Подписаться на обновления
28 маяСуббота

usd цб 65.2062

eur цб 72.8418

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте 
Владимир Харитонов   понедельник, 22 ноября 2010 года, 13.40

Ещё один процент
Минкульт хочет того же, что и Михалков, только больше


// PhotoXPress.ru, Fotolia
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





В распоряжение «Частного корреспондента» попал документ, который 23 ноября 2010 года будет представлен в правительство. В нём министерство культуры предлагает обязать интернет-провайдеров следить за пользователями, отнять часть прав у авторов и, наконец, ввести лицензирование электронных публикаций. И правда, сколько уж можно?

Документ, попавший в «Часкор», называется скучно — «Совершенствование правового регулирования оборота объектов авторских и смежных прав в сети Интернет» — и представляет собой материалы к докладу по четвёртому вопросу повестки заседания подкомиссии по техническому регулированию и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Это заседание должно состояться завтра, 23 ноября 2010 года. На повестке дня есть и более важные вопросы, так что до четвёртого пункта, может быть, дело и не дойдёт. Но если дойдёт, то нам бы хотелось, чтобы уважаемые члены подкомиссии отнеслись к предложениям министерства культуры как можно внимательнее. Потому что, наверное, есть и лучшие способы выставить себя на посмешище и расписаться в своём непрофессионализме, но тоже неплохой — принять к производству эти предложения.

Вкратце мотивы и суть предложений министерства культуры таковы: в интернетах воруют и надо что-то с этим делать. Ловить «воспроизводящих» нелицензионный контент пользователей — задача нереальная, закрыть все сайты с такого рода контентом тоже невозможно, поскольку «все торрент-трекеры за границей», а потому следует обязать делать это интернет-провайдеров. Пусть они сами, коль скоро трафик проходит через них, следят за пользователями и извещают надзорный орган, то есть министерство культуры, о таких нарушениях. Разрывать договоры даже с нарушающими таким образом закон пользователями провайдеры не могут, но если распорядится орган, то тогда провайдеры, как юридические лица подлицензионные (им на оказание услуг государство лицензии выдаёт), будут просто обязаны это сделать.

Вы думаете, министерство культуры придумало какой-то новый способ контроля за трафиком, который позволяет отделять агнцев от козлищ, то есть авторизованный контент от пиратского? Нет. Чиновники Минкульта вслед за чиновниками МВД просто считают, что коль скоро провайдеры и доставляют пользователям трафик, то они могут и прекратить это делать. Только и всего. А если могут, то и должны следить за трафиком. Как они будут это делать — не проблема Минкульта, у него другие заботы и другие блестящие планы.

Вот смотрите, пишет статс-секретарь министерства, писатели теряют деньги от того, что пользователи копируют их книги в личных целях, да ещё и переводят их в электронную форму. Орудиями в этих деяниях являются копиры, сканеры, принтеры, устройства для чтения электронных книг, да и вообще любые электронные носители информации. Всё это железное барахло стоит денег, часть которых вполне можно забрать и между авторами поделить. Всего и делов-то — внести пару поправок в Гражданский кодекс и учредить общество по коллективному управлению авторскими правами.

Вам это ничего не напоминает? Ровно та же правовая логика легла в основу ставшего уже знаменитым 1% сборов с носителей, который будет собирать Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым. Теперь Минкульт хочет взять с этих носителей, только расширив их список и включив туда копиры, принтеры и букридеры, свой процент. Какой уж он там будет — один, два или пять, — определит в своё время правительство. А деньги, конечно же, потом Минкульт, точнее, аккредитованная им организация как-нибудь уж поделит.

Если судить по практике работы РАО и аналогичных ей организаций, особенно усердствовать по части поисков авторов новая ОКУП не будет — она будет только «предпринимать все возможные усилия». Но деньги будет собирать за всех, пользуясь статусом уполномоченной на это государством организации, по-братски делясь нераспределёнными деньгами с авторами, которые сообразят подписать с новой ОКУП договор.

