Подписаться на обновления
19 октябряЧетверг

usd цб 57.2721

eur цб 67.3577

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  вторник, 14 декабря 2010 года, 09:28

Евгений Мякишев: «Мне там интересно, где жизнь — подлинная…»
Член жюри поэтической премии имени Григорьева в ожидании первого лауреата


Евгений Мякишев // Фото: Николай Симоновский, gallery.vavilon.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




С незапамятных лохматых времён припоминаются разговоры о смерти театра (в связи с победным шествием кинематографа), станковой живописи (на фоне посеребрённого шелеста фотографии). Теперь магнитная стрелка упаднических настроений неумолимо утягивается в компьютерное пространство.

Один из самых известных питерских поэтов рассказывает о ЖЖ и о премии Геннадия Григорьева, чей первый розыгрыш произойдёт сегодня, читает стихи на смерть Бродского и вспоминает соседей по своему поколению. А также о том, как «желание оттрахать мiр» уступает место более мирным эмоциям.

— Со стороны складывается впечатление, что ты знаком практически со всем литературным Питером (или поэтическим), но при этом не входишь ни в одну из сплочённых компаний. Так ли это и если так, то почему — в силу флёра твоих «хулиганских» лет, сознательного выбора или иных причин?
— В популярном вестерне «Белое солнце пустыни» на вопрос советского супермена Сухова «Где взяли динамит?» аксакал отвечает: «Давно здесь сидим». Без ложной скромности сравню себя с изобретениЕМъ Альфреда Нобеля, тем паче что одноимённая премия фантичным наполнением милее мне всех остальных (не в обиду Григорьевской, в жюри которой я служу).

С собой «Нацбест», может, и не покончил, но кишки себе наружу выпустил. И закинуть их обратно, как в фильме у Михалкова, будет, пожалуй, трудновато. Десятый цикл премии завершён. Имя победителя названо, имя главного спонсора перестало быть секретом полишинеля. Оглашены воистину наполеоновские планы на 2011-й. В Зимний сад петербургской «Астории» по рассеянности не завезли водку, однако у литераторов было с собой вдоволь своей.

На моей памяти и гниющий «Сайгон», и цветущий «Гастрит», и «бурлацкий» рок-клуб, и свежевыпростанный «Эльф», и модное ЛИТО глухого поэта с фамилией, напоминающей горное хвойное дерево. И «Звезда» догоревшая, и «Нева» обмелевшая. И уже отъехавшие разнокалиберные Кривулин, Шварц, Вольф, Нестеровский... И уехавшие — Юрьев, Мартынова, Закс, и неунывающие — Драгомощенко, Скидан, Шубинский, и ищущие — Иконников-Галицкий, Бобрецов с Настей Козловой. И вечно юная Наташа Романова, и вернувшаяся оттуда, откуда мало кто, Беломля. И живущая там, где «жить не можно», Лина Лом. Все они — за исключениЕМъ Шубинского и Ломакиной — старшее моё по колено, а есть и меньшее — во главе <в моей табели о съехавших рамках> с Оле-Хохлове. Есть совсЕМъ ещё завязь-плесень, сияющая и сверкающая в подземных клубешниках типа «Стирки», «Манхэттена», «Точки» и им подобных.

Мне там интересно, где жизнь — подлинная. И хулиганская юность моя, как пел Костя Панфилов, — «поиски контакта, поиски рук».

Из некоторых компаний, в которые я входил, мне удалось выбраться почти без потерь, в иных я, видится мне, что-то «такое» важное в вербальном аспекте оставил. Наследил. Ищущие на грани слова/жеста/взгляда могут с этим наследиЕМъ поиграть<ся>.

Но, как справедливо заметил Слава Курицын, я уже «несколько лет крепко не пью», а трезвость, что хорошо известно факирам огненной воды — заклинателям зелёного змия, вообще не способствует общению. Завязав змия узлом, я — парадоксально — порвал. Просто порвал.

