В Латинской Америке вновь неспокойно. Не успели ещё страны региона прийти в себя после государственного переворота в Гондурасе, как резко обострилось противостояние между Венесуэлой и Колумбией.
Поводом к нарастанию напряжённости стало сообщение о том, что в скором времени на территории Колумбии появятся американские военные базы. Такая перспектива вызвала негодование у венесуэльского президента Уго Чавеса. В свойственной ему эмоциональной манере он выступил с резкой критикой подобного плана, обвинив США в стремлении лишить его власти и захватить страну.
Впрочем, его гневные слова не обошли стороной и Колумбию. После заявлений о создании баз и вскоре последовавших за ними обвинений колумбийского вице-президента Франсиско Сантоса в том, что Венесуэла поставляет оружие боевикам из повстанческой группировки «РВСК», Чавес заморозил дипломатические отношения с Колумбией. Он отозвал своих дипломатов из колумбийской столицы и произнёс в адрес соседа немало угроз, суть которых сводилась к тому, что Каракас в случае недружественных, по его мнению, шагов Боготы готов к началу военных действий против неё.
Отметим, что чуть более года назад страны уже были в шаге от начала полномасштабного конфликта. Тогда поводом к нему стала операция колумбийского спецназа на территории соседнего Эквадора против боевиков РВСК. Завершившаяся полным успехом, она вызвала бурю негодования у Чавеса и его эквадорского коллеги Рафаэля Корреа. Гнев был вызван не только нарушением государственных границ колумбийскими военными, но и тем, что в результате операции в руки Боготы попала информация, обличающая президентов двух стран в сотрудничестве с организацией, которую и в США, и в ЕС признали террористической. Тогда конфликт удалось уладить мирным путём. Удастся ли избежать его на этот раз, пока неясно.
Обвинения в поставках оружия колумбийским боевикам в адрес Венесуэлы звучали ранее и со стороны США. Однако доказать, что оружие попадало в руки членов РВСК при непосредственном участии Чавеса, невозможно. Тем не менее его бурная реакция на прозвучавшие обвинения говорит о том, что он всё же может быть причастен к подобным операциям. К тому же его контакты с представителями РВСК уже давно не являются секретом. Поэтому в данном случае подозрения Колумбии выглядят вполне уместными.
Ещё более необоснованной выглядит реакция Чавеса на размещение в Колумбии трёх американских военных баз. Отметим, что американские армейские объекты существовали на территории страны и ранее. Появление дополнительных баз было вызвано тем, что союзный Венесуэле Эквадор в прошлом году добился ухода американских войск со своей территории. В результате в Колумбии разместятся 800 американских военнослужащих и 600 человек гражданского персонала, которые будут использоваться американцами для борьбы с террористами и наркотрафиком. Воевать такими силами против 100-тысячной венесуэльской армии бессмысленно. Готовить же к антипартизанским действиям колумбийских военных американцам под силу. К тому же занимаются они этим ещё с конца 1990-х годов.
За последние несколько лет при непосредственной поддержке Вашингтона численность колумбийской армии и полиции выросла с 279 до 400 тыс. человек. Увеличение численности вооружённых сил было вызвано стремлением колумбийского президента Альваро Урибе положить конец многолетней гражданской войне. Американцы, в свою очередь, заинтересованы в прекращении потока наркотиков, идущих в Штаты из этой страны. В связи с этим ещё в 2000 году Вашингтоном и Боготой был принят план «Колумбия». Он подразумевал не только реформы во многих сферах жизни колумбийцев, но и активную борьбу с леворадикальными и ультраправыми незаконными вооружёнными формированиями и тесно с ними связанной наркомафией. На реализацию этих целей Белый дом за последние девять лет выделил более 6 млрд долларов.
Щедрая помощь со стороны США была использована местными политиками по назначению. Поэтому уже с начала 2000-х годов уровень насилия в стране заметно снизился. Тем не менее армия и полиция по-прежнему продолжают операции против боевиков РВСК. Только в конце июля этого года военные заявили об уничтожении десятков повстанцев.
Гражданская война в Колумбии длится уже более 60 лет. Начавшаяся как конфликт между двумя традиционными крупнейшими буржуазными партиями страны, консервативной и либеральной, она в середине 1960-х переросла в партизанскую борьбу сторонников левых сил, опирающихся на беднейшее крестьянство, с правящим классом страны, на стороне которого воюют ультраправые полувоенные группировки, которые контролируют отдельные районы страны.
РВСК — Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа — возникли в 1964 году после карательной операции, проведённой колумбийскими войсками в крестьянской республике Меркеталия. С тех пор в стране идёт непрекращающееся насилие, жертвами которого стали сотни тысяч колумбийцев.
Попытки добиться прекращения конфликта мирным путём и перейти от вооружённой борьбы к политической всякий раз заканчивались убийствами лидеров мятежников. Стороны периодически обвиняют друг друга в убийствах мирных жителей, геноциде, терроризме и торговле наркотиками.
При этом, согласно данным американских аналитиков, в последние годы РВСК существуют исключительно за счёт производства и продажи наркотиков и получения выкупа с похищенных её боевиками граждан. В рядах повстанцев, основной идеологией которых является марксизм-ленинизм, в настоящее время насчитывается, по разным данным, от 6 до 10 тыс. бойцов (из них около 30% — женщины), которые контролируют почти 500 тыс. кв. км территории Колумбии. Действуют они небольшими группами, по 10—15 человек, совершая нападения на представителей власти или правительственные объекты.
В ответ военные проводят контртеррористические операции, которые в последнее время всё чаще оканчиваются успехом. Это, а также помощь со стороны США позволяет говорить о том, что дни существования РВСК уже сочтены. При этом, несмотря на не раз предлагаемые им переговоры, они всякий раз отказываются их вести с марксистской принципиальностью, подкреплённой сверхдоходами от торговли наркотиками. Так что, скорее всего, война будет вестись до полного уничтожения повстанцев.
Что же касается Чавеса, то очевидно, что его заявления в адрес США и Колумбии не подразумевают в отношении их никаких военных шагов. По всей вероятности, они в первую очередь обращены к собственной аудитории, которая на фоне экономического кризиса и падения цен на нефть, основного источника доходов страны, теряет веру в своего лидера.
Поэтому резкие заявления венесуэльского президента призваны отвлечь внимание населения страны от внутренних проблем к поиску внешнего врага, каким уже не один год считаются США. Однако ввиду того что Америка нападать на Венесуэлу явно не собирается, Чавес решил обратить внимание на его ключевого союзника в регионе — Колумбию. Впрочем, в Боготе понимают, что за словами венесуэльского лидера никаких дальнейших действий не последует. Разве что отправит он на колумбийскую границу, как и год назад, несколько армейских подразделений. Не больше. Воевать у Чавеса нет не только средств, но и желания. «Маленькая победоносная война» вполне может привести к революции в стране и смещению его с поста президента. И он это прекрасно осознаёт. Но тем не менее полностью исключить возможность конфликта нельзя. Венесуэльский лидер не раз демонстрировал, что способен на необдуманные и нестандартные поступки.
Читать @chaskor |