Подписаться на обновления
24 ноябряПятница

usd цб 58.4622

eur цб 69.1783

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виталий Куренной   пятница, 21 октября 2011 года, 09:00

Если Бог есть, то всё позволено
Вера, мораль и коррупция


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







У человека, даже если мы считаем его природным продуктом, возникшим исключительно случайно, без всякого замысла свыше, есть разум, целенаправленность, мужество, любовь, дружба и симпатия к другим людям. И этого достаточно, чтобы организовать свою жизнь, не ссылаясь на загробные страдания или, напротив, приятные бонусы от его земных дел.

Некоторые дискуссии, казалось бы, давно разрешённые, время от времени следует возобновлять. Человеческая память коротка, а в современную информационную эпоху скорость забывания вообще стремительна. Видимость азбучной истины в результате приобретает то, что просто твердится регулярно. А твердятся на самом деле вещи иногда крайне спорные и сомнительные.

К таким крайне сомнительным суждениям я отношу суждение Дениса Драгунского, сформулированное им недавно в «Часкоре»:

«Мораль невозможна без веры. Вера невозможна без церкви».

Сомнительны оба эти предложения, но с такими серьёзными вопросами нельзя разбираться поспешно и оптом. Поэтому я остановлюсь, главным образом, только на первом из них — мораль невозможна без веры. Драгунский никак не обосновывает это суждение. Возможно, оно уже кажется ему совершенно очевидным. Как некоторые другие очевидные вещи, о которых он говорит в своей колонке. Например, что зло надо называть злом. Последнее совершенно верно — если А есть не-А, то мы нарушаем закон тождества, поэтому зло — это зло, а не что-то иное. Но вот зависимость морали от религиозной веры, более того, от конкретной конфессиональной веры («церкви») я намерен здесь рассмотреть и поставить под сомнение.

Замечу сразу — это не означает, что тем самым я намерен озвучивать некоторое кредо — атеистическое или какое-то ещё. Я очень рад, что некоторым людям вера помогает быть моральными. Но суждение «мораль невозможна без веры» в силу своей логической формы имеет несколько иной смысл: оно означает, что мораль — это необходимая производная веры, следовательно, сначала нужно быть верующим и только верующий может быть моральным. Получается, если нет веры (конфессиональной, церковной, как поясняет Драгунский), то нет и морали. Неверующий человек с необходимостью аморален.

Ясно, почему это суждение на сегодняшний день приобрело характер очевидной аксиомы. Авторитетные представители церкви твердят об этом постоянно. Что ж, корпоративная логика всегда работает таким образом: учитель математики скажет, что без знания математики человек не может считаться образованным. В общем, это от него и ожидается. Как и от церковника ожидается, что он будет настаивать на фундаментальном характере своего вероисповедания для всех значимых общественных проблем — так, на всякий случай. Но то, что эти позиции имеют место и даже, на мой взгляд, должны иметь место в многоголосии современного общества, ещё не означает, что они верны. Попробуем разобраться.

Потому что коррупция в переводе с латыни означает «растление». Ох уж это обаяние красивых иностранных слов! Сказать бы прямо: основную опасность для общества представляет собою растление госаппарата, правоохранительных органов и бизнеса. Ужас какой. А поставишь слово «коррупция» — и всё пристойно. Коррупция, инфляция, плавная девальвация...

Формально-логический способ поставить под сомнение суждение «мораль невозможна без веры» чрезвычайно прост. Тот, кто высказывает такое суждение, должен согласиться также и с другим суждением: кто не верит, тот не имеет морали. То есть всякий неверующий (в конфессиональном смысле) одновременно аморален. Согласен ли Денис Драгунский отстаивать это суждение? Оставим этот вопрос отрытым. Но я отчего-то сомневаюсь, что он готов отстаивать это суждение в светской аудитории. Потому что, в частности, нам известны примеры множества вполне себе моральных и при этом неверующих людей. Наличие морали ведь довольно легко установить — по делам и поведению человека. А вот наличие веры установить намного сложнее — церковность может иметь характер привычки или просто ханжества. Денис Драгунский пишет в этой же своей колонке о нереальном могуществе коррупции в нашем обществе. Но насколько я знаю, православными у нас в обществе считают себя больше половины (актуально воцерковленными — процентов до пяти). А есть ещё и другие вероисповедания. Откуда в нашем обществе столько коррупции, если в нём столько верующих, пусть даже и не очень церковно-дисциплинированных людей? Нам показывают много торжественных богослужений по телевизору, где мы наблюдаем большое число важных и при этом, видимо, верующих людей. Означает ли, что все они некоррумпированы?

