Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
Ольга Балла   вторник, 23 июня 2015 года, 13:00

Есть и в истории ангельские перспективы
Антология НАШКРЫМ / Составители: Игорь Сид, Геннадий Кацов, Рика Кацова. – Нью-Йорк: КриК, 2014. – 288 с.


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Поэтическая антология с названием-вызовом – противовесом сами-знаете-чему, - попытка почти невозможного. Это – попытка говорить о Крыме поверх исторических событий, в результате которых Крым для слишком многих – разверстая кровавая рана, и говорить – как, впрочем, и молчать - о нём спокойно, кажется, немыслимо вообще. Именно по этой причине некоторые поэты принципиально отказались дать свои стихи в этот сборник (да, их можно понять). Именно по этой причине говорить и думать о Крыме сейчас -необходимо.

Ещё труднее – но чрезвычайно важно - понять составителей. Они свели под общей обложкой авторов из разных стран – не только из России и Украины, но и из европейских государств, США, Израиля, Австралии (всё – наши соотечественники, пишущие по-русски), очень разных поколений (здесь есть, например, стихи, написанные двенадцатилетней девочкой – довольно умелые, кстати, и в этой общей копилке смыслов они совершенно не выглядят неуместными), с разными уровнями поэтической дерзости и поэтического напряжения и самое главное – с противоположными политическими позициями (ни одна из которых, впрочем, здесь почти не проговаривается). Те, кто «за» - на равных правах и в одном ряду с теми, кто «против». В общем алфавитном порядке. Все они - братья и сёстры по Крыму. И стихи сюда включены как написанные «до» (начиная с глубокого советского времени), так и написанные «после», - о времени их написания свидетельствуют лишь даты под текстами, между ними не проведена никакая видимая граница. Кстати, тексты подобраны так, что интонационных и тематических различий между тем, что «до» и тем, что «после», в основном тоже почти не заметно. (Видимо, это призвано свидетельствовать о том, что в самом существе Крыма ничего не изменилось.)

Это - вызов похлеще занятия и отстаивания политической позиции.

И, безусловно, это – тоже позиция: из тех, что предшествуют политическим взглядам и переживают их.

Строго говоря, по меньшей мере одно явное исключение тут есть: первое из двух стихотворений Виталия Амурского, написанное в апреле-мае 2014-го и выражающее отношение автора к текущим историческим событиям открыто до публицистичности:

«О, киевские конские каштаны,
О, скалы Крыма в отсветах легенд…
Я – из страны, убившей Мандельштама,
Близ вас не виноват ни перед кем.
<…>
И земляком считать меня едва ли
Имеет смысл тому, в ком зло не спит.
Я – из страны, где многих убивали,
Но не смогли убить при этом стыд…»

Видимо, этот текст – поэтически далеко не самый сильный - здесь затем, чтобы было понятно: и авторы, и составители видят происходящее и не безразличны к нему. (То же отношение как бы вскользь обозначается и в гораздо более сильных текстах Наташи Северин: «…если бы 150 лет тому назад англичане не придумали закрывающую лицо балаклаву, находясь в этих же краях, Таврида бы сейчас сдалась не отвратному Президенту чужой страны, а лучше – самому красивому солдату его армии…»; «…у них запасов – ещё на 10 лет, пересидеть, пока Крым войдёт в Россию, выйдет из Белоруссии, войдёт в Мадагаскар, выйдет из Гватемалы...»; «Крым – наш, а где же наши? их нет нигде, пустота и запустение в Алупке, Алуште, Гурзуфе…».) Но, может быть, ещё и потому, что нынешним обстоятельствам тоже предстоит врасти в состав крымской памяти, крымской полноты и особенной универсальности – о которой мы ещё поговорим подробнее.

В целом же Крым важен составителям антологии исключительно как событие эстетическое и экзистенциальное: как пространство поэзии, смысла, любви и полноты жизни. И – о чём сегодня с трудом вспоминается, что даже вызывает, наверное, протест (сегодняшний мир – слишком не об этом!), но что постоянно помнится в глубине – красоты и гармонии: человека с миром, с другими людьми, с самим собой, мира – самого в себе. Гармонии трудной, иной раз опасной, а то и попросту граничащей со смертью – но тем более сильной.

