«В России не распространен билингвизм из-за комплекса империи»
Вадим Петровский и Алексей Ходорыч обеспечили себе место в истории, как создатели и полноправные владельцы бренда ЭНКОД, его печатной версии точно. Началась эпопея в 2011 году выходом книги «Энкоды: как договориться с кем угодно и о чём угодно» (encody.ru). Смутный, гуляющий по соцсетям термин «энкод» получил воплощение в печатном слове и, соответственно, получил концепт, на который можно было со спокойной душой ссылаться. Не прошло и семи лет, а дело здорово продвинулось.
На прошлой неделе в издательстве «БОМБОРА» в серии «Психология общения…» в разделе (не больше, но и никак не меньше) «Личная эффективность» вышла качественно расширенная, богато иллюстрированная версия «Энкодов…» — красивая и толстенькая книжка «Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов». И это уже не просто понятийная фиксация непонятного словечка, а попытка авторов выпустить свое детище на поля философии и мультимедиа.
Я имел удачу описывать первую книгу. Тогда это было в новинку — придумывать нечто, похожее на непонятно что, и спрашивать потом у Алексея, не энкод ли это случайно. Ну а попасть со своей добычей в Список Ходорыча… это как в энциклопедию войти. Сейчас энкоды прочно стали частью речевых практик блогеров и завсегдатаев соцсетей. Для тех, кто еще не в теме, — это такие словесные штучки, которые сами по себе ничего особенного не значат, но после которых мучительно хочется спросить собеседника, что он имел ввиду и в чем прикол. Но оставлю теоретическую часть самой книге, а на себя возьму смелость отметить все преимущества и расширения новой версии «Энкодов…»

Больше воздуха
Наконец-то появились картинки, да еще какие!
Отсутствие визуального сопровождения я считал главным недостатком первой версии книги. Энкод в принципе своем — игровой, театральный элемент нашей речи, весь смысл которого определяется ситуацией общения, ее драматургией и ролями участников. Ну а что за театр без сцены, ну или хотя бы вешалки?! Журналисты называют «слепой» любую статью без фото или хоть какой картинки, а тут целая книга о театре в нашей жизни — и ноль визуальной информации! Недогляд не просто исправлен, а задано новое направление в «энкодологии». Между главами книги заверстана целая галерея карикатур-иллюстраций конкретно-телесного, на-лицах-выразимого использования энкодов в наших бытовых пьесах.
Создавал же графические воплощения энкодов широко известный в нужных кругах художник Георгий Мурышкин, он же — архитектор декораций 14-и известных фильмов, он же — оформитель модных магазинов и просто человек с очень образным взглядом на мир. Его «энкодография» проняла меня своей рельефностью и выпуклостью новых смыслов во вроде бы безнадежно «слепых» фразочках.
Визуальное расширение выводит энкоды на новый, мультимедийный уровень выражения, вслед за рисунками подтянутся энкодовые фото и кино, а зная Ходорыча, я даже не сомневаюсь, что обязательно будут осмыслены в этом направлении поэзия и музыка — песни-энкоды уже замелькали у него на Фейсбуке.

Больше жизни
Вторым не то чтобы недостатком, а скорее, утерянным преимуществом «Энкодов…» был дефицит собственно литературной части — конкретных приключений живых энкодо-пользователей в сюжетных историях. Примеры из жизни, конечно, встречались, но совсем уж невзначай и в стилистике «а вот помню был случай». Недочет исправлен самым кардинальным образом. Одна из новых глав книги и, на мой взгляд, фундамент всего учения — «Область применения энкодов» — начинается с практически детективной истории про Ходорыча, влипшего по ходу своих штудий в разборки с грузинскими мафиози. Ну точно «как в 90-е» (один из любимых энкодов Алексея). Несомненно, острая и вкусная лайфстори автора задает по настоящему боевой контекст важным теоретическим разумениям на тему «иногда лучше бежать, чем говорить» и придает оборонной классификации энкодов в высшей степени экзистенциальный аспект.
Больше концепта
В книгу вписано 5 новых глав, каждая из которых отвечает на четкие и фундаментальные вопросы. В полтора раза больше стало энкодов, занесенных авторами в реестр «признанных» и увековеченных списком в конце книги. Хотя мне кажется, что могли бы и больше занести. Но как говорит Ходорыч, оставили место для живого творчества масс. Мне же было интереснее увидеть, что стало с теоретической базой энкодов. Стоит признать, что база эта была доведена в своем совершенстве до диспута о свободе воли в 5-й главе книги. Дело дошло даже до философии Анри Бергсона, последователем которого неожиданно для самого себя вдруг оказался Алексей Ходорыч. На мой взгляд, он и Блаженного Августина зацепил, который блеснул в свое время просто энкод-шедевром «Не во власти человека то, что приходит ему в голову». Сам факт апелляции к таким именам и спорам уже говорит о том, что наши «энкодологи» вполне готовы играть на поле отборной Философии и самой прожжённой Схоластики. Энкоды автоматом попадают в реестр не только бронебойных аргументов в самом навороченном диспуте (см. название книжки выше), но и претендуют на лавры инструментов познания того, что у человечков свободно, а что не очень.

Больше выбора
Энкодов стало не просто больше, они развились, усложнились и разнообразились в многослойные и мультимедийные композиции. Мне нравятся энкоды со свободным полем значения, в Списке они помечаются звёздочками внутри себя, куда можно вставлять свое соавторство, см. энкод 31 по списку — «А помнишь книжку *** (например: А помнишь книжку «Тупой вопрос — глупый собеседник»?). Практически бесконечной вариативностью подкупает номер 119 — «В *** всегда больше покупателей, чем знатоков... (например: В жизни всегда больше покупателей, чем знатоков). Прямо накануне выхода книги, известный аналитик медиа Андрей Мирошниченко «постучался» в Список с идеальным в плане игры от контекста энкодом: «А как тебе такое, Илон Маск?» Ведь это же можно переработать сообразно контексту. Например, ты спел что-нибудь на самокате в прямом эфире и говоришь: «А как тебе такое, Юрий Лоза?»
Но абсолютно вне конкуренции для меня идут мультимедийные энкоды, за которыми мне мерещится будущее как «энкодологии», так и человеческого языка. Ну а если они несут еще и философский подтекст, то моментально проходят в мое «избранное» и сразу на призовые места. Я считаю, что Алексею Ходорочу пора уже вести отдельный реестр таких произведений, как картинка ниже, которой я хочу поставить точку в данной писанине и намекнуть авторам на перспективу их дальнейших исследований.

Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Лучшие научно-популярные книги должны стать бесплатными.
- Константин Симонов: «Нравственные долги надо платить».
«Мир коммунизма — дерзкий мир больших желаний и страстей». - Издатель и планета Земля .
Экология книжного дела. - Из цикла: Забытые имена русской словесности.
«Кровь казачья по колено лошадям». - Лучшие и худшие книги Пелевина, по мнению критиков.
- Путеводитель по романам Виктора Пелевина.
Рассказываем о самых ранних и самых новых произведениях знаменитого писателя. - Солнце русской литературы непобедимое.
Зачем читать самый длинный роман Пелевина, если вы не сделали этого месяц назад. - Писатель Виктор Пелевин: «Вампир в России больше чем вампир».
Об известном произведении и взглядах. - Викитека — библиотека Википедии .
Что из себя представляет проект свободной энциклопедии. - Не выбрасывай!
11 красивых и полезных вещей, которые легко сделать из хлама.