Но давайте всё же отойдём от этих формальных несообразностей и рассмотрим вопрос по существу. У нас принято начинать такого рода дискуссии с формулировки литератора Фёдора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено». То есть если Бога нет и ты в него не веришь, то это означает, что позволены любые поступки.

К сожалению, это высказывание Достоевского почему-то всегда приводится без его сугубо христианского источника — Первого послания к коринфянам апостола Павла. Приведу этот фрагмент полностью (1 Кор. 10, 23—31):

    Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает.

    Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

    Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

    ибо Господня земля, и что наполняет её.

    Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

    Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет её.

    Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

    Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

    Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию.

Что это не случайные рассуждения, показывает повторяемость основной мысли: «Всё мне позволительно, но не всё полезно, всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Отсутствие ссылок на слова апостола Павла в связи с суждением «Если Бога нет, то всё позволено» тем более показательно, что, как замечает Сергей Земляной, обративший моё внимание на эту параллель, Достоевский Павла «весьма почитал и даже одно время хотел вывести вместо Иисуса в поэме» о Великом инквизиторе.

Привёл эти слова, чтобы долго не задерживаться на одной простой мысли, которая вытекает из всего строя религиозной веры. Для верующего человека мораль является вопросом второстепенным. Главное — это спасение (причём в христианстве — спасение индивидуальное, у иудеев — более или менее коллективное). Спасение дарует Бог, от преданности и любви к которому оно и зависит. А это значит, по словам того же Павла, можно делать «всё», если делается это «в славу Божию». Например, если взять другой образец библейского поведения, следует быть готовым убить своего невинного сына, если на то есть воля Господа.

Иными словами, вера есть нечто более сильное, чем мораль. Для теологии всегда весьма затруднителен вопрос о моральном характере всемогущего существа: если сам Бог морален, то, следовательно, он подчиняется моральному закону, следовательно, не всемогущ, а ограничен. Если же он поистине всемогущ и не ограничен, то, выходит, аморален. Эта старинная головоломка имеет несколько удовлетворительных решений, но читатель может на досуге и сам подумать над её решением.

Верующий человек морален постольку, поскольку в авторитетном для него Писании содержаться разного рода нормы, регулирующие поведение человека относительно других людей. Если вдруг вера в этот авторитет исчезнет, а у человека не было других оснований для морального поведения, то мы действительно можем получить крайний аморализм. Иосиф Джугашвили пять лет учился в православной духовной семинарии, блестяще сдав приёмные экзамены (был отчислен, по новейшим сведениям, за неявку на экзамен). Именно по этой причине, дабы не полагаться на столь тонкий и с трудом поддающийся проверке вопрос о наличии или отсутствии веры, следует настаивать на том, что мораль — постольку, поскольку она касается взаимоотношений людей, — должна и может иметь нерелигиозные основания. Если история нас чему-то и может научить, то к исторической драме народа-богоносца это относится в первую очередь.

Именно по этой причине считаю совершенно неверным полагать, что распространение религиозного образования по каналам светских общеобразовательных учреждений улучшит этический климат в нашем обществе. Мы это уже проходили, причём в такой культурной ситуации, когда общество было намного более склонным к религии, а церковь играла в нём намного более заметную роль, чем сейчас. Рассчитывать на то, что латентное приобщение к религии с младых лет благотворно скажется на моральных нормах в обществе, — значит заниматься весьма опасной игрой, основываясь, возможно, на исключительно благих намерениях. Ибо «всё позволительно» для религиозного человека, но такой человек как раз и готов оставить всепозволительность, утратив по каким-то причинам свою веру. Полагаться в вопросах морали только на веру — значит лишать человека иных, основанных на нерелигиозных источниках, основ морального поведения.

