Подписаться на обновления
11 декабряВторник

usd цб 66.2416

eur цб 75.7075

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 10 октября 2011 года, 11:14

Эрве Буасьер: «В среднем 5000 человек в неделю…»
С создателем интернет-канала классической музыки Эрве Буасьером композитор Алена Ганчикова беседует о перспективах классики в интернете


Эрве Буасьер // Denis Rouvre
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Невозможно сопротивляться интернету, его тотальной революции. Уже сейчас против него ничего сделать нельзя. Нужно участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Парадокс заключается в том, что элитарная классическая музыка выводится на широкую интернет-аудиторию в ситуации когда развалился привычный рынок производства партитур и дисков, с которого музыканты получали авторские отчисления.

Александр Рахманинов — правообладатель Сергея Васильевича Рахманинова, с 1993 года активно занимается продюсированием концертов музыки своего деда. При этом он вынужден смиряться с двойственной ситуацией: с одной стороны, хорошо играть Рахманинова, за редкими исключениями, умеют только российские музыканты, а с другой — именно в России вопрос о выплатах Рахманинову денег за исполнение, издание и трансляции сочинений (основа основ авторского права) вызывает бурное негодование.

Ещё совсем недавно, царила вакханалия правовой (точнее анти-правовой) бесконтрольности пиратства и обмена файлами, теперь же, только-только начала структурироваться новая форма подачи материала, изначально заточенная под интернет.

В данном случае это трансляции концертов в реальном времени с нескольких камер и с качественным звуком. Так, в парижском концертном зале Плейель, такие камеры встроены в панели по периметру сцены. Исполнителям они не мешают, но можно слушать концерт, сидя на острове Тамбукту под пальмой.

Потом записи висят некоторое время в свободном доступе, позже переходя в платный архив.

Парадокс заключается ещё и в том, что у Эрве, с которым для ЧасКора беседует композитор Алёна Ганчикова, нет никакого (в том числе и музыкального) образования, кроме школьного, а он фанат классической музыки, сделавший её продвижение делом своей жизни.

— Эрве, правда, что вы были одним из основателей культового альтернативного лейбла «Наив» до того как, создали «Медичи ТВ»?
— Правда. Да, я участвовал в этой авантюре с 1998 года до 2007, почти десять лет.

— А в чём состояла основная идея лейбла?
— В том, чтобы быть независимыми и отличаться от остальных и, главное, найти разноформатную модель работы, представленную не только в дисках, но в других формах.

Мы хотели расширить влияние на развитие карьеры артистов, не замыкаясь только в аудиозаписях; разрабатывать весь концепт имиджа артистов; организовывать гастрольные турне, издание партитур и книг; мультимедийные проекты.

Потом я понял, что для этого нужно идти вперёд в направлении интернета и создать настоящий телевизионный интернет-канал, чем и стал «Медичи».

И я считаю, что это как раз та самая сфера, которая наиболее открыта и гибка, по сравнению со всеми остальными. Прежде всего, тем, что позволяет объединять прямые трансляции живых спектаклей с архивами.

У нас огромный каталог архивных записей, доступных на нашей платформе. Кроме того эта форма позволяет работать с изображением в разных форматах, играя с количеством камер и экранов.

Чем дальше развиваются телефоны и планшетники, тем больше разных форм трансляций мы можем создать и предложить пользователям.

В наше время технический прогресс позволяет предлагать профессиональным классическим музыкантам и меломанам новые формы подачи классических концертов.

— Что вы можете сказать по поводу кризиса продаж привычных компакт-дисков и нарушения авторских прав? Вы считаете, что бесполезно сопротивляться техническому прогрессу?
— Совершенно с вами согласен: я считаю, иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Невозможно сопротивляться интернету, который сам по себе — тотальная революция.

Сейчас уже против него ничего сделать нельзя. Нужно участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Но при этом нужно очень тщательно относиться к защите своих авторских прав и перемещению информации по интернету. Мы как раз придаём очень большое значение защите файлов от пиратирования и искажения.

Интернет нужно использовать творчески и на полную катушку и не отставать от предлагаемых им достижений.

Достаточно посмотреть на то, как уже совсем маленькие дети лихо обращаются с интернетом на компьютерах, телефонах и планшетах, чтобы понять, что прогресс в этом направлении необратим.