Крым - место интенсивного человеческого становления, проживания неотменимо-важного опыта, образующего и преобразующего человека. «Испытание керчью / испытание речью», как говорит один из авторов сборника – Сергей Бирюков. «Взросленья ожог, / в безумства прыжок», - вспоминает своё Михаил Бриф.

Крым - место, общее для всех (сразу думается: а разве весь мир не таков?). Пожалуй, для такого видения сейчас требуется изрядное (по моему разумению, несколько нечеловеческое) мужество.

Впрочем, оно требовалось бы, когда бы не было любви, которая ведёт человека сама (будешь упираться – потащит) и делает невозможное – возможным. Но она – есть, и она здесь главная.

Вырабатывается ли тут общий язык? – тот самый общий язык поэзии и любви, на котором, по самому большому счёту, только и стоило бы говорить о мире, на котором можно было бы договориться? Пожалуй, он может существовать – и существует в книге – не иначе, как во множестве языков, в многоголосии. Но всё это многоголосие – об одном.

А образ Крыма – да, вырабатывается. Попробуем же его прояснить.

Весь мир, конечно, тоже пространство для братства в опыте. Но Крым – особенно. Он будто нарочно для этого задуман: для того, чтобы взглянуть на историю и социум, на диктуемые ими модели поведения хоть немного да извне. Он, перекрёсток путей слишком многих народов, словно вынесен из истории – как площадка даже не для наблюдения за нею, но для проживания мира помимо неё. Для понимания того, что всё историческое - преходяще, всё человеческое – тоже, зато сиюминутное – смыкается с вечным и едва ли даже не тождественно ему. Крым – не столько для того, чтобы понимать головой все эти, в общем-то, вполне очевидные вещи, сколько для того, чтобы делать их частью собственного опыта – осязательного, обонятельного, двигательного. Знать о них прикосновениями к каждому предмету, вдыханием каждого запаха – «дурмана и розы, полыни и ельника» (Татьяна Бонч-Осмоловская). Здесь не надо обо всём этом думать. Здесь надо в этом жить.

«Кто жил на этой земле? Генуэзцы? Греки? Орда?» – старается припомнить Татьяна Бонч-Осмоловская. – «Кто воевал здесь? Кто строил? Кто эту землю выкупил?»

Даже не так важно, кто именно, когда именно – недаром с таким трудом вспоминается. («У греков какая-то драма в Тавриде / случилась…» - старается расслышать Александр Кушнер. Какая? Кто теперь знает, кроме дикого голубя? - горько кричащего «на три такта» и перекликающегося, между прочим, с Эсхилом.) Все воевали, все строили. Это пространство говорит «на всех поствавилонских языках» (Галина Климова). Крымскую землю-палимпсест кто только не покрывал своими письменами, всё стёрлось, всё снова сотрётся – остаётся только самое-самое главное.

«Навек полынным сном укрыты скифы, / И время трудится, стирая с алтарей / позавчерашних дней иероглифы», - с интонациями начала прошлого века произносит в восьмидесятых годах того же столетия Ян Пробштейн. Он же говорит – и речь его покачивается на интонационных и ритмических волнах, идущих ещё от греков и осязаемо помнящих Мандельштама:

«а на срезах скалистых застывшая летопись мира
говорит об эпохах, которым столетья – не мера,
и когда я смотрю на кристаллики тысячелетий,
на седые маслины, воспетые в Ветхом Завете,
понимаю, что я –
почти современник Гомера».

Здесь это можно: здесь прошлое сплавлено с настоящим, как и природа – со следами человеческих дел и усилий. Здесь их не различить – и они друг друга не отменяют. Что стирается – то остаётся здесь навсегда: в самом воздухе крымской повседневности.

«Коктебель, Коктебель! В сиреневом тёплом дыму –
караимы, татары, грузины.
И пространство гудит, уводя в одиссееву тьму,
В эту звонкую тьму парусины.
И, раскатываясь долгим эхом, звук влажно-тяжёл,
И, как солнце, лазоревым светится боком Эллада,
И мальчишки во двориках тихо играют в футбол
Посреди листопада.»
(Михаил Лаптев)

Крым – ещё и место подлинности особого рода: короткого замыкания между человеком и природой, ожога чистым бытием. Место разговора мира с человеком напрямую.