Боюсь, что мои вояжи по поэтическим тусовкам в этом сезоне кардинально сократятся, ибо с окончанием августа я завершил эпопею вдыхания зловонючего табачного дыма, что и тебе рекомендую незамедлительно сделать, ибо жизнь — особенно длинная и счастливая — безумно коротка.

— Ты пишешь стихи уже много лет, и в динамике заметно некоторое упрощение (если не сознательная вульгаризация) стиля, происшедшее со временем. Иными словами, для отроковицы, внимающей брутальным виршам поэта-матерщинника на слэме, могут стать открытием более ранние тексты Мякишева — порой резкие, но всегда по-настоящему изощрённые. Как ты охарактеризуешь подобную эволюцию?
— Пишешь — не совсем точное слово, характеризующее занятие поэта. (Я уж позволю себе себя же так назвать, основываясь на публичном признании.) Сочинять, слагать — тоже. Вознесенский предложил вариант: «Стихи не пишутся — случаются, как чувства или же закат…» Мне это «определение» близко.

А если сравнить юношеские стихи кумира Андрей Андреича с тем, что Борис Леонидович «виршил» в пору творческой мудрости, — разница очевидна.

Я объясняю таковую метаморфозу естественным развитием не токмо поэтики, сколь живой человечьей материи. И мотивациями. Вообще — да поймут верно представительницы милой половины человечества сии опрометчивые словеса — поэзия (как война, кулинария + любое отвлечённое творчество) — занятие больше мужеское, нежели женское (другое дело, что для того, чтобы быть поэтом подлинным, надобно ненавидеть, как может любить <только> женщина). Мужеское же творчество — компенсаторная реакция организма на неспособность репродуцировать жизнь. Мотивация любого творческого процесса — глубинная генетическая зависть. С годами организм снашивается, попросту стареет. Снижается уровень тестостерона.

Желание оттрахать весь мiр приобретает сперва разумный размер, а потом и вовсе сходит на нет. Изощрённый поэтический текст — суть сублимированная уловка самца, завлекающего, ищущего; страждущего-жаждущего «перелюбить» всех способных к деторождению самок, независимо от их социальной принадлежности. А в особо изощрённых случаях — всех.

Я не исключение в панораме развивающейся, движущийся биосферы — приближаюсь к порогу мудрости, преодолеваю пороки страсти.

— По ощущению, в последние несколько лет ты начал практиковать новую стратегию — активно ведёшь ЖЖ, привлекаешь слушателей, участвуешь в большом количестве клубных читок. Поэт устал ждать признания и решил завоевать его самостоятельно или что-то иное?
— «Живой журнал» появился у меня сравнительно давно, но относительно недавно. В апреле 2004 года Оле-Хохлове создала мне аккаунт в качестве подарка ко дню варенья (ну, это я так расценил акт дефлорации моего дремлющего блогерского сознания).

«Нацбест» выбирает и отличает прозу, интересную для интеллигентного, но более-менее массового читателя; Григорьевская премия будет выбирать и отличать поэзию, интересную для той же, предположительно ещё не исчезнувшей окончательно, референтной группы. Первый цикл Профессиональной международной поэтической премии имени Геннадия Григорьева, информационным спонсором которой любезно согласился стать «Частный корреспондент», постепенно набирает обороты: в оргкомитет поступили первые присланные на конкурс подборки, первый самотёк и даже первый отказ от участия.

Постепенно я втянулся, оценил преимущества онлайн-дневника, обзавёлся френдами, прикрылся аватарами, воткнул, в некотором смысле подсел. У меня есть своя аудитория взаимных виртуальных друганов. Иногда ЖЖ позволяет слегонца «срубить баблеца» — нет-нет да обрыбится какой-никакой <не>посильный литературный (финансируемый!) проект.

Я зарегистрирован и на некоторых других форумах: «Вконтакте», на «Фейсбуке», но скорее номинально, ибо возможности архаичного (в восприятии нового поколения юзеров) «Живого журнала», на мой вкус, универсальны.