— Что теперь случится с традиционным музыкальным рынком?
— Носители информации сами по себе вторичны. Главное — контакт музыканта с публикой. Носители постоянно эволюционируют с момента изобретения первых граммофонных дисков. То же самое мы наблюдаем во всех других видов искусства.

В первый момент дома звукозаписей, которые очень консервативны, испугались прихода интернета и растерялись. Они слишком поздно и хаотично отреагировали. Но таковы ситуации любых революций. Постепенно мы поняли, какая реакция должна быть правильной.

— Какая же?
— Прежде всего терпение, потому, что в этой профессии пока остаётся большой разрыв между маленькой группой новаторов и широкой публикой.

Во-вторых, кажется, что у всех поголовно сейчас есть качественные стереосистемы, айпады и прочие гаджеты. Владение дорогими аппаратами все ещё остаётся привилегией, не всем доступной.

Есть еще огромное количество публики в России или Китае, например, у которых пока этого нет, но скоро будет. В тот день, когда телевидение, компьютеры и телефоны сольются воедино, чего ещё не произошло, но мы на пути к этому, мы получим, действительно, широкий охват публики.

Пока что нужно самое пристальное внимание уделять качеству продукции и в этом смысле на компромиссы не идти и оставаться верным своей ведущей идее.

Это то, что мы делаем в «Медичи». Наше предприятие пока не приносит дохода, но мы работаем со спонсорами и инвесторами и ждём результата.

— Как быть с тем, что люди уже привыкли находить совершенно бесплатно любую видеозапись в социальных cетях, в Ю-тьюбе? Сейчас, ведь в интернете всё доступно и бесплатно. Как же Вы рассчитываете в такой ситуации делать доходный бизнес?
— Когда дело касается культурных развлечений, бесплатные видео, которыми заполонён интернет, могут играть две роли: либо быстро дать минимальную информацию, либо ознакомить широкую публику с каким-то явлением, о котором ей до этого момента ничего не было известно.

30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

А дальше наступает следующий этап: после первого контакта, поскольку искусство пробуждает чувства и эмоции, человек, увлёкшийся видео классической музыки, будет становиться всё более и более требовательным к качеству.

На Ю-тьюбе качество видео и звука минимальное. Для того, чтобы слушатель действительно получил удовольствие от слушания качественного звука, он обратится к нам.

Задача Ю-тьюба — это максимальный охват. Наша — наилучшее качество: видео, предназначенное для просмотра на большом экране с фантастическим качеством звука. Чего Ю-тьюб никогда не достигнет: в него заливают искажённый сигнал, скопированные и перерезанные файлы. Разница же сразу видна.

Кроме того мы даём массу дополнительной информации, биографии, программы — всё, что только можно собрать. Слушатель откроет для себя сочинение, а через него — исполнителя, композитора, концертный зал, фестиваль и так далее.

— Что человек, подписавшийся на ваш канал и заплативший деньги, получит взамен?
— Он найдёт самый полный каталог классической музыки, 650 программ концертов высокого качества — концерты, оперы, балеты. Пока вы абонированы за десять долларов в месяц, вы имеете доступ ко всем видео в любых количествах.

— Откуда вы их берёте?
— Мы заключаем контракты с производителями и телеканалами на трансляцию и постоянно снимаем сами.

— Откуда взялось ваше увлечение классической музыкой?
— Я рос в маленькой деревеньке, где не было ни концертного зала, ни библиотеки, услышал радиопередачи классической музыки и увлёкся.

— Вы делаете «Медичи ТВ» для того, чтобы какой-нибудь мальчик в дальней деревушке, увидел по интернету концерт симфонической музыки и увлёкся?
— (смеётся) Никогда об этом не думал, но получается, что это так.

— Вы интересуетесь статистикой ваших слушателей: возраст, география, социальная принадлежность?
— Разумеется. Но этот вопросник совсем не обязателен для заполнения. Но мы провели опрос и получили 100000 ответов. Средний возраст 46 лет, хотя в концертных залах публика гораздо старше.

Парадокс в том, что подавляющее большинство наших зрителей — мужчины. Для нас этот результат неожиданный. Всё остальное было ожидаемо: это меломаны, регулярно покупающие билеты на классические концерты и компакт-диски, читающие специальную музыкальную прессу.

