Подписаться на обновления
26 мартаВторник

usd цб 64.4993

eur цб 72.9229

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Inna German   среда, 4 февраля 2015 года, 10:00

Эволюция технологий
Эррки Хухтамо о том, чем занимаются археологи медиа


Фото: caribb / Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Термин «медиа-археология» в настоящее время относится к определенному способу изучения медиа как исторически настроенной деятельности. Археологи медиа утверждают, что «раскапывают» забытые медийно-культурные феномены, оставшиеся за пределами канонических нарративов о культуре и истории медиа. Профессор Калифорнийского Университета, медиа-критик и писатель Эррки Хухтамо рассказал как нужно воспринимать эволюцию медиа и правда ли, что смартфоны изменили тело человека.

— Что такое археология медиа? Термин звучит забавно.
— Археология медиа — это взгляд на медиакультуру не только через призму прошлого, настоящего и будущего, но во взаимосвязи всех времен. Это способ связать воедино все эти временные пласты и объяснить их друг через друга.

Мы часто сталкиваемся с абсолютно новыми вещами — то есть они считаются таковыми в наше время. Но если посмотреть на них с точки зрения метода археологии медиа, окажется, что эти вещи повторялись не один раз. Например, недавно все активно обсуждали, как мобильные телефоны, особенно телефоны с камерами, вторгаются в личное пространство человека. Люди фотографируют в совершенно неуместных ситуациях. Этот феномен объясняют наличием камеры, которой легко пользоваться. Но с точки зрения археологии медиа — это явление имеет довольно долгую историю. Например, то же самое происходило на заре любительской фотографии в конце XIX века.

Мы живем, перешагивая через археологический раскоп. Туда валятся фейсконтроль и дресс-код, глянцевый бред, тупая телевизионная развлекуха и тонкое различие между джипом охраны и джипом сопровождения. Перебегает, значит, старушка Кутузовский проспект. «Бентли» тормозит, но не успевает, сбивает старушку. А в багажник «бентли» врезается «майбах». А в багажник «майбаху» — «ламборгини», а в него — «мазератти». Летит «порше» и буквально в сантиметре до чужого бампера останавливается. Выходит оттуда человек, смотрит вдаль и вздыхает: «Да. Красиво ушла бабуля…» Таких анекдотов больше не будет. Но не потому, что глупо, жестоко и не очень-то весело, а потому, что непонятно.

Существует миф, что все были счастливы и довольны, потому что появились маленькие фотокамеры и достаточно было просто нажать кнопку, чтобы получить снимок. Можно было без ограничений фотографировать женщин и детей. Это так называемый миф «Кодака». Но если глубже покопаться в этом вопросе (а этого почти никто не делал), окажется, что многим не нравились снующие повсюду фотографы с маленькими «ящиками» в руках. Многие считали, что это нарушает права человека. Это просто пример того, что, прежде чем назвать что-то беспрецедентным и абсолютно новым в культуре, стоит повнимательнее посмотреть на это явление и дважды все оценить. Археология медиа — это во многом об относительности новизны. Непрерывность культуры часто скрыта от нас, мы не всегда помним, что было в старые времена, но это нужно учитывать. Если мы раскроем какую-то деталь, значимую для медиакультуры, это может изменить наше восприятие современных событий.

— То есть этические вопросы — такие, как личное пространство, тоже входят в интересы археологии медиа?
— Во многом это так. И я лично для себя это именно так понимаю. Мне не интересна так называемая техническая версия науки о медиа, которая во главу угла ставит технологии. Технологии развиваются очень быстро, но в их изучении применяются старые понятия о прогрессе, которые отсылают нас к эпохе Просвещения, к технической эволюции — а я не думаю, что о технологическом развитии можно судить таким линейным образом. Конечно, на одном уровне это так: у нас есть iPhone 6, который в чем-то лучше, чем iPhone 5, и так далее. Но медиакультура существует в пространстве социальной культуры и идеологического контекста, то есть многоуровневого контекста. А этот контекст в любом случае не развивается в том же темпе и с той же скоростью, что и технологии. В медиакультуре с той или иной технологией связаны еще и определенные отношения, страхи, ожидания, которые на нее влияют. И эти факторы часто повторяются снова и снова на протяжении столетий. Так что новизну, в том числе и новизну технологий, необходимо рассматривать в более сложном и многоуровневом контексте, чтобы действительно понять суть. И хотя, конечно, прогресс идет, и было бы глупо это отрицать, но есть также вещи, которые я считаю цикличными или бесконечно повторяющимися, возвращающиеся идеи, в том числе вопросы этики и морали. Такие идеи возвращаются снова и снова во множестве различных контекстов, и мы должны уметь связывать эти контексты друг с другом, чтобы понять, что на самом деле происходит.