Попробую сформулировать это и иначе, от противного. Допустим, что Бога нет. Это, конечно, нельзя установить, например, посредством научных процедур. Но всё же допустим, что эта идея каким-то образом стала социальным фактом — то есть в этом уверено подавляющее большинство людей. Будет ли это означать, что социальной жизни пришёл конец? Думаю, нет. У человека, даже если мы считаем его природным продуктом, возникшим исключительно случайно, без всякого замысла свыше, есть разум, целенаправленность, мужество, любовь, дружба и симпатия к другим людям. И этого достаточно, чтобы организовать свою жизнь, не ссылаясь на загробные страдания или, напротив, приятные бонусы от его земных дел.

Конечность человеческого существования не является основанием для того, чтобы предаться всем тяжким по формуле «всё позволено». Напротив, в конечности человеческого бытия можно видеть особую ценность и источник сил для труда и достойной, в том числе этической, жизни. Скажу об этом словами Бертрана Рассела:

    Думаю, когда я умру, то превращусь в труху и ничего от моего «я» не останется. Я уже не молод и люблю жизнь. Но я бы не стал унижаться и дрожать от страха при мысли о смерти. Счастье не перестаёт быть счастьем, когда оно кратко, а мысли и любовь не лишаются своей ценности из-за того, что преходящи. Многие люди держались с достоинством на эшафоте; эта гордость должна научить нас видеть истинное место человека в мире. Даже если ветер, ворвавшийся в распахнутые окна науки, заставляет нас поначалу дрожать после уютного домашнего тепла традиционных гуманных мифов, в конце концов прохлада всё же приносит бодрость, а открывающиеся перед наукой просторы великолепны. («Во что я верю» — эта работа, кстати, фигурировала в качестве одной из основных на процессе в 1940 году, организованном церковниками в Нью-Йорке и направленном на дискредитацию научных заслуг Рассела.)

Замечу Денису Драгунскому и совсем уж хрестоматийную историческую вещь. Современные способы организации социальной жизни, прежде всего государство, являются светскими. И это не случайно, ибо эта светскость является результатом очень долгой и, надо заметить, далеко не бескровной социальной и политической роли религии в прошлом. К сожалению, слишком много форм социального насилия одобрялось теми или иными формами конфессиональной веры. Именно поэтому мы ценим развитие светского права, светской политики и гуманистическое воспитание и образование. На эти практики мы до какой-то степени можем положиться в вопросах по крайне мере ограничения явного зла. Ведь если продумать суждение Дениса Драгунского до конца, то ни право, ни воспитание добродетелей не должны нас особенно занимать, главное — распространение религиозной веры. А веру может обрести в любое время любой злодей — церковная история полна примеров чудесного обращения. Я же считаю, что благая жизнь общества далеко не в первую очередь зависит от обращения в религиозную веру, каковая в случае с христианством имеет существенно индивидуалистический характер. Благая общественная жизнь — вопрос кропотливого и настойчивого труда в области политики и права, творческой соревновательности, воспитания и образования, развития ума и симпатии к другим людям — как верующим в разных богов, так и неверующим.

В этом есть также и некоторое лукавство: рассуждать о коррупции и фактически перекладывать решение этой проблемы на веру и церковь. Денису Драгунскому должны быть известны следующие слова Канта: «Проблема создания государства разрешима, как бы шокирующе это ни звучало, даже для дьяволов (если только они обладают рассудком). Она состоит в следующем: «Так расположить некое число разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни в общих законах, но каждое из которых втайне хочет уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений». Такая проблема должна быть разрешимой» («К вечному миру»). И я не понимаю, что же такое прямо сейчас изменилось в человеческой природе, каковая, по словам того же Канта («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»), есть «кривое дерево», из которого «не может быть вытесано ничего прямого». Изменилось таким образом, чтобы для решения проблемы коррупции срочно понадобилась спасительная религиозная вера.

Достаточно обратиться к документам той Русской православной церкви и изучить их внимательно, чтобы понять: в вопросах коррупции христианская церковь не может сказать своего самостоятельного слова — она полагается здесь на светский суд. В параграфе VII документа «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» РПЦ говорится на этот счёт:

    В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
    Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнёры и участники предпринимательского сообщества.

