Подписаться на обновления
18 июляЧетверг

usd цб 62.9451

eur цб 70.5552

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Сырье  Энергия  Индустрия  Сервис  Торговля  Финансы  Казна  Недвижимость  Социальное
предпринимательство
 
Идеи  География  Сколково 
Алексей Гусев   четверг, 16 января 2014 года, 12:00

Это гордое имя «Хайгуй»
Почему программа «Глобальное образование» является «возвращением к нормальности» в образовательной и научной политике


Фото: nightmare-cookie/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




28 декабря 2013 года Владимир Путин подписал указ «О мерах по укреплению кадрового потенциала». Это тихое и рутинное внутрикремлевское событие, не слишком громко отраженное в новостях, является, на самом деле, победой сил добра. Не окончательной победой, но важной. Или же, говоря более скучным языком – является знаковым решением, способствующим сдвигу отечественной политики в сторону хотя бы некоторой открытости.

Если вкратце, то согласно этому указу в течение ближайших трех лет российское государство будет оплачивать затраты на обучение тем специалистам, которые сами поступят в лучшие иностранные университеты на программы уровня post-graduate (в первую очередь, магистратуру).

Подписание указа знаменует собой завершение более чем двухлетних споров о том, есть ли смысл тратить деньги из российского бюджета на оплату обучения в зарубежных вузах. При этом в документе пока содержится недостаточно конкретики, чтобы делать окончательные выводы. Например, механизм трудоустройства выпускника по окончании программы детально не прописан, указано лишь, что в случае отказа от трудоустройства в России выпускник должен будет выплатить государству штраф в двукратном размере стоимости обучения. Окончательная редакция программы, в которой как раз будут указаны все детали (как относительно оплаты обучения, так и относительно трудоустройства) – будет принята Правительством в марте.

Вероятно, она станет компромиссным вариантом и, как обычно, ею останутся недовольны оба лагеря. «Западники» скажут, что объем финансирования до смешного мал, сроки недостаточны (пока предусмотрена реализация программы в течение трех лет), а «кредитные обязательства» слишком жестко «закабаляют» участника перед государством. Другой лагерь – охранители – всегда будут недовольны, просто потому что сама идея государственного субсидирования обучения за рубежом кажется им предательством интересов родины. И никакие аргументы их переубедить не способны.

Иными словами, недовольные всегда найдутся, но все же последствия запуска «Глобального образования» могут быть действительно очень масштабными и глубокими. Даже в большей степени, чем у многих других, более громких и затратных инициатив в области образования и науки.

Чтобы доказать это, я хотел бы привести несколько международных и исторических сравнений. И для этого необходимо лирическое отступление о морских черепахах.

«Хайгуй» - слово, вероятно, еще ни разу не встречавшееся в русскоязычном контексте, переводится с китайского как морская черепаха. Если быть совсем точным, это «морская черепаха, которая родилась на берегу, выросла в море, и вернулась обратно на берег». Поэтично, не правда ли? Неудивительно, что в переносном смысле этот термин закрепился за «возвращенцами» - выходцами из Китая, которые обучались в университетах США и Европы, а затем вернулись работать и жить в Поднебесную. Кстати, в экономической литературе этот феномен называется гораздо более прозаично (и даже физиологично) – «обратная утечка мозгов» (reverse brain drain).

Именно такого эффекта – перетекания мозгов обратно в родную страну, массового появления российских «хайгуев», полагаю, хотят добиться инициаторы программы «Глобальное образование». Так сказать, стимулировать импорт знаний на отечественных носителях. Ведь отечественные носители априори надежнее перекупленных за большие деньги экспатов.

В Китае, на авторитарную модернизацию которого периодически равняется российское руководство, пока нет централизованной программы, аналогичной «Глобальному образованию». Однако ценность хайгуев для страны и их преимущества перед «легионерами» в Пекине осознали уже давно. В Коммунистической партии Китая существует детально проработанная политика в отношении рассеянной по миру диаспоры (называемая еще более звучным термином - хуацяо). В последние годы важнейшим элементом этой программы является именно работа с теми, кто хочет вернуться. Например, с конца 90-х гг. существует государственный «сертификат вернувшегося студента», который позволяет получать некоторые преференции, например, налоговые. В массовом порядке хайгуев принимают на работу китайские университеты, активно поддерживаемые из госбюджета КНР (например, 39 университетов т.н. «проекта 985»).