— Какие примеры мы усвоили из прошлого и о чем можем предостеречь человечество?
— Эти примеры, модели, в своем исследовании я называю топосами («Topoi» во множественном числе). Это определенная формула, идея, опыт, который повторяется снова и снова. Например, идея погружения в медиа. Идея, что в определенный момент мы оказываемся в абсолютной власти медиа, будто живем внутри этого пространства. Мы больше не можем отличить реальность от медиа, границы между ними стираются. Эта идея была очень популярна в 1990-е годы, когда люди начали обсуждать виртуальную реальность и представлять будущее в бестелесном киберпространстве. Все, что сегодня серьезно обсуждается, — на самом деле своего рода разрывы культуры, которые показывают, что многие культурные процессы уже существовали раньше.

Теперь мы ясно видим, по крайней мере, я ясно вижу, что идея погружения — это топос. Топос — это какая-то формула или идея, которая повторяется в разных культурных контекстах. Идею погружения на самом деле можно проследить даже в древнекитайской философии, в которой была идея погружения в картины. Картины превращались в пространства, имитацию жизни и реальности. О том же говорит классическая античная или барочная поэзия с ее полетами и метафизическими мирами… Мы видим, как эта мысль возвращается снова и снова. Проблема адаптации внутри медиакультуры — очень старая идея. Это только один пример.

«Технологии не будут работать, если вы не выполните определенных телодвижений. Так что в этом смысле, думаю, можно сказать, что формы медиа пытаются усовершенствовать и изменить наше тело через логику аппарата медиа».

Есть какие-то идеи и вещи, которые, кажется, рождены внутри конкретной медиакультуры и конкретного контекста. Но важно понимать, что, несмотря на то, что медиакультура кажется сегодня чрезвычайно важным явлением и люди постоянно тратят свое время, уставившись в экраны, общаясь через экраны, она состоит не только в этом. Медиакультура была частью и других культурных формаций, которые сами по себе больше, чем сама медиакультура. Необходимо понимать связь между этими культурными формациями.

— Как вы думаете, могут ли медиа изменить нас физически? Есть ли примеры того, как медиа повлияли на наш язык и тело?
—Это очень интересный философский вопрос. Безусловно, медиа связаны с определенного рода повторяющимся поведением. И эти типы поведения связаны с тем, что мы называем аппаратом медиа. Аппарат медиа — это, например, кинотеатр в классическом виде. Когда люди смотрели фильмы в кинотеатрах, элементами этой ситуации были зал, кресла, проектор, экран и так далее. Конечно, это сразу предполагает определенного зрителя. В такой ситуации «идеальный зритель» сидит неподвижно в кресле, смотрит в экран и больше ничего не делает. Если сравнить это с интерактивными медиа — например с инсталляциями или игровыми приложениями на базе Microsoft Kinect, то они, безусловно, предполагают мобильного зрителя. Технологии не будут работать, если вы не выполните определенных телодвижений. Так что в этом смысле, думаю, можно сказать, что формы медиа пытаются усовершенствовать и изменить наше тело через логику аппарата медиа.

Насколько далеко это может зайти — другой вопрос. Этот вопрос о постчеловеке очень популярен в последние 15–20 лет. Он о том, что с развитием медиакультуры человеческое тело становится ненужным, мы идем к какому-то чистому разуму, который будет помещен в человеческую оболочку. Медиаархеолог Фридрих Киттлер много размышлял об этих эсхатологических идеях, о постчеловеческом состоянии. Лично я не принимаю таких крайних взглядов. Я не считаю, что значение тела нивелируется, но вижу, что отношения между телом и разумом изменились.

Возможно, сейчас, с этой гонкой смартфонов, это заметно больше, чем когда-либо. Смартфоны создают очень сильную связь между пользователем и медиа. Возможно, самую сильную связь в истории. Это легко объяснить, если снова вспомнить о кинотеатре. Когда люди смотрят на экран, они погружаются в воображаемый мир медиа. И это впечатление очень сильное. Но кино — это всегда временный опыт. Вы приходите в кино, покупаете билет, затем уходите. В интервале между просмотрами фильма вы остаетесь без медиа. Это отличается от доступных маленьких интерактивных экранов, которые всегда под рукой. Теперь время концентрации внимания меняется. Молодежь, особенно подростки в США, проверяют свой фейсбук и другие социальные сети каждые 3–4 минуты. Несколько лет назад интервалы составляли 10 минут. Виртуальный мир становится окружающей средой, без которой ты не можешь жить.