Напомню, что квалификацию деяния как преступления в нашей стране конституционным образом осуществляет только суд, следовательно, данный свод ставит осуждение коррупции в зависимость от решения светского суда, то есть осуждает её вовсе не в силу собственно религиозных норм. Был бы очень рад, если бы мне привели из Библии норму, однозначно осуждающую коррупцию. Думаю, без казуистики, сложного и, как всегда, весьма спорного толкования религиозных норм (мне неизвестно однозначного толкования даже такой нормы, как «не убий») здесь не обойтись. И результат этой казуистики, каковая является отличительной особенностью любой попытки приспособить древние нормы к реалиям современности, будет ещё более спорным, чем изыски обычной правовой казуистики. Но если разрешить последние нам под силу, то вот получить общезначимую норму по животрепещущему общественному вопросу от божественной инстанции далеко не так просто. Я даже усилю этот тезис. Думаю, можно даже будет найти основания для того, чтобы санкционировать коррупционное поведение, ведь коррупция — разновидность дара, а дар — это общераспространённая религиозная практика. Христианство, замечу, очень плохо приспособлено для решения общественно-политических вопросов. Это связано с ситуацией его рождения и распространения — подобно стоикам, первые христиане не питали никаких политических надежд, их горизонт действия был существенно иным. Тот же Рассел доходчиво пояснил это обстоятельство, а поскольку его пример имеет непосредственное отношение к теме, затронутой Драгунским, к коррупции, то я позволю себе закончить цитатой из статьи Рассела «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?»:

    «Естественным побуждением человека энергичного и порядочного является желание делать добро, но, если у него нет политической власти и какой-либо возможности влиять на события, ему остаётся лишь свернуть с этого естественного пути и заняться самим собой. Именно это и случилось с ранними христианами; они пришли к представлению о личной святости как о чём-то совершенно независимом от деяния блага, поскольку святость — это то, чего могут достигнуть люди, беспомощные в практическом отношении. Тем самым социальная добродетель была исключена из христианской этики. Благочестивые христиане до сих пор считают, что прелюбодей более порочен, чем политический деятель, берущий взятки, хотя последний, вероятно, в тысячу раз вреднее для общества. Средневековая концепция добродетели, как можно заключить из картин того времени, была хлипкой, невыразительной и сентиментальной. Самым добродетельным считался ушедший от мира человек; единственными из практиков, считавшихся святыми, были те, кто, подобно св. Людовику, не жалели жизни и имущества подвластных им людей в борьбе против турок. Церковь никогда не причислила бы к лику святых человека, который провёл реформу в финансовой системе, уголовном или судебном праве. Такие очевидные вклады в благосостояние людей не считались важными. Думаю, что в церковном календаре нет ни одного персонажа, который стал святым, трудясь на благо общества».

Сказанное не означает, что я безраздельно солидарен с Расселом. Однако, на мой взгляд, не следует впутывать религиозную веру в решение вопросов, которые люди должны решать, имея мужество руководствоваться собственным рассудком. И если они их не решат, то последствия этого, конечно, будут плачевны, но ведь исчезновение, например, с лица земли некоего государства — не самая страшная потеря для верующего человека?




ОТПРАВИТЬ:       



 






От пособия по написанию курсовой до исследования по кибербуллингу

Выбор редакции: самые интересные работы на портале «Научного корреспондента»

В наш топ-8 вошли четыре дипломных, два исследования и две курсовые. О чем были написаны работы, в каких университетах создавались и почему их стоит прочитать.

24.11.2017 16:00, Евгения Рассказова


Кастрировать суету!

Почему важно перестать спешить

Такое ощущение, что в Москве все очень пьяные. С утра прямо и до вечера, все 11 миллионов. Они ходят так, будто их раскрутили на карусели – и вот их шатает во все стороны. Ладно, я понимаю, что город у нас большой, дел много, расстояния долгие, но при этом я не могу поверить в то, что такой стиль движения, вот будто у человека и глаза завязаны, и он вдохнул грамм кокаина, это все оправдывают.

23.11.2017 09:00, Арина Холина, sexandstyle.ru


Самооценка стремится к нулю

Как избавиться от желания нравиться всем

Из семи с лишним миллиардов человек, живущих на планете, кому-то мы точно будем не очень приятны — психолог Роджер Ковин рекомендует вспоминать об этом каждый раз, когда мы ждем одобрения от коллег или расстраиваемся, если кто-то на нас не так посмотрел. Сайт The Cut собрал советы специалистов, которые помогут не зацикливаться на оценке окружающих.

