, библиотек и некоммерческих организаций.

25.11.2017 13:00, Наталия Трищенко


От пособия по написанию курсовой до исследования по кибербуллингу

Выбор редакции: самые интересные работы на портале «Научного корреспондента»

В наш топ-8 вошли четыре дипломных, два исследования и две курсовые. О чем были написаны работы, в каких университетах создавались и почему их стоит прочитать.

24.11.2017 16:00, Евгения Рассказова


Списать или не списать

Что студенты думают о публикации ВКР в открытом доступе

На обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который предполагает обязательную публикацию в сети выпускных работ студентов специалитета и магистратуры. Некоторые выпускники выступают против размещения работ онлайн, поскольку не хотят слышать критику в свой адрес. Другие – боятся не пройти антиплагиат. Мы поговорили со студентами российских вузов и выяснили, как они относятся к законопроекту.

21.11.2017 16:00, Наталья Глухова


На пути к доступному знанию

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

20.11.2017 13:00, Аса Сигурэ


Где искать научные статьи в открытом доступе

Результаты исследований становятся все доступнее – но найти их не так-то просто

Хотя крупные коммерческие издательства продолжают настаивать на дорогостоящей подписке к научным журналам, движение за открытый доступ к науке добилось больших успехов, сделав многие научные публикации доступными для читателей бесплатно.

17.11.2017 14:00



Открытая наука начинается с открытого доступа

Все возрастающее значение данных и необходимость комплексных методов их анализа, вместе с проблемой воспроизводимости исследований в некоторых научных областях, привели к появлению и росту движения за открытую науку. Как пишет timeshighereducation.com, открытая наука начинается с открытого доступа – но насколько успешно развивается эта издательская модель?

15.11.2017 14:00, Tony Hey


Прозрачность рецензирования научных статей

Открытый процесс рецензирования вызывает большее доверие читателей

В 1832 году британское Королевское общество приняло решение перейти от устных докладов к письменным рецензиям научных работ, которые были опубликованы. Автором этой идеи был Фредерик Аугустус (Frederick Augustus), герцог Сассекский. В несколько видоизмененной форме эта система дошла до наших дней.

14.11.2017 16:00, Phil Hurst


Без регистрации и SMS

58 электронных научных ресурсов открытого доступа

Из-за недостатка электронных научных ресурсов открытого доступа в нашей стране научные сотрудники и студенты часто испытывают затруднения в поиске информации для исследований. Однако существует множество иноязычных источников, которыми можно пользоваться на территории РФ. Томский государственный университет собрал ссылки на открытые научные ресурсы различных сфер и направлений.

13.11.2017 13:00, Томский государственный университет


Наука в открытом доступе

Ученые за и против

Научные статьи все чаще публикуют в открытом доступе. Одни ученые выступают за свободное распространение результатов исследований без посредничества платных журналов. Другие опасаются, что открытый доступ может привести к распространению недостоверных фактов.

09.11.2017 16:00, Наталья Копылова, libinform.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.
Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.