Я не сторонник крайних взглядов, но кажется, что медиакультура набирает силу. Возвращаясь к вашему вопросу, она действительно влияет на наше тело. Это можно сравнить с выработкой рефлексов у собаки Павлова.

— Что важнее для археологии медиа: сами медиумы или средства коммуникации или способы найти исторические параллели и вывести закономерности, связанные с эволюцией технологий?
— Многим кажется, что для медиархеологов самое важное — это сам гаджет, а содержание, например, уже на втором месте. Я бы с этим поспорил, но это в какой-то степени зависит от того, о какой версии науки мы говорим. Археология медиа сегодня не существует как единая дисциплина. Киттлер активно подчеркивал влияние самих технологий на культуру и жизнь человека. Это все равно что говорить, что технологии существуют сами по себе, и тогда сам человек выходит из моды, как мы уже говорили. Я скорее считаю, что технологии развиваются внутри социального и интеллектуального контекста человеческой жизни. Так что они не могут существовать отдельно друг от друга. Технологии часто являются реакцией на определенные проблемы и желания, которые как бы предваряют эти технологии. Мы также знаем, что, когда появляются новые технологии, будь то телевидение, видео, смартфоны, контекст определяет их природу и использование.

Вот очень известный пример. В наши дни телевидение — это в основном средство трансляции, передачи транслируются во все дома, но это не продиктовано исключительно технологиями. Телевидение могло бы развиваться и в других направлениях. Например, оно могло бы работать по принципу «картинка-телефон», как Facetime. Такая модель могла появиться много лет назад. Так что я полагаю, что в данном случае социальный, культурный, идеологический и экономический контексты в совокупности определяют форму технологии — людям важно, что вместе с ними одну и ту же картинку наблюдают миллионы человек.

Я не согласен с идеей автономности технологий, но приходится признать, что вы в каком-то смысле правы. Например, мне больше интересно, как технология становится частью аппарата медиа, о чем я уже рассказывал, чем, например, сами фильмы, анализ фильмов, которые идут в кинотеатре, или происходящее на экране смартфона. Я бы сказал, что это своего рода проблема или недостаток теории. Я думаю, что археология медиа, если она хочет развивается, должна рассматривать также и содержание потоков. То, что является частью телевизионного потока, например… Сам по себе телевизионный поток важен, потому что он является частью телевидения как аппарата медиа. Но я мало размышлял об элементах, которые составляют поток, например, о сериалах, или объявлениях, или рекламе на телевидении. Но при этом нет причины оставлять эти вещи без внимания.

— Если говорить о философии археологии медиа, то какие идеи она позаимствовала у Фуко и Вальтера Беньямина?
— Думаю, что у археологии медиа есть философская основа, поскольку в ней всегда есть умозрительные элементы. С одной стороны, конечно наука должна быть конкретной, чтобы раскапывать реальные факты, поскольку ее задача — разрушить мифы вокруг медиа, а мифы создаются, когда реальность понимают или изучают недостаточно. Но есть также и определенный философский компонент, думаю, он даже не один. Разные взгляды, собранные из разных философских теорий. То есть медиакультура, с одной стороны, состоит из множества фрагментов, которые представлены в конкретных объектах, феноменах, архитектуре. Медиа как будто впитывается всеми этими культурными артефактами.

По мере дробления и усложнения социальной структуры, медиа становятся всё более нишевыми. Их будущее – не за информационными гигантами (crowd-oriented), но за камерными и специализированными «клубами» (person-oriented), которые создаются капсулами от 1 до 10 человек, и, соответственно, куда менее затратны, чем их неповоротливые предшественники из прошлого. Камерность производит более тёплую и близостную коммуникацию между медиа и его аудиторией. Вместо ориентации на «больше посетителей и лайков», – ориентации, требующей обезжиривать контент для толпы, – производители новых медиа ищут меньшую, но более лояльную аудиторию «своих». 100 вовлечённых соучастников ценятся больше, чем 10 тысяч пассивных соглядатаев.

Думаю, Вальтер Беньямин влияет на археологию медиа, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, это его внимание к различным культурным артефактам, своего рода симптоматическим элементам культуры, которые могут быть частью архитектуры или какими-то маленькими предметами. Если все эти вещи соединить, начинает проявляться целая картина. И эта картина определенным образом преображается и проявляется на другом, более высоком уровне. В случае Беньямина это может быть идея общества потребления. Это придуманный мир, мир мечты и желаний, где все желания связаны с конкретными материальными объектами.