— Сколько новых слушателей записывается?
— В среднем 5000 в неделю. Этот проект начался, как экспериментальный, никто в него не верил, все говорили, что классическая музыка в интернете — это совершенно бессмысленная затея.

Прежде всего, нам необходимо было всех убедить в высоком качестве тех видео, которые мы собираемся транслировать. И первые, кому понравилось качество, оказались прежде всего музыкантами.

Это важно, поскольку проект, прежде всего, нуждается в поддержке музыкантов, артистов. Без них мы не можем существовать.

— Какова логика выбора объектов съёмки? Вы идёте за мероприятиями или за артистами?
— Прежде всего, за артистами. Но фестивали – это тоже важно. Интереснее отснять Рене Флемминг в обстановке Зальцбургского фестиваля, чем на рядовом концерте.

Мы сейчас говорили о фестивале в Вербье. Для меня было важно создать партнёрскую программу с этим фестивалем, чтобы записывать тех звёзд, которых они к себе приглашают.

— А в чём разница между вами и телеканалом Арте, например?
— В том, что мы работаем исключительно на интернет: делаем прямые трансляции концертов, некоторое время эти записи можно бесплатно слушать на сайте, затем они ложатся в архив, и к ним имеют доступ подписчики канала.

В мире очень мало телеканалов, качественно записывающих классическую музыку. В России, например, есть канал «Культура» и мы с ними много работаем.

Например, недавно в театре Станиславского записывали Пласидо Доминго. Нас мало, и мы должны не конкурировать, а находить формы сотрудничества.

— А в какой форме вы сотрудничаете?
— Есть очень много разных форм и моделей. Например, здесь, на фестивале в Анси это мы целиком и полностью снимаем, поэтому мы наняли камеры с операторами и всей аппаратурой, иногда мы снимаем совместно с кем-то, а иногда просто покупаем права на трансляцию уже кем-то отснятого и смонтированного материала. Всё зависит от случая.

— Теоретически вы смогли бы выкупить права на трансляцию концертов, записанных советским телевидением во времена Мравинского, Рихтера и Ростроповича?
— Да, конечно. Я абсолютно убеждён в том, что искусство спасёт мир. Мир спасут артисты и творцы, а не политики. Они удерживают цивилизации от падения в хаос. Во всех испытаниях и войнах, людям необходима эта отдушина.

— Что вы недавно отсняли и что собираетесь снимать в ближайшее время?
— Начали это лето в Жеронии, в Испании, потом был фестиваль в Сент-Дени, около Парижа, потом фестивали в Вербье, в Зальцбурге и вот теперь в Анси.

— Если представить себе через три года, то какой результат вы себе планируете?
— Стать платформой, на которой все артисты захотят быть представленными. По аналогии с политиками, которые если уж хотят обратиться к народу, то через CNN, первый национальный канал, потому, что он знает, что будет услышанным самой многочисленной аудиторией, я хочу, чтобы артисты хотели быть представленными имнно каналом «Медичи», поскольку таким образом его услышит весь мир.

Я полагаю, что мечта любого артиста — это затронуть как можно более широкую публику, особенно совершенно новую, со свежестью и свободой восприятия, готовую впервые испытать чувства, эмоции и переживания, передаваемые классической музыкой. Если «Медичи» превратится в такой канал, то я буду горд и счастлив.

— Что вы планируете на начало сезона?
— Мы будем снимать с пятого по одиннадцатое сентября концерт в церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, рядом с разрушенными башнями, где будут звучать реквиемы разных композиторов в исполнении некольких хоров.

Там была поразительная ситуация, когда огромное дерево приняло на себя удар обломков и защитило от разрушения витражи этой церкви. Для Нью-Йоркцев это символическое место. Транслировать мы будем начиная с девятого сентября. Потом мы открываем сезон в аудитории Лувра, потом в зале Плейель.

— Очень важно сказать публике, что даже живя в центре мира на все концерты не поспеешь…
— Совершенно верно. Например в апреле мы первый раз сделали трансляцию мировой премьеры из оперного театра Пекина. Там было очень трудно договариваться и организовываться, но нам удалось. Мы делаем девяносто прямых трансляций в год.

Беседовала Алёна Ганчикова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.