Без реального ЖИВОГО общения реальна угроза превращения в нереальный компьютерный овощ — мальчика-бананана новой формации. Поэтому и читки в клубах, и тусня в литсалонах как альтернатива с одного бока — обыденной жизни, с другого края — «замониторья». Здесь, в частности, уместно процитировать раннего Бориса Борисовича, образца «Синего альбома»: «…гитаристы лелеют свои фотоснимки, а поэты торчат на чужих номерах…» — и нас с Болдуманом периода высокоорбитальной лирической левитации в верхних слоях чистой поэзии на крейсерской скорости:

nightclub

Звучала музычка весёлая,
Толпа плясала полупьяная,
И вдруг девица полуголая
Ко мне прилезла, вдрызг буяная.

Я заседал в углу — за столиком
С двумя волшебными поэтами —
Один был просто алкоголиком,
Другой зело торчал, поэтому

Мне с ними было комфортабельно —
В ночном сомнительном клубешнике —
Я ж и бухал нереспектабельно,
Да и торчал не на кубешнике.

А девку эту — полуголую —
Я трахнул сразу по лбу чашкою,
Однако не разбил ей голову,
Закушав водку промокашкою.

— Слышала, что у тебя довольно пёстрая биография — вплоть до эпизодов участия в «мордобое за деньги». Было такое? Вообще твой образ брутального поэта — скорее выбранная маска или, что называется, судьба так распорядилась?
— Судьбу не обманешь, но другого выхода нет. Всякое бывало на заре туманной юности: то сам нехорошим пацанам по мордасам настучишь, то опасные хулиганы копыта обломают и бивни вышибут. Как Сергей Вятка Есенин выдохнул в одном из любимых моих и моего учителя профессора филологии Альфонсова стихотворении: «…эх ты молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова».

Здесь, Наташа, опять-таки уместно стихотворение, и снова совместное с профессором к.щ. Болдуманом:

TEMPORA MUTANTUR…

Я помню ранний Депеш Мод
И поздний Джудас Прист…
Как я торчал от ихних морд!..
А, скажем, Ференц Лист
И Вагнер — были до балды,
И Шуберт, и Бизе…
От рокенрольной лабуды
Я млел, как от безе —
Иной сластёна… А теперь,
На склоне дней моих —
Я укажу ПристУ на дверь
А Моду — дам под дых.
Шопен и Штраус, Шуман, Брамс
Теперь мне — кореша.
Какой музон! Тыбздымс, блямс, блямс!
…Возвысилась душа.

— Недавно ты вошёл в жюри новой поэтической премии имени Геннадия Григорьева. Насколько известно, всех участников жюри связывали с покойным Григорьевым и творческие, и человеческие отношения. Расскажи немного о «своём» Григорьеве — когда и как познакомились и так далее.
— …Далее было кладбище в «Сестрорецком курорте». Неподалёку бронзовый Зощенко. В начале — изобретатель трёхлинейки Мосин. Значимые питерские литераторы, культурные деятели, бомонд на похоронах…

Геша года за три до смерти потащил меня на маршрутке от Чёрной речки на могилу отца. Всю дорогу мы играли в балду и потягивали Greenall’s из пол-литровых жестянок. Заканчивалось лето, наползал несерьёзный ещё, но уже холодный чухонский дождилло. Геша читал эпиграммы. На смерть Кривулина:

Жил поэт, скакал вприпрыжку,
Поднимал с дороги пыль
И под гробовую крышку
Прихватил с собой костыль.

На смерть Бродского:
Нас одних в России бросив
На съеденье, так сказать,
На Васильевский Иосиф
Не приехал умирать.

Продолжаются разборки,
Нечисть правит карнавал.
А поэт усоп в Нью-Йорке.
Надинамил, об…ал.