Можно также, конечно, вспомнить и идеи Фуко и его археологию знания. Я думаю, его мысли повлияли на всех, кто занимается археологией медиа. Повлияли на наше понимание дискурса как чего-то исторически важного. Традиция дискурса воспринимается как важный и серьезный исторический слой, связанный с бесчисленным количеством элементов, а не как отдельное «облако».

«Люди фотографируют в совершенно неуместных ситуациях — этот феномен объясняют наличием камеры, которой легко пользоваться. Но с точки зрения археологии медиа, то же самое происходило на заре любительской фотографии в конце XIX века».

Еще одна идея, которая очень важна для Фуко, — культура как архив, который изучают исследователи и медиаархеологи. Думаю, что все мы, медиаархеологи, принимаем эту идею Фуко творчески. Мы рассматриваем все наследие человечества как один огромный архив. Сегодня большая часть этого архива начинает существовать в интернете, и это представляет интересную проблему для археологии медиа. Как обращаться с цифровой частью архива? Как понимать скорость, преобразования и все изменения, которые происходят с текстом? Как понимать процессы приписывания значений, смыслов, а также потерю смыслов, утрату значений, которые одновременно происходят в интернете? Думаю, что эти вопросы можно осмыслить и в свете философии Фуко. И конечно, для археологии медиа важно понятие о прерывности эпистемы, которое одно из центральных у Фуко.

В отношении топосов, трансмиссии топосов, как я это называю, прослеживается тенденция иногда придавать чрезмерное значение непрерывности. Тому, как все повторяется снова и снова и обретает новое значение в разных культурных контекстах. Философия Фуко — важное напоминание о другой стороне, прерывности и скачках. В культуре непрерывность может нарушаться. Думаю, что в конечном итоге археология медиа должна отражать все эти вопросы: как происходят эти непрерывные изменения и скачки, в какие моменты, как они видоизменяются, есть ли в них какая-то закономерность, или это случайность. Думаю, что все эти элементы можно охарактеризовать как философское измерение археологии медиа.

Наверное, я должен обратить внимание еще на один момент: под археологией медиа я всегда понимаю подход. Зигфрид Зелински, еще один медиаархеолог из Германии, говорит о действии. Это означает, что мы не рассматриваем археологию медиа как метод, и я считаю, это очень важно. Понимание археологии медиа как подхода связывает ее с культурной семиотикой Ролана Барта или Умберто Эко. Это как тактический способ изучения разных вещей. Археология медиа не стремится к формализации в виде строгого метода. Это набор элементов, подчеркивающих определенную методологическую анархию, и отказ от превращения в строгую методологическую структуру. Это значит сохранять определенную динамическую связь между наблюдателем и наблюдаемым. Это то, что я хотел бы сохранить в археологии медиа.

Мы также говорим об археологии медиа как о странствующей дисциплине. То есть для нее необязательно какое-то постоянное «место жительства» внутри научного института. Она может кочевать, перемещаясь от философских дисциплин к историческим, социологическим, антропологическим. Думаю, для археологии медиа лучше сохранять эту гибкость, в том числе свою возможность перемещаться. Это лучше, чем заточить ее в определенные границы дисциплины с собственными строгими принципами.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Микроконтент: улучшаем вовлечённость аудитории блога

Почему микроконтент так хорош

В последние годы наблюдается тенденция создания статей с большими объёмами. О необходимости увеличения объёмов говорят и частные специалисты (например, Брайан Дин, который в результате исследований определил оптимальный объём текстов в 1920 слов), и крупные новостные издания. Но насколько такие утверждения соответствуют действительности? Так ли необходимо создавать исключительно лонгриды на 10-15 тысяч знаков?

17.03.2019 13:00, vc.ru


Девочка ищет отца

Подробно о гениальном журналисте Владиславе Листьеве

Тележурналист Владислав Листьев был убит 1 марта 1995 года. Экс-взглядовец Евгений Додолев во время съёмок «Битвы экстрасенсов», посвящённой загадке гибели Листьева, познакомился с его дочерью Валерией, почти ничего не знавшей о своём отце. Ради неё он встретился с друзьями и соратниками Листьева. Чтобы дочь наконец-то познакомилась с отцом.