22.11.2017 09:00, Ksenia Donskaya, theoryandpractice.ru


Списать или не списать

Что студенты думают о публикации ВКР в открытом доступе

На обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который предполагает обязательную публикацию в сети выпускных работ студентов специалитета и магистратуры. Некоторые выпускники выступают против размещения работ онлайн, поскольку не хотят слышать критику в свой адрес. Другие – боятся не пройти антиплагиат. Мы поговорили со студентами российских вузов и выяснили, как они относятся к законопроекту.

21.11.2017 16:00, Наталья Глухова


На пути к доступному знанию

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

20.11.2017 13:00, Аса Сигурэ


От дипломов сомнительной ценности до мировых рейтингов

Как развивалось высшее образование в США

Уровень обучения в первых американских колледжах был довольно низкий, а их основателей больше вдохновляли не идеи просвещения, а потенциальная прибыль. Сейчас высшее образование в США считается одним из лучших в мире, страна лидирует по количеству научных открытий и проводимых исследований. Профессор Школы образования Стэнфордского университета Дэвид Лэбэри в своей статье для Aeon объясняет, как эволюционировала американская образовательная система и почему этот опыт невозможно скопировать.

18.11.2017 13:00, Ksenia Donskaya


Где искать научные статьи в открытом доступе

Результаты исследований становятся все доступнее – но найти их не так-то просто

Хотя крупные коммерческие издательства продолжают настаивать на дорогостоящей подписке к научным журналам, движение за открытый доступ к науке добилось больших успехов, сделав многие научные публикации доступными для читателей бесплатно.

17.11.2017 14:00


Как в наше тревожное время ухаживать за женщиной?

Ведь все — домогательство!

Харви Вайнштейн. Он, как тот Вася из песни: ну кто ж его не знает? Так бывает, что человек просыпается знаменитым. Товарищ Вайнштейн, наверное, предпочёл бы обойтись без этой славы. Даже предпочел бы не просыпаться вообще, чем вот это вот всё.

17.11.2017 09:00, Александр Зантович, lady.tut.by



Что такое этикет-2017?

Нужно ли в помещении снимать шапку, можно ли говорить «ты» вместо «вы» и кто теперь должен платить за ужин

Правила этикета стары как мир и такие же нерабочие. Приборы на тарелке мало кто оставляет в правильном положении, чтобы официант считал вашу эмоцию от съеденного. Женщины легко сами открывают себе и друг другу двери, платят по счетам и залезают в такси без посторонней помощи. Это наша реальность, далекая от шпаги на левом бедре.

16.11.2017 03:00, Ирина Выговская для thedevochki.com






 

Новости

Семья Хворостовского опубликовала заявление после его смерти
В Лондоне скончался оперный певец Дмитрий Хворостовский, сообщила семья исполнителя на его странице в Facebook.
КФУ готовится опубликовать выпускные работы
14 ноября проект «Научный корреспондент» был представлен в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с лекцией на тему научной коммуникации в открытом доступе перед студентами и преподавателями университета. Основная часть мероприятия была посвящена проблеме качества выпускных квалификационных работ студентов и открытой публикации ВКР как способу её решения. Участники мероприятия узнали также о возможностях участия в проекте «Научный корреспондент», открытых лицензиях и конкурсах учебных работ.
Северный (Арктический) федеральный университет опубликует ВКР в открытом доступе

АИИ подписала с университетом соглашение о сотрудничестве
10 ноября состоялась презентация проекта «Научный корреспондент» в САФУ имени М.В. Ломоносова, на котором президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта «Научный корреспондент» Наталия Трищенко рассказали студентам и преподавателям университета о научной коммуникации в открытом доступе, открытых лицензиях и возможностях по публикации выпускных квалификационных работ, а также участии в конкурсах, проводимых на платформе «Научкора».

Умер сатирик Михаил Задорнов
Известный сатирик Михаил Задорнов скончался на 70-м году жизни, сообщила телеведущая Регина Дубовицкая.
«Просто наша единственная надежда – что студенты будут писать качественные работы, которые начнут публиковаться открыто и с каждым годом становиться всё лучше»
7 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете имени Бонч-Бруевича состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засуркого, рассказавшего студентам о новых тенденциях научной коммуникации, принципах использования открытых лицензий и возможностях по открытой публикации учебных и научных работ на платформе «Научный корреспондент».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.