Между авторами. А как же ещё? «Пропорционально фактическому использованию соответствующих произведений». Интересно, каким образом будет собираться статистика «использования»? По данным продаж бумажных книг в крупнейших магазинах Москвы (другой реальной статистики в книжной отрасли нет)? Впрочем, это неважно, поскольку аккредитованная организация получит право собирать деньги за всех писателей скопом — как за тех, кто заключит договор с организацией, так и за тех, кто нет. Деньги, собранные за авторов, не ставших членами, как водится в РАО, ВОИС или РСП, получат авторы, которые договориться успели. Более того, тот автор, который не пожелает договариваться, «будет не вправе исключить права и (или) произведения из управления аккредитованной организации в соответствии с пунктом 4 статьи 1244 ГК РФ».

В этом пункте специалисты министерства культуры явно дали маху или выдали желаемое за действительно: пункт 4 статьи 1244 ГК РФ говорит о прямо противоположном — праве автора изъять произведения из управления таким обществом. Зато логика Минкульта становится более прозрачной. Пусть авторы сами разбираются со своими бумажными публикациями, а вот всё, что касается интернета и электронных публикаций, — это мы берём на себя. Это кто там из авторов против? Молча-а-ать! Композиторы же вот молчат, видимо радуются. Те из них, кто заключил договор с РАО, радуются больше, те, кто не заключил, меньше. Но все — молча.

Государство дало этим обществам право собирать деньги за каждую исполненную публично мелодию, у которой есть автор, и они используют это право на полную катушку. ОКУПы готовы брать деньги за исполнение музыки с кого угодно: с уличного музыканта за каждый квадратный метр, до которого достигает звук его инструмента, с организаторов бесплатного концерта хора ветеранов. Действительно, почему бы не брать? У денег ведь нет ни здравого смысла, ни совести.

Отбирая права у авторов, министерство культуры готово подсластить пилюлю пользователям. Оно рекомендует разрешить «свободное воспроизведение гражданином литературных произведений в личных целях в полном объёме и на электронных носителях»! Вот это да! Правда, закон и не запрещал этого делать. Статья 1273 Гражданского кодекса запрещала репродуцировать книги, то есть (п. 2 ст. 1275 ГК РФ) физически их копировать. Разрешить то, что не запрещено, — безусловно, царский подарок.

Единственная позитивная новация в предложениях министерства культуры — это идея разрешить избранным библиотекам России создавать — с целью сохранения библиотечного фонда — электронные копии книг, права на которые охраняются авторским правам. Такой шаг — большой прогресс по сравнению с предложениями, направленными Минкультом в Институт частного права, отвечающий у нас за гражданское законодательство, летом 2010 года. В тех предложениях министерство уже предлагало ввести институт коллективного управления правами за воспроизведение электронных книг библиотеками, да позабыло разрешить библиотекам их оцифровывать. В нынешнем документе, как видно, это упущение исправлено: если уж хочется собирать налоги, то для начала нужно хотя бы разрешить их зарабатывать.

Последнее предложение, которое министерство собирается вынести в правительство, — это введение лицензирования «воспроизведения охраняемых результатов творческой деятельности в цифровой форме, включая запись в память ЭВМ» в дополнение к лицензированию «изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей». Теперь же Минкульт предлагает лицензировать все виды электронной публикации, тем самым посадив новое поколение издателей, помогающих авторам публиковать свои произведения в электронном виде, на короткий поводок и обеспечив тотальный контроль за сбором средств в новоявленное общество по коллективному управлению правами.

С 2001 года издательская деятельность не требует лицензирования, за исключением издания музыки, видео, баз данных и программ. Надо сказать, издательская отрасль хоть и чувствует себя не слишком здорово, но без лицензирования обходится без всяких проблем. Никаких оснований требовать, чтобы деятельность по электронной, цифровой, интернет-публикации, в отличие от бумажной, лицензировалась, помимо интересов бюрократии, очевидно нет. Согласитесь, неплохой способ ограничить развитие нового вида интернет-бизнеса.

Если все эти идеи министерства культуры реализуются, то провайдерам предстоит заняться заведомо неосуществимой фильтрацией трафика, пользователям — ждать повышения цен на копиры, сканеры, принтеры и букридеры, а авторам — избавления от части своих прав.

Пока, впрочем, эти идеи больше похожи на злых духов, витающих по коридорам власти. Но, может быть, уже пора вызывать мракоборцев?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Семейные фотоальбомы — объект авторского права?