В результате подобной целенаправленной политики, сопровождаемой ростом экономики (и, как следствие, зарплат в Китае), на протяжении 2000-х гг. росло количество вернувшихся после зарубежного обучения – причем как в абсолютных, так и в относительных величинах. Если за 2000 год за рубеж уехало всего 39 тыс. китайских студентов, то за 7 лет, к 2010 году поток вырос более чем в 7 раз – 284 тыс. китайцев выехали на обучение в зарубежные университеты. Но особенно важно, что при этом вырос и обратный поток. Если в начале 2000-х гг. доля вернувшихся составляла примерно четверть от уехавших (23-27%), то в последние годы достигла трети (32-33%).

В других быстроразвивающихся странах феномен «обратной утечки мозгов» также сыграл заметную роль. В Южной Корее вернувшиеся студенты, и даже в большей степени вернувшиеся профессора, создали задел для успехов, которых в последние годы добилась эта страна в образовании и развитии технологий. По сути, весь прогресс корейских университетов, начиная с 80-х гг., был достигнут за счет интеллектуального ресурса преподавателей, некогда уехавших в США или Европу и вернувшихся на Родину.

Здесь можно возразить, что мол, зачем нам приводить в пример Восточную Азию, когда российская наука и образование имеют европейские корни и традиции и, вроде бы как, могут обойтись без помощи иностранных университетов. Про традиции – оно, конечно, верно, но не надо забывать, что именно страны Восточной Азии демонстрируют в настоящее время наиболее уверенную динамику как в экономике, так и в образовательной сфере. В то время как Европа стагнирует.

Во-вторых, не надо забывать, что российское руководство хоть и перестало использовать само слово «модернизация», но все же постоянно пытается «наладить» механизмы этой самой модернизации. Так вот, «обратный выкуп» обучающихся за рубежом – это эффективный долгосрочный механизм осовременивания тех отраслей, где эти специалисты будут работать после возвращения.

«Догоняющая» модернизация в современном глобальном мире, скорее всего, вообще невозможна без хайгуев. Они, конечно, не гарантируют успеха преобразований, но автохтонно не получается развиваться даже у Ирана и Северной Кореи. Так что это необходимое, пусть и недостаточное условие.

Более того, «догоняющая» модернизация была невозможна без иностранного обучения отечественных специалистов и во все предыдущие века. Об этом часто забывают, но раз уж мы заговорили о традициях, то надо вспомнить: в России традиция отправки специалистов для обучения за рубеж была сильна во все времена.

Первый очевидный пример - Великое посольство Петра I. Оплачивалось ли Великое Посольство из государственной казны? Разумеется. Были ли недовольны представители тогдашней московской элиты, которым посольство казалось «непатриотичным»? Конечно да, все мы знаем про сопротивление петровской вестернизации. Оказался ли полезным этот первый опыт «стажировки на ведущих предприятиях Европы»? Что тут сказать. Можно долго спорить о личности Петра и жестокости его методов. Но связь между Великим Посольством и последовавшими реформами очевидна. Можно сказать, что Великое Посольство открыло счет зарубежным командировкам российской интеллектуальной элиты.

1:0 в пользу «Глобального образования».

Далее, несмотря на смерть Петра и истощение казны в «лихие 1730-е», традиция не прервалась. Основанная в Петербурге Академия наук за счет казенных средств отправляла талантливых молодых людей для учебы в Европу; причем эти командировки стали относительно регулярными. Абсолютное большинство из студентов возвращалось обратно в Россию. Самый известный из российских хайгуев 18 века – конечно же, Михаил Ломоносов, обучавшийся химии, физике и металлургии в германских университетах. Трудно себе представить, чтобы для восхождения этой первой звезды российской науки, оказалось бы достаточно обучения в Славяно-Греко-Латинской Академии.

Не удержусь и от аналогии с сегодняшним днем. Также как и в случае с Ломоносовым, трудно представить, чтобы в 2014 году для восхождения новой российской звезды в области, скажем, робототехники, было бы достаточно аспирантуы физфака МГУ. Стажировка за госсчет в Boston Dynamics для этого была бы гораздо полезнее.

2:0 в пользу «Глобального образования».