03.03.2019 19:00, Евгений Додолев, story.ru


YouTube-субкультура

13-летняя девочка зарабатывает $1000 в день на ASMR-роликах

Автономной сенсорной меридиональной реакцией (ASMR) называют случаи, когда приглушенные звуки вроде шепота или мягкого постукивания, вызывают у слушателя щекочущее чувство или эффект релаксации. Такой контент пользуется огромной популярностью — и ролики в этом жанре снимают даже дети.

21.02.2019 16:00, Вероника Елкина


Мы решили запустить e-mail-рассылку. Пьеса

Все типичные ошибки редакций по работе с рассылками — в формате пьесы

Все больше редакций начинают рассылать анонсы своих материалов или тексты целиком по электронной почте. Многие делают это без должного внимания к деталям. Будем надеяться, что вы не узнаете себя в героях этой пьесы.

19.02.2019 13:00, Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond, jrnlst.ru


Мы решили всерьез заняться соцсетями. Пьеса

Типичные ошибки редакций по работе с соцсетями — в формате пьесы

Ушедший 2018 год ознаменовался кризисом взаимоотношений между прессой и Фейсбуком. Первые считают, что их обделяют аудиторией; второй — что медийщики думают только о себе. Истина, как всегда, где‑то посередине. Представим, какие диалоги происходят в редакции, которая решила серьезно заняться соцсетями.

11.02.2019 13:00, Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond, jrnlst.ru


Реклама Reebok

Хотели как лучше, получилось как всегда

Новая реклама Reebok стала самой обсуждаемой новостью за последнее время, а цитата «Пересядь на мужское лицо» — фразой дня.

09.02.2019 09:00, Данара Курманова, живуспортом.рф


Казнь в Сайгоне

Чаще всего снимки, становившиеся символами Вьетнамской войны, делались фотокорреспондентами Associated Press. В их числе убегающая от напалма девочка, атака пехоты под прикрытием пулеметного огня с вертолетов и казнь в Сайгоне. Фото южновьетнамского генерала, целящегося в пленного коммуниста, взбудоражило США как раз в тот момент, когда американцы осознали, что никакой быстрой победы в чужой гражданской войне им ждать не стоит.

05.02.2019 19:00, Максим Новичков


Цифровой ренессанс библиотек

Электронная книговыдача будет контролируемой

В России и США этой зимой идёт борьба. Что удивляет и обнадеживает, борьба идёт за расширение доступа к библиотечным коллекциям.

04.02.2019 17:00, Наталия Трищенко


Как изменятся функции журналиста в 2019 году

За что завтра будут платить в медиа

Переход СМИ в цифру обычно рассматривают с точки зрения бизнеса или технологий. Там в целом все понятно: технологии все лучше, а бизнес все хуже. Именно это обстоятельство все чаще заставляет работников медиа смотреть на свое будущее уже в ином ракурсе: с точки зрения личной стратегии. В каких структурах, форматах, проектах и пр. придется работать в ближайшем будущем, если традиционные СМИ лихорадит? Что нужно уметь и знать? За что завтра будут платить в медиа, если известно, что цифра изменит саму профессию так же сильно, как и отрасль?

14.01.2019 16:00, Андрей Мирошниченко, медиаэксперт, jrnlst.ru


Музей для долгих выходных

Где посмотреть искусство онлайн

Впереди россиян ждут долгие праздники, и найти интересное занятие можно даже не выходя из дома. Один из вариантов – посещение виртуальных музеев крупнейших учреждений культуры России. Отличный способ провести время с пользой, ознакомившись с шедеврами мирового искусства.

31.12.2018 10:00, Аса Сигурэ






 

Новости

Цифровая платформа «Ноосфера» представлена на Дне открытых данных
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с докладом «Ноосфера: как сделать российский опыт глобальным» на Дне открытых данных, направленном на популяризацию концепции открытости и доступности данных во всех сферах общественной жизни.
АИИ объявляет конкурс «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния.
Французская академия согласилась признать феминитивы
Законодательница в области языковых норм и один из главных научных институтов Франции, Французская академия готова признать использование феминитивов в названиях профессий. Об этом сообщает издание L’Express.
Во Всероссийской патентно-технической библиотеке прошел мастер-класс по редактированию Википедии
1 февраля 2019 года во Всероссийской патентно-технической библиотеке ФИПС состоялся мастер-класс по редактированию Википедии. Мероприятие провёл исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» Станислав Козловский. Мастер-класс собрал более 50 слушателей — специалистов в области авторского права и библиотекарей со всей Москвы.
Стартовал конкурс «Общественное достояние – 2019»
Любой желающий может принять участие в написании и дополнении статей в Википедии, а также загружать репродукции на Викисклад или размещать тексты в Викитеке.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.