Как и действующие действительные питерские литераторы, в отрочестве Геша не миновал «дерзайской» полировки в дубовой гостиной Аничкова дворца. С Ниной Князевой, преподом, он расплевался довольно быстро — на основе слов, а точнее СЛОВА.

(В начале 80-х, когда мы с ним живьём познакомились в писательском — естественно — кабаке на Шпалерной, он уже так и называл себя — ЧЕЛОВЕК СЛОВА.)

С самого начала в общении с Гешей разницы в возрасте не ощущалось совсем. Никогда.

С филфака универа его выперли за прогулы, хронические хвосты и нежеланием учиться. Из Литинститута имени кое-кого — по аналогичным обстоятельствам. Об этом мне сам вскользь за флаконом портвейна «Три топора» (к Виктору Леонидовичу не имеет никакого отношения) рассказывал Геша, а потом уже — подробно-достоверно — Толя Григорьев (старший сын, с которым, к слову, я тоже не ощущаю разницы в возрасте).

Кроме почитателей у Григорьева, как и полагается, были истые ненавистники /завистники, с удовольствием отчислившие <бы> его из Союза писателей и вычеркнувшие из литературной действительности. Он платил этим персонажам взаимностью — как-то явился на собрание СП в противогазе: дескать, тут же дышать нечем!

Девятая секция, объединившая самых «продвинутых» оригинальных питерских прозаиков и поэтов, с которыми Григорьеву было чЕМъ подышать, — отпочковалась от (внутри) союза много позже этого случая, превратившегося в <около>литературном фольклоре то ли в анекдот, то ли в легенду, как посмотреть.

На смерть Геши у нас с чорным профессором Болдуманом случились такие проникновенные строки:

***

Да, лихо Григорьев ушёл в стратостас —
На полном ходу, разогнав облака…
С пронзительным свистом умчался от нас,
Хлебнув на прощанье пивка для рывка.

Но, видимо, много хлебнул астрозвон —
Полгода уже как летает меж звёзд…
Удастся ли нам взять такой же разгон?
Ваще разгоняемся мы в полный рост…

Вот сбросим балласт, и — вперёд в макробздырь:
Так эти слои Циолковский нарёк.
А там уж Григорьев — космический хмырь —
Покажет нам путь в межпланетный ларёк.

Затаримся с ходу мы космобухлом,
Закупим светящейся мегатравы —
Ведь с Гехою вместе бухнуть не в облом
И дунуть — не в падлу дырой головы.

Когда же приблизится технопердых
И нашей Земле загрозит экошвах, —
Мы с Гешею будем буль-буль и пых-пых
В избегнувших этого щастья мирах.

— Геннадий Григорьев, как и ты в какой-то мере, был человеком известным, но не тусовочным — одновременно литературным enfant terrible и своеобразным питерским гением места, живо откликавшимся на всё происходящее в городе и с городом и многое даже предвосхищавшим — как, например, феномен болельщиков «Зенита». Мог бы ты сказать что-нибудь о случае Григорьева как городского, если не площадного, поэта? И какой пласт лирики Григорьева тебе лично особенно близок?
— Со словом «пласт» у меня ассоциируется директриса центровой бандитской школы на улице Маяковского, где я обучался уму-маразму. Припонтованная молодящаяся тёрка, по фирме прикинутая, что могли позволить себе в застойные годы только жёны загранморяков, чиксы фарцовщиков и/или насосанные аппаратчики. Как-то на party старшеклассников ей не пришёлся по вкусу Led Zeppelin IV, и она мягко, но жёстко указала мне и моему приятелю Хорелу: вместе со своим пластом — на выход, причём быстро. И мы ушли в дождливый сумрак под звуки политкорректного Джеймса Ласта.

Григорьев мил мне целиком. Как явление. С равным успехом можно спросить: какой пласт дождя особенно близок? Тот, который промочил.

Что-то из Гешиных стихотворений я ценю больше, многое помню наизусть, на что-то — и это тоже естественно — забиваю, ибо даже у НАШЕГО ВСЕГО не всё наше (то есть моё).