Перейдем к более близким историческим сравнениям: Царская Россия 100 лет назад, накануне первой мировой войны уже имела 8 университетов, серьезные научные традиции и устоявшийся слой преподавателей и профессоров. Тем не менее, практика отправки молодых ученых на стажировки в европейские университеты продолжалась и в эту эпоху. Например, за первые 15 лет 20 века, с 1900 по 1914, на такие стажировки были отправлены 289 молодых преподавателей, которые по возвращении занимали вакантные места на кафедрах. Иными словами, в среднем по 30 человек в год. Кстати, в то время по всей Империи во всех университетах общее число преподавателей составляло не более 1500 человек! 30 человек от этого числа – это 2%.

А теперь представим порядок цифр в 2014 году. Зная, что в нашей стране сейчас насчитывается 340 тыс. преподавателей, можем легко произвести подсчет. Масштабы стипендий царского Министерства Просвещения – это как если бы в наше время государство ежегодно оплачивало заграничные стажировки 7 тысячам преподавателей и ученых! На этом фоне нынешние планы об отправке тысячи молодых специалистов в год (предварительная оценка масштабов программы «Глобальное образование») кажутся удивительно скромными.

Таким образом, в Российской Империи мы видим непрерывную традицию русских хайгуев. Причем по мере институционализации науки и высшего образования эта традиция только укреплялась, и к 1914 году «исторический счет» становится 3:0 в пользу «Глобального образования».

На период Первой Мировой и Гражданской войн традиция действительно прервалась. Но парадоксальным образом возрождается сразу с начала 1920-х. Широко распространенное мнение, что советский технологический прорыв был осуществлен в полной международной изоляции, далеко от истины. Количество оплаченных Наркомпросом стажировок к 1927 году вернулось на дореволюционный уровень. Среди советских хайгуев были многие ведущие физики, которые впоследствии станут отцами советского технологического прорыва. Например, в рамках такой стажировки Лев Ландау с 1929 по 1931 год провел в Дании и Германии, работая под руководством Нильса Бора. Конечно, нельзя утверждать, что без этой стажировки он не состоялся бы как великий ученый. Но все же роль выездов за границу и работы в ведущих европейских лабораториях в развитии ранней советской науки была очень значительной.

Именно поэтому советизация науки в 30-е гг., введение практически полного запрета на выезд и ограничения публикаций в зарубежных научных журналах воспринимались многими учеными как катастрофические события. Очевидно, что научные достижения и модернизация промышленности в сталинские годы были реализованы не благодаря, а вопреки этим запретам, за счет жесточайшего принуждения и напряжения всех ресурсов страны.

В рамках данной статьи нет задачи подробно обсуждать, насколько большая цена была заплачена за научные достижения и индустриализацию. Скажем лишь, что вводя принудительные ограничения на внешние контакты, осуществляли модернизацию лишь две страны – сталинский СССР и гитлеровская Германия во время войны. И это уже достаточное основание для размышлений.

В условиях самоизоляции добиться научных прорывов и технических достижений можно только лишь устроив массовые репрессии и вкладывая в 2-3 больших научных проекта все имеющиеся ресурсы.

Завершая аргументацию, логично вернуться к примеру Китая, с которого мы начали. Почти бесконечные человеческие ресурсы так и не помогли Китаю совершить модернизационный прорыв в годы «Большого Скачка», когда режим Мао находился в международной изоляции, и в итоге вся страна была на грани катастрофы. Настоящая модернизация произошла в последние 30 лет, когда страна открылась миру и в Китай вернулись не только иностранные инвестиции, но и уехавшие на обучение таланты.

Так что если попытаться упаковать все упомянутые выше исторические сравнения в один актуальный для сегодняшнего дня вывод, то этот вывод будет очень прост. Либо «Глобальное образование», либо шарашки.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Вдохновленные идеей

Needja — помощь, которой нам всем не хватает

Разговор с Романом Кузнецовым, создателем приложения Needja – о проекте, новых ценностях в бизнесе и судьбоносных встречах, способных изменить мир.

