Александр Житинский. Цой Forever. Документальная повесть. М.: Амфора, 2009.
В 1991 году Александр Житинский вместе с Марьяной Цой выпустили в издательстве «Новый Геликон» сборник «Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания», который стал настоящей библией киномана. В сентябре в «Амфоре» выходит апгрейд книги — «Цой Forever. Документальная повесть». Из коллекции отдельных интервью она превратилась в авторский текст с цитатами и обросла новыми фактами.
Многие с детства помнят Житинского как «рок-дилетанта» — легендарного ведущего музыкальной рубрики в журнале «Аврора». И уж точно никто не осмелится оспаривать его звание «главного летописца русского рока». Однако при всём уважении к многолетнему историографическому труду следует признать, что житие Виктора Цоя вышло у Житинского достаточно скучным и сумбурным. Вследствие старой доброй традиции, впитанной многими ещё с университетской скамьи, основные авторские силы были брошены на поиск информации и составление библиографии. Что же касается анализа и комментирования набранной «коллекции», то они по большей части свелись к эмоциям.
Основная идея книги ясна — выстроить общую хронологию событий и склеить их в более-менее полную биографию. И конечно же, это важно было осуществить, пока ещё живы очевидцы. Однако в подобной конструкции авторские связки оказываются лишними — в первую очередь потому, что они совершенно нейтральны: может быть, было так, а возможно, и нет…
Вероятно, такая задумка могла бы органично реализоваться в какой-то другой форме. Например, в виде философско-социологического эссе о том, почему феномен «Кино» появился именно в конце 80-х — начале 90-х. Или, если предпочесть более популярный вариант, собранную автором фактуру можно было бы отлить в сценарий документального фильма a la Леонид Парфёнов.
Увы, у Житинского повествование постоянно скачет от сценария через биографию к авторской колонке. И при этом часто задевает, хоть и очень тактично, темы, которые, возможно, стоило б и вовсе оставить в покое: в книге помимо канонических интервью и воспоминаний (Рыбин, Марьяна Цой, Тропилло, Вишня или …) представлено несколько новых фактов о детстве, романтических отношениях и гибели Цоя. Как ни печально, многие из этих подробностей совершенно рушат образ Вечно Молодого Героя. Жизнь звезды — легенда, и, создавая биографию такого человека, как Виктор Цой, нужно производить новый, уверенный цельный миф. В этом плане даже безумная книжка астрофизика Зуфара Кадикова «По следам пророка света», где Виктор Робертович объявляется новым Иоанном Предтечей, и то в большей степени соответствует такой постановке задачи.
Вот и выходит, что основная проблема Александра Житинского в том, что нет такого жанра — «документальная повесть». А без чёткой формы книга распадается на атомы. Но в любом случае работа проделана большая, а задача перед автором стояла самая благородная. Словом, настоящие фанаты оценят.
Читать @chaskor |