«Мой милый друг! Такая ночь в Крыму,
что я – не сторож сердцу своему.
<…>
Такая ночь токайского разлива,
сквозь щели в потолке, неторопливо
струится и густеет, августев.
Так нежно пахнут звёздные глубины
Подмышками твоими голубыми;
Уже, наполовину опустев,
К речной воде, на корточках, с откосов –
Сползает сад – шершав и абрикосов!
В консервной банке – плавает звезда.»
(Александр Кабанов)

Это - место, где метафизический и чувственный опыт, символическое и предметное, зримое и незримое не просто неотделимы от друг от друга, но совпадают:

«Подруга жизнь несёт подбородком, как скрипку.
Царский раствор нищеты и зелёной звезды крепчает.
Золотую из глаза в волнах соринку,
И всю ночь-то луна яхты в белом тазу качает.»
(Андрей Тавров)

Крым – место живой универсальности, распахнутости всего частного – во всемирное, открытости его тугому ветру: «таврида море / ветра до рима», «керчь риму / речь к миру» (Александр Бубнов).

«Есть и в истории ангельские перспективы», - писал когда-то, задолго до всем известных событий, в одном из своих крымских стихотворений Виктор Кривулин. Очень возможно, что Крым – как раз одно из тех мест на земле, откуда они видны.

Весьма вероятно, годы спустя (при нашей ли жизни?), когда историческая ситуация полуострова и двух наших стран станет совсем другой, политические споры, беды и связанные с ними публицистические тексты забудутся. А поэзия останется.

в полуодетых деревьях туман стихотворный
утро ещё за горами но скоро
мы перейдём на веранду пройдя коридор разговора
о вероятности общеземной катастрофы
есть и в истории ангельские перспективы
в полуодетых деревьях простор стихотворный
мы перейдём на веранду оттуда виднеются горы
обезрыбачивший правильный отступ залива
рыба играет спускаются овцы по склону
гаснет костёр у невидимой дымной кошары
и в полуодетых деревьях – воздух прозрачно-зелёный

(Виктор Кривулин)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Русское слово без границ

Евгений Бунимович, – KRiK Publishing House, США, 2015. – 48с.

В американском издательстве KRiK Publishing House вышел двуязычный сборник стихотворений Евгения Бунимовича, открывший серию книг «Rusian word without borders/Русское слово без границ».

12.07.2015 10:00, Евгений Бунимович


Неистовое чувство одухотворенного слова

Вадим Месяц. Имперский романсеро. Книга стихотворений (М.: Водолей, 2012)

Об этой книге надо бы говорить стихами, отвечая на шелест слегка шероховатой материи соприродным шелестом. Говорить следовало бы в столбик, потому что только стиховая ткань могла бы стать мгновенным и полнейшим отзывом (или, лучше, отзвуком, что почти одно и то же) на прочтение «Имперского романсеро».

09.10.2013 13:23, Григорий Стариковский


Обаяние акцента

Поэт, филолог и переводчик Александр Заполь собрал в одном издании ранее не публиковавшиеся стихи латвийских поэтов, написанные на русском языке за последние несколько сотен лет

Загадочный и достаточно увесистый том антологии «Латышская/русская поэзия», издан в рижском «Neputns» в конце 2011 года. Что такое, это написанное через слэш определение? Мы более-менее можем представить себе, что подразумевается под «русской поэзией» и скорее интуитивно, чем эмпирически, можем понять, что такое поэзия «латышская». Впрочем, вспоминаются русские французские стихи (например, Пушкина) и немецкие русские стихи (конечно, Рильке), прочно вошедшие в кругозор русскоязычного читателя. Но слэш между словами задает проблему: то ли латышские, то ли русские стихи?

17.10.2012 11:55, Ольга Орлова













 

Новости

Московские библиотеки раздадут десятки тысяч списанных книг
4 июля на сайте knigi.bibliogorod.ru появится новый список книг, которые библиотеки готовы передать в добрые руки.
В Новосибирске вышел сборник стихов, посвящённых трагически погибшему поэту Виктору Iванiву
Книга «Город Iванiв», состоящая из поэтических посвящений новосибирскому писателю, поэту и переводчику Виктору Iванiву (Иванову), покончившему с собой в феврале 2015 года, вышла на его родине.
Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.