05.05.2015 12:30, Александр Балакин


Откуда есть пошла благотворительность на Руси

От "нищелюбия" страна постепенно перешла к сравнительно действенным формам

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют — почти забытые в советское время понятия. Только на исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

12.01.2015 10:05, Юрий Годунский


Добро может быть бизнесом

Социальное предпринимательство: история, теория и самые крупные в мире проекты

Для нашей страны социальное предпринимательство – явление новое и противоречивое. В российском обществе не привыкли воспринимать благотворительность в качестве отрасли экономики и уж тем более в качестве бизнеса. Первые похожие на социальное предпринимательство проекты начинают появляться в XIX веке. Но получать настоящую популярность в Западных странах они начинают лишь в конце XX. Сегодня в России социальное предпринимательство делает если не первые, то вторые неуверенные шаги. Часто из-за незнания и непонимания людьми данного явления на благотворительных фестивалях в адрес социальных предпринимателей можно услышать вопрос: «А разве добро может быть бизнесом?»

18.12.2014 10:00, Татьяна Тугаринова


Социальный бизнес на 3D-принтере

Технологии будущего делают жизнь без ограничений доступной для всех

Протезирование – процесс долгий, сложный, а главное, очень затратный. Однако новейшие компьютерные разработки способны решить и эту проблему: с помощью 3D-принтера социально-ориентированные предприниматели меняют жизни сотен людей, доказывая, что в условиях информационного общества нет ничего невозможного.

17.12.2014 16:00, Юлия Хандожко


Премия мира для Павла Сигала

О социальной роли микрофинансирования и цене благих намерений

Микрофинансирование – отрасль небанковской кредитной деятельности, зародившаяся в 1976 году в Бангладеш. Предоставив бедным слоям населения доступ к финансовым услугам, банк Grameen, основанный экономистом Мухаммедом Юнусом, позволил тысячам бангладешских семей благополучно переступить пресловутую черту бедности, а своему создателю принес (правда, лишь спустя тридцать лет) Нобелевскую премию мира и статус пионера социального предпринимательства. Однако так ли просто определить грань между спасением бедняков и наживой на них?

16.12.2014 15:47, Михаил Епихин


Бизнес и закон

О социальном предпринимательстве и государственном регулировании

Явление социального предпринимательства в России только начинает обретать известность, в то время как европейские государства уже давно поощряют бизнес, готовый взять на себя решение социальных проблем. Понимание того, как выстраиваются отношения ответственных предпринимателей и государства в нашей стране, поможет определить дальнейшие шаги, необходимые для развития сферы социального бизнеса.

15.12.2014 14:13, Дарья Лебедева


Пять мифов о социальном предпринимательстве

Полезное, российское, доходное, конкурентоспособное, для всех

Есть одна буддийская притча о падающем дереве. Если в лесу падает дерево, а вокруг никого нет, то оно падает бесшумно. Социальное предпринимательство России – как это дерево: оно есть, оно растет, расширяется и развивается, но о нем мало кто знает. А незнание рождает легенды и мифы, которые нам предстоит развеять.

14.12.2014 16:00, Ангелина Горбунова


Образование в 21 веке

Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям

Социальное предпринимательство стремится решить общественные проблемы новым, революционным путем. Чтобы создать механизм, способный функционировать в сфере производства и одновременно предоставлять социальные блага, оно объединяет социальные и экономические ресурсы, решая проблемы из самых разных сфер, в том числе и связанных с образованием.

13.12.2014 14:30, Ангелина Горбунова


Инициатива поощряема

Как государство помогает социальному бизнесу

Социальное предпринимательство – как объединение благотворительности и традиционного бизнеса – с самого своего появления оказывало влияние на общественную жизнь. Довольно быстро оно стало одним из ключевых способов решения социальных проблем и поддержки общественно значимых инициатив. Возрастающая роль социальных предпринимателей, их энтузиазм и приносимая польза не остались незамеченными для правительства России.

12.12.2014 15:00, Алексей Лукьянов


Особая среда для доброго дела

Об идеальных условиях для развития социального предпринимательства

Сделать этот мир немного идеальнее, заставить работать деньги на благие цели, решить проблемы не только свои, но и чужие ежедневно в нашей стране пытаются тысячи социальных предпринимателей. О них немного кто слышал, еще меньше тех, кто доверяет, и лишь немногие мечтают заняться социальным бизнесом. Чтобы побудить бизнес работать на решение социальных проблем нужно создать для него особые условия, идеальные, а внутреннее желание сделать мир прекраснее вокруг уже и без того живет в миллионах людей.

10.12.2014 15:00, Екатерина Чарушина






 
<font size=1>Социальное<br>предпринимательство</font>

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.