А вот на часть вопроса «о случае Григорьева» я отвечу так, как эту <у>часть понял: в некоторых случаях Григорьев выступал в роли городского сумасшедшего, что ему, наделённому в числе прочих артистических талантов актёрским, удавалось легко и непринуждённо. Площадным и беспощадным в моей активной памяти светлый облик хитрована Геши не сохранён.

— Как участник жюри, сформулируй вкратце, чего ты ждёшь от премии. Должна ли она стать новым «Нацбестом», открывающим имена, или же петербургской премией, но в новом и давно ожидаемом ключе — без истерических придыханий по поводу классического наследия, без патины, выделяющей живые лирические голоса, или ещё чем-то?
— От премии, да и от жизни вообще, ничего не жду, тут так: либо жить — либо ждать.

Хотелось бы радости как основы жизни… И гармонии — как основы всего.

Так как к осуществлению Григорьевской премии причастны литераторы, активно двигающие «Нацбест», думаю, что от/из последнего в процессе будет взято лучшее, проверенное временем. И лучшее же, имеющееся в загашнике у каждого друга-ученика-соавтора-учителя Геши, в премию будет привнесено. Лично для меня поэтическая Григорьевская премия круче прозаического «Нацбеста». Во-первых, поэтическая. И, во-первых же, Григорьевская. Однако я не претендую на абсолютную истину. Кому-то нравится арт-груз, а кому-то свиной ящик...

Истерику я готов принять только от красивой женщины в ограниченной дозе, как, например, необходимую толику яда в целебной пилюле, ибо противу женской физиологии не попрёшь. Что же касается ожидаемого, то с этого я начал ответ.

— Сейчас налицо некоторая особая живость поэтической жизни — стихи не только пишут, их читают и слушают, а образ андеграундного поэта/поэтессы стал модным, если не сказать выгодным, реноме в молодёжной среде. Насколько высок, на твой взгляд, выход «чистого лирического вещества» изо всей этой тусовочной бражки — с точки зрения Мякишева-поэта и Мякишева — участника жюри?
— С незапамятных лохматых времён припоминаются разговоры о смерти театра (в связи с победным шествием кинематографа), станковой живописи (на фоне посеребрённого шелеста фотографии). Теперь магнитная стрелка упаднических настроений неумолимо утягивается в компьютерное пространство. Разговоры о том, что отомрут бумажные книжки, а в обозримом будущем и сам процесс чтения будет упразднён, не поддерживают только ленивый и мудрый.

Покуда жив язык — будет жива поэзия.

Выход/вход завязаны друг с другом напрямую. Не столь давно, бетонируя спуск в Нору, на свежем растворе я начертал: «Прежде чЕМъ войти — подумай о выходе».

Чистого же лирического вещества во все времена — примерно поровну. Исчезающе малая, но абсолютно достаточная величина отпущена нации в неизменном количестве: ищущий — обрящет, идущий по чужой колее — останется <л>жив.

— Если это не запрещено регламентом премии — за кого болеешь из списка 58 поэтов, которым предложено участие?
— Последнее врЕМъ’я практикую ЗОЖ.

Беседовала Наталья Курчатова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Из цикла: Забытые имена русской словесности

«Кровь казачья по колено лошадям»

К 40-летию со дня смерти исторического романиста, великолепного эпического беллетриста Дмитрия Ильича Петрова-Бирюка.

02.02.2017 16:00, Игорь Фунт


Вот мы и встретились

В издательстве «ЭКСМО» в серии «Мастера современной российской прозы» вышла новая книга рассказов нашего постоянного автора Андрея Бычкова. «Сборник «Вот мы и встретились», как считает сам автор, это «художественно-антропологический спектр мужских архетипов нового русского времени»» (из аннотации к изданию). Ниже мы публикуем небольшой рассказ, давший название всей книге.