Проекты по истории отечественной компьютерной техники, которыми мне случилось заниматься в последнее время, опираются как на официальные архивы, так и на огромное количество воспоминаний, свидетельств, документов, опубликованных в бумажных изданиях или в Сети. Авторы таких публикаций — как правило, это ветераны отрасли, находящиеся в достаточно преклонном возрасте, — к вопросу авторских прав обычно относятся наплевательски, чаще всего, видимо, вовсе не подозревая о существовании проблемы.

19.05.2016 19:00, Юрий Ревич


Легальный путь

Журфак Крымского университета присоединился к проекту «Общественное достояние»

«Самое важное, что мы должны сделать – это освободить научную информацию, освободить культурное наследие, чтобы эти знания стали разделенными между людьми», – руководитель проекта «Общественное достояние» Иван Засурский.

10.05.2016 21:14, Агент Ноосферы для nooregistry.ru


Что читают на журфаке?

Итоги исследования учебных программ ведущих вузов России

Инфокультура и Ассоциация интернет-издателей провели исследование учебных программ факультетов журналистики МГУ, ТГУ, УРФУ, РАНХиГС, СГУ, ВШЭ, СПБГУ. В результате анализа был составлен список произведений, наиболее востребованных сейчас для медиа-образования в вузах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте opensyllabus.ru.

31.03.2016 23:00, Агент Ноосферы


Экспертный консенсус

Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты

24 марта 2016 г. в АЦ «Форум» состоялся круглый стол «Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты», организованный Экспертным советом при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей, при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. "ЧасКор" публикует результаты экспертного обсуждения.

31.03.2016 13:00, Агент Ноосферы


Ты не пройдешь!

Крик души российского интернет-пользователя

Со времени принятия антипиратских законов почти каждый русскоязычный пользователь сети столкнулся с заглушкой на месте одного из его любимых сайтов. Фильмы, книги, музыка – свободные или защищенные авторским правом – постепенно покидают свободный интернет, что не всегда оправдано, т.к. за пару охраняемых произведений из сети пропадают тысячи произведений в статусе общественного достояния. «ЧасКор» составил топ-7 самых значимых блокировок.

30.03.2016 19:00, Анастасия Лещенко


Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы

Концептуальный анализ вторичного использования сиротских произведений в условиях информационного общества

Каждый второй пользователь соцсетей является автором, так как публикует свои заметки, посты и комментарии. Все эти произведения могут быть многократно перепощены без указания имени автора, года публикации и ссылки на источник. То есть, по сути, являются сиротскими. Чтобы представить более глубокий взгляд на эту проблему, «Частный Корреспондент» публикует отрывок исследования Ассоциации интернет-издателей «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы».

29.03.2016 16:00, И. Левова, Д. Винник, А. Моисеева


«Общественное достояние» в Крыму

Мероприятие на тему «Открытый доступ к знаниям и культурным ценностям» состоялось в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского 22 марта 2016 года. На встрече президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский рассказал об истории проекта «Общественное достояние», а также объяснил, какие шаги необходимо предпринять, чтобы открыть россиянам доступ к знаниям и культурным ценностям и дать российской науке импульс для интенсивного развития.

26.03.2016 16:53, Агент Ноосферы


Расширяя границы

Мировые ресурсы открытого доступа

Страницы российских изданий уже почти год полнятся сообщениями о блокировке тех или иных ресурсов. Интернет-пространство становится беднее на источники контента, а пользователи начинают чувствовать ограничения нового законодательства. Однако параллельно идет и противоположный процесс: крупнейшие мировые архивы и библиотеки выкладывают произведения в открытый доступ.

23.03.2016 16:00, Аса Сигурэ


А вдруг в Гаагский суд?

Основные положения международных соглашений в сфере охраны авторских прав

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, не предоставлялась иностранным гражданам, поэтому территория действия авторских прав была ограничена территорией государства. Преодолеть это позволили лишь международные договоры, история которых началась в конце 19 века.

19.03.2016 13:00, Ирина Бентяева


Как божественное знание стало бизнесом

История возникновения и развития авторского права в России

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

04.03.2016 16:00, Александра Маркина






 
 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.