01.02.2017 17:00, Андрей Бычков


Распутин придуманный и настоящий

Интервью с автором книги «Распутин» Дугласом Смитом

К столетию со дня убийства одного из самых известных персонажей российской истории в Великобритании вышла книга "Распутин". Ее автор, историк Дуглас Смит, пересматривает многие мифы и устоявшиеся представления о жизни и смерти "сибирского старца", оказавшего влияние на судьбы российской монархии и российской империи.

31.01.2017 19:00, Наталья Голицына, svoboda.org


Русская культура в анекдотах Сергея Довлатова. Часть II

Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах. - М.: РИК «Культура», 1992

Книга Марианны Волковой и Сергея Довлатова «Не только Бродский» представляет собой своеобразный жанр, где изобразительное начало органично сплавлено с литературным: замечательные фотографии известных деятелей современной отечественной культуры (метрополии и русского зарубежья), сделанные М. Волковой, даны в сопровождении специально написанных к ним текстов С. Довлатова. Среди героев книги — В. Аксенов, А. Битов, А. Вознесенский, Н. Коржавин, М. Ростропович и другие.

23.01.2017 19:00, Николай Подосокорский


Мир Беляева

К 75-летию со дня смерти Александра Беляева

«Мир Беляева трудно передать словами. Мир Беляева надо смотреть, слушать, чувствовать, испытывать, примерять – как примеряют к себе непознанные доселе вещи и события дети. Театр, музыка, кино, литература – всё было проникнуто беляевскими темами, темпами. Особенно в советское время, когда мечтать и летать разрешено было лишь во сне. Когда фантастические пертурбации применяли в основном к заграничным героям. Потому что "суперзлодей" Штирнер мог придумывать страшные телепатические козни только в Германии. А победивший его "супергерой" Качинский мог быть исключительно советским прогрессивным учёным».

06.01.2017 16:00, Игорь Фунт


Самая печальная история

Кем на самом деле были Ромео и Джульетта

Шекспир ошибался: повесть печальнее, чем о Ромео и Джульетте, существует. Главная ее печаль в том, что она реальна. Задолго до появления пьесы на глазах у невымышленных героев разворачивалась неподдельная драма. Кто же все-таки был прототипом самой популярной в литературном мире пары?

20.12.2016 19:00, Анна Баклага


«А мои песни — это литература?»

Нобелевская речь Боба Дилана

В Стокгольме вручили Нобелевскую премию по литературе за 2016 год — ее получил Боб Дилан, один из важнейших людей в истории рок-музыки. Сам Дилан на церемонию вручения премии приехать не смог (его песню «A Hard Rainʼs A-Gonna Fall» спела Патти Смит), но прислал письмо со своей нобелевской речью.

14.12.2016 13:00, meduza.io


«Не забывай, что я тебя осчастливил!»

Руководство для желающих жениться от А. П. Чехова

Так как предмет этой статьи составляет мужскую тайну и требует серьёзного умственного напряжения, на которое весьма многие дамы не способны, то прошу отцов, мужей, околоточных надзирателей и проч. наблюдать, чтобы дамы и девицы этой статьи не читали. Это руководство не есть плод единичного ума, но составляет квинтэссенцию из всех существующих оракулов, физиономик, кабалистик и долголетних бесед с опытными мужьями и компетентнейшими содержательницами модных мастерских.

11.12.2016 10:00, izbrannoe.com


«Мне горько уезжать из России»

Письмо Бродского Брежневу

«Единственная правота — доброта. От зла, от гнева, от ненависти — пусть именуемых праведными — никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело».

10.12.2016 14:00, Иосиф Бродский


«Блины поджаристые, пухлые, как плечо купеческой дочки»

Еда как образ русской литературы

Еда в литературе, в частности, в русской литературе, — это больше, чем просто еда. Она — часть антуража, наравне с меблировкой гостиных героев, их внешностью, костюмом и природой. Что и как ели герои знаменитых литературных произведений русских авторов да чем запивали?

21.11.2016 16:00, diletant.media






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.